Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Проблема творческой свободы художника в повести Н.В. Гоголя «Портрет»

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 26.05.13. Сдан: 2012. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Проблема  творческой свободы  художника в повести  Н.В. Гоголя «Портрет».

Одно  из важнейших качеств   отечественной литературы - это религиозный характер отображения реальности.   Н.В. Гоголь совершенно особенно выражал свой религиозный опыт на страницах своих произведений.   Будучи гениальнейшим писателем,  он как никто иной чутко делится своим опытом религиозности. 

 В сознании большинства своих современников Гоголь представлял собой классическую фигуру писателя-сатирика — обличителя пороков человеческих и общественных, блестящего юмориста, наконец, просто комика развлекающего публику.

Иного Гоголя – подражателя святоотеческой традиции, писателя-аскета, глашатая Божественного гласа современники так и не узнали.

Наш современный  рядовой читатель в своих представлениях о Гоголе также субъективен.  Ему известен только Гоголь-сатирик, автор «Ревизора» и «Мертвых душ». Духовная проза Гоголя для наших современников практически не существует, однако нельзя понять и оценить гений Гоголя,  не зная его духовной прозы.

 Написанный  в переломное время в жизни  Гоголя «Портрет» является результатом его осмысления искусства как пророческого служения.     В первой редакции 1835 года автор увлекался религиозно - мистической тайной. В портрете ростовщика оказывается воплощенной в сакрально-реальном смысле душа антихриста. Во второй редакции 1842 года такого увлечения нет, но  Гоголь  выдвигает проблему возможности гибельного действия на человека творений искусства.

Вторая  редакция «Портрета», появившаяся в 1842 году, осталась не замеченной критикой, если не считать неодобрительного отзыва Белинского. Но Шевырев, прочитавший переделанный Гоголем «Портрет», писал ему в марте 1843 года: «Ты в нем так раскрыл связь искусства с религией, как еще нигде она не была раскрыта».1

Летом 1840 года Гоголь пережил болезнь, но скорее не телесную, а душевную. Испытывая тяжелые приступы «нервического расстройства» и «болезненной тоски» и не надеясь на выздоровление, он даже написал духовное завещание.  Затем последовало исцеление и Гоголь уверовал, что жизнь его «нужна и не будет бесполезна».  С этого времени он все более устремляется «горе». Постепенно возрастают его аскетические стремления, вырисовывается его христианский идеал. Он тянется к монашескому, уединенному и созерцательному образу жизни. Испытывая потребность  в очищении души Гоголь, одновременно стремится к очищению своего художественного таланта. Он «пророк», и он должен нести человечеству то, что сам Бог положил на его сердце.    

С лета 1842 года Гоголь живет за границей и немало времени посвящает чтению книг духовного содержания, уделяя преимущественное внимание святоотеческой литературе. Его письма сороковых годов наполнены просьбами о присылке книг аскетической и богословской направленности. В 1844 году он писал матери – «старайтесь видеть во мне христианина и человека, чем литератора».2 Это дело жизни он считал важнее  своего литературного творчества.

 Центральной  в повести Гоголя  «Портрет»  становится проблема свободы художника. Свобода – это возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов.  Формальная свобода предполагает возможность выбора из  альтернатив, выбора между добром и злом.  Такая свобода присуща естеству человека, она неистребима.  О другой свободе говорит Господь: «познаете истину, и истина сделает вас свободными». ( Ин 8, 32.)  Обозначим эту свободу как моральную.  Моральная свобода понимается, как  возможность реализовывать свой выбор.  Вместе с тем такая свобода ограничена, прежде всего,  падшим естеством человека. Апостол Павел говорит: « доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю.» ( Рим 7, 18-19).    Эта свобода предполагает усилие: «царство небесное, силою берется».  ( Мф 11,12.).  Человек может обращать свою свободу против воли Бога. Именно такое противление показывает Гоголь на примере истории души Чарткова. Подобные примеры имеются в Св. Писании. Первомученик Стефан обращается к иудеям: «вы всегда противитесь Духу Святому». ( Деян 7,51).

В «Портрете»  Гоголь различает две свободы: внешнюю и внутреннюю. Внешняя свобода, в его понимании, предполагает независимость в материальном смысле, а также свободу выбора.  Внутренняя свобода - это прежде всего свобода от страстей. Если сначала художник Чартков, не смотря на то что в нем были зерна тщеславия, зависти, сребролюбия мог выбирать, то после компромисса с темными силами,  он раболепно служит этим  силам. Эти мысли явно заимствованы Гоголем из святоотеческой письменности, где первоначальное состояние художника именуется прилогом, а последующее означено как пленение.

  Чартков   сначала переживает ситуацию внешней несвободы. Подчеркивается это преимущественно на пространственном уровне повести, в ограничении бытовой сферы: ветхость, замкнутость, зависимость от хозяина квартиры. Пространственные перемещения героя по городу тоже строго ограничены. (путь от училища к дому) Как только у него появляются деньги, он интенсивно осваивает новую плоскость пространства: без дела ездит по городу, снимает великолепную квартиру на Невском проспекте.  Однако, как влияет на Чарткова внешняя свобода и материальная независимость?  Он предательски порывает отношения со своим учителем.  По мысли Гоголя, разрыв с мастером прогнозирует прекращение развития таланта.

Обретение Чартковым внешней свободы сопряжено с потерей внутренней свободы.  Теперь он лишь игрушка в руках темных потусторонних сил. Общество диктует ему, как и что он должен изображать.  Ему заказывают портреты, он их пишет, так как угодно заказчикам  все более деградируя. Когда еще теплилась в нем божественная искра, то он еще мог сопротивляться, но по мере отдаления от Творца и приближению ко злу, он все более становится черствым и пишет картины уже автоматично, равнодушно, лишаясь таким образом и внешней свободы.

В повести, Чарткову противопоставляется    художник написавший портрет ростовщика, который кается и стремится очистить свой талант и свою душу, уходит от мира и становится монахом. Очистившись подвижнической жизнью отшельника, он возвращается к творчеству и пишет икону, которая поражает зрителей святостью изображенного. Видения духовного мира облекаются в художественную форму, в которой приобретает  значение язык красок.   Она требует для истинного своего осуществления соединения в одном лице художника и религиозного созерцателя и богослова. Искусство представляется здесь откровением в художественных образах. В иконе, написанной монахом-художником, все увидели плод его созерцательной деятельности  и были поражены духовностью изображенного.

 В  конце повести монах-художник  наставляет сына: «Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Другому простится многое, но ему не простится».  В этом смысле заключается проповедь самого Гоголя. Не простится, прежде всего, потому, что искусство есть талант Божий и каждый  кому он дан, его должен развить и приумножить для служения добру. 

В Гоголевском  « Портрете»  прослеживается связь  с евангельской притчей « о талантах». Каждому кому был дан талант проявил свою свободу и употребил талант на благо, или же закопал его и тем не преумножил.

 Синергия  как основная часть сотериологии  связана с антропологией  святоотеческой  письменности.  По мысли восточных  отцов  человеческая свобода  и благодать не мыслится одно  без другого.  Благодать проявляется  в немощи человеческого естества, но не уничтожает свободу человека. Человек всегда волен выбирать между добром и злом. В искусстве, которое запечетливает акт выбора человеческой свободной воли отражается сакральное начало – либо доброе  или соответственно злое. Проявление этих  начал мы можем ощущать своими душевными органами чувств, нашим метафизическим сердцем. 

Н.В. Гоголь анализируя свой путь писателя, утверждает важность служения искусства добру.  С героями своей повести он переживает состояния душевных религиозных исканий.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.