Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Наследие цивилизаций мезоамерики как аттракция в туризме (на примере цивилизации Майя)

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 26.05.13. Сдан: 2013. Страниц: 24. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава I. Взаимодействие человека и природы ………………….……………..5

1.1 Образование природной  среды Мезоамерики……..….…………..…......….5

1.2 Народы и языки Мезоамерики.………………………………..……….….....8

1.3 Род деятельности местных  поселений ……………………….….................13

Глава II. Исчезнувшая цивилизация майя: легенды и факты …….……........16

2.1 Этапы развития цивилизации  майя….…………………………...………....16

2.2 Особенности природопользования  в  классический период………...........21

2.3 Факторы, повлиявшие  на гибель цивилизации…………………………....24

Глава III. Современные майя……………………………………………...…...27

3.1 Современное состояние  наследия народов майя ………………………….27

3.2 использование наследия майя в туризме…………………………………...31

Заключение…………………………………………...…………………..……..33

Список литературы…………………………………………………………………...…35

Приложение…………………………………………………………...………...36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность исследования народов Мезоамерики – инки, ацтеки и майя обуславливается интересом современного общества к мифологии и религии древних цивилизаций, в частности к мифам и предсказаниям о конце света. Вокруг этих цивилизаций всегда существовал ореол мистики, созданный недостатком сведений и непониманием. Каждая из культур несет в себе изученный и еще изучаемый огромный культурный пласт, выраженный в творениях архитектуры, свидетельствах письменности, в останках ремесленного искусства, а также в дошедшем до нас языке. Сталкиваясь, каждый раз с древней культурой Латинской Америки, мы находим много интересного в ней и еще больше неразгаданного. Эта область истории и культуры практически не изучается как на уровне школьной программы, так и на уровне программ высших учебных заведений. В последнее время, за исключением литературных сведений, расширен доступ к территориям и местам, связанных с обитанием на них древних племен и народов. Между тем, благодаря открытию Южной и Центральной Америки, в обиход всего человечества прочно вошли картофель, табак, бобы, томаты, кукуруза, какао. Об этом же свидетельствует и обилие слов, взятых из индейских языков: географические названия, названия растений, с которыми европейцы впервые познакомились в Америке, названия животных, рыб, птиц.

Объектом курсовой работы является культура древних цивилизаций Южной и Центральной Америки.

Предметом – наследие цивилизации майя как туристская аттракция.

Так, историю древних культур  доколумбовой Америки изучали американцы, канадцы и испанцы. Научный интерес  к проблеме появляется не ранее середины XIX века. Вызван он был открытием  руин древних городов майя американским путешественником и дипломатом Джоном Ллойдом Стефенсон [1].

Современная Мезоамерика – динамично развивающаяся отрасль исторической науки. И хотя в истории древнейших цивилизаций Центральной и Южной Америки остается еще немало нерешенных проблем, успехи ее очевидны. Цивилизации майя, ацтеков, инков заняли достойное место в ряду цивилизаций Древнего мира, а их дальнейшее изучение позволит глубже понять закономерности мирового исторического процесса.

Целью курсовой работы является изучение процесса образования цивилизаций инков, ацтеков и майя и своеобразия их культур.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих  задач:

· дать общую характеристику Нового Света как уникальной исторической и культурной области, в которой зарождались и развивались цивилизации инков, ацтеков и майя;

·  исследовать исторические условия зарождения и становления  культуры и искусства племён майя;

·  рассмотреть письменность, астрономию и календарь майя как одно целое ядро данной цивилизации.

Структура дипломной работы. В соответствии с поставленной целью  и задачами, представленная курсовая работа состоит из следующих структурных элементов – введения, трех разделов, семи подразделов, заключения, списка использованных источников и приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Глава Взаимодействие человека и природы

1.1 Образование природной  среды Мезоамерики

     Территория  страны майя занимает юг Мезоамерики.  Особая культурно-географическая область – Мезоамерика – включает в себя Центральную и Южную Мексику, Гватемалу, Белиз, западные районы Сальвадора и Гондураса [см. рис.1]. Лишь несколько мест на нашей планете имеют такие же разнообразные природные условия, как Мезоамерика [2.c.12]. Большую часть Мексики занимает Мексиканское нагорье с окраинными хребтами Сьерра-Мадры. На северо-западе расположен гористый полуостров Калифорния, на юге – горная область Чьяпас и южная Сьерра-Мадре, на юго-востоке низменный полуостров Юкатан. Климат на большей части Мексики тропический, на севере субтропический, сильно меняется от характера рельефа. Более половины территории Мексики занимают аридные районы. Наиболее крупная река (на границе с США) – Рио-Браво-Дель-Норте. На юге Мексике много озер.     Область, в которой возникла и развивалась цивилизация майя, располагается на юго-востоке этой «земли контрастов». Пустыни располагаются узкими полосками, тянущимися вдоль верхнего течения реки Рио-Негро и по среднему течению реки Мотагуа. Здесь очень много тропических лесов – они покрывают гораздо больше пространства, чем в других областях Мексики.

Рельеф Гватемалы преимущественно  гористый, преобладают нагорья с  возвышающими над ними действующими и потухшими вулканами. На севере – плато Петен с карстовыми формами рельефа, на юге – узкая  полоса прибрежной низменности. Климат субэкваториальный. Осадков от 500-1000 мм в год на низменностях юга страны и плато Петен и до 2000-2500 мм на нагорьях. Наиболее крупные реки Мотагуа и Полочик.[1]

    Горные области  расположены на высоте свыше  399 метров над уровнем моря, у  основания огромных (высотой более  3000 м) вулканов, в том числе  и действующего, цепь которых  широкой дугой спускается от  мексиканского штата Чьяпас до  Центральной Америки. Эти огромные  горы сформировались в результате мощных вулканических извержений третичного и четвертичного периодов кайнозойской эры, во время которых на поверхность земли выбрасывалось огромное количество магмы и пепла. Так постепенно сформировались вулканические отложения толщиной около 100 м, поверх которых лежит тонкий слой богатых почв.

Юго-восточная часть полуострова  Юкатан (современный Белиз) представляет собой низменную заболоченную равнину. Лишь на юго-западе возвышаются горы Майя. Климат здесь тропический. Осадков  около 2000 мм в год. Главные реки –  Рио-Ондо, Белиз.

Север Сальвадора занимает продольная тектоническая впадина, по которой течет река Лемпа. Вдоль  побережья Тихого океана узкая приморская низменность. В центральной части  Сальвадора вулканическое нагорье  с двумя краевыми цепями вулканов. Климат тропический. Осадков от 600-700 мм в год во впадине Лемпы до 1500-2500 мм нагорье.

Территория Гондураса  преимущественно гористая. Большую  часть занимают нагорья высотой  до 2865 м. Вдоль побережий (на юге –  Тихий океан, на севере – Карибское  море) – низменная равнина, на северо-востоке  заболоченная низменность. Климат тропический. Осадков до 3000 мм в год. Наиболее крупные реки впадают в Карибское море.[1]

     В результате  тысячелетнего воздействия дождей  и ветровой эрозии возник сильно  изрезанный ландшафт, с глубокими  расщелинами, лежащими между скалистыми  утесами. Есть и несколько широких  долин, таких, как, например, та, в которой расположен город  Гватемала – столица Республики  Гватемала, или долины Кесальтенанго  и Комитан, в которых в течение  уже многих лет живут майя. Севернее цепи вулканов находится  группа древних скальных формаций  вулканического и метаморфического  происхождения, а еще дальше  располагаются цепи известняковых  скал, относящихся к меловому  периоду. Во влажном климате  окружающих их низин под воздействием  эрозии эти скалы приняли фантастические  формы, придающие нереальность  всему окружающему их ландшафту.

Растительный мир Мезоамерики  соответствуют климатическим условиям и ландшафтным особенностям. Большая  часть территории покрыта лесами. В жарком и влажном поясе это  вечнозеленые тропические леса с  ценными породами деревьев. На горных склонах растут смешанные, преимущественно  дубово-сосновые леса. Тихоокеанское  побережье Гватемалы, север Белиза и некоторые другие районы занимают саванны и кустарниковые заросли. В засушливых районах Мексики растительность пустынная и полупустынная.

Территория полуострова  Юкатан и прилегающая к нему северная часть территории Гватемалы представляют собой монолитную известняковую  плиту, вдающуюся в синие воды Мексиканского залива, которые омывают  Юкатан с севера и запада; восточное  побережье Юкатан омывается Карибским  морем. Из-за происходящих геологических  процессов эта известняковая  плита медленно поднимается из моря.

     В отличие  от гористых областей на юге  на равнинах ощущается нехватка  воды. Большинство рек в сухой  сезон пересыхает. Исключением являются  области, расположенные в западной  и юго-восточной части, где  находятся большие низменные  участки пойменных земель. Крупная  река Усумасинта с притоками  является самой важной речной  системой, которая питает северные  области горной Гватемалы и  округ Лакандон мексиканского  штата Чьяпас. Эта река течет  на северо-запад, мимо многих  обратившихся в руины «городов»  майя, неся свои мутно-желтые из-за  огромного количества ила воды  в Мексиканский залив. 

     Из рек, впадающих  в Карибское море, наиболее значительными  являются река Мотагуа, путь  которой к морю лежит через  покрытые соснами и дубами  холмы, пустыни и тропические  леса. Река Белиз, протекающая  через территорию Британского  Гондураса (современный Белиз)  и река Рио-Ондо, которая отделяет  эту бывшую британскую колонию  от Мексики. 

          В настоящее время лившиеся лесного покрова тропические почвы быстро уменьшают свое плодородие и становятся совершенно непригодными для земледелия, поскольку на их поверхности образуется корка из растрескавшейся глины. В подобных условиях единственно возможным остается практикуемый на протяжении многих тысячелетий метод подсечно-огневого земледелия, при котором через определенное время поле переносится на другое место, а использованному участку позволяют вновь зарасти лесом, что позволяет восстановить его плодородие. Несмотря на кажущуюся простоту, этот метод требует от земледельца огромного опыта.  Выбранный участок леса вырубается в конце осени или в начале зимы. Срубленные деревья и кустарники сжигают в конце сухого сезона, и повсюду в низменных лесных областях майя солнце становится тусклым из-за клубов дыма, который покрывает небо в это время года.

Далеко не вся территория Мезоамерики была благоприятна для  жизни людей. Продвижению человека мешали плотные лесные массивы, опутанные  лианами и прикрытые снизу  колючим кустарником. Ядовитые змеи, скорпионы, москиты и летучие  мыши-вампиры представлены здесь  более чем в избытке. Тропические  ливни смывали и уносили прочь  тонкий слой плодородной почвы, а  дождевую воду тут же впитывал пористый известняк. Однако, несмотря на действие этих неблагоприятных факторов, люди освоили эти территории и сумели создать высокие цивилизации, сравнимые  по уровню своего развития с древневосточными.

 

1.2 Народы и языки

До прихода европейцев, на территории называемой сейчас Латинская  Америка, находилось много древних  индейских цивилизаций, самые интересные из которых были – Инки – Майя – Ацтеки.

Империя Инков

Культура инков сформировалась относительно поздно. Задолго до появления инков, еще в III тысячелетии до н.э., на побережье обитали оседлые племена, которые занимались изготовлением хлопковых тканей и выращивали маис, тыквы и бобы. Древнейшей из великих андских культур считается культура Чавин (12–8 вв. до н.э. – 4 в. н.э.). Ее центр, город Чавин-де-Уантар, расположенный в Центральных Андах, сохранял свое значение даже в инкскую эпоху. Позже на северном побережье развились другие культуры, среди которых выделяется раннеклассовое государство Мочика (около I в. до н.э. – VIII в. н.э.). Мочика создали великолепные произведения архитектуры, керамики и ткачества. Имея в прошлом древнюю и высокую культурную традицию, инки были скорее наследниками, нежели родоначальниками перуанской культуры.

Легендарный первый инка Манко  Капак основал Куско приблизительно вначале XII в. Город лежит на высоте 3416 м над уровнем моря в глубокой долине, пролегающей с севера на юг между двумя крутыми хребтами Анд. Как повествует предание, Манко Капак во главе своего племени пришел в эту долину с юга. По указанию бога Солнца, своего отца, он швырнул золотой жезл себе под ноги и, когда тот был поглощен землей (добрый знак ее плодородия), основал в этом месте город. Исторические источники, частично подтвержденные данными археологии, указывают, что история возвышения инков, одного из бесчисленных андских племен, начинается в XII в., а их правящая династия насчитывает 13 имен – от Манко Капака до Атауальпы, убитого испанцами в 1533. [4]

 

Цивилизация Ацтеков

Ацте?ки — индейская народность в центральной Мексике. Численность свыше 1,5 млн человек. Цивилизация ацтеков обладала богатыми мифологией и культурным наследием. 1168 г.н.э. – начинается история ацтеков. Ацтеки (мешики или теночки) начинают свой исход из прародины Ацтланы, направляемые своим верховным богом войны Уицилопочтли. Около 1325 г. они основали город Теночтитлан, который был расположен на месте города Мехико, ставший в дальнейшем столицей самого могущественного государства Мексики. Первоначально теночки попали в зависимость от города Кулуакана. Это был огромный город, игравший важную роль в долине Мехико. Другим крупнейшим центром этого времени был город Тескоко, расположенный на восточном берегу Мексиканских озер. Около семидесяти городов платили дань его правителю Кинацину (1298-1357 гг.). Его преемнику Течотлалу удалось объединить все наречия долины Мехико в один ацтекский язык [2, с.15].

Разные общества и народы боролись в это время за господство в долине Мехико. В ходе этой борьбы происходило усиление тех или других центров. Крупнейшими среди них были Кулуакан, Аскапоцалко, Куаутитлан, Тескоко, Тлакопан.

Ацтеки принадлежали к  последней волне индейских племен, переселившихся из более северных районов  американского континента в долину Мехико. Культура этих племен вначале  не обладала какими-либо ярко выраженными чертами, но постепенно они объединились в единое прочное целое – ацтекскую цивилизацию.

Первоначально племена жили обособленно в своем селении  и удовлетворяли свои жизненные  потребности обработкой земли. Эти  ресурсы по возможности дополнялись  данью покоренных народов. Во главе  племени стоял наследственный вождь, одновременно выполнявший жреческие  функции. Религиозные представления  характеризовались сложной политеистической системой, основанной на поклонении природе, с выделением почитания одного или  нескольких богов в особые культы.

Процесс самостоятельного развития ацтекского государства и общества был прерван испанскими завоевателями  в тот момент, когда Теночтитлан  встал на путь создания единого централизованного  государства, опирающегося в своей  деятельности на прочный административный аппарат и единое для всей территории государства законодательство. Начало этого пути всегда сопровождается серьезными социальными потрясениями и определенной неустойчивостью государственной  власти. Это обстоятельство в немалой  степени определило успех конкистадоров.

В 1519 году Кортес начал свой поход к Мехико. Не осмелившись  вступить в открытую борьбу с ним, Монтесума II пытался всячески затруднить или замедлить продвижение конкистадоров. Это не имело успеха, и испанцы достигли Теночтитлана. Монтесума II вынужден был признать себя вассалом и данником испанского короля. Однако, такой шаг не спас государство ацтеков и его правителя от гибели. Согласно испанским источникам Монтесума II погиб во время восстания жителей Теночтитлана летом 1520 года (его побили камнями его подданные). По индейским версиям он был удавлен испанцами.

После смерти Монтесумы II верховным правителем ацтеков стал его брат Куитлауок, начавший деятельно готовиться к войне с испанцами, но через четыре месяца посел начала своего правления он умер от оспы. Вместо него правителем стал племянник Монтесумы Куаутемок.

В мае 1521 года испанцы под  предводительством Кортеса осадили  Теночтитлан. Методически разрушая город, Кортес брал его квартал за кварталом. Куаутемок попал в  плен к испанцам, после чего всякое сопротивление прекратилось и после  шестидесяти пяти дней осады Теночтитлан  пал. Вместе со столицей прекратило существование  и ацтекское государство.

 

Майя – одна из самых  загадочных цивилизаций Южной Америки.

Культура майя занимала огромное пространство – более 400 тыс. квадратных километров и охватывала нынешние мексиканские штаты Юкатан, Кампече, Кинтана-Роо, часть Табаско и Чья-паса, а  также территории современной Гватемалы, Белиза и западную часть Сальвадора и Гондураса. Майя – группа индейских  народов, родственных по языку. К  ним относятся индейцы юкатеки, лакандоны, чоли, чонтали, чорти, чухи, цельтали, цоцили, тотики, хакальтеки, хаустеки, киче, пакоман, покомчи и другие [см. прил.2]. Они живут в тропических лесах и горных долинах юго-восточной Мексики, Гватемалы, северного Гондураса и Британского Гондураса. Общая их численность – приблизительно 2,7 млн. человек. Собственно майя – индейцы юкатеки, живущие на полуострове Юкатан, в Мексике, Гватемале, их насчитывается около 600 тыс. человек. Из всех народов древней Америки майя (а также ацтеки и инки), пожалуй, наиболее известны [3].

В древности майя представляли различные группы, которые имели  общую историческую традицию. В связи  с этим, характеристики их культур  были сходными, физические черты совпадали, и говорили они на языках, относящихся  к одной лингвистической ветви.

Миграции населения привели  как к отдалению различных  групп, так и к сближению их с представителями других культур. Это породило ряд различных теорий в отношении того, какое место можно назвать зарождением культуры майя. Для некоторых исследователей это север Табаско и юг Веракруса, место, где группы майя контактировали с ольмеками. Вторая теория склоняется к тому, что эта культура зародилась в горах Гватемалы, где сформировалось земледельческое общество, которое выращивало кукурузу и также испытало на себе влияние культуры ольмеков. Культура ольмеков считается пракультурой, т.к. в ней берут начало те элементы, которые легли в основу развития других важнейших культур Мезоамерики. [2.c.28]

 В результате исследований, автором было сделано заключение, что примерно около 2500-2000 гг. до н. э., в районе современного обитания потомков майя Уэуэтенанго (Гватемала), существовала группа протомайя, члены которой говорили на одном языке. С течением времени этот язык разделился на разные языки майя. Впоследствии, носители этих языков эмигрировали и осели в разных районах, где позднее сформировалась зона майя и возникла высокая культура.

               

 

 

1.3.Род деятельности местных  поселений

Цивилизация ацтеков

Ацтекское государство было непрочным территориальным образованием, подобным множеству территориальных  империй древности. Характер его  экономики был полиморфный, однако основу составляло интенсивное поливное земледелие. Набор культур, выращиваемых ацтеками, был типичен для долины Мехико. Это – кукуруза, кабачки, тыква, зеленый и красный перец, многие виды бобовых и хлопок. Выращивался  также табак, который ацтеки курили большей частью в полых стеблях  тростника, наподобие папирос. Любили ацтеки и шоколад, приготавливаемый из бобов какао. Последние служили  и средством обмена. Сельское хозяйство  было важной стороной жизни в Теночтитлане. В кодексах ацтеков, а также в  испанских хрониках говорится о  том, что ацтекские землевладельцы создавали полосы плодородной земли, строившиеся на воде, используя ил и водоросли из окрестных болот. Эти искусственно созданные поля, чинампасы, разделялись каналами, а  края приходилось укреплять деревянными  подпорками или специально посаженными  деревьями, чтобы земля не обваливалась обратно в воду. Ацтекские чинампасы  были удивительно плодородными. Земледельцы  выращивали множество разнообразных  культур, включая маис, перец, томаты, тыкву, фасоль, пряности и цветы, кабачки, масленичные культуры, хлопчатник. Болота осушались с помощью сети каналов. Из сока агавы изготовлялся опьяняющий напиток пульке [2, с.56].

Ацтеки превратили большие  площади бесплодных болот, затоплявшихся  в дождливый сезон в участки, покрытые сетью каналов и полей, использую для этого систему  чинамп («плавучих садов»).

Домашних животных у ацтеков  было немного. У них водилось несколько  пород собак, одна из которых шла  в пищу. Наиболее распространенная домашняя птица индюки, возможно, гуси, утка и перепелка.

Значительную роль в ацтекской  экономике играло ремесло, особенно гончарное, ткацкое, а также обработка  камня и дерева. Металлических  изделий было немного. Некоторые  из них, например, тонко выкованные медные ножи в форме серпа служили  наряду с бобами какао средством  обмена. Золото употреблялось ацтеками только для изготовления украшений, а серебро, вероятно, представляло большую  ценность. Важнейшее значение у ацтеков  имел нефрит и камни, напоминающие его  по цвету и структуре.

Рынок находился в одном  из районов Теночтитлана под названием  Тлательолко. Судя по описаниям испанских  солдат, им никогда прежде не доводилось видеть такого большого и хорошо организованного  рынка с таким огромным разнообразием  товаров, как в Теночтитлане.

 

Майя

     Приблизительно в конце 8-го тысячелетия до н.э. ледниковый щит, до этого времени покрывавший большую часть северных областей материка Америка, начал стремительно отступать. В течение следующих пяти с половиной тысяч лет во всех областях нашей планеты климат был теплее, чем сегодня. В Европе это время интервал носит название «климатический оптимум», но для многих частей Нового Света установившиеся климатические условия были не столь благоприятными, особенно для охотников.

     Сочетание  жаркой, сухой погоды, из-за которой  территории, раньше покрытые травой, превратились в пустыни, и охоты  человека оказались роковым для  крупных травоядных. Они практически  исчезли. Индейцы, живущие на  территории мексиканских нагорий,  были вынуждены приспособиться  к иному образу жизни, основой  которого был сбор семян и  корней дикорастущих растений  и охота на меньшую и более  редкую дичь.

     Способы ведения  хозяйства, расселения, характерные  детали используемых ими орудий  свидетельствуют о том, что  эти народы вели полукочевой  образ жизни. Индейцы, заселявшие  Мексику в архаический период, были частью «пустынной» культуры, которая в это время широко распространялась от юга Орегона, через территорию нагорья Большой Бассейн в Америке, где эта культура продолжала существовать еще в XIX в., до юго-восточных районов Мексики [2.c.36]

Земледелие один из основных родов деятельности народа цивилизации майя. Способы возделывания земли и используемые технические средства и по своему уровню и качеству уступали тем же способам и средствам европейцев. Тем не менее, благодаря высокой доле вовлечённого в процесс населения, наличию помимо полей дворовых участков, совокупный объём производимой сельскохозяйственной продукции удовлетворял потребностям всех слоёв общества майя. Культура земледелия древних майя была тесно связана с мифологией, поэтому во многом была определена жреческим культом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Исчезнувшая цивилизация майя: легенды и факты

2.1 Этапы развития цивилизации  майя

     История майя  условно разделена на периоды,  следующие один за другим в  хронологической последовательности: доклассический, классический и  постклассический, каждый из которых  подразделяется на раннюю, среднюю  и позднюю эпохи (см.табл.1). Речь  не идет о последовательной  эволюции, как можно предположить  по префиксам до- и пост-. Это  всего лишь наименования периодов. Это эволюционная схема, скалькированная  с типовой биологической модели: рост – зрелость – упадок.

 

             Таблица 1. Хронология цивилизации майя [выполнено автором]

Название периода

года

ранний доклассический

2000 - 900 гг. до н.э.

средний доклассический

900 - 400 гг. до н.э.

поздний доклассический

400 г.до н.э. - 250 г.н.э.

ранний классический

250 - 600 гг. н. э. 

поздний классический

600 - 900 гг. н.э.

постклассический

900 - 1521 гг. н.э.


 

 

   Хронологические  границы, приписываемые каждому  периоду, усреднены или компромиссны. Они соотнесены с культурными  изменениями, выбранными в качестве  ориентиров с некоторой дозой  произвольности. Следует учитывать,  что эти изменения не происходили  везде одновременно; различные регионы  страны майя встали на путь  развития цивилизации в разное  время и развивались в различном  ритме. Об истории народа майя  можно говорить, только начиная с доклассического периода (2000 г. до н. э. – 250 г. н. э.).

     Во времена  архаической эпохи, которая продолжалась  с середины 2-го тысячелетия до  н. э. примерно до II в. н. э., на всей территории области майя появилось много крупных поселений [см. прил.3]. Они состояли из хижин, крытых тростником, похожих на те, в которых занимающиеся сельским хозяйством индейцы майя живут и поныне, что подразумевает, что к этому времени здесь уже существовало по-настоящему эффективное сельское хозяйство. Что же послужило толчком к этому? Некоторые ученые считают, что причиной послужило резкое увеличение урожайности растений маиса в результате гибридизации маиса и его жизнестойкого родственника теосинта. Переход к более развитому образу жизни архаической эпохи осуществлялся в первую очередь в областях с благоприятными природно-климатическими условиями, которые изобиловали легкодобываемыми дикими животными и растениями, где были плодородные и легкообрабатываемые почвы. Именно там и появились первые оседлые поселения [2.c.41].

 

Доклассический период

    На этом этапе культура майя была зависимой. Хотя проявляются уже со всей очевидностью ее своеобразные черты, особенно в многочисленных фигурках с ярко выраженными этническими особенностями этого народа. В ранний Доклассический период общество майя составляли группы семей, объединенных одним языком, обычаями и территорией. Они объединялись для возделывания почвы и рыболовства, охоты и собирательства с целью добычи продуктов питания для выживания. Позже, с развитием земледелия, были сооружены оросительные системы, и расширился ассортимент выращиваемых культур, часть которых уже шла на продажу. Ускорился рост населения, началось строительство городов и крупных церемониальных центров, вокруг которых оседал народ. В результате разделения труда появились классы. С Доклассического периода майя начали строить отдельные сооружения, в которых угадывается влияние и других культур. Позже архитектура майя стала выражать мистические и религиозные идеи; поэтому в центральной части городов возводились храмы и дворцы, площадки для игры в мяч, а жилые постройки располагались в окрестностях.

 

Раннеклассический период

В течение раннего классического  периода появляются типичные черты  культуры майя: строительство храмов с использованием ступенчатого свода, культ времени, нашедший выражение  в невероятно точном его отображении  на стелах с высеченными иероглифами, которые не только говорят о хронологии событий, но и представляют собой  литературные источники. На этом этапе  полностью прекращается влияние  других культур. Начало классического  периода отмечено появлением первых дат на монументах, строительством зданий с майяйским сводом и изготовлением  полихромной керамики специфических  форм. Перекрытие в форме майяйского свода появилось в некоторых  гробницах на несколько веков  ранее, чем на зданиях классического  периода. Классический период не только характеризуется предполагаемым появлением некоторых новых черт, но и является логическим результатом технического, экономического, социального, политического, религиозного и художественного  развития общества майя. В земледельческой  технике не произошло заметного  прогресса, и палка-копалка продолжала оставаться основным или даже единственным орудием труда; прогресс состоял  в том, что начали возводиться  земледельческие террасы в горных районах с целью задержания дождевых вод и предупреждения эрозии, а  также в прокладке оросительных каналов, отводивших воду от естественных источников (озер, лагун, ручьев, рек) или  даже искусственных водохранилищ (впадин, покрытых глиной, простых запруд). Эти  сооружения часто встречаются на Гватемальском нагорье и в  Белизе. В попытке достигнуть большей  интенсивности земледелия, чем так  называемое подсечно-огневое, удалось  сократить время, при котором  участки земли находились под паром [1].

 


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.