Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Торговля и купечество Барнаула

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 26.05.13. Сдан: 2013. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание работы:                                                 

 

Введение………………………………………………………………3-4

1. Основные тенденции и направления  в развитии

торговли Барнаула в конце ХIХ  – начале ХХ века.………………...5-9

2. Изменения в среде  купечества…………………………………….10-12

3. Общественная жизнь и меценатство в среде купечества………..13-17

Заключение…………………………………………………………….18

Приложения……………………………………………………………19-20

Список литературы……………………………………………………21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           

                                              

Введение.

         Отмена крепостного права, истощение природных ресурсов, неспособность заводского руководства работать в новых условиях, привели к упадку горного производства и закрытию в 1893 году Барнаульского завода. Жизнь в городе замирает, но ненадолго. Барнаул быстро меняет свою производственную ориентацию и, как писал в 1911г. "Сибирский торгово-промышленный календарь", "из мирного и безмятежного уголка Петербурга с повадкою неспешащего в делах аристократа Барнаул становится весьма крупным торговым центром, живым и бойким коммерсантом"[2]. А коммерсантом Барнаул оказался действительно очень бойким. В конце ХIХ века город вышел на третье место в Западной Сибири по торговым оборотам - впереди оказались только Томск и Тюмень.

               В наши дни, как никогда ранее, в российской исторической науке велик интерес к фигуре предпринимателя и его роли в экономической, общественной и культурной жизни страны. Особый интерес представляет период второй половины XIX — начала XX в., когда буржуазные реформы ликвидировали многие препятствия на пути развития предпринимательства, и в России шел процесс активного формирования буржуазии. История развития торговли, формирования купечества, как главного предпринимательского сословия, составлявшего костяк отечественной буржуазии, по словам Н. А. Миненко «все более прочно утверждаются на историографическом поле».[5] Появилось немало справочных изданий, монографий, статей и еще больше популярных работ по указанной проблематике.[12] Особое внимание исследователей обращено купечеству Москвы и Центрального района, Петербурга, меньше — провинциальному купечеству. Досконально исследуется жизнь и деятельность крупнейших представителей делового мира России — Морозовых, Рябушинских, Прохоровых и др.[14]

           Барнаульское  купечество представляло собою одну из значительных по численности и своеобразных по источникам формирования и деятельности групп российской буржуазии, являясь частью сибирского купечества. Условия формирования и деятельности купечества Сибири в значительной степени отличались от Европейской России. С одной стороны, Сибирь фактически не знала помещичьего землевладения[11] и феодальные пережитки в целом здесь были значительно слабее. Не играло здесь такой значительной роли, как в Центре страны, дворянское предпринимательство, что открывало более широкие перспективы перед гильдейским купечеством. Вплоть до постройки Сибирской железной дороги (90-е гг. ХIХ в.) иностранный капитал не имел большого значения в экономике региона, и это также было на руку местному купечеству. Именно гильдейский купец в пореформенной Сибири был главной фигурой в коммерческой деятельности, в то же время росла его роль и в общественной жизни региона, особенно городов. Его историей занимались ученые крупных научных центров региона — Томска, Иркутска, Новосибирска, а в последние годы и Барнаула, Омска, Якутска и других городов.[4] Усилия исследователей региона по данному направлению в 90-е годы были объединены работой над «Краткой энциклопедией по истории купечества и коммерции Сибири», изданной в 1994–1999 гг. в 10-ти книгах в Институте истории Сибирского отделения Российской Академии наук. 90% статей этого издания посвящены персоналиям — отдельным купцам или купеческим семьям. Собранный материал представляет фактически банк данных, являющийся фундаментальной основой для дальнейшего изучения купеческого сословия, подготовки аналитических исследований по проблематике.

         Изучением вопросов и тенденций  развития торговли Барнаула занимается, в основном, научный мир историков Алтая. В этой связи наиболее интересны работы Скубневского В.А. « Барнаул купеческий», также совместная работа Скубневского В.А., Старцева А.В.. Гончарова Ю.М. «Предприниматели Алтая. 1861-1917. Энциклопедия предпринимательства».

         Непосредственно процесс формирования купечества на Алтае и его положения рассмотрен в работе  Гончарова Ю.М. «Социально-правовое положение купеческого сословия во 2 пол. В ХIХ – начале ХХ века». Также интересны работы по развитию торговли Бородавкина А.П., Винниковой Т.М., Тяпкина М.О., Тяпкиной О.А. и др.

             Источниками для написания данной  работы явились документы и  материалы, опубликованные в исторических  сборниках, документы по истории  церквей, история Алтая в документах  и материалах и т.д.

           Актуальность изучения данной  темы тесно связана с повышенным вниманием к историческому наследию предпринимательского движения в крае, пропагандой традиций и достижений в сфере предпринимательства.

          Целью данной работы является изучение развития, основных направлений и изменений в сфере торговли Барнаула в конце ХIХ – начале ХХ века, изучение общественной роли и образа жизни, взглядов купечества Барнаула, его отдельных представителей, меценатства и пожертвований купечества и его места  в общественной жизни города.

         

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Основные тенденции и направления в развитии

торговли Барнаула в конце ХIХ – начале ХХ века.

 

          В конце ХIХ - начале ХХ века определяющую роль в экономике Барнаула играла торговля. Будучи центром богатейшего сельскохозяйственного района, город становится крупнейшим на Алтае пунктом скупки и вывоза зерна и масла.

          К концу ХIХ века по оборотам  хлебной торговли Барнаул занимал  первое место среди других  алтайских городов. Росту торговли хлебом способствовал постоянный рост числа переселенцев, и, как следствие, развитие товарного сельского хозяйства, увеличение численности городского населения, растущий спрос на хлеб в других губерниях, на золотых приисках, развитие винокуренной промышленности, работавшей на пшенице, и ряд других.

           В начале 90-х годов Россию поразил голод и сопутствующая ему эпидемия холеры. Центром бедствия стало Поволжье, беда охватила также Урал и Зауралье. Но именно эти годы оказались благоприятными для земледелия Алтая, и здесь стоимость пшеницы была фантастически низкой - 25-30 коп. за пуд. Неудивительно, что в это время Барнаул становится центром крупных торговых операций. "Город был запружен подводами с хлебом, по некоторым улицам буквально невозможно было пройти, не только

проехать, - писал  один из современников. - Всякое сколько-нибудь пригодное здание превращалось в  хлебный склад... Целые горы хлеба, едва прикрытые брезентом, лежали во дворах прямо на открытом воздухе". Предприниматели спешно строили амбары, расширяли пристани, покупали баржи и пароходы для перевозки зерна. За короткие сроки существенно умножили свои капиталы многие барнаульские хлебные торговцы, в их числе Морозовы, Платоновы, Грязновы, Федуловы и другие.  В газете того времени писали: « На Алтае и в Семипалатинской области пароходчики скупили 15 млн. пудов зерна и сами перевозили его… Хлеб, купленный на Алтае по 25-30 коп. за пуд, они продавали в Тюмени по 1 руб. 70 коп.»[9].

              Хлебной торговлей занимались, в  основном, купцы. В конце ХIХ в. наметилась тенденция соединения хлеботорговли и пароходства в одних руках. После окончания "хлебной горячки" барнаульская пристань не потеряла своего значения и являлась одной из самых крупных в бассейне Оби. В 1893 г. в Барнауле была основана крупнейшая в Объ-Иртышском бассейне пароходная компания Е.И. Мельниковой, которая к 1910 г. насчитывала 10 пароходов и большое количество барж. Пристань компании имела 6 дебаркадеров, а в Бобровском Затоне располагались ремонтные мастерские. Е.И. Мельникова первой в Западной Сибири приобрела пароходы "американского типа" - двухпалубные с каютами разных классов и стала уделять внимание не только грузовым, но и пассажирским перевозкам. В 1910 году был создан речной флот другого барнаульского пароходчика - Ельдештейна, состоявший из 5 пароходов и 12 барж [4].

              Помимо пароходчиков, скупкой зерна  занимались также владельцы мукомольных  мельниц и торговцы-ростовщики. Крупными мукомолами являлись барнаульские купцы Федуловы, имевшие паровую мельницу в селе Повалиха. Эта мельница производила муку нескольких сортов, самой лучшей считалась крупчатка. Повалихинская мельница имела специально выстроенные производственные корпуса с паровыми двигателями и была оснащена импортным оборудованием. В 1896 году на Всероссийской Нижегородской выставке крупчатая мука Федуловых была удостоена бронзовой медали.

    Таким образом, в 90-е годы ХIХ века Барнаул был самым крупным хлеботорговым центром Алтайского округа. Однако, его позиции сильно пошатнулись во время голода на Алтае в 1901-1903 г.г. из-за произошедших засухи и нашествия на посевы хлеба насекомых-вредителей. После голодных лет город утрачивает свою монополию в хлеботорговле из-за появившихся сильных конкурентов в лице Бийска, Новониколаевска, а также ряда сел. Так, в 1906-1910 г.г. отправка хлеба составляла: из Новониколаевска – 6,3 млн. пудов, а из Барнаула – 4,9 млн. пудов [11].

          Большие прибыли барнаульским предпринимателям приносили производство и продажа спиртных напитков. Некоронованным водочным королем Алтая был Константин Павлович Платонов, дворянин, бывший служащий горного ведомства. Он являлся владельцем самого большого в крае Иткульского винокуренного завода, открытого совместно с купцом Г.Т. Бадьиным в 1868 году в деревне Соколово под Бийском. После смерти Г.Т. Бадьина в 1872 г. совладелицей винокуренного завода стала его жена Елена Ивановна, вышедшая замуж за чиновника Судовского. К концу XIX века компания "Платонов и Судовская" изготовляла более 200 тысяч ведер спирта, а в начале XX века, уже при Иване Константиновиче Платонове, - до 400 тысяч ведер. В Барнауле у Платоновых был небольшой водочный завод, на котором из иткульского спирта делали водки, наливки и ликеры. Известно, что наливка "Нектарин из китайских яблочек", изготовленная мастером Невлером, получила в 1896 году на Всероссийской Нижегородской выставке бронзовую медаль. Платоновы занимались не только винокурением, они являлись владельцами золотых приисков, стекольного завода, мельницы в Зудилово, держали переправу через Обь [12].

           В 1894 г. начал работу винокуренный завод, выстроенный под Барнаулом торговым домом "Братья Ворсины и Олюнина". Завод был оснащен паровыми двигателями, размещался в кирпичных корпусах, вокруг него вырос заводской поселок. Кроме винокуренного, Ворсины с 1883 года содержали Троицкий пивоваренный завод со средней годовой производительностью 7 тысяч ведер пива в год. Былая слава Ворсиных сохранилась до настоящего времени [11].

             В конце Х1Х-начале XX вв. Барнаул становится одним из крупнейших в Сибири центров по скупке и вывозу сливочного масла. Вкусовые свойства алтайского масла в Европе ценились очень высоко, его охотно покупали в Германии и Англии, Швеции и Франции. Организаторами экспорта алтайского масла стали иностранные, прежде всего, датские и английские фирмы, которые одновременно с этим продавали сепараторы, бочонки для транспортировки продукции и прочие "принадлежности молочного хозяйства". В начале XX столетия в Барнауле действовало от 15 до 20 иностранных компаний, специализирующихся на продаже сепараторов, сельскохозяйственной техники и скупке масла [10]. В 1914 г. они скупили масла на 8 млн. руб. и продали техники на 1 миллион. По размерам операций выделялись датские фирмы "Сибирская компания", "Линд", "Лунди Петерсен", американская "Международная компания жатвенных машин" и другие. Во время Первой Мировой войны объемы маслоторговли резко снизились. Железные дороги заметно сократили перевозку гражданских грузов, вывоз масла в Германию был запрещен, прекратился подвоз сепараторов и других принадлежностей для маслодельческой отрасли. Кроме того, иностранные фирмы по скупке масла пострадали во время мобилизации в Барнауле летом 1914г., когда призванные на войну солдаты в порыве патриотических чувств разгромили почти все отделения  иностранных фирм, не разбираясь, какая принадлежит немцу, а какая – англичанину.[9]

        По вывозу других сельскохозяйственных продуктов – мяса, шерсти и пр. – Барнаул занимал второстепенные позиции. Значительно увеличился вывоз мяса лишь в военные годы, в результате поставок в армию и проведения в 1915г. Алтайской железной дороги.

            Традиционным и прибыльным делом в Барнауле являлась "мануфактурная", т.е. текстильная торговля. В начале XX века в городе стали строиться универсальные магазины, в которых текстильные товары играли главную роль. Это относится к универмагам Морозовых, Поляковых, Второвых, где торговали не только тканями, но и обувью, галантереей, часами, табаком, вином, ювелирными изделиями, музыкальными инструментами и многими другими товарами.   В начале ХХ века в городе насчитывалось свыше 30 магазинов этого профиля с оборотами на 4,2 млн. руб.[14] Для ведущих фирм города продажа текстильных и галантерейных товаров играла первенствующее значение, хотя, в основном, их торговля была универсальной. Среди крупнейших предпринимателей этой отрасли необходимо назвать торговый дом «А.Г.Морозов с сыновьями», И.Ф. Смирнова. Морозовы имели 10 магазинов, которые вели  торговлю широким ассортиментом всевозможных промышленных товаров: от иголок до экипажей. Это же относилось к деятельности купца И.Ф.Смирнова, которому принадлежал самый большой в городе магазин – пассаж.

В 1913 г. по заказу АКРИД на свет появилось здание, в то время известное как «Торговый  дом купца Полякова», архитектором которого являлся Н. Шульдаль. Весьма удачно вписался в архитектуру здания мансардный этаж. Правда, для его осуществления была несколько изменена конфигурация кровли. Изменения не коснулись фасада здания, и он остался прежним. С момента своего основания магазин не изменял своему профилю. Будучи торговым корпусом И.И. Полякова, он реализовывал промышленные товары, обувь, ковровые изделия, посуду и др. Здание существует и в настоящее время. В 1986 г. «Красный» пережил реконструкцию и в качестве торговой площадки был освоен второй этаж здания. Теперь-то продажа развернулась вовсю, так как общая площадь магазина составила 1250м2. И все же, почему универмаг назвали именно «Красным»? Может быть, потому что он сделан из красного кирпича? Или находится на «красной» улице? А может, потому что само здание потрясает своей красотой и изящностью (ведь раньше существовало такое выражение «красная девица», то есть красивая)? Как бы то ни было, но «Красный» вот уже на протяжении многих лет входит в число ведущих магазинов города. Широкий ассортимент предложенных товаров позволяет покупателю найти именно то, что нужно. В 2006-2007 г.г. был проведен капитальный ремонт здания. Богатая история и верность традициям делают универмаг одним из самых уважаемых, красивых и в то же время престижных магазинов Барнаула.[11]

                 На улице Ползунова сохранилось здание универмага Морозовых, на втором этаже которого размещалось отделение Русско-Азиатского банка. На углу Московского проспекта и улицы Л. Толстого располагался крупный винно-бакалейный магазин торгового дома "Д.Н. Сухов и сыновья", в котором можно было найти напитки на любой достаток и вкус. Сохранившаяся часть этого здания входит в корпус современного торгового комплекса "7 Континент".    Самый крупный магазин дореволюционного Барнаула - пассаж Ивана Федоровича Смирнова - был построен в 1909 году и до настоящего времени не сохранился. Здание выходило фасадами на Московский проспект, Пушкинскую и Гоголевскую улицы, занимая целый

квартал. На первом этаже размещались отделы обувной, галантерейный, канцелярский, аптекарский, винно-бакалейный, на втором - контора владельца, шляпная мастерская, отделение Русского для внешней торговли банка.

  Промышленность по своим размерам и по влиянию на экономическую жизнь города заметно уступала торговле.

          В конце ХIХ - начале ХХ веков уменьшается роль городских ярмарок, уступая место стационарной торговле. Торговая сеть Барнаула накануне Первой Мировой войны при населении города в 70 тыс. человек насчитывала 500 магазинов, из которых 160 торговали бакалейными и гастрономическими товарами, 28 – одеждой и обувью, 29 – шубами и валенками.. 25 – мясом и колбасами и т.д. В городе имелись собственные магазины кампании «Зингер», крупнейшей в России торгово-промышленной фирмы « А.Ф. Второв с сыновьями». Имелись склады по продаже продуктов из нефти фирмы «Нобель», китайский чайный магазин  «Ван Ху Син».[12]

       По сравнению с предшествующим  периодом в городе выросло  число купцов 1-й гильдии. Если в 1897г. в Барнауле свидетельство 1-й гильдии выбирал только торговый дом  «Д.Н. Сухова сыновья», то в 1903-1905 г.г. к нему прибавились А.Г.Морозов, И.Ф. Смирнов, И.И. Поляков. К 1907г. приобрел свидетельство 1-й гильдии купец М. Страхов, а по свидетельствам первого разряда торговали А. Второв, В. Бодунов, Г. Грязнов, И. Федулов и другие [11]. Большинство предпринимателей не только имели торговые заведения, но и владели промышленными предприятиями. Это делалось для того, чтобы убытки, понесенные одним заведением, компенсировались за счет другого. Например, Платоновы сочетали винокуренное производство с мукомольной и хлебной торговлей, И.И. Поляков торговал бакалеей, чаем и сахаром, и в то же время владел крупным промышленным заведением по изготовлению шуб.

        Несмотря на универсальный характер предпринимательства, в рассматриваемый период прослеживается определенная специализация в деятельности барнаульских деловых людей. Так,  винокурением и пивоварением, а также продажей своей продукции занимались Ворсины, Андроновский, Поскотинов, владельцами крупных мукомольных мельниц. Торговцами мукой и зерном являлись И. Федулов. Наследники Грязнова, Корелин, пароходовладельцами были Е.И. Мельникова. Наследники Ельдештейн, Фуксман, Мошкин; мануфактурой. Галантереей. Бакалеей торговали А. Морозов, И. Смирнов, П. Сухов и т.д.[12]

         Среди барнаульского купечества можно выделить группу старых фамилий, т.е. тех, кто торговал, или имел промышленные заведения в городе еще в 80-90-е г.г. ХIХ в. (Морозовы, Суховы, Смирновы, Поляковы, Ворсины, Федулов), и группу, представленную предпринимателями нового поколения, в основном, выходцами из крестьян и мещан, часто из Европейской России (Мельниковы, Ельденштейн, Кашин, Голдырев и др.).

         Опасными конкурентами алтайских  предпринимателей были более  мощные компании из центра страны. Например, крупнейшая торговая фирма России и Сибири «А.Ф. Второв и сыновья», имевшая свои универсальные магазины во многих городах Сибири, в том числе и в Барнауле, стремилась полностью монополизировать мануфактурную торговлю и постоянно вела борьбу со своими конкурентами [8]. 

          Быстрое развитие коммерческой деятельности в городе было бы невозможно без солидных кредитов. В 1894 году в Барнауле было открыто отделение Сибирского торгового банка, в 1908 году - Русско-Азиатского, в 1909 - Русского для внешней торговли, в 1912 г. - Государственного банка. Помимо этого в Барнауле в 1912 г. был учрежден городской общественный банк имени купца 2-й гильдии В.Г. Бодунова, который оставил по завещанию 10 тыс. рублей для его открытия. Банки кредитовали торговлю, строительство магазинов, пароходство, пищевую промышленность, способствуя тем самым быстрому экономическому развитию города. Рост Барнаула и развитие его хозяйства сопровождались формированием торгово-промышленного класса. Хотя купеческая прослойка в составе городского населения была невелика, но именно гильдейское купечество составляло верхний слой предпринимателей, связанных особыми корпоративными интересами, дружескими, а нередко и родственными связями. Их отличала удивительная предприимчивость, деловая хватка, умение находить самые прибыльные сферы приложения капитала.[5]

          Таким образом, в конце ХIХ  – начале ХХ веков Барнаул  окончательно превращается  в крупный торговый центр. Торговля города по своим масштабам значительно превосходила промышленность. После завершения строительства транссибирской магистрали Алтай получил возможность вывозить сельскохозяйственную продукцию на европейский рынок, а из Европейской России, наоборот, получать мануфактурные и промышленные изделия.

 

2. Изменения в  среде купечества.

 

             Серьезные изменения произошли в самой предпринимательской среде. О русском купце сложился определенный негативный стереотип: обманщик, невежа, эксплуататор, вне конкуренции по потреблению спиртного и по обжорству, деспот в семье и т. д. Достаточно вспомнить образы купцов из произведений А.Н. Островского, А.М. Горького, В.Я. Шишкова и многих других дореволюционных и советских писателей. Безусловно, подобные персонажи встречались в купеческой среде. Но была и другая сторона жизни купечества, о которой у нас долгие годы не вспоминали. Жизнь купца не состояла, да и не могла состоять лишь из застолий и кутежей. Подобные представители делового мира, зачастую, стремительно разорялись. Для большей части купечества была характерна деловая хватка, предприимчивость, постоянный труд. Для успешной коммерческой деятельности, помимо капитала, требовались энергия, интуиция и особый организаторский талант, которым обладали далеко не все.    В России сложились собственные принципы, которые, с одной стороны, учитывали достижения западноевропейского предпринимательства, а с другой - увязывались с особенностями развития хозяйства и национального характера. Академик В.П. Безобразов в своей книге "Народное хозяйство

России" выделил черты народного характера, на которые опиралось

русское предпринимательство:

  • "чувство меры, которое уравновешивает все разнообразные душевные порывы, движение увлечения всяких других чувств и страстей, соразмеряет важность различных целей и силу наличных способов их достижения;
  • практический расчет - умение сосредоточиться на ближайших и важнейших целях жизни и пожертвовать в момент действия всеми более отдаленными, хотя бы и возвышенными целями;
  • самообладание среди разнородных потребностей жизни и стремление к их удовлетворению;
  • трезвость характера, не позволяющая увлекаться никакими чувствами и страстями, удаляющими от поставленной задачи, от начатого предприятия;
  • сила воли, непрерывно поддерживающая бодрость духа, не позволяющая предаваться излишнему самообольщению при удаче и излишнему унынию при неудаче, всегда дающая рассудку господство над порывами чувств".[13]

        В конце ХIХ - начале XX в. в активную деятельность включается следующее поколение барнаульских капиталистов, которое сформировалось в новых экономических и социальных условиях. Как отмечал знаменитый ученый, путешественник и общественный деятель Сибири Г.Н. Потанин, это "класс людей, который можно назвать "благородной буржуазией". Это ряды жертвователей по убеждению, люди, сами принимавшие участие в трудах интеллигенции".    В отличие от своих отцов, они получали образование, бывали за границей, обладали более широким кругозором и разнообразными интересами. Сохранившиеся архивные данные свидетельствуют о более высоком уровне образования молодых предпринимателей. Так, барнаульский купец 1-й гильдии Н.Т. Сухов был безграмотным, а его сыновья и внуки грамотными. Внук Павел Дмитриевич учился даже в Московском коммерческом училище, правда, не окончил его. Сын Е.И. Мельниковой Александр окончил Пермское реальное училище. Крупный купец и винозаводчик А.Ф. Ворсин имел домашнее образование, а его сын Николай окончил Рижский политехнический институт, стажировался в Австрии и Германии. Сын барнаульского купца И. Федулова Петр окончил столичный технологический институт, начинал учиться на физико-математическом факультете Петербургского университета сын барнаульского миллионера К.П. Платонова Иван и т.д.

           Это вело к тому, что общественная деятельность купечества постепенно утрачивала узкосословную направленность и приобретала более широкий характер, объективно отражавший интересы не только деловых людей, но и других слоев населения города. Пожертвования на развитие культуры и образования, на нужды церкви и здравоохранения, забота о сиротах, инвалидах, бездомных, заключенных и других категориях обездоленного населения - все это было обычной статьей расходов барнаульских предпринимателей.

            Созидательная деятельность деловых людей проявлялась как в профессиональной деятельности, так и в быту. Купцы Пуртовы еще в конце XVIII века первыми в Барнауле сделали попытку посадки яблонь, с именем купцов Суховых связано появление в городе электрического освещения. Произошло же это событие в конце 1898г. "Блок-электростанция" была размещена на первом этаже каменного двухэтажного дома Павла Дмитриевича Сухова по адресу ул. Большая Тобольская 24 (ныне ул. Л. Толстого) и была предназначена для освещения усадьбы самого П. Сухова, двухэтажного жилого дома, одноэтажного магазина, подсобных помещений.

           Сын купца 1-й гильдии А.Г. Морозова Михаил первым в городе приобрел автомобиль, что вызвало оживленные споры среди гласных городской Думы. Некоторые из них предлагали "...воспретить Михаилу Морозову ездить в черте города на автомобиле", ссылаясь на то, что "масса была разных аварий с лошадьми и экипажами, а также и увечья людей". В результате обсуждений, городская Дума 14 голосами против 13, все же, разрешила автомобильную езду, открыв тем самым эру городского автомобильного транспорта.

            Активным сторонником технического прогресса был сын известного барнаульского винозаводчика К.П. Платонова Иван. Став во главе отцовского дела после смерти Константина Павловича в 1893 году, а, возможно, и несколько раньше, Иван расширял производство, стремился к техническим усовершенствованиям. В 1892 году он построил на Зудиловской крупчатной мельнице электростанцию, одну из первых в регионе, в 1895 г. устроил электрическое освещение на Иткульском винокуренном заводе. В то время электрического освещения еще не было и в городах - Барнауле и Бийске, поэтому новинка вызвала огромный интерес среди местных предпринимателей. В 1900 году И.К. Платонов построил электростанцию на территории своей усадьбы в Барнауле, ток которой питал усадьбу самого Платонова, а также поступал в магазины Второва, Сковородова, дома купцов Флягиных, Федуловых, в здание Алтайского общественного собрания и в Народный дом.

          В 1905 г. И.К. Платонов первым в городе установил телефонное сообщение, соединив телефонной линией свою усадьбу на Пушкинской улице со складскими помещениями, расположенными на ул. Павловской (Анатолия). В этом же году он установил телефонную связь со своей мукомольной мельницей и дачей в деревне Зудилово, находившейся в 35-40 километрах от города, проложив телефонный кабель по дну Оби [13].

            Наряду с изменениями в экономике, в предпринимательской среде складываются моральные правила и нормы, которые нашли выражение в разработанном в 1912 г. "Кодексе российских предпринимателей":

   "Уважай власть. Власть - необходимое условие для эффективного ведения дел. Во всем должен быть порядок. В связи с этим, проявляй уважение к блюстителям порядка в узаконенных эшелонах власти.

   Будь честен и правдив. Честность и правдивость - фундамент предпринимательства, предпосылка здоровой прибыли и гармоничных отношений в делах. Русский предприниматель обязан в поте лица своего трудиться на благо своей Отчизны.

   Люби и уважай человека. Любовь и уважение к человеку

труда со стороны  предпринимателя порождают ответную любовь и уважение. В таких условиях возникает гармония интересов, что  создает атмосферу для развития у людей самых разнообразных  способностей, побуждает их проявлять  себя во всем блеске.

  Будь верен своему слову. Деловой человек должен быть верен своему слову. "Единожды солгавший, кто тебе поверит". Успех в деле во многом зависит от того, в какой степени окружающие доверяют тебе.

   Живи по средствам. Не зарывайся. Выбирай дело по плечу. Всегда оценивай свои возможности. Действуй сообразно своим средствам.

   Будь целеустремленным. Всегда имей перед собой ясную цель. Предпринимателю такая цель нужна, как воздух. Не отвлекайся на другие цели. Служение "двум господам" противоестественно. В стремлении достичь заветной цели не переходи грань дозволенного. Никакая цель не может затмить моральные ценности".[13]


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.