Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Анализ формы и средств музыкальной выразительности

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 26.05.13. Сдан: 2013. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


УО «Белорусский государственный университет культуры и искусств»

Кафедра теории музыки и музыкального образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ формы  и средств музыкальной выразительности 

Мазурок ор. 33 №2, 4 Ф. Шопена

 

Курсовая работа по анализу музыкальных форм

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студента 416а группы ФЗО Иванова П.В.

Научный руководитель

  кандидат искусствоведения, доцент  И.В.Ухоава

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2013

 

Оглавление

Ведение 3

Глава 1. 4

Схема 1. Мазурка ор. 33 №2 6

Комментарий к форме-схеме. 8

Схема 2 Мазурка ор. 33 №4 11

Комментарий к форме-схеме 13

Анализ средств выразительности 17

Выводы 24

Список литературы 26

Нотное приложение 27

 

 

Ведение

Фредерик Шопен является одним из самых известных польских композиторов. Его музыке присущи лиризм, тонкость в передаче различных настроений; произведения композитора отличаются широтой национально-фольклорных и жанровых связей. Шопен по-новому истолковал многие жанры: возродил на романтической основе прелюдию, создал фортепианную балладу, опоэтизировал и драматизировал танцы — мазурку, полонез, вальс; превратил скерцо в самостоятельное произведение. Обогатил гармонию и фортепианную фактуру; сочетал классичность формы с мелодическим богатством и фантазией.

Предметом нашего исследования являются две мазурки Ф. Шопена №2 и №4 из опуса 33.

Цель – сделать подробный анализ музыкальной формы произведений и средств музыкальной выразительности, обозначить особенности трактовки жанра мазурки.

Задачи нашего исследования – подробный аналитический разбор структуры, тонального плана, мелодии, гармонических, метроритмических и фактурных особенностей произведений.

В процессе исследования были применены такие методы, как:

  1. Подробный структурный анализ формы;
  2. Анализ средств выразительности: гармонии, фактуры, мелодики, метроритма, тематизма;
  3. Анализ средств выразительности в связи с определённым жанром.

 

Глава 1.

Слово Мазурка  произошла от masurek, мазуры - это жители Мазовии. Для танца характерны быстрый  темп, трёхдольный размер. Ритмика довольно своеобразна, акценты, порой резкие, на второй или на второй и третьей доле, бывают даже на всех трёх долях. В процессе утверждения самобытности польской музыкальной культуры народным танцам, в частности мазурке, принадлежала огромная роль. К этому жанру чаще всего обращались славянские композиторы: в дошопеновский период: Ю. Эльснера, М. Огинского, М. Шимановской, русские композиторы: М. Глинка, М. Балакирев, П. Чайковский.

Мазурки Шопена выросли из трех родственных между  собой польских народных танцев:

    • мазур, народный танец Мазовии – задорный и веселый. Характерна острая ритмика с «пунктиром» на первой доле, разнообразные акценты;
    • куявяк, народный танец Куявии – более плавный, текучий, напоминает вальс, но с более изменчивой, акцентированной ритмикой;
    • оберек – более оживленная часть куявяка, имеет акцент на 3й доле каждого четного танца.

Воздействие народной музыкальной культуры проявилось в  мазурках Шопена на самых разных уровнях:

    • в ладовой организации. Их музыка часто отличается ладовой переменностью, использованием старинных диатонических ладов (в частности, лидийского, фригийского), звукорядов с ув.2, обилием плагальных оборотов;
    • в прихотливости, изменчивости ритма. Композитор воспроизводит характерные ритмические особенности польских народных танцев – типичный для мазура пунктир на сильной доле, «притоптывающий» эффект на второй доле или характерный для оберека акцент на третьей доле четных тактов, постоянные нарушения ритмической периодичности, самые разнообразные синкопы.
    • в некоторых деталях фактуры, например, в имитации приемов деревенского музицирования. Так, всевозможные органные пункты воспроизводят звучание волынки или контрабаса, а мелизмы на триольных оборотах подражают игре на польском народном инструменте – фуярке. Очень часто в фактуре мазурок ощущается связь с танцевальными движениями – с кружением пар, притоптыванием.

В мазурках Шопена можно выделить несколько характерных  типов, исходя из особенностей содержания. Есть мазурки жанрово-бытовые, рисующие картины деревенского праздника. Сам  композитор называл их obrazki – «картинки». Своим задорным характером они напоминают крестьянские танцы. Для них характерны простые мажорные тональности – G, F, особенно C-dur. Гармония также отличается подчеркнутой простотой, обилием органных пунктов.

Другая разновидность  – мазурки бальные – более  «аристократические», элегантные, изысканные.

Особенно многочисленна  группа лирических и лирико-драматических  мазурок, где танцевальная основа сохраняется  лишь как повод для чисто лирического  высказывания. Такие по-вокальному льющиеся мазурки могут быть лишены пунктирного ритма и вообще ритмической  остроты – важнейшего признака всего  жанра.

Вместе с тем  следует отметить, что классификация  мазурок по содержанию отражает, конечно, преобладающий колорит пьесы, но она весьма относительна.

Формы шопеновских  мазурок тяготеют к трехчастности (в самых разных вариантах) и рондо. Обычно в них чередуется несколько  разнохарактерных тем. Нередко имеются  небольшие вступления, повторяемые  затем в конце пьес (прием обрамления).

 

Схема 1. Мазурка ор. 33 №2

 

Тональный ряд

D

A-(D)

D

B-F-B-b-Des=Cis

fis-А-fis-A (D)

малый буквенный ряд

a

а1

a

c

d

Большой буквенный ряд

A

B

малый 
масштабный ряд

(4+4)+ (4+4)

(4+4)+ (4+4)

(4+4)+ (4+4)

(4+4)+ (4+4)

(4+4)+ (4+4)

Большой 
масштабный ряд

16+16+16

48

16+16

32

малый структурный  ряд

Повторенный период. из 2х  предложений, повторного строения, «квадратный», однотональный.

Двойной период, состоящий  из 2х простых периодов. Первый: из 2х предложений, повторного строения, «квадратный», однотональный, Второй: из 2х предложений, повторного строения, «квадратный», модулирующий, завершается половинным кадансом на доминанте.

Повторенный период. из 2х  предложений, повторного строения, «квадрат», однотональный.

Двойной период, состоящий  из 2х простых периодов. Первый: из 2х предложений, неповторного строения, «квадратный», однотональный, завершается половинным кадансом на доминанте. Второй: из 2х предложений, неповторного строения, «квадратный», модулирующий

Двойной период, состоящий  из 2х простых периодов. Первый: из 2х предложений, повторного строения, «квадратный», модулирующий, Второй: из 2х предложений, повторного строения, «квадратный», модулирующий, завершается половинным кадансом на доминанте..

Большой структурный  ряд

Простая трёхчастная форма, каждый из разделов которой является периодом. Середина развивающего типа, реприза точная.

Два периода, не создающие  формы более высокого ранга.

малый функциональный ряд

Первая часть в простой 3хчастной форме

Середина в простой 3хчастной форме

Реприза в простой 3хчастной форме

Середина сложной трехчастной  формы

Связка-переход между  серединой и репризой в сложной 3хчастной форме

Большой функциональный ряд

Первая часть сложной 3хчастной формы 

Середина сложной 3хчастной формы

итоговое определение  формы

Сложная трёхчастная форма  с контрастной серединой, точной репризой и кодой; крайние части  представляют собой простую 3хчастную форму, середина состоит из двух периодов, не создающих формы более высокого ранга.


 

 

Тональный ряд

D

A

D

D

малый буквенный ряд

a

b

a

e

Большой буквенный ряд

A

Coda

малый 
масштабный ряд

(4+4)+ (4+4)

(4+4)+ (4+4)

(4+4)+ (4+4)

4+4+4+3

Большой 
масштабный ряд

16+16+16

48

15

малый структурный  ряд

Повторенный период. из 2х  предложений, повторного строения, «квадратный», однотональный.

Двойной период, состоящий  из 2х простых периодов. Первый: из 2х предложений, повторного строения, «квадратный», однотональный, Второй: из 2х предложений, повторного строения, «квадратный», модулирующий, завершается половинным кадансом на доминанте.

Повторенный период. из 2х  предложений, повторного строения, «квадрат», однотональный.

Периодообразная структура  из 4х предложений.

Большой структурный  ряд

Простая трёхчастная форма, каждый из разделов которой является периодом. Середина развивающего типа, реприза точная.

Периодообразная структура

малый функциональный ряд

Первая часть в простой 3хчастной форме

Середина в простой 3хчастной форме

Реприза в простой 3хчастной форме

Кода 

Большой функциональный ряд

Реприза сложной 3хчатсной формы

Кода

итоговое определение  формы

Сложная трёхчастная форма  с контрастной серединой, точной репризой и кодой; крайние части  представляют собой простую 3хчастную форму, середина состоит из двух периодов, не создающих формы более высокого ранга.


 

Комментарий к форме-схеме.

Первый раздел

Тональный план первого раздела: первое построение – тоника (D-dur), второе – доминанта (A-dur), третье – тоника (D-dur). Тематический материал всего этого раздела неконтрастный, середина представляет собой экспозиционный период транспонированный в тональность доминанты, структура первого раздела: а а1 а. Структура раздела 16+ 16+16, все построения равны. Подобного рода симметрия характерна для многих танцевальных жанров, в том числе и для мазурки. Функция этого раздела – экспозиции основного тематического материала, первая часть в сложной трёхчастной форме. Этот раздел представляет собой законченное музыкальное высказывание, оформленное в простую песенную форму, и являющееся разделом формы более высокого ранга. Форма первого раздела – простая трёхчастная, с серединой развивающего типа и точной репризой. Каждая из частей написана в форме периода. Крайние части в форме повторенного периода, середина в форме двойного.

Первый раздел состоит из трёх построений.

Первое построение – экспозиционный период написан в тональности D-dur, не содержит модуляций и отклонений, серединный каданс на доминанте. Второе предложение повторяет мелодию первого, но с другой гармонизацией. В первом предложении чередование автентических оборотов, во втором – полный функциональный оборот. Структура 4+4, «квадрат», масштабно-тематическая структура – периодичность. Далее следует точный повтор экспозиционного периода, структура (4+4) +(4+4) – пара периодичностей. Функция этого построения – первая часть простой трёхчастной формы. В этом построение в законченной форме излагается одна музыкальная мысль, что характерно первых частей простых форм.

Второе построение написано в тональности A-dur, завершается половинным кадансом на доминанте к D-dur. Это построение точно повторяет первое, в тональности доминанты. Функция этого построения – середина в простой трёхчастной форме. Середина, в которой повторяется материал первой части, является одной из типичных для простой трёхчастной формы. В такой середине обновление музыкального материала, достигается за счёт тонального сопоставления.

Третье построение является точным повторением первого. Функция этого раздела – возвращение первоначальной музыкальной мысли в её экспозиционном изложении.

Второй раздел

Тональный план второго раздела: первое построение: B-dur, Des-dur, второе построение: fis-moll и А-dur. Логика тонального движение – постепенное углубление в бемольную сферу, с последующей энгармонической заменой и возвратом в основную тональность.

В этом разделе две контрастных темы, структура: c,d. Первая тема (с), так же как и тема первого раздела, яркая, запоминающаяся, в ней есть острые пунктирные ритмы, характерные для жанра мазурки. Во второй теме (d) середины нет ясно очерченной мелодической линии, она представляет собой связку-переход к репризе. Структура второго раздела симметричная 8+ 8.

Функция этого раздела – середина сложной трехчастной формы. В этом разделе несколько этапов: изложение нового материала, его развитие, связка-переход к репризе. Наличие всех этих этапов характерно для середины трёхчастной формы. Форма второго раздела – два периода, которые объединяясь, не создают формы более высокого ранга.

Второй раздел состоит  из двух построений.

Первое построение начинается в тональности B-dur, далее модуляция в Des-dur при помощи одноименного минора b-moll. Построения написано в форме двойного периода, состоящего из двух простых, структура: (4+4)+ (4+4), пара периодичностей. Первый период состоит из двух предложений, неповторного строения, «квадратный», однотональный, завершается половинным кадансом на доминанте к B-dur, структура (4+4). Второй период повторяет структуру первого (4+4), нос другим тональным планом.

Второе построение. Des-dur, на котором завершилось предыдущее построение, энгармонически заменяется на Cis-dur, и трактуется как доминанта к fis-moll, далее тональность A-dur. Гармонический план этого построения представляет собой цепь автентических оборотов, в тональности fis-moll и A-dur. Второе построение представляет собой двойной период, состоящий из двух простых периодов, структура (4+4)+ (4+4).Первый период из двух предложений, повторного строения, «квадратный», модулирующий, Второй: из двух предложений, повторного строения, «квадратный», модулирующий, завершается половинным кадансом на доминанте к D-dur. Функция раздела – переход к основной тональности, связка-переход к репризе.

Третий раздел постностью повторяет первый. Функция раздела – реприза сложной трёхчастно формы. Точное повторение первого раздела придаёт форме ясность, законченность, архитектоническую стройность.

Четвёртый раздел. В заключительном разделе закрепляется основная тональность – D-dur, строится на новом тематическом материале, структура: (4+4)+(4+3). Функция этого раздела – завершение всего произведения, для этого композитор использует заключительный тип изложения. Основные признаки этого типа изложения: автентические обороты, закрепляющие основную тональность, тонический органный пункт.

Итоговое определение  формы: сложная трёхчастная форма с контрастной серединой, точной репризой; крайние части представляют собой простую трёхчастную форму, середина состоит из двух периодов, не создающих формы более высокого ранга, завершается кодой, оформленной в периодообразную структуру.

 

 

Схема 2 Мазурка ор. 33 №4

 

Тональный ряд

h-fis-Fis-h-C-(e)-h-fis- h- C-(В)

B-Es-(As)-(h)

h-fis-Fis-h-C-

(e)-h-fis- h- C-(В)

малый буквенный ряд

а

в

а

Большой буквенный ряд

А

малый 
масштабный ряд

(4+8)+ (4+8)+ (4+8)+ (4+8)

48

(4+4)+8

16

(4+8)+ (4+8)+ (4+8)+ (4+8)

48

Большой 
масштабный ряд

112

малый структурный  ряд

Повторенный двойной период, состоящий из 2х простых периодов. Первый: из 2х предложений, неповторного строения, с расширенным вторым предложением, модулирующий, завершается половинным кадансом на доминанте. Второй: из 2х предложений, неповторного строения, «неквадратный», модулирующий, завершается половинным кадансом на доминанте.

Период. из 2х предложений, повторного строения, «квадратный», модулирующий, завершается половинным кадансом на доминанте.

Повторенный двойной период, состоящий из 2х простых периодов. Первый: из 2х предложений, неповторного строения, с расширенным вторым предложением, модулирующий, завершается половинным кадансом на доминанте. Второй: из 2х предложений, неповторного строения, «неквадратный», модулирующий, завершается половинным кадансом на доминанте.

Большой структурный  ряд

Простая трёхчастная форма, каждый из разделов которой является периодом. Середина контрастная, реприза  точная.

малый функциональный ряд

Первая часть в простой 3хчастной форме

Середина в простой 3хчастной форме

Реприза в простой 3хчастной форме

Большой функциональный ряд

Первая часть сложной 3хчастной формы

итоговое определение  формы

Форма промежуточного типа, совмещающая в себе признаки трёх-пятичастной  и сложной трёхчастной. Первая часть  сложной формы - трёх-пятичастная, с  контрастной серединой и точной репризой. Середина сложной 3хчастной формы состоит из трёх периодов, не образующих формы более высокого ранга, где первый период совмещает  в себе функции второй середины трёх-пятичастной  и середины сложной 3хчастой форм. Реприза сокращенная.


 

Тональный ряд

B-Es-(As)-(h)

H-gas- H-gas

H-h

h-fis-Fis-h-C-h

малый буквенный ряд

в

c

d

а

Большой буквенный ряд

В

А

малый 
масштабный ряд

(4+4)+8

16

(4+4)+8 (4+4)+8

32

4+4+4+20

36

(4+8)+ (4+16)

Большой 
масштабный ряд

80

32

малый структурный ряд

Период. Из 2х предложений, повторного строения, «квадратный», модулирующий, завершается половинным кадансом на доминанте.

Двойной период, состоящий из 2х простых периодов. Первый: из 2х предложений, неповторного строения, «квадратный», однотональный, завершается половинным кадансом на доминанте. Второй: из 2х предложений, неповторного строения, «квадратный», модулирующий.

Двойной период, состоящий из 2х простых периодов. Первый: из 2х предложений, неповторного строения, «квадратный», однотональный. Второй: из 2х предложений, неповторного строения, с сильно расширенным 2ым предложением, завершается половинным кадансом на доминанте.

Двойной период, состоящий из 2х простых периодов. Первый: из 2х предложений, неповторного строения, с расширенным вторым предложением, модулирующий, завершается половинным кадансом на доминанте. Второй: из 2х предложений, неповторного строения, с расширенным вторым предложением однотональный.

Большой структурный ряд

Три периода, не создающие формы более высокого ранга

Период

малый функциональный ряд

Повторение середины         

в простой 3хчастной

форме                          Середина

                                  в сложной

                      3хчастной форме

                                    (1-я тема)

Середина в сложной 3хчастной форме (2-я тема)

Середина в сложной 3хчастной форме (3-я тема), связка переход к репризе 

Сокращённая реприза

Большой функциональный ряд

Составная середина в сложной 3хчастной форме

Реприза

   

 

Комментарий к форме-схеме

Первый раздел

Тональный план первого раздела: первое построение: h-moll, fis-moll, Fis-dur, h-moll C- dur. Логика тонального развития – контрастное сопоставление основной тональности h-moll с другими: fis-moll, Fis-dur, C-dur. Второе построение: B-dur, Es-dur, as-moll. Тональная логика – углубление в сферу бемольных тональностей. Третье построение – повторяет первое: h-moll, fis-moll, Fis-dur, h-moll C- dur. Тематизм этого раздела состоит из нескольких элементов. Первый элемент – печальная, меланхоличная, вальсовая тема, второй – яркая, блестящая, с пунктирным ритмом, характерным для жанра мазурки, структура ава. Структура первого раздела 48+16+48, конструкция архитектонически стройная, ясная, первый и третий разделы равны по масштабам. Функция этого раздела – первая часть в сложной трёхчастной форме. Этот раздел представляет собой законченное музыкальное высказывание, оформленное в простую песенную форму, и являющееся разделом формы более высокого ранга. Форма первого раздела – простая трёхчастная, с контрастной серединой и точной репризой. Каждая из частей написана в форме периода. Крайние части в форме двойного периода, середина в форме простого периода.

Первый раздел состоит  из трёх построений.

Первое построение – экспозиционный период начинается в тональности h-moll, далее происходит модуляция в тональности доминанты fis-moll, которая заменяется на одноименный мажор. Тоника тональности Fis-dur является доминантой по отношению к основной тональности. Логика тонального развития – постепенный переход в далёкую тональность при помощи средств одноименного мажоро-минора.

Второе предложение: возвращение в h-moll, внезапный переход в тональность второй низкой ступени – С-dur, тоника которого является VI по отношению к e-moll, которая в свою очередь является субдоминантой по отношению к основной тональности. Логика тонального развития – «скачок с заполнением», внезапный переход с постепенным возвращением. Далее повторение экспозиционного построения: h-moll, fis-moll, Fis-dur, и следующего за ним, с тональным планом h-moll, C-dur. Последние два звука в конце этого построения dis и fis, энгармонически заменяются на es и ges, и переосмысливаются в тональности B-dur.

Первая тема состоит из нескольких элементов: аа1 ав + аа1 ав, элемент а – основной, а1 – производный от основного, в - новый. Структура: (2+2)+(4+4)+ (2+2)+(8)+ (2+2)+(4+4)+ (2+2)+(8) – суммирование и периодичность. Функция первого построения – экспозиция первой темы, всех её основных элементов, первая часть в простой трехчастной форме. Первое построение написано в форме повторенного двойной периода, состоящего из двух простых. Первый  период из двух предложений, неповторного строения, с расширенным вторым предложением, модулирующий, завершается половинным кадансом на доминанте. Второй состоит из двух предложений, неповторного строения, «неквадратный», модулирующий, завершается половинным кадансом на доминанте.

Второе построение написано в тональности В-dur, далее Es-dur, as-moll. завершается половинным кадансом на доминанте к в h-moll Логика тонально-гармонического развития: углубление в бемольную сферу, игра красками гармонического мажора, возвращение к основной тональности при помощи мелодического движения. В этом разделе тема состоит из одного элемента, который не претерпевает существенного развития, структура (4+4)+8 – суммирование. Функция второго построения – экспозиция новой, контрастной темы, середина в простой трёхчастной форме. Форма построения – период из двух предложений, повторного строения, «квадратный», модулирующий, завершается половинным кадансом на доминанте.

Третье построение является точным повторением первого. Функция этого раздела – возвращение первоначальной музыкальной мысли в её экспозиционном изложении.

Второй раздел.

Тональный план второго раздела: первое построение: B-Es-(As)-(h), второе построение: H-gis-dis- H-gis-dis, третье построение - H-h. Логика тонального движения – углубление в бемольную сферу, переход в тональность одноименного мажора и возвращение в основную тональность.

В этом разделе три контрастных тематических элемента, которые последовательно излагаются: а в с, структура 16+32+32. Элемент а середина первого раздела, элемент в – песенный, лирический, элемент с – яркий, заостренный, с характерными пунктирными ритмами.

Функция этого раздела – середина сложной трехчастной формы. В этом разделе несколько тематических элементов, каждый изложен в форме законченной музыкальной мысли. Форма второго раздела – три периода, которые объединяясь, не создают формы более высокого ранга. Подобную структуру можно встретить в серединных разделах сложных форм.

Первое построение полностью повторяет середину первого раздела. Отдельно следует сказать о его функции. Поскольку, второй раздел начинается с музыкального материала первого раздела (середины), образуется структура А В А В (А) – трёхпятичестная форма. Далее композитор далее продолжает развивать музыкальную мысль, следующие два построения представляют собой новый музыкальный материал. Объединяясь с первым, они вместе образуют раздел сложной формы. Таким образом, вторая середина в трёхпятичастной форме разрастается и происходит т.н. «композиционная модуляция», из трёхпятичестной в сложную трёхчастную. В форме-схеме это построение, несмотря на тематическое содержание, включено во второй раздел, но с точки зрения функциональности оно в равной степени относится как к первому, так и ко второму разделу. Оба варианта трактовки возможны, т. к. построений завершается не заключительным кадансовым оборотом, а половинным кадансом.

Второе построение написано в тональности H-dur, в процессе развития появляются параллельная тональность gis-moll, и тональность III ступени – dis-moll. Структура (4+4+8) (4+4+8), суммирование. Функция построения – изложение нового материала в виде законченной музыкальной мысли. Форма - двойной период, состоящий из двух простых. Первый период из двух предложений, неповторного строения, «квадратный», однотональный, завершается половинным кадансом на доминанте. Второй состоит из двух предложений, неповторного строения, «квадратный», модулирующий.

Третье построение написано в тональности H-dur, в конце переход в одноименный минор. Структура - 4+4+4+20, сначала периодичность, но четвёртая фраза значительно разрастается. Это связано с тем что она переходит в раздел связки-перехода к репризе. Функция этого построения  - изложение нового музыкального материала и переход к репризе. Форма - двойной период, состоящий из двух простых. Первый период из двух предложений, неповторного строения, «квадратный», однотональный. Второй состоит из двух предложений, неповторного строения, с сильно расширенным вторым предложением, завершается половинным кадансом на доминанте.

Третий раздел представляет собой изменённое первое построение первого раздела формы, структура 4+8 +4+16. Функция этого раздела – сокращённая реприза сложной трёхчастной формы и кода. Форма третьего раздела – период, состоящий из двух простых периодов. Первый состоит из двух предложений, неповторного строения, с расширенным вторым предложением, модулирующий, завершается половинным кадансом на доминанте. Второй из двух предложений, неповторного строения, с расширенным вторым предложением однотональный.

Итоговое определение  формы: форма промежуточного типа, в которой происходит композиционная модуляция из простой формы в сложную: из трёхпятичастной в сложную трехчастную. В композиции произведения можно увидеть признаки обеих форм.

Анализ  средств выразительности

 

Мазурка ор. 33 №2

Первая  тема. Мелодическая линия в этой теме имеет волнообразный контур: она стремительно взлетает, достигая самого высокого звука «g2» и акцента на «fis», подчёркнутого форшлагом, далее возвращается к исходному тону «а», после чего следует вторая волна, самый высокий звук которой – «е». Первая волна мелодии (тт.1, 2) движется поступенно, вторая (тт. 3, 4) представляет собой скачок на кварту с последующим заполнением. В быстром темпе волнообразная мелодическая линия, кажется витиеватой, изысканной, что характерно для польского танца куявяка. В первой теме композитор раскрывает образ яркий, весёлый, блестящий, что диктует выбор тональности – D-dur. Для убедительности образа, композитор полностью отказывается в этом построении от звучания минора, использую только трезвучия тоники, доминанты. Тональный план экспозиционного периода: T53-D7-T53-D7 – первое предложение – автентические обороты, T53-SII6-D7-T53 – второе предложение – полный функциональный оборот. В середине экспозиционный период транспонируется в тональности доминанты, в репризе точно повторяется экспозиционный период. Тонико-доминантовая логика проявляется как на уровне тонального плана, так и в гармонической последовательности: композитор в первой теме использует преимущественно автентические обороты; такая гармония характерна для экспозиционного типа изложения.

Метр в первой теме регулярно-акцентный, размер ?. Ритмический рисунок первого четырёхтакта многократно повторяется в первой части. Начинается с затакта, происходит смещение сильной доли в первом разделе. В этом четырёхтакте используются преимущественно восьмые длительности, триоль и форшлаг придают ритмическому рисунку остроту, замыкает четырёхтакт хореическая интонация из половинной и четвертной. Особым средством выразительности является динамический акцент на третьей, это характерен для польского танца оберека.


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.