Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Социальное государство: идеи формирования и функции социального государства

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 26.05.13. Сдан: 2012. Страниц: 35. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):





швикова

БГПУ им. М. Танка (М

СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО: ИДЕИ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО  ГОСУДАРСТВА

Идея социальной государственности  сформировалась в конце XIX - тчщ XX вв.(то есть позднее идеи правового государства) как результат объективцш-сошиыыю-экономичееких процессов, происходящих в жизни буржуазного общества. когда в противоречие вошли два его важнейших принципа -- принщ» евободы и принцип равенства. Теоретически сложилось два подхода к соотщу. шеиию этих принципов. Адам Смит, Джон Стюарт Милль, Бенжамсн Конец» Джон Локк и др. отстаивали теорию индивидуальной свободы человека, вмен^ государству в качестве основной обязанности охранять эту свободу от любод вмешательства, в том числе и от вмешательства самого государства. При это* понимали, что в конечном счете такая свобода приведет к неравенству, отщ считали свободу высшей ценностью.

Другой подход олицетворяет Жан-Жак Руссо, который, не отрицая  значеяй индивидуальной свободы, считал, что все должно быть подчинено  принципу щ, венства. обеспечивать который - задача государства.

Принцип индивидуальной свободы, который  раскрепощал инициативу | самодеятельность людей, способствовал развитию частного предприниматслад.1 ва и рыночного хозяйства, имел, таким образом, экономическое основание вю, риод упрочнения экономической мощи буржуазных государств. Однако к кощу XIX в. по мере развития и накопления богатства стало происходить имуществе» мое расслоение буржуазного общества, его поляризация, чреватая социальные взрывом. И в этой ситуации принцип индивидуальной свободы потерял свою ft. туальность и уступил место принципу социального равенства, требующего от№ сударства перейти от роли «ночного сторожа» к активному вмешательству в с* циально-экономнческую сферу. Именно в такой историко-политической общ. повке и начинает формироваться понятие социального государства, понимание его особых качеств и функций.

Его создатели полагали, что обеспечение  каждому негативной свобад (свободы  от ограничений) и поощрение конкуренции  пойдут на пользу всец сделают частную собственность доступной для каждого, максимизируют индивидуальную ответственность и инициативу и приведут в конечном счете к всеобщему благополучию. Однако этого не произошло. Провозглашенные в правовых государствах индивидуальная свобода, равноправие и невмешательство государства в дела гражданского общества не препятствовали монополизации экономики и ее периодическим кризисам, жестокой эксплуатации, обострению социального неравенства и классовой борьбы. Глубокое фактическое неравенство обесценивало равноправие граждан, превращало использование конституционных прав в привилегию имущих классов.

Социальное государство - это государство, стремящееся к  обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенно-

162 

.?11- соучастия в управлении производством, а в идеале примерно одинаковых ,..,((ценных шансов, возможностей для саморешппации личности в обществе, '}Сягсл1.несть такого государства направлена на всеобщее благо, утверждение в тбшее:ве социальной справе.тливости. Оно сглаживает имущественное и еоин-.,ьнсе неравенство, помогает слабым и обездоленным, заботится о пре.юсгавле-,„111 каждому работы или иного источника существования, о сохранении мира в ^щсеюе, формировании благоприятной для человека жизненной среды.

Деятельность современного социального государства многогранна. >то пс-псра^пределение национального дохода в пользу менее обеспеченных слоев на-^ления. политика занятости и охрана прав работников на предприятии, социальное страхование, поддержка семьи и матерниегва. забота о безработных, пре--fape.ibix, молодежи, развитие доступного для всех образования, здравоохранения, культуры и т. д.

Между правовым и социальным принципами юсу дарственного устройства ;сть как единство, так и противоречия. Их единство состоит в том. что оба они (нзизваны обеспечивать благо индивида: первый - физическую безопасность граждан по отношению к власти и друг другу, индивидуальную свободу и основополагающие, главным образом гражданские и политические права личности с помощью установления четких границ государственного вмешательства и гарантии против деспотии, второй - социальную безопасность, материальные условия свободы и достойного существования каждого человека. Противоречия между ними проявляются в том, что правовое государство по своему замыслу не должно вмешиваться в вопросы распределения общественного богатства, обеспечения материального и культурного благосостояния граждан, социальное же государство непосредственно занимается этим, хотя и стремится не подрывать такие основы рыночного хозяйства, как частая собственность, конкуренция, предприимчивость, индивидуальная ответственность и т. п., Tie порождать массовое социальное иждивенчество.

В наши дни демократические государства  стремятся найти меру оптимального сочетания правового и социального принципов.

В дальнейшем идея социального государства начинает получать все большее признание, воплощаться в практике и конституциях современных государств. Впервые  государство было названо социальным в Конституции ФРГ 1949 г.

Ни одному современному государству не уйти от решения вопросов, связанных с социальной защитой его граждан. Основными функциями социального государства являются:

  • обеспечение прожиточного минимума;
  • сохранение здоровья граждан и экологии;
  • закрепление права на труд;
  • определение собственности как источника существования, защита права собственности;
  • решение проблемы социального неравенства;
  • забота государства о детях, материнстве, отцовстве.

Одна из основных характеристик  социального государства -iарантированность  каждому  человеку  достойного  прожиточного  минимума.

А.

 

Конституция Республики Беларусь заверяет право  каждого на «достойный уп^ пень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучши нис необходимых для этого условий» (ст. 21).


Развитие личности, безусловно, возможно, когда государство уделяет вщ, мание таким важнейшим социально-экономическим правам, как право на обр$[. зование, на охрану здоровья, на безопасный труд и т. п. На государстве лем обязанность устраняться, на сколько это возможно, причины ухудшения здмй пья граждан. Для их преодоления должны создаваться общедоступная и широка система здравоохранения, предусматривающая оказание медицинской помощи всему населению, специальную защиту здоровья детей, матерей и лиц преклони ного возраста, предотвращение загрязнения окружающей среды и т. д.

Основным источником существования  является труд. В ст. 41 Конституций Республики Беларусь труд провозглашен «как наиболее достойный способ само:. утверждения человека».

В ст. 41 Конституции Беларуси установлен запрет на принудительный Tpvg «кроме работы или службы, определяемой приговором суда, или в соответствии* с законом о чрезвычайном или военном положении». С учетом данной нормы, а также содержания ст. 8 Международного пакта о фажданских и политических'. правах нельзя оценить как неконституционные положения уголовного или адми» нистратнвного законодательства о применении такой меры наказания, как ив; правнтельные работы.

Как известно, собственность  также может служить источником существовав ния. Государство гарантирует каждому право собственности и содействует ее. приобретению. Право собственности бессрочно. Принудительное отчуждение имущества допускается лишь в двух случаях:

по мотивам общественной необходимости  при соблюдении условий и по* рядка, определенных законом, со своевременным  и полным компенсированной! стоимости  отчуждаемого имущества;

согласно  решению суда.

В нервом случае в качестве примера  можно привести снос домов, находа щихся в собственности граждан, для строительства объектов общего пользовав ния (например, дорог). По решению суда имущество гражданина может был. конфисковано в связи с совершением им уголовно наказуемого деяния. Конфй-. скация имущества как вид уголовного наказания может быть назначена в случаях, предусмотренных Уголовным кодексом Республики Беларусь.

Для социального государства характерна политика, предполагающая обе& печение  социального равенства. В этих целях  используются различные средства. - правовые, экономические, организационные и др.

Важнейшим средством, сглаживающим социальное неравенство, служит. система социального  обеспечения, в том числе выплата  пенсий и пособий, меди» цинское  обслуживание, однако, как видим, суть социального государства не мо* жег сводиться только к этому. В то же время в социальном государстве должна» быть сбалансированная система льгот и преимуществ, в ином случае это мож№ привести к ущемлению прав граждан, за счет которых оно формируется. 

Особо хотелось бы остановиться на таком важнейшем направление лея- !

тельности государства, как забота о детях, семье, материнстве. В Республике Ье- |

р)сь проживает около 2, б млн. детей, или каждый четвертый житель рсси>6~ ,:

1!Ки - несовершеннолетний. Забота государства о детях была и остается основ- ?



ll0ji частью государственной политики президента, правительства, местных ор-ганон власти. Однако сегодняшнее положение детей не может в полной мерс удовлетворить государство и общество. Неблагополучные тенденции продолжает сохраняться. Велико социальное сиротство.

Наиболее грозным явлением в  последние годы стало значительное увеличение размеров «социального» сиротства, появление его новых характеристик. Обнаруживается так называемое «скрытое» социальное сиротство, которое связано с ухудшением условий жизни семьи, падением ее нравственных устоев и изменения отношения к детям, вплоть до их полного вытеснения из семей, велело вне чего растет беспризорность.



По количеству обездоленных, лишенных нормальной семьи детей мы скоро 
сможем сравниться с 20-ми или послевоенными годами. Правда, если тогда си 
ротами становились по вполне объективным причинам: война, разруха, голод, в 
обшем, социальные катаклизмы, то сейчас это скорее следствие нравственной 
деформации общества. По крайней мере, число государственных интернатных 
учреждений, открытых во множестве после Великой отечественной войны, в на 
стоящее время увеличилось втрое, но находятся там, в основном, дети - сироты : 
при живых родителях.

Однако концентрирование внимания, прежде всего на проблемах, которые существуют в этой области, не означает, что в государстве не созданы необходимые правовые, социальные, материальные условия защиты прав детей.



Один из позитивных аспектов государственной  политики - стремление государственных институтов (президент, парламент, правительство, суды, правоохранительные органы) обеспечить всестороннюю гарантированную защиту детства, семьи, материнства.

Для социального государства характерен баланс интересов человека, общества и государства, в том числе возможность их обеспечения не только нормами права, но и другими социальными регуляторами.

В полном соответствии с международным  правом, Конституцией Республики Беларусь наша страна строит демократическое правовое социальное государство. В Конституции республики закреплено, что не только сам человек, но и его права, свободы, гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства. Обеспечение прав и свобод граждан республики является высшей целью государства. Таким образом, наша республика установила курс на строительство государства, в котором права и свободы человека, их гарантии будут не только обеспечиваться и реализовываться, но вея деятельность Республики Беларусь, его государственных органов, всего нашего общества будут подчинены этому достижению цивилизации.

164

 

неэффективности административной реформы, с другой стороны - о к\рсе на развитие госкапитализма (мы это уже проходили в советское время), с третьей стороны, государственная собственность отдается в управление группе чиновников, которые распоряжаются ею как вполне частной, т. е. фактически речь идет о безвозмездной приватизации. А это - уже не в духе принципов правового государства и гражданского общества.

Тесно связан с  рассматриваемыми государственно-правовыми  явлениями и такой принцип  правового государства, как принцип  не-5ыблемости, гарантированности и  реальности основных прав и свобод человека и гражданина. Он означает, что государство не только при-шает, но и реально гарантирует (обязано гарантировать в лице своих органов и должностных лиц) права и свободы личности, признаваемые мировым сообществом в качестве естественных, принадлежащих человеку от рождения, а потому незыблемых, неотчуждаемых государственной властью, тем более что в цивилизованных государствах эти права и свободы закреплены в конституции страны.

Не следует  забывать и о том, что деформация общественного развития начинается там, где сдвигаются приоритеты, и во главу угла ставится государство как самодовлеющая ценность. Человеку же и его интересам отводится подчиненное место. Тенденция в смещении приоритетов в отношениях «государство - личность» неизбежно ведет к формированию тоталитарных режимов.

О том, что человеку и его интересам в России длительное время > отводилось подчиненное место, свидетельствуют наглядные факты. Так, по данным Российской академии наук, за 15 лет реформ самые бедные стали в 2 раза беднее, а в целом 80 % населения России в материальном плане от реформ больше потеряло, чем приобрело [3].

Недостатком борьбы с коррупцией является и то, что  в России до сих пор не учреждены  административные суды. В этом отношении  многие постсоциалистические государства  Восточной Европы опередили нас. А в таких старых европейских государствах, как, например Германия, административные суды созданы были уже в период 1863-1878 гг. [4]. Кстати, создание административной юрисдикции означало построение к 1880 г. либерального, первого на немецкой земле современного правового государства [5, с. 64].

Что касается исследуемых  нами трех государственно-правовых явлений, то получается замкнутый круг: основой  правового государства может быть только развитое гражданское общество. Это же об-

34 

щество, в свою очередь, способно ограничить и контролировать бюрократию в рамках созданного им же и на его основе правового государства. Формирование же гражданского общества, ядром которого является средний класс (слой), тормозится той же бюрократией, которая налогами и административными ресурсами безбожно давит средний и мелкий бизнес в России. Нет достаточного среднего класса (50-60 % от всего населения) - значит, не будет в стране ни экономической, ни внутриполитической стабильности, так как не будет сдерживающего начала. Все это делает насущной комплексную бескомпромиссную, наступательную борьбу с коррупцией как главным препятствием на пути плодотворного развития и процветания как российского государства и его многонационального народа, так и союзного государства Беларусь - Россия. Выходящее из «колыбели» и становящееся на ноги гражданское общество, формирующееся правовое государство России ждут от нового Президента страны Д. А. Медведева - цивилиста «до мозга костей» - твердой целенаправленной политической воли в системной, фундаментальной, жесткой, а не фрагментарной борьбе с самым большим злом российской государственности - коррупцией, связывая с этим надежды прежде всего на улучшение «качества жизни», всесторонний прогресс, будущее многонационального российского народа и целевое плодотворное развитие союзного государства Беларусь - Россия. Ведь согласно п. 2 ст. 80 Конституции Российской Федерации Президент РФ является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, ... обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Изложенное не исключает  особых в силу статуса полномочий Главы государства. В президентской республике доминирует на политической сцене не Правительство, а Президент, в парламентарной -Правительство, в смешанной - Президент либо Правительство (в зависимости от расстановки политических сил).

Система сдержек и противовесов служит такому функционированию государственной власти, которая не только эффективна, но и «безопасна» для правопослушных граждан.

Цели, ради которых должна существовать сильная государственная власть - создание демократического правового социального государства. В таком государстве обеспечиваются политические и экономические свободы, развито гражданское общество, народовластие, самоуправление, эффективная экономика.

35

 

 

Г. А. Василевич, А. Н. Соколов

ПРАВОВОЕ  СОЦИАЛЬНОЕ   ГОСУДАРСТВО И  НАЦИОНАЛЬНЫЕ  ИНТЕРЕСЫ

Проблеме правового  государства в последние годы в юридической литературе уделяется пристальное внимание. Указывают ряд признаков, присущих такому государству, среди которых важнейшим является «связанность» государства установленными им самим правилами и законами. При этом письменные юридические документы должны быть правовыми. (О соотношении закона и права мы скажем ниже). Иначе мы вынуждены допускать необходимость исполнения чискриминацпонных нормативных актов. В то же время само по себе провозглашение прав и свобод не превращает государство в правовое по той простой причине, что от декларации до реализации норм может быть длинная дистанция. В этой связи очень важно избегать двух крайностей: слабой власти, не способной эффективно осуществлять свои внутригосударственные и внешние функции, и абсолютизации власти, нарушения баланса между ветвями власти, приводящего к подмене одной ветви власти другой.

Ведь правовое государство - это  государство, в котором правовыми средствами реально обеспечены права и свободы человека и гражданина и вся публично-политическая деятельность государства осуществляется в строгом соответствии с правом и законом. С гражданским обществом связаны и принципы правового государства - его несущие конструкции: 1) господство права во всех сферах жизни общества и верховенство правового закона; 2) незыблемость, гаранти-рованность и реальность прав и свобод человека и гражданина; 3) взаимная ответственность гражданина и государства; 4) принцип разделения властей как конституционный политический принцип и институциональный принцип; 5) принцип правовой экономики, а не командно-казарменной; 6) основой правового государства может служить только развитое гражданское общество, которое надежно осуществляет контроль за государственной властью, прежде всего исполнительной [1].

Основополагающим фактором правового государства (объединяющим его с гражданским обществом) является и то, что изначально его идея была связана с утверждением суверенности народа, подчинением  государства обществу. Ценностный смысл идеи правового 

государства как раз и состоит в создании такой системы государственно-правовых отношений, которая обеспечила бы примат права во всех сферах общественных отношений, а не усмотрение чиновника. Господство права и верховенство правового закона предполагают в связи с этим соответствующую правовую организацию самой системы государственной власти. Речь идет о конституционно-правовом, законном учреждении различных государственных органов, определении их компетенции и предметов ведения, места в системе, характера отношений между собой, способов формирования, форм деятельности и т. д. В этом аспекте особо следует отметить неудачи административной реформы, которая проводилась в России с 2004 г. Данная административная реформа явила миру два основных изъяна.

Первый - неэффективность трехуровневой системы управления, в которой верхний эшелон (министерства) не имели достаточных рычагов (в первую очередь финансовых) влияния и давления на нижние этажи в виде служб и агентств. Еще хуже эта вертикаль работала в направлении снизу вверх. При и без того неповоротливом бюрократическом аппарате дополнительные этапы документирования крайне замедляли прохождение бумаг и, следовательно, принятие решений на уровне и министерств и правительства в целом.

Никоим образом структура, порожденная административной реформой, не способствовала и излечению главной болезни национальной экономики - ее забюрократированности. Только за 2005 г., по данным Росстата, численность российских чиновников возросла сразу на 10,9 %. А общее количество работников органов власти всех уровней достигло цифры застойных брежневских времен, когда, между прочим, и страна была другая, и население у нее было в два раза больше. Причем отдельные ведомства продемонстрировали просто феноменальный рост. Так, в Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору в 2004 г. работало I 16 человек, а в конце 2005 г. - 20 469: увеличение штата в 176 раз [2]!

Второй изъян административной реформы, на наш взгляд, кроется в недостаточной способности адаптироваться к новой реалии отечественной экономической политики - появлению госкорпораций, которым передается государственное имущество и финансы и которые фактически подотчетны Президенту, а не правительству. Иными словами, госкорпорации сами становятся субъектами управления, отбирая значительную часть функций у кабинета министров. Таким образом, ставка на госкорпорации свидетельствует, с одной стороны, о

 

32 

33

 

Крмалонич А. В. Направления осшьнейшеноразвития социального госуОарспкю 

СОЦИОЛОГИЯ

 

«опросы, как определение роли государства  в судьбе личности, положение демократии и институтов гражданского общества в структуре власти.

Социальное государство - это правовое демократическое государство, политика которого направлена на создание условий для достойной жизни и свободного развития каждого человека, обеспечение социальной защищенности и социального равенства, где законодательно закреплены, гарантированы, обеспечиваются и соблюдаются права человека. Одновременно социальное государство должно стремиться отказаться от патерналистской поди и ориентироваться на самореализацию трудоспособного населения [6]

Беларусь, осуществляя  государственное воздействие на социальные отношения, ориентируясь на социально-демократическую модель социального государства, использует элементы и других моделей социального государства. Во-первых, государство берет на себя заботу о социальном благополучии населения, обеспечивая государственное пенсионное обеспечение, социальное, медицинское обслуживание, развивая образование. Во-вторых, социальное развитие граждан осуществляется за счет предприятия, учреждения путем взимания с них социальных налогов. В-третьих, государство в последнее время использует возможности привлечения инвестиций частных компаний для развития медицинского обслуживания, социального страхования. В-четвертых, привлекаются средства самого населения на улучшение социального обслуживания [7]

В связи с исследованием вопросов развития социального государства полагаем возможным обратиться к рассмотрению его в сравнении с государством социалистическим. существовавшим в нашей стране до недавнего времени. Отметим следующее: эти государства явились результатом поиска путей преодоления недостатков либерально-рыночной модели общества, имеют общую цель - обеспечение социального благополучия всех граждан, но существенно отличаются друг от друга методами ее реализации. Если социалистическому государству были присущи тотальное огосударствление средств производства и уравнительное распределение созданных благ, то социальное государство ориентируется на обеспечение каждому достойных условий жизни за счет оптимального развития государственного и частного секторов экономики, повышения эффективности благодаря сохранению конкурентных начал и разумного перераспределения доходов в пользу малоимущих слоев населения. Социальное государство может успешно функционировать в условиях демократии, правовой государственности и, по возможности, гражданского общества, в то время как политическая теория и декларации социализма находились в противоречии с реальностями отсутствия демократии, гражданского общества, правового государства и частной собственности как экономической основы этих институтов. Государство может успешно развиваться, опираясь на четко обозначенные реальные цели, которые обусловливают направления развития государства. Цели социальной политики, реализуемой органами государственной власти, должны быть тождественны конституционным целям социального государства. Речь идет прежде всего о соответствии решений органов законодательной и исполнительной власти конституционным установлениям. Необходимо учитывать социальную направленность государства при принятии решений в сфере социального обеспечения, налогообложения, инвестирования [4]

Цели социального государства  могут быть выражены в следующем  виде: обеспечение социальных гарантий, удовлетворение материальных и духовных потребностей членов общества, последовательное повышение уровня жизни населения и снижение социального неравенства, обеспечение равенства в получении основных социальных благ (качественного образования, медицинского и социального обслуживания и др.). В то же время государство должно стремиться отказаться от патерналистской роли и ориентироваться прежде всего на устранение иждивенчества, а также на самореализацию трудоспособного населения.

Реализация   целей   возложена   на   государственные   органы   всех   ветвей   власти

76 

(законодательной, исполнительной, судебной). За Правительством Республики Беларусь «креплено осуществление общего руководства в области социального обеспечения, поддержка наименее защищенных групп населения, совершенствование системы социального обеспечения, принятие мер по обеспечению социальной защищенности граждан. Республиканские отраслевые и межотраслевые органы управления участвуют в практической реализации социальной политики государства. Особую роль в регулировании развития социальной сферы играют органы местного управления и самоуправления. Именно они реализуют государственную политику, решают многочисленные социальные, демографические, экологические проблемы на местах исходя нз интересов населения, проживающего на соответствующей территории, обеспечивают управление учреждениями социальной сферы.

В реализации органами власти своих  полномочий важную роль играет разграничение  их компетенции по решению вопросов, касающихся социальной сферы, которое  в значительной степени уже осуществлено па практике. Вместе с тем более четкое закрепление компетенции за указанными государственными органами позволило бы эффективнее решать вопросы социальной защиты граждан.

К компетенции  республиканских органов управления следует отнести:

  • определение основ и общего порядка правового регулирования отношений в области социальной политики, а также в отраслях социальной сферы;
  • определение размеров финансирования для развития образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания;
  • установление прожиточного минимума и минимального потребительского бюджета для основных социально-демографических групп населения;
  • установление минимального размера оплаты труда, минимальной пенсии и иных страховых выплат;

- определение категории граждан, нуждающихся, в государственной социальной 
помощи и порядка ее предоставления;

- разработка и утверждение государственных социальных стандартов;

- организация и участие в управлении системой обязательного социального 
страхования:

- проверка законности принимаемых на местном уровне решений [7, с. 78].

В компетенцию местных органов  управления и самоуправления, в свою очередь, должны входить:

  • координация деятельности учреждений социальной сферы;
  • разработка мероприятий по развитию отраслей социальной сферы;
  • финансирование находящихся в их ведении организаций социальной сферы:
  • контроль за работой органов социальной сферы;

 

  • формирование банка данных о гражданах, нуждающихся в адресной социальной помощи, и обеспечение ее предоставления;
  • организация и осуществление мероприятий по социальному обслуживанию граждан;
  • функции определение размеров и видов оказания социальной помощи;
  • содействие обеспечению занятости трудоспособного населения;
  • поддержка малообеспеченных групп населения по приобретению жилья;
  • установление опеки и попечительства;
  • развитие системы здравоохранения, осуществление мероприятий, направленных на сохранение и совершенствование уровня здоровья населения [7]

Социальная политика на республиканском  уровне проводится с целью выработки  стратегии социального развития в целом, в то время как на местном уровне - практической

'

 

I bur Узн HieXluepaiiucHiiim политика Китая сегм)ня_ 

СОЦИОЛОГИЯ

 

Данные явления можно рассматривать как выталкивающие факторы в плане международной миграции, поэтому так важно изучать зарубежные рынки труда и прогнозировать экспорт рабочей силы.

Следует отметить, что  в КНР усилилось в последние  годы внимание государства к социальной сфере. Регулирование доходов, повышение благосостояния малообеспеченных люден, предоставление социальной защиты бедным людям - эти вопросы занимают важное меего в правительственных докладах. Внешняя трудовая миграция - зачаспю результат поиска лучшей жизни за рубежом, поэтому необходимо наряду с мерами но оптимизации чип рационных процессов повысить благосостояние народа.

Политика КНР в сфере  внешней трудовой миграции отличается \(hoi овекторностью в аспекте географии экспорта рабочей силы. Необходимо отмстить, что китайские трудовые .мигранты приносят ощутимую выгоду своей стране не только в виде денежных переводов, по и в результате освоения природных ресурсов развивающихся государств. С этих нешший особенно показательно сотрудничество КНР со странами Африки.

Российская Федерация  интересует КНР с геополитической  и геоэкономической гонки зрения, [рудовая миграция граждан Китая в Россию способствует взаимовыгодному жономическому сотрудничеству. Ее следует развивать в разумных пределах.

В целом следует отметить, что от внутреннего социально-экономическо1 о рачви гия КНР существенным образом зависит миграционная подвижность ее граждан. Поэтому весьма важным фактором оптимизации внешней трудовой миграции из КНР является ускорение развития отсталых (депрессивных) районов страны, их сбалансированное, оптимальное движение к экономическому и социальному процветанию.

Гаким образом установлено, что  изменение китайской государственной миграционной политики было обусловлено рядом объективных социально-экономических процессов. Начавшись в 1970 годах экспорт рабочей силы из КНР с каждым следующим десятилетием интенсифицировался, чему способствовали экономические реформы и вступление Китая в ВТО. География экспорта китайской рабочей силы и его структура отражают потребности отдельных стран и регионов в приеме трудящихся-мигрантов. Логика социально-экономического развития Китая подсказывает направление совершенствования ноли гики в сфере экспорта труда, которая нацелена на облегчение положения на внутреннем S   рынке труда КНР и привлечения инвестиций и ресурсов.

  1. Ли Гутуншэн. Население Китая и экономическое развитие. - Пекин, 2004.
  2. Китай и Дальний Восток. Сборник статей «Международные отношения» М, 2003.
  3. Россия и Китай. Сборник статей «Международные отношения». М., 2006.

74 

УДК 3(6.42 |4V6)

Ермаловнч А. В.

НАПРАВЛЕНИЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО  РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

DIRECTION OF FURTHER DEVELOPMENT OF SOCIAL STATE OF THE REPUBLIC OF BELARUS

В cm'K'u рукописи автор делает упор на основную концептуальную идею белорусского гопщ'ктра на 2006-2010 гг. - построение государства для парода. Эта идея закономерно трсо\ ем оптимизации взаимоотношений между государством и человеком.

Рассматривая особенности  формирования белорусской модели социального  гск-yjapaiwa. автор рукописи опирается на работы известных ученых Е.М. Бабосова Г.А. Наги п-вича. IIА Джмиль С. В. Лапиной, Р. Л- Смирнова и др.

in his manuscript the author focuses our attention on the main conceptual idea of I he Beiontssian State for 2006- 2010 — the formation of the state for the people.

This idea logically requires the optimization of the relations between the state and a person Analysing the peculiarities of the formation of the hieiorussian social state model,  the author relies on. the works of the famous scientist

Становление Беларуси как социального  государства начинается с принятия Конституции 1994 года. Республика Беларусь одновременно формируется и как  правовое, и как демократическое, и как социальное государство, что  порождает определенные сложности, к числу которых можно отнести отсутствие единства развития государства с упрочением правовой государственности, атрибутами которой являются учет в законодателе гве тенденций социального развития, требований юридических прав личности, азаимная ответственность государства и индивида.

Вопросы «шиты социальных прав граждан  относятся к числу наиболее значимых проблем защиты прав и свобод человека и 1~ражданина. Вместе с тем регламентация  ряда прав исчерпывается их конституционным или законодательным провозглашением и имеет скорее декларативный характер. В Конституции Республики Беларусь предусмотрено, что государство ответственно за создание условий для достойного и свободного развития личности, что предполагает в случае невыполнения обязанностей возможность предъявления государству со стороны граждан в судебном порядке определенных требований. В то же время из-за отсутствия явно сформулированных обязанностей, соответствующих этим правам, они не пользуются судебной защитой. Таким образом, в настоящее время существует объективная необходимость законодательного обеспечения реальных форм и механизмов ответственности органов государственной власти, что. в свою очередь, повлечет возможность привлечения их к ответственности за ненадлежащее исполнение возложенные

полномочий [5]

Среди основных направлений политики белорусского государства социальная деятельность занимает доминирующее положение. Однако, существование большого количества научных исследований и публикаций, природа и реальное содержание понятия '(Социального государства» остаются до конца не выясненными. В то же время от теоретического  понимания природы социального государства зависят ответы  на такие

75

 

Ермалович А. В. Направления дальнейшего развития социального госуаарстяо

человека в современном мире. Минимальная пенсия по старости, используемая в качестве базового норматива, должна соответствовать не прожиточному минимуму пенсионера, а минимальному потребительскому бюджету. который призван обеспечить не физиологическое выживание, а социально приемлемый уровень жизни [7|


Таким образом, становится очевидным, что создание социального государства  невозможно без дальнейшего совершенствования  законодательства и практики его  применения.

1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, 
принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). - 
Минск: Амалфея. 2005. - 48 с.

2. Указ Президента Республики Беларусь от 27 ноября 1995 г. N« 483 «Об обеспечении 
своевременной выплаты заработной платы» /'/ Национальный реестр правовых актов 
Республики Беларусь 1 декабря 1996 г. - №2/313.

  1. Василевич Г.А. Особенности формирования социального правового государства в переходный период // Вестник БГУ. -- Сер. 3. - 2005. - № 3. - С. 93-98.
  2. Василевич Г.А. Социальное государство - одна из важнейших целей рыночной экономики ,7 Проблемы реализации норм права в условиях формирования рыночных отношений: Матер, респ. науч.-практ. копф. - Мн.: БГЭУ. 2006. - С. 12-16.
  3. Джмиль И.А. Современные подходы к определению сущности и основных принципов государственного государства /У Весшк Маплёускага дзярж. ун-та im. А.А. Куляшова. - 2005. -.Nil. -С. 43-46.
  4. Джмшь 1.А. Праблемы станаулення сацыяльнай дзяржавы у Рзспублщы Беларусь // Вест БДПУ. - Сер. 2. - 2005. - № 1. - С. 96-99.
  5. Смирнова Р.Д., Смирнов В.Э. Беларусь: выбор исторического пути // Новейшая история: государство, общество, личность: Матер, межд. науч.-практ. конф. - Мн.: Бел.наука, 2006. - С. 257-262.

S. Социальная работа: теория и организация: Учеб. пособие и практикум У Академия управления при Президенте Республики Беларусь; Под общ. ред. Лапиной С. В. Мн.: .Академия управления при Президенте РБ, 2001. - С. 351. 

УДК 378.663:331.101.3(476)

Буйденков А.А.

МОТИВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ СТУДЕНТАМИ АГРАРНЫХ ВУЗОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

MOTIVATION OF CHOOSING PROFESSION BY STUDENTS OF AGRICULTURAL HIGHER EDUCATION ESTABLISHMENTS OF THE REPUBLIC OF

BELARUS

На основе анкетного опроса, проведенного среди студентов четырех аграрных вузов, анавизируется структура мотивации профессионального выбора будущих выпускников, особое внимание обращается на ее многокомпонетный характер, а так -же на нарастание негативных тенденций к старшим курсам в предметно-профессиональной составляющей будущей трудовой деятельности: усиление согщальиого и ослабление специально-предметного запроса.

On the basis of questionnaire designed for students of four agricultural higher education establishments, we have analyzed the structure of motivation of professional choice of future graduates. We have paid special attention to its multi-component character and to the increase in negative trends in students studying at senior courses. They concern subject-profession component of their future work and include high social demand and weak specialist demand.

Главной задачей образовательной  политики является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его преемственности и фундаментальности, а также соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Примечательной особенностью современного белорусского общества является актуализация проблемы профессионализма, что в первую очередь находит отражение в сфере высшего образования, как индикатора профессиональных предпочтений молодежи.

Профессиональная структура общества имеет объективную основу и определяется состоянием и потребностями общественного производства Персональное заполнение этой структуры во многом зависит от выбора профессии и соответственно профессионального самоопределения личности. В связи с этим проблема формирования профессиональных интересов молодых людей вырастает в задачу государственной важности.

В условиях реализации Государственной программы возрождения и развития села на 2005 - 2010 годы, а также в связи с демографическим кризисом и нарастающим дефицитом трудовых ресурсов в сфере АПК особенно важным является выбор молодыми людьми будущей профессии. От успешной реализации профессионально-трудовых предпочтений в будущем зависит не только материальное благополучие, но и социальное самочувствие

 

80 

81

 

Ермалович А. В. Направления важнейшего развития социального государство

реализации  комплекса мер  по  развитию социальной  сферы.   Однако  уже  на стадии разработки нормативных правовых актов необходимо взаимодействие этих двух > ровней.

На наш взгляд, необходимо проведение работы по планированию правотворчества, регулирующего социальную сферу. При этом государство, провозгласившее себя социальным, принимая те или иные нормативные правовые акты, должно обеспечивать ах соответствие принципу социальной государственности.

Любые программы, имеющие социальную направленность, должны разрабатываться с учетом научной целесообразности возможностей их практической реализации. В целях выполнения этих условий разработанные проекты должны быть оценены до того, как они приобретут юридическую силу. Успех реализации социальных программ определяется многими факторами. Важнейшими из них являются: законодательное обеспечение; адекватность проводимой руководством страны политики содержанию прогнозов и программ; мотивация субъектов хозяйствования на достижение поставленных целей; соблюдение законности как органами власти, так и хозяйствующими субъектами. Решения органов власти по социально значимым вопросам должны иметь обоснование социальных последствий, соответствовать целям социального государства.

Действующая в настоящее время в Беларуси система прогнозирования и планирования, по мнению автора, в целом оправдывает себя. Повысилась ее научная обоснованность, непрерывность, системность. Постепенно улучшаются качественные характеристики государственного регулирования. Больше внимания уделяется летальной проработке долгосрочного прогноза социально-экономического развития страны, подготовке и реализации государственных программ. Вместе с тем необходимо, чтобы npoipa-ммы социально-экономического развития были более гибкими и своевременно учитывали изменения приоритетов в социально-экономической сфере. Они по своей сути являются активным средством государственного регулирования экономики и не должны носить обязательного характера [3]

Несмотря на закрепление  принципа социальной государственности в Конституции Республики Беларусь, определение таких понятий, как «социачьное государство», «социальная сфера», «достойный уровень жизни», не нашло законодательного закрепления. Очевидна необходимость принятия программного Закона «О социальной политике в Республике Беларусь», который закрепит основы и направления развития Республики " Беларусь как социального государства.

Закон «О социальной политике в Республике Беларусь» должен, на наш взгляд:

- содержать определения понятий социального государства, социальной политики 
государства, достойного уровня жизни;

- определять цели и задачи государства в социальной сфере, устанавливать 
приоритеты в реализации социальной политики и укреплении социально-экономических 
основ государства, последовательность их реализации;

  • устанавливать основные принципы и направления социальной политики на этапе становления и развития Республики Беларусь как социального государства;
  • отражать стратегию государства в области социальной сферы и социальной защиты граждан;
  • закреплять компетенцию субъектов социальной политики государственных органов, органов местного самоуправления по осуществлению функций социатьного государства;
  • определять меру и формы государственного присутствия в социальной сфере как на республиканском, так и на местном уровне власти [7]

Принятие данного Закона позволило  бы устранить неопределенность правовых понятий, упорядочить деятельность органов государственной власти в социальной сфере,

78 

СОЦИОЛОГИЯ 

конкретизировать    направления    совершенствования    законодательства,    регулирующего

социальную сферу

Для 'эффективного развития социально! о государства необходимо определить приоритеты а решении социально-экономических  проблем с целью эффективного использования имеющихся ресурсов. Следует выделить re категории людей, которые должны находиться под особой защитой государства. • пенсионеров, детей и молодежь. Необходимость выделения этих групп обусловлена рядом причин: решение вопросов пенсионеров не может быть растянуто во времени и каждый из них имеет право на достойную жизнь в старости; молодежь и дети - по будущее нашей страны и было бы pass мне делать в него капиталовложения, рассчитывая на положительные результаты в

будущем.

В нашей республике создана  новая социальная инфраструктура - система социального обслуживания, представленная стационарными и нестационарными учреждениями. В структуре центров социального обслуживания существуют специализированные отделения, н ;ом числе социальной помощи на дому; срочного социального обслуживания; дневного и круглосуточного пребывания; психологической помощи и реабилитации; первичного приема информации, анализа и прогнозирования. В целом систему социального обслуживания можно условно разделить на два вида; 1) социальное обслуживание на дому; 2) социальное обслуживание в стационарных учреждениях (дома-интернаты, отделения дневного и крупосуточного пребывания).

В настоящее время преобладает  социальное обслуживание на дому. Это  обусловлено рядом причин: нежеланием проживания в стационарных учреждениях; размерами оплаты (содержание на дому обходится дешевле, чем в домах-интернатах, отделениях круглосуточного пребывания, причем как государству, гак и гражданам) и др.

В отношении социального  обслуживания в стационарных учреждениях  необходимо решить вопрос о создании для престарелых пансионатов, предоставляющих материально-бытовое обеспечение, создающих благоприятные условия проживания, приближенные к домашним, в обстановке уважительного отношения к проживающим, которым предоставлялось бы не койко-место, как в доме-интернате, а отдельное жилое помещение. Выплату стоимости проживания целесообразно частично осуществлять за счет этих лиц путем перечисления пенсии на расчетные счета пансионатов; стоимость предметов личного обихода (одежды, обуви) возложить на гражданина за счет личного имущества, при отсутствии такового - на родственников, а при отсутствии того и другого - за счет государства. Что касается вопроса бесплатного обслуживания граждан, сдавших свои квартиры государству, то такая норма действующим законодательством не предусмотрена.

В связи с увеличением числа  пожилых людей необходимо совершенствовать деятельность учреждений, предоставляющих комплекс жизненно важных услуг, расширять спектр и повышать качество оказываемых социальных услуг, проводить работу по дальнейшему совершенствованию порядка предоставления социальных услуг, в том числе на платной основе. Однако увеличение количества услуг, оказываемых на платной основе, неразрывно связано с государственной политикой в области оплаты труда, которая должна быть направлена на повышение реального размера заработной платы во всех сферах и отраслях экономики, на предприятиях всех форм собственности с целью превращения заработной платы в надежный источник средств, обеспечивающий достойный уровень жизни работнику и его семье, создавая тем самым условия, стимулирующие заинтересованность работников в производительном труде как основу их материального благополучия и позволяющие сократить количество предоставляемых льгот. Необходимо установить минимальную заработную плату на уровне не ниже прожиточного минимума трудоспособного человека, а сам минимум - на уровне благосостояния, достойного для

79

 

Ериалович А. В. Направления дальнейшего развития социального госуоарства




человека в современном  мире. Минимальная пенсия по старости, используемая в качестве базового норматива, должна соответствовать не прожиточному минимуму пенсионера, а минимальному потребительскому бюджету. который призван обеспечить не физиологическое выживание, а социально приемлемый уровень жизни [7]

Таким образом, становится очевидным, что создание социального государства  невозможно без дальнейшего совершенствования  законодательства и практики его применения.

1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, 
принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). - 
Минск: Амадфея. 2005. - 48 с.

2. Указ Президента Республики Беларусь от 27 ноября 1995 г. № 483 «Об обеспечении 
своевременной выплаты заработной платы» //' Национальный реестр правовых актов 
Республики Беларусь 1 декабря 1996 г. -№2/313.

  1. Василевич Г.А. Особенности формирования социального правового государства в переходный период // Вестник БГУ. - Сер. 3. - 2005. - № 3. - С. 93-98.
  2. Василевич Г.А. Социальное государство - одна из важнейших целей рыночной экономики '/ Проблемы реализации норм права в условиях формирования рыночных отношений: Матер, респ. науч.-практ. конф. - Мн.: БГЭУ, 2006. - С. 12-16.
  3. Джмиль И.А. Современные подходы к определению сущности и основных принципов государственного государства// Весшк Маплёускага дзярж. ун-та im. А.А. КуляшОва. ¦- 2005. -№ 1. - С. 43-46.
  4. Джмшь 1.А. Праблемы станаулення сацыяльнай дзяржавы v Рэспублщы Беларусь //' Весш БДПУ. - Сер. 2. - 2005. - № 1. - С. 96-99.
  5. Смирнова Р.Д.. Смирнов В.Э. Беларусь: выбор исторического пути /У Новейшая история: государство, общество, личность: Матер, межд. науч.-практ. конф. - Мн.: Бел.наука, 2006. - С. 257-262.

S. Социальная работа: теория и организация: Учеб. пособие и практикум / Академия управления при Президенте Республики Беларусь; Под общ. ред. Лапиной С. В. Мн.: Академия управления при Президенте РБ, 2001. - С. 351. 

УДК 378.663:331.101.3(476)

Буйденков А.А.

МОТИВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ СТУДЕНТАМИ АГРАРНЫХ ВУЗОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

MOTIVATION OF CHOOSING PROFESSION BY STUDENTS OF AGRICULTURAL HIGHER EDUCATION ESTABLISHMENTS OF THE REPUBLIC OF

BELARUS

На основе анкетного  опроса, проведенного среди студентов четырех аграрных вузов, анализируется структура мотивации профессионального выбора будущих выпускников, особое внимание обращается на ее многокомпонетный характер, а так .же на нарастание негативных тенденций к старший курсам в предметно-профессиональной составляющей будущей трудовой деятельности: усиление социального и ослабление специально-предметного запроса.

On the basis of questionnaire designed for students of four agricultural higher education establishments, we have analyzed the structure of motivation of professional choice of future graduates. We have paid special attention to its multi-component character and to the increase in negative trends in students studying at senior courses. They concern subject-profession component of their future work and include high social demand and weak specialist demand.

Главной задачей образовательной  политики является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его преемственности и фундаментальности, а также соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Примечательной особенностью современного белорусского общества является актуализация проблемы профессионализма, что в первую очередь находит отражение в сфере высшего образования, как индикатора профессиональных предпочтений молодежи.

Профессиональная структура общества имеет объективную основу и определяется состоянием и потребностями общественного производства Персональное заполнение этой структуры во многом зависит от выбора профессии и соответственно профессионального самоопределения личности. В связи с этим проблема формирования профессиональных интересов молодых людей вырастает в задачу государственной важности.

В условиях реализации Государственной  программы возрождения и развития села на 2005 - 2010 годы, а также в связи с демографическим кризисом и нарастающим дефицитом трудовых ресурсов в сфере АПК особенно важным является выбор молодыми людьми будущей профессии. От успешной реализации профессионально-трудовых предпочтений в будущем зависит не только материальное благополучие, но и социальное самочувствие

 

80 

S1

 

(Определение белорусского государства как социального государства впервые появилось в пятой Конституции, принятой Парламентом 15 марта 1994 г. Напомним, что при обсуждении проектов Конституции это понятие не сразу было всеми позитивно оценено и поддержано. Более того, со стороны некоторых лиц, в том числе и руководства Верховного Совета Республики Беларусь, оно было воспринято настороженно, звучали отрицательные характеристики, суть которых состояла в отождествлении понятий «социальное» и «социалистическое» и что якобы авторы проекта пытаются закрепить в Конституции социалистический характер белорусского государства.

В таком государстве  обеспечивается народовластие, политический плюрализм (многообразие взглядов, мнений, политических партий), внедрен принцип разделения властей, существует местное самоуправление. В таком государстве развиваются все формы собственности, создаются равные условия для их развития.

Не затрагивая вопрос о соотношении социального  и социалистического государства, все же подчеркнем, что основное различие состоит в политическом плюрализме, многообразии форм собственности, значительной свободе личности в условиях социального государства.

Сегодня, к сожалению, ученые и практики мало уделяют внимания характеристике социального государства, принципиально отличающегося от государства социалистического. Более разработанными являются проблемы развития демократического правового государства. В нынешних условиях принципиально важной задачей ученых является внесение предложений о направлениях развития социального государства. При этом необходимо развивать теорию и практику таким образом, чтобы не допустить перерастания государства социального в государство, в котором превалирует иждивенчество, нет свободной инициативы, за всех все решают властные структуры, а политическая и экономическая системы упраздняют ответственность человека за собственное благоденствие.

Понятие «социальное государство» закреплено в ряде конституций других стран, например Германии. Однако это понятие в Конституции ФРГ не раскрыто, и его суть может быть определена лишь посредством анализа конституционных норм в их совокупности.

В литературе отмечаются следующие  признаки социального государства: 1) оно ответственно за существование общества; 2) в нем индивид несет обязанности перед иными лицами и обществом в це-

36 

лом; 3) это такое государство, которое помогает человеку, обеспечивает его достойное существование.

Одной из основных характеристик  социального государства является гарантированность каждому человеку достойного прожиточного минимума. В Конституции Республики Беларусь прямо предусмотрено право каждого на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий (ч. 2 ст. 21).

Полагаем, что употребление термина «каждый» в данном случае не совсем удачно. Он явно нуждается в уточнении. С одной стороны, он позволяет предположить, что нормы Конституции в данном случае распространяют свое действие как на граждан Республики Беларусь, так и иностранных граждан, лиц без гражданства, по крайней мере, постоянно проживающих на территории Республики Беларусь. С другой, для нас очевидно, что речь может идти о «каждом», кто не в силах обеспечить свое существование. В немецком законодательстве предусмотрено, что только тот, кто не в силах самостоятельно добыть себе средства к существованию и не получает при этом никакой посторонней помощи, имеет право на личную и материальную поддержку, которая соответствует его специфическим потребностям, побуждает к самопомощи, обеспечивает участие в общественной жизни и гарантирует достойное существование человека (§ 9 Общей части Кодекса социальных законов ФРГ). Таким образом, обеспечивается сбалансированный подход государства и отдельного индивидуума к решению вопроса об обеспечении достойного существования, устанавливается грань, за пределами которой начинается иждивенчество; первична активность самого человека и только затем уже возможна помощь государства, задача которого — создать такую нормативную базу, которая способствует развитию личности, ее потенциала, использованию своих возможностей на практике.

Законодательством предусмотрена  правовая основа для определения прожиточного минимума, его использования при формировании и реализации государственной политики регулирования уровня жизни, а также при осуществлении мер социальной защиты населения Республики Беларусь. Во исполнение закона Правительством приняты постановления, которыми утвержден бюджет прожиточного минимума и определены некоторые меры по социальной защите малообеспеченных граждан.

37


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.