Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Культурогенез и его факторы

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 26.05.13. Сдан: 2013. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):




Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3

1. Понятие культурогенеза и основные концепции…………………………….5

2. Закономерности процесса культурогенеза……………………………………8

Заключение……………………………………………………………………….18

Список литературы………………………………………………………………20

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Тема культурагенеза, в широком смысле ее зарождение и  последующий процесс развития, будет  актуальна и в наше время.  Человечество до сего времени не имеет четких данных о появлении человека и  его развитии. Поэтому и существует несколько версий происхождения человека, культуры и их эволюции.

Понятие культура характеризует очень сложный  и многогранный фактор человеческого  бытия. Накопление и передача культурных ценностей начались еще в первобытную  эпоху.  В любом человеческом коллективе действует культура, устанавливающая нормы поведения, во-первых, между отдельными людьми, во-вторых, между людьми и социумом (обществом), в-третьих, между отдельными социумами.

Регламент поведения, комплекс образцов поведения может  меняться в различных культурах, но нормы поведения как совокупность образцов, определяющих жизнь, существуют всегда и везде.  В прошлом веке многие исследователи были убеждены в том, что культура возникла благодаря способности человека к труду и его умению создавать технические приспособления. В ХХ веке генезис культуры трактуется по-разному. К орудийно-трудовой концепции добавились многие другие – психологические, антропологические, социокультурные.

Исследование культурогенеза позволяет восстановить первоначальный ареал возникновения культурных феноменов, выявить реальную динамику изменчивости культуры, очертить смысловое поле новаций, их взаимосвязь с традициями и культурным наследием, полифункциональность и полисемантику культуры, историческое изменение значений, смыслов и символов, которыми наделялись в истории явления культуры. 

Процесс порождения культуры – культурогенез, охватывает одновременно обе стороны жизнедеятельности человека - его материальную и духовную деятельность, и его способности к труду, и его способности к мышлению. 

Актуальность работы заключается в рассмотрении порождения новых культурных форм и их интеграции в существующие культурные системы. 

Цель работы состоит  в изучении особенностей культурогенеза и его факторов. 

Достижение цели предполагает решение ряда задач: 

1) рассмотреть проблему  происхождения культуры; 

2) изучить факторы,  влияющие на культурогенез; 

3) рассмотреть теории  возникновения культуры. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие культурогенеза  и основные концепции

       Культура (от латинского cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) - исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

       Понятие «культура» относится к числу фундаментальных в современном обществознании. Трудно назвать другое слово, которое имело бы такое множество смысловых оттенков. Объясняется это, прежде всего тем, что культура выражает глубину и необъятность человеческого бытия. В той мере, в какой неисчерпаем и разнолик человек, многогранна и сама культура.

       Для нас вполне привычно звучат такие словосочетания, как «культура ума», «культура чувств», «культура поведения», «физическая культура». В обыденном сознании культура служит оценочным понятием и относится к таким чертам личности, которые точнее было бы назвать не культурой, а культурностью.1

       В научной литературе встречается множество определений понятия культура. Подчас высказывается мнение, что найти полноценное невозможно.

       Культурогенез - один из видов социальной и исторической динамики культуры, заключающийся в создании новых культурных форм и их интеграции в существующие культурные системы.

       Культурогенез заключается в процессе постоянного самообновления культуры, как посредством обновления и взаимодополнения уже существующих форм культуры, так и через создание новых, отвечающим культурной динамике времени направлений и феноменов.

       Основные концепции:

      1.Орудийно-трудовая концепция происхождения культуры.

      2. Теория  возникновения культуры из магии.

      3. Психологические  концепции культуры.

      4. Игровая концепция  происхождения культуры.

      5. Символическая  концепция культурогенеза.

 

1. Наиболее обстоятельно орудийно-трудовая концепция разработана К.Марксом и Ф.Энгельсом. Данная концепция нашла свое отражение в статье Ф.Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», которая является одной из глав его работы «Диалектика природы». Какие аргументы приводят авторы в пользу своей теории. Каким образом труд повлиял на становление человека и культуры: широко известна знаменитая фраза Энгельса - «труд создал человека». Укажите противоречия данной концепции. Как критикуется данная концепция учеными, придерживающимися других взглядов на культурогенез (В. Вильчек, Л. Мамфорд, Б. Малиновский, И. Ачильдиев и др.).

       2. Автором теории возникновения культуры из магии является американский культуролог Льюис Мамфорд. Некоторые исследователи приписывают авторство Т. Роззаку, Дж. Фрезеру, Л. Леви-Брюльи и другим известным ученым и философам. В чем заключается сущность этой концепции. Можно ли согласиться с мнением, что появление первичных религиозных представлений и переживаний знаменует собой рождение культуры. Большой вклад в изучение магии как древнейшего института культуры внес английский этнограф и социолог Бронислав Малиновский, противостоявший эволюционистским теориям. Какие факты, собранные Малиновским и изложенные в основных сочинениях «Научная теория культуры», «Динамика культурного изменения», «Магия, наука и религия», подтверждают теорию возникновения культуры из магии.2

      3. Психологические концепции культуры представлены в первую очередь психоаналитической теорией, созданной З.Фрейдом. Сформулируйте основные положения концепции, предложенной им в книге «Тотем и табу». С чем не согласны многие ученые, в чем они видели уязвимость гипотезы. Можно ли согласиться, что культура является следствием подавления первичных влечений (либидо) и инстинктов (мортидо) с помощью норм и запретов. В контексте вопроса необходимо проанализировать концепцию культурных архетипов Карла Юнга, создателя школы «аналитической психологии». Его основные работы: «Психологические типы», «Психоанализ и искусство», «Алхимия снов. Четыре архетипа», «Архетип и символ».

       4. Игровую концепцию происхождения культуры разрабатывали голландский историк культуры Йоганн Хейзинга (основные сочинения: «В тени завтрашнего дня», «Осень средневековья»), испанский философ и публицист Хосе Ортега-и-Гассет («Дегуманизация искусства», «Восстание масс») и Е. Финк. На чем основываются убеждения сторонников этой концепции в том, что игра старше культуры. Каким образом игра породила спорт, философию, искусство, религию и другие сферы культуры.

       5. Символическая концепция культурогенеза представлена, прежде всего исследованиями австрийского философа Э. Кассирера (основные работы «Философия символических форм», «Опыт о человеке»). Культура выступает как символическая вселенная, а человек творец и создатель символов. Появление способности через символы одухотворять вещи есть рождение культуры – нового уровня взаимодействия человека и окружающего мира. Также внесли значительный вклад в разработку данной концепции М. Хайдеггер, а также упоминавшиеся уже К. Юнг и Л. Мамфорд. Обратите внимание на критику Л. Мамфордом орудийно-трудовой концепции культуры. Можно ли согласиться с его утверждением, что «пока человек не сделал нечто из себя самого, он мало что мог сделать в окружающем мире». Значение формулы «человек – символическое животное». Подумайте, какие символы и символические системы создаются человеком.3

2. Закономерности  процесса культурогенеза

       На первом этапе изучения истории культуры — в XVIII веке — ее начальной ступенью казалась культура античная, и все размышления о современной культуре основывались на ее сопоставлении с античной классикой — от полемики «древних и новых» во Франции в конце XVII века до противопоставления Ф. Шиллером сто лет спустя «наивной» и «сентиментальной» поэзии. XIX вех отодвинул исходную ступень истории на Древний Восток — наиболее принципиальным в теоретическом отношении это было в историософской концепции Г. Гегеля. XX век, благодаря богатейшему материалу, собранному этнографами, археологами и спелеологами, отодвинул начало истории культуры в первобытность. Однако в наше время нужно пойти еще дальше — и потому, что целый комплекс наук предоставляет нам многообразные данные о длительнейшем процессе перехода от до-культурного состояния человечества к культурному, и потому, что синергетика показала великое значение переходных периодов в развитии сложных систем, тем самым направляя культурологическую мысль на изучение таких периодов в истории культуры, а первым из них и был процесс превращения биологической формы существования животных в социокультурную форму бытия человека. Антропология и археология описывают все фазы этого процесса постепенного изменения анатомического строения тела очеловечивавшегося животного и его способности обрабатывать природные материалы, создавая из них свои «искусственные органы». Одна из этих фаз получила точное определение: «питекантроп» — то есть буквально «обезьяночеловек», — и эта причудливая, кентавроподобная, структура не может не осмысляться культурологически именно в ее переходности, на основе обобщения всех конкретно-научных данных, тем более, что этот переходный процесс длился несколько миллионов лет, превосходя в сто раз длительность истории человека, ставшего, наконец «разумным», то есть культурным, и уже по этой причине заслуживает исследовательского внимания как предыстория культуры, не осмыслив которую, нельзя понять и ее историю.4

       Наши археологи и философы (П. И. Борисковский, Я. Я. Рогинский, В. П. Якимов, Ю. И. Семенов) выдвинули продуктивную идею «двух скачков» в процессе антропосоциогенеза: первый, по формулировке Ю. И. Семенова — «Это отмеченный началом изготовления орудий переход от стадии животных предшественников человека к стадии формирующихся людей, каковыми являются питекантропы и другие сходные с ними формы — архантропы и неандертальцы — (палеантропы); второй скачок — происшедшая на грани раннего и позднего палеолита смена палеантропов людьми современного физического типа (неоантропами, Homo sapiens), являющимися подлинными, готовыми людьми. Первый скачок означал появление социальных закономерностей, второй — установление их полного и безраздельного господства в человеческих объединениях»; и далее: «Логично предположить, что эти два этапа формирования производительных сил были одновременно и двумя основными стадиями становления человеческого общества вообще, т. е. эволюции человечества». Хотя не все ученые разделяют эту точку зрения, она может получить неожиданное подтверждение со стороны синергетики, учитывая, что между этими двумя скачками движение шло нелинейно, то есть по разным траекториям, и одна из них — та, что вела к Человеку разумному, — доказала свою продуктивность, а другие оказались тупиками развития и привели к гибели пошедших по этим дорогам популяций (так называемая «неандертальская проблема»).

       В решении этой задачи наука имеет сегодня еще одно существеннейшее подспорье — понимание изоморфизма филогенеза и онтогенеза (биогенетический закон, открытый Э. Геккелем в прошлом веке, а в нынешнем, как выяснилось, распространяющий свое действие на сферу психологии и поведения, хотя, разумеется, с известными коррективами), а также результаты многосторонних исследований древнейших стадий антропосоциогенеза, которые позволяют многое, ранее неизвестное или лишь гипотетически формулировавшееся историками первобытной культуры, увидеть и научно объяснить в ее самом далеком и недоступном прямому наблюдению прошлом — как, впрочем, и в сознании, поведении, жизнедеятельности ребенка в первые годы его жизни благодаря их рассмотрению через призму зарождавшейся культуры первобытных людей. Взаимосоотнесенность этих двух синергетически рассматриваемых процессов имеет особое значение для культурологии по той простой, но исключительно важной, хотя, как правило, игнорируемой культурологами, причине, что исторический процесс культурогенеза воспроизводится в жизни каждого индивида на протяжении всей истории человечества, начиная с его предыстории — того именно переходного этапа от бытия животного к жизни человека, рассмотрение которого стало необходимым на современном уровне развития культурологической мысли.5

 Одно из самых  значительных достижений научной  мысли XX века— генетика — открыла  тайну темпорального бытия жизни:  механизм генетической трансляции  специфической структуры и поведенческой  программы каждого вида живых существ. Природа обеспечивает стабильность их существования благодаря жесткой охране видового генофонда от воздействия благоприобретаемого индивидами разнообразнейшего жизненного опыта; тем самым каждый вид растений и животных, сложившись в определенных условиях природной среды и климата, остается неизменным безграничное время, если только внешние силы — природные катаклизмы или же поведение людей — его не уничтожают или радикально не деформируют; это значит, что биологическая форма бытия на уровне существования вида неисторична, изменчива только жизнь индивида — его путь от рождения к смерти, однократный у животных и циклически, многократно повторяющийся у растений.6

Появление на Земле человека было сопряжено с качественным сокращением  сферы действия этого генетического механизма: он сохранил способность кодировать и транслировать из поколения в поколение, или через поколения и при корректирующем действии разного рода мутаций, структурные — анатомо-физиологические — качества этого новоявленного биологического вида, в единстве с их различными модификациями — расовыми, этническими и потомственно-родственными, — но утратил способность кодировать и транслировать функциональные качества человека — программы его деятельности и поведения. Тем самым предки человека оказались безоружными перед лицом если не враждебной, то равнодушной к нему природы, ибо индивид не получал от рождения, в виде унаследованного комплекса инстинктов, никакой программы действий, которая обеспечила бы его выживание — добывание пищи, устройство жилья и организацию отношений с другими людьми в их совместной жизни и воспроизводстве потомства.

Поистине чудодейственной силой, открывшей перед предком человека возможность его  «очеловечивания», — не зря мифологическое сознание во всех своих формах и на всех этапах своего развития приписывало ее богам! — стала культура. Однако человеческий язык бывал мудрее и трезвее общественного сознания — об этом говорит, в частности, то, что первоначальное значение слова «культура» у древних римлян — «искусственное», в понятийной оппозиции «культура — натура», то есть «сотворенное человеком — естественное».

       О том, какое значение имеет обнаружение функциональной асимметрии человеческого мозга, говорит уже то, что оно выявило и асимметричную локализацию образно-эмоциональных и интеллектуально-речевых процессов, протекающих в нашей психике, а также асимметричную организацию мужской и женской психики и историко-культурную асимметрию «Запад — Восток». Это свойство человеческого мозга исторически сформировалось в процессе антропогенеза, благодаря развитию тех биологических предпосылок, которые имелись уже в зарождавшейся асимметрии двуполушарного мозга высших животных, и оно формируется заново всякий раз в процессе онтогенеза — в развитии психики индивида.

      Рассмотрим, какое значение для становления  культуры имел этот исторический

А) Начну с основополагающего для процесса культурогенеза, проявления данного структурного свойства — с превращения четырех симметричных лап звериного предка человека в асимметричную биокультурную систему «руки — ноги»; превращение это, анатомически закрепившееся в филогенезе, повторяется в развитии каждого ребенка как чисто культурный феномен, ибо порождается он потребностью освободить передние конечности от функций средств передвижения, идентичных у животных функциям задних конечностей, дабы возможным стало необходимое для выживания человека рукомесло. Именно эта функционально-деятельностная потребность определила асимметричное строение самой кисти руки человека и его стопы.

       Б) Вместе с тем достижение данной цели потребовало асимметричного развития и самих рук — функционального различия правой руки и левой. Практически-производственное значение этого различия известно каждому по его собственной деятельности, наука же установила перекрестную связь рук с работой правого и левого полушарий мозга.

       В) Асимметрическая «праворукость» человека, порожденная функциональной потребностью обеспечения эффективности практической деятельности, не случайно связана с функциональной асимметрией мозга. Развитие способности левого полушария к абстрактному мышлению и его вербальному выражению (примечательно, что греческое «логос» имело двойной смысл: и «мысль», и «слово») было ответом на отсутствующую у животного потребность в познании природы, в котором у животного, инстинктивно управляющего своим поведением и генетически транслирующего этот механизм, нет никакой необходимости.

      Г) Важный аспект проявления функциональной асимметрии в процессе антропосоциокультурогенеза — семиотический. Речь идет о том, что если правое полушарие сохранило унаследованную от животных предков способность управления конкретно-образными — жесто-мимическим и звуко-интонационным — средствами общения, то левое полушарие специализировалось не только на управлении работой абстрактного мышления, но и на управлении словесно-речевой деятельностью, выражающей плоды мышления и передающей их другим людям, современникам и потомкам.

       Д) Еще одно проявление этого закона, обнаружившееся в процессе антропогенеза, — не только существенное расширение диапазона действия органов чувств, в первую очередь зрения и слуха, обусловленное высоко поднятой, благодаря прямохождению, головой, но и их функциональная асимметризация: если у животных оба анализатора, а с ними вместе и обоняние, связывают его с природой и в этом смысле их действие симметрично, то у человека зрение сохранило информационную связь с природой и материально-пространственным — то есть природным же — бытием других людей, тогда как слух «специализировался» на духовной связи человека с человеком, поскольку связь эта непосредственно осуществляется звуковой речью, а затем и музыкой — искусством, обращенным, в отличие от живописи, не к зримой природе, а к не видимому, но переживающему мир, человеческому духу.7

Е) В последние годы с асимметрией полушарий мозга  исследователи стали связывать  и гендерную асимметрию мужской  и женской психологий, и культурологическую асимметрию исторически сложившейся социально-психологической дихотомии «Восток — Запад». Обе эти проблемы только начинают рассматриваться в науке и нет смысла предопределять итоги их серьезного междисциплинарного изучения, однако сама их постановка служит подтверждением того, какое глубокое и разностороннее воздействие на всю историю культуры оказало формирование в процессе антропогенеза этого проявления общего для развивающихся сверхсложных систем процесса дисимметризации их структур.

Ж) В дальнейшем, что  эта же асимметрия скажется в возникновении  различий между региональными типами культуры, в частности культурами Востока и Запада, пока же, характеризуя процесс становления человека как  культурного существа, можно сказать лишь, что конкретное соотношение правополушарной и левополушарной деятельностей мозга складывалось по-разному не только в плоскостях индивидуальной, и возрастной, и гендерной, и исторической, но и региональной, так что в силу различных условий в одном регионе доминантой оказывалась активность правого полушария, а в другом — левого.8

Асимметрично складывался  и аксиологический аспект общественной психологии — в социальной психологии и в философской антропологии его принято определять местоименной формулой «мы — они»: здесь имеется в виду, как показал Б. Ф. Поршнев, что первобытная родоплеменная община воспринимает другие общности людей не так, как себя, — применяя современные философские понятия, можно сказать, что сама для себя она является «как бы субъектом», своего рода прото-субъектом, а в других группах видит всего лишь объекты своих притязаний, потребностей и действий, подобные природным объектам, — «они», членов которых поэтому можно и превращать в своих рабов, подобных домашним животным, и убивать, и даже съедать — распространенный в те времена каннибализм и является следствием этой асимметрии ценностного сознания, а симметричное самосознанию коллектива отношение к другим коллективам — «мы — вы».

Не менее радикальные  структурные следствия имела  другая функция зарождавшейся культуры — передача накапливавшегося опыта последующим поколениям: достижение этой цели потребовало опредмечивания формировавшихся человеческих «сущностных сил» (К. Маркс) ради их распредмечивания потомками, которые именно таким способом включались в культуру, вбирали ее в себя, интериоризировали и становились носителями культуры, культурными людьми. Диалектика «опредмечивание — распредмечивание», повторяющаяся бесконечно в истории культуры, и становится функционально-детерминированной структурой человеческой деятельности, формировавшейся на протяжении всего периода перехода от биологической формы бытия животных к культурной форме бытия человека.

Но есть в этом переходе еще один крайне важный аспект, не замечавшийся наукой до последнего времени, — то, что П. В. Симонов назвал «происхождением духовности».

Заслуживает быть отмеченным, что еще в начале XX века известный  русский революционер-анархист и  малоизвестный ученый — географ  и этолог — П. А. Кропоткин опубликовал  исследование «Взаимная помощь как фактор эволюции», в котором показал появление уже у животных альтруистического поведения; в наши дни П. В. Симонов увидел в этой форме поведения, реализующего, по его терминологии, «альтруистическую потребность «для других», а не эгоистическую ориентацию «на себя», «предысторию духовности».9

Важность этого исследования для нас определяется тем, что, хотя в основе культуры лежит развитая форма духовности, ее происхождение  до сих пор оставалось неясным; П. В. Симонов показал, что «..прообраз, зачаток бескорыстной потребности познания, интеллектуального освоения окружающего мира обнаруживается уже у животных на до-человеческих этапах эволюции живой природы», и одновременно на этих же этапах зарождается потребность действия «для других», психологическим стимулом которого является «эмоциональный резонанс» — экспериментально установленная у животных способность особи сочувствовать, сопереживать другим особям.

Именно системная целостность, при всех ее содержательных изменениях в истории человечества и у разных социальных групп — половых и возрастных, национальных и профессиональных, сословных и классовых — и становится нормой культуры.

 

       Сформулированный выше принцип изоморфности онтогенеза и филогенеза в сфере культуры позволяет проверить характеристику исторического генезиса культуры обращением к процессу превращения младенца из маленького животного, каким он является на свет, — или «кандидата в человека»— в «действительного человека» — то есть в культурное существо.

Но изоморфизм не означает «тождество» — он характеризует лишь структурное подобие систем, поэтому следует сразу же выявить те моменты процесса культурации, которые различны у становящегося человечества и у растущего ребенка. Прежде всего, это различие деятельностной доминанты: в филогенезе ею было опредмечивание, в онтогенезе ею всегда является распредмечивание тех объектов, которые дают ребенку взрослые. Только на основе уже впитанных им в первые годы жизни культурных ценностей в ходе восприятия того, что предоставляют ему родители, ребенок получает способность собственным творчеством обогащать культуру. Во-вторых, культуротворческая деятельность человечества с самого начала и по сию пору является cамо-деятельностью, стихийным и лишь в небольшой мере осознаваемым процессом созидания материальной, духовной и художественной предметности, а деятельность ребенка программируется, организуется и направляется взрослыми и лишь в очень небольшой мере может быть игровой самодеятельностью.

Таким образом, онтогенез  культуры отличает от филогенеза только «проблема взрослого» — тот педагогический аспект функционирования культуры, которого не знала первобытность, ибо сознание рождавшегося Человека формировалось в ходе его самовоспитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Поставив перед собой  целью изучение генезиса культуры, в данной работе я рассмотрела четыре основные концепции.

Согласно орудийно-трудовой концепции, внутри которой осмысливается  генезис культуры, человек выделился  из животного мира. В процессе труда  у людей возникла потребность  что-то сказать друг другу. Так появилась речь как средство общения в совместной трудовой деятельности. Последствия этих предпосылок - возникновения процесса речи и труда - огромны. Дело не только в том, что обезьяна превратилась в человека. В свою очередь, деятельность человека оказалась огромным импульсом, приведшим к культурогенезу.

Психоаналитическая версия культурогенеза излагается истолкованием  психической деятельности человека как существа, не обладающего феноменом  совести. Эволюция, таким образом, выглядит как такой процесс, в ходе которого выявляется нечто радикально иное, хотя и заложенное в поступательном движении живой материи. Под человеческой культурой понимается все то, чем человеческая жизнь возвышается над своими животными условиями и чем она отличается от жизни животных. Культура, по этой версии, демонстрирует две свои стороны. С одной стороны, она охватывает все приобретенное людьми знание и умение, дающее человеку возможность овладеть силами природы и получить от нее материальные блага для удовлетворения своих потребностей. С другой стороны, в нее входят все те установления, которые необходимы для упорядочения взаимоотношений между собой, а особенно для распределения достижимых материальных благ.10

Многие европейские  философы и культурологи усматривают источник культуры в способности человека к игровой деятельности. Игра в этом смысле оказывается предпосылкой происхождения культуры. Сама культура носит игровой характер. Игра рассматривается в книге не как биологическая функция, а как явление культуры и анализируется на языке культурологического мышления.

Символическая версия генезиса культуры отмечает символический способ общения с миром у человека, отличный от знаковых сигнальных систем, присущих животным. Сигналы есть часть  физического мира, символы же, будучи лишенными, естественного бытия, обладают прежде всего функциональной ценностью.

Для первобытного мышления весьма трудно проводить различие между  сферами бытия и значения, они  постоянно смешиваются, в результате чего символ наделяется магической либо физической силой. Однако в ходе дальнейшего развития культуры отношения между вещами и символами проясняются, как проясняются и отношения между возможностью и реальностью. С другой стороны, во всех тех случаях, когда на пути символического мышления выявляются какие-либо препятствия, различие между реальностью и возможностью также перестает ясно восприниматься.

Дело в том, что предпосылочные основания культурологии - это широкий исторический контекст, в который встроена культура. Но существует данный контекст «не в качестве готового рецепта решения прикладных задач, а в качестве совокупности острейших вопросов, порождённых скрыто развивающимся в общественных науках кризисом».

Между тем при отсутствии у культурологии фундамента -полноценной модели культурогенеза - невозможна и полноценная модель исторического развития культуры. А без второй модели и сама культурология обречена на вырождение в безответственное словоговорение, всё равно какой разновидности: заказной идеологической, наукообразной академической или утончённой эстетической.11

 


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.