Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Неортодоксальные философские школы Древней Индии

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 26.05.13. Сдан: 2012. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство образования  Республики Беларусь

Учреждение образования  Федерации профсоюзов Беларуси

Международный университет  «МИТСО»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по теме:

 

«Неортодоксальные философские школы Древней Индии»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Выполнила:

    Студентка группы № 1232

    Жлобич Ксения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индийская философия развивалась  беспрерывно с древних времен. И многие положения и взгляды  остаются актуальными в наше время.

 

Почти вся литература по индийской  философии написана на языке знатоков искусства – санскрите. Философия Индии уделяла особое внимание религии и размышлением над познанием. Это было вырожено в Ведах – религиозные писания, под воздействием которых возникли первые элементы философского сознания. Крупнейшим разделом Вед, явлется Упанишады(свыше 200 произведений).  В Упанишадах основой всего сущего признается Атман, который состоит из речи, дыхания. Атман – внутренний правитель, духовное начало, душа, Я, который связывает и этот и тот мир, и всё сущее.Помимо Атмана в Упанишадах признается Брахман, который является началом всего остального. Совпадение Атмана и Брахмана открывает человеку путь к высшему блаженству, что является мокшей.

 

Для древних индийских философов  развитие шло в рамках школ. Все  они делились 2 группы: Ортодоксальные и Неордоксальные.

 

Ортодоксальные – те, которые признают ученье Вед и жизнь после смерти.

 

Неортодоксальные – те, которые не признают ученье Вед.

 

К ортодоксальным относятся:

 

1.    Миманаса

 

2.    Веданта

 

3.    Санкхья

 

4.    Йога

 

5.    Вайшешика

 

К неортодоксальным относятся три  школы:

 

    1. Буддийская

 

    2. Джайниская

 

    3. Материалестическая(чарвака)

 

Именно об этих школах и их основателях  пойдет речь в данной работе.

БУДДИЗМ.

 

     В  6 в.до н.э. каждый  житель  Северной Индии мог быть  знаком  с  одной

из трех философских теорий:

 - ортодоксальным индуизмом,  основанный  на  ведийских знаниях и строгом соблюдении ритуалов и предписаний;

 -  аскетической практикой и медитацией , которую проповедовали независимые духовные учителя (отшельники – шраманы),;

 -материалистической и гедонистической философией школы локаята.

 

 Эта эпоха характеризовалась развитием торговли, оттоком населения  в  города и, как результат, ослаблением внутриклановых связей  и  племенных  традиций. Эти причины вынуждали людей искать новые духовные ценности.

 Основателем  данного  учения  считается   Гаутама   Будда   (Сидхардха

Шакьямуни)  (563-483гг. до н.э.), родившийся в княжеской  семье  в  Северной Индии.    Названный   в   последствии   Буддой   (буквально    пробужденный, просветленный). Прошел сложный жизненный путь  (наследник престола,  аскет, отшельник, мудрец) после чего «прозрел» (527  г.  До  н.э.)и передал свои духовные достижения людям.

 

Главная идея буддизма – «средний  путь»  жизни  между  двумя  крайними:

 

-«путем  удовольствия»  (развлечений,   праздности,   лени,   физического   и

 

морального разложения) и  «путем  аскетизма»  (умерщвления  плоти,  лишений, страданий, физического  и  морального  изнеможения). 

 

-Средний  путь  –  путь знания,   мудрости,   разумного   ограничения,   созерцания,   просветления, самосовершенствования, конечной целью которого  является  Нирвана  –  высшая благодать.

 

                         Ключевые концепции буддизма

 

  Пратитья  Самутпада.  Представляет  фундаментальную  концепцию  буддийской философии и может быть переведен трояко.

 

-зависимое начало;

-обусловленное воспроизводство;

-взаимосвязь.

 

Общий  смысл  концепции  можно  передать  следующими  словами:   «Сущностным является то, что возникает; то что погибает, перестает быть таковым».   Т.е. при определенных условиях объект проявляется, а с изменением этих условий – исчезает. Предусматривает три признака проявления вселенной.

 

  - Анигга. Все в мире подвержено  постоянному процессу перемен.

  - Анатта. Все сущее не только изменчиво, но и попросту не существует  само по себе.

  - Дукха. Термином дукха обозначают все неприглядные  стороны жизни,  даже удовольствие, ибо известно, что все рано или поздно кончается.

 

            Четыре благородные (арийские) истины, открытые Буддой

 

   1. Жизнь есть не что  иное, как дукха (страдание и  неудовлетворенность)

   2. Причиной  страданий является  танха (привязанность к жизни как к

источнику страдания; иллюзорное отношение  к реальности, когда желаемое выдается за действительное) .

   3. С избавлением (ниродха) от привязанностей исчезает причина страдания.

   4. Во избежание привязанностей следует придерживаться  срединного  пути, называемого маггой.

 

                   Этапы «Восьмиричного Пути Освобождения»

1. правильное видение –понимание  основ буддизма и своего пути  в жизни;

2. правильная мысль – жизнь  человека зависит от его мыслей, при изменении мыслей ( с неправильных  на правильные, благородные) меняется  жизнь;

3. правильная речь – слова человека, его речь воздействуют на  его  душу,характер;

4. правильное действие – жить  в  согласии  с  собой   и  другими  людьми., непричинение  зла другим;

5. правильный образ жизни  - соблюдение  буддистских  заповедей  в   каждом поступке;

6. правильное умение – усердие и трудолюбие;

7. правильное внимание – контроль  над мыслями, так  как   мысли  порождают дальнейшую  жизнь;

8. правильное сосредоточение –  регулярные медитации, осуществляющие  связи с космосом.

 

                              Тройственный путь

 

     Благородный восьмиступенчатый   путь не является  единственным  способом осуществления   Дхармы.   Весьма   распространенной    является    доктрина, представляющая  следующие аспекты:

 

- сила (нравственность) – свод заповедей;

- самадхи (медитация) – расширение сознания;

-праджня ( мудрость) – отражение  двух предыдущих  аспектов  в   практическом воплощении. Мудрость  достижима на трех уровнях:

- шрутамайя-праджня – мудрость, почерпнутая во время чтения  сутр;

-  чинтамайя-праджня  –   мудрость,  почерпнутая  в  ходе  самосозерцания  и

размышления;

- бхаванамайя-праджня – высшая  мудрость,  обретенная  в  прцессе   духовной практики.

Анатта.  Учение  Будды  стало  с   одной   стороны,   творческим   развитием

индуистских традиций и понятий  с другой  –  полностью опровергло  некоторые религиозно-философские концепции.  Индуизм придерживается  понятия высшего «Я» (Атмана), которое хоть и присуще физическому телу,  но  в то  же  время полностью независимо от него.  В учении  анатты  Будда отрицает  концепцию Вечного Атмана. Истинное «Я» -  это  то,  что  чувствует,  видит,  думает  и осуществляет  жизненный  выбор.  Иными  словами,   не   существует   никакой неуловимой субстанции.

 

 Буддизм  никогда  не  был   застывшей   и   окончательно   оформленной

религиозной доктриной. Так  что  неудивительно,  что  со  временем  возникло множество философско-религиозных  школ и  течений.  Более  того,  в  процессе развития буддизм органично  впитал в себя  многие  культурные  и  религиозные традиции, которые  были  интерпретированы  в  русле  базовых  концептуальных подходов.

 

ДЖАЙНИЗМ.

 

  Центральной  идеей  этого  религиозно-философского   учения   является

принцип ахимсы (непричинение вреда). Подобно  другим  философским  школам  , ждайнизм не довольствуется  чисто  умозрительными  рассуждениями  и  главной целью  ставит  реализацию  средств  преодоления  людских  страданий.  Адепты учения видят спасение  в  победе  над  мирскими  страстями,  ограничивающими возможности сознания. Само слово  джина  означает  победитель.  В  джайнской традиции существовало 24 вероучителя,  известных  как  создатели  брода,  то есть те, кто вел своих последователей через  бурный  поток  мирских  невзгод навстречу   спасению   и   покою.   Существует    исторически    достоверное свидетельство о последнем из них  Махавире   (599  -527гг.до  н.э.).  Как  и Сидхартха Гаутама ушел из дома и в течении нескольких лет  вел  аскетический

 

образ  жизни.  Во  время   своих   скитаний   познакомился   с   основателем

 

оппозиционной индуистской секты аджавиков –Госалой. Так же есть  сведения  о его встрече и диспуте с Буддой. В 42 года достиг  просветления,  с  тех  пор стал известен как Джина, а его последователи  стали  называться  джайнами  –соратниками победителя.

 

                              Базовые концепции

 

Главным   трудом    по    философии    джайнизма    является    «Таттвартха-

сутра».Центральные  темы  :  непричинение  вреда,  отказ   от   категоричных

суждений  и отказ от собственности.

 

Анекантавада. Неприятие абсолютных истин. Суть вещей следует воспринимать  в зависимости от угла зрения, под  которым  они  рассматриваются.  Т.е.  любое знание является условным.

 

Атомизм и анимизм.  Джайнизм основан  на  учении  о  дискретном  ,  прерывном строении материи и различает четыре вида  проявления  микрочастиц  (атомов): воздух,  огонь,  воду,  землю.  Атомарные  образования  этих  первоэлементов объединены в скандхи, из которых в свою  очередь  формируются  феноменальные объекты. Однако мир состоит  не  только  из  материальных  предметов,  но  и атрибутов более тонкого плана, реальность которых тем не менее  очевидна.  К ним  относятся  радость,  печаль  и  жизнь  как  таковая,  причем  последняя обозначается как душа или джива. Т.е. мы имеем дело со вселенной, в  которой все находится во  взаимодействии  физических  и  не  физических  структурных элементов. Феноменальный мир по сути дела вечен, несмотря на условность  его земных проявлений.

 

Атеизм и вечно меняющаяся вселенная.  В своей  основе  джайнизм  атеистичен. Не признает конечного слияния Атмана с Брахманом.  Вместо  этого признается достижение  душой конечной  реальности.  Мир безначален,  но  находится в постоянном процессе эволюции и инволюции. При этом никаких доказательств не требуется, процесс перемен  осуществляется  в  соответствии  с  кармическими законами. Следовательно, вселенной управляет не Бог , а карма.

 

 В джайнизме сосуществуют  два  направления:  секта   дигамбаров  (одетых сторонами света) и шветамбаров (одетых в белое).  С  точки  зрения  крайнего аскетизма монах не должен владеть чем-либо или  испытывать  привязанность  к чему бы то  ни  было.  Поэтому,  коль  скоро  одежда  может  стать  объектом вожделения, джайнский монах должен быть обнаженным. Обе  секты  признавали справедливость утверждения, но шветамбары пошли на  компромисс  и  позволили своим последователям носить одежду, а дигамбары воплотили  монашеский  идеал на практике, хотя в наше время на публике их  адепты  прикрываю  свое  тело.

 

Несмотря на аскетическую этику джайнизма,  светские  адепты  учения  нередко становятся  преуспевающими  дельуами.  У  мирян  элемент  непривязанности  к земным  благам  принимает  форму  благотворительности.   Так   состоятельные последователи  традиции  финансируют  строительство  храмов  и   материально поддерживают общины.

 

     В заключении можно  сказать, что межу философией  Буддизма  и  джайнизма есть  много общих аспектов :  и Гаутама   и Махавира   исповедовали  атеизм  и указывали  на   изменчивость   и   непостоянство   окружающего   мира;   оба подчеркивали значимость доктрины  ахимсы  как  ключевого  понятия  морали  и духовного  роста;  оба  указывали  на   путь  от  мирского  существования  к монашеству  как наиболее желательный; отрицали   авторитет ведийских  знаний и культовой практики. Однако  между  учениями  есть  существенное  различие.

 

Буддизм не признает  ни  самости  Эго,  ни  дживы,  как  некой  материальной субстанции, напротив, «Я» провозглашается лишь как  условная  концепция.  Неменее  важно  отметить,  что  джайнизм  (как  и  санкхья)  охотно   поднимает вселенские вопросы  и рассуждает о  жизни  после  смерти,  в  то  время  как буддизм считает подобные мудрствования бесплодными и  уводящими  в  сторону.

 

 

ЧАРВАКА

 

 Чарвака (чарвака-локаята) —  пожалуй, самая неартодоксальная школа древнеиндийской философии. Ее влияние на индийскую культуру нельзя считать очень уж значительным. Более того, она оказалась неконкурентоспособной в исторической борьбе идей на индийской культурной сцене. Учение этой школы со временем потеряло влияние. Все ее произведения погибли или были сознательно уничтожены теми, кого они беспощадно критиковали, сохранились лишь отрывки ее доктрин и высказывания о ней в сочинениях других древнеиндийских авторов. И тем не менее для духовной атмосферы и идейной борьбы Древней Индии она характерна. Кроме того, учение чарваков важно и еще в одном отношении — оно подтверждает генетическое единство ( в т. ч. и примерно одинаковое разнообразие) философских сюжетов в основных культурных центрах мировой цивилизации.

 Как школа, даршана, т. е.  доктрина с последователями, чарваки  конституировались приблизительно  в середине 1-го тыс. до н.  э. Основателем считается полулегендарный  мудрец Брихаспати. Этимология названия  неясна.

 

По одной версии слово “чарвака” происходит от глагола “чарв” — “есть, жевать” и является презрительным прозвищем для древнеиндийских материалистов-гедонистов, якобы проповедовавших: “Ещь! пей! веселись!”. В соответствии с другой версией термин “чарвака” происходит от “чару” — “приятный” и “вак” — “слово”, давая в результате “доходчивое, приятное слово”.

 


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.