Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Государственное устройство Древнего Рима в Период Царей

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 27.05.13. Сдан: 2013. Страниц: 38. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение

Актуальность темы данного  реферата проявляется в том, что  Рим на протяжении всей своей истории  прошел развитие от Царства до Империи, в котором проявляются черты  развития почти всех европейских  стран и исследование темы реферата дает наиболее полную картину сложности  духовных процессов и явлении  происходивших в развитии человечества.

Теоретические основы исследования представлены основополагающими работами отечественных и зарубежных ученых, специалистов по вопросам государственного устройства Древнего Рима. Литература, посвященная развитию государственного устройства Древнего Рима, огромна.

Актуальность проблем, связанных с государственным  устройством Древнего Рима сегодня  повышается, а рассматриваемая тема реферата, систематизация знаний и  представлений о разнообразных  проявлениях развития человечества в определенной степени поможет  сориентироваться в современной  духовной жизни, ее состоянии и тенденциях развития.

Государственное устройство Древнего Рима в Период Царей

Древнейшим видом  общинного устройства в Риме, как  и в Италии вообще, был род, члены которого считали себя происходящими от одного предка - эпонима, объединялись общим культом, общим землевладением, судопроизводством и т.п.

Существует множество  теории происхождения Римского народа, одну из них высказала И. В. Алферова: «Римский народ сложился из трех племенных  общин: Ramnes, римляне и вообще латины, Tities, сабиняне, и Luceres скорее всего этруски». [1, с. 87]

Древнейшим носителем  верховной власти в общине Рим, по преданию, был царь - первоначально, вероятно, представитель одного из наиболее знатных и сильных родов, с властью патриархального характера, а впоследствии выборный сановит  с чрезвычайными полномочиями.

В выборах царя участвовали: старейшины, представители родов (сенаторы) и граждане. После смерти царя соблюдался промежуток времени междуцарствия, необходимый для выборов. Власть переходила к сенаторам, которые  из своей среды назначали временного правителя (интеррекса). После истечения  срока (обычно 5 дней) он избирал себе преемника, второго интеррекса, и  этот (или один из следующих) уже  указывал кандидата в цари.

Полномочия царя были велики. Власть его являлась пожизненной (хотя и не наследственной) и слагалась  из:

верховного управления государством: право созывать Сенат  и народ, председательствовать на этих собраниях, проводить в них свои законы;

верховной военной  власти: права набирать войско и  предводительствовать им на войне, объявлять  войну (по решению общины) и заключать  мир;

верховной юрисдикции: права суда и наказания подданных  — до смертной казни включительно;

верховной религиозной  власти: как духовный глава и представитель  своей общины царь имел право «общаться  с божествами» путем определенных обрядов;

безответственности  власти, в качестве верховной правительственной  инстанции.

Царю помогали (назначаемые  им же) должностные лица, светские и  духовные.

Светские военные: трибун всадников - ближайший помощник царя на войне, в частности начальник  конницы, и несколько военных  трибунов начальников отдельных  отрядов пехоты. Светские гражданские: префект Рима — градоначальник, заменявший царя на время его отсутствия в Риме, главным образом для  защиты города; дуумвиры двое судей (обвинителей) по преступлениям против государства (общины); квесторы, - двое следователей по особо важным делам уголовного характера, особенно по обвинениям в  убийстве родственника или согражданина.

Духовные - 1) различные  представители духовенства, имеющие  отношение и к государству: понтифики, авгуры, фециалы и 2) представители  собственно жречества: фламины, салии, луперки, весталки и др.

В период царей в  Риме существовали следующие сословия - патриции, плебеи, клиенты и рабы.

Патриции - класс  аристократический, к которому относились: родственники и потомки сенаторов  и представители родовой, наследственной аристократии, из которой избирались сенаторы. Таким образом, патриции Рима в древнейшее время и были единственным классом полноправных римских граждан, весьма влиятельным и (через Сенат) причастным к управлению государством

Плебеи - класс лично  свободных, но не полноправных граждан, занимавшихся земледелием, скотоводством, ремеслами и торговлей, имевших  право собственности, но не право  участия в управлении общиной, хотя обложенных податью на ее нужды.

До сих пор  остается нерешенным вопрос о происхождении  плебеев. Источники о происхождении  плебеев чрезвычайно сбивчивы и  противоречивы. А. Н. Бадак считает, что: «Вероятно, первоначально под  плебеями подразумевались добровольные переселенцы либо насильственно  переселенные в Рим, а также представители  покоренных племен, лично свободные  люди, имевшие право владеть землей и обязанные нести военную  службу». Первоначально плебеи не входили в состав родов, курий и триб, а потому не пользовались никакими политическими правами. Но затем, перемешавшись с незнатными родами самого «римского народа» и принимая на себя клиентские обязанности, они постепенно, на урезанных правах включались в родовую организацию. [2, c. 32]

Клиенты - класс людей  лично свободных, но политически  бесправных и поставленных в особого рода зависимость от патрициев. При патрицианских родах, семействах, при отдельных патрициях состояло определенное число клиентов (илисемейств клиентов), относительно которых патриции являлись «покровителями», «патронами», восполняя своими правами недостающие права своих клиентов.

Рабы - класс людей, лишенных и личной свободы, и политических прав, составлявших собственность своего господина, которой он мог распоряжаться  по своему усмотрению и над которой  имел право жизни и смерти.

«Все население  Рима было разделено на пять разрядов. Чем меньшим имуществом располагал гражданин, тем меньшими правами  он обладал» - утверждает Н. С. Елманова. [3, c.149]

Для принятия участия  в управлении граждане собирались на народные собрания, комиции.

Древнейшим видом  комиция были упомянутые выше собрания полноправных граждан, то есть патрициев, по куриям. Созывались они царем  или должностным лицом по его  приказанию.

Таким образом, царский  период оставил Республике необходимые  основы государства и общины: центральную  власть с ее органами - магистратурой, общину с ее исторически необходимым  делением на сословия, с организацией военного и гражданского быта и с  правительствующими собраниями в лице Сената и комиций. В период Республики, прежде всего яснее определяются права гражданина, роль отдельных  сословий. Становится определеннее круг действия органов власти. Развивается  законодательство, различные стороны  управления и т. п.

 

Государственное устройство Древнего Рима в Период Республики

Община «Рим»  развилась теперь в целое государство, «Римскую республику», жители которой (помимо национально-племенных, имущественных  и иных отличий) делятся прежде всего на лично свободных и лично несвободных. Лично свободные подразделяются на граждан и чужестранцев.

Главной цитаделью  нобилитета и руководящим органом  республики являлся сенат. Сенаторов  обычно было 300. Право назначать сенаторов  принадлежало раньше царю, а затем  консулам. По закону Овиния (последняя  четверть IV в.) это право перешло  к цензорам. Каждое пятилетие цензоры  пересматривали список сенаторов, могли  вычеркивать из него тех, кто по тем  или иным основаниям не соответствовал своему назначению, и вписывать новых. Закон Овиния установил, «чтобы цензоры  под клятвой выбирали в сенат  лучших из всех категорий магистратов». Речь идет о бывших магистратах до квесторов включительно.

Сенаторы распределялись по рангам. На первом месте стояли так называемые «курульные сенаторы», т. е. бывшие магистраты, занимавшие курульную должность: бывшие диктаторы, консулы, цензоры, преторы и курульные эдилы; затем шли остальные: бывшие плебейские эдилы, народные трибуны и квесторы, а также сенаторы, не занимавшие в прошлом никакой магистратуры (таких было немного). Первым в списке стоял самый уважаемый сенатор, называвшийся princeps senatus (первый сенатор). Принадлежностью к той или другой категории определялся порядок голосования. Последнее происходило или путем отхода в сторону, или посредством личного опроса каждого сенатора. Созывать сенат и председательствовать в нем могли все экстраординарные магистраты, например диктаторы, а из ординарных—консулы, преторы, а позднее народные трибуны.

До начала гражданских  войн сенат пользовался огромным авторитетом. Это объясняется главным  образом его социальным составом и организацией. Первоначально в  сенат могли входить только главы  патрицианских семей. Но уже очень  рано, вероятно, с начала республики, в сенате начали появляться и плебеи. По мере завоевания ими высших магистратур  число их в сенате стало быстро увеличиваться. В III в. подавляющее большинство  сенаторов принадлежало к нобилитету, т. е. к правящей касте римского общества. Это создавало сплоченность сената, отсутствие в нем внутренней борьбы, единство его программы и тактики, обеспечивало ему поддержку самой  влиятельной части общества. Между  сенатом и магистратами существовало тесное единство, поскольку каждый бывший магистрат в конце концов попадал в сенат, а новые должностные лица выбирались фактически из тех же сенаторов. Поэтому магистратам было невыгодно ссориться с сенатом. Магистраты приходили и уходили, сменяясь, как правило, ежегодно, а сенат был постоянно действующим органом, состав которого в основном оставался неизменным (массовое пополнение сената новыми членами было очень редким явлением). Это давало ему преемственность традиций и большой административный опыт.

Круг дел, которыми руководил сенат, был очень широк. До 339 г., как было указано выше, ему  принадлежало право утверждать постановления  народного собрания. После этого  года требовалось только предварительное  одобрение сенатом вносимых в  комиции законопроектов. По закону Мения, этот же порядок был установлен и по отношению к кандидатурам должностных лиц.

Сенат в случае тяжелого внешнего или внутреннего состояния  государства объявлял чрезвычайное, т. е. осадное, положение. Это делалось чаще всего посредством назначения диктатора. Со II в. в практику входят другие формы введения осадного положения. Одна из них состояла в том, что  сенат принимал постановление: «Пусть консулы наблюдают, чтобы республика не потерпела какого-нибудь ущерба». Этой формулой консулам (или другим должностным лицам) давались чрезвычайные полномочия, подобные полномочиям диктатора. Другим способом концентрации исполнительной власти было избрание одного консула. Этот способ, правда, очень редко, применялся в I в. [4, c. 104]

Сенату принадлежало высшее руководство военными делами. Он определял время и количество набора в армию, а также состав контингентов: граждане, союзники и, проч. Сенат выносил постановление  о роспуске войска, под его контролем  происходило распределение отдельных  войсковых соединений или фронтов  между военачальниками. Сенат устанавливал бюджет каждого военачальника, назначал триумфы и другие почести победоносным полководцам.

В руках сената была сосредоточена вся внешняя политика. Право объявлять войну, заключать  мир и союзные договоры принадлежало народу, но сенат вел для этого  всю подготовительную работу. Он отправлял  посольства в другие страны, принимал иностранные послов и вообще ведал  всеми дипломатическими актами.

Сенат управлял финансами  и государственными имуществами: составлял  бюджет (обычно на 5 лет), устанавливал характер и сумму налогов, контролировал  откупа, руководил чеканкой монеты и проч.

Сенату принадлежал  высший надзор за культом. Он учреждал праздники, устанавливал благодарственные и очистительные жертвоприношения, в наиболее серьезных случаях  толковал знамения богов, контролировал  иностранные культы и, если это было нужно, запрещал их.

Члены всех постоянных судебных комиссий до эпохи Гракхов  состояли из сенаторов. Только в 123 г. Гай  Гракх передал суды в руки всадников (под этим названием понимали тогда  богатых купцов и ростовщиков).

В том случае если должности высших магистратов, имевших  право председательствовать в народном собрании для выбора консулов, были вакантны или эти магистраты не могли  прибыть к моменту выборов  в Рим, сенат объявлял «междуцарствие». Этот термин сохранился еще от царской  эпохи. Один из сенаторов назначался «междуцарем» для председательствования  в консульских избирательных  комициях. Он исполнял свою должность  в течение пяти дней, после чего назначал себе преемника и передавал  ему свои полномочия. Тот назначал следующего и т. д. до тех пор, пока в центуриатных комициях не будут  избраны консулы.

Таким образом, сенат  являлся высшим административным органом  республики, и вместе с тем ему  принадлежал верховный контроль над всей жизнью государства.

Оба крупных сословных  класса предшествующего периода, патриции и плебеи, продолжали существовать и теперь, и их взаимная борьба за политические права была наиболее характерным  явлением в жизни римской общины периода Республики. Уже при Сервии Туллии, по преданию, плебеи, первоначально  бесправные, получили некоторые права, например право землевладения, право законного брака и коммерции между собой, ограниченное право на судебное разбирательство, право голоса и отбывания воинской повинности. Они, таким образом, стали из бесправных - неполноправными гражданами, и стремление к полному правовому равенству с патрициями, особенно в праве занимать высшие государственные должности, привело к усилению борьбы их с патрициями, до полного уравнения в правах. По законам Люция Секстия (366 г. до н. э.) плебеи получили доступ к высшим светским, а по закону Огульны (300 г. до н. э.) и к высшим духовным должностям, кроме полученного еще ранее права на законный брак с патрициями. Благодаря расширению государства значительно увеличился также и численный состав плебса.

Таким образом, оба  сословия слились в одном понятии  «римский народ». Однако осуществление  права занимать высшие государственные  должности, вследствие дорого стоившей предвыборной агитации и отсутствия вознаграждения за отправление должности, было доступно лишь зажиточным гражданам. В результате из патрициев и богатых  плебеев постепенно образовалась чиновная, служилая знать (нобили), стоявшая в  противоположности к менее зажиточному  плебсу.

Управление римской  общиной Республиканского периода  основывалось на воле народа. Поэтому  все важнейшие вопросы управления решались на основании того или иного  волеизъявления общины, «народа Рима». Ему принадлежала:

власть законодательная - право издавать за коны;

власть судебная - право производить суд;

власть избирательная  — право избрания магистратов;

власть решающая - в вопросах о мире и войне.

Решения народа по пунктам  а) и г), как имевшие силу закона, назывались «законами народа» или  «народными повелениями». Сам народ, как носитель верховной власти, был  облечен известным величием, и  преступления против общины считались  оскорбляющими величие римского народа. Перед народным собранием  склонялись фасции магистратов, присутствующих в собрании, как символ их преклонения  пред «величием народа».

Свои права народ  осуществлял в народных собраниях, обычно в так называемых комициях (от лат. - «сходиться»), то есть в созываемых и руководимых имевшим на то право должностным лицом (например консулом или претором) собраниях полноправных граждан, на которых они (в своих политических делениях по куриям, центуриям или трибам) решали посредством подачи голосов предлагаемые на решение очередные вопросы.

Право участия в  комициях и подачи голос имели  все римские граждане (обладавшие правом голоса), где бы они ни находились - в Риме, провинции или колонии. В соответствии с участвовавшими в собраниях представителями  римской общины, комиции подразделялись на куриатский комиции, центуриатский  комиции и трибутский комиции.

От комиции следует  отличать созывавшиеся светским или  духовным должностным лицом свободные  собрания (не по политическим делениям) или сходки, где народ не голосовал, а обычно выслушивал доклады и  сообщения или обсуждал некоторые  важные вопросы, особенно стоявшие на очереди в ближайшие комиции. Говорить на этих собраниях могли  все присутствующие. Собирались они  обычно на Форуме, а созываемые духовным лицом - на Капитолии.

Причина падения  республики в том, что она была государственной формой, которая  сложилась на базе города-государства  и которая не могла обеспечить интересы широких кругов рабовладельцев в рамках обширной империи. Господствующие классы в этих условиях видели единственное средство сохранения своей власти в  диктатуре, опиравшейся на армию. Существует еще множество причин падения республики С. И. Ковалев считает, что: «Главной и самой общей причиной являлось противоречие между политической формой республики I в. до н. э. и ее социально-классовым содержанием. В то время как эта форма оставалась старой, содержание ее существенно изменилось». [4, с. 463]

Государственное устройство Древнего Рима в Период Империи

От республики римская  империя отличалась и самой организацией правящего класса. В связи с  территориальным ростом Римской  республики государство превращалось из органа, представлявшего интересы крупнейших римских землевладельцев  и рабовладельцев, каким была республика, в орган, представляющий интересы господствующих классов всей Римской державы.

Это предполагало привлечение  к руководству государством рабовладельческих  кругов не только Италии, но и провинций, а в перспективе — уравнение  Италии и провинций.

При Цезаре и Августе  были заложены лишь основы развития Римской  империи. Различие между частями  империи было еще огромно. Все  разнородные области объединялись политической властью и удерживались его военной мощью.

Монархическая реформа  Августа как бы замкнула собой  круг развития государственного устройства Рима: монархия - республика - монархия. Как республиканская магистратура есть раздробление единой власти царя, так и власть императора есть опять  собирание (концентрация) республиканских  магистратур в особе государя, в виде новой, чрезвычайной магистратуры.

Фактически монархия была восстановлена после битвы  при Акциуме (31 г. до н. э.), когда вся  военная сила была сосредоточена  в руках Августа, а юридически - в 27 г., когда Октавиан получил от Сената титул «Август» (досточтимый, священный) верховное руководство  и надзор за всеми делами правом контроля действий остальных властей, управление некоторыми провинциями  и главное начальство над всем войском.

На этой основе постепенно и выросла власть римских императоров, вплоть до Диоклетиа на (285-305 гг. н. э.), когда она становится монархией в строгом смысле слова. Вся полнота власти была сосредоточена в руках одного лица, а Сенат и народ не играли уже никакой государственной роли. Власть императора была пожизненной, но не династической, наследственной: император мог только указать государству на лицо, которому желал передать власть после смерти, назначив его наследником своего личного имущества и достояния. Таковым могло быть и лицо, усыновленное государем. Император мог принять его в соправители и передать титул «Цезарь», наградив его различными почестями, необходимыми для создания ему репутации, особенно в войске.

Император имел право  отказаться от власти сам. Как «магистрат»  он мог быть смещен Сенатом, но, опираясь на войско, он не опасался этого смещения. Во всяком случае, смещение императоров  всегда было актом насилия.

Полномочия императора слагались из власти военной, составляющей главную опору его влияния. Она  давалась ему Сенатом и войском, и как главнокомандующий римской  армией император напоминал республиканского проконсула, так как военные силы находились в провинциях, правителями  которых были проконсулы.

Как консул, цензор и трибун народа, император имел возможность:

принимать активное участие в законодательстве, руководя Сенатом и комициями; но наряду с  их постановлениями действовали  и личные распоряжения императора, изданные на основании его права (эдикты, декреты, мандаты, конституции  и т. п.);

участвовать в судопроизводстве: составлять списки присяжных, руководить процессами, особенно военными и уголовными, причем суд императора являлся высшей инстанцией;

участвовать в выборах  магистратов, причем император проверял правоспособность кандидатов, рекомендовал своих (кандидаты цезаря), что почти  уже равнялось назначению, назначал сам некоторых чиновников, особенно наместников в императорских  провинциях;

в качестве цензора - составлять списки сословий, особенно Сената, подчиняя его таким образом своему личному влиянию;

осуществлять верховный  надзор и руководство во всех государственных  делах, внутренних и внешних, заведовать государственным хозяйством и финансами, чеканить монету и т. п. Цензорский надзор за нравственностью также входил в компетенцию императора;

осуществлять свою власть в провинциях, куда императоры могли назначать своих чиновников для управления местными общинами, нередко в ущерб их прежней  автономии.

Император также  обладал и властью духовной. В  качестве верховного понтифика и  члена всех главнейших жреческих  коллегий император имел верховный  надзор за культом и за имуществом духовных коллегий и храмов.

Кроме зависимых  от императора магистратов республиканского типа, им назначался целый ряд особых должностных лиц для разных отраслей управления: для управления провинциями  прокураторов, легатов Августа; для  отдельных частей управления кураторов, префектов. Из последних особенно были важны: префект города - градоначальник и городской судья; префект преторианцев - начальник преторианцев, весьма влиятельный сановник после императора; префект, заведовавший провиантской частью Рима, и др. Чины эти обычно получали содержание из императорской казны и назначались нередко из сенаторов или всадников, иногда (низшие должности) из императорских отпущенников.

Вот как характеризует  состояние Рима этого времени  Ж. Боже: «Во II в. особенно заметен упадок римской морали; ослабление патриотических чувств, которые перестали быть источником гражданских добродетелей, заменившихся стремлением к личному благополучию, «буржуазными добродетелями», сосуществовавшими с жаждой наживы, царством денег, развратом, индивидуализмом. Ослабла связь с родными». [5, c. 209]

Сенат продолжал  свое, по-видимому почетное, существование, юридически он стоял даже выше Императора, который получал свою власть от Сената. Однако фактически громадное личное и военное значение императора лишало Сенат почти всякой  самостоятельности, тем более что в силу своей цензорской власти император имел право пополнения итого органа власти, а как трибун народа, мог останавливать своей интерцессией все неугодные ему постановления. Сенату предоставлено было по-прежнему наблюдение за культом, заведование казной (государственной). Однако, когда государственная казна слилась с императорской, это право было ликвидировано. Сенату также принадлежало право выборов магистратов (где он, однако, также был стеснен кандидатурами, выдвигаемыми императором). Он обладал властью судебной как одна из высших судебных инстанций, руководимая императором, а также правом управления сенатскими провинциями и т. п. Однако фактически постановления Сената были нередко лишь утверждением воли императора.

Гибель Рима означает и гибель великой античной культуры в целом. Как образно заметил  Т. Моммзен: «Над греко-латинском миром опустилось историческая ночь, и отвратить ее было не в силах человеческих, но Цезарь дал все-таки измученным народам доживать вечер своего развития в сносных условиях. А когда, после долгой ночи, занялся новый исторический день и новые нации устремились к новым, высшим целям — у многих из них дало пышный цвет семя, посеянное еще Цезарем, и многие именно ему обязаны своею национальной самобытностью». [2, с. 3]

Заключение

На основании выше сказанного можно сделать вывод, что на протяжении своего существования  Древний Рим прошел развитие в  своем государственном развитии от так называемого царского периода, когда носителем верховной власти был царь, именно в царский период римская община получает тот характерный  облик, который так отличает ее от других общин античного мира. Далее  римская община развивается в  Республику у некоторых слоев  появляются права, например право землевладения, право законного брака и коммерции между собой, ограниченное право на судебное разбирательство, право голоса и отбывания воинской повинности. На смену Республики приходит Империя при которой происходит концентрация раздробленной республиканской власти в руках Императора.

Формирование на территории Италии своеобразной римской государственности  и культуры, создание мировой державы, охватывавшей все Средиземноморье  и Западную Европу, и ее длительное (около 4 столетий) существование, рождение в ее пределах синкретической средиземноморской  античной цивилизации как прообраза  будущей европейской цивилизации, возникновение и распространение  здесь новой мировой религии  — христианства — все это отводит  Древнему Риму особое место в мировой  истории.

Литература

1. Алферова И. В.  Римские Древности: краткий очерк.  – Смоленск: Русич, 2000, – 384 с.

2. Бадак А. Н. и  др. История древнего мира. Древний  Рим. – Мн.: Харвест, 2000. – 864 с.

3. Елманова Н. С.  Энциклопедический словарь юного  историка. – М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 448 с.

4. Ковалев С. И. История  Рима. Изд.: Ленинградский Университет, 1986. – 744 с.

5. Штаерман Е. М.  Социальные основы религии Древнего  Рима. – М.: Наука, 1987. – 320 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рим как государство, условно говоря, прошел три стадии развития – царский Рим (город-государство), республиканский Рим и Рим  – империя, под властью которой  находилась значительная территория Европы, средиземноморское побережье Северной Африки, Египет, Малая Азия и Сирия.  Рассматривая тему, в центр внимания я поставила вопросы, тесно связанные с формированием римского государственного механизма. Развитие этой мощной политической и общественной структуры проходило на фоне сложных социальных противоречий и военных завоеваний. Рим проделал великий исторический путь от первобытно-общинного состояния  к хорошо организованному, рационально выстроенному мощному государству. Как же именно формировалось государство, ставшее позже вечным образцом социально-политического устройства для многих мировых держав? Этот вопрос взывает наибольший интерес.

Что бы ответить на вопрос, необходимо рассмотреть предпосылки  зарождения государственного механизма  в древнеримском обществе. На этом этапе важную роль играют социальный состав общества, географическое положение  поселений, экономические аспекты. Далее, в работе дается характеристика более позднего периода – республиканского. Здесь уже можно четко проследить сложившуюся властную иерархию, а  также систему народовластия. К  тому же социальный состав общества становится сложнее и имеет смысл подробнее  рассмотреть каждую из основных общественных группировок. Третий раздел реферата посвящен механизмам управления в период монархии. Централизованная власть в руках  одного человека позволяла эффективно управлять огромными землями  и мощными человеческими ресурсами. А система государства продолжила свое формирование и в новых условиях.

Кроме того, важно обратить внимание на тот факт, что возникновение  государства у древних людей  всегда являлось показателем динамики их развития. Способность к самоорганизации  превратила дикие племена в народы, живущие в рамках своего государства, отстаивающие национальные территории, строй и политическую независимость. Развитие и усложнение общества всегда шло рука об руку со становлением государственных  институтов. Рассмотрению этих, несомненно, актуальных вопросов и будет посвящена  настоящая работа.

Основные причины и этапы  развития римской государственности.

Началом истории Рима считается 10 в. до нашей эры. В это  время появляются первые поселения  на холмах Палатин, Эсквилин, Кривинал, Виминал, Капитолий, Авентин и Целий. Это было удобное и безопасное место. Близость реки (Тибр) и моря способствовала развитию торговли, а также обеспечивала связь города со странами Востока  и Грецией. Кроме того, долина оказалась  весьма плодородной. Это в немалой  степени предопределило рост населения.

В вопросе о возникновении  Рима широкую известность получила легенда о Ромуле. Он и его брат Рем были прямыми наследниками царской  власти. Однако в ожесточенной борьбе за престол тогда еще малыши-братья попадают в руки своего дяди (Амулия). Амулий велит бросить близнецов  в реку Тибр. Раб выполняет приказание – кладет детей в корзину и  оставляет на берегу разливающейся  реки. От трагичной смерти Ромула и  Рема спасает волчица, прибежавшая  на детский плач. На днях у нее  пропали волчата, и найденных  детей благородное животное принимает  за своих. Волчица поит малышей своим молоком. Затем близнецов находит пастух Фаустул. Он растит и воспитывает мальчиков. А позже молодым людям удается отвоевать свое право на престол. Крупная ссора происходит между братьями – они никак не могут решить, чьим же именем называть город? Где же начать строительство? В пылу гнева Ромул убивает своего брата. А основание Рима принято датировать 754–753 г.г. до нашей эры. И много позже современные ученые-архиологи, проводя раскопки, обнаружили, что в VIII в. до нашей эры произошло объединение нескольких крупных древних поселков, населяющих римские холмы.

Для того, чтобы продолжить рассмотрение темы нам необходимо ответить на следующий вопрос: что является основными признаками любого государства? Прежде всего, это строго определенная (ограниченная) территория. Кроме того, о зарождении государственности можно говорить лишь в том случае, когда начинает формироваться некая силовая структура. Ее еще можно назвать аппаратом подавления. Первоначально это армия. Она-то и будет призвана обеспечивать целостность государства и охранять его от внешних и внутренних опасностей. Именно с этого и начал свое правление Ромул. Он образовал войско из всех способных носить оружие граждан. Ополчение делилось на отряды (легионы), которые, в свою очередь, состояли из трех тыс. пехоты и трехсот всадников. Кстати, до этого была пропахана борозда будущих границ (стен) города и обозначен его центр.

Древние римляне жили в условиях первобытно-общинного строя. Население делилось на 300 родов. Каждые 10 родов составляли курию. 10 курий (100 родов) составляли трибу (племя). Внутри римского общества отнюдь не царило равноправие. Люди по своему материальному положению делились на две группы – патрициев и клиентов, по аналогии – богатых и бедных. Патриции выступали в роли покровителей. Они защищали клиентов в суде и растолковывали им их права. Кстати, именно при Ромуле появились первые римские законы.

Патриции были наиболее полноправны. Они пользовались поддержкой своей  курии и рода. Через куриатные  собрания они могли влиять на порядок  управления. Кроме того, при Ромуле действовал такой совещательный  орган, как Сенат. Туда входили сто  человек благородного происхождения  из состава царской дружины. Сенаторы были весьма состоятельны и имели  своих советников. Таким образом,  к VI в. до нашей эры общественный строй Рима имел все признаки военной демократии: народное собрание, участниками которого были вооруженные воины, совет старейшин и вождь.

А между тем, население  Рима росло. Постоянными жителями государства  становятся чужестранцы – жители окрестных местностей и удаленных  земель. Им уже никогда не стать  коренными римлянами. Однако, нужно же как-то вплести новую категорию граждан в канву римской государственности? Пришлые люди были свободны (не относились к категории рабов), но им запрещено было пользоваться политическими правами, занимать общественные посты. Не коренное население Рима стало именоваться плебеями. Они занимались земледелием, ремеслами, торговлей. В момент опасности плебеи защищали отечество. Подобная дифференциация населения в зависимости от происхождения принесет римскому народу множество бед. Противостояние плебеев и патрициев, бесконечные споры о правах и привилегиях приведут к замедлению процесса формирования государственного механизма. В итоге законы древнего родового строя будут разрушены. Плебеи одержат победу в этом длительном споре.

Ветер реформаторских перемен  подул в период правления царя Сервия Туллия (578 – 534 г.г. властвования). В результате преобразований было удовлетворено  основное требование плебеев – они  были включены в состав римского народа и получили право участвовать  в народном собрании. Суть реформ заключалась  в следующем: патриции и плебеи (мужчины) были разделены по имущественному принципу на 5 частей. В первую группу попали те граждане Рима, размер имущества  которых был эквивалентен 100 и  более тыс. ассов (медных монет). Состояние второй группы должно было насчитывать не менее 75 тыс. ассов. В третью группу попадали обладатели 50 тыс. ассов, а в четвертую – 25 тыс. В основании пирамиды оказались те, чье состояние оценивается всего в 11 тыс. ассов. Кстати, самое бедное население Рима вообще осталось вне какой-либо классификации.

Подводя итог, стоит обратить внимание на существенный момент, игравший важную роль в процессе формирования государственного аппарата в Древнем  Риме. Речь идет о затяжном противоборстве двух общественных групп: патрициев  и плебеев. В результате бесконечных  споров последним удавалось «отвоевывать»  в свою пользу одну уступку за другой. Подобный общественный раскол дестабилизировал, а временами и будоражил внутреннюю жизнь римского государства. Более  того, формирование определенных механизмов управления проходило дольше, чем  в иных странах. С другой стороны, яростное отстаивание одной из социальных группировок общества своих гражданских  прав во многом способствовало усилению демократических начал в системе  управления. «Утвердилось равноправие  всех свободных граждан, закрепился принцип, согласно которому всякий гражданин  был одновременно земледельцем и  воином, установилось и весомое социально-политическое значение общинной земли»[1]. Принцип общины сильно тормозил развитие частной собственности, процесс разделения общества на классы.

Важно отметить, что не все процессы в Риме приводили  к стагнации государственного развития. Население постоянно росло. В  результате постоянных завоеваний в  городах и селах скопилось  множество рабов. На фоне этого происходили  постоянные социальные конфликты –  свободное население, наделенное гражданскими правами, в конце концов оказалось в меньшинстве. Все сложнее становилось удерживать в повиновении подвластные и эксплуатируемые народы. Эта ситуация стала мощным стимулом для развития сильного государства.

Устройство государства и общества в римской республике.

Слово «республика» в переводе с латинского определяется как форма  государственного правления, при которой  высшие органы власти избираются на определенный срок населением, обладающим правом голосования. В состояние республики Рим входил, будучи уже хорошо организованным государством (VI век до н. э.). Ранняя римская республика сразу же отвергла единовластие. Народ  избирал двух консулов сроком на один год. Они занимались всеми первостепенными  делами, а в случае военных действий – один оставался в Риме, другому  же предстояло возглавить и командовать  войсками.

Общественный строй  республиканского Рима был весьма сложен. Основные общественные группы – рабовладельцы  и рабы. Но класс рабовладельцев вовсе не был однородным. В нем  соседствовали две верхушки –  патрициата и плебса. Кстати, всякий римский гражданин (каким бы ни было его материальное состояние) мог  рассчитывать на защиту определенного  минимума политических прав:

участие в народном собрании;

военная служба;

землевладение.

Стать гражданином Римской  республики можно было в случае рождения от римлян, усыновления чужестранца  римским гражданином, отпущения  на волю раба или путем пожалования  римского гражданства целым народам  или отдельным лицам. Стоит отметить, что наличие свободы и гражданства  было недостаточно. Правосубъектность  римлянина зависела еще и от власти домовладыки – отца семейства. Пока жив отец – сын находится под  его властью. Несколько слов нужно  сказать о положении женщин в  римском обществе. Независимо от принадлежности к сословию, они были лишены каких бы то ни было политических прав.

Большую социальную группу в обществе составляли рабы. Они  являлись основной производительной силой. Большинство из них находилась в  домах богатых римлян. Рабы были поделены на десятки, над каждой из них был поставлен старший, тоже раб. Рабы были в бане, на кухне, в  конюшне, в пекарне.  Кроме того, нередко рабы выступали в качестве танцоров, музыкантов и акробатов на хозяйских пирах. Даже казначей богатого римлянина мог быть рабом. Господин имел над рабом право жизни и смерти.

Побои были привычным  делом в отношениях хозяина и  раба. Так, привратника, сторожившего дом, держали на цепи как собаку. Бытовали расхожие фразы, отражавшие отношение к подневольным людям: «человек умирает в рабе», «раб – говорящее орудие». Раб не имел семьи и своей собственности. В Риме существовали невольничьи рынки. Бурная торговля разворачивалась в центре самых крупных городов. В торговом обороте проходили многие тысячи рабов. Трудовой день их длился от зари до зари. Римляне говорили: «Раб должен – или работать или спать». В самые тяжелые условия рабы попадали в сёлах, в рудниках и на галерах. Жестокость рабовладельцев нередко провоцировала восстание.

У рабов был шанс выйти  на свободу и стать вольноотпущенником. Формально, гражданином Рима, но с  урезанными политическими и гражданскими правами. Вольноотпущенник не мог служить  в армии (не доверяли), а также  не мог быть избран на какую-либо должность. Кроме того, он был обязан приходить  на помощь своему господину по первому  же зову.

Подвластной и неполноправной частью населения были латины. Это  – жители долины Лациум, ближайшие  соседи Рима. Римского гражданства  они не имели, однако могли совершать  в Риме любые сделки. Их споры  рассматривали римские суды.

Народы, живущие за пределами  Лациума, на завоёванных Римом территориях, назывались перегринами. Никаких политических прав у них не было. В отношениях с коренными римлянами перегрины  руководствовались особыми, специально выработанными нормами права.

В ходе борьбы патрициев  и плебеев у римлян сложился устойчивый государственный порядок. «Великий древний историк, грек Полибий, считал, что именно благодаря своему прекрасному  государственному устройству римляне  покорили мир»[2]. Римская республика имела три основные ветви власти: народное собрание, Сенат и магистратов.

Народные собрания (комиции) были трех видов: центуриатные, трибутные (местные) и куриатные. Центуриатные комиции проходили на Марсовом поле. Собрание начиналось с жертвоприношения. Председатель комиции (как правило консул) громко обращался к народу с вопросом, выносимым на голосование. Люди не могли вступать в диалог с председателем, им лишь предстояло принять или отвергнуть предложение целиком. Голосование проходило по центуриям – одна центурия – один голос. Впереди всех выстраивались 18 центуриев – самых богатых граждан (в случае войны они были обязаны явиться на коне[3]). За всадниками выстраивались 80 центурий первого разряда. Далее следовали граждане, причисленные ко второму и третьему разряду (по 20 центурий в каждом). В 20 центуриев четвертого разряда входили еще более бедные римляне. Позади них выстраивались центурии пятого разряда из людей наибеднейших. Кроме того, особняком стояли 4 центурии: плотников, медников и две – сотни музыкантов. Всего к голосованию допускались 193 центурии.

Трибутные комиции первоначально  не  играли заметной роли в политической жизни Рима. Однако, после реформы Сервия Тулия их количество возросло до 35. Необходимость в этом была вызвана стремительным увеличением территории Рима и его окраин. В заседаниях трибутных комиций принимало участие все полноправное население округа. Основной задачей территориальных комиций было избрание народных трибунов. В последствии трибутные комиции все больше и больше наделялись законодательными полномочиями. Каждая триба имела один голос. А если собрание проходило под председательством плебейского  трибуна, то его решение называлось «плебисцитом».

Куриатные комиции —  собрания патрициев по куриям, восходящие к родовому строю. И если в царскую эпоху (VIII-VI века до н. э.) они решали вопросы войны и мира, а также избрания царей, то в эпоху республики, с появлением других видов комиций, потеряли политическое значение, сохранив формальное право вручения империя (верховной власти), а также право решения вопросов, связанных с отношениями между членами родов и фамилий, и дел религиозного характера.

Основным органом  власти был Сенат. Сенаторов назначала  избранная народным собранием коллегия цензоров. Фактически Сенаторы отправляли свою должность пожизненно. Цензоры  крайне редко пересматривали состав Сената. Закон запрещал Сенаторам  заниматься торговлей и ростовщичеством. Изначально в Сенате было 300 Сенаторов. Позднее его численность достигла – 600. Основными критериями для Сенатора были: благородство происхождения и  глубина корней рода. Знаками отличия  для Сенаторов были полосатые  туники и тоги, а также золотое  кольцо и красные сапоги. Сенат  созывали консулы. Целью была совещательная  процедура по тем или  иным вопросам.

Сенат объявлял набор  войска, определял количество солдат и денег на войну, принимал иностранных  послов, вводил или запрещал почитание  новых богов. Кроме того, в компетенцию  Сената входило управление провинциями, наблюдение за государственным имуществом, формирование бюджета, строительство  дорог, монетное дело и т.д. Консулы, преторы и цензоры редко осмеливались спорить с Сенатскими решениями. Ведь по окончании службы нередко  они сами становились Сенаторами.

Магистратура – совокупность должностных лиц республики. Магистратуры были чрезвычайные и ординарные. Высшими  магистратурами были консулы и преторы. Они были наделены правом командовать армией, собирать народное собрание и Сенат, председательствовать в этих органах, издавать приказы и отправлять суд. Самыми высшими магистратами были консулы. Их было двое. Должность консула была окружена большим почетом. Позже были учреждены должности преторов, им отошли полномочия ведения судебных дел в рамках гражданской юрисдикции. Претор также имел право собирать народное собрание и Сенат. Кстати, все магистратуры были безвозмездными, иными словами, магистраты трудились без вознаграждения. Именно поэтому столь высокие посты разрешено было занимать только состоятельным гражданам Рима.

Несколько слов необходимо сказать  о еще одной составляющей властного  механизма в Древнем Риме. Речь идет о такой должности, как цензор. Цензорами часто становились  бывшие консулы. Их избирали на пять лет. Они распределяли граждан по разрядам, исходя из имущественного статуса римлянина  – цензоры определяли сумму налога. Кроме того, нередко цензорам приходилось  выступать в роли своеобразной полиции  нравов. Так, цензоры могли привлечь римлянина за расточительность, трусость на поле боя, разгульность и кутежи. Провинившийся гражданин тот  час же получал взыскание. Если в  роли «штрафника»  оказывался Сенатор, его исключали из Сената, если всадник – отбирали коня, наказанием для простого плебея становилось внесение его имени в позорный список худших граждан.

Завершая рассмотрение этой главы, хотелось бы отметить следующие  факты. Во-первых, к республиканскому периоду развития государства в  Риме сформировался крепкий механизм управления и подавления. Очевидно, что именно это стало залогом  дальнейшего становления республиканских  основ.

Во-вторых, сомнений не вызывает утверждение о том, что структура  римского общества к моменту образования  республики оказала сильное влияние  на сферу госуправления. Противоборство плебеев и патрициев, резкий рост численности населения (в том  числе рабов) – эти факторы  явились катализатором в деле формирования и укрепления мощного  государства и аппарата подавления – с одной стороны. И основанного на демократических идеях – с другой стороны. Важнейшей особенностью формирования государства в Риме можно считать наличие системы разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Такое устройство госаппарата, с присущим ей механизмом сдержек и противовесов, является залогом стабильности любого государственного образования. В конечном итоге, правовые достижения римской цивилизации стали основой (моделью) для развития большинства государств мира.

Механизмы управления в период монархии.

После подчинения всей Италии государство  римлян стало одним из самых сильных  и больших в западном Средиземноморье. Господство над Италией обогатило, прежде всего, римскую знать. Все шире стал применяться труд рабов. Рим стал первоклассной военной державой (примерно 264-241 гг. до н. э.), сравниться с которой могло не каждое государство. Победоносный военный путь был проложен от начала I Пунтийской войны и до конца противостояния с Карфагеном. В Рим стекались огромные ценности в виде контрибуций и военной добычи, на невольничьих рынках продавалась масса рабов, началось систематическое ограбление провинций. Избыток денежного капитала порождал безумную роскошь верхушки правящего класса. Италия превращалась в страну классического рабства. Стали учащаться выступления рабов против своих угнетателей.

Одним из значительных таких  выступлений можно назвать восстание  Спартака. В первое время римские  власти не придали большого значения этому инциденту, так как аналогичные  случаи нередко происходили в  Италии и ранее. Но затем, поняв всю  опасность, они бросили на подавление Спартака отборные части, которые уничтожили рабов. Сложные взаимоотношения  между Италией и провинциями, между гражданами и не гражданами настоятельно требовали новой системы  управления. Нельзя было управлять  мировой державой методами и аппаратом, пригодным для маленькой общины на Тибре, но малоэффективным для  мощной державы. Старые классы, интересы которых отражала римская республика, к концу I в. до н. э. исчезли или  деградировали. Появились новые  богачи, люмпен-пролетариат, военные  колонисты.

Возникает значительный дисбаланс между положением крестьян (земледельцев) и состоятельных римских  граждан. Если знать могла позволить  себе иметь и обрабатывать огромные земельные наделы с помощью рабсилы, то крестьяне рассчитывали только на себя. Их земли зачастую приходили  в запустение, а сами сельские жители были вынуждены искать иных заработков, а также ходить в длительные военные  походы. Дальновидные римские политики уже тогда понимали, что назревает  глубокий социально-политический кризис. А, кроме того, недовольство крестьян могло обойтись государству очень дорогой ценой – ведь именно простолюдины составляли основу римской армии.

Сложившуюся ситуацию решил изменить выходец из знатного плебейского  рода   Тиберий Гракх. В 133 г. до н. э. он одержал победу на выборах в народные трибуны. Далее в народном собрании он выдвигает следующие предложения: ограничение права пользования общественными землями (до 125 га), отъем у латифундистов земель и раздел между малоземельными и безземельными крестьянами, взимание с крестьян небольшой арендной платы за участок земли без права на продажу. Тиберий автоматически становится крестьянским вождем.  Начавшаяся реформа встретила отчаянное сопротивление знати. В итоге Сенатом был подготовлен заговор против Тиберия, и он был убит. Та же участь постигла его брата – Гая Гракха после предложения понизить цены на хлеб. Дело Гракхов не погибло. Оно дало начало крупномасштабному народному движению, и в последствии нанесло значительный удар по аристократической (Сенатской) республике.

Постепенно римская  республика взяла курс на военную  диктатуру. Этому способствовала военная  реформа Мария. Он был избран консулом в 107 г. до н. э. Марий был служивым человеком, и благодаря своему мужеству и уму дослужился до высших командных  должностей. Марий, став консулом, стал собирать новое войско. Теперь солдатами  могли становиться все граждане, вне зависимости от их имущественного положения. А до Мария в армию  брали только тех, кто владел землёй. Марий сделал ставку на обнищавших граждан Рима, которые охотно приступили к службе, рассчитывая на военную  добычу и жалование. Срок воинской службы был значительно увеличен. За 16-20 лет солдата можно было многому  научить. Кроме того, в результате реформы Мария было улучшено вооружение легионеров. Офицеры и солдаты  стали получать жалование. Наиболее отличившиеся получали земельные участки.

Окончательное крушение республики было связано с восстанием Спартака в 74 г. до н. э. Восстание потерпело  поражение. Рабы не могли создать  новый общественный строй, однако их массовые выступления показали господствующему  классу на необходимость установления сильной власти. Стало ясно, что  Сенат, выборные должностные лица, суды и тюрьмы уже не силах удерживать в повиновении рабов и свободную бедноту. Влияние Сената было подорвано.

Наиболее известными политическими деятелями того времени (Помпей, Красс и Гай Юлий Цезарь) было создано объединение – Союз трёх (Триумвират). Он был заключен в 60-х гг. до н. э. Триумвиры стали  настоящими хозяевами Рима. Республика доживала свои последние дни. Однако стороны не были едины в своих  устремлениях, их отношения отравило соперничество. Основные споры развернулись между Помпеем и Цезарем. За Цезаря стояла обманутая римская демократия, а на стороне Помпея стояла старая республиканская знать. В противоборстве победил Цезарь. Народное собрание и Сенат преподнесли ему почётный титул «отца отечества». Ему было предоставлено пожизненное звание диктатора, право объявлять войну  и заключать мир, распоряжаться  госказной. Войска провозгласили Цезаря императором.

В результате ожесточённой борьбы различных политических группировок, Юлий Цезарь был убит. Его приёмником стал Октавиан Август, который заложил  основы нового политического строя, носящего название «принципат»[4]. Октавиан закончил реорганизацию государства и установил новый режим единоличной власти, прикрыв его республиканскими формами. На первый взгляд, принципат представлял собой двоевластие, при котором носителем власти является, с одной стороны – народ и Сенат, а с другой – император. Сам глава государства был представлен римлянам как слуга народа. На самом же деле, император Древнего Рима был носителем всей полноты военной, административной и судебной власти.

Октавиан не хотел  править с помощью насилия. Он старался, как бы незаметно лишать римлян свободы. После установления империи, по-прежнему заседал Сенат, избирались консулы, действовало народное собрание. Однако, все знали «тайну императорской власти» – в государстве царила воля одного человека. Основная сила Августа была в том, что он опирался на армию – гарантом его власти были 25 пограничных легионов и дворцовая гвардия, расквартированная в Италии и Риме. Таким образом, из-под шлейфа республиканских атрибутов всё чётче проглядывался монархический стиль правления. Рим превратился в мощную империю.

Пожертвовав «равноправием» римского народа, империя способствовала консолидации рабовладельцев на всём огромном пространстве. Под владычество  Рима попали самые различные народы, и самого разного уровня социального  и культурного развития: Малая Азия, Греция, Египет, Северная Африка, Галлия, Испания, Англия, Армения и др. Римское гражданство потеряло свой особый привилегированный характер.

В условиях империи всё тяжелее  становилась жизнь крестьян. Многие из них не могли попросту платить  высокие налоги за землю. Земледельцам приходилось отдавать свои наделы богатым  соседям, после чего крестьяне становились  арендаторами (колонами) своей бывшей земли. Жизнь таких колонов мало чем отличалась от положения рабов. Большую часть урожая им приходилось  отдавать хозяину. Колоны были выгоднее рабов, т.к. последних хозяин должен был содержать. Колоны же сами обеспечивали себя и свои семьи. Нередко они  становились должниками. Статус колонов  иногда получали целые народы.

Ещё одной приметой времени  стал пекулий – земельный участок  или другое имущество, предоставленное  рабу. Имущество, как и сам раб, оставались в собственности господина, однако, извлекаемые рабом доходы отдавались хозяину не полностью. Раб  распоряжался своей долей имущества.

Второй период римской  империи (доминат) характеризуется  неограниченной властью императора, поддерживаемой латифундистами. Теперь личность императора была покрыта таинственностью, он редко показывался на людях.

Центральное управление империи сосредоточилось в руках  высших чиновников, составивших государственный  совет. Он готовил проекты законов, представляемых на подпись императору. Вся империя была разделена на 116 провинций. Во главе каждой стоял  презид. Среди высших должностных  лиц нередко можно было встретить  варваров.

Особого внимания заслуживают  госреформы императоров Диоклетиана  и Константина. Диоклетиан (284-305 гг. н. э.) поделил верховную власть между 4 соправителями. Двое из них носили титул «августа», управляя каждый своей  половиной империи – Западной и Восточной. Августы избирали себе соправителей – «цезарей». Армия  была поделена на две части. Одна часть  размещалась по границам империи, другая служила целям внутренней безопасности.

Провинции были разукрупнены. Их стало 120. 
Император Константин (285-337 гг. н.э.) сделал христианство государственной религией. При Константине завершился процесс закрепощения крестьян, колонов и ремесленников. Колоны лишались права переходить от одного господина к другому.

Рабовладельческий Рим  оставил после себя огромное наследие. Многие принципы государственности  нашли своё отражение в современном  мире. Участие народа в решении  судеб государства, коллегиальность  магистратур, постоянно действующий  Сенат, ответственность должностных  лиц – это и многое другое оставлено  римлянами будущим поколениям.

Процесс государствообразования в Риме проходил на основе разложения родоплеменного строя. Экономически сильная  группа постепенно захватила власть и сформировала выгодные ей органы. Однако, в ситуацию решительно вмешалась третья группа – плебеи. Представители пришлых племен, лично свободные и не связанные с римским родом, они обладали торговым и промышленным богатством. Экономическое могущество плебеев постепенно росло. Их длительная борьба против патрициев – родовой римской аристократии, развернувшаяся на фоне укрепления частной собственности, не могла не отразиться на процессе классообразования в обществе. Это привело к стимулированию разложения родоплеменного строя и явилось катализатором государственного развития.

Однако у этой медали есть и другая сторона. Противостояние патрициев и плебеев тормозило  развитие и укрепление государственной  власти. Внутренние разногласия в  обществе зачастую грозили подрывом всего политического уклада в стране. Но не стоит забывать, что именно в такой социальной борьбе могли родиться основные гражданские права и свободы, ставшие столпом государственного гуманизма всего человечества. В результате своего исторического развития Рим стал первоклассной военной державой, его граждане считались хозяевами государства. Народ обладал большой политической силой.

Сложная структура государственного устройства, зародившаяся в Древнем  Риме,  стала фундаментом для развития многих государств мира. Именно там были заложены основы демократии и уважения к правам человека. Изучая античный мир, знакомясь с его богатым культурным и социально-политическим наследием, мы начинаем глубже понимать основы европейской цивилизации, а также, в какой-то степени, можем поразмышлять о ее исторических перспективах.

 

[1] Под ред. Лазарева В.В. «Теория права и государства». – М.: Новый юрист, 1997. – с. 44.

[2] Трухина Н. Н. «История Древнего Рима». – М.: Русское слово «Владос», 1996. – с. 48.

[3] Именно поэтому их называли всадниками.

[4] «Принципат» (лат. principatus) – в римской истории образ правления, установленный Октавианом (Августом) и продержавшийся до второй половины III века н. э.

Литература:

1. Трухина Н. Н. «История Древнего Рима». – М.: Русское слово «Владос», 1996.

2. Габитов М. Р. «Становление основ западной модели государственности и права в Древнем Риме» // Право и государство. – 2006. –  № 10. –  С. 109 –  125.

3. Айзек Азимов «Римская республика». – М.: Центрполиграф, 2003.

4. Санчурский Н. В. «Римские древности». – М.: Издательство Московского университета, 1995.

5. Под ред. Лазарева В.В. «Теория права и государства». – М.: Новый юрист, 1997.

6. Под ред. Батыр К. И. «Всеобщая история государства и права». – М.: Былина, 1999.

7. Макашов И. Н., Овчинников Н. В. «Управление в древних цивилизациях». – М.: Компания Спутник+, 2004.

Подготовила: Светлана Суворова

 

 

 

 

 

 
СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
1. Введение  
 
2. Законы ХП таблиц 
 
3. Государственное устройство Рима  
в Ш-Пвв. до н.э.  
 
4. Заключение. 
 
5. Использованная литература. 
 
1. ВВЕДЕНИЕ.

История древнего Рима - последний  этап в развитии древнего мира, охватывает время с начала 1 тысячелетия до н.э. ( 7543г.г. до н.э. - традиционная дата основания города Рима) до конца V в н.э. (476 г.н.э. - падение Западной Римской империи). В ее развитии следует выделить определенные период. В VШ - Ш вв н.э. происходил процесс становления раннего римского рабовладельческого общества; в Ш в до н.э. - П в н.э имеет место его дальнейшее развитие из маленькой общины на Тибре в сильнейшую италийскую и затем средиземноморскую державу. Для Ш в н.э. характерно наступление экономического, социального, политического кризиса Римского государства, который в 1V-V вв н.э. сменился периодом продолжительного упадка.

Литературные данные о  возникновении Рима легендарны и  противоречивы. Это отмечают сами античные авторы.Так , например, Диосиний Галикарнасский говорит , что “существует много разногласий как по вопросу о времени основания города Рима, так и о личности его основателя”. Наиболее распространена была версия , которую приводит Ливий : основателем Рима был потомок троянца Энея, приехавшего в Италию.


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.