Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Шпаргалка Шпаргалка по "Географии"

Информация:

Тип работы: Шпаргалка. Добавлен: 27.05.13. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


1.Объект  предмет и метод   исследования.

1.Физическая  география: объект (географ. оболочка) Предмет (закономерности неоднородности  ландшафтов) Метод (Эмпирический  – экспедиционный)

2.Экономическая  география: объект (географ оболочка  и техносфера) Предмет (закономерности неоднородности размещения средств производства) Метод (аппарат матем статистики, матем моделирование, картографирование)

3.Эконом и  соц география: объект (географ  оболочка и техносфера и общество) Предмет (закономерности неоднородности  размещения производительных сил) Метод (Игровое моделирование и Тестирование) 4.Эконом и соц география и регионалистика: объект (географ оболочка и техносфера и общество система управления) Предмет (диагностика региональной экономики).

Размещение  производственных сил (РПС):

1.Размещение  производственных мощностей (строительство  новых предприятий, сокращение  производства на старых предприятиях). 2.Размещение производственных заданий  и обеспечивающих их выполнение  ресурсов по мощностям). Важно,  что элементы производительных сил в рамках геогр оболочки образуют локальные пространственные сочетания. Признаки географического исследования: географию интересуют не все территориальные различия, а только закономерные. Процесс исследования геогр наук идет от частного к общему. Геог наука идет подвержена слиянию. Задачи предмета: 1.Создание теории РПС. 2.Разработка теорем прогнозирования территориальных систем в основе лежит диагностика. 3.Разработка теории районирования.

Этапы исследования: 1.Становление объекта исследования, выявление территориальных систем, комплексов и их границ. 2.Оценка свойств выявленных территор систем, выявлений тенденций их развития. 3.Диагностика террит систем. 4.Прогноз развития: Статистический и Нормативный. 5.Лечение. 6.Экспертиза проектов, связанных с изменением террит проблем. 

2.Политическая  карта мира.

Это не только территории государств с границами  и столицами, но и закономерности становления государственности, межгосударственные отношения, блоки и союзы, которые  объединяют группы по определенным критериям. На полит карте мира бывают изменения : 1.Количественные, связанные с изменением территорий в результате военных действий террит захваты, купля-продажа земли, аккреция (техногенное или природное расширение территорий), присуждениеспорных территорий тому или иному гос-ву по решению Арб или Мирового суда. Время количественных изменений практически закончилось. 2.Качественные (изменения на полит карте без изменения площади гос-ва). Территория гос-ва – часть поверхностной земли, включая внутренние воды, а так же террит воды, недра  под ними и ароторию над ними, на которые распространенны власть данного гос-ва. Терр воды - акватория мир. океана примыкающая к прибрежному гос-ву в размере 12 морских миль. Формально к территории гос-ва относятся: территория дипломатических представительств гос-ва за рубежом. Суда, самолеты, трубопроводы и кабели, принадлежащие данному гос-ву, но официально находящихся вне его территории. Гос границы: сухопутные, морские, воздушные. Этапы формирования полит карты мира: 1 Древний (до5 в. н.э): Эти гос образования не вполне являлись гос-вами. Террит разделение труда, не фиксированные границы, отсутствие внутр рынка. 2.Средневековый (с 5 по 15 вв) активно складывается внутр рынок гос-ва, развиваются торговля, появляется Римская империя, Русь, Англия. 3.Новый (15 по начало XX) Эпоха великих гегр открытий, появление колоний, дальнейшее разделение туда. Распад колониальной системы, передел мира. 4Новейший (XXв) Перовая мировая война, и передел мира, Складывается система соц лагеря, В Азии распад колониальной системы. Освобождение колоний в Африке. Возникают 100 независимых государств. 5.Современный ( с конца 80 г XX в) Распад СССР и образование СНГ Переход к рыночной экономике. В Азии наблюд афганский кризис, не затихает арабо-израильский конфликт, ирано-иранский конфликт. В Африке не спокойно. В Америке произошел процесс НАФТА (Мексика, США, Канада). Структурообразование в Австралии и Океании. + в том, разрешаются нац конфликты. – возрождение национализма. Конфликты на религиозной и этнической почве. Система международных отношений находится в переходной базе: 1.2полюсный мир (США - Россия) уходит в прошлое. 2.Полит вес гос-в в меньшей степени соизмеряется военным потенциалом, а динамичностью эконом адаптации, возможностью приспособления к изменению конъюктуры рынка. 3.Исчерпание ряда природных ресурсов. 4.Растут адаптационные возможности полит систем в условиях межнациональных и межрегиональных конфликтах. 5.Растет значение идейных и культурных ценностей. Информационный ресурс – один из важнейших. 

3.Классификация  гос-в современного  мира.

1.По уровню  эконмич развития и по уровню  жизни. а)Главный показатель ВНП.  б)Доля занятых в с/х. Аграрные  страны (в с/х создается 40% ВВП  и занято 30% и выше населения). Индустриальные (занято в промышленности 40% населения, 40%ВВП). Постиндустриальные (50% внепроизводящая сфера).в)Средняя продолжительность жизни.

1.Страны ведущей  семерки. Более 50% ВВП мира. Сильная  интеграция их экономики. Лидеры  Научно Технического процесса, наибольшая  производительность труда. ВВП на душу – 15000$ в год. Средняя продолжительность жизни 76-81г. Занятость в с/х – от 2 до 10%. Многоотраслевая экономика. 2.Малые высокоразвитые страны: Страны западной Европы (Скандинавские, Бенелюкс, Австрия, переселенческие – Австралия, New Zealand, Израиль). Высокая доля экспортности. Производство высококачественных продуктов для огранич сектора потребителей. 3.Новые индустриальные страны: страны юго-восточной Азии (Корея, Тайланд). Аграрные страны южной Африки. В прошлом аграрно-сырьевые страны с острым финансовыми проблемами. Max темпы роста ВВП. 80% продукции (экспорта) -  обрабатывающей пром-ти. 4.Постсоциалистические страны: Бывшие Средне - Азиатские страны. Станы восточной Европы. 5.Нефте экспортирующие: Страны Аравийского полу острова, Кувейт, ОАЭ, Ирак, Саудовская Аравия. 6.Бедные страны: ВНП - от 100 до 200$ в год 78-98% в с/х. 48-37 лет –средний уровень жизни. 
 
 
 
 

4.Принципы  размещения производства.

1.Принципы  размещения производства: общие  и частные.

а) Учет при  размещении произ-ва ее отраслевых особенностей с одной стороны  и местных с другой. б) Приближение в зависимости  от их отраслевых особенностей, либо к сырью, к рабочей силе, транспорту. в) Учет агломерационного эффекта. д) комплексное использование трудовых, природных и материально-технических ресурсов территории. е) Учет сложившегося разделения труда.

2Принципы  сложившиеся в условия рыночной  экономики:

а) перенос  трудоемких в тяжелыми условиями  труда, с простой технологией  производства в страны с относительно дешевой раб. силой, с неразвитым труд законодательством, со слабым рабочим движением. б) вынос опасных из загрязненной окр среды, производственных отходов в страны с неразвитым или отсутствующим эколог закон-вом. в)Учет дифференцированной таможенной, налоговой, тарифной политики. г)учет развитой инфраструктуры. д) размещение произ-ва в странах со стабильным полит режимом. е) размещение произ-ва с учетом обороноспособности страныю. ж) учет экологических требований при размещении произ-ва.

3.В  условиях  плановой экономики: а)Принципы повсеместного развития произ-ва с целью развития экономики страны, за счет использования ресурсов всех регионов и одновременного повышения уровня эк. Развития всех регионов. б) принцип спланированного последовательного освоения богатых регионов, выбор на каждом этапе регионов приоритетного развития. в)принцип плановой организации мощных ТПК и пром узлов.

г) Принцип  опережающего развития отсталых регионов. д) Стирание существенных граней между  городом и деревней. 

5.Международнее  разделение труда.

В формировании понятия «Мировое хоз-во» крайне негативную роль сыграло идеология. В научной лит-ре существует несколько  альтернативных подходов к содержанию понятия «Мир хоз-во».                           1-мировое хоз-во представляло собой  мета-система международних эк отношений, но не систему национально хоз-ва. 2-две разнотипные антагонистические системы не могли образовать мировое хоз-во.                  3.признание целостности мирового хоз-ва. Мировое хоз-во – система взаимосвязанных национальных хоз-в, в основе которой лежит международное разделение труда и закон стоимости. Мировое разделение труда (МРТ). Для того, чтобы возникла специализация отдельного гос-ва на произв-ве определ товаров необходимы 3 условия: 1) Страна, участвующая в МРТ должна обладать каким – то преимуществами по крайней мере перед частью гос-в. 2)Должны существовать гос-ва, которые испытывают потребность в этой продукции. 3)Затраты на доставку продукции к месту продажи должны быть выгодны стране –производителю. В реальной жизни существование МРТ не имеет ни естественности ни легитимности. Часто оно состоит из огромного кол-ва частных случаев, каждый из которых имеет собственную историю образования. Масштаб и характер вовлечения связан с уровнем развития производственных сил. Индустриальные страны занимают ведущие места в МРТ. Недоразвитые страны  поставка минерального и с/ч сырья. Считается, что, и уровень развития гос-ва так же во многом зависит от степени вовлеченности МРТ. Последнее 10 лет ознаменовались серьезными изменениями в геогр мир хо-ва. Они коснулись всех отраслей произ-ва. Тенденции: 1.происходит сдвиг от традиционных в сторону наукоемких и технологически сложных произ-в. 2.Постепенный переход от произ-ва сложных изделий к полупродуктам, деталям отдельным операциям, причем отдел слабо развитые страны приобщились к технологическому конвейеру по выпуску высоко техн продукции. 3.Имеет место дематериализация мирохозяйственных связей, проявляющаяся в замедлении темпов роста торговли сырьем энергоресурсами и расширении обмена ресурсами науч техн документацией. Различают натуральные и стоимостные показатели. 1-ый, фиксирует фактичесике объемы произ-ва.  2-ой, учитывает стоимость конечной продукции. В соответствии С методологией ООН используется 4 критерия для опр уровня соц эк развития: 1)ВВП на душу населения. 2) образовательный ценз. 3) Доля продукции обрабат-ей пром-ти в совокупной доли обрабатывающей и добывающей. 4) Ожидаемая продолжительность жизни. 

7.Оссобенности  административного  территориального  устройства РФ.

Россия изначально была псевдофедерацией, потому что  при провозглашении РСФСР федерацией высоких договаривающихся сторон, никто  не делегировал своих полномочий. Однако на всех этапах исторического  развития царской России, как унитарного гос-ва в той или иной мере присутствовали черты федерализма. Чаще всего ключевым фактором федерализма явл многоэтническая структура населения. Согласно одному из пунктов 1 конституции РФ она учереждалась как федеративная национальная республика, а области и края в качестве субъектов не упоминались вообще. Сегодня на долю национальных преобразований приходится 15% населения, при этом не многим более половины представителей этнических групп имеющих свой дом проживают на своей территории, остальные диаспора. После распада СССР и известного заявления Ельцина «Берите суверенитета столько, сколько сумеете проглотить». Начался парад суверенитетов, он привел к изменению статуса всех бывших автономных республик и большинства автономных областей, некоторые изменили названия. Если в составе России после распада СССР-16, то сейчас 21 республика, 4 автономных области (Адыгейская, Горно-алтайская, Хакасия, чечено-ингушская, Ингушская). По сравнению с прежней конституцией нынешние республики РФ расширили свои полномочия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  8,Черная металлургия. Общая характеристика отрасли, ее состояние и роль в народном хозяйстве. Экспортные особенности. Понятие демпинга.

  Спрос на продукцию черной металлургии  на внутреннем рынке за годы реформ резко снизился: по прокату(лист, сортовой металл - уголок, швеллер, пруток и т.п.) в 2,5 раза, в том числе по стали листовой в 1,8 раза, по горячекатаному прокату в 2,8. В 1988 г. относительно 1980 г. было добыто 67,5% железной руды, выпущено 53,5% готового проката, 23% стальных труб.

  Расширение  экспорта металлопродукции осуществлено в течение 1993-1994 гг., когда внутренние цены на металл, транспорт и энергоресурсы были значительно ниже мировых. Соотношение экспортных и мировых цен на черные металлы – 65% в 1994 г. Объём экспорта проката черной металлургии вырос с 10 млн. т в 1992 г. до 23 млн. т в 1996 г., в страны дальнего зарубежья - в 4 раза. Экспорт стал основным сектором товарного рынка проката черных металлов, составил 60% от объёма производства листовой стали. В 1997 г. черные металлы в составе экспорта -7%.

  Основная  продукция черной металлургии экспортируется в страны Юго-Восточной Азии. На европейские  рынки негативно сказывается  проводимая ЕС политика ограничения  продаж металла Россией. Например, годовой  лимит 353 тыс. тонн. Однако, и эти квоты  реализовать не удаётся из-за более высоких внутренних цен и более низкого качества, что связано с технологической отсталостью чёрной металлургии.

  Внутренний  рынок стальных труб формируется  на 70% за счёт собственного производства, импорт труб в основном с Украины. Потребитель – ТЭК(нефтяники – 40%). Расширение внешнего рынка сдерживается низкой конкурентоспособностью. 
 

9.Хим.пром-ть  как отрасль матер  произ-ва.

Эта одна из отраслей тяжелой индустрии, специализирующейся на выпуске различных видов хим  продукции: кислот, щелочей, солей и др, а так же соединения органической химии. Материалы и реагенты: удобрения, моющие средства, красители, лаки, краски, синтетический каучук, смолы, пластмассы. Сегодня в РФ в химической пром-ти занято 3% работающих, но дает около 5% валовой продукции пром-ти, потребление более 10% энергии 20% тепла, около половины всей воды используемой в пром-ти. Хим индустрия относится к числу структурообразующих отраслей, отличающихся широкими внутри отраслевыми и межотраслевыми связями. Пример: В горную пром-ть поставляет взрывчатые вещ-ва и реагентв для обогащения руд металлов методом – флотации; машиностроению – пластмассы, резину, кислоты; атомной энергетике – тяжелую воду, кислоты, щелочи; в с/х –удобрения; Быту – моющие средства, предметы санитарии, гигиены. Состав отрасли: Раньше в составе хим рпом-ти выделяли: 1)органическую химию. 2)неорганическую химию. Все производства группируются: 1)Горно-химическая пром-ть. 2)основная химия (удобрения). 3)Произ-во полимерных веществ. 4)Переработка полимерных веще-в и материалов. 5)Прочие отрасли. Сырьевая база: горячие природные вещ-ва, нефть, газ, уголь, сланцы. Факторы: размещения хим пром-ти: сырьевой, энергетический, водный, потребительский, экологический.                                                                    Сырьевой – хим пром-ть потребляет отходы др отраслей (черной цветной металлургии, деревообработка, с/х). Влияние сырьевого фактора на размещение отрасли неоднозначно. В одном случае он всецело определяет локацию предприятий, когда произ-во отличается повышенной сырьемкостью, а так же низкой транспортабельностью.

Энергетический - он важен, но следует иметь в виду, что соотношение между потребляемой химией тепловой и электрической химией примерно 3:1. Это значит, что в размещении значительную роль играют не ГЭС, а ТЭЦ, т.к требуется не столько электрическая энергия, сколько тепло.

Водный  –Хим пром-ть колоссальный потребитель воды, водопользователь, т.к большая часть воды используется для охлаждения. В том случае, когда отрасль потребляет воду  как сырье, к воде представляются повышенные требования. Потребление от 50 кубометров до 6 тысяч М3. Высокая водоемкость обусловливает размещение крупных предприятий на берегах пресных водоемов.

Экологический – На природоохранные меры хим пром-ти в странах Запада уходит сегодня до 50% себестоимости всей продукции. Особенно грязная нефтехим произ-во.

Потребительский – Обусловливает размещение небольших узкоспециализирующихся предприятий по выпуску товаров бытовой химии и гигиены. Две формы локализации хим пром-ти: 1)по одиночке. 2)в совокупности. 

10.Специфические  черты с/х. Аграрные  отношения и вопрос.

С/х обладает целым рядом специфических особенностей: 1)только в С/Х в предметом труда  и основным средством произ-ва служит земля, в следствии чего здесь происходит переплетение эк процесса произ-ва с естественным процессом роста и развитием живых организмов. 2)Невозможность  расширенного воспроизводства земли как основного средства произ-ва привычным способом. 3)отличительная черта С/Х – сезонность, связанная с неравномерностью климатического режима в течении года, в следствии чего естественный процесс развития растений и животных а)ускорен б)замедлен в)прекращен. 4)Площадной характер размещение С/Х, так же характерны дискретные формы и транспортно-линейные. 5)В большинстве стран отрасль отличается повышенной трудоемкостью связанно с отставанием в области тех вооружения.

Выделяют 2 макроотрасли: 1)полеводство. 2)животноводство. Соотношение  между ними зависит от уровня соц-эк развития страны. Аграрные отношения - вопрос о собственности земли. Основу аграрных отношений составляют формы земельной собственности. Характер аграр отношений опр форма землепользования. Большая часть земельного фонда в странах запада принадлежит частным landlord, часть гос-ву и часть церкви. В СССР было 2 основных формы собственности в С/Х: гос и колхозная – кооперативная. После распада СССР в С/Х РФ стали реально возможны др формальные формы собственности, однако, лишь в 2002 г после принятия закона «О купле-продаже земли» частное землевладение получило новые перспективы развития. 
 
 
 
 
 
 
 

11.Размещение  и специализация  С/Х. АПК и его  структура.

С/Х СССР обычно расмат в качестве агро-пром комплекса, состоит из 3 основных частей: 1)отрасли  обслуживающие с/хи производящие для  него и для предприятий перерабат С/Х продукцию. Сюда относится произ-во мин удобрений, транспортёры, с/х наука, С/Х машиностроение–средства             произ-ва. 2)АПК – собственно аграрный сектор – земледелие и животноводство. 3)заготовка, хранение и переработка С/Х продукции. В условиях формирования рыночных отношений и дезинтеграции страны, прежней АПК распался. Сейчас происходит формирование нового каркаса этого АПК, составными звеньями которого явл отдельные С/Х предприятия бывших республик и др суверенных гос-в. Факторы размещения С/Х: размещение зависит от факторов а)природных б)эконом-х в)экологических и др. Природные условия в С/Х играют более важную роль чем пром-ть. Свет, тепло, влага, питательные вещ-ва, влияют не только на развитие растениеводства, но и на производительность труда, себестоимость продукции, на весь производственный процесс. Уровень и тип развития С/Х, структура, производительность, размещение зависят от экон факторов. В С/Х действует незыблемое правило «Наиболее плодородные земли отводятся под высокотоварные культуры».  В качестве важного эк фактора выступают крупные города, формируя особый тип пригородного С/Х. При размещении отрасли большое значение имеет дифференцируемая рента. Её материальную основу составляет, дополнит чистый доход, образующийся на относительно лучших и удобно располагаемых землях при повышающихся производительности добавочных вложений. Существует 2 ренты №1 и №2. №1 связана с различием плодородности и размещении земельных участков. №2 возникает в результате различной производственности добавочных вложений. 

12.Транспорт,  специфика.

Одна из важнейших  отраслей материального произ-ва. Создаваемая  на транспорте стоимость заключается  в перемещении грузов и людей. Черты: 1)Схема круговорота капитала на транспорте отличается от круговорота капитала в пром-ти, отсутствует приращенный капитал в товарной форме. Он присутствует в стоимостной форме (деньги). 2) Ценообразования на транспорте как и в др отраслях матер произ-ва происходит на основе закона стоимости, цена приобретает форму тарифа. 3)Кол-во труда, затраченного на перевозки зависит не от стоимости груза, а от веса груза и расстояния. 4)Транспорт не потребляет сырья в отличии пром-ти, но использует огромное кол-во энергии, топлива. 5)Транспорт отличается своей линейной формой размещения. 6)Транспорт личного пользования, он не считается сферой матер произ-ва. 7)Транспорт составляет материальную основу гос и МРТ. Особое значение развитие транспорта имеет для стран, обладающих BIG территорией. Влияние транспорта на размещение отдельных отраслей экономики сильно различается. В основу классификации различных видов транспорта положено исполнение различных, естественных и искусственных путей сообщения. Выделяют: морской, речной, автомобильный, ж/Д, трубопроводный, воздушный, спец. Разделяют по характеру силы тяги: тепловой, гужевой, электрический. По характеру движения: городской, местный. Соотношение различных видов транспорта по регионам зависит уровня развития эк-ки, от характера природных условий и размещения природных ресурсов, размещения естественных транспортных путей. Работу транспорта можно соотносить исходя из различных критериев. 1)Объем веса перевозимых грузов. 2)грузооборот. Грузооборот – произведение веса груза на расстояние (т/км). В условиях РФ соотношение: 1 место и по весу и по грузообороту занимают Ж/Д и трубопровод. Конфигурируемые транспортные сети – имеют отношения к Ж/Д и автомобильному транспорту. Различаются несколько главных кофиг сетей: 1)радиальные (одно-центровые, двуцентровые, многоцентровый).    2)Ортогональный. 3)Древовидный. В радиальных сетях основные магистрали расходятся лучеобразно. Для ортогональной сети характерно развитие и вертикальных и горизонтальных направлений. Древовидный тип напоминает очертания речной системы. Конфиг типов в чистом виде почти нет.

13.Трудовые  ресурсы.

Показатели  делящие население делятся на2 группы: количественные и качественные. Количественные – показатели численности  населения и тенденций ее изменения. Качественные – показатели отражающие структуру населения. Численность населения мира – 6 млрд 350 млн человек. 1 место –Китай (1млрд 400млн). 2место–Индия (1млрд 100млн ч). 3 место США – (285 млн ч). Россия занимает 6-7 место –144,7 чел. На изменение численности населения сказывается естественное и механическое движение населения. Естественное – рождаемость и смертность населения для опр которых используется несколько различных показателей, наиболее распространенными являются общие коэффициенты рождаемости и смертности, рассчитываемые как численность родившихся и умерших на тыс чел. В ближайшие годы общий коэффициент смертности в России снизится, а в 10е года 21 века – возрастет. Механическое движение (миграционное) – въезд и выезд населения в пределы и из пределов определенной территории. В случае если речь идет о межгосударственных перемещениях то, въезд  иммиграцией, а выезд эмиграцией. Соотношение между въездом и выездом населения представляет собой сальдо миграционного баланса. Для РФ характерно сальдо миграции. Оно обеспечивается за счет притока из республик бывшего СССР. С гос-ми дальнего зарубежья отрицательное сальдо. С 95 года тенденция возврата эмиграции. Качественные показатели более сложны: 1) Половой состав населения (гендерный) – в РФ преобладание женского населения над мужским. Возрастной состав, опр с помощью 2-ух основных показателей: среднего возраста населения страны и возраст который делит население пополам. Средний возраст развитых странах 32-37 лет. В развивающихся странах от 17-25 лет. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

14.Понятие  об эк. диагностике  региона.

Эк диагностика  региона связана с определением его состояния, т.е. эконом, соц, эколог, и др параметры. Главное отличие диагностики от экон. Анализа состоит в определении эконом патологий, т.е. слабых мест. В условиях РФ понятия и числовые хар-ки используемые при диагностики варьируют в очень широких пределах и зависят: 1)От базы сравнения (разные районы разные нормы). 2)Критерия нормы и подхода к ее расчету. 3)Уникальность кого-либо эконом признака вследствие чего понятия нормы становятся бесполезным. Задачи региональной диагностики ассоциируются: 1) с необходимостью иметь содержательный экономич паспорт (кадастр) региона для выработки стратегии его развития. 2)Результаты комплексных диагностических обследований регионов постоянно востребываются другими органами гос управления. 3)Надежная, диагностическая, маркетинговая информация может стать одним из основных аналитических инструментов банков, биржи, инвестиционных компаний, фирм, которые имеют прямое отношение к стратегическому размещению капитала и формированию регионал рынков. Цель регионал экон диагностики – комплексное обследование региона и отдельных отраслей матер произ-ва региона. Диагностика природно-ресурсного потенциала – она отражает совокупность естественных ресурсов региона, которые явл важным фактором регионального накопления, условием привлечения доп инвестиций. Трудности оценки природ -ресурсного потенциала: 1)Учету подлежат не только природ ресурсы, но и пррод условия. 2) количественная оценка общего природ ресурс потенциала включает в себя оценку многих частных потенциалов, которые вкл в себя более частный потенциал.               3)Каждый частный потенциал имеет свои единицы измерения, возникает архисложная задача, сравнение разнородных показателей. Методы: Индексная методика, стоимостная оценка. Оценка динамических качеств региона – важно бывает оценить степень устойчивости эк структуры, степень разброса оценок здесь не велик. 1)Устойчивая структура (регионы испытавшие экон рост и получившие приток инвестиций). 2)Неустойчивая структура (депрессивные регионы). 3)Формирующуюся структура (геионы нового освоения. Градации эк развития региона: 1)рост. 2)оживление. 3)стагнация. 4)депрессия. Состояния инвестиционного цикла:  1)восходящая (при ежегодном росте инвестиций). 2)высшая (max, уровень инвестиций при дальнейшем падении). 3)нисходящая ( ежегодные падения) 4)низкая точка. 

16.Политический  и эконом федерализм.

Успех рыночных реформ в РФ в огромной мере зависит  от согласования интересов центра и  регионов в бюджетно-финансовой сфере. Основными противоречиями между центром, субъектами РФ и органами местного самоуправления возникают в этой сфере и в 90е они представляли реальную угрозу целостности гос-ва. Эк кризис в многомиллиардном бюджете и колоссальный гос долг – это одна сторона дела. Другая, вертикальная и горизонтальная несбалансированность рост бюджет системы, резко обострило отношения между центром и регионами. Вертикальная несбалансированность – ситуация, когда объем поступлений в совокупных бюджетах на каждом из уровней властей достаточен для осуществления полномочий. Горизонтальная несбалансированность – общее соответствие доходов расходам в бюджетах отдельных регионов. Эти проблемы присущи всем гос-вам (федерат и унитарным). Политика центра и регионов не должна противоречить, и их интересы не всегда совпадают. Эк федерализм – система взаимоотношений между бюджетами различных уровнейв федер гос-ве. Главный вопрос финансовых противоречий, – в каких пропорциях надо делить налоги поступления, чтобы избежать произвола и террит несправедливости. Существует несколько моделей бюджетного федерализма: 1)конкурентный. 2)кооперативный. Конкурентный – он отличается степенью децентрализации управления, финансовой независимостью регион власти и слабостью гос сектора. Достоинства этой модели в относительной независимости регионов от центра. Кооперативный тип более распространен в мире и характеризуется более яркой ролью федер центра в политике смягчения террит диспропорции. Эиа модель присуща странам с обширными террит, более этническим, где есть регионы с экстремал природ условиями. Минусы – сложности, рутинность процессов перераспределения, зависимость регионов от центра. Недостатки компенсируются преимуществом центр сбора налогов и аккумуляции средств для послед реализации регионал политики. 

17.Недостатки  эк. Федерализма в РФ. Объективные и субъективные ф.

Минусы российского  БФ за последние 10 лет очевидны и  сводятся к:

1)Нужды российских  регионов покрываются поступлением  налогов с собственной террит  по-разному. Существующая методология  их опр до последнего времени  была крайне не совершенной. Слабо учитывался объем регин произ-ва, доходы на душу населения. Доля зачисления в местные бюджеты от общей суммы, собранных на террит регионов налогов, колебался в слишком больших пределах. 2)Методика распределения трансфертов из фед бюджета, все ещё не разработана. Нет ясного представления о том, какие регионы должны получать трансферты, в каких объёмах. 3)Фед власти не располагают надежными данными о налоговых возможностях регионов с развитой теневой экономикой и не имели рычагов для воздействия на нее. 4) Вертикальная несбалансированность рос бюджет налог системы – усугубляется существованием в прошлые годы короткой особых бюджетных режимов. Такие режимы получали отдельные субъекты федерации, вследствие спец договоров о разграничении полномочий между центром и субъектами. Факторы: субъективные и объективные. Объективные – климат, природные ресурсы (регионы богатые природ ресурсами имеют право на дополн ренту.

Субъективные  – политические (давление регион элит, лоббизм), национальный – этнический. 

21.Местное  самоуправление и  муниципальное образование.

В РФ существует три уровня власти:

1)федеральная  2)гос власть субъектов 3)местного  самоуправления.

Местное самоуправление это не гос власть. Российское самоуправление базируется на трех подходах которые изложены в европейской хартии самоуправления: 1)Власть, которая регулируется законом. 2)Местное самоуправление обладает собственной компетенцией и не является органом гос власти. 3)Местное самоуправление должно обладать собственными ресурсами, именно недостаток собственных ресурсов и лимитирует возможности  муниципальных образований как объектов и субъектов региональной политики. 
 

18.Региональная  инвестиционная политика  и рынок.

В условиях формирования рынка особые значения приобретает  механизм накопления в регионе. Под ним понимается: I)Аккумуляция определ части денежных средств, которые идут на финансирование капит работ. II)Ввод в строй новых и реконструкция старых производств мощностей.

Аккумуляция происходит: 1)в результате производ деятельности и сбыта продукции в пределах региона. 2) в результате производ деятельности и сбыта продукции за пределами региона. 3)путем реализации продукции, произведенной в др регионах и странах. 4)В следствии привлечения инвестиций. 5)благодаря накоплению отчислений и трансфертов из дедер центра. 6)благодаря банковской деятельности в регионе. 7)путем взымания местных налогов. II – имеет прямое отношение к накоплению денеж средств. Региональные рынки – Известно, что единое эк прост-во ассоциируется с единым всероссийским рынком. Единый рынок – единство рынков, товаров, капиталов, труда и услуг. Единый рынок состоит из суммы регион рынков. Условия: 1)Свободная конкуренция, в условия полной демонополизации, выработка антимонопольного закона. 2)Свободное ценообразование, регулируемое соотношением спроса и предложения. 3)Последовательное соблюдение прав собственности. 4)наличие гос гарантий предпринимателем на случай форс-мажорных обстоятельств. 5)развитие кредитных учреждений и компаний, банковских систем. 6)Организация всем достоверной и деловой информации о спросе и предложении товаров и услуг. 7)Организация эффектив системы помощи наиболее малообеспеченным слоям населения. 8)честность всех агентов рынка и неотвратимость уголовного наказания за умышленное нанесение ущерба. Региональные биржи – важнейший элемент развития рыночной среды. В крупных регионах – свои регион биржи, где закл торг сделки, определ объемы и поставки масс товаров и ценных бумаг. В условиях неопределенности рынка биржа осуществ средне-срочную регистрацию спроса и предл и т.о. является необходимым инструментом рыночного регулирования. В рамках региона биржа выполняет роль проверки эффективности работы мест предприятий. Биржа ценных бумаг оценка общей предприним деятельности в регионе, способствуя привлечению капиталов и их аккумуляции у max перспектив фирм. Инвест привлек  региона – инвест климат – 3 главных составляющих: 1)инвестиционный потенциал. 2)инвест риск. 3)инвест законодательство. Инвест потенциал – совокупность характеристик учитывающих осн эк параметры, насыщенность раб силой произ и соц инфраструктуры. Инвест потенциал – сумма след частных потенциалов: 1)производственного 2)кадрового 3)ресурсно-сырьевого 4)потребительского 5)инфраструктурный 6)институционный 7)интеллектуальный 8)инновационный 9)климатический 10)локационный

Риск: 1)экономический 2)социальный 3)политический 4)экологический 5)криминальный.  

19.Новые  и старые цели  регеон политики.

Состав стратегических задач регион развития РФ представляют собой сочетание старых и новых задач, вытекающих из современной соц-эк ситуации в стране. Старые задачи: реконструкция экономики страро-пром регионов и крупных городских агломерации путем конверсии оборонных и гражданских областей, модернизации инфраструктуры, оздоровление эколог обстановки. 2)преодоление депрессивного состояния сельских и аграрно-пром регионов. Возрождение малых городов в РФ. 3)стабилизация соц-эк положение в регионах с экстрим природ условиями и минерал специализацией. Создание условий для возрождения народов Крайнего севера. 4)продолжение формирования террит –производств комплексов в регионах богатых природ ресурсами. 5)развитие межрегиональных инфраструктурных систем. 6)преодоление чрезмерного отставания по уровню и качеству жизни населения отдельных субъектов федерации. После распада СССР произошли крупномасштабные сдвиги. Новые задачи:

1)переспециализация  новых погран регионов, создание  новых рабоч мест, ускоренное  развитие соц инфраструктуры  с учетом переселенцев и беженцев, передислокация воинских частей  из стран восточной Европы и бывших республик СССР. 2)Стимуляция развития экспортных и импортозамещающих произ-в в регионах с благоприятными условиями. Формирование свободных эк зон, технополисов, как регион центров достижения отечеств и миров науки. 3)Проведение новой региональной политики в районах севера с экстрим природ условиями (повышение освоения природ-ресурсного потенциала вахтным способом). 4)осуществление регион программ, а так же создание новых эконом форм, адаптированных к местным условиям. 

20.Политико-правовая база регион развития.

Нормативно-правовая база региональной политики – призвана обеспечить условия и предпосылки  для сбалансированного развития регионов. После распада СССР возникла нужда демонтажа структур, занимавшихся директивным планированием и линейно распределительными функциями. Появилась необходимость в создании законодательной базы для становления рынка, многоукладного хоз-ва и цивилизованной конкуренции. Новое закон-во имеет отношение: 1)к налоговой политике 2)к инвестиционной политике и стимулированию притока капитала. 3)к таможенной политике 4)к политике развития рыночной инфраструктуры 5)к ценовой политике 6)к политике соц антиинфляционного значения 7)к протекционистской политике. Документ создан в целях совершенствования федерализма, формирования условий для более эффективного развития региона, а так же для обеспечения благосостояния населения страны. Основные идеи: 1)Дальнейшее развитие федеративных отношений; а)дальнейшая децентрализация власти путем закрепления за регионами большего числа полномочий б)соблюдение принципа равноправия субъектов между собой и их отношениях с фед центром в)обеспечение соответствия норм Конституции и др законодательных актов субъектов федерации главной конституции РФ. 2)Цели и задачи: а)укрепление эк основ, террит целостности и стабильности гос-ва б)Содействие становлению регионов и общероссийских рынков, товаров, капиталов и услуг в)Оказание гос помощи при эк бедствиях, регионам с высокой безработицей г)Разработка спец стратегий развития в отношении регионов, не выдержавших испытание рынком д)смягчение регион диспропорции е)рационализация систем расселения. 
 
 
 
 
 
 
 

22.Наднациональная  политика ЕС.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.