Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Мышление как познавательный процесс

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 27.05.13. Сдан: 2013. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


РОСЖЕЛДОР

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  СООБЩЕНИЯ (СГУПС)

 

дисциплина  «Психология и педагогика»

кафедра «Социальная психология управления»

 

Реферат

 

 

Тема: Мышление как познавательный процесс.

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель:                                                             Выполнил:

доц. А.Г.Александров                                                Казаркина Е.В.

группы   ЭН-111:

_______________________ _____________________

(подпись) (подпись)

_______________________ _____________________

(дата проверки) (дата сдачи на проверку)

 

 

 

 

 

 

Краткая рецензия:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

_______________________  _____________________

(запись о допуске к защите) (оценка, подписи преподавателей)

 

2010

Содержание

 

Введение……………………………………………………………….3

1. Мышление, как познавательный  процесс

    1.1 Общие понятия…………………………………………………4

    1.2 Формы мышления……………………………………………...6

    1.3 Общие закономерности мышления…………………………...9

2. Практические рекомендации  и упражнения

    2.1 Формирование  мышления у детей……………………………14

    2.2 Упражнения  для развития качества мышления……………..15

    2.3 Методы диагностики  и активизации мышления…………....20

Заключение…………………………………………………………...23

Список используемой литературы………………………………….24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В процессе ощущения и восприятия человек познает  окружающий мир в результате непосредственного, чувственного его отражения. Однако внутренние закономерности, сущность вещей не могут отразиться в нашем сознании непосредственно. Ни одна закономерность не может быть воспринята непосредственно органами чувств. Определяем ли мы, глядя в окно, по мокрым крышам, был ли дождь или устанавливаем законы движения планет - в том и другом случае мы совершаем мыслительный процесс, т.е. отражаем существенные связи между явлениями опосредствованно, сопоставляя факты. Человек никогда не видел элементарной частицы, никогда не бывал на Марсе, однако в результате мышления он получил определенные сведения и об элементарных частицах материи, и об отдельных свойствах планеты Марс. Познание основано на выявлении связей и отношений между вещами.

   Познавая мир,  человек обобщает результаты  чувственного опыта, отражает общие свойства вещей. Для познания окружающего мира недостаточно лишь заметить связь между явлениями, необходимо установить, что эта связь является общим свойством вещей. На этой обобщенной основе человек решает конкретные познавательные задачи.

   Мышление дает ответ на такие вопросы, которые нельзя разрешить путем непосредственного, чувственного отражения. Благодаря мышлению человек правильно ориентируется в окружающем мире, используя ранее полученные обобщения в новой, конкретной обстановке. Деятельность человека разумна благодаря знанию законов, взаимосвязей объективной действительности.

 На тему познания  мышления работали такие известные  ученые как: Р.Ф. Немов, Л.С.  Выгодский, Л.А. Тихомирова, И.И.  Аминов, Р.С. Немов, Л.Д. Столяренко. Этот реферат я пишу с целью изучения теоретического материала и нахождения  практических рекомендаций для использования в дальнейшей жизни.

1.МЫШЛЕНИЕ, КАК ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ  ПРОЦЕСС

   1.1 Общие понятия

 

Определения

Мышление можно определить как психический  процесс познавательной деятельности, характеризующий обобщенным и опосредованным отражением действительности, благодаря которой человек отражает предметы и явления в их существенных признаках и раскрывает их взаимосвязи. [4, 55]

Мышление – наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связь и отношения между познаваемыми объектами. [6, 171]

Мышление – это  высший познавательный процесс –  это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. – это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного характера. [2]

Мышление – высшая ступень человеческого познания. Оно позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания. Формы и законы мышления изучаются логикой, механизмы его протекания психологией и нейрофизиологией. Кибернетика анализирует мышление в связи с задачами моделирования некоторых мыслительных функций.[3]

 

Сущность процесса

Мышление представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения  и преобразование человеком действительности. Мышление порождает такой результата, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует. Отличие мышления от других психологических процессов состоит также в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана.

Мышление в отличии  от других процессов совершается  в соответствии с определенной логикой.

 

Виды мышления

Теоретическо-понятийное мышление - это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Он обсуждает и ищет решения задач с начало до конца в уме, выраженными в понятийной форме, суждениях, умозаключениях. Теоретическое понятийное мышление характерно для научных теоретических исследований.

Теоретическое-образное мышление – отличается тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Они или непосредственно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением. Таким мышлением пользуются работники литературы, искусства вообще люди творческого труда, имеющие дело с образами.

Наглядно – образное мышление - мыслительный процесс непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без человека совершаться не может.  Мысля наглядно-образны, человек привязан к действительности, а сами необходимые  для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти ( в отличие от этого образы для теоретического образного мышления извлекаются из долговременной памяти и затем преобразуются).

Наглядно-действенное мышление – процесс мышления представляет собой практическую преобразованную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Этот тип мышления хорошо представлен у людей занятых рекламным производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо конкретного материального продукта.

Словесно-логичекоское мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логической операции с понятиями.

 

Развитие процесса

Теоретическо-понятийное и теоретическо-образное в действительности оба сосуществуют. Они дополняют друг друга. Теоретическо-понятийное мышление дает точное обобщение действительности, а теоретическо-образное – позволяет получить конкретное субъективное ее восприятие. Без того или другого вида мышления нашего восприятия действительности не было бы столь глубоким и разносторонним, точным и богатым разнообразными оттенками, каким оно является на самом деле.

Разница между теоретическим  и практическими видами мышления состоит в том что «они по разному  связаны с практикой». Работа практического  мышления в основном направлена на разрешение частных конкретных задач, тогда как работа теоретического мышления направлена в основном на нахождение общих закономерностей.

Мышление поднимается  на более высокий уровень вместе с развитием его научного мировоззрения, чувства ответственности, волевых качеств, профессиональной направленности личности, накоплением опыта деятельности в условиях, максимально приближенных к реальным – трудовым.

 

1.2 Формы мышления

В психологической науке  различают такие логические формы  мышления как: понятие, суждение и умозаключение.

Понятие - это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления. Понятие - форма мышления, которая отображает единичное и особенное, являющееся одновременно и всеобщим. Понятие выступает и как форма мышления, и как особое мыслительное действие. За каждым понятием скрыто особое предметное действие. Понятия могут быть: общими и единичными, конкретными и абстрактными, эмпирическими и теоретическими.

Общее понятие есть мысль, в которой отражаются общие, существенные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности. Единичное понятие есть мысль, в которой отражены присущие только отдельному предмету и явлению признаки. 
     В зависимости от типа абстракции и обобщений, лежащих в основе понятия бывают эмпирическими или теоретическими. Эмпирическое понятия фиксирует одинаковые предметы в каждом отдельном классе предметов на основе сравнения. Специфическим содержанием теоретического понятия выступает объективная связь всеобщего и единичного (целостного и отличного). Понятия формируются в общественно-историческом опыте. Человек усваивает систему понятий в процессе жизни и деятельности.

   Суждение - это форма мышления, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях. Каждое суждение есть отдельная мысль о чём-либо. Последовательная логическая связь нескольких суждений, необходимая для того, чтобы решить какую-либо мыслительную задачу, понять что-нибудь, найти ответ на вопрос, называется рассуждением. Рассуждение имеет практический смысл лишь тогда, когда оно приводит к определённому выводу, умозаключению. Умозаключение и будет ответом на вопрос, итогом поисков мысли.  Умозаключение - это вывод из нескольких суждений, дающий нам новое знание о предметах и явлениях объективного мира. Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные и по аналогии.  Индуктивное умозаключение - это умозаключение от единичного (частного) к общему. Из суждений о нескольких единичных случаях или о группах их человек делает общий вывод.

Рассуждение, в котором  мысль движется в обратном направлении, называют дедукцией, а вывод - дедуктивным.

Дедукция есть вывод  частного случая из общего положения, переход мысли от общего к менее  общему, к частному или единичному. При дедуктивном рассуждении мы, зная общее положение, правило или закон, делаем вывод о частных случаях, хотя их специально и не изучали.

Умозаключение по аналогии - это умозаключение от частного к частному. Сущность умозаключения  по аналогии состоит в том, что  на основании сходства двух предметов в некоторых отношениях делается вывод о сходстве этих предметов и в других отношениях. Умозаключение по аналогии лежит в основе создания многих гипотез, догадок.[1]

Формирование понятий, суждений и умозаключений

- процесс длительный, зависящий от уровня обобщённости и абстрактности их, от возраста школьников, их умственной направленности и от методов обучения.

   В усвоении  понятий существует несколько  уровней: по мере развития учащиеся  всё ближе подходят к сущности  предмета, явления, обозначенного понятием, легче обобщают и связывают друг с другом отдельные понятия.

   Для первого  уровня характерно элементарное  обобщение конкретных случаев,  взятых из личного опыта школьников  или из литературы. На втором  уровне усвоения выделяются отдельные признаки понятия. Границы понятия учащиеся то сужают, то излишне расширяют. На третьем уровне учащиеся пытаются дать развёрнутое определение понятия с указанием основных признаков и приводят верные примеры из жизни. На четвёртом уровне происходит полное овладение понятием, указание его места среди других моральных понятий, успешное применение понятия в жизни. Одновременно с развитием понятий формируются суждения и умозаключения.

   Для учащихся 1-2 классов характерны суждения  категорические, утвердительной формы. Дети судят о каком-либо предмете односторонне и не доказывают своих суждений. В связи с увеличением объёма знаний и ростом словаря у школьников 3-4 классов появляются суждения проблематические и условные. Учащиеся 4 класса может рассуждать, опираясь не только на прямые, но и на косвенные доказательства, особенно на конкретном материале, взятом из личных наблюдений. В среднем возрасте школьники употребляют также разделительные суждения и свои высказывания чаще обосновывают, доказывают. Учащиеся старших классов практически владеют всеми формами выражения мысли. Суждения с предположением выражения, допущения, сомнения и т.д. становятся нормой в их рассуждениях. С одинаковой лёгкостью старшие школьники пользуются индуктивными и дедуктивными умозаключениями и умозаключением по аналогии. Самостоятельно могут ставить вопрос и доказывать правильность ответа на него.

   Развитие понятий,  суждений и умозаключений происходит  в единстве с овладением, обобщением  и пр.

Успешное овладение  мыслительными операциями зависит не только от усвоения знаний, но и от специальной работы учителя в этом направлении.

 

1.3 Общие закономерности  мышления

 

Мышление – это  непрерывное взаимодействие мыслящего  субъекта с объектом познания. Это  взаимодействие всегда осуществляется в целях разрешения какой-то проблемы, оно основано на анализе и синтезе и имеет своим результатом новое обобщение. Таким образом, можно считать, что проблемность, анализ-синтез и обобщенность являются общими психологическими закономерностями мышления.

Проблемность мышления. Мышление всегда возникает в связи с решением какой-либо проблемы, а сама проблема возникает из проблемной ситуации.

Проблемная ситуация – это такое обстоятельство, в  котором человек встречается  с чем-то новым, непонятным с точки  зрения имеющихся знаний. Эта ситуация   характеризуется возникновением определенного познавательного барьера, трудностей, которые предстоит преодолеть в результате мышления. В проблемных ситуациях всегда возникают такие цели, для достижения которых имеющихся средств, способов и знаний оказывается недостаточно.

Встречаясь с фактами  преступности, следователь обычно сталкивается с проблемной ситуацией. В его  распоряжении первоначально оказываются  лишь некоторые факты, которые побуждают  к поиску, но являются недостаточными для раскрытия преступления.

Проблема – особая разновидность вопроса, ответ на который не содержится в нашем  опыте и знаниях и поэтому  требует соответствующих практических и теоретических действий. Проблема сосредотачивает наше внимание на недостаточности или отсутствии знаний (это знание  о незнании).

Проблема – это  осознание необходимости нового познания. Не любая умственная деятельность является решением проблемы. Например, решая задачу известным нам способом, мы осуществляем умственную деятельность, но не решаем проблемы. Познание, открытие новых, пока еще неизвестных сторон объекта всегда осуществляется через отношение, взаимосвязи, в которых эти свойства проявляются.

Мышление – это  познание того, что не дано непосредственно, но находится в определенном отношении к тому, что дано.

Взаимодействие анализа  и синтеза. Всякий акт мышления, каждая мыслительная операция основана на анализе  и синтезе. Как известно, основным принципом высшей нервной деятельности является принцип анализа и синтеза. Мышление как функция мозга также основана на этом принципе.

На анализе и синтезе  основаны все ступени мыслительного  процесса.        Всякий поиск ответа на какой-либо вопрос требует  и анализа и синтеза в их различных связях (производными от анализа и синтеза мыслительными операциями являются абстракция и обобщение).

Анализ – выделение  тех сторон объекта, которые существенны  для решения данной задачи; это  выявление строения исследуемого объекта, его структуры, расчленение сложного явления на простые элементы, отделение существенного от несущественного. Анализ дает ответ на вопрос: какая часть целого обладает определенными признаками. Например, анализируя следы преступления, следователь выделяет только те из них, которые имеют доказательственное значение. Результаты анализа объединяются и синтезируются.

Синтез – объединение  элементов, частей, сторон на основе установления существенных в определенном отношении  связей между ними. Основным механизмом мышления, его общей закономерностью  является анализ через синтез: выделение новых свойств в объекте (анализ) осуществляется через соотнесение его (синтез) с другими объектами. В процессе мышления объект познания постоянно включается во все новые связи и в силу этого выступает во все новые качествах, которые фиксируются в новых понятиях; из объекта, таким образом, как бы вычерпывается все новое содержание; он как бы поворачивается каждый раз другой своей стороной, в нем выявляются все новые свойства.

Анализ и синтез, взаимопереходя друг в друга, обеспечивают непрерывное  движение мысли все к более и более глубокому познанию сущности явлений. Процесс познания начинается с первичного синтеза – восприятия нерасчлененного целого (явления, ситуации). Далее на основе анализа осуществляется вторичный синтез. Получаются новые знания об этом целом, а это познанное целое вновь выступает как база для дальнейшего глубокого анализа и т. д.

Анализ – это вычленение таких свойств (сторон) объекта, которые  имеют существенное значение для  последующего синтеза, общения. При  этом проявляются такие закономерности мышления как селективность – избирательное вычленение одноплановых сторон объекта и рефлексивность – контроль течение мыслительного процесса (рассуждение человека с самим собой), самоотчет мышления перед самим собой. При анализе развивающихся событий возникает особая разновидность аналитического мышления – антиципация – предвосхищение возможного наступления новых событий, предвидение возможных результатов определенных действий. Способность представить возможные варианты развития событий, возможные пути решения проблемы -  дивергентность мышления.

Обобщенность мышления. Мышление осуществляется с целью познания тех или иных существенных свойств объекта, с целью получения знания. Существенное свойство является всегда общим для данной группы однородных предметов (но не всякое общее свойство является существенным). К решения отдельной конкретной задачи мы применяем обобщенные знания, общие правила. В процессе мышления единичное всегда рассматривается как конкретное выражение общего. [3]

 

Мыслительные операции

Мышление осуществляется совокупностью различных операций: сравнения, обобщения, абстракции, конкретизации, классификации и систематизации.

Сравнение – установление сходства и различие между предметами. Познание окружающего мира начинается прежде всего путем их сравнения, сопоставления их друг с другом (первичный  синтез).

Константность восприятия – независимость отражения объективных  качеств предметов (величины, формы, цвета) от временных условий. Изображение  величины предмета на сетчатке глаза  при восприятии его с близкого расстояния и с далекого расстояния будет разным. Однако это интерпретируется нами как удаленность или приближенность предмета, а не как изменение его величины. При восприятии прямоугольного предмета (папки, листа бумаги) с разных точек зрения на сетчатке глаза могут отобразиться и квадрат, и ромб,  и даже прямая линия. Однако во всех случаях мы сохраняем за этим предметом присущую ему форму.

Белый лист бумаги вне  зависимости от его освещенности будет восприниматься как белый  лист, так же, как кусок антрацита  будет восприниматься с присущим ему цветовым качеством вне зависимости от условий освещения.

Константность восприятия не наследственное качество, оно формируется  в опыте,  в процессе обучения. В некоторых непривычных условиях она может быть нарушена. Возникает  аконстантность. Так, если мы смотрим  вниз с большой высоты, то привычные для нас предметы могут восприниматься несколько искаженно (например, люди, автомобили кажутся нам неестественно уменьшенными).

Пилоты сверхзвуковых  самолетов на первых порах очень  быстрое приближение предмета интерпретируются как его увеличение в размерах и успешно ориентируемся среди них. [1]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ  И УПРАЖНЕНИЯ

    2.1 Формирование  мышления у детей

 

   Ребёнок рождается,  не обладая мышлением. Чтобы  мыслить, необходимо обладать  некоторым чувственным и практическим опытом, закреплённым памятью. К концу первого года жизни у ребёнка можно наблюдать проявления элементарного мышления.

 Основным условием  развития мышления детей является  целенаправленное воспитание и  обучение их. В процессе воспитания ребёнок овладевает предметными действиями и речью, учится самостоятельно решать сначала простые, затем и сложные задачи, а также понимать требования, предъявляемые взрослыми, и действовать в соответствии с ними.

   Развитие мышления  выражается в постепенном расширении содержания мысли, в последовательном возникновении форм и способов мыслительной деятельности и изменении их по мере общего формирования личности. Одновременно у ребёнка усиливаются и побуждения к мыслительной деятельности - познавательные интересы.

   Мышление развивается  на протяжении всей жизни человека  в процессе его деятельности. На каждом возрастном этапе  мышление имеет свои особенности. 

   Мышление ребёнка  раннего возраста выступает в  форме действий, направленных на  решение конкретных задач: достать какой-нибудь предмет, находящийся в поле зрения, надеть кольца на стержень игрушечной пирамиды, закрыть или открыть коробочку, найти спрятанную вещь,

влезть на стул, принести игрушку и т.п. Выполняя эти действия, ребёнок думает. Он мыслит действуя, его мышление наглядно-действенное.

   Овладение речью  окружающих людей вызывает сдвиг  в развитии наглядно-действенного  мышления ребёнка. Благодаря языку  дети начинают мыслить обобщённо. 

   Дальнейшее развитие  мышления выражается в изменении соотношения между действием, образом и словом. В решении задач всё большую роль играет слово.

   Существует определённая  последовательность в развитии  видов мышления в дошкольном  возрасте. Впереди идёт развитие  наглядно-действенного мышления, вслед  за ним формируется наглядно-образное и, наконец, словесное мышление.

   Мышление учащихся  среднего школьного возраста (11-15 лет) оперирует знаниями, усвоенными  главным образом словесно. При  изучении разнообразных учебных  предметов - математики, физики, химии, истории, грамматики и др. - учащиеся имеют дело не только с фактами, но и с закономерными отношениями, общими связями между ними.

   В старшем школьном  возрасте мышление становится  абстрактным. Вместе с тем наблюдается  и развитие конкретно-образного  мышления, в особенности под влиянием изучения художественной литературы.

   Обучаясь основам  наук, школьники усваивают системы  научных понятий, каждое из  которых отражает одну из сторон  действительности.

 

2.2 Упражнение для развития качества мышления

 Индивидуальные особенности мышления можно, так или иначе, оценить, если выявить его качество. Они, прежде всего, связаны с особенностями сочетания и уровня различных видов мышления. В психологии выделяют следующие качества:  самостоятельность, глубину, широту, критичность, быстроту, конструктивность. Названные качества мышления не являются врожденными, данными от природы, их можно успешно развить как в процессе самой профессиональной деятельности, так и в ходе специально разработанной системы профессиональной подготовки. Для развития различных качеств мышления и служит нижеследующее упражнение.

Упражнение 1: Развитие наглядно-образного  мышления: Представьте себе равносторонний треугольник, каждая сторона которого равна 6 метров. Продолжите мысленно основание  треугольника влево на 6 метров. Параллельно ему (через вершину треугольника) проведите влево такой же отрезок. Соедините концы параллельных линий прямой. Какие  фигуры получаются? Ответ: трапеция и ромб. (Аминов И.И. Психологический практикум для юристов» стр. 55-62)

Упражнение 2: знакомство с механизмами интуитивного мышления.  Порядок выполнения: обучаемым предъявляются  карточки с антонимическими парами слов из различных языков:

  1. «цин» и «гжун»;
  2. «хабсурд» и «бадсурат»;
  3. «хулчгар» и «зоригтой»;
  4. «flojo» и «poderoso».

Инструкция: перед вами карточки, на которых слова из китайского, индийского, монгольского, испанского языков (соответственно). На первой карточке одно из слов означает «тяжелый», а  другое «легкий»; на второй – «красивый» - «уродливый»; на третьей – «смелый» - «трусливый», на четвертой – «сильный» - «слабый» и т.д.

Догадайтесь о значении этих слов по их звучанию.

Методические рекомендации: перед выполнением упражнения важно  объяснить, что в  какой-то степени, если выбор возможных значений слов невелик, можно догадаться о значении слова по его звучанию. Однако, работающие при этом механизмы интуиции остаются пока не разгаданными, и можно только предполагать, что в психологии всех народов есть что-то общее отражается в языках, совсем не родственных между собой.

Ответ:

  1. «цин» - легкий; «гжун» - тяжелый
  2. «хабсурд» - уродливый; «бадсурат» - красивый;
  3. «зоригтой» - смелый; «хулчгар» - трусливый;
  4. «flojo» - слабый; «poderoso» - сильный.

 

Упражнение 3: оценка способности  отделять существенные признаки предметов  или явлений от несущественных.

Инструкция: отобрать из групп слов в скобках по 2, характеризующих  существенные признаки указанных предметов  или явлений.

Методические рекомендации:  слова в задаче подобраны таким  образом, что обследуемый должен продемонстрировать свою способность улавливать абстрактное значение тех или иных понятий и отказаться от более легкого, бросающегося в глаза, но неверного способа решения, при котором вместо существенных выделяются частные, конкретно-ситуационные признаки. Время выполнения – 3 минуты.

Задание может быть использовано в качестве теста – для оценки синтетической стороны мышления.

  1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).
  2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).
  3. Города (автомобиль здание, толпа, улица, велосипед).
  4. Сарай (сеновал, лошади, крыша, скот, стены).
  5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).
  6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).
  7. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, округлость, печать).
  8. Чтение (глаза, книга, картина, печать, слово).
  9. Газета (правда, приложение, телеграмма, бумага, редактор).
  10. Игра (карты, игроки, штрафы, наказание, правила).
  11. Война (аэроплан, пушки, сражение, солдаты).

Ответы:


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.