Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Образование Казанского ханства

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 27.05.13. Сдан: 2013. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

История Казанского Султаната  представляет выдающийся интерес по многим причинам. Помимо общего права  на внимание, как история обширного  государства, она имеет специальное  значение для историков общей, восточной  и русской культуры. Государственный организм, возникший посредством прививки сильной военной власти к основе местной старинной культуры, сразу выступил во всеоружии своей мощи и имея все шансы на долгое существование, но дальнейшее экономическое развитие Восточной Европы сложилось не в его пользу. Ход казанской истории в значительной степени обусловлен влиянием соседнего русского государства и представляет яркий пример взаимной борьбы двух государств, из которых одно находилось в устойчивом состоянии, с давно сложившимися экономическими отношениями, другое же, вначале более слабое, чрезвычайно быстро прогрессировало, переросло своего соседа, с которым было тесно связано экономически, и наконец - поглотило его.

История Казанского Султаната  наполнена обороной от своего соседа, которая сопровождалась сложными процессами внутри государства: экономические  отношения провели в государственном  организме водораздельную линию  и разбили его на два различных  уклона. Одно течение старалось приспособиться к давлению со стороны внешних  врагов и выработать формы совместного  симбиоза сначала - в виде союза, затем - в виде личной унии двух государств. Другое течение старалось решительно отмежеваться от внешних врагов и  вело борьбу за свою полную независимость, на условиях взаимного равновесия обоих  держав.

Казанский Султанат представлял  собою крайний северо-западный угол обширного татарского мира, заброшенный  в лесную страну, с оседлым коренным населением и со старинной местной  культурой. Развитие татарской культуры происходило здесь в совершенно особенной обстановке и в постоянном соприкосновении как с местной, так и с иностранной, русской  культурой. Сочетание старинного населения с военной организацией государства, принесенной извне, сложный узел экономических отношений, международный товарообмен, рабовладельческое хозяйство и хищническая эксплуатация природных богатств - все это составляет своеобразный уголок восточной культуры в пределах Европы, заслуживающий большого внимания.

Гражданские отношения внутри государства постоянно регулировались письменным делопроизводством - в писанной форме велись судебные иски, торговые контракты и сделки, договорные акты; обширные реестры и списки в форме переписных книг велись правительством с целью податного обложения жителей. Для хранения бумаг и документов существовали архивы, к сожалению, без остатка погибшие от руки завоевателей. Исчезли основные источники, и историю ханства приходится реконструировать по незначительным обломкам второстепенных источников, которые никогда не смогут в полной мере восполнить утрату.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1: Золотая Орда.

Золотая Орда представляла собой феодальное государство, основанное в начале 40- х годов ХIII ст. внуком Чингисхана Бату (Батыем), сыном хана Джучи. В улус (унаследованное владение) Джучи, которое было ему выделено из Монгольского государства 1224 г., входили Хорезм, Северный Кавказ. В результате походов Батыя (1236-1240 гг.) в Золотую Орду вошли области волжских болгар, половецкие степи (Дешт и Кипчак), Крым и Западная Сибирь. Власть ханов Золотой Орды распространялась на территорию от Нижнего Дуная и Финского залива на Западе до реки Оби на Востоке, от Черного и Каспийского морей на Юге до побережья Ледовитого океана на Севере.

 Центром Золотой Орды  было Нижнее Поволжье, где еще  при жизни Батыя столицей стал  Сарай-Бату (близ современной Астрахани). В первой половине XIV ст. столица была перенесена в Сарай-Берке (близ современного Волгограда), основанного еще братом Батыя ханом Берке (1255-1266 гг.).

Сначала Золотая Орда находилась в подчинении у великого монгольского хана. В конце ХIII ст. Золотая Орда стала полностью независимой. Во главе Золотоордынского государства стояли ханы из рода Батыя. В особо важных случаях политической жизни созывались курултаи – съезды военно-феодальной знати во главе с представителями правящей династии. Государственными делами ведали бекляр-бек («князь над князьями») и везир (первый министр) со своими помощниками – наибами.

1.1. Могущество Золотой Орды

Своего высочайшего подъема  Золотая Орда достигла во времена  правления ханов Узбека и Джанибека в первой половине XIV ст. Тогда Золотая Орда представляла собой могущественное военное государство с сильной централизованной властью, с которой приходилось считаться другим государствам средневекового мира. Однако междоусобицы, которые начались с 1357 г. убийством хана Джанибека, стали началом ее распада. Только за период с 1357 по 1380 гг. на золотоордынском престоле сменилось 25 ханов. Междоусобицы достигли той стадии, когда Золотая Орда в отдельные периоды переставала быть государством с централизованной властью. В 60- 70-х гг. XIV ст. фактическим правителем Золотой Орды стал темник Мамай, который подчинил себе земли к западу от Волги, включая Крым.

1.2. Распад Орды.

В начале 60- х годов XIV ст. от Золотой Орды отделился Хорезм. Тогда же Польша и Литва захватили земли в бассейне Днепра. Кроме того, Мамаю пришлось столкнуться с союзом русских княжеств, который усилился, объединившись вокруг Москвы, и прекратил платить дань Золотой Орде. Попытка Мамая снова подчинить Русь, осуществив против нее великий поход, в котором приняло участие 150-200 тыс. войска, закончилось разгромом золотоордынцев на Куликовом поле в 1380 г.

 Впрочем, в 90-те годы XIV ст. общее политическое положение  еще на некоторое время сложилось  в пользу Орды. Хану Тохтамишу (1380- 1395 гг.) удалось прекратить междоусобицы. Центральная власть снова взяла под свой контроль преобладающую часть территорий. 1382 г. Тохтамиш захватил и сжег Москву, снова принудив Русь платить ему дань. Но это был лишь временный успех. В походе в Среднюю Азию против государства Тимура Тохтамиш испытал сокрушительное поражение. Вместе с тем Тимур в результате ряда опустошительных походов в 90-х годах XIV ст. разбил войска Тохтамиша, захватил и разрушил поволжские города, в том числе Сарай-Берке, а также города Крыма. Золотой Орде был нанесен удар, от которого она не смогла опомниться.

 Последняя попытка  возродить бывшее величие Золотой  Орды связана с именем эмира  (правителя области) Едигея, которому удалось на некоторое время (с 1399 по 1408 гг.) через подставных ханов подчинить большую часть Золотой Орды. Но после неудачной осады Москвы в 1408 г. междоусобицы снова усилились и привели к распаду Золотой Орды.

 

 

 

Глава 2: Образование  Казанского султаната.

Относительно года основания  Казанского ханства и личности первого  хана среди русских историков  имеется разногласие. Обычно историки относят основание ханства к 1436 или 1437 году и приписывают его  Сарайскому хану- Улу Мухаммеду. Но существует и другое мнение, представителем которого являлся профессор Вельяминов-Зернов; опираясь на сообщения Воскресенской и Никоновской летописей и на некоторые другие источники, он относил основание Казанского ханства к 1445 году и приписывал его сыну Улу Мухаммеда Махмуду.

2.1. Хан Мухаммед

Хан Мухаммед, имевший прозвище "Улу", т.е. большой, в отличие от другого Мухаммеда - "Кучук" или "Кичи", т.е. меньшего, был внуком знаменитого Тохтамыша и сыном Сарайского хана Джеляль-уддина. После нашествия Аксак-Тимура в Сарае происходила ожесточенная борьба за престол, в которой конкурировали, главным образом, прежние ханы - Тимур Кутлу, ранее свергнутый Тохтамышем, и Тохтамыш, в свою очередь свергнутый Аксак-Тимуром. По смерти Тохтамыша претендентами на престол выступили его сыновья, которые и занимали Сарай один за другим, но ненадолго. С наибольшим успехом царствовал один из них - Джеляль-уддин, которому в 1411 году удалось в союзе с литовским князем Витовтом свергнуть сына Тимура-Кутлу и занять ханский престол. Джеляль-уддин продолжал великодержавную политику своего отца. Он восстановил господство татар над Россией, расшатанное междоусобиями предшествовавших лет, заставил великого князя Василия (сына Димитрия Донского) прибыть в Сарай и обязал его аккуратно платить дань (1412 г.). После нового ряда переворотов, в конце 1420-х годов престол достался сыну Джеляль-уддина Улу Мухаммеду. В правление этого хана суверенитет татар над Россией постоянно поддерживался. В 1431 году на суд к Улу Мухаммеду приезжали Московские князья, претенденты на звание великого князя - сын и внук Димитрия Донского. Хан решил спорное дело в пользу внука, Василия Васильевича, и возведение последнего на престол было совершено в Московском Успенском соборе ханским послом. Правительство Улу Мухаммеда было достаточно состоятельным и настолько заинтересованным в международной политике, что могло в 1428-29 годах отправить посольство в Египет1.

В. Д. Смирновым была высказана2 догадка о тождестве Улу Мухаммеда с ханом Худай-Дадом ("Куидадат"), который в 1423-24 г. напал на литовский город Одоев и был разбит соединенным литовско-московским войском3, но догадка эта едва-ли основательна, так как в указанное время Улу Мухаммед еще не был ханом Сарайским.

В 1436 году хан Мухаммед лишился  престола, будучи низложен претендентами  на ханскую власть. Татарские источники, которыми пользовался Ланглес, описывают события, сопровождавшие низложение Улу Мухаммеда, следующим образом. По вступлении на престол Улу Мухаммед приказал отыскать убежище смертельно раненого знаменитого князя Идиге (Едигея), главного приверженца династии Тимура Кутлу, и прикончить его. Сыновья Идиге, бежавшие вместе с племянником Тимура Кутлу Гыяс-эддином в Россию, вернулись с 3-тысячным войском и напали на Улу Мухаммеда. Потерпев поражение, Улу Мухаммед удалился в Крым, победитель же Гыяс-эддин занял Сарай и вступил на ханский престол, но процарствовал недолго и год спустя умер (в 1437 г.). В ханы был возведен внук Тимура Кутлу, юноша Кичи Мухаммед. - "Вслед за этим произошло столкновение между счастливым Кючук Мухаммедом и Улу Мухаммедом... Первый сделал нападение Улу Мухаммед, удалившийся после поражения его Гыяс-эддином в Крым... После нескольких сражений противники заключили договор, по которому все приволжские земли стали принадлежать Кючук-Мухаммеду, а Крым достался Улу Мухаммеду. Затем Улу Мухаммед повздорил с эмиром Хайдэром, который пошел тогда к Сейид-Ахмет хану, потомку Тохтамыша, с предложением своих услуг для отнятия трона у обидевшего его Улу Мухаммеда, Они с войском пошли в Крым, а Улу Мухаммед, не надеясь устоять против них, убежал в Казань"4. Таким образом, мы видим, что после низложения с престолов ханов Сарайских Улу Мухаммед в течение короткого времени был ханом в Крыму, откуда также был изгнан. Но в Казань он попал из Крыма не сразу. С 3-ех тысячным войском покинув Крымское ханство, Улу Мухаммед направился в пределы России. Надеясь на гостеприимство великого князя Василия, который получил московский престол из его рук, хан Мухаммед занял город Белев, находившийся на юго-западной окраине московского государства, близ русско-крымской границы, и решил здесь обосноваться. Но московское правительство, может быть желая показать свою преданность царствовавшему в то время Сарайскому хану, противнику Улу Мухаммеда, не оказало поддержки последнему и потребовало удаления его из пределов России. Против Улу Мухаммеда был послан отряд русского войска. 5 декабря 1437 года под Белевом произошла битва - "и множество бысть вой русских, а татар велми мало; и под город приидоша русстии полцы, и выехша татарове и почяша их сечи, а иные побегоша, и убиши Руси много велми... побиша рать русскую, тогда убиша бояр и князей множество, князь великий отъиде в мале дружине"5.

Имея опыт отторжения от Сарайского ханства независимого Крымского государства, самостоятельность которого была обусловлена договором с Кичи Мухаммедом, и не желая больше оставаться в негостеприимных пределах России в качестве эмигранта, Улу Мухаммед решил отторгнуть от Сарайского ханства другую часть его владений и обосноваться там в качестве независимого государя. С этой целью он составил план восстановления самостоятельного мусульманского государства в Среднем Поволжьи, каким было Болгарское царство. Покинув Белев, Улу Мухаммед выступил в Мордовскую землю и, проследовав мимо русской границы, достиг пределов Болгарии. После разгрома 1361 года и недавнего нападения русских под предводительством кн. Федора Пестрого (1432 г.), столица края г. Булгар лежала в развалинах, и население, отхлынувшее на север за Каму - в более безопасные и глухие места - стало сосредотачиваться вокруг нового центра - Казани. Поэтому хан Мухаммед избрал столицею своего государства не Булгар, а Казань, и новое ханство получило название Казанского ханства.

Ко времени занятия  Улу Мухаммедом Казань была уже крупным  городом и унаследовала от Булгара  его торговое и политическое значение. При хане Джеляль-уддине в Казани был один из Сарайских царевичей - Талыч, который в 1411 году, в согласии с политическими взглядами Джеляль-уддина оказал поддержку Нижегородскому князю Даниилу Борисовичу против Москвы и совершил нападение на Владимир. Русские летописи намекают на то, что Улу Мухаммед взял Казань силою и овладел городом лишь после убийства правившего там местного князя, которого Воскресенская летопись называет "Либеем", т.е. князем Али, а Никоновская летопись - князем "Азыем", т.е. Газы. Как указал профессор Вельяминов-Зернов, имя "Газы" является прозвищем ("воитель") и впоследствии входило в состав титула ханов Казанских, так что имена князей Али и Газы могли относиться не к двум разным, а к одному и тому же лицу6. Он же сделал попытку отождествить Казанского князя Али с князем Галимом, имя которого встречается в одной татарской рукописи в качестве основателя Казани и сына последнего Болгарского хана Абдуллаха, погибшего при взятии Булгара Булат-Тимуром. Эту догадку вряд-ли можно считать справедливою, так как от разорения Булгара в 1361 году до занятия Казани Улу Мухаммедом прошло около 80 лет, и вряд-ли князь Али-Галим мог править в течение столь долгого времени; кроме того летописи называют его "вотчичем", т.е. наследственным князем Казанским, между тем, как отец Галима хан Абдуллах был не князем Казанским, а ханом Болгарским.

Утвердившись в Среднем  Поволжье, хан Мухаммед решил восстановить господство свое над Россией и  заставить Московского великого князя платить дань по-прежнему ему, а не Сарайскому хану Кичи Мухаммеду. С этой целью он предпринял поход против русских. Весною 1439 года хан Мухаммед занял Нижний Новгород и победоносно дошел до самой Москвы. Великий князь был принужден поспешно уехать за Волгу, поручив оборону столицы одному из бояр. С 3-го по 13-ое июня хан Мухаммед стоял под Москвой, но кремля взять не мог, Тогда он сжег посады и отступил. На обратном пути казанское войско сожгло Коломну, затем возвратилось в Казань.

2.2. Второй поход  хана Мухаммеда.

В течение 5-ти лет мирные отношения не нарушались, но в 1444-45 годах  хан Мухаммед предпринял второй, еще  более удачный поход против русских. Поход начался осенью 1444 г. взятием  Нижнего Новгорода. Хан остался  здесь зимовать и в январе 1445 г. послал отряд против Мурома. Натолкнувшись  на значительное русское войско, казанцы потерпели поражение и отступили; Нижний также был ими оставлен. Но с наступлением весны поход возобновился. В апреле Нижний вновь был занят Улу Мухаммедом. Казанское войско под начальством царевичей Махмуда и Якуба вступило в Московскую область и дошло до Владимира. В генеральном сражении 7-го июля в окрестностях Суздаля, у Спасо-Евфимиева монастыря, русские были разбиты, и сам великий князь Василий вместе со своим двоюродным братом князем Михаилом Верейским был взят казанцами в плен. Они были отвезены в Нижний к Улу Мухаммеду - старые знакомые встретились через 14 лет после того, как Василий Васильевич приезжал на суд к Мухаммеду в Сарай.

Великий князь согласился на все условия, которые были ему  предложены. Он обязался дать огромный выкуп за себя. Еще до возвращения  великого князя из плена против него назревало возмущение - народ не желал признать заключенного им договора. С Василием прибыло в Москву 500 казанских людей - "князья татарские  со многими людьми". Они были назначены  на различные административные должности  и получили в кормление волости  и города. Но современники думали не так: мы видели, как они роптали, когда  при отце Василия давались литовским  князьям богатые кормления; еще  более возмутили их негодование  подобные поступки с татарами, потому что в них не могла еще тогда погаснуть сильная ненависть к этому народу, и когда к тому же были наложены тяжкие подати, чтобы достать деньги для окупа"7.

Татары, приехавшие в Россию, стали устраиваться здесь так, как  им было желательно, и постепенно соорудили  мечети в русских городах, где  они поселились. Впоследствии русский  посол в Турции заявил: "Мой  государь не есть враг мусульманской  веры. Слуга его, царь Саин-Булат господствует в Касимове, царевич Кайбула в Юрьеве, Ибак в Сурожике, князья ногайские в Романове: все они свободно и торжественно славят Магомета в своих мечетях... В Кадоме, в Мещере многие приказные государевы люди мусульманского закона"8. "И в тех городах мусульманские веры люди по своему обычаю мизгити и кошени держат, и государь их ничем от их веры не нудит и мольбищ их не рушит"9. Массовое введение иностранцев в состав администрации, наплыв татар внутрь страны, тяжелые налоги в уплату контрибуции, отмежевание целого удела татарскому хану - все это должно было вызывать сильное недовольство среди русских людей. Построение же мечетей в русских городах при известном фанатизме местного населения вызывало особенное негодование.

2.3. Мнения профессора  Вельяминова-Зернова.

Профессор Вельяминов-Зернов относит самое основание Казанского ханства к моменту возвращения Мухаммеда из похода 1445 г. Вельяминов-Зернов ссылается при этом на следующие мотивы: 1) В 1444 году хан Мухаммед, подступив к Нижнему, намерен был там зимовать. - "Если бы хан имел столицею Казань, что за нужда была бы ему ходить в Нижний и искать зимовки? - пришел бы он просто воевать город, без всякой преднамеренной цели" (I, стр.8-9). 2) известно, что Василий был освобожден из плена в Курмыше, а не в Казани, и потому сообщение Архангельской летописи, будто освобожденный из плена великий князь вернулся в Москву из Казани, следует считать ошибочным; точно также сообщение Архангельской летописи о том, что царевичи Махмуд и Якуб весной 1445 г. направились в поход из Казани, нужно признать, по мнению Вельяминов-Зернова, ошибочным (I, стр. 7). 3) в Царственном Летописце прямо сказано, что "Из Белева пойде царь (Улу Мухаммед) к Нову городу к Нижнему и засяде Нов город Нижний Старой. И тако много зла от него бываше, и из Нова города великий Василий Васильевич, и взя Крещение (праздник) во Владимире. И пойде противу его со всею братьею и со всеми людьми к Мурому: царь же Улумахмет слышав возвратися бегом к Нову городу к Нижнему к Старому, в нем же живяше". Вельяминов-Зернов говорит: "Здесь летописец прямо дает чувствовать, что, по его мнению, Улу Мухаммед с самого побега из Золотой Орды вплоть до весны 1445 года жил постоянно в Нижнем Новгороде" (стр. 9).

План основания Казанского ханства можно назвать гениальным, потому что хан Мухаммед понял  особенность древнего культурного  местного населения, и задумавши восстановить мусульманское государство в Среднем Поволжьи, правильно оценил шансы на его прочное существование. Дальновидный проект был выполнен с огромным умением, и вновь созданное государство оказалось очень могущественным. Военный талант и организаторский гений основателя Казанского ханства дали ему возможность поставить величие государства сразу на должную высоту и достигнуть такой полноты верховенства над Россией, которая заставила считаться с Казанью более, чем с ханством Сарайским. Всем этим государство казанских татар было обязано Улу Мухаммеду.

 

Глава 3: Существование ханства.

3.1. Территория  ханства.

Казанское ханство занимало довольно большую территорию северной зоны бывшей Золотой Орды. На востоке  его пределы доходили до Уральских  гор и граничили с Сибирским  ханством. На юго-востоке и юге  простирались обширные степи, занятые  Ногайской Ордой. Здесь каких-то определенных границ не было, ибо степь время от времени занималась той или иной стороной, а то и вовсе пустовала. Но какую-то условную черту можно было бы провести в районе реки Самары. Самые южные пределы ханства по обширным берегам Волги простирались вниз по реке почти до пределов Сары-Тау (Саратов). Наиболее четкой являлась западная граница – это река Сура, за которой располагались уже земли, находившиеся в подчинении Русскому государству. На севере владения Казанского ханства простирались на уровне средних течений Вятки и Камы и почти граничили с таежной зоной.

Кратко описанная выше территория Казанского ханства являлась его общей территорией, территорией  государства, занятой, кроме татар, и другими народами, которые были в подчинении Казани. О вхождении  в состав Казанского ханства ряда тюркоязычных и финно-угорских народов сообщается в источниках. Так, например, в русских летописях при описании похода московского войска на Казань в 1469 году приводится такой эпизод: пленный, сбежавший из Казани, пришел в лагерь русского войска, стоявшего на Волге, и сообщил о том, что «дополна собрался на них царь казанской Обреим (Ибрагим) со всею землею своею, с Камскою и с Сыплинскою и с Костятцкою и з Беловоложскою и Вотяцкою и з Бакшырскою». Камская и Беловоложская – это земли выше по Каме и по Белой (Агидель); Сыплинскую землю исследователи отождествляют с нынешней ципьинской на севере Татарстана в бассейне реки Шошмы; под Костятцкою надо подразумевать земли на северо-востоке, занятые иштяками – тюркизированными уграми; вотяками раньше называли удмуртов, следовательно, Вотяцкая земля – это удмуртская. Башкирскую землю летописец несколько искаженно назвал «Бакшырскою». А вот более четко и конкретно, совершенно понятным современному читателю без особых комментариев определил этнической состав Казанского ханства Андрей Курбский – участник взятия Казани в 1552 году, один из воевод в армии Грозного: «бо кроме татарского языка, в том царстве 5 различных языков: мордовский, чувашский, черемисский, воитецкий, або арский (удмуртский), пятый башкирский». Не трудно понять, что здесь названы народы, говорившие на этих языках.

Перечисленные выше народы, таким образом, находились в составе  Казанского ханства. Все они, живя в  этом государстве, платили ему дань. Впрочем, такая обязанность ложилась и на основное, коренное население  ханства – казанских татар.

Татары занимали основные, центральные земли ханства –  это главным образом Заказанье, т. е. довольно обширная область к северу от Камы между Волгой и Вяткой. Значительная часть татарского населения проживала также на Горной стороне – в правобережье Волги и в бассейне Свияги, в ее среднем и нижнем течениях. Менее заселенными являлись тогда земли восточнее Вятки на Елабужской стороне и, конечно, степное Закамье – там татарские поселения располагались чересполосно лишь по берегам Камы, Черемшана и некоторых небольших рек северо-западной части закамской низменности.

Территория проживания основного  населения Казанского ханства определяется картографированием татарских селений XV – XVI веков. Сведения о них собраны  казанским историком Е. И. Чернышевым на основе данных писцовых книг середины XVI и начала XVII веков. По этим данным известно 700 селений, основная часть  которых соответствует расположению современных татарских деревень с теми же историческими названиями, которые зафиксированы более  четырех веков тому назад. Так  вот, преобладающее число этих памятников, а именно 500 пунктов, приходится на долю Заказанья, 150 – Горной стороны, остальные имеют отношение к районам восточнее Вятки и северного Закамья. Сведения о селениях писцовых книг дополняются найденными археологическими памятниками: селищами, городищами, местами различных находок, могильниками, но больше всего эпиграфическими объектами, т.е. кладбищами с намогильными камнями.

Земля Казанского ханства, занимая  чрезвычайно удобное и выгодное место в соединении двух крупнейших рек Восточной Европы, Волги и  Камы, отличалась исключительным природным  богатством и удивительной красотой. Лесостепная средневолжская равнина в чередовании с плоскогорьем, а местами и вовсе высокогорными плато, высокоурожайные поля и богатые дичью леса, утопающие в зелени деревни в долинах рек – все это было весьма привлекательно, и не зря посещавшие эту землю чужестранцы восхищались ее красотой и богатством.

Названный выше автор «Казанской истории» хотя и допустил ошибки при  освещении древней истории Казани ввиду отсутствия у него надлежащих источников, но оставил довольно ценные сведения о том периоде Казани, современником которого он сам был. То, что он видел своими глазами  и описал потом в книге, несомненно, представляет интерес. Вот как он охарактеризовал казанскую землю: «Место пренарочито и красно велми (прекрасно и весьма прилично), и скотопажитно, и пчелисто, и всяцеми земными семяны родимо, и овощми преизо-бильно, и зверисто, и рыбно, и всякого угодья много, яко (какого) не мощно обрести другого такова места по всей Руской нашей земли нигдеже таковому подобно месту красотою и крепостию и угодием человечским, не вем (неизвестно) же, аще (если) есть будет в чюжих землях». И не зря идеолог русского дворянства XVI века Иван Пересветов в своих «челобитных», т.е. просьбах, Ивану Грозному назвал Казанское ханство «подрайскою землею угодьем великим», призывая скорее завоевать его.

3.2. Население ханства.

Говоря об основном, татарском  населении Казанского ханства, которое  занимало описанные выше центральные  земли этого государства, следует  обратить особое внимание на следующее. В первый период существования ханства, т.е. во второй половине XV века, в качестве названия его народа наряду с этнонимом  «татары» («этноним» – слово греческое и означает самоназвание того или иного народа), параллельно применялись слова «булгары» и «бесермены». Бесспорно, волжские булгары оставили большой след в этнокультурном формировании казанских татар, хотя данное слово применялось уже в это время чисто традиционно. В русских летописях даже к концу XIV века бывшие булгарские земли названы уже татарскими.

«Бесермены» же – несколько искаженная, летописная форма «бусурман», т.е. русской транскрипции «мусульман», ибо татары являлись мусульманами. Было и третье название – «казанцы», которое применял автор известной нам «Казанской истории» в отношении татар; хотя он и называл их татарами, но больше употреблял название по городу Казани. В этом нет ничего удивительного, ибо в античности и средневековье население какого-нибудь государства нередко именовали по названию столицы этого государства (например, римляне, московиты). Именно московитами называли русских западноевропейские путешественники XVI – XVII веков.

Несмотря на чередование  перечисленных терминов, основным названием, этнонимом татарского населения  Казанского, да и других соседних ханств, было «татары». Слово «татары» в  качестве названия населения этих государств четко зафиксировано в русских  исторических источниках (летописи, хроники, писцовые, разрядные и межевые  книги, другие документы); в записках западноевропейских путешественников и дипломатов (Иосифат Барбаро и Амброджо Контарини, XV век, Сигизмунд Герберштейн, XVI век, Адам Олеарий, XVII век); в сохранившихся шертных грамотах, т. е. присяжных грамотах некоторых татарских ханов, например, казанского, Абдул-Латифа, и крымского, Менгли-Гирея; в отдельных произведениях устного народного творчества.

Справедливости ради надо отметить, что в имеющихся татарских  исторических повествованиях и других сочинениях старотатарской письменности часто применяется слово «мусульмане», когда говорится о татарах периода Казанского ханства и даже последующих времен. Несомненно, это не этноним, а своего рода религиозный термин, употребленный в противовес «кяфирам» («неверным»), т. е. иноверцам, в данном случае, православным христианам. Поэтому вполне логична и понятна замена «татарина» «мусульманином» в той национальной литературе, которая создавалась в период насильственного крещения татар, и она звучит как законный протест против христианизации в защиту мусульманства – исламской религии и культуры. Следовательно, слово «мусульмане» в татарских произведениях XV – XVIII веков является не этническим названием, а применено как уважение к мусульманству, исламской религии – образу жизни, образу мышления татар в течение нескольких столетий.

В Казанском ханстве, главным  образом в его столице Казани, проживали представители и некоторых  других народов, например, армяне и  иные кавказцы в так называемой Армянской  слободе, в районе известной Суконной слободы. Особенно много было русских: купцы, различные служащие при дворах московских послов и наместников, вооруженные  отряды для их охраны. Их стало больше во времена русского протектората в  различные годы первой половины XVI столетия.

Таким образом, несмотря на то, что Казанское ханство было многонациональным государством, его  основное население составляли татары.

3.3 Экономический строй.

Основным занятием жителей  Казанского султаната являлось, вне  всяких сомнений, земледелие. Не только старое болгарское население, но также  чуваши и финские инородцы издавна  жили земледельческим бытом. Переход  края под власть татар не изменил  характера этого быта, и хлебопашество  по-прежнему оставалось основой хозяйственной  жизни. Земледелие отличалось экстенсивным характером, причем у инородцев, в  частности у вотяков, существовала двупольная система хозяйства.

Вслед за земледелием важнейшую  роль в экономической жизни страны играла торговля - внутренняя, ввозная, вывозная и транзитная.


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.