Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Цена: понятие, роль в функционировании экономики, способы установления и причины изменений

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 29.05.13. Сдан: 2012. Страниц: 27. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по макроэкономике

На тему:

Цена: понятие, роль в функционировании экономики, способы установления и причины изменений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

Введение

3

Глава 1

Сущность и функции цены как экономической категории

5

1.1.

Значение и сущность цен

5

1.2.

Роль цены в функционировании экономики

7

1.3.

Формирование цен в условиях рыночной экономики

10

Глава 2

Эволюция цен и ценовое регулирование в Республике Молдова

17

2.1.

Анализ экономических факторов, влияющих на уровень цен в Республике Молдова.

17

2.2.

Государственное регулирование цен в Республике Молдова

20

 

Заключение

26

 

Библиография

28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

          Цена является одним из основных звеньев рыночной экономики и представляет собой не только гибкий инструмент конкуренции, перераспределения ресурсов, перелива капитала, но и важный рычаг управления в сфере производства, реализации, обмена и обращения товаров (продукции), при этом она выполняет важную роль в регулировании и саморегулировании экономики страны.

Актуальность и важность темы заключается в том, что цена – сложная экономическая категория. В ней фокусируются практически все основные экономические отношения в обществе. Прежде всего, это относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, а также к созданию, распределению и использованию денежных накоплений.

            Установление определенной цены на товар или услугу служит для последующей их продажи и получения прибыли. Очень важно назначить цену таким образом, чтобы она не оказалась слишком высокой или слишком низкой. В малом бизнесе установление нужного уровня цен тем более важно, что предприниматель имеет возможность непосредственно общаться с клиентом и тот в свою очередь может высказать свои претензии по установленным ценам за товары или услуги. Назначение высокой цены может быть чревато потерей интереса к приобретению. Назначение низкой цены тоже может вызвать отрицательную реакцию, например, сомнение в качестве продукта или в умении и опыте предпринимателя. Таким образом, запрашиваемая цена определяет качество товара или услуги в сознании покупателя и помогает определить положение данного продукта на рынке.

Определение цены является одной из труднейших задач, стоящих перед любым предприятием. И именно цена предопределяет успехи предприятия — объемы продаж, доходы, получаемую прибыль.

          Целями и задачами данной курсовой работы является изучение и систематизация теоретических основ понятия цены, ее сущности и функций в экономике страны, рассмотрение способов формирования цен, а также анализ практической ситуации в Республике Молдова на сегодняшний день, а именно регулирование уровня цен, влияние на динамику цен различных экономических факторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Сущность и функции цены как экономической категории.

1.1. Значение и сущность цен.

Проблема научного понимания осмысления цен и процессов ценообразования  известна  давно, но пока еще нет полной теоретической ясности  в ее решении. Существует множество мнений по  этому вопросу. Сложность этой проблемы состоит  в том, что  сейчас  господствуют  не цены, а ценности.  Одновременно  диспаритет цен  стал главным орудием  эксплуатации людей, а потому выявление самой сути цен, то есть теоретическое их объяснение, не нужно определенным идеологам  общества.

Исходно, если иметь в виду  исторические этапы развития  экономической теории, сущность цены  была раскрыта  на основе теории трудовой стоимости. Значительный вклад в ее разработку внесли  А.Смит,          Д. Рикардо, К.Маркс.  Суть этой  теории заключается в том, что цена является  денежным выражением  стоимости товара, то есть совокупности общественно необходимых  затрат живого и овеществленного труда, израсходованного  на производство данного товара. Это так называемая  стоимостная парадигма цены.

Существует еще  две  парадигмы цены: потребительная и меновая.

Потребительная  или  субъективно-психологическая, парадигма отрицает связь между затратами труда и ценой товара на том  основании, что цены многих товаров значительно отклоняются от издержек производства, а некоторые из потребляемых благ вообще не требуют никаких затрат труда (например кислород в воздухе). Согласно данной парадигме, основой цены служит субъективная ценность товара, его потребительная стоимость. Цена определяется исключительно субъективно покупателем и продавцом. К  наиболее известным концепциям  этой парадигмы относится так называемая теория предельной полезности.

Меновая парадигма цены отрицает  стоимостную и потребительную теорию. Согласно меновой парадигме цена целиком обуславливается соотношением спроса и предложения на рынке, то есть способностью данного товара быть обмененным на определенное количество другого товара или всеобщего товарного эквивалента – денег. Поскольку с увеличением  спроса и уменьшением предложения цена возрастает и наоборот, то она выражает лишь конъюнктуру  рынка и не зависит от  количества  затрат труда и величины потребительной стоимости. В различных модификациях эта парадигма присутствует в теориях рыночной конкуренции.

В рамках меновой парадигмы  цена представляет собой  денежное выражение меновой стоимости товара.

Существование трех парадигм цены товара неслучайно. Как известно, товар- это продукт труда (стоимость), способный удовлетворять ту или иную человеческую  потребность (потребительная стоимость) и предназначенный для обмена, продажи (меновая стоимость).

В товаре заключено диалектическое единство всех трех видов стоимости. Цена является формой существования товара, его мерой. Поэтому она является денежным выражением стоимости товара в широком смысле, то есть и трудовой стоимости, и потребительной, и  меновой.

С этих теоретических позиций цена товара в самом общем количественном выражении может быть представлена следующим образом:

                    Ц = С *Ип.с.*Им.с.            (1.1.1) ;

     где  Ц  -  цена товара;

                С  -  себестоимость товара;

            Ип.с. – индекс потребительной стоимости;

            Им.с. – индекс меновой стоимости товара.

 

 

 

 

 

1.2. Роль цены в функционировании экономики.

Социально-экономическая роль цены развернуто проявляется в ее функциях. Выделяют следующие функции цены:

Рассмотрим основные функции цен.

Функция учета и изменения затрат общественного труда. Эта функция определяется сущностью цены как денежного выражения стоимости. Цена выступает тем экономическим инструментом, который позволяет организовать стоимостный учет различных хозяйственных процессов, измерения их результатов. Реализуя учетно-измерительную функцию, цена дает возможность сопоставлять самые различные потребительские свойства товаров и услуг исходя из затрат труда. Цена показывает, во что обходится обществу обеспечение потребности в конкретной продукции. Она дает возможность выявить, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий на производство и реализацию товара. Цена определяет как величину издержек производства и обращения, так и размер прибыли. В условиях рынка цена может существенно отклоняться от издержек. Производитель заинтересован в максимальной прибыли от продажи товара, а покупатель – в минимальной цене покупки. Чтобы противостоять конкурентам, производитель товара должен постоянно контролировать издержки, сравнивать их с затратами конкурентов. Выстоять в конкурентной борьбе он сможет благодаря снижению затрат, улучшению качества товара. Именно поэтому учетно-измерительная функция цены исключительно важна для разработки системы маркетинга, формирования товарной и ценовой политики предприятия.

Функция сбалансированности спроса и предложения. Именно через цены осуществляется связь производства и потребления, предложения и спроса. По цене можно судить о наличии или отсутствии необходимых пропорций в производстве и обращении. При появлении диспропорций в хозяйстве равновесие может быть достигнуто или изменением объема производства, или изменением цены, или одновременным изменением того и другого. Цена объективно воздействует на производителя, заставляя его повышать качество и расширять ассортимент товаров.

Балансирующую функцию той или иной степени выполняют все виды рыночных цен. В условиях свободного рынка, естественной конкуренции, реализуя эту функцию, цена как бы выполняет роль стихийного регулятора общественного производства. Как следствие постоянных колебаний цен в рамках жизненного цикла товара (внедрение, рост, зрелость, насыщение, спад) происходит и прилив капитала из одной сферы в другую. Свертывается производство продукции, не пользующейся спросом, а ресурсы направляются на увеличение производства необходимых рынку товаров или услуг. Использование балансирующей функции цены реально только при введении в действие всего потенциала современного маркетинга, включающего комплексный анализ рынка, прогноз рыночной конъюнктуры, формирование товарной и ценовой политики.

Спрос выражает потребность в товаре со стороны совокупного покупателя, исходя из его возможностей. На практике это проявляется в том, что устанавливается обратная зависимость между рыночной ценой и количеством покупаемых товаров. При прочих равных условиях количество покупаемых товаров или услуг зависит от уровня цен. Чем выше цена и характернее тенденция к ее росту, тем меньше товаров (услуг) будет приобретено потребителями. Снижается объем продаж товара. При уменьшении цены все идет в обратном направлении. При дефиците, когда не хватает каких-либо товаров и услуг, цены на них неизбежно растут. Когда же на рынок поступает большое количество товаров и услуг данного вида, их успешная реализация обычно возможна лишь при снижении цен.

Характерно и постепенное убывание спроса по мере насыщения потребительского рынка. Изменение спроса на товары всегда вызывает адекватную трансформацию рыночного предложения этих товаров. Под предложением обычно понимают уже имеющиеся возможности производства, потенциал ускоренного наращивания мощностей по выпуску товаров, пользующихся повышенным спросом на рынке. Предложение характеризуется прямой зависимостью между ценой и количеством товаров, производимых и предлагаемых к продаже. С повышением цен увеличивается объем производимых товаров, и наоборот.

Балансирующая функция цены выступает основным фактором регулирования предложения товаров. По каждому товару цена свидетельствует о необходимости либо сокращения его выпуска (если спрос снизился), либо увеличения производства (если спрос имеется). Уровень цен предлагаемых товаров предопределяет уровень прибыли. Чем они выше, тем быстрее растет на рынке предложение товаров. При неудовлетворительных ценах или тенденции к их снижению приходится переориентировать ресурсы, изменять технологии, менять объемы выпуска и продаж товаров. Естественное взаимодействие спроса и предложения, обеспечение их равновесия на основе цен реально лишь на свободном рынке.

Стимулирующая функция цены характеризуется ее взаимодействием на производство и потребление разных товаров. Цена стимулирует производителя через уровень заключенной в ней прибыли. В результате цены способствуют или препятствуют росту выпуска и потребления товаров.

Посредством цен можно реально стимулировать научно-технический прогресс, обеспечивать экономию затрат, улучшать качество продукции, изменять структуру производства и потребления. Стимулирование обеспечивается путем варьирования уровнем прибыли в цене, надбавками, скидками с цены.

Функция распределения и перераспределения. Эта функция цены связана с отклонением ее от стоимости в рамках действия рыночных факторов. Цены выступают инструментом распределения и перераспределения национального дохода между регионами, отраслями экономики, ее секторами, различными формами собственности, фондами накопления и потребления, различными социальными группами населения. Данная функция цены отражается через акцизы на конкретные группы товаров, налог на добавленную стоимость и другие формы изъятия налогового характера, поступающие в бюджет.

С помощью цены перераспределяется создаваемая стоимость между производителем и потребителем, между отдельными слоями общества. Особенно рельефно эта функция проявляется в ценах, регулируемых государством. Применение цен в качестве средства перераспределения национального дохода предпочтительно тогда, когда надо резко изменить пропорции в народном хозяйстве.

Функция цены как средство более рационального размещения производства. С помощью механизма цен происходит перелив капиталов в те секторы экономики, в развитие тех производств, где имеется высокая норма прибыли, что осуществляется под воздействием конкуренции и движения спроса. Законодательно предприятию предоставлено право самостоятельно определять, в какую сферу деятельности, в какую отрасль или область экономики инвестировать капитал.

Из вышеизложенного материала можно сделать вывод: цена как основная категория рынка должна рассматривать в тесной связи с рынком – его закономерностями, условиями и особенностями.

 

1.3. Формирование цен в условиях рыночной экономики.

В развитой рыночной экономике всю информацию о целесообразных направлениях своей деятельности производитель получает через систему цен на товары, услуги, ресурсы. Цена, в конечном счете, отражает, насколько правильно была разработана и успешно реализована программа производства продукции. Если товар реализуется по намеченной цене, то это свидетельствует об успехе, если же потребителя она не устраивает – это неудача. Через цену реализуются основные результаты деятельности фирмы, и, следовательно, она определяет эффективность этой деятельности. Цена – фактор, непосредственно влияющий на прибыльность, поскольку, во-первых, прибыль есть разница между суммарной выручкой от продаж и суммарными затратами, а во-вторых, от уровня цены зависят объемы продаж.

Многие хозяйственные руководители рассматривают сегодня ценообразование как ключевой вопрос, который важнее даже внедрения новой продукции, сегментации рынка и др., и выделяют в нем два аспекта:

?      на каком уровне следует установить цену;

?      как и почему ее нужно изменить.

     Ценообразование – достаточно сложный процесс, ввиду того, что цена – многофакторное явление. Она может колебаться в определенных границах. Минимальный уровень цены определяется  издержками на производство  и реализацию продукции.

Издержки производства, как известно, подразделяются на постоянные, переменные и валовые, представляющие сумму переменных и постоянных. Цена должна возместить валовые издержки, а также издержки обращения и обеспечить некоторую прибыль. Имеется немало способов определения издержек, например расчет полных издержек, который, однако, обнаруживает слабость при расчете нижней границы цены. Расчет частичных издержек, например расчет, при котором издержки распределяются пропорционально между их носителями, не может быть достаточно удовлетворительным. Существует также гибкий расчет стандартных издержек и различные смешанные формы. Нужно заметить, что требуется хорошо функционирующая система учета, чтобы иметь надежные данные для обоснованной ценовой политики. При этом важны не только точные цифры, но и скорость, с которой предоставляются эти цифры. Данные об издержках относятся к той информации, которая необходима для принятия решений о формировании цен.

Максимальный уровень цены задается спросом. Зависимость цены от спроса выражает закон спроса, который гласит, что цена и спрос находятся в обратно пропорциональной зависимости (чем выше цена, тем ниже спрос, и наоборот). Для большинства товаров показатели спроса при увеличении цены стремятся вниз по прямой линии (рис.1.3.1.а). Для престижных товаров эта зависимость носит более сложный характер (рис. 1.3.1.б):

 

      а) Цена                                                  б) Цена

                                                                     Ц3

    Ц2                                                             Ц2

                                                                     Ц1

     Ц1                                                              

                   С2                 С1     Спрос                                  С1    С2      Спрос

Рис. 1.3.1. Кривые спроса а) – для большинства товаров

                                                           б) – для престижных товаров

Роль ценовой политики  особенно высока, когда покупательский спрос на данном  сегменте рынка отличается высокой эластичностью и покупатели в большей степени реагируют на уровень цен, чем на средства стимулирования сбыта.

Показатель ценовой эластичности рассчитывается как отношение изменения спроса (в %) к изменению цены (в %) по формуле:       

                                                 (С1 – С2) / (С1 + С2)

Ценовая эластичность = ??????????        (1.3.1.);

                                                (Ц1 + Ц2) / (Ц1 – Ц2)

На эластичность спроса влияют взаимозаменяемость товаров  и важность потребности. Эластичность спроса способна меняться для одного и того же изделия в зависимости от масштаба изменения цены.

Цена наряду с другими маркетинговыми инструментами создает определенный «образ» товара в глазах потребителеев. Последние часто уверены, что цена напрямую связана с качеством. Как следствие, снижение цены порой приводит не к увеличению, а к уменьшению числа покупок, если покупатели сочли скидки результатом ухудшения качества продукции.

Следовательно, спрос определяется как факторами экономического характера (такими как: платежеспособность покупателей, взаимозаменяемость товаров и др.), так и чисто психологическими моментами. Часть из них отражает особенности рыночных сегментов. Это следует учитывать, назначая цену продукции.

Конкретная цена товара устанавливается в зависимости от целей компании.

Фирмы все более склонны осуществлять долгосрочное стратегическое планирование ценовой политики в расчете на длительную перспективу. В результате для них оказывается возможным в течении ряда лет терпеть убытки в предпринимательской деятельности, однако в долгосрочной перспективе не только их покрывать, но и получать дополнительные прибыли.

Когда стремятся увеличить долю на рынке, часто оперируют снижением цен.

Ценовая политика приспособления к конкуренции кажется вполне разумной, однако, слишком сильное приспособление означает потерю дифференциации.

Ценовая политика, направленная на максимизацию прибыли, все еще воспринимается предпринимателями как высшая цель при формировании цен, часто не учитывая при этом наличие конкурентов и покупателя, который будет считать такую цену убытком.

Ценообразование на различных типах рынка.

Ценовая политика, которую будет проводить фирма, полностью зависит от конкурентной структуры рынка. Обычно выделяют четыре типа рынка:

?      свободной конкуренции;

?      олигополистической конкуренции;

?      монополистической конкуренции;

?      чистой монополии.

1.      Рынок свободной конкуренции.

  Он характеризуется тремя условиями:

?      наличие множества фирм, когда ни одна из них не может оказать    значительного влияния на уровень цен;

?      однородность и взаимозаменяемость представленных товаров;

?      отсутствие ценовых ограничений.

         В условиях свободной конкуренции ни одна  фирма на рынке не играет в ценообразовании сколько-нибудь заметной роли, а цены складываются под воздействием только спроса и предложения. Фирмам приходится ориентироваться на сложившийся уровень цен.

2.      Рынок монополистической конкуренции.

Состоит из большого количества фирм, предлагающих свои товары по ценам, колеблющимся в большом диапазоне. Товары здесь не вполне взаимозаменяемы и отличаются друг от друга не только физическими характеристиками, но и потребительским предпочтением. Разница между изделиями оправдывает широкий диапазон цен.

            В условиях монополистической конкуренции наиболее распространенной является стратегия установления цен по географическому признаку, когда фирма реализует продукцию потребителям в разных частях страны по разным ценам (причем используя разные варианты определения цены).

            3. Олигополистическая конкуренция возникает между немногими крупными фирмами, товары которых могут быть как однородными и взаимозаменяемыми, так и отличными друг от друга. В этих условиях каждый участник рынка чутко реагирует на ценовую политику конкурентов и очень осторожно относится к изменению цены на свою продукцию.

         Одна из наиболее распространенных стратегий ценообразования в условиях олигополистической конкуренции – стратегия «следования за лидером». Все фирмы в ценообразовании следуют за лидером отрасли, не превышая его уровень цен.

           При данном типе рынка фирмы могут также координировать действия при установлении цен, это либо принятие соглашений о ценах, либо проведение параллельной ценовой политики.

         4. Чистая монополия.

На рынке чистой монополии господствует только один продавец. Обладая большой свободой в установлении цен, фирма определяет оптимальный уровень цены все же исходя из спроса на свою продукцию. Поэтому ценовые стратегии, осуществляемые фирмами, строятся на принципе  ценовой дискриминации. Следуя  этому принципу, фирма продает товар или услугу по разным ценам, независимо от различий в издержках. Дискриминационные цены могут дифференцироваться по группам покупателеев, по варианту товара или услуги, по территории времени и др..

          В Республике Молдова ежегодно составляется государственный реестр хозяйствующих субъектов – монополистов, имеющих долю на рынке более 35%. В 2011 году в этот реестр вошли 29 предприятий, среди которых предприятия -  «естественные» монополисты (АО «Молдтелеком», АО «Молдова-газ», «Union –Fenosа» и др.) и предприятия –лидеры своих отраслей (АО «Инкомлак», АО «Франзелуца»,АО «Витанта-Интравест» и др.).

         В отношении предприятий, вошедших в этот реестр, осуществляется госконтроль за ценообразованием. Он выражается в требовании декларировать цены на товары монопольного производства.

       В Молдове, как и в других странах СНГ с переходной экономикой, реализация мер по антимонопольному регулированию затруднена в силу специфики формирования рынков товаров и услуг, неполноты поступающих сведений по импорту, внешнеторговой деятельности хозяйствующих на территории республики монополистов. Мониторинг ведется пока только по 130-140 рынкам конкретных товаров, наиболее значимых в социально экономическом отношении.

        Местная специфика заключается еще в том, что большинство прежних монополистов стали банкротами. Поэтому реально приходится говорить не об ограничении монополизма, а о создании конкурентной среды как таковой.

Следует все же добавить, что в реальной экономике сложно увидеть любой указанный тип рынка в чистом виде. Фирма может с одним своим товаром выступить на рынке чистой монополии, а с другим - на очень конкурентном рынке. Олигополия может содержать в своих недрах проявление как монополий, так и свободной конкуренции. Следует помнить, что анализ рынка конкуренции сам по себе не может дать готовых рецептов установления цен, он необходим, прежде всего, для определения закономерностей ценообразования.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Эволюция цен и ценовое регулирование в Республике Молдова.

 

2.1. Анализ экономических факторов, влияющих на уровень цен в Республике Молдова.

В РМ, как в любой другой стране, рост уровня цен является нежелательным с социально-экономической точки зрения.

Для получения картины динамики цен в Республике Молдова обратимся к статистической информации.

В Таблице 2.1.1. представлены индексы цен на различные виды товаров и услуг за период 2006-2010 годы. 

Таблица 2.1.1.


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.