Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Контрольная работа по дисциплине «Педагогические технологии»

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 29.05.13. Сдан: 2012. Страниц: 24. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию

Российский государственный  профессионально-педагогический университет

Кафедра профессионально-педагогических технологий

 

 


 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине «Педагогические технологии»

 

 

Дата сдачи работы:                                                    Работу выполнила

«_____»___________2007г.                                                 студентка группы ЗВТ – 305 С

 

 

^ Работу принял: Работу проверил:

______________/ ____________                                        ______________/ _____________

(подпись) (расшифровка)                                                        (подпись) (расшифровка)

 

                                                                                             

 

 

Екатеринбург, 2012

Содержание

 

1. Анализ учебно-методической  литературы………………………………………………….3

2. Анализ учебного плана  подготовки специалистов………………………………………...6

3. Структура учебного дня……………………………………………………………………...7

4. Методическая разработка  лекции на тему «Психология темперамента» ………………..9

 4.1. План-конспект лекционного занятия……………………………………………………..9

 4.2.Содержание лекции………………………………………………………………………..10

4.3.Самостоятельная работа…………………………………………………………………....15

4.4.. Практическое занятие……………………………………………………………………..16

4.5.Методическая разработка  формы контроля усвоения дисциплины  «Психология темперамента»………………………………………………………………………………….17

4.6. Методическая разработка формы контроля уровня сформированности знаний учащихся………………………………………………………………………………………..19

4.7. Глоссарий по дисциплине «Психология темперамента»………………………………24

5. Библиографический список…………………………………………………………………26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Анализ учебно-методической  литературы

 

 Среди главных задач  современного образования – адаптация  учащегося к жизни, привитие  ему навыков самообразования,  творческого использования полученных  знаний. Отечественные педагоги  ищут пути реформирования учебного  процесса. В педагогике все большую  значимость приобретают педагогические  технологии или технологии обучения.

Технологию от методики можно  отличать по наличию таких характеристик, как инструментальность, то есть наличие  жестко определенной системы предписаний, гарантировано ведущих цели; воспроизводимость  технологии; измеримость и гарантированность  результата.

Анализ работ отечественных  и зарубежных авторов (Б.П. Беспалько, Б.С. Блум, М.В. Кларин, И. Марев, Г.К. Селевко  и др.) по проблемам педагогических технологий позволил выделить специфические  признаки, присущие именно педагогической технологии:

  • Концептуальность (научная база);
  • Системность;
  • Диагностическое целеобразование и результативность;
  • Управляемость;
  • Эффективность;
  • Воспроизводимость (алгоритмируемость, проектируемость, Целостность);
  • Корректируемость.

Педагогическая  технология – это системный подход создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящей своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

 

 

 

 

Технология концентрированного обучения

Концентрированная технология – технология организации обучения, при котором в течение определенного  промежутка времени осуществляется концентрация рабочего времени и  энергии учебно-познавательной деятельности учащихся направленных на изучение одной  или нескольких дисциплин объединенных межпредметными связями.

Цель состоит в повышении  качества обучения и воспитания, учащихся путем создания оптимальной организационной  структуры учебного процесса.

Признаки:

  • Ликвидация многопредметности учебного дня, недели, семестра.
  • Единовременная продолжительность изучения предмета или раздела учебной дисциплины
  • Непрерывность процесса познания и его целостность.
  • Наличие благоприятных условий для интеграции теории и практики, синтеза знаний и умений, сотрудничества всех участников процесса обучения.
  • Применение системы форм, методов и средств обучения адекватно реализующих целостный процесс познания.

В основе концентрированного обучения лежат специфические принципы вытекающие из самой природы новой  организационной формы:

  1. Концентрации учебного материала во времени достигается за счет:
  • Малопредметности.
  • Введение учебного материала крупными блоками.
  • Оптимизация распределения учебного материала
  1. Интенсивности обучения достигается за счет:
  • Насыщенность видами и формами учебной работы.
  • Плотность общения.
  1. Учет психофизиологических особенностей учащихся достигается за счет:
  • Соответствие законам динамики работоспособности.
  • Учет законов восприятия и запоминания информации человеком.

Преимущества  концентрированного обучения:

  1. Построение учебного процесса обеспечивает преодоление разобщенности содержания и увязывает элементы обучения в единое целое.
  2. Обеспечивает восприятие, углубленное и прочное усвоение учащимися целостных завершенных блоков изучаемого материала.
  3. Благоприятное влияние на мотивацию учения.
  4. Благоприятный психологический климат (изначальный настрой на длительное взаимодействие друг с другом в процессе обучения).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ учебного  плана подготовки специалистов

 

Произведём анализ учебного плана по дисциплине «Психология  темперамента» для студентов  очной формы обучения специальностей 050706 Педагогика и психология (031000) и 03030062 Психология (521000). Данная предметная дисциплина расчитана на 84 академических часа.

При расчете продолжительности  изучения будем руководствоваться  особенностями содержания и логикой  усвоения материалам учащимися, общим  числом отводимых на его изучение часов, наличием материально-технической  базы и другими факторами.

 Мы воспользуемся вторым  вариантом первой модели концентрированного  обучения, которое предусматривает  однократное в течение нескольких  недель учебного года изучение  одного предмета.

 В условиях обучения  в профессиональных учебных заведениях, учебный день содержит 6 уроков  или один учебный блок продолжительностью 6 часов, учащиеся будут изучать  дисциплину: «Психология темперамента» Учащиеся будут изучать предмет 84/6 = 14 дней или 2 недели.

 

№ недели

1-2

3-4

5-6

7-8

 

36

Основной предмет

   

Психология  темперамента

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Структура учебного  дня

 

 Основная идея концентрированного  обучения заключается в том,  что изучаемая тема не дробится  на отдельные мелкие фрагменты,  а дается целиком на лекционном  занятии, затем повторно проводится  через лабораторные и практические  работы и, наконец, третий раз  пропускается через память учащихся  посредством контрольных заданий  различного характера.

Структура учебного блока:

    1. Лекция
    2. Самостоятельная работа
    3. Практическая работа
    4. Зачет

 

Лекция – продолжительность 2 часа;

Самостоятельная работа – 2 часа;

Практическая работа – 1 час;

Зачет – 1 час.

 

Лекция: знакомство с целью и планом всего учебного блока и самой лекции. Материал, включающий в себя содержание нескольких обычных уроков, готовится заранее и оформляется в виде опорного конспекта. После ориентировки учащихся в предстоящей деятельности преподаватель проводит первое изложение учебного материала. Затем следует сжатое второе, а в конце лекции — третье, еще более концентрированное изложение основных вопросов. Таким образом, на лекции происходит восприятие учащимися целостного блока знаний и его первичное осмысление.

Самостоятельная работа: самостоятельная проработка учебника так, чтобы ответить на контрольные вопросы (работа в парах, группах, индивидуально). Цель: углубленное усвоение лекционного материала, его дальнейшее осмысление, формирование общеучебных умений: работа с книгой, выделение главного, составление плана, установление причинно-следственных связей и т.д.

 Практическая работа: формирование умений применять новые знания на практике, закрепление знаний. Происходит не отсрочено по времени, а непосредственно после восприятия и осмысления.

Зачет: контроль и оценка степени усвоения основных понятий и ведущих идей, сформированности навыков работы, общеучебных и специальных умений. Активное применение самоанализа, взаимоконтроля, самоконтроля и самооценки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Методическая  разработка учебного блока

4.1. План-конспект лекционного занятия

 

Тема: «Понятие темперамента». Эта тема раскрывает понятие темперамента, основные подходы к его изучению. Это вводная лекция, позволяющая студентам получить общие знания о темпераменте.

 

Цель: дать аудитории общие представления о предмете курса, его применении и истории развития  представлений о темпераменте.

 

Задачи:

1.Раскрыть понятие темперамента

2.Сформировать знания  о истории развития представлений  о темпераменте

3.Заинтересовать аудиторию  курсом.

 

Структура лекции:

  1. Приветствие аудитории, проверка посещаемости;
  2. Основная часть лекции;
  3. Взаимодействие с аудиторией, вопросы, обсуждение;
  4. Заключительный этап. Выводы.

 

Список рекомендуемой  литературы:

    1. Батаршев А. В.Диагностика темперамента и характера. 2 изд. – СПб.: Питер, 2007
    2. Симонов П. В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность. – М.: "Наука", 2002.

 

 

 

 

 

 

 

4.2.Содержание лекции.

План и конспект лекции.

 

План:

  1. Понятие темперамента.
  2. История развития представлений о темпераменте
  3. Виды темперамента.
  4. Структура темперамента.

 

Конспект лекции «Понятие темперамента»

Слово «темперамент» (от лат. temperans, «умеренный») в переводе с  латинского обозначает «надлежащее  соотношение частей», равное ему  по значению греческое слово «красис» (греч. ??????, «слияние, смешивание») ввёл древнегреческий врач Гиппократ. Под  темпераментом он понимал и анатомо-физиологические, и индивидуальные психологические  особенности человека.

Психические особенности  человеческой личности характеризуются  различными свойствами, проявляющиеся  при общественной деятельности человека. Одним из психических свойств  личности является темперамент человека.

Темперамент (лат. temperamentum - надлежащее соотношение черт от tempero - смешиваю в надлежащем соотношении) - характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т. е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических  процессов и состояний.

Вопрос о проявлениях  темперамента в поведении неразрывно связан с вопросом о факторах, эти  проявления обусловливающих. В истории  учения о личности можно выделить три основные системы взглядов на этот вопрос.

Древнейшими из них являются гуморальные теории, связывающие  темперамент со свойствами тех или  иных жидких сред организма. Наиболее ярко эту группу теорий темперамента представляла классификация темперамента, основанная на учении Гиппократа. Он считал, что уровень жизнедеятельности  организма определяется соотношением между четырьмя жидкостями, циркулирующими в человеческом организме, - кровью, желчью, черной желчью и слизью (лимфой, флегмой). Соотношение этих жидкостей, индивидуально своеобразное у каждого  организма, обозначалось по-гречески термином "красис" (смесь, сочетание), который в переводе на латинский язык звучит как "temperament". На основе теории Гиппократа постепенно сформировалось учение о четырех типах темперамента по количеству главных жидкостей, гипотетическое преобладание которых в организме и дало название основным типам темперамента: сангвиническому (от латинского sanguis - кровь), холерическому (от греческого chole - желчь), меланхолическому (от греческого melaina - черная желчь) и флегматическому (от греческого phlegma - слизь). 

В новое время психологическая  характеристика этих типов темперамента была обобщена и систематизирована  впервые немецким философом И. Кантом ("Антропология", 1789), допустившим, однако, в своих толкованиях смешение черт темперамента и характера. Органической основой темперамента Кант считал качественные особенности крови, т. е. разделял позицию  сторонников гуморальных теорий. 

Близко к гуморальным  теориям темперамента стоит сформулированная П.Ф. Лесгафтом идея о том, что  в основе проявлений темперамента, в конечном счете, лежат свойства системы кровообращения, в частности  толщина и упругость стенок кровеносных  сосудов, диаметр их просвета, строение и форма сердца и т. д. При этом малому просвету и толстым стенкам  сосудов соответствует холерический темперамент, малому просвету и тонким стенкам - сангвинический, большому просвету и толстым стенкам - меланхолический  и, наконец, большому просвету и тонким стенкам - флегматический. Калибром сосудов  и толщиной их стенок определяются, согласно теории Лесгафта, быстрота и  сила кровотока, затем (как производное) скорость обмена веществ при питании  и, наконец, сама индивидуальная характеристика темперамента как меры возбудимости организма и продолжительности  его реакций при действии внешних  и внутренних стимулов. 

Большое влияние на формирование современных буржуазных теорий личности и ее индивидуальных особенностей оказала  теория темперамента, выдвинутая Э. Кречмером.

Анализируя совокупности морфологических признаков, Кречмер  выделяет на основе разработанных им критериев основные конституционные  типы телосложения и делает попытку  определить темперамент именно через  эти типы морфологических конституций.

Например, астеническому  типу конституции, характеризующемуся длинной и узкой грудной клеткой, длинными конечностями, удлиненным лицом, слабой мускулатурой, соответствует, по Кречмеру, шизоидный (шизотемический) темперамент, которому свойственны индивидуальные особенности, располагающиеся в основном вдоль "психоэтетической" шкалы, - от чрезмерной ранимости, аффективности и раздражительности до бесчувственной холодности и тупого, "деревянного" равнодушия. Для шизоидов характерны также замкнутость, уход во внутренний мир, несоответствие реакций внешним стимулам, контрасты между судорожной порывистостью и скованностью действий.

Другому основному конституциональному  типу - пикническому, характеризующемуся широкой грудью, коренастой, широкой  фигурой, круглой головой, выступающим  животом, отвечает, по Кречмеру, циклоидный (циклотимический) темперамент, которому свойственны, прежде всего, индивидуальные особенности, идущие вдоль "диатетической" шкалы, т. е. от постоянно повышенного, веселого настроения у маниакальных субъектов до постоянно сниженного, печального и мрачного состояния  духа у депрессивных индивидов. Для  циклоидов характерны также соответствие реакций стимулам, открытость, умение слиться с окружающей средой, естественность, мягкость и плавность движений. Э. Кречмер ошибочно определил роль конституциональных особенностей как  факторов психического развития личности. Его теория неизбежно приводит к  порочной идее фатального предрасположения индивида к тому психологическому складу, который уготован ему наследственно  заданным телесным обликом, и носит  по существу реакционный характер.

К морфологическим теориям  темперамента относится и концепция  американского психолога У. Шелдона, который выделяет три основных типа соматической конституции ("соматотипа"): эндоморфный, мезоморфный и эктоморфный. Для эндоморфного типа, по его мнению, характерны мягкость и округлость внешнего облика, слабое развитие костной и  мускульной систем; ему соответствует  висцеротонический темперамент  с любовью к комфорту, с чувственными устремлениями, расслабленностью и  медленными реакциями. Мезоморфный  тип характеризуется жестокостью  и резкостью поведения, преобладанием  костно-мускульной системы, атлетичностью  и силой; с ним связан соматотонический темперамент, с любовью к приключениям, склонностью к риску, жаждой мускульных действий, активностью, смелостью, агрессивностью. Эктоморфному типу конституции свойственны  изящество и хрупкость телесного  облика, отсутствие выраженной мускулатуры; этому соматотипу соответствует  церебротонический темперамент, характеризующийся  малой общительностью, склонностью  к обособлению и одиночеству, повышенной реактивностью. Шелдон, так  же как и Кречмер, проводит мысль  о фатальной соматической обусловленности самых разнообразных психических черт личности, в том числе таких, которые целиком определяются условиями воспитания и социальной средой.

Основным недостатком  гуморальных и морфологических  теорий является то, что они принимают  в качестве первопричины поведенческих  проявлений темперамента такие системы  организма, которые не обладают и  не могут обладать необходимыми для  этого свойствами.

Анализ внутренней структуры  темперамента представляет значительные трудности, обусловленные отсутствием  у темперамента (в его обычных  психологических характеристиках) единого содержания и единой системы  внешних проявлений. Попытки такого анализа приводят к выделению  трех главных, ведущих, компонентов  темперамента, относящихся к сферам общей активности индивида, его моторики и его эмоциональности. Каждый из этих компонентов, в свою очередь, обладает весьма сложным многомерным строением  и разными формами психологических  проявлений. 

Наиболее широкое значение в структуре темперамента имеет  тот его компонент, который обозначается как общая психическая активность индивида. Сущность этого компонента заключается главным образом  в тенденции личности к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней действительности; разумеется, при этом направление, качество и  уровень реализации этих тенденций  определяются другими ("содержательными") особенностями личности: ее интеллектуальными  и характерологическими особенностями, комплексом ее отношений и мотивов. Степени активности распределяются от вялости, инертности и пассивного созерцательства на одном полюсе до высших степеней энергии, мощной стремительности  действий и постоянного подъема - на другом. 

К группе качеств, составляющих первый компонент темперамента, вплотную примыкает (или даже, возможно, входит в нее как составная часть) группа качеств, составляющих второй - двигательный, или моторный, - его  компонент, ведущую роль в котором  играют качества, связанные с функцией двигательного (и специально - речедвигательного) аппарата. Необходимость специального выделения в структуре темперамента этого компонента вызывается особым значением моторики как средства, с помощью которого актуализируется  внутренняя динамика психических состояний  со всеми ее индивидуальными градациями. Среди динамических качеств двигательного  компонента следует выделить такие, как быстрота, сила, резкость, ритм, амплитуда и ряд других признаков  мышечного движения (часть из них  характеризует и речевую моторику). Совокупность особенностей мышечной и речевой моторики составляет ту грань темперамента, которая легче других поддается наблюдению и оценке и поэтому часто служит основой для суждения о темпераменте их носителя.  

Третьим основным компонентом  темперамента является "эмоциональность", представляющая собой обширный комплекс свойств н качеств, характеризующих  особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных  чувств, аффектов и настроений. По сравнению  с другими составными частями  темперамента этот компонент наиболее сложен и обладает разветвленной  собственной структурой. В качестве основных характеристик "эмоциональности" выделяют впечатлительность, импульсивность и эмоциональную стабильность. Впечатлительность  выражает аффективную восприимчивость  субъекта, чуткость его к эмоциогенным воздействиям, способность его найти  почву для эмоциональной реакции  там, где для других такой почвы  не существует. Термином "импульсивность" обозначается быстрота, с которой  эмоция становится побудительной силой  поступков и действий без их предварительного обдумывания и сознательного  решения выполнить их. Под эмоциональной  лабильностью обычно понимается скорость, с которой прекращается данное эмоциональное  состояние или происходит смена  одного переживания другим.

Основные компоненты темперамента образуют в актах человеческого  поведения то своеобразное единство побуждения, действия и переживания, которое позволяет говорить о  целостности проявлений темперамента и дает возможность относительно четко ограничить темперамент от других психических образований  личности - ее направленности, характера, способностей и др.

В настоящее время люди все больше пытаются понять себя, возрастает интерес к личности, к ее особенностям. Установлено, что каждый человек  не повторим. От рождения он обладает определенными, присущими только ему психологическими свойствами. В своих взаимосвязях эти индивидуальные свойства образуют типы темперамента. Знание сущности темперамента, умение грамотно определять его типы важны не только педагогу, школьному  и практическому психологу. Они  просто необходимы и для руководителя предприятия, менеджеров в социальной сфере. Это знание будет способствовать формированию высокой психологической  культуры отношений: умению обращаться и работать с людьми, регулировать свое поведение, правильно воспринимать и понимать других людей, знать свои индивидуальные психологические качества и возможности, адекватно оценивать  себя и окружающих.

4.3.Самостоятельная работа.

 

             Тема: «Типологии темперамента»

 

             Цель занятия – рассмотрение типологий темперамента и разработка новой типологии.

 

Список рекомендуемой  литературы

 

1. Павлов И. П. Физиология и  психология: В 2-х т. Т. 1. – М.; Л., 1951

2. Теплов Б. М. Избранные труды:  В 2-х т. Т. 1. – М.: Педагогика, 1985

 

Ход работы

 

1-й этап. Студенты разделяются на микрогруппы по 5-6 человек; каждой микрогруппе предлагается наглядно представить какую – либо типологию темперамента. Время выполнения задания – 20 – 30 минут.

2-й этап. После окончания работы представители микрогрупп предъявляют разработанные типологии и объясняют взаимосвязи.

3-й этап. Групповое обсуждение. Подведение итогов. Выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Практическое занятие.

 

Тема: Диагностика темперамента.

 

Цель занятия: выявить уровень выраженност по типу темперамента. Освоить тест Айзенка на определение типа темперамента.

 

Список рекомендуемой  литературы:

 

1. Батаршев А. В.Диагностика  темперамента и характер. 2 изд.  – СПб.: Питер, 2007.

 

Ход работы

 

1-й этап. Перед проведением тестирования участникам выдаются бланки со списками вопросов.

2-й этап. Необходимо дать инструкцию: «Перед вами бланки с 57-ю вопросами.  Варианты ответов на вопросы: «да», «нет». Первый ответ, пришедший вам в голову, является правильным. Ваши ответы «да»- «+», «нет» - «-», фиксируйте на листке бумаги.

3-й  этап. Студенты заполняют бланки по тесту темперамента Г. Айзенка

4-й этап. После окончания работы участники совместно с преподавателем обрабатывают свои результаты и дают им интерпретацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Методическая разработка формы контроля усвоения дисциплины «Психология темперамента»

Список вопросов составлен  для проведения контрольного опроса студентов по дисциплине «Психология  темперамента» специальности 050706.65 Педагогика и психология (031000) и 03030062 Психология (521000).

Опрос содержит 33 вопроса.

Цель: проверка знаний по дисциплине «Психология темперамента».

      Форма: зачет проводится в письменной форме в виде ответа на два вопроса из пройденного материала. Студенты рассаживаются по одному, вытягивают билет и пишут ответ без использования литературы. Время проведения 40 минут.

Оценка: оцениваются знания по конкретно заданной теме, понимание темы, наличие примеров. Оценивается по шкале: зачтено - незачтено. Зачет ставится на основании проведенного контроля, при наличии связного, полного ответа по заданной теме.

 


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.