Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Развитие системы бюджетирования на предприятии

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 28.05.13. Сдан: 2011. Страниц: 29. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1 ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  КАТЕГОРИИ……………5

    1. Совокупность значения системы бюджетирования на предприятии: цели, задачи, функции, принципы…………………5
    2. Классификационная иерархия системы бюджетирования на предприятии………………………………………………………..14

ГЛАВА 2 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ АППАРАТЫ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ...20

    1. Методология функционирования системы бюджетирования на предприятии…………………………………..20
    2. Организация механизма системы бюджетирования на предприятии…………………………………………………………...22

ГЛАВА 3 РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ………………………………...26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...38

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..40 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ 

     Вопросы выбора наиболее эффективных методов  управления хозяйственной деятельностью  организации являются наиболее актуальными  для работников управленческого  звена во все времена и при  любых условиях хозяйствования. Неэффективные структуры вынуждены либо прекращать существование, либо трансформироваться. Изменение внутренних и внешних условий обуславливает необходимость постоянной адаптации механизмов управления.

     В современной науке отсутствует  единомыслие по вопросу выбора методов управления, необходимых для повышения эффективности хозяйственной деятельности в долгосрочной перспективе. В современном мире повышать эффективность управления организацией, руководствуясь каким-либо одним из аспектов управления, не представляется возможным. Лишь системный подход к управлению функционированием организации, основывающийся на сотрудничестве всех членов организации, руководствующихся общекорпоративными целями и ценностями, способствует выводу организации на новый, более высокий уровень взаимоотношений с потребителями и обществом в целом, являясь основой эффективного развития в долгосрочной перспективе.

       Учитывая сложность современной  ситуации, осуществление поиска  эффективной методологии бюджетирования  возможно лишь на стыке ряда  наук. Проблемам функционирования организаций и особенностям функционирования системы управления посвящено множество научных трудов отечественных и зарубежных специалистов в области менеджмента, маркетинга, финансов, управленческого и бухгалтерского учета, планирования, стратегического управления, теории организации, психологии, менеджмента, бюджетирования и т.д.

     Однако, несмотря на большой теоретический  интерес и широкую практику использования  бюджетного метода руководства, остаются недостаточно разработанными вопросы роли бюджетирования в рамках современной концепции управления, нуждается в исследовании технология бюджетирования, отсутствует ясность в оценке эффективности управления с помощью бюджетирования. Указанные обстоятельства определяют актуальность исследования и его цель.

     Цель  курсовой работы состоит в развитии теоретической концепции бюджетирования и разработке методических подходов и практических рекомендаций формирования и использования технологии бюджетирования в целях повышения эффективности  функционирования хозяйствующего субъекта.

     Объект  исследования - предприятия, осуществляющие бюджетный метод руководства. Предмет исследования - совокупность внутрифирменных отношений, возникающих в процессе построения и использования системы бюджетирования в организации и оказывающих влияние на эффективность её функционирования.

     В основу исследования положен диалектический метод познания экономических явлений. В рамках системного подхода к  исследованию использовались методы абстрагирования, наблюдения, сравнительного, логического, функционально-структурного, статистико-математического анализа, обобщения изучаемых явлений и процессов.

     Курсовая  работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. 
 
 
 

    ГЛАВА 1. ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ 

    1. Совокупность  значения системы  бюджетирования на предприятии: цели, задачи, функции, принципы
 

     Бюджетирование  на предприятии может преследовать различные цели и задачи, которые  все же можно объединить в некоторую совокупность. Главный смысл бюджетирования сводится к повышению финансово-экономической эффективности и финансовой устойчивости предприятия путем координации усилий всех подразделений на достижение конечного, количественно определенного результата.

     Заметим, что в широком смысле бюджетирование понимается как система тотального планирования и контроля целей, потенциала, мероприятий и ресурсов, необходимых  для их достижения. Как средство бюджетирование является инструментом достижения более высоких результатов деятельности организации посредством повышения эффективности процессов управления.

     С помощью этого инструмента, можно  описывать будущие и фактически произошедшие события во взаимосвязи  с процессами происходящими на предприятии  и подразделениях, что дает возможность определить, каким образом получился именно такой результат, а не другой, а также помогает определить, что и как нужно сделать для того, чтобы получить желаемый результат. Очевидно, что для этого требуется качественное понимание и количественное описание целей, потенциала, воздействий и реакций на эти воздействия. Как элемент управления бюджетирование показано на рис. 1.1. 

     

     Рис. 1.1 - Основные элементы бюджетирования

     В самом общем виде назначение бюджетирования в компании заключается в том, что это основа:

     - планирования и принятия управленческих  решений в компании;

     - оценки всех аспектов финансовой  состоятельности компании;

     - укрепления финансовой дисциплины  и подчинения интересов отдельных  структурных подразделений интересам компании в целом и собственникам ее капитала.

     При этом в каждой компании может быть свое назначение бюджетирования в зависимости  как от объекта финансового планирования, так и от системы финансовых и  нефинансовых целей. Поэтому, говоря о  назначении бюджетирования, необходимо помнить, что в каждой компании в качестве управленческой технологии оно может преследовать свои собственные цели и использовать свои собственные средства, свой собственный инструментарий.

     Прежде  всего, бюджеты (финансовые планы) разрабатываются для компании в целом и для отдельных структурных подразделений с целью прогнозирования финансовых результатов, установления целевых показателей финансовой эффективности и рентабельности, лимитов наиболее важных (критических) расходов, обоснования финансовой состоятельности деятельности компании или реализуемых ею инвестиционных проектов.

     Бюджеты направлены дать руководителям компании возможность провести сравнительный  анализ финансовой эффективности работы различных структурных подразделений, определить наиболее предпочтительные для дальнейшего развития сферы хозяйственной деятельности, направления структурной перестройки деятельности компании (свертывания одних и развития других видов бизнеса) и т. п.

     Бюджеты являются основой для принятия решений об уровнях финансирования различных видов деятельности организации из внутренних (за счет реинвестирования прибыли) и внешних (кредитов, инвестиций) источников. Бюджеты призваны обеспечивать постоянный контроль за финансовым состоянием компании, снабжать ее руководителей всей необходимой информацией, позволяющей судить о правильности решений, принимаемых руководителями структурных единиц, разрабатывать мероприятия по оперативной и стратегической корректировке их деятельности.

     Итак, в цели внутрифирменного бюджетирования входят:

     - разработка «системы координат»  деятельности, базы исходных данных  для финансового анализа и  финансового менеджмента; перевод  системы планирования с натуральных  и физических единиц измерения  на финансовые показатели; повышение  финансовой обоснованности принимаемых управленческих решений на всех уровнях управления;

     - рост эффективности использования  имеющихся в распоряжении компании  и ее отдельных структурных  подразделений ресурсов, активов  (материальных и нематериальных) и ответственности руководителей различного уровня управления за предоставленные в их распоряжение ресурсы и активы (за превышение лимитов товарных запасов, за просрочку оплаты товарных кредитов и т. п.);

     - создание возможности для оценки  инвестиционной привлекательности отдельных сфер хозяйственно деятельности, в которой работает или планирует работать предприятие;

     - повышение обоснованности выделения  финансовых (прежде всего инвестиций  и кредитов) и нефинансовых ресурсов (товарных кредитов) по отдельным  направлениям хозяйственной деятельности и видам бизнеса компании; более точное определение направлений инвестиционной политики, направлений реструктуризации предприятия;

     - повышение «финансовой прозрачности»  для собственников, акционеров  и других заинтересованных лиц;

     - укрепление финансовой дисциплины  и сочетание стимулирования более  эффективной работы структурных  подразделений в интересах всей  организации;

     - проведение постоянного мониторинга  финансовой эффективности отдельных  видов хозяйственной деятельности  и структурных подразделений;

     - контроль за изменением финансовой  ситуации в компании; повышение  финансовой устойчивости и улучшение  финансового состояния компании  в целом, отдельных структурных  подразделений и видов бизнеса.

     Разгруппируем цели бюджетирования на предприятии. В зависимости от характера и масштаба деятельности организации определяют: общие, главные, частные цели. Можно сформулировать следующие общие цели бюджетирования:

     -разработка  концепции ведения бизнеса;

     -планирование  финансово-хозяйственной деятельности предприятия на определенный период;

     -оптимизация  затрат и прибыли предприятия; 

     -координация  - согласование деятельности различных  подразделений предприятия; 

     -коммуникация - доведение планов до сведения  руководителей разных уровней; 

     -мотивация руководителей на местах на достижение целей организации;

     -контроль  и оценка эффективности работы  руководителей на местах путем  сравнения фактических затрат  с нормативом;

     -выявление  потребностей в денежных ресурсах  и оптимизация финансовых потоков.

     Исходя из этого, главные цели бюджетирования можно сформулировать следующим образом:

     1. Планирование и контроль. Бюджет  является воплощением долгосрочного плана в текущем периоде. Контроль за результатами финансово-хозяйственной деятельности предприятия осуществляется путем сопоставления плановых и фактических результатов деятельности и последующим их детальным анализом причин отклонений.

     2. Распределение ответственности  – делегирование ответственности  за понесенные издержки, полученные доходы и прибыль.

     3. Оптимизация. Бюджет обеспечивает наилучшее использование ограниченных ресурсов.

     4. Мотивация персонала. Бюджет предоставляет  сотрудникам информацию о намеченных целях в количественном выражении и обеспечивает возможность оценить эффективность их работы.

     Роль бюджетирования в структуре главных целей фирмы рассмотрена в табл. 1.1.

     Частными  целями бюджетирования можно считать:

     -максимизация  выручки (дохода);

     -минимизация  затрат;

     -удержание  и расширение рынка сбыта;

     -достижение  и поддержание определённых темпов роста экономических показателей организации;

     -технологическое  лидерство в отрасли;

     -создание  определённого имиджа организации;

     -максимизация  рыночной стоимости организации  и др. 

     Таблица 1.1 – Назначение бюджетирования во взаимосвязи с главными целями фирмы

Главные финансовые цели Наиболее вероятные  значения показателей Некоторые задачи бюджетирования в компании
Быстрорастущий  бизнес Рост объемов  продаж в сопоставимых ценах более  чем на 20% в год Контроль за дебиторской задолженностью.

Определение обоснованности размеров и условий привлекаемых краткосрочных кредитов.

Контроль за состоянием ликвидности компании.

Высокорентабельный  бизнес Обеспечение нормы  чистой прибыли в размере 25% Сравнительный анализ рентабельности (по норме чистой прибыли) отдельных видов бизнесов (продуктов, проектов).

Установление  лимитов затрат и норм расходов с  целью их последующего сокращения.

Определение оптимального соотношения «цена – объем  продаж».

Быстрорастущая  стоимость компании Увеличение  стоимости акционерного капитала на 100% в год Контроль за доходностью общих активов компании.

Сравнительный анализ динамики массы нераспределенной прибыли по видам деятельности.

 

     Бюджетирование  может рассматриваться как одна из целей организации, но в, то, же время система бюджетирования должна реализовывать несколько поставленных целей в зависимости от временных границ их функционирования, сферы применения и степени детализации.

     В процессе бюджетирования выполняются  следующие задачи (рис. 1.2):

     - оценка эффективности работы  предприятия за счет сравнения достигнутых результатов с плановыми;

     - установление перспективных целей  и их выполнение в текущих  планах развития предприятия  на основе долгосрочного прогнозирования;

     - контроль и анализ деятельности  отдельных подразделений предприятия  на основе показателей, устанавливаемых для каждого подразделения

     - контроль и анализ деятельности  всего предприятия в целом  на основе общефирменных целевых  показателей;

     - планирований и контроль денежных  потоков предприятия. 

     

     Рис.1.2 – Задачи бюджетирования 

     Правильно поставленное, полноценное бюджетирование позволит также решить проблемы оптимизации  финансовых потоков, сбалансированности источников поступления денежных средств  и их использования, определить объемы и формы, условия и сроки внешнего финансирования и многие другие управленческие задачи. Кроме указанных общих задач бюджетирование может преследовать и ряд индивидуальных задач для каждого конкретного предприятия.

     Бюджетирование  на предприятии выполняет три  основные функции: планирования, прогноза и анализа.

     Функция планирования является самой важной, бюджетирование – это основа для  внутрифирменного планирования. Исходя из стратегических целей предприятия, бюджеты решают задачи распределения  финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении предприятия. Разработка бюджетов придает количественную определенность выбранным перспективам деятельности предприятия, все затраты и результаты приобретают денежное выражение. Бюджетирование способствует правильному и четкому целеполаганию на предприятии, разработке стратегии бизнеса.

     Функция прогноза состоит в расчете прогнозных показателей по выполнению плановых заданий на основе соответствующего учета, прежде всего бухгалтерского. Функция анализа предполагает сопоставление  фактических данных с плановыми показателями на любом этапе, выявление отклонений в деятельности предприятия от того, что предполагалось бюджетом, и последующую корректировку действий. Одной из главных функций бюджетирования является прогнозирование (финансового состояния, ресурсов, доходов и затрат). Именно этим бюджетирование и ценно для принятия управленческих решений.

     Функции бюджетирования в узком смысле отражает табл. 1.2.

     Внедрение системы бюджетирования позволяет  предприятию:

     - составлять реальные прогнозы  финансово-хозяйственной деятельности;

     - вовремя обнаруживать наиболее  узкие места в управлении предприятием, используя инструменты многовариантного  анализа;

     - быстро подсчитать экономические  последствия при возможных отклонениях  от намеченного плана при помощи финансовых моделей и принять эффективное управленческое решение;

     - скоординировать работу структурных  подразделений и служб на достижение  поставленной цели;

     - повысить управляемость компании  за счет оперативного отслеживания  отклонений факта от плана  и своевременного принятия решений. 

     Таблица 1.2 - Функции бюджетирования 

1 Планирование  финансово-хозяйственной деятельности предприятия на определенный период.
2 Координация и  согласование деятельности различных  подразделений предприятия.
3 Стимулирование руководителей всех рангов в достижении целей своих центров ответственности.
4 Контроль текущей  деятельности, обеспечение плановой дисциплины.
5 Основа для  оценки выполнения плана центрами ответственности  и их руководителей.
6 Средство обучения менеджеров.
 

     Ожидаемые результаты после внедрения бюджетирования:

     - внедрение процедур регулярного  финансового планирования и контроля  над исполнением бюджета;

     - обучение специалистов финансовых  служб методикам финансового  планирования и анализа;

     - составление годового бюджета предприятия;

     - улучшение управляемости компании  за счет наделения полномочиями, установления ответственности менеджеров  компании и совершенствования  организационной структуры;

     - улучшения финансовых показателей  работы компании за счет совершенствования системы финансового планирования и контроля.

     Система бюджетов предприятия основана на следующих  принципах:

  • единства бюджетной системы;
  • разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
  • самостоятельности бюджетов;
  • полноты отражения доходов и расходов бюджетов;
  • сбалансированности бюджета;
  • бездефитцитности бюджета;
  • эффективности и экономности использования бюджетных средств;
  • общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
  • достоверности бюджета.

     Принцип единства бюджетной системы означает единство:

  • регламентирующей нормативной базы,
  • форм бюджетной документации,
  • санкций и стимулов,
  • методологии формирования и использования бюджетных средств.
 

Таким образом, бюджетирование играет важную роль в системе управления предприятием любой отрасли. Внедрение бюджетирования на предприятии позволяет планировать  и контролировать финансы предприятия, упрощает систему координации и контроля за деятельностью отдельных подразделений и предприятия в целом. 
 

    1. Классификационная иерархия системы  бюджетирования на предприятии
 

     Бюджетная система предприятия - совокупность бюджетов, основанная на производственных, экономических отношениях и структурном устройстве предприятия, регулируемая его внутренними нормативными документами.

     Инструментом  процесса бюджетирования являются бюджеты. Система бюджетирования на любом предприятии состоит из двух ключевых подсистем:

     - бюджетов структурных подразделений,  составляемых по центрам ответственности  (центрам финансового учета);

     - сквозного (сводного) бюджета, характеризующего  деятельность 
предприятия в целом.

     В целом все виды бюджетов, применяемые  в финансовом планировании, можно разделить на три основные группы: основные (финансовые) бюджеты, операционные бюджеты, вспомогательные бюджеты. Виды бюджетов представлены на рис 1.3.

     Финансовые (основные) бюджеты:

     Бюджет  доходов и расходов — бюджет, показывающий соотношение всех доходов от реализации (по отгруженной потребителям продукции или оказанным им услугам) в плановый период со всеми видами расходов, которые предполагает понести в этот же период предприятие или фирма. Бюджет движения денежных средств — это бюджет (план) движения расчетного счета и наличных денежных средств в кассе предприятия и (или) его структурного подразделения (бизнеса, структурного подразделения), отражающий все прогнозируемые поступления и снятия денежных средств в результате хозяйственной деятельности предприятия или фирмы. Расчетный баланс — это прогноз соотношения активов и пассивов (обязательств) компании, бизнеса, инвестиционного проекта или структурного подразделения в соответствии со сложившейся (фактической) структурой активов и задолженностей и ее изменением в процессе реализации других бюджетов. 

    Рис. 1.3 - Типовая классификация бюджетов организации  
     
     

     Среди операционных бюджетов обычно принято  выделять следующие:

  • бюджет продаж показывает объемы продаж по видам продукции и в целом по предприятию в натуральных и стоимостных показателях;
  • бюджет производства показывает объемы производства по видам продукции и в целом по предприятию в натуральных показателях с учетом запасов готовой продукции на начало и на конец бюджетного периода;
  • бюджет прямых материальных затрат содержит информацию о затратах сырья и материалов, покупных изделий и комплектующих в расчете на единицу продукции и в целом по предприятию в натуральных и стоимостных показателях;
  • бюджет прямых затрат труда отражает затраты на заработную плату основного производственного персонала с учетом затрат рабочего времени в человеко-часах и тарифных ставок;
  • бюджет общепроизводственных накладных расходов показывает расходы на заработную плату административно-управленческого, инженерно-технического и вспомогательного персонала, непосредственно занятого в данном цехе, арендные платежи, коммунальные расходы и другие затраты связанные с функционированием данного производства на протяжении бюджетного периода;
  • бюджет управленческих расходов содержит информацию о расходах на заработную плату аппарата управления, арендных платежах, коммунальных расходах, командировочных расходах, расходах на содержание компьютерного оборудования и связь, на содержание зданий и сооружений, расходах по оплате услуг консультационных, информационных, аудиторских и других сторонних организаций и пр.;
  • бюджет коммерческих расходов отражает расходы на рекламу, маркетинг, транспортные услуги и прочие расходы по реализации продукции предприятия.

     Вспомогательные бюджеты могут включать план налоговых платежей, кредитный план, затраты на финансовые операции и любые другие статьи, необходимые руководству для принятия управленческих решений.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.