Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Концепция правового государства

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 28.05.13. Сдан: 2013. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 

Введение

 

Государство в своей деятельности

связано и ограничено правом, стоит

под правом, а не вне и над ним.

Гессен.

 

Проблемы правового государства  всегда волновали передовых людей, прогрессивных мыслителей древности, средневековья и современности. Такие вопросы, как: Что такое  правовое государство? Когда появилась  его идея и как она развивалась? Каковы его основные признаки и черты? Каковы цель и назначение правового  государства? – практически всегда находились в поле зрения философов, юристов, историков, независимо от их взглядов и суждений, а также от того, как  квалифицировалось и как называлось это государство – государством ли закона, справедливости, государством всеобщего благоденствия или  же государством законности.

С. А. Котляревский считал, что  понятие о правовом государстве  возникло, вероятно, из смутной потребности  дать какое-нибудь обоснование факту  властвования и подчинения. В средние  века слагается представление о  гранях, перейти которые не может  самая верховная власть в данном государстве, нарушить которые не может  его закон. В истории европейских  монархий смутное противопоставление этого ограничивающего начала фактическому самодержавию монарха переплетается  с различными циклами идей: божественного  мироправления, потенциальных правомочий, присущих всему народу, оформленного договора, в который некогда вступили люди друг с другом. Стремление ответить на данный вопрос, и дает главный смысл работе, которую и произвела школа естественного права.

Современное демократическое  правовое государство предполагает развитое гражданское общество, в  котором взаимодействуют различные  общественные организации, политические партии, в котором никакая идеология  не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии (вспомним наглядный пример – в  нашей стране в течение долгих десятилетий действовала однопартийная  система, а государственной идеологией был марксизм-ленинизм). Политическая жизнь в правовом государстве  строится на основе идеологического, политического  многообразия (плюрализма), многопартийности. Необходимым фактором, определяющим во многом успех многих преобразований в государственной и политической жизни нашего общества, является уровень  политической и правовой культуры в  обществе. Необходимо избавляться от того правового нигилизма, который  особенно отчетливо проявлялся в  последнее время не только у граждан, но и у представителей государственного аппарата.

Цель работы. В этой работе будет сделана попытка раскрыть историю развития обучений и концепций  правового государства, а также  основные признаки правового государства, и пути формирования правового государства  в России на современном этапе.

Методы исследования. Во время подготовки данной работы было исследовано большое количество литературных источников которые посвящены  данной теме, среды которых: Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов 3-е издание. М.: Юриспруденция, 2000. 528 стр. Клименко А.В., Румынина В.В. теория государства и права: Учебное  пособие для студентов. М.: Мастерство: Высшая школа, 2000г. и т.д.

 

 

І. Концепция правового  государства и ее развитие

 

1.1. Становление  концепции правового государства

 

Осуществление основных прав человека всеми лицами, которые проживают  в определенной стране, может обеспечить прежде всего соответствующее государство: ведь только оно способно предоставить формальную (юридическую) общеобязательность тем условиям, которые позарез  необходимы для использования каждым человеком его основных прав. И  если государство максимальной мерой  будет реализовывать такую способность, сделает это своей основной функцией, оно может считаться правовым. Итак, правовое государство - это государство  реальных прав человека.

Правовое государство - это  государство, в котором юридическими средствами реально обеспечено максимальное осуществление, охрану и защиту основных прав человека. Именно такое государство  есть одним из виднейших общечеловеческих политика юридических идеалов.

Концепция правового государства  формировалась в истории, политико-правовой мысли, постепенно воплощая лучшие гуманистические  достижения социальной теории и практики. При этом использовались отдельные  положения, высказанные такими выдающимися  мыслителями как Платон и Аристотель, Т. Гоббс и Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо  и Ш.-Л. Монтескье.

Главным основателем указанной  концепции целиком заслуженно считается  выдающийся немецкий философ И. Кант (хотя сам он употреблял кое-что другое терминологическое выражение - «правовое  государственное устройство»). Среди  тех, кто поддерживал и развивал идею правового государства в  конце XIX -- начала XX ст., были украинские ученые (в частности, М. И. Палиенко, С. Днестрянский, А. Малицкий, и д.р. известные юристы-теоретики России.

Понятно, что при таком  положении дела, когда у государства  в лице его разных органов и  множества чиновников преобладающими являются привилегии и права, а у  рядовых граждан - преимущественно  обязанности, не может быть и речи о реализации принципа взаимной ответственности  государства и гражданина. На протяжении всей истории развития государства  сначала подвластные, потом граждане несли и несут всякие повинности и ответственность перед государством. Однако ни государство в целом, ни его отдельные органы или чиновники  за множество своих действий, включая  самые катастрофические по своим  следствиям, фактически никакой ответственности  ни перед обществом, ни перед отдельными гражданами не несут 

Представление о государстве  как организации, которая осуществляет свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С  идеей правового государства  связывались поиски более совершенных  и справедливых форм общественной жизни. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибой, Цицерон) старались проявить такие связи  и взаимодействия между правом и  государственной властью, которые  бы обеспечивали гармоничное функционирование общества той эпохи. Ученые древности  считали, что наиболее умна и справедлива  лишь та политическая форма общежития  людей, при которой закон общеобязателен как для граждан, так и для  самого государства

В период разложения феодализма, которое началось, идеи правовой государственности  с позиций историзма изложили прогрессивные мыслители того времени  Н. Макиавелли и Ж. Боден. В своей  теории Макиавелли на основе многовекового  опыта существования государств прошлого и настоящее начал попытку  объяснить принципы политики, осмыслить  движущие силы развития политической жизни для того, чтобы набросать контуры идеального государства, которое наилучшим образом отвечает потребностям его времени. Цель государства он видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечении безопасности для каждого. При рассмотрении вопроса о государственных формах преимущество отдавалось республике, поскольку именно республика в большей мере отвечает требованиям равенства и воли. Боден определял государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит. Задача государства заключается в том, чтобы обеспечить права и свободы граждан.

Кант обосновал и детально разработал философскую основу теории правового государства, центральное  место в которой занимает человек, личность. Важнейшим признаком публичного права философ считал прерогативу  народа требовать своего участия  в установлении правопорядка путем  принятия конституции, которая выражает его волю. Верховенство народа обуславливает  волю, равенство и независимость  всех граждан в государстве, которое  выступает как «объединение множества  людей, подчиненных правовым законам».

Там, где государство действует  на основе конституционного права, отвечает общей воле народа, там государство  правовое, там не может быть ограничения  прав граждан в области личной воли, совести, мысли, хозяйственной  деятельности.

В правовом государстве гражданин  должен иметь ту же возможность принуждения  господствующих к точному выполнению закона, которой владеет господствующий в его отношении к гражданину. Возможность правовой организации  Кант непосредственно связывает  с делением власти на законодательную, принадлежащую парламенту, исполнительную - правительству, и судебную, осуществляющуюся судом присяжным, избранным народом.

Философская концепция правового  государства по Канту повлияла на дальнейшее развитие политико-правовой мысли и практику государственно-правового  строительства цивилизованного  общества.

Гегель рассматривает  государство в контексте общей  системы его фундаментальных  философских представлений о  мироздании, важной частью которых  является философия права. Государство  в трактовании Гегеля - это тоже право, но наиболее развитое и содержательное , так как оно содержит в себе признание всех других прав - прав личности, и общества. Сводя государство  в абсолют, который стоит над  личностью и обществом, Гегель доказывает, что бытие государства способствует развитию гражданского общества. В  этом утверждении Маркс видел  главный порок гегелевской концепции  государства, поскольку в реальной действительности общество возникает  раньше государства, а последнее  является продуктом и результатом  развития общества.

Государство, по Гегелю, это  наиболее гибкая организация общественной жизни, в которой все строится на правовой основе, которая представляет царство реализованной воли. Именно в государстве и через государство  реализуются высшие моральные ценности человека.

Ценность гегелевских  взглядов на государство заключается  в том, что принудительная, насильственная функция в нем играет не настолько  важную роль. Главное - это четкая социальная и правовая направленность государственной  деятельности, ее глубокое моральное  содержание, разумность и полезность для общества и индивида.

Маркс рассматривал государство  и право исходя из открытой им классовой  теории общественного развития. Согласно данной теории государство и право  исчезнут вместе с исчезновением  классов в результате установления диктатуры пролетариата в процессе перехода к обществу без классов. Анализируя соотношение буржуазного  государства и права, Маркс доказывает, что юридический закон есть продукт и отображения материальных производственных отношений классового общества. Законодательство только фиксирует требования, определенные экономическими отношениями. От государства же зависит, насколько адекватно оно может отразить в законах исторически сформированные взаимоотношения между людьми, которые отвечают данному социально-экономическому устройству. «Воля заключается в том, чтобы превратить государство из органа, который властвует над обществом, в орган, целиком этому обществу подчиненный».

В послеоктябрьский период в нашей стране в силу ряда объективных  и субъективных факторов идеи правового  государства сначала были поглощены  требованиями революционного правосознания, а потом целиком исключены  из реальной жизни. Правовой нигилизм при сосредоточении реальной власти в руках партийного аппарата, отмежевание  этой власти от народа привели к  полному возражению в теории и  на практике правовой организации общественной жизни на началах справедливости и, в конечном счете, к установлению тоталитарной государственности.

Советская государственно-правовая наука в период тоталитаризма  не воспринимала идею правового государства, считала ее буржуазной, диаметрально противоположной классовой концепцией государства. Инерция властного  возражения и научного непризнания  многовекового опыта теории и  практики правовой государственности  породила серьезные социально-экономические, культурно-духовные и национальные конфликты в жизни общества.

 

 

 

1.2. Основные положения  современной теории правового  государства

 

Непременно также нужно  указать такой важный вопрос как  исходные положения современной  общей теории правового государства, а именно:

1) В единой, «связке» права  и государства первичным является  право как общее социальное  явление, поскольку оно возникает  раньше и независимо от государства.

2) Государство должно  быть ограниченная именно таким  правом. Оно связано не только  законами, которые оно устанавливает  а и общим социальным правом  прежде всего в процессе законотворчества.

3) Самое главное назначение  такого государства - обеспечить  осуществление, охрану и защиту  основных прав человека.

4) Представление о правовом  государстве решающей мерой зависит  от того, каким правом собираются  его связать, как именно понимают  права человека. А содержание  последних всегда так или иначе  несет на себе отражение конкретных  исторических условий существования  человечества, а потому, с течением  времени это содержание может  испытывать определенные изменения  в своем развитии. Соответственно  в трансформации право понимания  должны в некотором роде обновлять  и некоторые элементы представления  о правовом государстве

 

 

 

 

2.Основные признаки правового государства

 

2.1.Верховенство закона во всех сферах общественной жизни

 

В системе правовых ценностей  высшей формой выражения, организации  и защиты воли людей является закон. В законах государство устанавливает  общеобязательные правила поведения, которые должны максимально учитывать  объективные нужды общественного  развития на началах равенства и  справедливости. Именно поэтому закон  владеет высшей юридической силой. Все другие правовые акты должны отвечать закону. Законы регулируют наиболее важные, стержневые стороны общественной жизни. Они определяют границы воли в  жизненно важных сферах, предохраняют моральные ценности общества (например, законы о собственности, о предпринимательстве, об акционерных обществах, об общественных объединениях, о свободе совести, и другие). Подзаконные акты при  необходимости могут лишь конкретизировать некоторые положения законов, но ни в коем случае не «совершенствовать», не «подправлять», не «изменять» закон.

В то же время правовой закон  не допускает своеволия законодателя. В законах должны выражаться объективные  общественные отношения, тенденции  их развития и самообновление. Разного  рода законодательные ограничения  и запреты субъективного характера  подрывают основы правового государства, сдерживают общественный прогресс

Основной закон правовой государство - Конституция. В ней  сформулированы правовые принципы государственной  и общественной жизни.

 

Конституция - важнейший  правовой и политический документ государства, характеризуют отдельные свойства, которые имеют определенную самостоятельность, но, взятые в совокупности, могут  дать довольно полное представление  о ней. Таких свойств несколько:

 

1. Верховенство конституции,  которое определяется ее особым  местом в системе законодательства, безусловной необходимостью для  законов и подзаконных актов  отвечать конституционным предписаниям.

 

2. Программность. Кроме  закрепления существующих общественных  отношений, конституция может  определять основные цели развития  государства и общества, а также  пути достижения этих целей,  т.е. включать в себя программу  дальнейшего развития страны, сформулированную  в общих чертах. Такие программные  положения, как правило, изложены  в преамбулах конституций.

 

3. Нормативность, которая  характеризует конституции как  единый юридический документ, который  состоит из правил (норм), которые  определяют поведение государственнх  органов, общественных объединений,  граждан и других субъектов.

 

4. Стабильность призвана  подчеркнуть стойкость определенных  в Конституции общественного  отношения и означает, что закрепленные  в ней принципиальные положения  должны действовать на протяжении  более или менее продолжительного  времени. Но существенная часть  ее предписаний может изменяться соответственно к потребностям развития общества и государства.

 

Конституция представляет собой  общую правовую модель общества, которой  должно отвечать все текущее законодательство. Никакой другой правовой акт государства  не может противоречить конституции. Приоритет конституции - неотъемлемая черта правового государства. Поэтому  правовое государство - это конституционное  государство.

 

Верховенство закона, и, прежде всего конституции, создает крепкий  режим правовой законности, стабильность справедливого правового порядка  в обществе

2.2.Реальность прав личности

 

В социально-политической жизни  воля человека выступает как его  право. Правовое государство признает за индивидом определенную сферу  воли, за границы которой вмешательство  государства недопустимо. Обязанность  «невмешательство» государственной  власти отвечает праву индивида требовать  соблюдения этого. В случае нарушения  данного права оно обеспечивается судебной защитой. В этих условиях фактическая  воля превращается в право воли. Право становится общим масштабом  и в равной мере воли. Реальное его  проявление охватывается формулой: «Все, что не запрещено индивиду, ему  разрешенное», - и наоборот: «Все, что  не разрешено власти - ей запрещено».

 

Нужно отметить, что правовой характер воли индивида сказывается  в разных сферах общественной жизни. В современном демократическом  государстве объективное право  воли воплощается в субъективных правах личности, разнообразных по своему конкретному содержанию. Но главное в них - это права индивида на положительные действия государства  в его интересах:

 

- право на неприкосновенность  личности 

 

- право на свободу мысли  и слова; 

 

- социальная защита и  обеспечения ;

 

- судебная защита;

 

Степень развития и гаранту  обеспечения прав лица обусловливается  зрелостью правовых начал государственности, объективными социально-историческими, экономическими и духовными предпосылками

 

2.3. Взаимная ответственность

Отношения между государством как носителем политической власти и гражданином как участником ее формирования и осуществления  должны строиться на началах равенства  и справедливости. Определяя в  законах меру свободы личности, государство  в этих границах ограничивает себя в собственных решениях и действиях. Она берет на себя обязательства обеспечивать справедливость в отношениях с каждым гражданином. Подчиняя правую, государственные органы не могут поднимать его распоряжения и внесут ответственность за нарушение или невыполнение этих обязанностей. Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают административное своеволие. К ним относятся: ответственность депутатов перед избирателями (отзыв депутата): ответственность правительства перед представительными органами; дисциплинарная, правовая или криминальная ответственность должностных лиц государства любого уровня за невыполнение своих обязанностей перед конкретными субъектами права.

На тех же правовых началах  строится ответственность личности перед государством. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер, не поднимать границы свободы  личности, отвечать за содеянное правонарушение.

Правовой характер взаимной ответственности государства и  личности - это важная составная  часть объективно составляется в  обществе права, а не продукт волеизъявления государства. Соблюдение правовых требований - юридическая обязанность всех их, прежде всего, государства. Этим подчеркивается не отчужденность естественных прав человека в правовом государстве.

 

 

 

 

 

3.Правовое государство в современной России

 

3.1.Правовое государство как государственная идея России

 

В последнее время многими  исследователями предпринимается  попытка сформулировать государственную  идею для России идею, которая смогла бы объединить вокруг себя большинство  граждан России и послужить основой  для экономического и политического  возрождения нашей страны. Данная статья взгляд на эту проблему с  формально-юридической точки зрения.

Рассматривая проблему с  данной токи зрения, необходимо признать, что государственная идея может  быть сформулирована, исходя из положений  ныне действующей Конституции Российской Федерации:

1. В преамбуле Конституции  среди целей и принципов её  принятия выделяется цель утверждения  в нашей стране прав и свобод  человека;

2. Глава I Конституции  Основы конституционного строя  содержит основные принципы, ведущие  начала, лежащие в основе системы  российского общества, формы правления  и государственного устройства. В соответствии со статьёй  135 Конституции положения данной  главы могут быть изменены  лишь принятием новой Конституции.

3. Статья 1 Конституции определяет, что Российская Федерация есть  демократическое федеративное правовое  государство.

 

Таким образом можно сделать  вывод о том, что Конституция  содержит основополагающие принципы построения и развития Российского государства. С нашей точки зрения именно характеристика Российской Федерации как правового государства имеет ключевое значение, поскольку для признания государства правовым оно должно отвечать таким важным критериям, как:

 

1. Гарантированность в  стране прав и свобод человека;

2. Верховенство Конституции  и принципа законности;

3. Демократическая форма  правления, разделение властей;

4. Взаимная ответственность  государства и гражданина.

 

Все же остальные положения  Конституции лишь раскрывают содержание вышеназванных критериев. Однако приходится признать, что в настоящее время  наша страна не достигла в полной мере всех вышеназванных критериев. С  момента начала в нашей стране демократических реформ было немало сделано для формирования правового  государства: была сформирована новая, построенная на демократических  принципах система власти, действующее  законодательство было в значительной степени обновлено в соответствии с новой экономической и политической ситуацией в стране, была создана  система защиты прав граждан и  организаций.

 

3.2. Практика становления  правового государства в России.

 

В России идея правового  государства имела свой путь развития, свою историю становления и признания  обществом. Для того, чтобы понять, что понимают под правовым государством современные российские ученые, мы должны рассмотреть хотя бы основные исторические этапы и предпосылки становления идеи правового государства. После чего мы можем оценить на какой ступени по пути к правовому государству находится современное общество и возможно ли достижение высшей формы государственной демократии вообще в реальной жизни.

Подготовка первых конституционных  проектов в России началась еще в XVIII в., официально была продолжена при  Александре I, а затем неофициально декабристами. При Александре II был  подготовлен проект российской конституции, но не был принят в связи с его  убийством в 1881 году. По сути дела первой конституцией России можно считать  в совокупности Манифест об усовершенствовании государственного порядка от 17 октября 1905 года и Основные государственные  законы от 23 апреля 1906 года. С принятием  этих актов, где наряду с закреплением верховной самодержавной власти провозглашались дарование свободы  совести, слова, собраний и союзов, привлечение  к выборам широких слоев населения, обязательный порядок утверждения  представительным органом всех издаваемых законов. Идеи правового государства  получили таким образом в России новый импульс, несмотря на сложную  и нестабильную обстановку в стране, слабость общественных структур, широкую  палитру мнений. Основополагающие идеи правовой государственности неуклонно  пробивали себе путь в российском политическом и культурном бездорожье.

В октябре 1917 года была не только свергнута власть буржуазии и  помещиков, но и уничтожены существовавшие правовые установления. Постепенно в  стране начала складываться новая социалистическая правовая система, основанная на принципах  равенства и социальной справедливости. Начался период некоторой стабилизации общественных отношений и были приняты  первые советские конституции.

 

В одном из первых правовых документах Руководящих началах  по уголовному праву РСФСР (1919 г.) говорилось: "Без особых правил, без кодексов вооруженный народ справлялся и  справляется со своими угнетателями... Опыт борьбы, однако приучает его к  мерам общим, приводит к системе, рождает новое право". Переход  к новой экономической политике создал почву для утверждения  идеи законности. В резолюции IX Всероссийского съезда Советов (1921 г.) подчеркивалось: "Новые формы отношений созданные  в процессе революции и на почве  проводимой властью экономической  политики, должны получить свое выражение  в законе и защите в судебном порядке".

Упрочение законности в тех  исторических условиях, в которых  оказалось первое социалистическое государство было процессом чрезвычайно  болезненным и трудным. Необходимо было преодолеть правовой нигилизм, отказаться от методов, военного коммунизма", от стремления действовать, руководствуясь лишь революционной целесообразностью. Низка была правовая культура большинства  работников государства, хозяйственного и партийного аппаратов. Широкое  хождение имели теории скорого отмирания  права.

Тем не менее именно в  этот период при жизни В.И. Ленина последовательно формируются устои  Советского государства. В начале 20-х  годов принимаются первые кодексы  законов. Повышается роль суда и адвокатуры, упраздняются или преобразуются  чрезвычайные органы, сужается сфера  государственного принуждения. Создается  прокуратура главным назначением  которой становится надзор за законной деятельностью органов государственного управления. Ведется активный поиск  эффективных правовых форм регулирования  политических и социально - экономических  процессов. Развитие социализма начинает входить в нормальное русло. В  конце 20-х годов в стране стала  складываться совершенно иная ситуация грубо противоречащая методам построения социализма. Складывается тоталитарная политическая система, право было превращено в инструмент государства карательно-приказного характера, теория правового государства была объявлена буржуазно-апологетической и вредной для социализма. Понятно, что причины этого носили сложный социально - исторический характер. Нельзя сбрасывать со счетов и то обстоятельство, что в то время в советской политической системе еще не были сформированы политические и правовые механизмы, которые обеспечивали бы господство закона, в общественных отношениях, служили бы препятствием на пути личной власти, командно -административных методов постепенно занимавших решающее место в руководстве страной. И эта правовая незащищенность политической системы послужила одной из немаловажных причин для тяжких, трагических событий нашей истории, о которой мы с болью говорим сегодня.

Оценивая уроки прошлого мы много внимания справедливо уделяем  психологическим характеристикам  Сталина, преступным методом деятельности его самого и его окружения, их огромной исторической вине перед народом. Но не менее важно ответить на вопрос - почему это стало возможным? Может  ли социальная система полностью  зависеть от психологических качеств  лидера, не должна ли она полностью  располагать надежными способами  защиты от злоупотреблений, произвола, своеволия, бесконтрольности любых  должностных лиц и органов? Как  известно, в последних статьях  В.И. Ленин настойчиво искал политические гарантии и организационные меры, необходимые для достижения этой цели. Осуществить их тогда не удалось. Авторитарные методы руководства, которые  внедрялись Сталиным, неизбежно были связаны с ограничением демократии и грубыми нарушениями прав человека. В этих условиях право рассматривалось  не как выражение меры свободы  личности и общества, а как команда, запрет, ограничение. И под это  подводятся следующие принципы: "закон прежде всего", "суров закон, но он закон", "пусть гибнет мир, но здравствует юстиция".


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.