Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Влияние семьи на формирование психологического пола ребёнка дошкольного возраста (5-6 лет)

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 28.05.13. Сдан: 2013. Страниц: 35. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):




МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

АНАПСКИЙ ФИЛИАЛ ГОУ ВПО «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ГУМАНИТАРНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ им. ШОЛОХОВА»

 

 

Кафедра психолого-педагогического  образования

 

 

 

 

                                                             

                                                              Допустить к защите

                                                                              «___» ______________2011г.

                                                                               Зав. Кафедрой_____________

 

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

 

Влияние семьи  на формирование психологического пола ребёнка дошкольного возраста (5-6 лет)

 

                                                Выполнила студентка заочного  отделения 

                                                   специальности «Педагогика и психология»

                                                       Куделенко 

                                                   Людмила Юрьевна_____________________

                                                                                                                                               (подпись)

 

 

 

 

 

 

Научный руководитель к.п.н., доцент Соснина Н. Ф._____________________

                                                                                                                                                     (подпись)

 

 

 

 

 

 

 

 

Анапа 2011

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение                                                                                                                  

Глава I. Теоретические аспекты исследования проблемы

              влияния семьи на формирование  психологического пола

              ребёнка дошкольного возраста (5-6 лет) в зарубежной 

              и отечественной литературе                                                                    

       1.1. Роль влияния семьи на формирование психологического

              пола ребёнка в отечественной и зарубежной литературе                                                

       1.2. Психо-физиологические особенности развития пола

              детей дошкольного возраста                                         

             Выводы по I главе                                                                                    

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по изучению

               влияния семьи на формирование  психологического пола 

               ребёнка дошкольного возраста                                                            

      2.1. Методы и методики  опытно-экспериментальной работы                   

      2.2. Анализ результатов  опытно-экспериментальной работы                   

      2.3. Психолого-педагогические  рекомендации по формированию

             поло-ролевого поведения и половой  идентичности

             ребёнка дошкольного возраста                                                              

            Выводы по II главе                                                                                  

Заключение                                                                                                          

Список литературы                                                                                             

Приложения                                                                                                         

 

3

 

 

 

7

 

7

 

26

34

 

 

36

36

40

 

 

51

56

58

61

66

 

 

 

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Проблема формирования психологического пола занимает особое место в современном научном  знании. Изучение этой проблемы нашло  отражение во многих работах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Ей посвящено значительное количество исследований, причём не только в психологии, но и в медицине, физиологии, философии, педагогике.

Важный фактор становления  личности – осознание себя как  представителя определённого пола и овладение соответствующим ролевым поведением. Учёные называют это процессом формирования психологического пола личности. На формирование психологического пола влияет множество факторов, но мы считаем, что особую роль играет семья. Ребёнок видит пример поведения родителей, их взаимоотношений, трудового сотрудничества, строит своё поведение на основе подражания, сообразуясь со своим полом.

Издавна ведётся спор, что важнее в становлении личности семья или общественное воспитание (детский сад, школа и т.д.). Такие великие педагоги как Я. А. Коменский, И. Г. Песталоции склонялись в пользу семьи. Песталоции писал: «Семья – подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово дополняет…». А вот социалист-утопист Р. Оуэн считал семью одним из зол на пути формирования нового человека т.к. лицемерие семейных отношений, утверждал Оуэн, нравственно развращает людей. Детей должна воспитывать государственная система, построенная на новых началах, где все дети, находящиеся на попечении общины, получат одинаковое образование. Родители будут иметь доступ к ним, но широкая система общественного воспитания заменит семью [24].

В современном обществе всё заметнее становится кризис семьи, который выражается в том, что  семья всё хуже реализует свою главную функцию – воспитание детей. Легкомысленное отношение к браку и семье, забвение традиций, нравственных принципов, половая распущенность, высокий процент разводов, самым пагубным образом влияют на воспитание и развитие поло-ролевой идентификации детей.

Выгодский Л. С., Гарбузов В. И., Каган В.Е., Колесов Д. В., Репина Т. А., Эльконин Д. Б., в своих работах отмечают, что дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности. В 6-7 лет ребёнок начинает осознавать необратимость половой принадлежности.

Теоретические положения о механизмах становления поло-ролевого образа изложены в исследованиях зарубежных учёных т. к Бронфенбреннер У., Додсон Ф., Кольберг Л., Э. Эриксон, З. Фрейд.

В отечественной психологии внимание на половую обусловленность развития личности впервые обратили и ввели понятие психологического пола в психологию личности А.Г.Асмолов, А.И.Белкин, Д.Н.Исаев,  В.Е.Каган, И.С.Кон. В их исследованиях рассматриваются различные аспекты становления личности и отмечается, что органическое развитие само по себе еще не делает человека мужчиной или женщиной в социально-психологическом и личностном смысле и должно для этого дополниться психологическим полом.

Изучение данной темы и на сегодня остаётся весьма  актуальной, т. к. многие исследователи считают, что в основе формирования поло-ролевой идентичности лежит биологически заданный пол, но как показывает анализ литературы, формирование психологического пола является результатом влияния на личность социальных условий и культурных традиций общества.

Теоретическая и практическая значимость этой актуальности определило выбор темы нашего исследования, проблема которого звучит следующим образом: какова роль влияния семьи на формирование психологического пола ребёнка дошкольного возраста.

Решение данной проблемы и является  целью нашего исследования.

Объектом исследования является семья, влияющая на формирование психологического пола.

Предметом исследования является  процесс формирования психологического пола у детей дошкольного возраста в семье.

Гипотеза. Мы предполагаем, что процесс формирования поло-ролевой принадлежности у детей дошкольного возраста будет наиболее эффективен при условии адекватного влияния на него семьи.

Задачи:

  1. проанализировать психолого-педагогическую  литературу по проблеме влияния семьи на формирование психологического пола ребёнка;
  2. изучить роль семьи в развитии психологического пола;
  3. разработать рекомендации по развитию поло-ролевой идентичности у детей дошкольного возраста.

Методы исследования. Для решения поставленной цели  был использован комплекс исследовательских методов, включающих в себя теоретический анализ литературы, наблюдение, интервью, анкетирование, эксперимент и математический анализ полученных данных.

Практическая значимость определяется тем, что позволяет изучить влияние семьи на развитие поло-ролевой идентичности ребёнка, способствующей его адекватному развитию и становлению как личности. Дана классификация типологических групп семей с учётом их влияния на формирование и развитие личности, охарактеризованной особенностями их воспитательного потенциала. Результаты могут быть использованы в работе воспитателей МДОУ, социальных педагогов, педагогов-психологов в школе, родителями, а также они будут интересны студентам факультета педагогики и психологии.

Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из 2 глав.

Глава I содержит 2 параграфа, и отражает теоретическое обозрение проблемы. Глава II содержит 3 параграфа и является опытно-экспериментальной работой. Работа содержит выводы после каждой главы, заключение, список литературы и приложения.

База исследования: МДОУ д/с №5 «Волна» города - курорта Анапа, выборка составила 20 человек, дети подготовительной группы в возрасте 5-6 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. Теоретические аспекты исследования проблемы влияния семьи на формирование психологического пола ребёнка дошкольного возраста (5-6) в зарубежной и отечественной литературе

 

    1. Роль влияния семьи на формирование психологического пола ребёнка в отечественной и зарубежной литературе

 

Формирование психологического пола ребенка, психических половых различий и поло-ролевой дифференциации одна из важнейших и актуальных проблем психологии. Без ее решения невозможно разрабатывать методы дифференцированного подхода к воспитанию детей разного пола для формирования у них основ таких качеств, как мужественность и женственность, необходимых им и для успешного выполнения в будущем своих функций.

Российский психолог Асмолов А. Г. определил, что «психологический пол» - представляется как характеристика личности и поведения человека с точки зрения маскулинности-фемининности — совокупности признаков, отличающих мужчин и женщин, филогенетически заданных свойств психики, формирующихся под влиянием социальных факторов» [7,200].

Как утверждает Асмолов  А. Г., идеальной формой в развитии психологического пола личности является модель маскулинности-фемининности - соционормативные представления о том, чем отличаются, или должны отличаться друг от друга мужчины и женщины по своим физическим, социальным и психическим качествам. Маскулинным (мужественным) психологический пол считается, если в индивидуальных чертах личности, особенностях поведения, иерархии основных жизненных ценностей и структуре мотивов человека проявляются нормативные характеристики мужской половой роли в обществе. Фемининным (женственным) психологический пол считается при соответствии указанных особенностей личности нормативным характеристикам женской половой роли [7].

Формирование психологического пола происходит несразу. Это стадиальный  процесс. У разных авторов число стадий неодинаково.

Как отмечают в обзорной статье Я. Л. Коломинский и М. X. Мелтсас [25, 165], процесс делится большинством авторов на две составляющие:

  1. половая идентичность - понимание принадлежности себя к определенному полу; единство сознания и поведения индивида, относящего себя к тому или иному полу;
  2. собственно поло-ролевая идентичность - знание и усвоения ролей мужчины и женщины.

Теоретические положения  о механизмах становления поло-ролевого образа изложены в исследованиях зарубежных и отечественных учёных: З. Фрейда, У. Бронфенбреннера, Ф. Додсона, Б. Спока, Э. Эриксона, А. И. Белкина, А. Г. Асмолова, Я. Л. Коломинского и т. д.

Как же появляются и закрепляются признаки психологического пола? Разные теории рассматривали этот процесс  с разных сторон.

Традиционная психоаналитическая концепция, начиная с З. Фрейда, как известно, приписывает основную роль в половой дифференциации биологическим факторам и считает основным ее механизмом процесс идентификации ребенка с родителями. Их теория идентификации подчеркивает роль эмоций и подражания. Ученые этого направления полагают, что ребенок бессознательно имитирует поведение представителей своего пола, прежде всего - родителей, место которых он хочет занять [41,159].

Эта концепция весь процесс  развития личности, в котором она основное внимание уделяла формированию поведения и представлений, обусловленных полом, связывала с сексуальной сферой. Традиционный психоанализ признает, что мужская и женская модели диаметрально противоположны по своим качествам, и если для типичного мужского поведения характерны активность, агрессивность, решительность, стремление к соревнованию и достижению, способности к творческой деятельности, рассудочность, то для женского — пассивность, нерешительность, зависимое поведение, конформность, отсутствие логического мышления и устремления к достижению, а также большая эмоциональность и социальная уравновешенность [41,158].

З. Фрейд полагал, что  личность тогда развивается гармонично, полноценно, когда она следует  вышеописанным моделям, когда не нарушается ее половая идентификация [41,159].

Бихевиористское направление также занималось проблемами детского развития (Э. Торндайк, Д. Б. Уотсон, Э. Ч. Толмен, Б.Скиннер). Согласно бихевиористское теории, человек таков, каким он научился быть. Многие из сторонников бихевиоризма полагают, что человек «учится вести себя» всю жизнь, но не выделяют, подобно Фрейду, Эриксону и Пиаже, каких-либо особых стадий, периодов, этапов. Вместо этого они определяют 3 типа обучения: классическое обусловливание, оперантное обусловливание и обучение посредством наблюдения. Классическое обусловливание – это простейший тип обучения, в процессе которого используется лишь непроизвольные (безусловные) рефлексы в поведении детей [49, 49]. Оперантное обусловливание – это специфический тип обучения, которое разработал Б. Скиннер. Суть его в том, что человек контролирует своё поведение, ориентируясь на его последствия (положительные и отрицательные)[49, 50].

А. Бандура считал, что  в жизни обучение происходит благодаря  наблюдению. Ребёнок наблюдает за тем, что делают, как ведут себя родители, бабушки и дедушки, братья и сёстра, другие люди в его социальном окружении, и старается воспроизводить образцы их поведения.

Он полагал, что награда  и наказание недостаточны, чтобы  научить новому поведению. Дети приобретают новое поведение благодаря научению через наблюдение, имитацию и идентификацию. Это процесс, в котором личность заимствует мысли, чувства или действия от другой личности, выступающей в качестве модели. Научение путем наблюдения позволяет также детям подражать и тем самым приобретать поло-ролевое поведение путем имитации авторитетных для них взрослых одноименного пола, которыми они восхищаются [41, 160].

Теория социального  научения (Н. Миллер, Дж. Доллард, Р. Сирс, Дж. Уайтинг), источником которой является бихевиоризм, утверждает, что поведение человека формируется главным образом благодаря положительным или отрицательным подкреплениям из внешней среды. В ней подчеркивается важность подкрепления и наказания, получаемых ребенком соответственно за подобающее и неподобающее его полу поведение, и того, как ребенок, наблюдая за взрослыми, усваивает свою половую роль. Например, дети замечают, что поведение взрослых мужчин и женщин различается, и строят гипотезы о том, что подходит им самим [49, 50].

Отказываясь от крайних  форм бихевиоризма, последователи теории социального научения сознают, что  каждая форма поведения не обязательно  должна быть подкреплена или заучена  и большое значение при усвоении поведения, типичного для одного или другого пола, имеют также и когнитивные процессы. Усвоение типичного для данного пола поведения объясняется теми же главными принципами научения, что и другие аспекты поведения человека: дифференциацией, обобщением, научением посредством наблюдения, вознаграждением, наказанием, прямым и косвенным обусловливанием [41,160].

Теория когнитивного развития (Ж. Пиаже, Л. Кольберг) утверждает, что хотя положительное и отрицательное подкрепления, идущие от взрослого, и идентификация с ним действительно играют определенную роль в половой социализации ребенка, но главное в ней — это познавательная информация, которую ребенок получает от взрослого, а также понимание им своей половой принадлежности и того, что это свойство необратимо. Ребёнок сначала воспринимает себя как мальчика или девочку, затем узнаёт о связанном полом поведении и стремится вести себя соответствующим образом [49,42].

В соответствии с принципами предоперационного уровня когнитивного развития, сама по себе половая идентичность медленно развивается на протяжении от 2 до 7 лет [49, 41]. В частности, тот факт, что «предоперационные дети» слишком полагаются на зрительные впечатления и вследствие этого неспособны к сохранению знания об идентичности предмета, когда его внешний вид меняется, становится существенным для возникновения у них понятия пола. Так, 3-летние дети могут отличить на картинке мальчиков от девочек, но многие из них не могут сказать, станут ли они мамой или папой, когда вырастут. Понимание того, что пол человека остается тем же, несмотря на меняющийся возраст и внешний вид, называется константностью пола — прямой аналог принципа сохранения количества в примерах с водой, пластилином или шашками Аткенсона.

Основатель когнитивной  теории Л. Кольберг полагает, что формирование полового стереотипа, в частности и в дошкольные годы, зависит от общего интеллектуального развития ребенка и что этот процесс не является пассивным, возникающим под влиянием социально подкрепляемых упражнений, а связан с проявлением самокатегоризации, т. е. причислением ребенком себя к определенному полу. Л. Кольберг считает, что формирование константной половой идентификации у ребенка продолжается в промежутке от 2 до 7 лет. Это совпадает с бурным усилением половой дифференциации активности и установок детей: мальчики и девочки по собственной инициативе выбирают разные игры и партнеров в них, у них проявляются разные интересы, возникают однополые компании [41, 165]. Подкрепление же и моделирование начинают оказывать существенное влияние на формирование психологического пола, по мнению Л. Кольберга, только после того, когда половая типизация уже произошла.

В отечественной психологии внимание на половую обусловленность  развития личности впервые обратили такие учёные как: А.И.Белкин, И.С.Кон, Д.Н.Исаев, В.Е.Каган, А.Г.Асмолов, которые ввели понятие психологического пола в психологию личности. В их исследованиях, рассматривающих различные аспекты становления личности, отмечалось, что органическое развитие само по себе еще не делает человека мужчиной или женщиной в социально-психологическом и личностном смысле и должно для этого дополниться психологическим полом. Как отмечает И.С. Кон: « до конца не ясно, по каким признакам дети определяют свою и чужую половую принадлежность» [30,47]. Осознание ребенком своей половой идентичности предполагает и определенное отношение к ней. Во-первых, это поло-ролевая ориентация, представление индивида о том, насколько его качества соответствуют ожиданиям и требованиям мужской или женской роли. Во-вторых, это поло-ролевые предпочтения, то есть, какие функции, и социальные роли индивид предпочитает выполнять в обществе [30,47].

Кон И. С., Исаев. Н., Белкин А. И. пришли к выводу, что все или почти все онтогенетические характеристики являются не просто возрастными, но половозрастными, а самая первая категория, в которой ребенок осмысливает собственное «я», — это половая принадлежность. АсмоловА. Г. утверждает, что «биологический пол выступает как «безличная» предпосылка формирования психологического пола личности. Индивид рождается с определенным биологическим полом. Однако это индивидное свойство человека в контексте определенного образа жизни, как и любое другое индивидное свойство, является не только предпосылкой становления личности, но и, преобразовавшись в ходе жизненного пути, приводит к формированию психологического пола индивидуальности» [7, 200].

Таким образом, различные  качества личности, изучаемые в психологии половых различий, непосредственно  не даны от природы, а представляют собой проявления индивидуальности, присваиваемые в ходе совместной деятельности людей в условиях конкретного социально-исторического образа жизни.

Вопреки житейским представлениям, что половая принадлежность индивида «дана» ему чисто биологически, половая  идентичность, т. е. осознанная принадлежность к определенному полу, — результат сложного биосоциального процесса, соединяющего онтогенез, половую социализацию и развитие самосознания [29, 47].

В психологии в сходном  смысле употребляется также понятие "социальная ситуация развития", введенное Л.С.Выготским [12]. Говоря о "социальной ситуации развития", Л.С.Выготский подчеркивал, что среда не является "фактором", непосредственно детерминирующим поведение личности, а представляет собой условие осуществления деятельности человека и источник развития личности, без которого, как и без индивидных свойств человека, невозможен сложный процесс строительства личности. Материалом для этого процесса служат те конкретные общественные отношения, которые застает индивид, появляясь на свет [12].

Психологический пол  личности, таким образом, формируется в процессе "врастания ребенка в цивилизацию", культурного развития, которое характеризуется тем, что " совершается при условии динамического изменения органического типа. Оно налагается на процессы роста, созревания и органического развития ребенка и образует с ним единое целое. Только путем абстракции мы можем отделить одни процессы от других" [13].

Биологические факторы  половой дифференциации дополняются  социальными. Генитальная внешность  задает определенную программу взрослым, детерминируя определение акушерского (или паспортного) пола новорожденного, что, в свою очередь, сигнализирует, в духе какой половой роли, мужской или женской, он должен воспитываться [21].

Эта половая социализация, обучение ребенка половой роли, всегда производна от норм и обычаев соответствующего общества, культуры. Сюда входят, прежде всего, система дифференциации половых ролей, т. е. половое разделение труда, специфические поло-ролевые предписания, права и обязанности мужчин и женщин, и связанная с ней система стереотипов маскулинности и фемининности, т. е. представления о том, какими являются или должны быть мужчины и женщины [5,76].

В жизни каждого человека семья  занимает особое место. Семья образует интимный, приватный мир человека, это прикасающаяся непосредственно к человеку социальная среда. В ней человек начинает свою жизнь, в ней делит её с другими людьми, в ней продолжает себя в детях.

Семья одновременно и первичная  ячейка общества и социально-психологическая  ниша. Она может быть спасательным кругом в бушующем жизненном море и роковым подводным рифом; способна украсить жизнь и искалечить её.

В семье растёт ребёнок, и с первых лет своей жизни он усваивает  нормы общежития, нормы человеческих отношений, получая в семье уроки  добра и зла. В ней формируется  отношение ребёнка к внешнему миру, в семье он получает опыт моральных норм поведения. Семья является важнейшей ценностью в жизни многих людей, живущих в современном обществе.

Для ребёнка семья — это среда, в которой непосредственно складываются условия его физического, психического, эмоционального, интеллектуального развития [14, 250]. Для взрослого человека семья представляет собой источник удовлетворения ряда его потребностей и малый коллектив, предъявляющий к нему разнообразные и достаточно сложные требования.

Учёные выделяют различные функции  семьи:

- экономическая;

- хозяйственно-бытовая;

- функция первичной социализации;

- репродуктивная;

- психотерапевтическая;

- воспитательная [14, 251].

Мы остановимся на тех, которые  касаются, прежде всего, воспитания и развития ребёнка.

Важную роль в процессе первичной  социализации играет воспитание ребёнка  в семье. Оно обеспечивает непрерывность  развития общества, продолжение человеческого  рода, связь времен. Известно, что, эмоционально-позитивное полноценное общение ребенка с близким взрослым определяет гармоническое развитие ребенка в ранние годы. С возрастом ребенка воспитательная функция семьи не утрачивает своего значения, а лишь изменяются задачи, средства, тактика воспитания, формы сотрудничества и кооперации с родителями. В настоящее время именно воспитание детей рассматривается как важнейшая социальная функция семьи.

С самого раннего возраста правильный процесс развития ребенка осуществляется в первую очередь благодаря заботам  родителей. Маленький ребенок учится у своих родителей мыслить, говорить, понимать и контролировать свои реакции. Благодаря личностным образцам, каковыми являются для него родители, он учится тому, как относиться к другим членам

семьи, родственникам, знакомым: кого любить, кого избегать, с кем более или менее считаться, кому выражать свою симпатию или антипатию, когда сдерживать свои реакции.

В процессе формирования психологического пола важная роль отводится  семье. Так, авторы, выше указанные нами, психоаналитической теории считают основным в поло-ролевой социализации идентификацию ребенка с родителем одного с ним пола, а также преодоление специфических конфликтов, главный из которых — Эдипов конфликт [41,162].

Они полагают, что мальчикам сложнее  разрешить Эдипов конфликт, так как  это предполагает разрушение первичной идентификации мальчика с матерью, разрушение, которое происходит с помощью отца, поддерживающего в сыне тенденцию к обесцениванию всего женского.

По мнению психоаналитиков, опыт, который  приобретают мальчики и девочки  в семье, определяется их разными врожденными биологическими потребностями. Для типичного мужского поведения характерны: активность, агрессивность, решительность, стремление к соревнованию и достижению, способность к творческой деятельности, рассудочность. Для женской модели типично: пассивность, нерешительность, зависимое поведение, конформность, отсутствие логического мышления и устремления к достижению, а также, большая, чем у мужчины эмоциональность и социальная уравновешенность.

Фрейдовская теория - это теория саморазвития, так как она признает, что мальчики и девочки в определяющие годы детства имеют разный опыт в семье, который обусловлен разными врожденными биологическими потребностями детей противоположного пола. Именно под влиянием этого опыта у них формируются черты, типичные для того или иного пола, которые, возникая уже в дошкольные годы, закрепляются с возрастом [41,163].

Фрейд считал, что личность развивается  гармонично, полноценно, если следует  вышеозначенным моделям, когда не нарушается ее половая идентификация.

Теория социального научения, как мы уже отмечали, рассматривая механизмы формирования психологического пола и поло-ролевых стереотипов, модифицировали основной принцип бихевиоризма — принцип обусловливания. Представители этих теорий считают, что в развитии поло-ролевого поведения все зависит от родительских моделей, которым ребенок старается подражать, и от подкреплений, которые дают поведению ребенка родители (положительное — за поведение, соответствующее полу, и отрицательное — за противоположное). Главный принцип научения поло-ролевому поведению — это дифференциация половых ролей посредством наблюдения, вознаграждения, наказания, путем прямого и косвенного обусловливания [41, 160].

В теории социального научения типичное для пола поведение определяется как поведение, которое вознаграждается по-разному в зависимости от соответствия полу. По мнению А. Бандуры, родители начинают тренировать ребенка прежде, чем сам ребенок окажется способным наблюдать и различать модели обоих полов. Ролевая дифференциация пола начинается сразу после рождения ребенка, когда детей одевают в разные цвета Выбором имени, различиями в одежде и наборах игрушек родители стараются четко указывать пол ребенка — как самому ребенку, так и окружающим [25, 166].

Многочисленные исследования бихевиористов показывают, что с самого рождения ребенка взрослые относятся к нему по-разному в зависимости от его пола, что находит отражение в именах, которые дают детям разного пола, в одежде, в тоне голоса взрослого, в предлагаемых ребенку игрушках, в характере поощрений и наказаний. Данные ряда исследований свидетельствуют, что мальчиков родители чаще подвергают физическим наказаниям, чем девочек, а более частые и сильные наказания воспитывают у мальчиков и большее сопротивление [25, 166].

С точки зрения когнитивной  теории первым этапом в процессе усвоения половой роли является самоопределение  ребенка в роли мальчика или девочки. Л. Кольберг считает, что определенные черты родителей могут затормозить  или облегчить половую типизацию, но не могут вызвать ее. Например, властность отца в семье и его сердечность в отношениях с сыном способствуют половой типизации сына. В семьях, где доминирует мать, сыновья в меньшей степени маскулинны [25, 165].

Теории социального  научения и когнитивной не являются совершенно противоположными. Несмотря на декларируемые теоретические различия, представители обоих подходов дают сходные конкретные описания типичного для пола поведения мальчиков и девочек. Когнитивная теория сосредоточивается главным образом на формировании половой идентичности ребенка. В рамках теории социального научения главное внимание уделяется приобретению половой роли, т.е. формированию типичного для пола поведения [25, 170]. Последователи психоаналитического направления в рамках теории социального научения рассматривают процесс приобретения половой идентичности и половой роли через идентификацию с родителем в контексте семейных отношений.

Семья – это первая среда поло-ролевой социализации. Семья готовит ребенка к будущей  самостоятельной жизни в обществе, передает ему духовные ценности, моральные нормы, образцы поведения, традиции, культуру своего общества. Направляющие, согласованные воспитательные методы родителей учат ребенка раскованности, в то же время он учится управлять своими действиями и поступками согласно нравственным нормам. У ребенка формируется мир ценностей. В этом многостороннем развитии родители своим поведением и собственным примером оказывают ребенку большую помощь. Однако некоторые родители могут затруднять, тормозить, даже нарушать поведение своих детей, способствуя проявлению у него патологических черт личности.

Именно родители с  самого детства начинают влиять на формирование половой идентичности ребенка, которая заключается в единстве поведения и самосознания, причислении себя к определенному полу и ориентации на требования соответствующей половой роли. Осознание ребенком своей половой роли (идентичности) включает в себя, с одной стороны, поло-ролевую ориентацию, представление ребенка о том, насколько его качества соответствуют ожиданиям и требованиям мужской или женской роли, а с другой — поло-ролевые предпочтения, какую половую роль (идентичность) ребенок предпочитает. Половая роль при этом выступает в виде системы предписаний, модели поведения, которые должен усвоить индивид, чтобы его признали мужчиной или женщиной (мальчиком, девочкой) [29, 59].

Взрослые сознательно  или бессознательно обучают ребёнка  его половой роли. Культурные стереотипы и собственный опыт подсказывают родителям, каким должен быть мальчик  и какой девочка. Считается, что родители более определённо отождествляют себя с ребёнком своего пола и хотят быть моделью для него. На общение с детьми более или менее явно переносится стиль отношения между полами, так что отношение отцов к дочерям – это всегда немного отношение как к маленьким женщинам, а матерей к сыновьям – как к маленьким мужчинам. В. Е. Каган, оценивая роль в становлении психологического пола, отметил, что:

  • хотят того родители или нет, они неизбежно влияют и на психологическое и на сексуальное развитие детей;
  • семья влияет на ребёнка через систему отношений: родителей между собой, каждого из них и обоих вместе с ребёнком;
  • успешность влияний семьи существенно зависит от степени согласованности их с существующими у ребёнка врождёнными особенностями маскулинности – фемининности [22].

Определение пола первоначально  производится акушером на основании  внешнего вида гениталий новорожденного. Предопределённый биологически, он вызывает соответствующие реакции у окружающих, проявляющиеся, например, уже в выборе цвета и белья для новорожденного, в отношении отца и матери к ребёнку [20]. Под влиянием разнообразнейших источников информации дети постепенно осваивают знания, необходимые для понимания биологического аспекта своего полового назначения. Если на осознание анатомо-физиологических особенностей пола уходят годы, то освоение психологических черт мужественности – женственности, требуют значительно большего времени. Без учёта особенностей мужественности и женственности (мускулинности и феминииности) невозможно успешно, правильно и безболезненно формировать личность будущих мужчин и женщин [20].

Ребенок, воспитывающийся  в семье, где личностными образцами  для него являются родители, получает подготовку к последующим социальным ролям: женщины или мужчины, жены или мужа, матери или отца [35,172]. Кроме того, довольно сильным является социальное давление. Детей обычно хвалят за поведение, соответствующее их полу, и порицают за действия, присущие противоположному полу. От девочек ждут душевности, чувствительности и эмоциональности. Мальчикам чаще прощают проявление агрессивности и поощряют их активность и инициативность. Ориентация ребёнка на ценности своего пола, прежде всего, происходят в семье. В семье дети преимущественно подражают тем родным, которые являются представителями того же пола, что и сам ребёнок. Правильное половое воспитание ребенка, формирование чувства принадлежности к своему полу составляют одну из основ дальнейшего развития их личности [35,223].

Особенности взаимодействия ребёнка с родителями, степень  их отзывчивости, наличие эмоциональных  связей и отношений оказывают  влияние на протяжении всего периода  детства. Поэтому так важно, чтобы  у каждого ребёнка были мать и отец.

В своей работе О. С. Мухина отмечает, что в полной семье эмоциональный фон создает мать, поддерживая благоприятную семейную атмосферу понимания, доверительности и душевной близости, а отец выполняет функции нормативного контроля и осуществляет регуляцию поведения. В полной семье родители предстают перед детьми не только в родительских ролях, но и как мужчина и женщина в супружеском партнерстве. В малой полной семье ребёнок ориентируется на родителей, причём, как правило, мальчик – на отца, а девочка – на мать. Мальчик свой выбор отца аргументирует тем, что он тоже мужчина и должен быть похож на мужчин. При этом он выражает восхищение именно мужскими достоинствами отца. Девочка свой выбор матери аргументирует тем, что она тоже женщина и должна быть похожа на женщин, и выражает восхищение именно женскими достоинствами матери [32].

Сын в поведении отца находит образец своей собственной  половой роли, в образе матери - прообраз своей будущей избранницы. Отношения  родителей служат для него моделью  взаимоотношения полов. То же самое можно сказать и о дочери: образцом поведения для нее служит мать, прообразом будущего избранника - отец. Поэтому оптимальный вариант для поло-ролевого развития ребенка - наличие в семье обоих родителей, т.е. полная семья, живущая по законам любви и взаимоуважения. В таком случае у детей формируются начальные идеалы семьи и своей социальной роли, нравственные представления о роли противоположного пола [38].

Но полная семья сама по себе не гарантирует успеха в  воспитании ребенка, а лишь создает предпосылки успешного формирования его личности. Тем не менее, воспитание в условиях неполной семьи таит в себе целый ряд трудностей, с которыми рано или поздно придется встретиться каждому одинокому родителю.

Традиционно принято  считать, что неполной называется такая семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. В зависимости от того, кто из родителей занимается воспитанием детей, выделяют материнские и отцовские неполные семьи. В. Сатир считает, что проблема неполной семьи в том, что ребенку трудно создать целостное представление о мужчинах и женщинах. Оставшемуся же родителю нетрудно создать у него негативное представление об отсутствующем родителе, особенно если расставание было связано с разводом, уходом или чем-то, причиняющим сильную боль. Женщина, остающаяся с детьми без мужа, должна очень постараться, чтобы ее ребенок не подумал, что «все мужчины плохие». Мальчик, который это слышит, с трудом поверит, что быть мужчиной хорошо. А если он не чувствует, что это хорошо, то как же он может почувствовать, что он сам хороший?

Родительский дом испокон  веков называется отчим, в этом выражении  заложен глубокий смысл, определяющий важную роль отца в воспитании и  формировании личности ребёнка. Отсутствие в семье не просто отца, а прежде всего мужчины является важной предпосылкой отклонений в психическом развитии ребёнка.

Дефицит мужского влияния  в неполных семьях проявляется в  виде:

  • нарушений в развитии интеллектуальной сферы;
  • затруднений общения с представителями противоположного пола;
  • формирования избыточной, патологической привязанности к матери;
  • недостаточно чёткого осуществления процесса половой идентификации мальчиков и девочек [32].

Нарушение половой идентичности, несформированность навыков поло-ролевого поведения, утрата чувства пола порождает глубокие изменения всей личности ребёнка. В развитии специфических половых психологических качеств мужчин и женщин огромная роль принадлежит отцу. Известно, что отцы более дифференцированно, чем матери, относятся к ребёнку в зависимости от его пола. Показано, что в семьях, где нет отца, основы мужских черт у сыновей возникали медленнее и мальчики были менее агрессивными и более зависимыми; с другой стороны, отсутствие отца до четырехлетнего возраста влияет на поло-ролевую ориентацию сильнее, чем в более старшем возрасте [29].

Уже впервые месяцы жизни  ребенка отец по-разному играет с  мальчиком и девочкой, тем самым  начинает формировать их половую  идентичность. Первые пять лет жизни  играют определяющую роль в развитии черт мужественности у мальчика и в установлении в будущем гетеросексуальных отношений у девочки. Поэтому, чем дольше в этот период ребенку придется жить без отца и никакой другой мужчина не послужит эффективной его заменой, тем серьезнее могут оказаться трудности половой идентификации [22].

Наиболее успешно дети усваивают ту или иную психосоциальную  роль в дошкольном возрасте: мальчики в 5-7 лет, у девочек это период более размыт 3-8 лет. Под влиянием родителей к 3-6 годам у ребенка  складывается представление о принадлежности к определенному полу, что чрезвычайно сильно влияет на весь дальнейший ход формирования его личности как мужчины или женщины [19, 17].

Отсутствие отца в  семье или человека, его заменяющего, сказывается на развитии личности мужского самосознания мальчиков. Лишенные в детстве возможности достаточного общения с отцом мальчики в последующем часто не умеют исполнять свои отцовские обязанности и, таким образом, отрицательно влияют на личностное становление своих детей. Воспитывающиеся без отца мальчики либо усваивают женский тип поведения, либо у них создается искаженное представление о мужском поведении как антагонистически противоположном женскому. В обоих случаях складывается вульгаризованное представление о мужском поведении как агрессивном, грубом, резком и жестоком. Такие мальчики часто менее зрелы и менее целеустремленны, не чувствуют себя в достаточной безопасности, безынициативны и неуравновешенны, более робки. У них могут развиться черты покорности, беспечности, изнеженность [32].

Дефицит мужского влияния  в детстве может привести к  возникновению у мальчиков трудностей усвоения адекватной половой роли, и служить одной из причин развития гомосексуализма [22].

В развитии девочки отец играет также важную роль. Для нее  он мужчина номер один, его черты, особенности поведения, нюансы взаимоотношений запоминаются порой на бессознательном уровне и становятся образцом, к которому впоследствии будут притягиваться все типы отношений будущей женщины с мужчинами [5,81].

Многие девочки, обделённые вниманием отца, обречены на яростное самоутверждение в течение всей жизни. Подчёркнутая самостоятельность, стремление выйти из сферы «женских занятий» и утвердить своё равноправие и равноценность мужчине часто восходит к детскому желанию дочери привлечь внимание отца. Чем больше времени уделяет отец общению с девочкой в раннем возрасте, тем более адекватные формы полового поведения формируются у нее в дальнейшем. Помимо этого, она понимает природу мужчины, наблюдая множество тонких нюансов в поведении родителей. Дефицит мужского влияния в ходе взросления девочки существенно затрудняет ее развитие как будущей женщины, осложняет формирование у нее навыков межполового общения, что впоследствии негативно отразиться на личной и семейной жизни [38].

Результатом издержек материнского воспитания в неполных семьях может стать деформация личности ребенка уже в раннем детстве. От издержек материнского воспитания в таких семьях страдают, прежде всего, мальчики. Одна из наиболее распространенных особенностей материнского воспитания в неполных семьях — чрезмерная опека сына матерью. В своем стремлении оградить сына от жизненных трудностей, ответственности и риска матери часто тем самым парализуют детскую волю, мешают сыновьям стать мужчинами [48,125].

В результате материнская гиперопека может привести к серьезному психологическому осложнению взаимоотношений между сыном и матерью, исходом которой может стать эмоциональное отчуждение, ненависть и вражда. Тесная эмоциональная близость мальчика с матерью в период дошкольного детства влияет на его отношения со сверстниками, порой осложняя их, а сильный материнский гнёт может стимулировать неправильное увлечение ребёнка. У мальчиков, воспитанных только матерью, наблюдаются развитие женских черт характера, таких как словесная агрессивность, предпочтение игр и занятий, традиционно свойственных девочкам, либо напротив, развитие «компенсаторной мужественности», для которой характерно сочетание преувеличенного мужского поведения с зависимым характером [48,124].

Не всегда взаимоотношения матери и сына приводят к личностной деформации мальчика. Если мать с раннего детства воспитывает в сыне умение преодолевать трудности, поощряет его самостоятельность и инициативу, стимулирует в нем желание быть сильным и смелым, развивает способность рисковать, то у мальчика сформируется мужской стиль поведения и под влиянием матери. В этом случае мать станет для сына надежным другом в течение всей его жизни.

Нежеланный по полу ребенок тоже имеет проблемы в развитии, вызванные неадекватным воспитанием со стороны родителей. К мальчику относятся как к девочке, больше опекают, ограничивают самостоятельность и активность, не развивают специфические формы общения со сверстниками того же пола. Девочку, наоборот, больше стимулируют, нацеливают на успех и наказывают при непослушании. В роли нежеланного по полу выступают как первые, так и вторые дети в семье.

Таким образом, анализируя литературу, мы пришли к выводу, что  формирование психологического пола ребёнка  дошкольного возраста с лежащей  в его основе генетической программой, и предусмотренная культурой половая социализация всегда действуют и должны рассматриваться совместно, причем не вообще, а с учетом того, как они преломляются в половом самосознании индивида.

Формирование образа Я – мальчика, девочки – учёные А. Г. Асмолов, И. С. Кон, В. Е. Каган рассматривают как:

  • процесс идентификации с родителями;
  • условную связь между подражанием образцам мужского и женского поведения и их социальным подкреплением;
  • организацию познания социального мира в ходе исполнения роли своего пола;
  • процесс влияния социальных ожиданий общества, которые возникают в соответствии с конкретной социально-культурной матрицей и находят своё отражение в процессе воспитания.

Хотелось бы отметить, что роль родителей в деле воспитания многопланова и отражается на формирование личности ребенка уже в раннем детстве.

Отсутствие одного из родителей, например отца, приводит к  серьезным нарушениям психического развития ребенка, снижению его социальной активности, деформациям личности и  нарушению процесса поло-ролевой идентификации, а также к различным отклонениям в поведении и состоянии психического здоровья.

Процесс половой и  поло-ролевой идентификации, то есть осознание ребенком своей половой  принадлежности и приобретения психологических  особенностей поведения, характерных для представителей определенного пола, во многом зависит от состава семьи и влияния матери или отца на формирование у ребенка жизненных и ценностных установок. Именно в условиях семейного воспитания дети получают первый опыт личного поведения, эмоционального реагирования на различные ситуации, учатся познавать окружающий природный и социальный мир, организовывать свой быт, эффективно участвовать в межличностном и межполовом общении.

 

 

1.2 Психофизиологическое развитие детей старшего дошкольного возраста

 

 

К дошкольному возрасту относится период от 3 до 6-7 лет. Это  достаточно большой отрезок жизни  ребёнка. Ребёнок открывает для  себя мир человеческих отношений  и стремится включиться в этот мир, проявляя свою возрастающую самостоятельность.

Возраст пяти – шести  лет является переходным между дошкольным и младшим школьным периодом развития и характеризуется как период интенсивной социализации ребёнка, одной из составляющих которой является поло-ролевая социализация.

Старший дошкольный возраст является периодом интенсивного психического развития. Особенности этого этапа проявляются в прогрессивных изменениях во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований [49].

Заметные изменения происходят и с нервной системой, мозгом, хотя эти внутренние перемены наблюдать  труднее, чем внешние. Мозг увеличивается  в размерах, на нём образуются новые  извилины, он как бы сморщивается и  уплотняется. В связи с этим более выраженной становится способность к торможению эмоциональных порывов, уже легче при необходимости ограничить свои желания

В сфере ощущений отмечается существенное снижение порогов всех видов чувствительности. Повышается дифференцированность восприятия. Особую роль в развитии восприятия играет переход от использования предметных образов к сенсорным эталонам – общепринятым представлениям об основных видах каждого свойства. К 6- летнему возрасту развивается чёткая избирательность восприятия по отношению к социальным объектам [31].

Ведущими новообразованиями данного  периода являются произвольные действия. У детей этого возраста заметно  повышается произвольность психических  процессов — восприятия, мышления и речи, внимания, памяти, воображения. Внимание становится более сосредоточенным, устойчивым (ребенок способен им управлять), в связи с этим развивается способность запоминать; мобилизуя волю, ребенок сознательно старается запомнить правила ухода за птичкой, последовательность действий при конструировании игрушки и т. п. [35].

В возрасте 5-6 лет отмечаются первые перцептивные действия, направленные на сознательное запоминание и припоминание. Происходит быстрое развитие воображения  от репродуктивного – в начале, к творческому и преобразующему в конце дошкольного периода. По сравнению с предыдущим периодом заметно повышается уровень наглядно-образного мышления, за счет чего становится возможным формирование не только конкретных, но и обобщенных знаний, а также простейших понятий об окружающем мире. К 6 годам начинает формироваться словесно-логическое мышление.

Поведение становится более целенаправленным, целеустремленным, в значительной мере произвольным. Старшие дошкольники  могут преодолевать свои непосредственные желания и действовать по принципу « Надо!». Д. Б. Эльконин подчёркивал, что управление своим поведением становится предметом сознания самих детей, а это означает новую ступень развития сознания ребёнка, ступень формирования его самосознания.

Для старших дошкольников характерны живой интерес к окружающей жизни, жажда ее познания, огромная восприимчивость к тому, что он узнает самостоятельно и от взрослых. Они очень впечатлительны, эмоциональны и внушаемы. В 5-6лет в ребёнке уже отчётливо просматривается будущий взрослый.

В этот период ребенок начинает приобретать интерес к телесной конструкции человека, в том числе к половым различиям, что содействует развитию половой идентификации. Поло-ролевая идентификация - отождествление себя с физическим и психологическим полом мужчины или женщины и стремление сооветствовать принятым в культуре, прежде всего в семье, стереотипам мужского и женского поведения [35, 222].

Телесная активность, координированность движений и действий помимо общей  двигательной активности посвящается  ребенком и освоению специфических  движений и действий, связанных с половой принадлежностью.

Дошкольный возраст - это важнейший  период в формировании личности детей, в том числе и как будущих  мужчин и женщин. Психологическое  обретение пола начинается именно в  дошкольном возрасте, но развивается и наращивается на протяжении всей жизни человека. Идентификация со своим полом получает столь глубокое проникновение в самосознание личности, что интегрирует по всем звеньям самосознания [26].

На протяжении дошкольного возраста ребенок по нарастающей начинает присваивать поведенческие формы, интересы, ценности своего пола.

Уже в момент зачатия ребёнок  получает главное для того, чтобы  стать мужчиной или женщиной: набор  половых хромосом. Половая принадлежность закладывается в момент оплодотворения. Именно ею определяется характер реакций на условия развития. Дальнейшее зависит от условий развития и воспитания. Процесс половой идентификации наиболее интенсивно протекает на ранних стадиях онтогенетического развития ребенка. В детском возрасте происходит активный процесс половой, половозрастной и поло-ролевой идентификации. Но половые различия в поведении детей проявляются уже на первом году жизни. И первые три года жизни детей – важный период усвоения ими половой принадлежности и соответствующих полу форм поведения и социальных ролей [26].

Первичная половая идентичность как  утверждают Каган В. Е., КоломинскийЯ. Л. , т.е. осознание своей половой  принадлежности, складывается обычно уже к 1,5 годам и является наиболее устойчивым стержневым элементом самосознания. Это знание формируется, прежде всего, на двух основаниях:

1) соматические признаки ребенка.  У каждого ребенка начинает  формироваться образ тела;

2) поведенческие и характерологические  нормы поведения — типичные  стереотипы мужественности или  женственности в поведении ребенка [26].

С возрастом объем, и содержание этой идентичности меняются, причём это  часто связанно с умственным и  социальным развитием ребёнка. Психологическое  самоопределение половой принадлежности начинается со второго года жизни  и закрепляется к третьему году. К этому сроку 75 % детей считают себя мальчиком или девочкой. Они могут делить других на мальчиков и девочек, мужчин и женщин, а также правильно ответить на вопрос: "Ты девочка или мальчик?" [20].

Двухлетний ребёнок  знает свой пол, но ещё не умеет  обосновать эту атрибуцию. Образ  Я-девочка и Я-мальчик, в основном, складывается у детей уже к  двум-трем годам. Но исследования показывают, что в условиях выбора адекватной полу ребенка картинки из ряда изображений детей и взрослых разного пола некоторые дети младшего возраста еще допускают ошибки. Можно предположить, что в младшем возрасте представления о своем половом образе сформированы недостаточно полно и четко.

По мнению А.Г. Хрипковой  и Д.В. Колесова, знание собственной половой принадлежности (вернее, убежденность в определенном характере этой принадлежности) развивается в полной мере к трем годам, в процессе того, как ребенок осознает свое Я. Важную роль при этом играет обучение и воспитание в семье, т. к. мать и другие люди в обращении к ребенку постоянно подчеркивают "ты – мальчик" или "ты – девочка". Ребенок, слыша от взрослых: «ты - мальчик» или «ты - девочка», переосмысливает эти наименования и в связи со своими половыми особенностями. Однако, это не просто знание, но и убеждение, и формируется оно на основании анализа признаков собственной половой принадлежности, не являясь просто запоминанием.

К 3 годам ребенок ясно различает пол окружающих его  людей, однако может не знать, в чем  заключается различие между ними. Например, многие дети уверены в том, что, если надеть на мальчика платье, он становится девочкой. Они могут не понимать, что только мальчик может стать папой, а девочка - мамой, а также могут спросить у своего отца, кем тот был - мальчиком или девочкой, когда был маленьким [58,55].

Таким образом, трехлетний ребенок, хотя знает о своей половой  принадлежности, но часто ассоциирует  пол со случайными внешними признаками, вроде одежды и стрижки волос. Он допускает и возможность изменения  пола. К 3-4 годам ребёнок ясно различает пол окружающих его людей,  но часто ассоциирует его со случайными внешними признаками, вроде одежды, и допускает принципиальную обратимость, возможность изменения пола (хотя в действительности изменение половой идентичности ребенка в этом возрасте уже весьма сложно) [26].

В этом возрасте половая  принадлежность ассоциируется у  детей с определенными соматическими (образ тела, включая гениталии) и  поведенческими свойствами, но приписываемое  им значение и соотношение таких признаков могут быть различными. Особое место занимает формирование образа тела, который возникает в связи с общими познавательными интересами ребёнка, когда он вдруг начинает активно интересоваться телесной организацией людей и своей собственной. Ребенок раннего возраста непосредствен в отношении к своему телу и половым органам. По мере взросления дошкольники начинают понимать различия и смущаться при обнажении перед другими людьми. Чувства неловкости, стыдливость не врожденные - они результат своеобразия культурного развития общества [37]. Он знает кто он: мальчик или девочка. Но он ещё не знает, каким содержанием должны быть наполнены слова «мальчик» и «девочка».

Возраст три-четыре года многие исследователи (Кон И. С., Колесов  Д. В., Мухина В. С.) считают сензитивным для закрепления правильной ориентации и регуляции поведения по женскому или мужскому типу. Это возраст своеобразной "настройки" личности определенного пола. Дети стараются как можно больше узнать, как ведут себя взрослые, как поступают в разных обстоятельствах. Все эти сведения играют роль эталона. Общение со взрослыми в дошкольном возрасте является основным источником знаний при формировании психологического пола.

Средний дошкольный возраст (4-5 лет) характеризуется уже большей  четкостью в определении полового образа. Достигаются устойчивые поло-ролевые предпочтения и представления. Старший дошкольный возраст – это возраст, когда дети безошибочно определяют свой пол. Они могут подробно рассказать об отличительных признаках мальчиков и девочек: "Девочки носят платья, косички, заколки, у них кудри, а мальчики – штаны, они играют в машинки, пистолеты и у них короткие волосы". Половая идентичность формируется уже не на номинативном уровне, а как единство переживаний и ролевого поведения [21].

В 6-7 лет ребенок окончательно осознает необратимость половой принадлежности, причем это совпадает с бурным усилием половой дифференцировки поведения и установок; мальчики и девочки по собственной инициативе выбирают разные игры и партнеров в них, проявляют разные интересы, стиль поведения; такая стихийная половая сегрегация (однополые компании) способствует кристаллизации и осознанию половых различий. Происходит не только эмоциональная дифференциация интересов, но и действенное проникновение в специфику мужской и женской деятельности.


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.