Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Учет, анализ и аудит материально-производственных запасов

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 28.05.13. Сдан: 2013. Страниц: 38. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):




Содержание

 

 

 

Введение

 

Материалы составляют основу готовой  продукции, а также используются при выполнении работ и оказании услуг. Они относятся к оборотным средствам однократного использования и входят в состав производственных запасов организации. Материалы, как правило, целиком потребляются в каждом производственном цикле и полностью переносят свою стоимость на стоимость производимой продукции. Кроме того, как материалы учитываются средства труда сроком службы до 1 года.

По способу использования и  назначения в производственном процессе различают сырье, основные и вспомогательные  материалы, топливо, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, запасные части, тару, используемую для упаковки и транспортировки продукции (товаров), и прочие материалы.

В современных условиях усиливается  роль бухгалтерского учета и аудита в области материально-производственных запасов. Этим объясняется выбор темы дипломного исследования. Основная цель написания дипломной работы – экономическое назначение и роль материально-производственных запасов в деятельности предприятия МУП ЖКХ «Ленинский 1» - нормативное регулирование, действующая практика учета поступления и использования материально-производственных запасов, документальное оформление, бухгалтерский учет материально-производственных запасов на складе, синтетический учет, аудит материально-производственных запасов. Основные задачи и оценка внутреннего контроля, проведение контрольных процедур и составление программы аудита материально-производственных запасов.

Предприятие МУП ЖКХ «Ленинский 1» является юридическим лицом, имеет  самостоятельный баланс, расчетные  и иные счета в банках, круглую печать со своим наименованием, штамп. Бланки, фирменное наименование, может иметь свой товарный знак. Предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Предприятие не отвечает по обязательствам учредителя, а учредитель предприятия не отвечает по обязательствам предприятия, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством. Предприятие от своего имени приобретает имущественные личные и неимущественные права и несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде и арбитражном суде в соответствии с действующим законодательством РФ. Предприятие не имеет филиалов, представительств, дочерних предприятий.

Предприятие создано в целях  удовлетворения общественных потребностей в результатах его деятельности и получения прибыли. Предприятие осуществляет следующие виды деятельности:

    1. эксплуатация и ремонт внешних и внутренних систем теплоснабжения;
    2. эксплуатация и ремонт внешних и внутренних систем электроснабжения;
    3. капитальный и текущий ремонт жилого и нежилого фонда;
    4. эксплуатация жилищного фонда и нежилых помещений независимо от организационно-правовой формы собственности;
    5. оказание бытовых услуг;
    6. оказание транспортных услуг юридическим и физическим лицам.

Предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством РФ, нормативно-правовыми актами органов самоуправления г. Ростов-на-Дону.

Имущество предприятия находится  в собственности муниципального образования – г. Ростов-на-Дону, является неделимым и не может  быть распределено по вкладам, в том числе между работниками предприятия, принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения и отражается на его самостоятельном балансе.

Предприятие имеет право продавать  принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог. Вносить в качестве вклада в уставной капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным образом распоряжаться этим имуществом только с согласия Комитета по управлению имуществом Ростова-на-Дону.

Предприятие самостоятельно распоряжается  результатами производственной деятельности, выпускаемой продукцией, полученной чистой прибылью, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей и перечисления в бюджет города части прибыли от использования имущества.

Часть чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия может быть направлена на увеличение уставного фонда предприятия. Оставшаяся в распоряжении предприятия часть чистой прибыли используется предприятием в установленном порядке, в том числе на:

    • внедрение, освоение новой техники и технологии, мероприятий по охране труда и окружающей среды;
    • создание фондов предприятия, в том числе предназначенных для покрытия убытков;
    • развитие и расширение финансово-хозяйственной деятельности предприятия, пополнение оборотных средств;
    • строительство. Реконструкцию и обновление основных фондов;
    • покупку материальных ценностей, ценных бумаг;
    • рекламу продукции и услуг предприятия;
    • материальное стимулирование, обучение и повышение квалификации сотрудников предприятия.

Предприятие создает резервный фонд. Размер резервного фонда составляет не ниже 10% уставного фонда предприятия, если иное не предусмотрено действующим законодательством. Резервный фонд предприятия формируется путем ежегодных отчислений в размере 2%, если иное не предусмотрено действующим законодательством, от доли чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, до достижения размера, предусмотренного уставом.

Плоды, продукция и доходы от использования  имущества, находящегося в хозяйственном  ведении предприятия, а также  имущество, приобретенное им за счет полученной прибыли и других источников. Являются муниципальной собственностью и поступают в хозяйственное ведение предприятия.

Размер уставного фонда предприятия  восемьдесят три тысячи пятьсот  рублей. На момент регистрации уставной капитал оплачен полностью. Если по окончании финансового года стоимость чистых активов предприятия окажется меньше размеров уставного фонда, орган, принявши решение о создании предприятия, производит в установленном порядке уменьшение уставного фонда. Увеличение уставного фонда предприятия может быть произведено как за счет передачи ему имущества, так и за счет имеющихся активов. В случае принятия решения об уменьшении уставного фонда предприятие обязано уведомить об этом своих кредиторов.

Источником формирования имущества предприятия являются:

    • имущество, передано предприятию по решению Комитета по управлению имуществом г. Ростова-на-Дону;
    • прибыль, полученная в результате хозяйственной деятельности;
    • заемные средства, в том числе кредиты банков и других кредитных организаций;
    • амортизационные отчисления;
    • капитальные вложения и дотации из городского бюджета;
    • целевое бюджетное финансирование;
    • дивиденды, полученные от хозяйственных обществ и товариществ, в уставных капиталах которых участвует предприятие;
    • добровольные взносы организаций и граждан;
    • иные источники, не противоречащие действующему законодательству РФ.

 

Глава 1. Экономическое  назначение и роль материально-производственных запасов в деятельности предприятия

1.1 Материально-производственные  запасы, их классификация, оценка, задачи учета

 

Материально-производственные запасы – это часть имущества: а) используемая при производстве продукции, выполнении работ и оказании услуг, предназначенных  для продажи (сырье и основные материалы, покупные полуфабрикаты и др.); б) предназначенная для продажи (готовая продукция и товары); в) используемая для управленческих нужд организации (вспомогательные материалы, топливо, запасные части).

Основная часть материально-производственных запасов используется в качестве предметов труда в производственном процессе. Они целиком потребляются в каждом производственном цикле и полностью переносят свою стоимость на стоимость производимой продукции.

Основными задачами учета материально-производственных запасов являются: контроль за сохранностью материальных ресурсов, соответствием складских запасов нормативам, за выполнением планов снабжения материалами; выявление фактических затрат, связанных с заготовкой материалов; контроль за соблюдением норм производственного потребления; правильное распределение стоимости израсходованных в производстве материалов по объектам калькуляции; рациональная оценка производственных запасов.

В зависимости от той роли, которую  играют разнообразные производственные запасы в процессе производства, их подразделяют на следующие группы: сырье и основные материалы. Вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты, отходы (возвратные), топливо, тара и тарные материалы, запасные части. Сырье и основные материалы – предметы труда, из которых изготовляют продукт и образуют материальную (вещественную) основу продукту, вспомогательные материалы – используют для воздействия на сырье и основные материалы, придания продукту определенных потребительских свойств или же для обслуживания и ухода за орудиями труда и облегчения процесса производства.

Покупные полуфабрикаты – сырье  и материалы, прошедшие определенные стадии обработки, но не являющиеся еще  готовой продукцией. В изготовлении продукции они выполняют такую  же роль, как и основные материалы, то есть составляют ее материальную основу.

Возвратные отходы производства –  остатки сырья и материалов, образовавшиеся в процессе их переработки в готовую  продукцию, полностью или частично утратившие потребительские свойства исходного сырья и материалов.

Из группы вспомогательных материалов отдельно выделяют в связи с особенностью их использования топливо, тару и тарные материалы, запасные части.

Топливо подразделяют на технологическое (для технологических целей), двигательное (горючее) и хозяйственное (на отопление).

Тара и тарные материалы – предметы, используемые для упаковки, транспортировки, хранения различных материалов и продукции (мешки, ящики, коробки). Запасные части используют для ремонта и замены износившихся деталей машин и оборудования.

Кроме того, материалы классифицируют по техническим свойствам и делят на группы: черные и цветные металлы, прокат, трубы. Указанные классификации производственных запасов используют для построения синтетического и аналитического учета, а также для составления статистического отчета об остатках, поступлении и расходовании материалов.

Для учета производственных запасов  применяют следующие синтетические  счета:

10 «Материалы»;

11 «Животные на выращивании и  откорме»;

15 «Заготовление и приобретение  материалов»;

16 «Отклонения в стоимости материалов»;

Забалансовые счета 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное  хранение» и 003 «Материалы, принятые в переработку».

К счету 10 «Материалы» могут быть открыты следующие субсчета:

    1. «Сырье и материалы»;
    2. «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали»;
    3. «Топливо»;
    4. «Тара и тарные материалы»;
    5. «Запасные части»;
    6. «Прочие материалы»;
    7. «Материалы, переданные в переработку на сторону»;
    8. «Строительные материалы».

На малых предприятиях все производственные запасы можно учитывать на одном синтетическом счете 10 «Материалы».

Внутри каждой из перечисленных  групп материальные ценности подразделяют на виды, сорта, марки, типоразмеры. Каждому  наименованию, сорту, размеру присваивают  краткое числовое обозначение (номенклатурный номер) и записывают их в специальный реестр, который называют номенклатурой-ценником. В номенклатуре-ценнике указывают  также твердую учетную цену и единицу измерения материалов. При использовании в учете ПЭВМ содержание номенклатуры-ценника можно существенно расширить, вводя в него показатели нормы запаса, номеров синтетических счетов и субсчетов и некоторые другие постоянные признаки. Кодирование номенклатуры-ценника обычно осуществляют по смешанной порядко-серийной системе, используя семивосьми значные коды. Первые два знака указывают синтетический счет, третий – субсчет, один или два следующих знака означают группу материалов, остальные – различные признаки, характеристики материала. Материальные ценности отражают на синтетических счетах по фактической себестоимости их приобретения (заготовления).

Фактическая себестоимость материально-производственных ресурсов определяется исходя из затрат на их приобретение, включая оплату процентов за приобретение в кредит, предоставленный поставщиком этих ресурсов, наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения, уплаченные снабженческим, внешнеэкономическим организациям, стоимость услуг товарных бирж, таможенные пошлины, расходы на транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые силами сторонних организаций.

Фактическую себестоимость заготовления исчисляет лишь небольшая часть организаций по основным видам сырья или материалов. В большинстве организаций текущий учет материальных ценностей ведут по твердым учетным ценам – по средним покупным ценам, по плановой себестоимости. Отклонения фактической себестоимости материалов от средней покупной цены или от плановой себестоимости учитывают на отдельных аналитических счетах по группам материалов. Учет принадлежащих организации материалов ведется с использованием счета 10 «Материалы», к которому могут быть открыты субсчета в соответствии с категориями материалов. Средства труда сроком службы до 1 года учитываются как материалы на чете 10, субсчете 10-9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности».

Оприходование материалов отражается по дебету счета 10 «Материалы» и кредиту счетов учета расчетов с поставщиками и других источников поступления.

Материальные ценности, принятые на ответственное хранение учитываются на забалансовом счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение». Сырье и материалы заказчика, принятые организацией в переработку, но не оплачиваемые, учитываются на забалансовом счете 003 «Материалы, принятые в переработку. Отпуск материалов в производство или для других хозяйственный целей отражается по кредиту счета 10 «Материалы» в корреспонденции со счетами учета затрат на производство или другими соответствующими счетами. Существует несколько вариантов учета материалов в бухгалтерии. При первом варианте в бухгалтерии открывают на каждый вид и сорт материалов карточки аналитического учета, в которых записывают на основании первичных документов операции по поступлению и расходу материалов. Эти карточки отличаются от карточек учета материалов лишь тем, что учет материалов в них ведут не только в натуральном. Но и денежном выражении. По окончании месяца по итоговым данным всех карточек составляют сортовые количественно-суммовые оборотные ведомости аналитического учета и сверяют их с оборотами и остатками на соответствующих синтетических счетах и данными карточек складского учета.

При втором варианте все приходные  и расходные документы группируют по номенклатурным номерам и в  конце месяца подсчитанные по документам итоговые данные о поступлении и  расходе каждого вида материалов записывают в оборотные ведомости, составляемые в натуральном и денежном выражениях по каждому складу отдельно по соответствующим синтетическим счетам и субсчетам.

Этот вариант значительно уменьшает  трудоемкость учета, поскольку отпадает необходимость ведения карточек аналитического учета. Однако учет и в этом случае остается громоздким, поскольку в оборотную ведомость приходится записывать сотни, а иногда и тысячи номенклатурных номеров материалов.

Более прогрессивным является оперативно-бухгалтерский, или сальдовый, метод учета материалов, при котором бухгалтерия не дублирует складского сортового учета ни в отдельных карточках аналитического учета, ни в оборотных ведомостях, а использует в качестве регистров аналитического учета карточки учета материалов, ведущиеся на складах. Ежедневно или в другие установленные сроки (как правило, не реже одного раза в неделю) работник бухгалтерии проверяет правильность произведенных кладовщиком записей в карточках учета материалов и подтверждает их своей подписью на самих карточках. В конце месяца заведующий складом, а в отдельных случаях работник бухгалтерии, переносит количественные данные об остатках на 1-е число месяца по каждому номенклатурному номеру материалов из карточек учета материалов в ведомость учета остатков материалов на складе (без оборотов прихода и расхода).

После проверки и визирования работником бухгалтерии ведомость остатков передают в бухгалтерию, где остатки  материалов таксируют по твердым  учетным ценам и выводят их итоги по отдельным учетным группам  материалов и в целом по складу.

При сальдовом методе учета материалов поступившие в бухгалтерию первичные  документы по движению материалов после  их проверки и таксировки раскладывают в контрольной картотеке отдельно по приходу и расходу с учетом складов и номенклатурных групп  материалов. По данным контрольной картотеки документов составляют ежемесячную статистическую отчетность о движении и остатках важнейших видов материалов и топлива. Кроме того, по истечении месяца картотеку используют для составления групповых оборотных ведомостей в суммовом выражении по каждому складу в отдельности. Таких групп бывает несколько десятков (вместо тысяч наименований материалов). Данные этих ведомостей сверяют со стоимостными данными ведомости остатков и с итогами записей в регистрах синтетического учета.

Сальдовый метод учета материалов – один из наиболее эффективных, особенно в условиях ручной обработки учетных  данных и малой механизации учета.

При использовании ПЭВМ все необходимые  регистры при сальдовом методе учета  материалов (групповые оборотные ведомости, ведомости остатков, сальдово-сличительные ведомости) составляют на машинах.

Аналитический учет материалов в бухгалтерии  с применением ПЭВМ можно осуществлять также посредством составления  сортовых оборотных первичных документов. Сверка со складским учетом в этом случае осуществляется вручную. При передаче на ВУ карточек складского учета на их основе разрабатывается сортовая оборотно-сличительная ведомость, в которой сопоставляются исходящий остаток материалов (в количественном и суммовом выражениях) по первичным документам, по карточкам складского учета и выявляются отклонения между этими данными. Оба изложенных варианта аналитического учета материалов с применением ПЭВМ имеют существенные недостатки, поскольку при сальдовом методе трудоемкой является разработка групповых и сальдово-сличительных ведомостей для сверки данных бухгалтерского и складского учета непосредственно с помощью машин. При составлении только сальдовой ведомости сверку с карточками складского учета производят вручную, что значительно затрудняет поиск и обнаружение ошибок.

При составлении сортовых оборотных  ведомостей на ПЭВМ ослабляется контроль за ведением складского учета, и ведением складского хозяйства.

В связи с этим целесообразно  использовать комбинированный метод  аналитического учета материалов, сочетающий прогрессивность сальдового метода и меньшую трудоемкость разработки регистров и поиска ошибок при втором варианте. При комбинированном методе осуществляется постоянный контроль за складским учетом, и составляются сортовые оборотные (оборотно-сличительные) ведомости. Данные о начальных остатках и оборотах по каждому номенклатурному номеру облегчают поиск ошибок и расхождений.

При реализации материалов их стоимость  списывается в дебет счета 91 «Прочие  расходы и доходы».

Налог на добавленную стоимость  по приобретенным материалам учитывается  на счете 19 «Налог на добавленную стоимость  по приобретенным ценностям», субсчет 19-3 «Налог на добавленную стоимость  по приобретенным материально-производственным запасам». Суммы НДС, уплаченные поставщикам за приобретенные материалы, подлежат возмещению (вычету) из бюджета после оприходования (статьи 171, 172 НК РФ) и отражаются по дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты с бюджетом по налогу на добавленную стоимость», в корреспонденции с кредитом счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».

1.2 Нормативное  регулирование материально-производственных  запасов

 

Основными нормативными документами, регулирующими учет материально-производственных запасов являются:

    1. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01;
    2. Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов;
    3. Учетная политика предприятия.

Согласно ПБУ 5/01 к бухгалтерскому учету в качестве материально-производственных запасов принимаются активы: используемые в качестве сырья, материалов и при производстве продукции, предназначенной для продажи; предназначенные для продажи; используемые для управленческих нужд.

Материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости.

Фактической себестоимостью материально-производственных запасов, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации  на приобретение за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

Не включаются в фактические  затраты на приобретение материально-производственных запасов общехозяйственные и  иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением материально-производственных запасов.

Затраты по доведению  материально-производственных запасов  до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных  целях, включают затраты организации по доработке и улучшению технических характеристик полученных запасов, не связанные с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг.

Фактическая себестоимость  материально-производственных запасов  при их изготовлении силами организации складывается из фактических затрат, связанных с производством данных запасов.

Фактическая себестоимость  материально-производственных запасов, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, определяется исходя из их денежной оценки, согласованной учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Фактическая себестоимость материально-производственных запасов, полученных организацией безвозмездно, определяется исходя из их рыночной стоимости на дату оприходования, а материально-производственных запасов, приобретенных в обмен на другое имущество (кроме денежных средств), - исходя из стоимости обмениваемого имущества, которая устанавливается исходя из цены, по которой в сравниваемых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогично ценности. Материально-производственные запасы, на которые цена в течение года снизилась либо которые морально устарели или частично потеряли свое первоначальное качество, отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчетного года по цене возможной реализации, если она не ниже первоначальной стоимости заготовления (приобретения).

Материально-производственные запасы, не принадлежащие организации, но находящиеся в ее пользовании или распоряжении в соответствии с условиями договора, принимаются к бухгалтерскому учету на забалансовые счета в оценке, предусмотренной в договоре.

Оценка материально-производственных запасов, стоимость которых при  приобретении определена в иностранной валюте, производится в рублях путем пересчета иностранной валюты по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на дату принятия к бухгалтерскому учету организацией запасов по договору.

При отпуске материалов на производство их оценка производится одним из следующих методов:

    • По себестоимости каждой единицы;
    • По средней себестоимости;
    • По себестоимости первых по времени приобретения (ФИФО);
    • По себестоимости последних по времени приобретения (ЛИФО).

Применение одного из методов по виду (группе) запасов производится в течение отчетного года. По себестоимости каждой единицы оценивают материально-производственные запасы, используемые организацией в особом порядке (драгоценные металлы, драгоценные камни), или запасы, которые не могут быть обычным образом заменены на другие. Средняя себестоимость определяется по каждому виду (группе) запасов как частное от деления общей себестоимости вида (группы) запасов на их количество, соответственно складывающихся из себестоимости и количества по остатку на начало месяца и по поступившим запасам в течение месяца. Первый и второй способы оценки материальных ресурсов является традиционным для отечественной учетной практики. В течение отчетного месяца материальные ресурсы списывают на производство (как правило, по учетным ценам), а в конце месяца списывают соответствующую долю отклонений фактической себестоимости материальных ресурсов от стоимости их по учетным ценам. При методе ФИФО применяют правило: первая партия на приход – первая в расход. Это означает, что независимо от того, какая партия материалов отпущена в производство, сначала списывают материалы по цене (себестоимости) первой закупленной партии, затем по цене второй партии и т.д. в порядке очередности, пока не будет получен общий расход материалов за месяц. При методе ЛИФО применяют другое правило: последняя партия на приход – первая в расход, то есть сначала списываются материалы по себестоимости последней партии, затем по себестоимости предыдущей. Применение указанных методов оценки материальных ресурсов ориентирует предприятия на организацию аналитического учета материалов по отдельным партиям (а не только по видам материалов). Можно оценить израсходованные материалы расчетным путем, используя следующую формулу:

Р = Он + П – Ок                                                                                   (1.2.1)

Где Р – стоимость израсходованных  материалов;

Он и Ок – стоимость начального и конечного остатков материалов;

П – поступление за месяц.

Наряду с определением твердой  учетной цены очень важно установить единицу учета материальных ценностей. Такой единицей являются каждый вид, сорт, марка, размер материалов, т.е. каждый номенклатурный номер.

В соответствии со вторым международным  стандартом Финансовой отчетности (МСФО 2) «Запасы», запасы – это активы:

    • Предназначенные для продажи в ходе нормальной деятельности предприятия;
    • В процессе производства для такой продажи;
    • В форме сырья или материалов, предназначенные для использования в производственном процессе.

Запасы отражаются в учете по следующему правилу: запасы отражаются только тогда. Когда право собственности на них переходит к покупателю. Обычно их отражают в момент получения, однако существуют определенные правила для некоторых конкретных ситуаций. Американские стандарты, например. Устанавливают такие правила для товаров в пути (отражаются в учете в момент перехода права собственности вне зависимости от физического поступления товаров) и товаров, переданных на консигнацию (остаются на балансе у собственника). Для учета запасов существуют две возможные системы:

      1. система постоянного учета;
      2. система периодического учета.

Система постоянного учета основана на том, что любое движение запасов  отражается на счете «Запасы»: и  приобретение, и затраты, связанные  с приобретением, и возврат, и  скидки, и продажа запасов изменяют сальдо данного счета. Сальдо счета запасов на конец отчетного периода равно величине конечных запасов. Данная система предусматривает ведение детальной информации по каждому виду запасов.

При использовании системы периодического учета счет запасов остается неизменным в течение отчетного периода: ни в момент закупки, ни в момент продажи запасов он не изменяется. Закупки товаров, транспортные затраты при закупке, возврат и скидки учитываются на отдельных счетах, сальдо которых в конце отчетного периода учитывается при расчете себестоимости реализованных товаров. В конце отчетного периода проводится инвентаризация для определения величины запасов на конец отчетного периода, после чего рассчитывается себестоимость реализованных товаров и делается закрывающая проводка: счета закупок, транспортных расходов, скидок и возврата товаров, а также величина начальных запасов закрывается на счете себестоимости, а на счете запасов появляется величина конечных запасов.

Формула для расчета себестоимости  реализованных товаров имеет следующий вид:

С/С = НЗ + З – КЗ,                                                                             (1.2.2)

Где С/С – себестоимость реализованных  товаров;

НЗ – запасы на начало периода;

З – закупки;

КЗ – запасы на конец периода;

НЗ + З – себестоимость товаров, которые могут быть проданы.

Обычно себестоимость реализованных  товаров рассчитывается в три  этапа, при этом последовательно  определятся:

    1. стоимость конечных запасов;
    2. показатель «себестоимость товаров, которые могут быть проданы», включающий начальные запасы и закупки периода;
    3. себестоимость реализованных товаров.

Скидки при закупке являются скидками за оплату в срок. Для учета  скидок при закупке за оплату в  срок существуют два метода:

    1. валовой;
    2. чистый.

При использовании валового метода скидки при закупке включаются в себестоимость реализованных товаров. Упущенные скидки при закупке, возникающие в результате использования чистого метода. Обычно отражаются по статье прочих доходов.

В отчетности запасы предприятия на конец периода должны отражаться по правилу низшей из двух оценок: себестоимости или рыночной цены. В качестве рыночной цены американские стандарты предлагают использовать стоимость замещения, а международные стандарты – чистую стоимость реализации.

Низшая из двух оценок может быть рассчитана тремя способами: на индивидуальной основе (по каждому виду запасов); по группам (группам однотипных запасов); по совокупности в целом (общей величине запасов).

Оценка материально-производственных запасов производится с помощью  следующих методов оценки стоимости запасов:

    1. метод сплошной идентификации;
    2. метод средней стоимости и его варианты – средневзвешенной стоимости и метод скользящей средней стоимости;
    3. метод ФИФО;
    4. метод ЛИФО.

По методу сплошной идентификации  стоимость товаров, полученных на основе разных контрактов, регистрируется отдельно. Движение стоимостей в этом случае отражает физический поток товаров.

В соответствии с методом средней  стоимости, сначала вычисляется  средняя стоимость единицы товара, имеющегося для продажи в течение отчетного периода. Затем средняя цена на единицу товара умножается на число единиц товара, имеющегося в наличии на конец периода согласно проведенной инвентаризации, и получается стоимость товарных запасов на конец периода.

По методу ФИФО стоимость проданных товаров определяется себестоимостью первых по времени закупок товаров. Поэтому, стоимость товарных запасов на конец периода роста цен метод ФИФО дает наивысшие показатели чистой прибыли.

По методу ЛИФО последняя поступившая  партия товара считается первой проданной. Уровень запасов на конец периода исчисляется на основе цен поступлений начала этого периода. В периоды роста цен метод ЛИФО дает самый низкий показатель чистой прибыли, поэтому этот метод запрещен в некоторых странах в целях налогообложения. В международных стандартах финансовой отчетности метод ЛИФО разрешается как альтернативный.

В зарубежной учетной практике наиболее широко используются методы ЛИФО, ФИФО и метод средней стоимости. По данным обследования, метод ЛИФО использовали 67% из 600 крупных компаний США, метод ФИФО – 63%, средней стоимости – 37%, другие методы – 9%.

Основная проблема при выборе метода оценки товарно-материальных запасов  заключается в том, что они  отражаются на балансе и отчете о  прибылях и убытках. Метод ЛИФО наиболее целесообразен при составлении отчета о прибылях и убытках, поскольку сопоставляет доходы от реализации товаров с их себестоимостью. Однако для оценки текущей балансовой стоимости товарных запасов при существовании тенденции повышения или понижения цен оптимальным является метод ФИФО, поскольку стоимость запасов на конец отчетного периода наиболее близка к текущим ценам и более реально представляет активы предприятия.

В финансовых отчетах обычно выделяют следующие классификационные группы запасов: материалы; незавершенная работа; готовые изделия; товары, производственные запасы. Учетная политика предприятия МУП ЖКХ «Ленинский 1» предусматривает следующее: активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников организации. Имущество, обязательства и иные факты хозяйственной деятельности для отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности подлежат оценке в денежном выражении. Оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных затрат на его покупку, имущества полученного безвозмездно по рыночной стоимости на дату оприходования; имущества произведенного в самой организации – по стоимости его изготовления. Поступление материально-производственных запасов осуществляется без применения счета 15 и счета 16. при отпуске материально-производственных запасов в производство и ином выбытии их оценка производится организацией по себестоимости каждой единицы. Инвентаризация активов и обязательств организации проводится:

    • по ТМЦ при смене материально-ответственных лиц;
    • по учету материальных запасов каждые три года.

Количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества  и обязательств, проверяемых при  каждом из них, устанавливаются особым распоряжением руководителя предприятия.

 

Глава 2. Действующая практика учета поступления и использования  материально-производственных запасов  в МУП ЖКХ «Ленинский 1»

2.1 Документальное  оформление поступления и использования  материально-производственных запасов в МУП ЖКХ «Ленинский 1»

 

Основным документом, регламентирующим порядок учета материалов, является Положение по бухгалтерскому учету  «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01). На предприятии МУП  ЖКХ «Ленинский-1» бухгалтерский  учет материально-производственных запасов ведется по журнально-ордерной форме. В качестве материально-производственных запасов принимаются активы: используемые в качестве сырья, материалов при производстве продукции, предназначенной для выполнения работ и оказания услуг; используемые для управленческих нужд.

Материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету  по фактической себестоимости. Единицей бухгалтерского учета материально-производственных запасов является номенклатурный номер. Отпуск материально-производственных запасов в производство производится по себестоимости каждой единицы. Нормы списания материальных ценностей контролируются плановым отделом и визируются главным инженером и начальником планового отдела.

Для учета материально-производственных запасов применяются следующие синтетические счета: 10 «Материалы», к которому открываются следующие субсчета: 10/1 «Сырье и материалы», 10/3 «Топливо», 10/5 «Запасные части», 10/9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности». Внутри каждой из перечисленных групп материальные ценности подразделяются на виды. Каждому виду присваивают краткое числовое значение (номенклатурный номер) и записывают их в специальный реестр, который называется номенклатурным ценником. В нем также указывается твердая учетная цена и единица измерения. Кодирование номенклатурного ценника осуществляется по смешанной порядко-серийной системе, используя семизначные коды. Первые два знака указывают синтетический счет, тритий – субсчет, один следующий знак означает группу материалов, остальные – различные признаки, характеристики предприятия.

Первичные документы по поступлению  и расходу производственных запасов  являются основой организации материального  учета. Непосредственно по первичным  документам осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за движением, сохранностью и рациональным использованием материальных ресурсов.

Первичные документы по движению материалов тщательно оформляются, обязательно  содержат подписи лиц, совершивших  операции, и коды соответствующих  объектов учета. Контроль за соблюдением правил оформления движения материальных ресурсов возложен на главного бухгалтера и руководителей соответствующих подразделений (инженера материально-технического снабжения, начальников производственных участков, заведующего склада).

Сырье и материалы поступают  от поставщиков, подотчетных лиц, закупивших материалы в порядке наличного  расчета, от списания пришедших в  негодность основных средств. Для выполнения производственной программы (выполнение муниципального заказа по ведению технической эксплуатации муниципального жилого фонда) определяют потребность в материальных ресурсах и приобретают их. На поставку материалов предприятие заключает договора с поставщиками, которые определяют права, обязанности и ответственность сторон по поставкам продукции.

Контроль за выполнением плана  материально-технического обеспечения  по договорам, своевременностью поступления  и оприходования материалов осуществляет планово-экономический отдел. С этой целью в отделе ведут ведомости (машинограммы) оперативного учета выполнения договоров поставки. В них отмечают выполнение условий договора о поставке по ассортименту материалов, их количеству, цене, срокам отгрузки.

Бухгалтерия осуществляет контроль за организацией данного оперативного учета.

Поступающие в организацию материалы оформляют бухгалтерскими документами в следующем порядке.

Вместе с отгрузкой продукции  поставщик высылает организации  расчетные и другие сопроводительные документы – платежное требование (в двух экземплярах: один непосредственно  покупателю, другой – через банк), товарно-транспортные накладные. Расчетные и другие документы, связанные с поступлением материалов, поступают в бухгалтерию, где проверяется правильность их оформления, после чего их передают инженеру3 материально-технического снабжения.

В планово-экономическом отделе по поступающим документам проверяют  соответствие объема, ассортимента, сроков поставки, цен, качества материалов договорным условиям. В результате такой проверки на самом расчетном или другом документе делают отметку о полном или частичном акцепте (согласии на оплату). Кроме того, планово-экономический отдел осуществляет контроль за поступлением грузов и их розыск. С этой целью в планово-экономическом отделе ведут Журнал учета поступающих грузов, в котором указывают: регистрационный номер, дату записи, наименование поставщика, дату и номер транспортного документа, номер, дату и сумму счета, род груза, номер и дату приходного ордера или акта о приемке запроса о розыске груза. В примечаниях делают отметку об оплате счета или отказе от акцепта.

Проверенные платежные требования из планово-экономического отдела передают в бухгалтерию, а квитанции транспортных организаций – инженеру материально-технического снабжения для получения и  доставки материалов.

Инженер материально-технического снабжения принимает на станции прибывшие материалы по количеству мест и массе. При обнаружении им признаков, вызывающих сомнение в сохранности груза, он может потребовать от транспортной организации проверки груза. В случае обнаружения недостачи мест или массы, повреждения тары, порчи материалов составляется коммерческий акт, который служит основанием для предъявления претензий к транспортной организации или поставщику.

Для получения материалов со склада иногородних поставщиков инженеру материально-технического снабжения выдают наряд и доверенность, в которых указывают перечень материалов, подлежащих получению. При приемке материалов инженер материально-технического снабжения производит не только количественную, но и качественную приемку. Принятые грузы инженер материально-технического снабжения доставляет на склад предприятия и сдает заведующему складом, который проверяет соответствие количества и качества материала данным счета поставщика. Принятые кладовщиком материалы оформляют приходными ордерами. Приходный ордер подписывают заведующий складом и инженер материально-технического снабжения. Материальные ценности приходуют в соответствующих единицах измерения (весовых, объемных, числовых).

Если материалы поступают в  одной единице, а расходуются в другой, то они учитываются одновременно в двух единицах измерения.

При отсутствии расхождений между  данными поставщика и фактическими данными разрешается осуществлять оприходование материалов без выписки  приходного ордера. В этом случае на документальное оформление поступления и расходов производственных запасов поставщика проставляют штамп, в оттисках которого содержатся основные реквизиты приходного ордера. Количество первичных документов при этом сокращается.

В тех случаях, когда количество и качество прибывших на склад материалов не соответствует данным счета поставщика, приемку материалов производит комиссия и оформляет акт о приемке материалов, который служит основанием для предъявления претензии поставщику. Акт составляют также при приемке материалов, поступивших на предприятие без счета поставщика (неотфактурованные поставки).

Перевозку материалов осуществляют автотранспортом, то в качестве первичного документа  применяют товарно-транспортную накладную, которую составляет грузоотправитель в четырех экземплярах: первый из них служит основанием для списания материалов у грузоотправителя; второй – для оприходования материалов получателем; третий – для расчетов с автотранспортной организацией и является приложением к счету на оплату за перевозку ценностей; четвертый является основанием для учета транспортной работы и прилагается к путевому листу. Товарно-транспортную накладную применяют в качестве приходного документа у покупателя в случае отсутствия расхождения количества поступивших грузов с данными накладной. При наличии такого расхождения приемку материалов оформляют актом о приемке материалов.

Поступление на склад материалов собственного изготовления, отходов производства оформляют одно- или многострочными требованиями-накладными, которые выписывают производственные участки в двух экземплярах: первый является основанием для списания материалов с производственного участка, второй направляется на склад и используется в качестве приходного документа. Материалы, полученные от разборки и демонтажа зданий и сооружений, приходуются на основании акта об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений.

Приобретение материалов подотчетными лицами осуществляется в организациях торговли, у других организаций за наличные деньги. Документом, подтверждающим стоимость приобретенных материалов, является товарный счет или акт-справка, составляемый подотчетным лицом, в котором он излагает содержание хозяйственной операции с указанием даты, места покупки, наименования и количества материалов и цены, а также данных паспорта продавца товара. Акт (справку) прилагают к авансовому отчету подотчетного лица.

Материалы отпускают со склада организации  на производственное потребление, хозяйственные  нужды, на сторону, для переработки  и в порядке реализации излишних и неликвидных запасов. Для обеспечения контроля за расходованием материалов и правильного документального его оформления организации осуществляют соответствующие организационные мероприятия. Важным условием контроля за рациональным использованием материалов, являются их нормирование и отпуск на основе установленных лимитов. Лимиты рассчитываются планово-экономическим отделом на основе данных об объеме выпуска продукции и норм расхода материалов на единицу продукции. Все службы предприятия имеют список должностных лиц, которым предоставлено право подписывать документы на получение и отпуск со склада материалов, а также выдавать разрешение на вывоз их с предприятия. Отпускаемые материалы точно взвешивают, измеряют и подсчитывают. Для учета движения материалов внутри предприятия применяют однострочные или многострочные требования-накладные. Накладные составляют материально ответственные лица участка, отпускающего ценности, в двух экземплярах, один из которых остается на месте с распиской получателя, а второй с распиской лица, отпускающего ценности, передается получателю ценностей. Отпуск материалов сторонним организациям или хозяйствам своей организации, расположенным за ее пределами, оформляют накладными на отпуск материалов на сторону, которые выписывает плановый отдел в двух экземплярах на основании нарядов, договоров и других документов: первый экземпляр остается на складе и является основанием для аналитического и синтетического учета материалов, второй передается получателю материалов. Если материалы отпускаются с последующей оплатой, то первый экземпляр служит также для выписки бухгалтерией расчетно-платежных документов. При перевозке материалов автотранспортом вместо накладной применяют товарно-транспортную накладную.

Для учета движения материалов применяется первичная учетная документация, отвечающая требованиям Основных положений по учету материалов и приспособленная для автоматизированной обработки.

Для документированного оформления операций используются следующие унифицированные формы: доверенность (форма №М-2) применяется для оформления права лица выступать в качестве доверенного лица организации при получении материальных ценностей отпускаемых поставщиком по договору, счету. Доверенность оформляется в одном экземпляре в соответствии с Инструкцией Минфина СССР от 14 января 1967 г. №17 «О порядке выдачи доверенностей на получение товарно-материальных ценностей и отпуска их по доверенности». Получателю ценностей оформленная доверенность выдается под расписку. Срок действия доверенностей – 15 дней. Образец типовой формы доверенности (Приложение 1); приходный ордер (форма №М-4) применяется ля учета материалов, поступающих от поставщиков. Приходный ордер в одном экземпляре составляет бухгалтер в день поступления материалов на склад. Приходный ордер выписывается на фактически принятое количество ценностей. Образец типовой формы приходного ордера (Приложение 2); требование-накладная (форма №М-11) применяется для учета движения материальных ценностей внутри организации между структурными подразделениями. Накладную составляет материально ответственное лицо структурного подразделения, сдающего материальные ценности в двух экземплярах: один служит сдающему складу основанием для списания ценностей, а второй – принимающему складу для оприходования ценностей. Накладную подписывают материально ответственные лица сдатчика и получателя, а затем сдают в бухгалтерию для учета движения материалов. Образец типовой формы требования-накладной (Приложение 3); накладная на отпуск материалов на сторону (форма №М-15) применяется для учета отпуска материальных ценностей хозяйствам своей организации, расположенным за пределами ее территории, или сторонним организациям на основании договоров и других документов. Накладную выписывает работник структурного подразделения в двух экземплярах на основании договоров, и других соответствующих документов и по предъявлении получателем доверенности на получение ценностей. Первый экземпляр передают складу как основание для отпуска материалов, второй – получателю материалов. Образец типовой формы накладной на отпуск материалов на сторону (Приложение 4); карточка учета материалов (форма №М-17) применяется для учета движения материалов на складе по каждому сорту, размеру. Карточка заполняется на каждый номенклатурный номер. Ведет карточку заведующий складом. Записи в карточке вносят на основании первичных приходно-расходных документов в день совершения операции. Образец типовой формы карточки учета материалов (Приложение 5).

2.2 Учет материалов  на складе и его связь с  бухгалтерией

 

Учет производственных запасов  на складе. Для обеспечения производственной программы соответствующими материальными  ресурсами на предприятии создан специализированный основной склад  для хранения основных и вспомогательных  материалов, топлива, запасных частей, малоценных и других материалов. Кроме основного склада на производственных участках организации созданы кладовые, выполняющие функции промежуточных складов. Основному складу приказом по предприятию присвоен постоянный номер, который впоследствии указывается на всех документах, относящихся к операциям данного склада. Склад обеспечен исправными весами. Измерительными приборами и мерной тарой. На складе (кладовых) материальные ценности размещают по секциям, а внутри них – по группам, типо- и сорторазмерам в штабелях, ящиках, контейнерах, на стеллажах, полках, ячейках, поддонах, что обеспечивает быструю их приемку, отпуск и контроль за соответствием фактического наличия установленным нормам запаса (лимиту).

Учет материалов на складе осуществляет заведующий складом (кладовщик), являющийся материально ответственным лицом, которого принимают на работу, как правило, по согласованию с главным бухгалтером предприятия. С кладовщиком заключен типовой договор по установленной форме о полной индивидуальной материальной ответственности. От занимаемой должности кладовщик может быть освобожден только после сплошной инвентаризации товарно-материальных ценностей и передачу их по акту, утвержденному руководителем предприятия.

На каждый номенклатурный номер  материалов склад заполняет материальный ярлык и прикрепляет его к месту материалов. В ярлыке указывают наименование материала, номенклатурный номер, единицу измерения, цену и лимит на материалы. Учет движения и остатков материалов осуществляют в карточках учета материалов. На каждый номенклатурный номер открывают отдельную карточку, поэтому учет называют сортовым и осуществляют его только в натуральном выражении.

Карточки открывают в бухгалтерии  и записывают в ней номер склада, наименование, марку, сорт, профиль, размер, единицу измерения, номенклатурный номер, учетную цену и срок годности. После этого передают на склад и кладовщик заполняет колоники прихода и остатка материалов.

Запись в карточках кладовщик  делает на основании первичных документов (приходных ордеров, требований-накладных) в день совершения операций. После каждой записи выводят остаток материалов. Благодаря этому склад располагает оперативными сведениями о состоянии запасов материалов. Ведение учета материалов допускается также в книге учета материалов, которая содержит те же реквизиты, что и карточка материалов.

Первичные документы после записи их данных в карточки учета передают в бухгалтерию; сюда же передают лимитно-заборные по мере использования лимита, но не позднее 1-го числа следующего месяца. Сдачу документов оформляют реестром, в котором указывают наименование и номера сдаваемых документов.

На производственных участках, имеющих  кладовые, а также материально  ответственные лица (мастера участков) составляют месячные отчеты об остатках и движении материалов в подотчете и представляют их в бухгалтерию. В отчетах содержатся сведения об остатках материалов на начало месяца, их поступлении, расходе и остатке на конец месяца. В отчетах мастеров наряду с фактическим расходом материалов указывают их расход по норме. Нормативный расход материалов исчисляют в бухгалтерии, где производится, кроме того, и таксировка отчета.

Использование материальных отчетов  приводит к уничтожению необходимости  в составлении других документов на расход материалов и упрощается учет материалов в подотчете, поскольку в качестве регистров аналитического учета используются отчеты материально ответственных лиц.

Все первичные документы по движению материалов со складов и подразделений  предприятия поступают в бухгалтерию, где они после соответствующего контроля формируются в пачки. После проверки первичные документы подвергаются таксировке (умножением количества материалов на цену). Учет материалов в бухгалтерии предприятия МУП ЖКХ «Ленинский 1» ведется по количественно-суммовому методу. На складе и в бухгалтерии одновременно ведутся идентичные регистры количественно-суммовой формы (оборотные ведомости) в разрезе номенклатурных номеров. Все приходные и расходные документы группируются по номенклатурным номерам и в конце месяца подсчитанные по документам итоговые данные о поступлении и расходе каждого вида записывается в оборотные ведомости, составляемые в натуральном и денежном выражении по каждому подразделению по соответствующим счетам и субсчетам. 25 числа отчетного месяца заведующий складом сдает в бухгалтерию отчет о движении материально-производственных запасов (форма №п-3). После его проверки формируется информация о поступлении их с учетом номенклатурных номеров, складов, материально ответственных лиц, а также общая сумма издержек по приобретению в разрезе счетов первого и второго порядков.

Ежемесячно проводится сверка данных склада и бухгалтерии.

2.3 Организация  синтетического учета материалов

 

Синтетический учет производственных запасов ведут на синтетическом  счете 10 «Материалы». На синтетических счетах учет материальных ценностей ведут по учетным ценам. При поступлении материалов дебетуют материальные счета 10 «Материалы»:

    • счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - на стоимость поступивших материалов по ценам поставщиков со всеми наценками сбытовых и снабженческих организаций и транспортно-заготовительными расходами, включенными в счета поставщиков, включая оплату процентов за приобретение в кредит, предоставленный поставщиком;

    • и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.