Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Племенные союзы Приенисейского края

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 28.05.13. Сдан: 2013. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 

 

 

 

Факультет:

«Экономики и управления»

Специальность:

«Менеджмент организации»


 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: История г. Красноярска и его культуры.

Тема: «Племенные союзы Приенисейского края»

 

 

 

 

Выполнил:

 

Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Красноярск, 2010 г.  

Содержание 

Введение 3

1.Древнейшие стоянки на берегах Енисея. 4

2.Эпоха неолита – бронзовый век. 5

3.Тагарская культура. 6

4.Таштыкская и ладейская культуры. 7

5.Эпоха Средневековья. 8

6. Завоевательные  походы казаков в Сибири. 9

Заключение. 12

Список используемых источников 13

 

 

Введение

 

Красноярск – один из старейших  городов Сибири. Возник он в 1628 году как острог-крепость и сыграл важную роль опорного пункта русского освоения Южной и Восточной Сибири.

Огромные неизведанные пространства встретили людей, пришедших в  Приенисейский край. И сейчас выражение  «малая родина» тоже не слишком подходит нашему региону. Ведь он занимает огромную  территорию площадью 2,34 млн. кв. км. На ней могли бы свободно разместиться несколько европейских государств. В Российской Федерации наш край относится к наиболее крупным  административным районам.

Красноярский край расположен практически по средине страны. Именно здесь у озера Виви находится  географический центр России. Кроме  того, на территории края находится  мыс Челюскин – крайняя северная точка материковой части России и всей Азии. Но не Красноярского  края, потому что к нему еще относятся  архипелаг Северная Земля, а так  же острова Норденшельда, Вилькицкого, Сибирякова, Диксон и др.

Сейчас Красноярск – это  крупнейший индустриальный и культурный город Восточной Сибири, который  имеет богатую многовековую историю  и культуру.

Знать историю Приенисейского края и том, какие первые люди  здесь поселились, по моему мнению, должен каждый образованный человек. Ведь с каждым годом появляется что-то новое, обыденные для нас вещи уходят в историю, но разве мы, будучи детьми, играя в снежные городки  или подлетая на качели, могли догадываться, что несколько тысяч лет назад  наши земляки проделывали, то же самое, возможно даже на этом самом месте. Поэтому я и выбрала эту  тему.

 

 

1.Древнейшие стоянки на берегах Енисея.

История Приенисейского края уходит в глубокую древность. Первые люди поселились здесь около 200 тыс. лет назад. За прошедшие века по территории прокатились волны нескольких великих  миграций человечества.

Заселение территории края происходило  по долине Енисея с юга на север  более 20 тысяч лет назад. Археологи  утверждают, что первыми обитателями  этих земель были представители монголоидной расы. Это подтверждается исследованием  остатков черепа монголоида, найденного в 1884 году директором учительской семинарии И.Т. Савенковым на палеонтологической стоянке Афонтова гора (возраст 19880 ±300 лет), расположенной на территории города Красноярска.

Палеолитические стоянки  также расположены по Енисею при  впадении в него ряда рек (группа Кокоревских  стоянок, Бирюса, Овцевод). Стоянка каменного  века обнаружена на одном из крупнейших притоков Енисея – реке Ангара (стоянки  Мальта, Буреть, Красный Яр, Федяевка, Усть-Белая, Ленковка). До сих пор нет единого мнения относительно абсолютного возраста некоторых поселений сибирского палеолита. На стоянках были найдены кости таких животных, как: мамонт, пещерный лев, благородный олень, северный олень, аргал, зубр, косуля, лошадь, кулан, волк, заяц, пищуха, медведь и белая куропатка.

Отсутствие неолитических  поселений можно, по-видимому, объяснить  преобладанием в неолите Сибири лесных охотников, так как к этому  времени исчезли стадные животные, обитающие на открытых пространствах (мамонт, зубр, северный олень, лошадь).

Район Саяно-Алтая 25-35 тыс. лет  назад был заселенным, о чем  свидетельствуют многочисленные археологические  раскопки. Здесь располагались древние  поселения, встречаются элементы плавильных печей. Эту территорию некоторые  ученые считают центром возникновения  оленеводства в Сибири. Она основана на теории саяно-алтайского происхождения  самодийских народов, использующих оленей для езды верхом и под вьюк, жилище в виде чума и т.д. Они пришли на север не ранее середины I тыс. н.э., а до этого здесь обитало  палеоазиатское население, использовавшее оленя в качестве манщика, а в  качестве транспорта – собачьи упряжки.

В последние века до н.э. на севере Западной Сибири фиксируется  процесс миграции из лесной зоны на юг вплоть до верховьев Оби в Кулайскую  эпоху. На территории Красноярского  края эти процессы археологами не изучены.

В позднем палеолите возрастает численность и плотность населения. На территории края выделяются афонтовская  и кокоревская культуры (16-10 тыс. лет до н.э).

Афонтовцы и кокоревцы  занимались охотой на мамонтов, шерстистых носорогов и северных оленей, из их шкур костяными иглами и проколками шили одежду, обрабатывая шкуры каменными  ножами и скреблами. Жилища (шалаши, чумы) строили из костей и обтягивали шкурами животных. У них существовала родовая община, счет родства в  которой шел по матери. Появляются культовые каменные и глиняные статуэтки, изображающие женские фигуры, животных, птиц. Фигурки животных были тотемами – покровителями рода, обладающими сверхъестественной силой. На Ачинской стоянке археологи обнаружили жезл с нанесенными в определенном порядке углублениями, что напоминает древний календарь.

С потеплением климата  около 10 тыс. лет назад человек  переходит к новому этапу своей  истории – мезолиту. Изменение природных условий привело к полному вымиранию крупных животных, что заставило людей активнее использовать новые приемы и орудия охоты. Распространение лесов повлияло на возникновение новых типов галечных орудий – топоров и тесел, их тщательно обрабатывали вплоть до шлифовки рабочего края. С их помощью рубили дрова, делали лодки-долбенки и заготовки для жилищ. Именно в мезолите появляются специальные орудия для рыболовства: крючки, гарпуны и остроги. Но самым важным достижением стало изобретение лука. Дальность выстрела из него составляла 80-100 м, а скорострельность доходила до 20 выстрелов в минуту. К этому времени относится изобретение копьеметалки, благодаря чему дальность полета копья увеличилась до 70-80 м, что позволяло охотиться на лося, медведя, косулю и северного оленя. В этот период была приручена собака, что сделало охоту более результативной. На территории Красноярского края к основным мезолитическим стоянкам относятся Усть-Кова I, Караульная, Еленева, Шалунин бык (окрестности Красноярска).

2.Эпоха неолита – бронзовый век.

В эпоху неолита (7-4 тыс. лет до н.э.) люди расселились по всей территории края. Важнейшим достижением этой эпохи стало появление глиняной посуды с примитивным пока орнаментом. Совершенствуется техника обработки камня, распространяются топоры с ушками, появляются тщательно отшлифованные нефритовые и каменные тесла. Особый интерес представляют рыбки-приманки, связанные с промысловыми культами. В Базаихском могильнике на Енисее было обнаружено скульптурное изображение лося, с образом которого был связан культ родовых предков. Изображение лося, выполненное красной охрой, находили на скалах, где совершались ритуалы. К памятникам неолита относятся: Усть-Кова II, Боровое, Невонка, Кода.

В конце IV- начале III тыс. до н.э. в эпоху энеолита – медно-каменного века, культурно-хозяйственное развитие степных и таежных племен пошло по разным линиям развития. В окрестностях Красноярска и в Северном Приангарье население продолжает заниматься охотой и рыболовством. В Минусинских степях во второй половине III тыс. до н.э. расселяются племена первых скотоводов и земледельцев афанасьевской культуры. Свое название она получила от могильника в Хакассии под Афанасьевской горой. Хозяйство афанасьевцев было комплексным. Наряду с рыболовством и охотой получили развитие скотоводство и в меньшей степени земледелие. Все это позволило им жить оседло, в постоянных жилищах. Орудия афанасьевцы делали из камня, медь использовалась для украшений, игл, шильев, небольших ножей. Керамика разнообразна по форме и размерам, преобладали остродонные сосуды с елочным орнаментом. Афанасьевцы хоронили своих сородичей внутри кольцевых оград из камня, засыпая захоронения сверху земляными курганными насыпями.

Оригинальны и самобытны  на Енисее культуры бронзового века (конец III – II вв. до н. э.): окуневская, андроновская, карасукская. Они обладали развитой металлургией, освоили метод литья бронзы, из которой производили серпы, топоры, кельты, кинжалы, копья и т.д. Если окуневцы занимались, в основном, скотоводством, то андроновцы и карасукцы вели земледелие. Землю обрабатывали вручную каменными мотыгами, сеяли просо и пшеницу, урожай убирали бронзовыми серпами, а зерна растирали на плитах-зернотерках. Карасукцы впервые освоили верховую езду на лошади, они использовали повозки, в которые впрягали быков. В духовной культуре бронзового века особое место занимали каменные изваяния-божества, они свидетельствуют о сложных тотемистических и анимистических культах у племен.

3.Тагарская культура.

Наивысшего расцвета бронзолитейное производство достигает в раннем железном веке.В этот период от минусинских  степей до современного Красноярска  обитают племена тагарской культуры (VII-I вв. до н.э.). Жизнь тагарского поселка изображена на микалентной копии, снятой с древних рисунков хребта Бояры художником В.Ф. Капелько. В качестве основных жилищ использовались как стационарные бревенчатые дома, так и переносные войлочные юрты. Основными занятия тагарцев-динлинов были мотыжное земледелие и пастушеское скотоводство. Тагарцы обрабатывали поля бронзовыми мотыгами – кельтами или деревянными мотыгами с бронзовыми оковками. Урожаи убирались бронзовыми серпами. Тагарцы достигли высокого уровня в металлообработке, значительно улучшив состав различных бронзовых сплавов. Для потребностей земледелия они создавали ирригационные системы, строили оросительные каналы протяженностью до 20 км. Бронзовые котлы использовали для жертвоприношений, для захоронения вождей строили огромные курганы. Например, в урочище Салбык находится около десятка гигантских курганов. Найденные фигурки оленей и других животных в скифо-сибирском стиле свидетельствуют о взаимовлиянии различных племен на огромной территории степной полосы Евразии. Наиболее развитой стороной скифо-сибирского мира было военное дело. Была создана оригинальная военная техника, тактика и стратегия боевых действий. Был изобретен небольшой «скифский» сложный лук и стрелы с мелкими наконечниками. Общественный строй динлинов может быть отнесен к типу военной демократии, когда различные племена объединяются в союзы для ведения военных действий. В этот период у них зарождается племенная знать и начинается разложение родовых отношений. В их обществе была эксплуатация по этническому признаку: господствующее племя или группа племен облагали данью подчиненные народы, многих угоняли в рабство.

Но процесс формирования государства тагарцев-динлинов был  прерван мощной волной хуннских завоеваний. Тагарцы были частью истреблены, частью вытеснены из минусинских степей. Затем племена гяньгуней подчинили  тагарцев, в результате их смешения появилась новая культура – таштыкская (I в. до н.э.- VI в. н.э).

4.Таштыкская  и ладейская культуры.

Будучи преемницей тагарской  культуры, таштыкская отличалась от нее  широким распространением железа. Хозяйство  оставалось земледельческо-скотоводческим. Новшеством было появление примитивной  сохи. Антропологический тип таштыкцев  сформировался в результате смешения монголоидного типа гяньгуней с  европеоидными по облику динлинами.

При этом на территории современного Красноярска продолжают обитать  племена тагарской культуры, однако на юге края их уже сменяют монголоидные племена носителей таштыкской культуры. Непосредственно на территории города начинает формироваться новая ладейская  культура средневековья, которая относится  к VII-XIV вв. н.э. Основой хозяйства населения становится кочевое скотоводство и развитое земледелие. На период военной опасности население укрывалось за оборонительным валом и другими защитными сооружениями Ладейского городища. Основным жилищем кочевников стали переносные юрты и чумы, которые устанавливали внутри самого городища. Для обработки земли использовали железные мотыги и сошники. Урожай собирали при помощи серпов, а злаки перетирали каменными жерновами ручных мельниц. К этому времени относят зарождение металлургии. О ткацком производстве и изготовлении одежды свидетельствуют найденные глиняные пряслицы и фрагменты шерстяной одежды.

5.Эпоха Средневековья.

Территория города в средневековую  эпоху входила в состав могущественного  государства енисейских кыргызов, которые  господствовали не только на Среднем  Енисее, но и на значительной территории Сибири. Об этом свидетельствуют найденные  на ладейском поле наконечники стрел, которые дополнялись костяными  шариками с прорезью, издававшими  пронзительный свист для устрашения конницы противника.

Монголоидное политическое объединение кочевых племен Сибири – Кыргызский каганат, который простирался от Хакасско-Минусинской котловины до Саянских гор и, как самостоятельное государство, просуществовал до XIII века. Енисейские кыргызы – племена, образовавшиеся в результате смешения гяньгуней и динлинов. В древних летописях эти племена известны и под другим названием – «хягас». На Енисее, на территории современного Абакана, кыргызы переходили на плужное земледелие, создавали системы искусственного орошения. У кыргызов имелось развитое ремесло, гончарное производство велось с помощью гончарного круга. Важное место занимала добыча и обработка металлов. Торговля кыргызов в основном была ориентирована на юг, на севере выменивались меха. Численность скота была у кыргызов мерилом общественного положения. В их обществе процветала межэтническая эксплуатация, которой подвергались киштымы – покоренные таежные племена, вынужденные платить дань преимущественно пушниной.


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.