Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


Шпаргалка Шпаргалка по "Концепциям современного естествознания"

Информация:

Тип работы: Шпаргалка. Добавлен: 28.05.13. Год: 2013. Страниц: 60. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


  1. Концепции современного естествознания: предмет и круг проблем.

Естествознание –  целостная система наук о природе. Предметом ест-ия яв-ся: 1) иерархия уровней  структурной организации материи; 2) становление и внутр. Структура  этих уровней; 3) закономерная связь явлений природы; 4) основные формы бытия: пространство и время. Ест-ие призвано вскрывать законы природы, на их основе прогнозировать дальнейшее развитие изучаемых явлений и создавать новые явления, а также выявлять возможности использования открытых законов природы в практической деят-ти.

Без развития ест-ия было бы немыслимо развитие цивилизации. Поскольку природа разделяется  на неживую и живую, ест-ия разделяет  науки о неживой и живой  природе (первая и вторая природа). Такое разделение соответствует предмету познания. Поэтому к числу фунд-ых областей ест-ия относят физику, химию, биологию, геологию, астрономию.

В ест-ии выделяют также  междисциплинарные области:  физ.химия, биол.химия, биол.физика и т.д.

Существуют области знания, изучающие закономерности, присущие как неживой, так и живой природе, а также соц. системам: кибернетика - наука об управлении, связи и переработке инф-ии, синергетика - междисциплинарное направление научных исследований, задачей которого является познание принципов самоорганизации различных систем.

Ест-ие – важнейшая  из частей культуры. Культура – совокупность созданных человеком материальных и духовных ценностей, а также  сама чел-кая способность эти  ценности производить и использовать. Мир чел-ой культуры сущ-т не рядом  с прир-ым, а внутри него, поэтому неразрывно с ним связано. Отсюда всякий предмет культуры в принципе можно разложить миним. на две составляющие: природную основу и его социальное содержание и оформление. Эта двойственность мира культуры яв-ся основанием возникновения гунамитарного и естественно-научного типов. Предметная область 1ого – это чисто прир. Св-ва, связи и отношения вещей. Специфика здесь заключается в том, что знание о природе отчуждено от исследователя. Посл-ий находится как бы за пределами сферы знаний.

Гуманитарный охватывает область яв-ий, в кот-ых представлены св-ва, связи отношения самих людей  как сущ-в с одной стороны  социальных, а с др духовных и наделенных разумом, в него входят науки, а также религия, право. Гуманитарная культура ориентирована на общечеловеческие ценности. Исследователь находится внутри рассматриваемых проблем, методы исследования, исползуемые в области гуман. знания отли-ся от ест-науч. И сходятся преимущественно к интерпретациям, толкованием, сравнение и т.д.

Критерий различия

Естественные науки

Гуманитарные науки

Объект исследования

природа

Человек и общество

Основная функция

обобщающая

Поиск индивидуального

Влияние ценностей

Неявно присутствует

Существенно и открыто

антропоцентризм

изгоняется

Неизбежно

Идеолог-ая нагрузка

отсутствует

Нагруженная

Взаимоотн.субъекта и  объекта познания

Строго разделены

Частично совпадают

Кол-ые и кач-ые хар-ки

Преобладание кол-ых

Пробладание кач-ых

Прим-е экспер. методов

Составляет основу

Затруднено

Хар-ка объекта иссл-ия

1)материальный 2) отн. устойчивый

1) больше идеальный  2)относительно изменчивый




 

Однако между ест.науч. и гуманитарной культурой имеется  тесная взаимосвязь.она имеет опр. Основания:

  1. и тот и др типы культур представляют собой творение разума и чел. Рук. Человек яв-ся неотьемлемой частью природы.
  2. Эти типы культур активно формируют мировоззрение человека, поэтому гумм. И ест. Знания вынуждены координироваться и взаимосогласовываться.
  3. Ест.науч. и гум типы культур и наук имеют много «пограничных» проблем, предметная область кот-ых едина для того и другого. Решение таких проблем заставляет их соперничать друг с другом. Проблема экологии, антропогенеза и т.д.
  4. Естеств-ие нуждается в гуманизации, как и гуманитарные знания пользуются достижениями ест.науч. культуры.

Единство и взаимосвязь двух этих культур реально проявилось в 20 в. Но тенденция сближения не означает их полное слияние.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Наука как форма культуры, ее характерные черты и функции.

Наука является частью культуры, в качестве одной из форм специфически чел деят-ти, имеющей соц. природу. Наука - способ постижения бытия, имеющий целью рац реконструкцию мира на основе постиж-я его сущ-ых закономер-ей. В шир. смысле наука - это построение рац. картины мира. Она возникает уже в античности. В узком смысле, наука – развит. система методов эксперимента и наблюдения. в этом зн-ии термин применим к сист познания Нового времени. Нау?ка — особый вид познавательной деятельности, направленной на получение, уточнение и производство объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении.

Наука сложным образом  взаимодействует с другими феноменами культуры, которые выполняют функции  осмысления мира. Наука отличается от мифологии, тем, что она стремится не к объяснению мира в целом, а к формулированию законов природы, допускающих эмпирическую проверку. Наука имеет целью теоретическое, обобщенное знание, оперирует понятиями, а мифология образами. В тоже время некоторые сведения, накопленные в форме мифов, иногда поддаются научному осмыслению. С др. ст. данные науки могут творить своеобразную научную мифологию.

Граница между религией и наукой определяется соотношением в них разума и веры. Это не означает, что в науке отсутствует такая форма отн-ия к действ-ти как вера. Религия ориентирована на область внечувственного, а наука на эмпирическую реальность, это различие было выявлено в эпоху Средневековья, что позволило провести границу между наукой и религией и обособить их.

Сущ-ет несколько трактовок соотношения науки и философии. Фил-ия рассм. как методолог. база научного исследования (науки заимствуют из ф-ии общие понятия и принципы), как результат предельного обобщения эмпирич. данных прикладных дисциплин, как способ интеграции частных наук в нечто единое, как основу для создания целостной картины мира. И то, и др, и третье верно, но это не должно стирать границу, между ф-ей и наукой, данные науки могут быть отправной точкой для создания филос. концепции, наука может оперировать обобщенными категориями, сформулированными философией (пространство, время и т.д.), но проблематика фил-ии всегда принципиально иная, чем у науки. Наука задается вопросами о формах и способах сущ-ия явлений окр. мира, фил-ия о причинах и целях.

Наука отличается от идеологии (системы взглядов, в к-ых осоз-ся и оцен-ся отношение людей к действ-ти и друг другу), тем что ее истины общезначимы и не зависят от интересов опр. слоев общ-ва. наука способна порождать опр. тип идеологии, оказывая воздействие на мировосприятие больш. групп населения.

Хар. Черты, отличающие науку от др. феноменов культуры:

    1. Универсальна: с одн. Ст. для нее хар-но стремление иссл-ть мир во всем его многообр, с др ее данные истинны для всей вселен. при усл-х, пол-х иссл-ем.
    2. Фрагментарна – она изучает не бытие в целом, а разл. компоненты или параметры реальности, ее деление на особые научные дисциплины.
    3. Общезначима – ее данные в равной степени достоверны для всех людей независимо от их нац, соц и культ. принадлежности.
    4. Безлична – индив. Особ-ти ученого не могут отразиться на рез. Науч. Иссл-ия.
    5. Систематична – она – опр. с-ма, стр-ра, имеющую опр. внутрен. логику.
    6. Незавершенна – в основе мировосприятия характерного для нашей культуры лежит убежденность в безграничности научного познания.
    7. Преемственна – нов.зн-я связ-ы с прежними. Ни одно положение не возникает на пустом месте, даже если оно сформ-но как критика предш. теорий.
    8. Критична – сомнение один из осн. принципов науки Нового времени, в науке нет положений, которые не могут быть подвергнуты проверке и пересмотру.
    9. Достоверна – данные должны быть пров-ы по опр,сформул-м в ней правилам.
    10. Внеморальна – научные истины нейтральны в морально-этическом смысле. Нравст. оценке подлежат только те действия, к-ые ученый предпр-ет для получения данных, или применение получ. результатов науч иссл-ия.
    11. Рациональна: оперирует эмпир. данными. Наука опирается на данные опыта, результаты воздействия явлений объективной действительности на наши органы чувств, непосредственно или через посредство приборов), но оперирует на основе рац. процедур и законов логики (т.е. средствами разума наука поднимается над уровнем исследования конкретного предмета или явления и создает обобщенные понятия, концепции, теории).
    12. Чувственна – проверка рез-в науч. Иссл-ия осущ-ся эмпирически, ср-ми чувс. восприятия и только на этом осн-ии признаются вполне достоверными.

Функции науки: 1. Познавательно-объяснительная - познать и объяснить, как устроен мир и каковы законы его развития. 2. Мировоззренческая - помогает человеку не только объяснить известные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать свое мировоззрение. 3.Прогностическая - предвидеть последствия изм-ия окр. мира. Ученые могут показать возм. Опасн. тенденции развития общ-ва и дать рекомендации по их преодолению. 4. Производственная (катализатор развития) - Непосредственная производительная сила Ускоряет процесс совершенствования пр-ва. 5. Социальная сила - Наука включена в процессы социального развития и управления им при взаимодействии гуманитарных и технических наук (решением глобальных проблем, разработка ЕЭС).

 

3. Естествознание как отрасль научного познания

Естествознание как  система научных знаний имеет:

- предмет и цели; то  есть естественнонаучная и гуманитарные  культуры, их материальные носители, взаимосвязи, внутренняя структура и генезис. При этом изучению подвергаются не только явления и закономерности общего характера, но и специфические, касающиеся отдельных сторон знания.

- закономерности и  особенности развития;

 Наука - это один из древнейших, важнейших и сложнейших компонентов чел культуры. Это и целый многооб-ый мир чел знаний, к-ый позволяет человеку преобразовывать природу и приспосабливать ее для удовлетворения своих все возрастающих матер-х и дух-ых потребностей. Это и сложн. Сис-ма исследов. Деят-ти, направленная на пр-во новых знаний. Это и соц институт, организ-ий усилия сотен тысяч ученых-исследователей, отдающих свои знания, опыт, творч. энергию постижению законов природы, общества и самого человека.

Наука теснейшим образом связана с мат. пр-вом, с практикой преобразования природы, соц. отношений. Наука - это сфера деят-ти разума, в к-ой вырабатываются и систематизируются объективные знания. Ее целью является описание, объяснение и прогноз процессов и явлений действ-ти. У каждого направления, раздела Науки - свой предмет изучения. Научное познание идет след. образом: 1) наблюдение (получение информации), 2) обобщение информации, 3) проверка истинности знаний. 3 уровня познания мира связ-ые прямой и обр. связью: фундаментальная теория, науч. картина, мировоззрен. Одни науч. идеи вытекают из др-х, а общ. путь самост. развития ест-ия лежит от явления к его сущности, а от этой сущности к более глубокой.

Самые первые знания возникали  из практ-их потребностей, а не из теорет. стремлений, однако нельзя приуменьшать и значение даже самых ранних попыток объяснить окружающий мир. Огр. роль в развитии естествознания играет практика (так, развитию астрономии способствовало земледелие с его строго опр. фенологическими сроками, строит-во двигало вперед геометрию, ремесло - механику и физику в целом, металлургия - химию и т.д.).

Мировоззрение - это с-ма взглядов человека, опред его отношение к миру. Др. формой мировоззрения яв-ся миф. След. форма - теология, основ-ся на догматах (бесспорные, не требующие доказательств положения).

Естествознание - и продукт цивилизации, и условие ее развития. С его помощ человек развивает пр-во, совершенствует общ. отношения, воспитывает и обучает новые поколения людей, лечит свое тело. Это и важнейший двигатель общ. прогресса. Великие научные открытия и связанные с ними технические изобретения всегда оказывали колоссальное, неожиданное воздействие на судьбы чел. истории. Особенно мощным это воздействие стало в наст. время - в эпоху научно-технической революции (НТР). НТР помимо преимуществ, породила и ряд проблем. Мы сегодня живем в техногенном общ-ве, постоянно изменяющем бытие, обществе, в котором главной идеей развития является идея преобразования окружающего мира и подчинения природы человеку.

4. Научное и вненаучное знание. Научное знание - система знаний о законах природы, общества, мышления. Составляет основу науч картины мира и отражает законы его развития. Оно яв-ся результатом постижения действ-ти и когнитивной основой чел деят-ти; социально обусловлено; обладает различной степенью достоверности.Научные знания хар-ся объективностью, универсальностью, претендует на общезначимость.

Многие формы вненаучного  знания старше знания, признаваемого  в качестве научного, например, астрология старше астрономии, алхимия старше химии.

Выделяют следующие  формы вненаучного знания:

• ненаучное – разрозн-е, несист. знание, к-ое не формализ-ся и не описывается законами, находится в противоречии с сущ-ей науч картиной мира;

• донаучное, выступающее  прототипом, предпосылочной базой научного;

• паранаучное - как несовместимое  с имеющимся гносеологич стандартом.

  • лженаучное - как сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки.

• антинаучное - как утопичное  и сознательно искажающее предст-ия о мире.

• псевдонаучное - инт активность, спек-щая на совокупности попул. теорий. 

Еще на ранних этапах чел. истории существовало обыденно-практическое знание, доставлявшее элем. сведения о пр-е и окр действ-ти. Его основой был опыт повс. жизни, имеющих разрозненный, несист. хар-р, представляющий собой простой набор сведений. Обыденное знание вкл. в себя и здравый смысл, и приметы, и назидания, и рецепты, и личный опыт, и традиции. Обыденное знание, хотя и фиксирует истину, но делает это несистематично и бездоказательно. Его особенностью яв-ся то, что оно используется чел-ом неосознанно и в своем прим-ии не требует каких либо предварительных систем док-в. Др. его особенность - принципиально бесписьменный характер. Те пословицы и поговорки, к-ми располагает фольклор каждой этн. общности, лишь фиксируют его факт, но никак не прописывают теорию обыд. знания.

К 1м формам чел. знания относят игровое познание, к-ое строится на основе условно принимаемых правил и целей. Оно дает возможность возвыситься над повседн. бытием, не заботиться о практ. выгоде и вести себя в соотв-ии со свободно принятыми игровыми нормами. Возможно сокрытие истины, обман партнера. Носит обучающе-развив-ий хар-р, выявляет кач-ва и возм-ти чел-а, позволяет раздвинуть психолог. границы общения. Личностное знание. Оно ставится в зависимость от способностей субъекта и от особенностей его инт. познав. деят-ти. Особую форму вненаучного и внерац-го знания представляет собой так называемая народная наука, к-я в наст. время стала делом знахарей, целителей,экстрас-в, а ранее - шаманов, жрецов, старейшин рода. Нар наука сущ-т и транслир-ся от наставника к ученику в бесписьменной форме. Иногда можно выделить конденсат народной науки в виде заветов, примет, наставлений, ритуалов и пр. И несмотря на то, что в нар науке видят ее огромную и тонкую, по сравнению со скорым рационалист-им взглядом, проницательность, ее часто обвиняют в необоснованных притязаниях на обладание истиной.

 

5. НАУКА И РЕЛИГИЯ

Наука и религия - фундаментальные  области культуры, типы мировоззрений, взаимодействующих друг с другом.

Понимание соотн-ия науки  и религии в теч. долгого врем. сводилось к тому, что они трактовались как диаметрально противопол-ые, взаимоотрицающие явления. Проблема соотношения веры и знания решалась в рамках оценки религии как низшего вида знания, к-ое с развитием науки обречено на исчезновение. Но на самом деле отношения между научным и религиозным типом миропонимания гораздо сложнее. Религия и научное знание стали рассматриваться как разл. и правомерные формы дух. активности человека.

Фунд-ые познав.установки  науч и рел-го способа миропонимания пересекаются друг с другом. Наука - не абсолютно объективизированное зн-е. Чел-ву, несм-ря на науч прогресс, не дается и ныне восприятие целостности мироздания.

В науке сущ-ют структуры, к-ые выводят знания, принимаемые на веру в качестве аксиом тех или иных научных теорий. Религиозные системы – это тоже не только своды положений, апеллирующих к вере, но и нек обобщения, опирающиеся на аргументацию и доказательность. Религиоз. мировосприятие имеет свой высший уровень – теологию, где под установки вероисповедания подводится базис рац. обоснования и доказательства.

Различия. Наука не исходит из абс. истин, науке свойствен критич. взгляд на то, что происх-т в ее поле. Давление нов док-в может привести к пересмотру прежних положений. Источником религиозности является не объективная реальность, а сверхналичное откровение, знание, данное человеку свыше (от Бога). Откровение не подвергается критич. рефлексии, оно яв-ся высшей, абс. информацией, к-ую огранич. разум чел-а в его конечном бытии не может представить во всей полноте. Религия восходит к смыслу чел. существования, отвечает на предельные вопросы, связанные с абсолютными идеалами.

Наука тоже сталкивается с пробл. абсолютов, но они уходят в бесконечность, которой нет конца и границ, раздвижение пределов познания не уменьшает мир непознанного, это стимулирует дальнейшее освоение реальности.

В религии абсолют  выступает миром должного, идеального, задающего бытию человека смыслообразую-щие  компоненты.

Наука изучает сущее, религия – мир должного. И наука, и религия отв-т на важные вопросы чел. жизни, но религия дает ответы и на вопросы, к-ые пока не дает ответ наука.

Наука и рел-я не противоп-ны, они действуют по принципу дополнительности формально-рационально-позн-го и инст-но-этич-го способов освоения мира.

И пока есть пределы научного познания, будет место рел. мировосприятию, исходящему из целостности и всеохватности мира. Науч. развитие разрушает традиц. установления, но открывает новые возм-ти, в том числ и для религии. Наука не вытеснила религию. Раздвинув границу познания, наука столкнулась с еще большими глубинами непознанного и остающегося для человеческого разума «тайной», что создает поле для религиозного мироощущения.

6.Наука и  философия.

Не менее сложными, чем с религией были взаимоотношения  науки с философией. Существует несколько  трактовок соотношения науки  и философии, философия рассматривалась  как методологическая база научного исследования (то есть науки заимствуют из философии общие понятия и принципы), как результат предельного обобщения эмпирических (то есть опытных) данных прикладных дисциплин, как способ интеграции частных наук в нечто единое, как основу для создания целостной картины мира. И то и другое и третье, несомненно, верно, но это не должно стирать границу, между философией и наукой, данные науки могут быть отправной точкой для создания философской концепции, наука может оперировать предельно обобщенными категориями, сформулированными философией (пространство, время и т.д.), но проблематика философии всегда принципиально иная чем у науки, наука задается вопросами о формах и способах существования явлений окружающего мира, философия о причинах и целях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.Структура  научного знания

Структура научного знания  Особого рассмотрения заслуживает вопрос о структуре научного знания. В ней необходимо выделить три уровня: эмпирический, теоретический, философских оснований.   На эмпирическом уровне научного знания в результате непосредственного контакта с реальностью ученые получают знания об определенных событиях, выявляют свойства интересующих их объектов или процессов, фиксируют отношения, устанавливают эмпирические закономерности.   Для выяснения специфики теоретического познания важно подчеркнуть, что теория строится с явной направленностью на объяснение объективной реальности, но описывает непосредственно она не окружающую действительность, а идеальные объекты, которые в отличие от реальных объектов характеризуются не бесконечным, а вполне определенным числом свойств. Например, такие идеальные объекты, как материальные точки, с которыми имеет дело механика, обладают очень небольшим числом свойств, а именно, массой и возможностью находиться в пространстве и времени. Идеальный объект строится так, что он полностью интеллектуально контролируется.   Теоретический уровень научного знания расчленяется на две части: фундаментальные теории, в которых ученый имеет дело с наиболее абстрактными идеальными объектами, и теории, описывающие конкретную область реальности на базе фундаментальных теорий.   Сила теории состоит в том, что она может развиваться как бы сама по себе, без прямого контакта с действительностью. Поскольку в теории мы имеем дело с интеллектуально контролируемым объектом, то теоретический объект можно, в принципе, описать как угодно детально и получить как угодно далекие следствия из исходных представлений. Если исходные абстракции верны, то и следствия из них будут верны.   Кроме эмпирического и теоретического в структуре научного знания можно выделить еще один уровень, содержащий общие представления о действительности и процессе познания - уровень философских предпосылок, философских оснований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.Критерии  и нормы научности

Теория является высшей формой организации научного знания. Разработка теории сопровождается, как правило, введением понятий, фиксирующих не наблюдаемые стороны объективной реальности. Поэтому проверка истинности теории не может быть осуществлена прямым наблюдением и экспериментом.

Для этих целей сформулировано несколько принципов. Один из них получил название принципа верификации: какое-либо понятие или суждение имеет значение, если оно сводимо к непосредственному опыту или высказываниям о нем, т.е. эмпирически проверяемо.

Принцип верификации  позволяет отграничить научное  знание от явно вненаучного.

Существует еще один принцип разграничения науки  и ненауки, предложенный крупнейшим философом XX в. К. Поппером, — принципу фальсификации. Он гласит: критерием научного статуса теории является ее фальсифицируемость или опровержимость. Иначе говоря, только то знание может претендовать на звание «научного», которое в принципе опровержимо.

Работающие в науке  ученые считают вопрос о разграничении  науки и ненауки не слишком  сложным. Дело в том, что они ориентируются  на определенные нормы. В этих нормах выражены представления о целях научной деятельности и способах их достижения. Хотя они исторически изменчивы, но все же есть некий инвариант таких норм. Его принято называть рациональным. Этот стиль мышления основан по сути на двух фундаментальных идеях:

• природной упорядоченности, т.е. признании существования универсальных, закономерных и доступных разуму причинных связей;

• формального доказательства как главного средства обоснованности знания.

В рамках рационального  стиля мышления научное знание характеризуют следующие методологические критерии:

• универсальность, т.е. исключение любой конкретики — места, времени, субъекта и т.п.;

• согласованность или  непротиворечивость, обеспечиваемая дедуктивным  способом развертывания системы  знания;

• простота; хорошей считается та теория, которая объясняет максимально широкий круг явлений, опираясь на ми­нимальное количество научных принципов;

• объяснительный потенциал;

• наличие предсказательной силы.

Эти общие критерии, или  нормы научности, входят в эталон научного знания постоянно. Более же конкретные нормы, определяющие схемы исследовательской деятельности, зависят от предметных областей науки.

 

9.ВОЗНИКНОВЕНИЕ  НАУКИ В АНТИЧНОЙ КУЛЬТУРЕ

Наука появляется тогда, когда для этого создаются  объективные условия, социальный запрос на объективные знания, выделение особой группы людей, реализующих данный запрос; накопление знаний, познавательных приемов, способов символического выражения и передачи информации.

Совокупность таких  условий складывается в древнегреческой культуре VII–VI вв. до н. э. Именно в этот период появляются первые рациональные программы, свободные от религиозных и мистических представлений. Именно здесь появляется наука как доказательное знание. Она не связывалась с непосредственно орудийно-трудовой деятельностью, была идеализированным феноменом. Но именно отказ от материально-практич-ого отн-ия к действ-ти породил абстрагирование – непременное условие науки.

Важной отлич. особенностью науки в контексте древнегреч. культуры была ее направленность на самостоятельное, объективное рассмотрение природы как реальности. Греческую мысль отличали стремление к точному познанию действ-ти, доказательству, критический дух и смелость выводов. Греческая наука отличалась независимостью от мифологии, из недр которой она вышла.

1ой научной программой стала математическая программа, представленная Пифагором, позднее развитая Платоном. Отношения действительности Пифагор выразил в числах, представляемых им в качестве первоосновы мира.

Историки науки считают, что осн. заслуга Пифагора и его последователей заключается в том, что они превратили геометрию в теор. дедуктивную науку, заложили основы арифметики и мат. естествознания, дали стимул к поиску кол-ых отношений в природе и выражению их языком матем. формул.

Дальн. формирование пифагорейской пр-мы продолжили софисты и элеаты, разработавшие теорию док-в. Свое завершение мат. прог-ма получила в ф-ии Платона, к-ый представил мир идей как иерархически упоряд-ую структуру. Платон основал первую научную школу – Академию.

2ой научной пр-мой античности, выступающей в кач-ве универс. концепции прир-ого мира, стал атомизм. Основопол: Левкип и его уч-к Демокрит, хотя зачатки данного подхода можно обнаружить уже у Анаксимена, Эмпедокла, Анаксагора. Учение атомизма исходило из того, что неделимые атомы явл-сь началом всего сущего. Движение атомов выступало причиной изм-ий в прир.

Пр-ма Аристотеля стала третьей научной пр-мой античности. В ней наряду со стремлением к целостному фил-му осмыслению действ-ти отчетливо прояв-ся эллинистические тенденции к выделению отдельных направлений исследования в самост. науки со своим предметом и методом.

Аристотель в отличие  от др. античных мыслителей не отделял вещи и идеи. Заслугой Арист-ля яв-ся и создание понятийно-категориального аппарата науки, классиф-ии научных знаний. Данные пр-мы заложили основы науки, правда, науч. знание было абстрактно-объяснительным, лишенным созидат-го компонента, но зачатки науки как особого типа отношения к реальности появились в культуре античности.

10. НАУКА, ВЕРА, ЗНАНИЕ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

В отличие от античности средневековая наука не предложила новых фундаментальных программ, но она не ограничилась только пассивным  усвоением достижений античной науки.

В средневековую эпоху  основным доминирующим мировоззрением было теологическое мировоззрение. Наука становилась средством решения чисто практических задач. Наиболее представ. текстами, освященными божественным авторитетом, были тексты Священного Писания, истолкование текстов выступало осн-ым в научной деятельности. Но христианское мировоззрение тем не менее посеяло зерна нов понимания прир,позволившего уйти от созерцат-ого отн-ия к ней античности и перейти к эксперимент-ой науке Нового времени, поставившей целью практ-ое преобразование мира.

В недрах средневек. Кул-ры развивались такие специф. области знания, как астрология, алхимия, натуральная магия. Эти дисциплины – промеж-ое звено между ремеслом и натурфилософией и в силу своей практич. направленности содержали в себе зародыш будущей экспериментальной, опытной науки.

Ситуация изменилась в XII в., когда в христ. культуре стало использоваться наследие Арис-я. Развести теологию и науку позволила конц-я «двойственной истины», т. е. признание наряду с верой и права на сущ-ие «ест-ого разума».

Развитие астрономии, математики, физики требовало точных измерений – именно в лоне данных наук появ-ся экспериментирование. Рационализиров-сь и теолог-ое знание, пытавшееся в отличие от раннесреднев-ых представлений о Боге как непознаваемом феномене логически доказать сущ-ие Бога, понять соверш. красоту его творений.

В развитии рацион-ти больш. знач-ие имели универы, прививавшие логико-дискурсивное мышление и иск-во аргументации. Без этого было бы невозм-но дальнейшее развитие интеллектуальных средств научного познания.

Идеи всест-го обосн-ия знания развили Ф. Бэкон и У. Оккам. Ф. Бэкон выст-л с идеей мат. естествознания, считая, что изучать и проверять все науки следует с помощью математики. В представлении Ф. Бэкона математика – «врата и ключ всех наук» – объединяет в себе комплекс теор. и практ. Дисц-н.

У. Оккам выдвинул идею радикального эмпиризма. Он в1ые сформулировал принцип простоты научного знания («бритвы Оккама»), острие к-ой было направлено против схоластики и расчищало поле деят-ти для ест-воиспыт-ей.

В эпоху Возрождения разум был поставлен выше откровения (веры).

Период Возрождения  охватывал два с половиной  столетия (ХIV-ХVI вв.). В Европе в этот период складывались новые организ. и матер. возможности для научного развития, разработки нов принципов познания действ-ти. Началась кардинальная ломка канонов схоластического, догматического мышления.

Новые тенденции научной  мысли нашли яркое выражение в тв-ве вел. мысл-ей -Н. Кузанского, Леонардо да Винчи, Н. Коперника, Д. Бруно. Но научная мысль Возрождения не смогла до конца освободиться от теологических элементов.

11 Естествознание  в эпоху Возрождения 14-16 в

Эпоха возрождения –  эпоха становления капиталистических  отношений, восхождения социально  политической ролли города. Эпоха  социальных конфликтов, религиозных  войн, ранних буржуазных революций. Возрождение основных идеалов античной культуры, в центре которой стоял человек.

Радикально изменяется отношение к природе, она становится объектом эстетического наслаждения  и предметом научно-рацонального познания. Многих мыслителей эпохи возрождения  объединяет установка пантеизма (Это религиозные и философские учения, отождествляющие бога и мировое целое) Одним из предшественников был Леонардо да Винчи(1452-1519), считается основателем совр. естеств-ия. Его исследовательская деятельность охватывает области механики, физики, астрономии, геологии, анатомии и физиологии человека.

Леонардо подчеркивал  безошибочность опыта и стремился  к точному уяснению его роли в  достижение истины. Он считал, что опытность  то минимальное условие при котором возможно истинное познание. Его известная фраза: «наука –полководец, а практика – солдаты» свидетельствует о том, что наука не сводится только к опыту и эксперементированию, а включает в себя нечто большое, потребность осмысленного обобщения данных опыта.

Именно Леонардо подошел  к необходимости органического  соединения  эксперимента и его  математического осмысления, которое  и составляет суть современного естеств-ия. Проникновение естественно-научного взгляда на мир подготовило появление  классической науки. Исследователи отмечают, что наука того времени сосредоточилась в 2-ух почти не связанных друг с другом организациях, университетах и некоторых школах, существовавших не один век и в мастерских живописцев, скульпторов, архитекторов, где проводились опытно-экспериментальное исследование природы

Имена известных и  великих натуралистов и медиков  эпохи ренессанса, среди них –  погибший при кораблекрушении первый анатом Андреас Везалий (1514-1564), создатель микроскопической анатомии (первооткрыватель капилляров), врач Марчелло Мальпиги (1628-1694), размышлявший о природе света и тяготения и открывший клеточное строение живых тканей Роберт Гук (1635-1703), врач и ботаник-систематик Андреа Цезальпини (1519-1603).

 

 

 

 

 

 

 

 

 12 Научная революция 18в:возникновение классич.механики

Для науки нов. времени хар-но противостояние чел-ка и природы. Актив. вторжение в прир. предметность и преобр-ие её с учетом собств. интересов.

Хар-но 2 направления эмпиризм(эмпирио – опыт) Френсис Бэкон и рационализм (разум) Рэне Декарт.

Обосновывая практ. значимость опытной науки, Бэкон выдвинул тезис: « Знание – сила». Он подчеркивал сущность  и цель новоевропейской науки, заключается в том, что ученый должен вернуться к исследованию природы, ибо « человек – слуга и истолкователь природы». Бэкон предпринял попытку «Великого восстановления наук». Выступил с широкой пр-мой реформы всего инт. мира. В пр-ии о дост-ве и приумножении наук приводит классификацию наук, как обобщение известного, в его время круг знаний, включая и поэзию.

Основы классификации наук(по предмету, по методу) составляют главные способности человеческой души: память(история), воображение(поэзия), разум(философия)

По Бэкону познание при-ы, требует исп-ия хорошо организ. опытов (экспериментов). Но перед тем, как начать познание, необх избавиться от чел-х заблуждений. Это сформ-но в учениях об идолах или призн-х познания.

Бэкон дает след-ую классификацию:

  1. Идолы рода, которые свидетельствуют о том, что чел-му роду присущи многоч заблуждения, ограниченные и ложные представления. Причины этому служит очень распрастраненная процедура антропоморфизация т.е.наделение природных процессов и окр.мира св-вами и особенностями чел.психики.
  2. Идолы пещеры обусловленные сложностью и потаенностью внутр мира часто искажается и деформируется
  3. Идолы рынка, вызванные неправильным употреблением слов, пустыми бесплодными спорами
  4. Идолы театра к которым причислялись все некретические, взаимствованные положения из разл.философских систем и доктрин

Каждая система  представляла сконструированнй ею мир.Поэтому ссылаясь на те или иные системы, индивиды оказывались как бы на «сцене» вымошленного мира.

Новый органон – учение о методе Ф.Бекона. Органон – пр-ие Аристотеля. Осн. Методом получения новых знаний явл-ся индукция (эмпиризм, опыт)

Яркий представитель  и родоначальник европейского рационализма Рене Декарт (картезий) был уверен, что источником истины может быть только разум. В отличие от Бекона, провозглашавшего опыт и наблюдения основой познания, Декарт отводил глав. роль разуму и самосознанию. В трактате – «правила для руководства ума» Декарт описывает эф. метод, исп-ий правила:

1) Принимать  за ист-ое только то, что не дает ник-го повода для сомнения

    2)Разлагать сложные проблемы, на простые компоненты

    3)Располагать простые элементы в строй последовательности

    4)Составлять полные перечни и обзоры, имеющихся элементов

Критериями  истины явл-ся: ясность, отчетность, которые  ум ищет в самом себе опираясь на интуицию. Поэтому интуиция источник или начало познания

Интуиция –  естеств. свет разума

Мысли исследуемы на существо

След.за интуицией  действия – это дедукция. Дедукция – призвана установить необходимую  связь

Декарт вошел в историю мысли, как предст-ль дуализма –признание 2 начал

Он признавал  наличие 2 самостоятельных субстанций – мат-ой и духовной

Науку нов времени хар-ют гелеоцентрическая система мира, предложенная Коперником, открытие законов классической механики и научной картины мира основаны на достижениях Галилея и Ньютона.Экспер метод соединяется с математическим описанием природы. Становление нового в европейской науке свидетельствует о всецелой рационализации мышления, утверждается идея прогресса, особую значимость приобретает получение нового знания, принцип упорядоченности и классификации, соединение теории и практики. Ит. мыслитель Галилео Галилей зан-ся механикой, физикой, астрономией. Вошел в историю как создатель эксперимента.

Ист. вклад Галилео состоит в след.: разграничил понятие равномерного и неравномерного ускоренного движения. Сформулировал понятие ускорение. Показал что рез-ом дей-я силы на движущ. тело явл.не скорость, а ускорение. Вывел формулу, связывающую ускорение, путь и время. Сформулировал принцип инерции. Выработал понятие инерциальной системы. Сформ-л пр-п относительности движения. Открыл закон независимости действия сил. На основании этих законов появилось решение простейших дин-их задач. Исследования Галилео заложили фундамент динамики и методологии класич. естество-ия. Дальнейшее иссл-е лишь углубляли и укрепляли этот фундамент. Гл. достиж-ем нового времени счит-ся становление науч. способа мышления, хар-ся с соединением эксперимента, как метода изучения прир-ы с матем. методом, и форм-ии теоретич.естествоз-ия. 1662- дата рождения Лондонского об-ва естествоиспытателей. 1666-появляется Академия наук в Париже.

Исаак Ньютон –автор мат.начал натурф-ии, утвердил госп-во механист-ой картины мира. Ньютон вслед за Галилеем исп-л мат.образы физ.объектов так необх. сост.части естествено-науч. иссл-ий. Вводил закон тяготения не как опытный  эмпир. мат-л, а как необх. часть физико-мат. модели мира. Опирался на метод индукции мат.и физ. идеализации. Ньютон завершил постройку фундамента нового кл. ест-ия, обобщив сущ-ие независимо  друг от друга рез-ты своих предшественников, встроенную в теоретич.систему знания, Ньютон стал родоначальником классич. теоретич.физики. Он сформул-л её цели, разработал методы и пр-му развития, кот-ю он сформул-л след.образом: «было бы желательно вывести из начала механики и остальные явл.природы» Развитие науки в этот период сопровождало и стимулировало пром.революцию, а также революция в области средств коммуникации.

13. Естествознание 18-1первой половины 19 века

"Просвещение" - рассвет материалистического мировоззрения, идеалов рационализма и выдающихся успехов, классич. естеств-я. Пром. переворот – переход от мануфактурного к машин.произ-ву, революцинизирует произ-ые силы, котю.ставят перед наукой все сложные и ортвет.задачи.

Решение НТП явл. делом гос-ой важности. Развитие идеи Ньютона, распр-ие осн.пол-ий механики на всю физику. На разв-е физ-и сущ.вл-ие оказывает техн. прогресс. Это опр.потр-ть в разработке теории машин и механизмов механики твердого тела. Проводятся исследовнаия по теплофизике, электр-ву и магнетизму. Эти разделы физики  оформляются в самостоятельные области физич.науки и лостигают 1 успехов. т.обр. в 18 в в кач-ве самост. Складыв-ся все разделы классич.физики. Хар-ой особеностью физики явл.особенность механики, оптики, тепловых, электр-их, магнитных явлений. Перед физикой еще не встал вопрос об исследовании законо-ей превращения разл.физ.форм яления. Он нацелена гл.образом на кол-ые исследовнаия отд. явл. Устан-ие отд. эксперимент.данных и выявление частных закономерностей. В сер. 19 в в осн.завершилось становление системы методологич.установок клас.физики.

В 18в астрономия изучает галактики. В 18в по мере увелич.возмоджностей телескопов удалось выявить новый тип косм.объектов туманности, больш-во из кот.оказались удал-ми скоплениями звезд-галактик.Астрономия становится внегалактической. Больш. роль в её создании играет англ. астроном Гермиль.

Химия в 18в постепенно становится наукой о кач-ых изменениях тел, происходящих в рез-те изменения  их состава. Новому пониманию предмета хим.познания способствовало возрождение античного атомизма. Развитие и конкретные предложения идей атомизма к химии осущ. Боиль, кот.считал, химия должна быть служанкой ремесла и медицины, а не самост. наукой. Боиль исходил из того, что кач-ые хар-ки и превращения хим.в-в могут быть объяснены с помощью понятия о движении, форме и расположению атомов. Боиль разрабатывал не только теоретич., но и эксперимент.основы химии, обосновывая метод хим.экспер-та. Центр.проб-ма химии 18в-проб-ма горения. Фр.химик Ловузье в конце 18в разработал теорию горения. Показал что все явл.химии прежде считав-ся хаотическими могут быть систематиз. И сведены в закон сочетания элементов, старых и новых. Лавузье осущ.науч.революцию в химии. Он превратил химию из совок-ти мн-ва несвязующих друг с другом рецептов, подлежащих изучению, в общ.теорию, основываяст на кот.можно было не только обьясниь все известные явл., но и предсказать новые.

Т.обр.в химии 19в сложился новый общ-теретич. подход опр. св-в хим. в-в в зав-ти не только от состава, но и от структуры. Развитие сложно-молекул. учения привело у идеи о сложном строении не только молекулы но и атома. В начале 19в эту мысль высказал англ.уч.Праут, кот предложил гипотезу -атомы всех элементов состоят из водорода. Новый толчок для развития идей о слож. строении атома дало вел. открытие Менделеева –период-ая сис-ма элементов, кот.наталкивала на мысль о том, что атомы не явл. недел-ми, что они обр. стр-ру и их нельзя считать первичным образование.

Особое место в18в  занимает биология. В биолог.познании происходит коренной переворот в направлении систематич. разработки научных методов познания и формир-ии предпосылки фунд.биолог. теории - теория ест. отбора. Выдающийся биолог Ж.Бюфон, К.Линей.Так Бюфон одним из1 изложил концепцию трансформизма – огр. изменчивости видов и происхождения видов в пределах относительно узких подразделений под влиянием среды. Он догадывался о роли искусственного отбора и сформулировал идею единства живой и неживой природы и единства плана строения живых сущ-в.

К.Линей в своей  иск. класс-ции подытожил длит. ист.период эмп. накопл-ия знаний. Разделил царство раст. и жив (систематика) на иерарх. соподчинения таксоны, классы, отряды, роды, виды.10000раст. и свыше 4000 видов жив-х. Оказал огр. вл-ие на разв-ие биол. и подготовки почвы для развития эв. идеи.

Идея эволюции перехода от трансформизма к эволюционизму  в биологии произошел на рубеже 18-19в. Теория эволюции преодолевала опр. труд-ти. Госп-во среди биологов предст-ия о том, что сущность органич. форм неизменно и внеприродно и как таковая может быть изменена только Богом.

Был не развит понятийный аппарат биологии. Следовательно было необх. вырабатывать новые понятия и представления, новые закономерности, отражающие диалектич .хар-р отношения организма и среды.

Эмпирич. предпосылки эвол-ой теории обуславливались всем ходом разв-ия полионтологии, эмбриологии, сравн-ой анатомии, геологии… Большое знач. для утверждения теории развития имела идея единства раст.и живого миров. В 1830Шлейдки, Иван разработали клеточную теорию, в соотв.с кот. обр-ие клеток явл.универ-ым принципов развития любого раст.и жив-ого организма. Клетка –неотъемлемая элем. основа любого организма. Ч.Дарвин в создании своей эволюц-ой теории опирался на большой эмпирич. материал, собранный как предшественником, так и самим в ходе путешествий. Осн.эмпирич.обобщения, наталкивающие на идею эволюции орг.форм Дарвина привел в работе «Происхождение видов».Дарвин разграничивает 2 вида изменичвости:опр-ая, неопр-ая. Опр-ая изменчивость(адаптивная модификация) способность всех особей одного итого вида в опр.условиях внешней среды одинаковым образом реагировать на эти условия. По совр. представлениям адаптивные модификации не последуются, а потому не могут поставлять материал длдя опрю.эволюции.

Неопр-ая из-сть(мутации)предпологают сущ-ие измениения в организме кот.происходят в разл.направлениях.Неопр.изменчивость в отличии от опр-ой носит наследственный хар-ер и незначит.отличия в первом накоплении усиливаются в последующих. Неопр-ая устойчивость также связана с изменением окр.среды, но уже не непосредственно, что хар-но для адаптивных модификаций, а опр-но Дарвин подчеркивал, что реш-ую роль в эволюции играют именно неопр.изменения

14 Естествознание  вт. пол.19 века : на пути к новой научной революции

«Потрясение основ» - третья научная революция - случилось на рубеже XIX -XX вв.   

 В это время последовала  целая серия блестящих открытий  в физике (открытие сложной структуры  атома, явления радиоактивности,  дискретного характера электромагнитного  излучения и т.д.). Их общим мировоззренческим итогом явился сокрушительный удар по базовой предпосылке механистической картины мира - убежденности в том, что с помощью простых сил, действующих между неизменными объектами, можно описать все явления природы и что универсальный ключ к пониманию происходящего дает в конечном счете механика И. Ньютона.   

 Наиболее значимыми  теориями, составившими основу новой  парадигмы научного знания, стали  теория относительности (специальная  и общая) и квантовая механика. Первую можно квалифицировать как новую общую теорию пространства, времени и тяготения. Вторая обнаружила вероятностный характер законов  микромира,   а также  неустранимый  корпускулярно-волновой дуализм в самом фундаменте материи.      

 Наиболее контрастные  ее изменения претерпела  общая  естественно-научная картина мира и способ ее построения в связи с появлением этих теорий. Эти изменения состояли в следующем.    

1. Ньютоновская естественно-научная  революция изначально была связана  с переходом от геоцентризма к гелиоцентризму. Эйнштейновский переворот в этом плане означал принципиальный отказ от всякого центризма вообще. Привилегированных, выделенных систем отсчета в мире нет, все они равноправны. Причем любое утверждение имеет смысл только будучи  "привязанным",  соотнесенным с  какой-либо  конкретной системой отсчета. А это и означает, что любое наше представление, в том числе и вся научная картина мира в целом, релятивны, т.е. относительны.   

2. Классическое естествознание  опиралось и на другие исходные идеализации, интуитивно очевидные и прекрасно согласующиеся со здравым смыслом. Речь идет о понятиях траектории частиц, одновременности событий, абсолютного характера пространства и времени, всеобщности причинных связей и т.д. Все они оказались неадекватными при описании микро-и мегамиров и потому были видоизменены. Так что можно сказать, что новая картина мира переосмыслила исходные понятия пространства, времени, причинности, непрерывности и в значительной мере «развела» их со здравым смыслом и интуитивными ожиданиями.

3. Неклассическая естественно-научная  картина мира отвергла классическое  жесткое противопоставление субъекта  и объекта познания. Объект познания  перестал восприниматься как  существующий «сам по себе».  Его научное описание оказалось  зависимым от определенных условий познания. (Учет состояния движения систем отсчета при признании постоянства скорости света; способа наблюдения (класса приборов) при определении импульса или координат микрочастицы и пр.)

4. Изменилось и «представление»  естественно-научной картины мира о самой себе: стало ясно, что «единственно верную», абсолютно точную картину не удастся нарисовать никогда. Любая из таких «картин» может обладать лишь относительной истинностью. И это верно не только для ее деталей, но и для всей конструкции в целом.   

 Итак, третья глобальная  революция в естествознании началась  с появления принципиально новых  (по сравнению с уже известными) фундаментальных теорий - теории  относительности и квантовой  механики. Их утверждение привело  к смене теоретико-методологических установок во всем естествознании. Позднее, уже в рамках новорожденной неклассической картины мира, произошли миниреволюции в космологии (концепции нестационарной Вселенной), биологии (становление генетики) и др. В связи с этим нынешнее (конца XX в.) естествознание весьма существенно видоизменило свой облик по сравнению с началом века. Однако исходный посыл, импульс его развития остался прежним - эйнштейновским (релятивистским).    

 Таким образом,  три глобальные научные революции  предопределили три длительных стадии развития науки, каждой из которых соответствует своя общенаучная картина мира. Это, конечно, не означает, что в истории науки важны одни лишь революции. На эволюционном этапе также делаются научные открытия, создаются новые теории и методы. Однако бесспорно то, что именно революционные сдвиги, затрагивающие основания фундаментальных наук, определяют общие контуры научной картины мира на длительный период.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15. Классификация  наук.

Проблема классификации  наук возникает в Древней Греции, когда в рамках единой науки о бытии и мышлении и человеке (натурфилософия) стали выделяться отдельные научные дисциплины. Бытие и природа изучались физикой, мышление было предметом логики, а нравы составляли предмет этики. Логика и этика объединятся в философские науки, а в разделе физики появляются такие дисциплин как механика, оптика, пневматика, гидростатика. Происходит дифференциация наук. Дифференциация наук – выделение научных дисциплин из единой натурфилософии и формирование новых наук в соответствии с новым предметом исследования. Наиболее активно она проходит в 17в., что связано с применением математики и методе экспериментов. В настоящее время насчитывается около 15 тысяч дисциплин. Дифференциация наук связана с проблемами образования. И в науке и в высшей школе выделяют следующие направления: естественные науки (природа), гуманитарные (история человека), социальные (общение). Классификация наук – установление взаимной связи наук по определенному принципу (методу) и создание логически обоснованного ряда наук. Она проводится для решения ряда вопросов организации научных и образовательных учреждений, планирования научно исследовательских работ, для расчета бюджета и других источников финансирования научной работы. Проблема классификации наук возникает из потребности человека упорядочить систему знаний. Происходит постоянный поиск способа отличия естественных наук от общественных.

КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК, раскрытие  взаимной связи наук на основании  определенных принципов (объективных, субъективных, координации, субординации и т. д.) и выражение их связи в виде логически обоснованного расположения (или ряда) наук; при этом важную роль играют способы ее изображения (табличные, графические); имеет важное значение для организации научной, учебно-педагогической, библиотечной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16. Методы научного познания принято подразделять по степени их  общности, т. е. по широте применимости в процессе научного исследования. Всеобщих два:  диалектический  и метафизический. Это общефилософские методы. Метафизический метод с середины XIX  века  начал  все  больше  и  больше вытесняться   из   ест-ия диалектическим методом.  2ую группу составляют общенаучн. методы,  к-ые используются в самых разл. областях науки, имеют весьма  широкий, междисц-ый спектр применения.

Диалектический  метод познания требует рассм-ть все явления в окр. мире во взаимной связи, взаимодействии и постоянном развитии. Познать окр. мир и самого себя человек может лишь при усл-ии, что он будет рассматривать и изучать все явления в движении, в постоянных изменениях, обращая вн-ие на взаимные переходы явлений, их взаимопревращение друг в друга. При этом диал. метод стремится найти и находит внутр. источник развития в каждом виде движения, в каждом факте изм-ия. Это внутр-ие противоречия, сущ-ие в каждом явлении и процессе, их борьба и разрешение. Развитие - не  повт-ие или движение по кругу, а постоянное появление нового при усл-ии, что в качественно новых явл-ях отд. их стороны и хар-ки как бы повторяют то, что уже было на пред-их этапах. В проц. разв-я постоянно происх-т разрушение, исчезновение старого и возник-ие нового, все ценное, жизнесп-ое сохран-ся.

 Метафизический  метод рассматривает каждое явление изолированно, вне связи и взаимодействия явлений друг с другом.Если все же прих-ся учитывать такие связи и взаимодействия, то это делается поверхностно, неглубоко. Мет. метод, рассматривая изменение и движение, не видит подлинного развития, а поэтому и не признает возм-ти появления принципиально новых явлений и процессов в природе, обществе и мышлении человека. С метафизической т. зр все в мире рано или поздно повторяется, все движется как бы по кругу, а источники движения и изменения находятся не внутри предметов и явлений, не в их внутр. противоречиях, а во внеш. толчке, во внешних по отношению к данному явлению силах. Метаф. метод не признает коренных кач. Преобр-ий и революц. изменений в окружающем нас мире, а пытается представить все в виде плавной эволюции и малосущественных количественных изменений.

Метафизический и диалектический методы в корне противоположны друг другу. В наш бурный век, в эпоху глубоких рев. Изм-ий и быстрого развития общ. отн-ий, экономики, науки, техники, кул-ры в целом, лишь то фил-ое учение, к-ое опир-ся на диал.метод и использует его для реш-я своих проблем, может успешно выполнять роль «духовной квинтэссенции своего времени».

Слова «диалектика» и  «метафизика» имеют древнегреч. происхождение. 1ое из них вначале обозначало искусство или правило находить истину в споре путем сопоставления противопол. взглядов. 2ое (в досл. переводе означает «после физики») послужило названием главного фил. труда выдающегося Древнегреч. философа Аристотеля (384—322 до п. э.). Из уважения к нему метафизикой на протяжении многих веков называли философию вообще.

17. Эмпирические методы познания

Эмпирический  уровень( наблюдение, эксперимент и  измерение) познания характеризуется непосредственным исследованием реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов. На этом уровне происходит процесс накопления информации об исследуемых объектах, осуществляется первичная систематизация получаемых факт-х данных в виде таблиц, схем, графиков и т. п.

Наблюдение - метод эмпирического познания, позволяющий получить некоторую первичную информацию об объектах окружающей действительности.

По способу проведения наблюдения могут быть:

непосредственными - те или иные свойства, стороны объекта отражаются, воспринимаются органами чувств человека;

опосредованными - проводятся с использованием тех или иных технических средств (микроскопов, телескопов);

косвенными - обязательно основываются на некоторых теоретических положениях, устанавливающих определенную связь (например, в виде математически выраженной функциональной зависимости) между наблюдаемыми и ненаблюдаемыми явлениями; используются в ядерной физике.

Эксперимент - метод эмпирического исследования, предполагающий активное, целенаправленное и строгоконтролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект для выявления и изучения тех или иных его сторон, свойств, связей.

Эксперимент включает в себя другие методы эмпирического исследования (наблюдение, измерение)

Измерение - метод эмпирического познания, заключающийся в определении количественных значений тех или иных свойств, сторон изучаемого объекта, явления с помощью специальных технических устройств.

Результат измерения  получается в виде некоторого числа  единиц измерения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18.Методы теоретического  познания

(абстрагирование,  идеализация, формализация, индукция, дедукция)

Абстрагирование - метод теоретического познания, заключающийся в мысленном отвлечении от несущественных свойств, связей, отношений предметов и одновременном выделении, фиксировании одной или нескольких интересующих исследователя сторон этих предметов.

Классификация научных  абстракций:

Абстракция отождествления - образование понятий путем объединения в особый класс, путем отождествления предметов, связанных отношением типа равенства.

Изолирующая абстракция - выделение свойств и отношений, неразрывно связанных с предметами, и обозначение их определенными "именами", что придает таким абстракциям статус самостоятельных предметов (например: "белизна", "электропроводность" и т. д.).

Абстракция актуальной бесконечности - отвлечение от незавершенности  процесса образования бесконечного множества, от невозможности задать его полным списком всех элементов. Такое множество просто рассматривается как данное, как существующее.

Абстракция потенциальной  осуществимости - отвлечение от реальных границ человеческих возможностей, обусловленных  ограниченностью человеческой жизни в пространстве и времени.

Идеализация - метод теоретического познания, заключающийся в мысленном внесении определенных изменений в изучаемый объект в соответствии с целями исследований.

Формализация - метод теоретического познания, заключающийся в использовании специальной символики, позволяющей отвлечься от изучения реальных объектов, от содержания описывающих их теоретических положений и оперировать вместо этого некоторым множеством символов (знаков). Например, широко используемые в науке математические описания различных объектов, явлений.

Индукция - есть метод теоретического познания, основывающийся на формально-логическом умозаключении, когда на основании знания части предметов класса делается вывод о классе в целом. Различают следующие виды индукции:

 Дедукция - метод теоретического исследования, когда вывод о некотором элементе множества делается на основании знания общих свойств всего множества.

 

 

 

 

 

 

19.Концепция  развития науки Т.Куна

 Он ввел в методологию  науки принципиально новое понятие - «парадигма». Буквальный смысл этого слова - образец. В нем фиксируется существование особого способа организации знания, подразумевающего определенный набор предписаний, задающих характер видения мира, а значит, влияющих на выбор направлений исследования. В парадигме содержатся также и общепринятые образцы решения конкретных проблем. Парадигмальное знание не является собственно «чистой» теорией (хотя его ядром и служит, как правило, та или иная фундаментальная теория), поскольку не выполняет непосредственно объяснительной функции. Оно дает некую систему отсчета, т.е. является предварительным условием и предпосылкой построения и обоснования различных теорий.

 К парадигмам в истории  науки Т. Кун причислял, например, аристотелевскую динамику, птолемеевскую астрономию, ньютоновскую механику и т.д.

    Развитие, приращение научного  знания внутри, в рамках такой  парадигмы, получило название  «нормальной науки». Смена же  парадигмы есть не что иное  как научная революция.

    Наглядный пример - смена  классической физики (ньютоновской) на релятивистскую (эйнштейновскую).

       Решающая  новизна  концепции Т. Куна заключалась  в мысли о том, что смена  парадигм в развитии науки  не является детерминированной  однозначно, или, как модно сейчас  выражаться, не носит линейного характера. Развитие науки, рост научного знания нельзя, допустим, представлять себе в виде тянущегося строго вверх, к солнцу дерева (познания добра и зла).

         Таким образом,  логика развития современной  науки содержит закономерность, но закономерность эта «выбрана» случаем из целого ряда других, ничуть не менее закономерных возможностей. Из этого следует, что привычная нам ныне квантово-релятивистская картина мира могла бы быть и совсем другой, хотя, наверное, не менее логичной и последовательной.

Сегодня современная наука стоит  перед признанием новой научной  парадигмы, которая предвещает революцию  в сфере мышления людей. Эта революция  переведет человечество в другое измерение сознания.

        Подобные переходы  от одной научной парадигмы  к другой Т. Кун сравнивал с обращением людей в новую религиозную веру: мир привычных объектов предстает в совершенно новом свете благодаря решительному пересмотру исходных объяснительных принципов. Аналогия с новообращением понадобилась Т. Куну главным образом для того, чтобы подчеркнуть, что исторически почти мгновенный акт смены парадигм не может быть истолкован строго рационально. Утверждение новой парадигмы осуществляется в условиях мощного противодействия сторонников прежней парадигмы, да к тому же новаторских подходов может оказаться сразу несколько.

20.Роль математики  в развитии естествознания

Назначение математики состоит в том, она вырабатывает для остальной науки, прежде всего  для естествознания, структуры мысли, формулы, на основе которых можно  решать проблемы специальных наук.                                                                                                                                                                              

Это обусловлено особенностью математики описывать не свойства вещей, а свойства свойств, выделяя отношения, независимые от каких-либо конкретных свойств, то есть отношения отношений. Но поскольку и отношения, выводимые математикой, особые (будучи отношениями отношений), то ей удается проникать в самые глубокие характеристики мира и разговаривать на языке не просто отношений, а структур, определяемых как инварианты систем. Поэтому, кстати сказать, математики скорее говорят не о законах (раскрывающих общие, существенные, повторяющиеся и т.д. связи), а именно о структурах.

Эти глубинные проникновения  в природу и позволяют математике исполнять роль методологии, выступая носителем плодотворных идей.

Поскольку привилегия математики - выделять чистые, безотносительные к  какому-либо физическому (химическому  или социально насыщенному содержанию), она тем самым вырабатывает модели возможных еще неизвестных науке  состояний.

Методологическое значение математики для других наук проявляется еще в одном аспекте. Поскольку ее абстракции отвлечены от конкретных свойств, она способна проводить аналогии между качественно различными объектами, переходить от одной области реальности к другой. Д. Пойа назвал это свойство математики умением "наводить мосты над пропастью". Там, где конкретная наука останавливается (кончается ее компетенция), математика в силу ее количественного подхода к явлениям, свободно переносит свои структуры на соседние, близкие и далекие, регионы природы.

Таковы некоторые методологические уроки, внушаемые математикой. Однако, сколь ни эффективна математическая наука, и на нее брошены некоторые  тени, а лучше сказать: эти тени - есть продолжение ее достоинств (при  неадекватном использовании последних).

Таким образом ,можно подчеркнуть важную роль  этой математики как языка, арсенала особых методов исследования, источника представлений и концепций в естествознании.

 

 

 

 

 

 

 

 

21. Научная теория- это система знаний, описывающая и объясняющая определенную совокупность явлений, дающая обоснование всех выдвинутых положений и сводящая открытые в данной области законы к единому основанию. Например, теория относительности, квантовая теория, теория государства и права и т.д. Основные черты: 1. Научная теория - это знание об определенном предмете или строго определенной, органически связанной группе явлений. Объединение знания в теорию определяется ее предметом;2. Теорию в качестве важнейшего ее признака характеризует объяснение известной совокупности фактов, а не простое их описание, вскрытие закономерностей их функционирования и развития; 3. Теория должна обладать прогностической силой, предсказывать течение процессов; 4. В развитой теории все ее главные положения должны быть объединены общим началом, основанием; 5. Наконец, все входящие в содержание теории положения должны быть обоснованы. Структура: 1) основания теории (аксиомы геометрии Евклида, принципы диалектики); 2) законы, выступающие в качестве косяка научной теории, ее базы; 3) узловые понятия, категориальный аппарат теории, с помощью которого выражается и излагается основное содержание теории; 4) идеи, в которых органически слиты отражение объективной реальности и постановка практических задач перед людьми. Основания: 1. Семиотические основания - правила построения языка теории и теории в этом языке. Часть научных теории использует естественный язык (то есть язык, на котором мы говорим), вводя некоторые ограничения (например, запрещение многозначности терминов). Но многие теории требуют формализованных языков (например, многочисленные языки компьютерного программирования), построенных по специальным правилам, удобным для данной теории;  2. Методологические основания – методы, которыми пользуется данная наука. Они могут привлекаться из других теории наук, философии; 3. Логические основания - те правила и законы логики, по которым из исходных терминов и предложений теории получаются производные при сохранении определенного изначального семиотического значения предложении. Это средства логической систематизации теории, приведения ее терминов и предложении в логическую систему. Современные теории используют не только общеизвестную классическую (аристотелевскую) логику, но и многочисленные неклассические логики, многие из которых создаются специально, с учетом запросов конкретной теории; 4. Прототеоретические основания - те теории, которые используются в качестве основания данной теории. Например, для физики это математика для философии естествознания все частные естественные науки и т. д.; 5. Фил-ие основания - категории и принципы философии, используемые для построения, обоснования теории и решения ее проблем. Примерами фил. проблем науч. теорий яв-ся: отношение теории к действительности, методы и критерии оценки истинности теории, введение и исключение абстракций, анализ содержания и формы теории.

22. Мораль и этика в естествознании: в научной литературе понятия «мораль» и «этика» часто употребляются, как взаимозаменяемые. Например, мы говорим: нормы профессиональной этики, этика ученого, моральные, нравственные, этические нормы и т.д. Мораль, как реальность содержит в себе разные элементы, тесно переплетенные между собой – сознание, отношения, поступки, т.е. содержит и определенное обоснование своих норм и принципов, точно так же, как и наука о морали – этика не ограничивается лишь пассивным теоретическим отражением моральной стороны нравов, а сама имеет лишь нормативное содержание вырабатывает конкретные образцы поведения, обоснование должного.

Предмет этики – мораль и наука о ней – этика  исторически, от эпохи к эпохе менялись.

Особенности научно-технической  революции не могли не оказать  влияния и на постановку этических  проблем современного естествознания, в частности на отношение ученых к проблеме ответственности. Как  постановка, так и решение проблемы ответственности естествоиспытателя находятся в прямой зависимости от более общей проблемы взаимоотношения науки, морали и этики.

Этика ученого – более  узкое по своему объему понятие, чем  этика науки. Поскольку она охватывает преимущественно регулятивистские аспекты действия морали в науке. Обосновывает профессиональную мораль ученых и является частью, одним из аспектов этики науки.

Этика науки представляет собой философское и социологическое  изучение взаимоотношений науки  и морали: а) в плане воздействия науки на мораль, знаний и научного прогресса на моральность, нравы людей и нравственный прогресс общества, влияние ценностей науки на мораль, соотношение истины и добра, истинности моральных явлений; б)в плане воздействия морали  на науку, ценностей и норм морали на отношение в науке и её результаты, мировоззренческих установок ученого на познание действия морали как регулятора научной деятельности и научного общения, раскрытия содержания гражданской и моральной ответственности ученых.

Уровни исследования этики науки: общеэтический анализ взаимоотношений науки и морали, средний уровень для которого общеэтические положения выступают в качестве методологических предпосылок, и конкретно-эмпирический уровень исследования моральных отношений и нравов в науке с помощью методов социологии, социальной психологии и других наук. В нормах научной этики находят свое воплощение во – первых общечеловеческие моральные требования и запрет, приспособленные разумеется к особенностям научной деятельности. Во-вторых, этические нормы служат для утверждения и защиты специфических, характерных именно для науки ценностей.

 

 

23. Формирование  классического естествознания: Новый велич. переворот в системе культуры происходит в эпоху Возрождения, которая охватывает ХIV – нач. XVII в. Эпоха Возрождения - эпоха становления капиталистич-их отношений, первоначального накопления капитала, восхождении соц-полит. роли города, буржуазных классов, складывания абсолютистских монархий и национальных государств, эпоха глубоких соц. конфликтов, религиозных войн, ранних буржуазных революций, возрождения античной культуры, эпоха титанов мысли и духа. В эпоху В. была проведена основная мыслит-ая работа, подготовившая возникновение класс-ого ест-ия. Это стало возм. благодаря мировоззр. рев-ии, совершившейся в эпоху Ренессанса и состоявшей в изм-ии системы “человек – мир человека”. В эпоху Ренессанса происходит мировоззр переориентация субъекта: на первый план постепенно выдвигается отношение человека к Природе, отн-ие же человека к Богу выступает как производное. Важной заслугой культуры В. являлось и то, что в ней главной ценностью становится бескорыстное объективное познание мира. 1.Коперниканская революция: В первую пол. средневековья, длившегося более тысячелетия, в Европе господствовала библейская картина мира, сменившаяся затем догматизированным аристотелизмом и геоцентрической системой Птолемея. Птолем. система не только не позволяла давать точные предсказания; она еще страдала явной несистематичностью, отсутствием внутреннего единства и целостности; каждая планета рассматривалась сама по себе, имела отдельную от остальных эпициклическую систему, свои собственные законы движения. Птолемей считал последние две задачи вообще неразрешимыми. Установка на поиск внутреннего единства и системности и была той стержневой основой, вокруг которой концентрировались непосредственные предпосылки геоцентрической системы.  Относительные расстояния планет в Солнечной системе по Коперник. 2. Дж. Бруно: мировоззр. выводы из коперниканизма. Задача сравнения птолем-ой и коперник-ой теорий актуализировалась лишь в 70-е годы ХVI столетия, когда два знаменитых астрономических события (вспышка сверхновой в 1572 г. и яркая комета 1577 г.) в очередной раз поставили под сомнение основы аристотелевской космологии. Мировозз-е и теор. выводы из гелиоцентризма, его развитие и совершенствование - заслуга ученых след. поколения.Тихо Браге, Дж. Бруно, И. Кеплер, Г. Галилей, Дж. Борелли и др. 4. Г. Галилей: разр-ка понятий и пр-пов “земной динамики”.В форм-ии класс. механики и утверждении нового миров-ия велика заслуга  Галилея. Еще будучи студентом (университет г. Пиза), Галилей делает отк-ие большой научной и практ. значимости - открывает закон изотропности колебаний маятника, к-ый сразу же нашел применение в медицине, астр-ии, географии, прикл. механике. Сразу после изобретения зрит. трубы (1608 г.) он усоверш-л ее и превратил в телескоп с 30-кратным увеличением, с помощью кот-го совершил ряд выдающихся астроном-их открытий: открыл спутники Юпитера, Сатурна, фазы Венеры, солнечные пятна, обнаружил, что Млечный Путь - скопление бесконечного множества звезд, и др.

24. Формирование  основных принципов неклассического  естествознания: Неклассическая картина мира, пришедшая на смену классической, родилась под влиянием первых теорий термодинамики, оспаривающих универсальность законов классической механики. С развитием термодинамики выяснилось, что жидкости и газы нельзя представить как чисто механические системы. Складывалось убеждение, что в термодинамике случайные процессы оказываются не чем-то внешним и побочным, они сугубо имманентны системе. Переход к неклассическому мышлению был осуществлен в период революции в естествознании на рубеже XIX-XX вв., в том числе и под влиянием теории относительности. Графическая модель неклассической картины мира опирается на образ синусоиды, омывающей магистральную направляющую развития. В ней возникает более гибкая схема детерминации, нежели в линейном процессе, и учитывается новый фактор – роль случая. Развитие системы мыслится направленно, но ее состояние в каждый момент времени не детерминировано. Предположительно изменения осуществляются, подчиняясь теории вероятности и законам больших чисел. Чем больше отклонение, тем менее оно вероятностно, ибо каждый раз реальное явление приближается к генеральной линии – «закону среднего». Отсутствие детерминированности на уровне индивидов сочетается с детерминированностью на уровне системы в целом. Историческая магистраль все с той же линейной направленностью проторивает пространственно - временной континуум, однако поведение индивида в выборе траектории его деятельностной активности может быть вариабельно. Новая форма детерминации вошла в теорию под названием «статистическая закономерность». Неклассическое сознание постоянно наталкивалось на ситуации пофуженности в действительность. Оно ощущало свою предельную зависимость от социальных обстоятельств и одновременно льстило себя надеждами на участие в формировании «созвездия» возможностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

25. Пространство и время: основные концепции: Пространство – это форма существования материи, характеризующаяся такими свойствами как протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие. Пространство - это, прежде всего, взаимное расположение вещей и процессов друг возле друга, их протяженность и определенный порядок взаимосвязи. Оно трехмерно и обратимо. Время – это форма существования материи, выражающая длительность бытия и последовательность смены состояний всех материальных систем и процессов в мире. К основным свойствам времени относятся длительность, изменение, развитие. Время одномерно и необратимо. Проблема взаимоотношения категорий материи, пространства и времени рассматривается в двух основных концепциях. Субстанциональная концепция (Демокрит, Эпикур, Ньютон) рассматривала пространство, время, материю как отдельные самостоятельные субстанции, существующие независимо друг от друга, где пространство олицетворяло "чистую протяженность" и служило "вместилищем для материи". Время же представляло собой "чистую длительность", текущую везде и всегда одинаково. Реляционная концепция (Аристотель, Лейбниц, Эйнштейн) утверждает обратное, что пространство и время не могут существовать без материи, их метрические свойства создаются распределением и взаимодействием материальных масс, т. е. гравитацией. Теория относительности Эйнштейна убедительно доказала правоту реляционной концепции.

 


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.