Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Республиканский бюджет

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 28.05.13. Сдан: 2011. Страниц: 37. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     СОДЕРЖАНИЕ:  
     
Введение................................................................................................................... ..........3
1.Экономическая  сущность государственного бюджета.................................................. ..........4
2. Республиканский  бюджет  как центральное звено  финансовой системы Республики Беларусь. ..............................................................................................  
........10
3. Содержание  республиканского бюджета: доходы  и расходы государственного бюджета. Бюджетный дефицит................................................................................  
........13
      3.1. Доходы республиканского бюджета................................................................ ........13
      3.2. Расходы республиканского бюджета............................................................... ........19
      3.3. Дефицит государственного бюджета,  источники его финансирования....... ........24
Заключение............................................................................................................................................. ........29
Список  использованных источников........................................................................... ........30
Приложения 1-9  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

      ВВЕДЕНИЕ 
 

     В условиях переходной экономики усиливается  роль бюджета в регулировании  воспроизводственных процессов, происходит активизация всей системы бюджетных  отношений. Бюджет становится одним из главных инструментов в проведении финансовой политики государства, а бюджетные методы регулирования - наиболее эффективными.

     Путем бюджетного перераспределения валового внутреннего продукта формируется структура общественного производства и народнохозяйственные пропорции, адекватные рыночной системе хозяйствования.

     Управляя  бюджетным процессом, государство  выстраивает бюджетные отношения, направляет, бюджетные потоки таким  образом, чтобы обеспечить выполнение макроэкономических показателей, реализацию общенациональных программ, рыночных реформ, выравнивание уровней социально-экономического развития регионов.

     Однако  как в теории, так и в практике формирования бюджета возникает  ряд проблем, решение которых позволило бы усилить его воздействие на выход ; страны из затянувшегося кризиса.

     В современной экономической литературе и периодической печати широко обсуждаются вопросы, посвященные отдельным проблемам составления и исполнения бюджета, чаще всего связанные с налогами, как основой доходной базы бюджета.

     Государственный бюджет - это важнейший плановый и контрольный инструмент, посредством которого государство перераспределяет более третьей части национального дохода и более половины своих денежных средств. Через государственный бюджет правительство реализует экономическую и социальную, внутреннюю и внешнюю политику. От размера государственного бюджета, состава и соотношения его доходов и расходов зависят реализация программ экономического и социального развития, устойчивость социального положения страны. Он может влиять на экономическую активность, инвестиционную политику, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальную сферу.

     Актуальность  рассматриваемой темы определяет в  первую очередь значением государственного бюджета и его ролью в социально экономических процессах. Государственный бюджет является источником финансирования  общереспубликанских программ и мероприятий, а следовательно направления расходования его средств во многом определяют уровень и качество жизни широких слоев населения.

     Цель  курсовой работы – изучить содержание республиканского бюджета и его значение и роль в бюджетной системе.

     Основными задачами курсовой работы являются:

  • изучение экономической сущности государственного бюджета
  • изучение понятия республиканского бюджета;
  • рассмотрение содержания  республиканского бюджета по доходам и расходам;
  • рассмотрение дефицита государственного бюджета как превышения расходов над доходами основных источников его финансирования;

       Кроме этого, одной из задач курсовой работы является изучение тенденций расходования средств республиканского бюджета, так как содержание и роль государственного бюджета в социально экономических процессах раскрывается через основные направления расходования средств республиканского бюджета.   
 
 
 
 
 
 

 

      1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ

     ГОСУДАРСТВЕННОГО  БЮДЖЕТА 
 

     Учение  о государственном бюджете является частью науки о финансах и представляет собой область знаний о развитии особой сферы распределительных отношений - бюджетной. Она включает финансовые отношения, опосредующие формирование и использование централизованного фонда денежных средств государства.

     Возникновение такого фонда предопределено исторически.

     Бюджет  зародился на ранних этапах общественного  развития не как финансовая категория, а в виде особой системы общественных отношений, связанных с мобилизацией определенных доходов в форме материальных ценностей для создания бюджетного фонда (государственной казны) и осуществлением государственных расходов. Трансформация бюджета в финансовую категорию происходила постепенно с развитием государства и товарно-денежных отношений. Это было естественно, поскольку "в условиях рабовладельчества и феодализма финансы играли относительно незначительную роль в формировании денежных доходов государства, т.к. в указанных формациях господствовали натуральные отношения". Изначально формирование бюджетного; фонда связано с объективной необходимостью совместного удовлетворения общественных потребностей посредством государства.

     Процесс трансформации бюджета в финансовую категорию происходил одновременно с развитием общества, государства и товарно-денежных отношений этих условиях бюджет формируется как фонд денежных средств [1, c.240].

     Итак, существование бюджетных отношений  вне государства невозможно, поскольку их функционирование предопределено объективной необходимостью удовлетворения общественных потребностей посредством государства.

     В то же время выступая формой существования  объективных финансовых отношений и выполняя особую роль по удовлетворению общегосударственных потребностей, бюджет может рассматриваться как самостоятельная категория. Ее экономическая сущность состоит в объективно функционирующих специфических денежных отношениях, складывающихся у государства с предприятиями, организациями и населением.

     В экономической литературе принадлежность бюджета к финансовой категории  не оспаривается, однако единого определения  его сущности нет. Причину этого  следует искать, прежде всего, в том, что в финансовой науке не выработаны единые подходы к толкованию сущности финансов, сферы действия финансовых отношений.

     Непосредственно финансовые отношения не являются объектом нашего исследования, но для более глубокого раскрытия природы бюджета считаем необходимым определить специфику бюджетных отношений в системе финансовых отношений.

     К сущностным особенностям бюджетных  отношений как части финансовых принято относить их денежный характер, поскольку бюджетные отношения опосредуют движение части финансовых ресурсов, связанных с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, а также тот факт, что бюджетные отношения носят вторичный, перераспределительный характер. Они участвуют в перераспределении главным образом чистого дохода путем изъятия части его в виде налогов и неналоговых платежей для формирования государственных доходов и финансирования общегосударственных мероприятий.

     Однако  для понятия специфики бюджетных  отношений требуется более глубокая характеристика их сущностных особенностей [2, c.99].:

  • бюджетные отношения опосредуют безвозмездное движение стоимости в виде взимаемых налогов, сборов, неналоговых доходов, а также бюджетного финансирования, не сопровождающихся обязательным, немедленным возвратом средств, их возмещением;
  • объектом   бюджетного   перераспределения   может   выступать   (кроме чистого дохода) и часть стоимости необходимого продукта;
  • сфера    действия    бюджетных    отношений    ограничивается    рамками бюджетного процесса, так как отношения возникают лишь при формировании, распределении и использовании бюджетных средств;
  • участниками   бюджетных   отношений   выступают:   государство   лице органов власти различных уровней и предприятия, организации, учреждения, население, т.е. все участники общественного производства, - при уплате платежей или использовании бюджетных ресурсов;
  • бюджетные   отношения   формируют   центральное   звено   финансовой системы благодаря широкому спектру, дает государство стремится учитывать потребности   расширенного   воспроизводства,   и   через   бюджетные   расходы, формируют    пропорции    перераспределения    финансовых    ресурсов    между подразделениями общественного производства, отрасли территориями и т.д.;
  • бюджетные    отношения    строго    регламентируются    бюджетным    и налоговым законодательством.

     Учет  специфики, отмеченных выше сущностных особенностей бюджетных отношений, на наш взгляд, должен находить отражение в определении бюджета. Между тем, как отмечалось выше, существует множество противоречий по поводу понятия "бюджет". Но особый акцент который часто делается в понимании бюджета как финансового плана государства, формы образования и расходования денежных средств, фонда денежных средств и др., больше ориентирован на внешнюю его сущность. В частности, в процессе своего функционирования бюджетные отношения материализуются в бюджетном фонде, но бюджетный фонд выступает лишь как материальная форма, а не сущностное выражение бюджета.

     Бюджетный план является организационной формой воплощения бюджетных отношений и принимает силу закона. В бюджетном плане отражаются доходы государства, направления, и пропорции распределения решающей части централизованных финансовых ресурсов на конкретный финансовый период (год), размер дефицита бюджета, основные направления финансовой политики страны.

     Составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджетного плана соответствуют этапам бюджетного процесса и регламентируются законодательством. Утвержденный бюджетный план принимает силу закона. В ходе его исполнения формируется бюджетный фонд.

     Устанавливаемые в бюджетном плане взаимоотношения по платежам и ассигнованиям обладают всеобщностью и охватывают, по существу, всю национальную экономику и основную массу финансовых ресурсов государства, оказывая тем самым активное воздействие на процесс их образования и использования. Несмотря на то, что бюджет перераспределяет не весь чистый доход, создаваемый экономическими субъектами, он воздействует на общие размеры накоплений, оказывая тем самым влияние на принятие субъектами хозяйствования решений, касающихся их текущей хозяйственной деятельности. В этом проявляется распределительная функция бюджета.

     Вместе  с тем, отражая реальное движение бюджетных ресурсов и происходящие экономические процессы через систему показателей по доходам и расходам государства, бюджет объективно выполняет контрольную функцию, "предупреждая" о нежелательных тенденциях с целью своевременного корректирования бюджетной политики.

     Бюджетные взаимоотношения после утверждения  бюджетного плана как закона страны принимают форму государственных  обязательств. Поэтому предусмотренные в нем принципы формирования доходов, цели и объекты финансирования становятся выражением финансовой политики государства и являются обязательными для всех субъектов, вовлеченных в бюджетный процесс.

     Все это позволяет определять бюджет как систему специфических финансовых отношений, связанных с формированием и использованием бюджетного фонда для обеспечения функций государства на определенных этапах общественного развития.

     Бюджетные отношения сопровождают движение множества  денежных потоков, связанных с образованием и использованием бюджетного фонда. Управляя этими потоками, государство выстраивает бюджетные отношения в соответствии с проводимой бюджетной политикой, т.е. придает им определенные формы: налоги, сборы, трансферты и др. Бюджет становится важным элементом в системе государственного регулирования экономических и социальных процессов [3, c.312].

     Современное государство использует бюджет для  воздействия на производство, накопление, потребление и другие стороны  воспроизводства. Это создало предпосылки для всеобъемлющего изучения роли бюджета. Однако такого не произошло по следующим причинам. Прежде всего, ряд экономистов, по-прежнему применяли односторонний подход к бюджету как объекту исследования, акцентируя внимание на расходных функциях бюджета. При этом вопросы налогообложения оставались без внимания.

     Более того, длительное время государственный  бюджет рассматривался лишь с точки  зрения централизованного денежного  фонда государства, его основного  финансового плана. По существу, бюджет отождествлялся с народнохозяйственным планом. Его основное назначение        усматривалось в централизации части финансовых ресурсов и их распределении на общегосударственные нужды.

     Ситуация  стала меняться в конце 80 - начале 90-х годов. Развитие рыночных отношений заставило взглянуть на бюджет как на инструмент государственного регулирования.

     В условиях формирования рынка производственные отношения, основанные на полной экономической  независимости и самостоятельности  хозяйствующих субъектов, создают  возможности для свободного движения товаров и капиталов. Рыночные отношения приводят к стихийному образованию натуральных и стоимостных пропорций, которые не всегда желательны и содействуют экономическому росту. Поэтому государство пытается воздействовать экономическими методами на воспроизводственные процессы, сгладить некоторые социальные последствия стихийных рыночных сил.

     В Республике Беларусь на начало 90-х годов  пришелся переходный период от командной экономики к смешанной, характеризующейся развитием рыночной инфраструктуры, конкуренцией, разгосударствлением, созданием различных форм хозяйствования, и сопровождавшиеся спадом производства, разрывом хозяйственных связей предприятий, снижением инвестиционной активности.

     Первый  самостоятельный бюджет Республики Беларусь был составлен на 1991 г. исходя из принятой Верховным Советом БССР в июле 1990 г. Декларации о государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики. В нем отражались следующие показатели: объем республиканского бюджета по доходам и расходам и предельный размер бюджетного дефицита, нормативы отчислений в союзный бюджет и бюджеты областей республики и г. Минска и др.

     Местные бюджеты утверждались местными Советами и включались в консолидированный (сводный) бюджет республики. В бюджете на 1991 г. еще отражались взаимоотношения с союзным бюджетом по поводу передачи в него части налога на прибыль предприятий и организаций союзного и республиканского подчинения (22%), налога с продажи (30%), других неналоговых поступлений от деятельности предприятий,, объединений и организаций союзного управления, а также средств по взаиморасчетам.

     Особенностью  бюджета 1991 г. явилось полное зачисление в бюджет республики налога с оборота  и подоходного налога с населения, поступающих на ее территории. Это было результатом сокращения передаваемых центру функций и принятия правительством мер по укреплению доходной базы государственного бюджета Белорусской ССР.

     В доходной части бюджета планировались  и целевые поступления. В частности, в связи с ограниченностью средств в бюджете и необходимостью проведения в 1991 г. неотложных мероприятий предусматривались поступления в фонд финансирования республиканских и региональных социальных программ за счет привлечения в этот фонд до 40% амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов государственных предприятий и организаций союзного, республиканского и местного подчинения. Плановая сумма поступлений определялась на уровне 2,2% от всех доходов государственного бюджета. Средства указанного фонда предусматривалось направить на строительство жилья, объектов социальной сферы, строительство новых и расширение действующих предприятий по выпуску товаров народного потребления, других предприятий приоритетных отраслей хозяйства, повышение заработной платы работникам народного образования, здравоохранения и культуры.

     Кроме того, был введен целевой чрезвычайный налог для ликвидации последствий  катастрофы на Чернобыльской АЭС.

     В бюджете отражались поступления  средств государственного социального  страхования в связи с уменьшением тарифов с 37 до 26% —1,3 млрд. руб., или 22% доходов республиканского бюджета.

     Законом "О Государственном бюджете  Белорусской ССР на 1991 год" предусматривались отчисления в местные бюджеты областей и г. Минска от общегосударственных налогов и доходов: от налога с оборота - по дифференцированным нормативам; от прибыли предприятий и организаций союзного и республиканского подчинения - 12%; от поступлений по реализации государственного внутреннего выигрышного займа - 50% . Для укрепления доходной базы местных бюджетов отдельным областям передавался почти весь контингент налога с оборота, поступающего на их территории. Например, Минской области норматив отчислений от налога с оборота устанавливался в размере 94,5%, Гродненской - 99,9%.

     В расходной части бюджета произошла переориентация в направлениях бюджетных средств. Особенностью бюджета стало снижение расходов на народное хозяйство: если в 1989 г. они составляли 62,7% расходов консолидированного бюджета, то в 1991 г. планировались на уровне 58,4%. Значительную их часть - 49,5% государство направляло на возмещение разницы в ценах; государственные дотации на покрытие убытков, образование хозрасчетных фондов, надбавки к закупочным ценам на сельхозпродукцию.

     Впервые определен статус местных бюджетов как самостоятельных единиц в бюджетной системе республики. В частности, вышеназванным Законом установлено, что местные бюджеты нижестоящих .административно-территориальных единиц не включаются в бюджеты вышестоящих административно-территориальных единиц. Вмешательство вышестоящих органов и организаций в процесс разработки, утверждения и исполнения местных бюджетов не допускается.

     В 1991 г. Министерство финансов республики утвердило классификацию доходов и расходов республиканского и местных бюджетов Республики Беларусь, что позволило упорядочить составление и исполнение бюджета, унифицировать бюджетную документацию, формы отчетности [4, c.255].

     Однако  более глубокие изменения в бюджете  происходят с 1992 г. Они связаны с  принятием ряда законодательных  актов, регламентирующих бюджетный процесс. Прежде всего, имеется в виду Закон "О бюджетной системе Республики Беларусь", Закон "О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь", ряд законов о налогах.

     Изменения в экономических и социальных процессах, вызванные политической и экономической самостоятельностью республики, реформами трансформационного периода, выразились в специфике доходной и расходной частей бюджета 1992 г.

     Начиная с этого времени формирование доходной части бюджета стало  осуществляться на основе собственного налогового законодательства, введенного в действие с 1 января 1992 г., которое предусматривало гарантии независимости республики как суверенного государства в формировании собственных доходов и защиту ее экономических интересов. Переход к рыночным отношениям диктовал необходимость замены прямого налогообложения косвенным. Новая налоговая система предусматривала отмену налога с оборота, ориентированного на применение фиксированных розничных и оптовых цен и их государственное регулирование. Вводился механизм налогообложения, применяемый в европейских странах, в котором функционирует система косвенных налогов, включающая налог на добавленную стоимость и акцизы.

     В то же время от введения новых видов  налогов и доходов предполагалось мобилизовать 55,8 млрд. руб. С учетом этих замещений общий объем доходов консолидированного бюджета определился в размере 91,5 млрд. руб. с ростом против уточненного плана 1991 г. на 63,4 млрд. руб., или в 3,3 раза.

     В настоящее время в составе  бюджета аккумулируются средства всех государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов, которые формируют значительную часть его доходов. Данные свидетельствуют об усилении процессов централизации финансовых ресурсов в государственном бюджете в связи с включением в него доходов государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов: если в 1997 г. объем бюджета по этой причине увеличился на 2% , то в 1998 г. - на 18,7% . По прогнозу на 2001 г. доля целевых фондов в бюджете определена в размере 22,7% к уровню текущих и капитальных доходов и 18,5% к общему объему доходов бюджета.

     Процесс усиления централизации финансовых ресурсов способствовал возникновению еще одной особенности бюджета - резкому увеличению размеров бюджетного фонда государства. Только за последние пять лет объем бюджета вырос почти в 60 раз, а за период с 1992 по 2000 г. в условиях высокой инфляции он увеличился почти в 7140 раз (без учета целевых бюджетных фондов); его показатели дважды деноминировались в связи с изменением нарицательной стоимости денежной единицы Республики Беларусь и масштаба цен (в 1994 и 2000 г.).

     Проведенный анализ состояния доходной и расходной  частей бюджета Беларуси в период с 1992 по 2000 г. позволил нам сформулировать и обобщить особенности его развития в условиях трансформационной экономики, к которым можно отнести следующие [5, c.255].:

  • расширение сферы бюджетных отношений и круга участников бюджетного процесса;
  • усиление централизации финансовых ресурсов в государственном бюджете; увеличение бюджетных ресурсов в ВВП;
  • быстрый рост объема бюджета; формирование в составе бюджета целевых бюджетных фондов;
  • сокращение доли местных бюджетов в консолидированном бюджете;
  • недостаточно рациональная структура доходов и расходов бюджета;
  • усиление социальной направленности расходов бюджета;
  • появление  специфических  расходов,  связанных  с развитием рыночной инфраструктуры и финансированием рыночных преобразований;
  • формирование в составе бюджета резервных фондов;
  • устойчивый бюджетный дефицит.

     Сущность  государственного  бюджета  как  экономической категории реализуется через распределительную (перераспределительную) и контрольную функции. Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование  с  целью удовлетворения  общегосударственных потребностей; вторая позволяет узнать, насколько своевременно и полно  финансовые ресурсы поступают  в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются. Особенности  государственного  бюджета  как  экономической категории накладывают отпечаток и на выполняемые им функции. Содержание функций, сфера и объект их действия характеризуются определительной спецификой.

     Так,  содержание  распределительной функции бюджета определяется процессами перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства.  Ни одно из других звеньев финансов не осуществляет такого многовидового  (межотраслевое,  межтерриториальное и т.д.)  и  многоуровневого  (федеральный,  республиканский, краевой, городской и т.д.) перераспределения средств, как бюджет.

     Сфера действия распределительной функции  определяется тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного  производства.  Основным  объектом  бюджетного перераспределения  является  чистый  доход;  однако,  это  не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта, а иногда и национального богатства.

     Контрольная функция заключается в том, что  бюджет объективно - через формирование и использование фонда денежных средств государства - отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. Благодаря этому свойству бюджет может "сигнализировать" о том, как поступают в распоряжение  государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей и т.д. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений.

     Государственный бюджет всегда являлся важным инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы. С его  помощью  государство,  осуществляя  перераспределение национального дохода, может изменять структуру общественного производства, влиять на результаты хозяйствования, осуществлять социальные преобразования и т.д.

     Большое влияние на экономику страны способен оказывать бюджет благодаря тому, что он может использоваться в интересах ускорения научно-технического прогресса. Создание принципиально нового механизма бюджетного финансирования науки, совершенствование  государственной  системы  подготовки  и переподготовки кадров,  использование льготного налогового режима в части обложения прибыли от реализации новых видов продукции и тому подобные бюджетные меры призваны стимулировать научные открытия и новые технические достижения, сокращать сроки их внедрения в производство, а в итоге - служить катализатором ускорения научно-технического прогресса.

     Функционирование  государственного бюджета происходит посредством особых экономических  форм - доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемой в руках государства. Доходы и расходы бюджета - это объективно обусловленные категории, каждая из которых имеет специфичное общественное значение; доходы служат финансовой базой деятельности государства, расходы - удовлетворению общегосударственных потребностей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

2. РЕСПУБЛИКАНСКИЙ БЮДЖЕТ  КАК ЦЕНТРАЛЬНОЕ

ЗВЕНО ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 
 

     Для того, чтобы понять роль республиканского  бюджета в  бюджетной системе  Республики Беларусь необходимо рассмотреть  само устройство бюджетной системы  белорусского государства.

     Основы  устройства бюджетной системы изложены в Законе Республики Беларусь от 4 июня 1993 г. N 2347-XII  «О бюджетной системе  Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах» «(в ред. Закона Республики Беларусь от 15.07.1998 N 192-З) [6, c.45-68].

     В соответствии ст . 1  Закона Республики Беларусь от 4 июня 1993 г. N 2347-XII  «О бюджетной  системе Республики Беларусь и государственных  внебюджетных фондах» «(в ред. Закона Республики Беларусь от 15.07.1998 N 192-З)  бюджет - основной финансовый план формирования и использования денежных средств для обеспечения функций государственных органов, экономического и социального развития Республики Беларусь или соответствующих административно-территориальных единиц (областей, районов, городов, поселков городского типа, сельсоветов);

     Законом «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах» предусмотрено наличие вышестоящего и нижестоящего бюджетов.

     вышестоящий бюджет - бюджет вышестоящей административно-территориальной единицы по отношению к бюджету нижестоящей административно-территориальной единицы;

     нижестоящий бюджет - бюджет нижестоящей административно-территориальной единицы по отношению к бюджету вышестоящей административно-территориальной единицы;

     В структуре бюджетной системы выделяют республиканский и местный бюджеты.

     Рассмотрим  более подробно содержание республиканского бюджета, основные источники доходов и расходов  республиканского бюджета, процесс его составления, рассмотрения, утверждения и контроля за его исполнением.

     Республиканский бюджет обеспечивает финансирование мероприятий, имеющих общегосударственное значение.

     Через республиканский бюджет осуществляется перераспределение части финансовых ресурсов между областями и городом Минском в целях выравнивания уровней их экономического и социального развития.

     Из  средств республиканского бюджета  могут выделяться бюджетам областей и города Минска дотации, субвенции, субсидии при недостаточности средств их бюджетов для финансирования отдельных расходов и мероприятий.

     Распределение доходов и расходов между республиканским  бюджетом и бюджетами областей и города Минска утверждается законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год.

     В доходы республиканского бюджета включаются:

  • регулирующие доходы, за вычетом отчислений бюджетам областей и города Минска;
  • доходы от внешнеэкономической деятельности;
  • поступления от разбронирования государственных запасов и резервов;
  • доходы государственных целевых бюджетных фондов;
  • трансферты, получаемые от других государств в соответствии с заключенными договорами;
  • другие доходы в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

     Из  республиканского бюджета финансируются:

  • капитальные вложения в объекты, относящиеся к республиканской собственности;
  • природоохранные мероприятия, осуществляемые в соответствии с общегосударственными программами;
  • мероприятия по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
  • общегосударственные программы по социальной защите населения;
  • другие общегосударственные целевые программы;
  • затраты, связанные с внешнеэкономической деятельностью;
  • государственные учреждения и организации образования, подготовки кадров, науки, культуры, здравоохранения, физической культуры, социального обеспечения;
  • затраты по закладке и обновлению государственных запасов и резервов;
  • расходы на содержание республиканских государственных органов, в том числе судов, правоохранительных органов, органов государственной безопасности;
  • национальная оборона, пограничные войска, таможенные органы;
  • погашение кредитов банка, выданных для покрытия бюджетных расходов, государственного долга, и оплата процентов по ним;
  • погашение внешнего долга и уплата процентов по кредитам, полученным от иностранных государств и банков, международных финансовых организаций;
  • образование резервных и государственных целевых бюджетных фондов;
  • выдача заемных средств (ссуд), дотаций, субвенций, субсидий юридическим и физическим лицам, областным бюджетам и бюджету города Минска;
  • другие расходы, предусматриваемые в республиканском бюджете на соответствующий финансовый (бюджетный) год.

     Проект  закона о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год в Парламент Республики Беларусь вносит Президент Республики Беларусь.

     Министерство  финансов, Государственный налоговый  комитет, Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, другие республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы, местные финансовые и налоговые органы, юридические лица и предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, обеспечивают поступление предусмотренных в бюджете налогов и других обязательных платежей и эффективное расходование бюджетных средств в соответствии с их целевым назначением.

     На  основе утвержденных законом Республики Беларусь показателей республиканского бюджета Министерством финансов составляется и утверждается бюджетная роспись [7, c.68].

     Бюджетная роспись является основным документом, в соответствии с которым осуществляется исполнение республиканского бюджета по доходам и расходам.

     Средства  от превышения доходов над расходами, полученные при исполнении республиканского бюджета после формирования в полном объеме оборотной кассовой наличности, используются в следующем финансовом (бюджетном) году Правительством Республики Беларусь.

     Временно  свободные денежные средства республиканского бюджета могут вкладываться в ценные бумаги, иную инвестиционную деятельность, в том числе использоваться на выдачу ссуд юридическим лицам в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

     В случае временных кассовых разрывов при исполнении бюджетов областей и  города Минска из республиканского бюджета по ходатайствам областных (Минского городского) исполнительных и распорядительных органов могут быть выданы Правительством Республики Беларусь или по его поручению Министерством финансов процентные и беспроцентные ссуды, которые должны быть возвращены в установленные сроки в пределах текущего финансового (бюджетного) года.

     Контроль  за исполнением республиканского бюджета осуществляется Президентом Республики Беларусь, Правительством Республики Беларусь и Комитетом государственного контроля Республики Беларусь. Оперативный контроль за своевременным поступлением доходов и расходованием средств по целевому назначению возлагается на Министерство финансов, Государственный налоговый комитет, Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, местные финансовые, налоговые и таможенные органы.

     В течение финансового (бюджетного) года исполнение республиканского бюджета контролируется Правительством Республики Беларусь и Комитетом государственного контроля Республики Беларусь. Итоги исполнения доходов и расходов бюджета докладываются Правительством Республики Беларусь Президенту Республики Беларусь и Парламенту Республики Беларусь.

     В целях осуществления контроля Правительство  Республики Беларусь и местные исполнительные и распорядительные органы вышестоящего территориального уровня вправе в процессе исполнения бюджета потребовать  от местных исполнительных и распорядительных органов нижестоящего территориального уровня, государственных налоговых органов, других органов управления, юридических лиц и предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица, любую информацию, связанную с исполнением бюджета и использованием бюджетных средств.

     Государственная отчетность по исполнению республиканского бюджета представляется в статистические органы в установленные сроки.

     Правительство Республики Беларусь разрабатывает  и представляет Президенту Республики Беларусь для внесения в Парламент Республики Беларусь отчет об исполнении республиканского бюджета, который представляется на рассмотрение Парламента Республики Беларусь не позднее пяти месяцев со дня окончания отчетного финансового (бюджетного) года по такой же структуре, что и утвержденный бюджет за соответствующий год.

     Отчет об исполнении республиканского бюджета  утверждается законом Республики Беларусь.

     Проект  закона об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за предшествующий финансовый (бюджетный) год рассматривается Парламентом Республики Беларусь до рассмотрения проекта закона о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год.

     Отчет об исполнении республиканского бюджета  в объеме показателей, принятых при  утверждении бюджета, публикуется в печати в соответствии со статьей 11 настоящего Закона.

     Рассмотрев  изложенный выше материал можно сделать  следующие выводы о роли и значении республиканского бюджета как центрального звена финансовой системы Республики Беларусь:

  • республиканский бюджет обеспечивает финансирование мероприятий, имеющих общегосударственное значение, что обеспечивает его значимость в бюджетной системе Республики Беларусь
  • средства республиканского бюджета могут выделятся областям Республики Беларусь виде субсидий и субвенций.
  • доходы республиканского бюджета формируются за счет налогов и неналоговых платежей, следовательно республиканские налоги и сборы поступают не в местные бюджеты а в республиканский
  • процесс рассмотрения, утверждения и исполнения республиканского бюджета находится под жестким контролем Президента, так как от формирования и использования средств республиканского бюджета зависит уровень жизни широких слоев населения.

     Следовательно республиканский бюджет играет ведущую  роль в бюджетной системе Республики Беларусь, так как посредством республиканского  бюджета осуществляется финансирование общегосударственных программ. местные бюджеты не имеют таких широких возможностей, именно поэтому их роль в бюджетной системе  вторична по сравнению с республиканским  бюджетом [8, c.136].

     .  
 
 

     3. СОДЕРЖАНИЕ  РЕСПУБЛИКАНСКОГО  БЮДЖЕТА:

     ДОХОДЫ  И РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА.

     БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ 
 

     Как уже отмечалось выше, бюджет - основной финансовый план формирования и использования денежных средств для обеспечения функций государственных органов, экономического и социального развития Республики Беларусь или соответствующих административно-территориальных единиц (областей, районов, городов, поселков городского типа, сельсоветов);

     Республиканский бюджет включает в себя доходы и расходы, а также превышение доходов над расходами (профицит) или наоборот - превышение расходов над доходами (дефицит)

     Рассмотрим  подробнее содержание доходов, расходов и основные источники  финансирования дефицита республиканского бюджета.  
 

     3.1. Доходы республиканского бюджета 

      

     Доходи  бюджета - часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. Они выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями и гражданами в процессе распределения стоимости общественного продукта и национального дохода. Формой проявления этих отношений служат различного вида платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально- вещественным воплощением - денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости общественного продукта между различными участниками воспроизводственного процесса, а с другой - выступают объектом дальнейшего распределения, сконцентрированной в руках государства стоимости, ибо последняя используется для формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и целевого назначения.

     Состав  бюджетных доходов, формы мобилизации  денежных средств в бюджет зависят от системы и методов хозяйствования, а также от решаемых в обществе экономических задач. В нашей стране, где собственником преобладающей массы предприятий являлось государство, доходы бюджета в основном 'базировались на денежных накоплениях этих предприятий. Переход на рыночные системы хозяйствования потребовал использования экономических методов руководства общественным производством, а неэффективность применявшихся ранее форм мобилизации части чистого дохода предприятий в бюджет обусловило коренное изменение системы доходных поступлений. Она стала строиться на базе налоговых платежей; взаимоотношений предприятий с бюджетом были переведены на правовую основу, регулируемую законом.

     При формировании доходов основного  финансового плана государства  (регионов) возникают финансовые взаимоотношения между участниками процесса. Это дает основание рассматривать доходы как экономическую категорию - совокупность денежных отношений по поводу изъятия и централизации части финансовых ресурсов в бюджет. Такие отношения всегда имеют распределительный характер, стоимостную форму, и их обязательным участником является государство. Именно государство для образования доходов своего бюджета вступает в финансовые взаимоотношения с отдельными звеньями хозяйства, гражданами, взимая на общегосударственные нужды часть созданного или полученного ими национального дохода.

     Формы и методы образования доходов  бюджета изменяются под воздействием многих объективных и субъективных факторов, среди них первостепенное влияние оказывает уровень развития производительных сил, производственных отношений, финансовой науки. Не менее важное воздействие на доходы имеют сложившаяся конкретная экономическая и социальная ситуация, экономическая политика в данном периоде, выбранные приоритеты развития общества, стратегия достижения намечаемых задач и др. Однако в любом случае главное назначение мобилизованных доходов - создание устойчивой финансовой базы, позволяющей органам власти всех уровней управления осуществлять свои функции, удовлетворять общегосударственные потребности. Назначение доходов - покрыть расходы бюджета. Но при этом необходимо найти такие формы финансовых взаимоотношений с субъектами хозяйствования, методы изъятия доходов в бюджет, которые бы стимулировали повышение производительности труда, рациональное использование всех ресурсов, увеличение поступлений. В этом заключается не только фискальное назначение доходов, но и их стимулирующая функция, обеспечивающая расширение материальной основы их роста, укрепление доходной части бюджета. В экономической литературе выделяют следующие основные принципы формирования доходов государства:

  1. Обусловленность     конкретных    видов    платежей,     существующими 
    экономическими и социально- политическими факторами, постоянным совершенствованием   системы   бюджетных   доходов   в   соответствии   с потребностями развития экономики. Установление платежей в бюджет в размере необходимом для полного обеспечения закономерных темпов роста экономики и реализации социальных программ;
  2. Обязательное изъятие (полное или частичное) в бюджет, которое не 
    связано с трудовыми усилиями предприятия.

     Эти принципы обусловлены методами хозяйства, формами собственности, активной ролью бюджета, стимулирующие производство в регулирующих народно - хозяйственных пропорциях.

     Анализ формирования доходов бюджетов различных стран показывает, что, несмотря на многообразие конкретных видов платежей, существовали и существуют три основных канала денежных поступлений в бюджет:

  1. Государственное имущество, общегосударственные ресурсы. За пользование 
    ими могут взиматься плата, вноситься определенные взносы.
  2. Обязательные платежи физических и юридических фирм, .взимаемые в виде 
    разных налогов и сборов.
  3. Привлеченные   ресурсы   в   форме   государственных   займов,   доходов   от 
    реализации других ценных бумаг, лотереи, части вкладов в государственные 
    банки и др.

     Все источники поступлений в бюджет можно сгруппировать по таким  важнейшим признакам, как: форма изъятия платежей; субъекты их уплаты; сфера деятельности, отрасль, ведомство; объект обложения и др. Соответственно по форме, методам изъятия и содержанию все доходы бюджета можно разделить на налоговые и неналоговые. Платежи, имеющие налоговую форму отличаются более жесткой регламентацией нормативов изъятия денежных средств в распоряжение государства, чем неналоговые платежи, которые позволяют государству варьировать размерами изъятия денежных средств. При переходе к рынку увеличивается доля налоговых платежей в общем объеме бюджетов. Это вызвано спецификой рыночных отношений, предполагающей установление единых правил хозяйствования для всех субъектов и финансированных, взимаемых в бюджет налогов [9, c.56].

     В зависимости от плательщика, доходы можно разделить на две группы. Первую из них образуют поступления от юридических лиц, т.е. предприятий, организаций, других коммерческих структур, а вторую от физических лиц. Первая группа платежей (в виде налогов, сборов, неналоговых доходов) преобладает в доходах бюджета и республики. Одновременно увеличивается доля платежей в результате расширения объектов налогообложения, а также роста доходов отдельных групп граждан. Четко выраженной становится тенденция расширения объектов обложения юридических и физических лиц за счет включения в налогооблагаемый оборот имущества, земли, природных ресурсов и др.

     Сфера деятельности позволяет разделить доходы бюджета на платежи, поступающие от субъектов материального производства, а также от учреждений, организаций, предприятий непроизводственной сферы. Более детализированной является классификация их по отраслям хозяйства, культуры и ведомствам (промышленности, транспорта, сельского хозяйства, торговли, коммунального и жилищного хозяйства т.п.). Платежи зависят также от вида предприятий, формы его управления, организации коммерческой деятельности.

     Особое  место имеет их группировка по основным объектам обложения, к которым относятся: прибыль, доходы, капитал, имущество, природные ресурсы, земля, ФОТ, обороты по реализации продукции, работ и услуг (или их добавленной стоимости) и др.

     В настоящее время согласно ст.4 Закон Республики Беларусь от 18 ноября 2004 г. N 339-З «О бюджете Республики Беларусь на 2005 год» (Принят Палатой представителей 8 октября 2004 года, Одобрен Советом Республики 28 октября 2004 года) доходы республиканского бюджета на 2005 г. формируются за счет:

     налогов и сборов (пошлин):

  • налогов на доходы и прибыль;
  • чрезвычайного налога для ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее - чрезвычайный налог);
  • налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), производимые на территории Республики Беларусь
  • налога на добавленную стоимость и акцизов на товары, ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь;
  • акцизов на товары (за исключением акцизов на автомобильное топливо (кроме импортированного), сборов за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь в размере 50 процентов;
  • патентных пошлин и сборов;
  • консульских и других сборов;
  • доходов от внешней торговли и внешнеэкономических операций;
  • других обязательных платежей;

       иных доходов:

  • части прибыли Национального банка Республики Беларусь;
  • за пользование банками денежными средствами республиканского бюджета;
  • по бюджетным ссудам, займам;
  • на доли (акции), находящиеся в республиканской собственности;
  • части прибыли республиканских унитарных предприятий;
  • платы за выдачу владельцам и пользователям автотранспортных средств Республики Беларусь разрешений на проезд этих средств по территории иностранных государств в размерах, установленных законодательством Республики Беларусь;
  • от конфискованного (обращенного в доход государства) имущества;
  • арендной платы от сдачи находящегося в республиканской собственности имущества;
  • от реализации государственных материальных резервов и других ценностей;
  • от других поступлений в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
  • доходов свободных экономических зон.
  • доходов государственных целевых бюджетных фондов

     Исходя  из функциональной классификации, все  доходы республиканского бюджета можно подразделить на следующие группы:

  • текущие доходы;
  • капитальные доходы;
  • доходы СЭЗ;
  • доходы государственных целевых бюджетных фондов.

     Согласно  ст. 10 «Закона о бюджете Республике Беларусь на 2005 год» Советы депутатов областного и базового территориального уровня в 2005 г. вводят на территории соответствующих административно - территориальных единиц свои налоги и сборы (ставки налогов и сборов, местные органы власти устанавливают самостоятельно, но не более 5%, а на отдельные виды товаров иностранного производства ставка устанавливается в размере 15%.

     Исходя  из рассмотренного, можно отметить, что порядок формирования доходов бюджета регулируется по большей части Законом «О бюджете Республике Беларусь». С учетом сложившейся практики данным Законом определяются вопросы формирования на республиканском и местном уровнях целевых бюджетных фондов, перечня и порядка введения местных налогов и сборов. Закон о бюджете на 2004 год содержит ряд новых принципиальных моментов, направленных, в первую очередь, на продолжение работы по упрощению порядка расчетов налогоплательщиков с бюджетом и рационализацию структуры налоговых платежей.

     С этой целью в 2004 году также как  и в предыдущие годы объединяются чрезвычайный налог и обязательные отчисления в государственный фонд содействия занятости в единый платеж в размере 5% фонда заработной платы. По аналогичным соображениям в 2004 году уплата сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и налога с пользователей автомобильных дорог в дорожные фонды производится единым платежом в размере 3 процентов.(ст. 24 Закона).

     Уплата  сбора на формирование местных целевых  бюджетных жилищно-инвестиционных фондов и сбора на финансирование расходов, связанных с содержанием  и ремонтом жилищного фонда, производится единым платежом в размере 1,15 процента в соответствующие местные бюджеты

     Возрастание роли бюджета в регулировании  воспроизводственных процессов  сопровождается бюджетизацией финансовых ресурсов, т.е. усилением их централизации в государственном бюджете. Эта специфическая черта бюджета прослеживается при анализе динамики доходов бюджета в ВВП.

     В течение последних нескольких лет  доля государственных доходов в  ВВП Беларуси оставалось высокой, несмотря на резкое снижение объемов производства. Это объясняется главным образом тем, что сохранялся сильный контроль государства над экономикой, и весьма незначительными сдвигами в плане структурных реформ.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.