Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Регулирование внешнеторговой деятельности в России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 28.05.13. Год: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Регулирование внешнеторговой деятельности в России 

Содержание

     Введение…………………………………………………………………….3

     Глава 1. Внешнеторговая деятельность: понятие, становление системы и методы воздействия…………………………………………………………….5

     1.1. Понятие внешнеторговой деятельности……………………………..5

     1.2. Формирование системы внешнеторгового  регулирования России...7

     1.3. Принципы и методы государственного  регулирования ВТД……..10

     Глава 2. Внешнеторговая деятельность России………………………...15

     2.1. Динамика и товарная структура  внешней торговли России………15

     2.2 Проблемы и препятствия развития  внешней торговли России……22

     2.3. Перспективы развития внешней  торговли России………………....23

     Заключение………………………………………………………………..29

     Список  используемой литературы……………………………………….31 

      

Введение

     Внешнеэкономическая деятельность становится все более важным фактором развития народного хозяйства и экономической стабилизации. Сейчас нет практически ни одной отрасли в промышленно развитых странах, которая не была бы вовлечена в сферу внешнеэкономической деятельности.

     Развитие внешнеэкономической деятельности играет особую роль в современных условиях, когда происходит процесс интеграции экономики в мировое хозяйство. Россия проводит политику последовательного развития взаимовыгодного товарообмена со всеми зарубежными странами, которые проявляют к этому готовность. Развитие внешнеэкономической деятельности очень важно как всей страной, так и каждым предприятием в отдельности.

     Россия  имеет экспортно-импортные связи  более чем со 100 странами мира. Сегодня  невозможно представить деятельность ни одного крупного предприятия без участия его в ВЭД. Эффективность работы любого предприятия, вовлеченного в сферу внешнеэкономической деятельности, напрямую зависит от эффективности работы отдела внешнеэкономических связей.

     Вот почему эта тема актуальна сегодня, когда все большее число предприятий вовлекается в ВЭД и на их пути возникает множество проблем.

     Международные экономические отношения являются одной из наиболее динамично развивающихся  сфер экономической жизни. Экономические  связи между государствами имеют многовековую историю. На протяжении столетий они существовали преимущественно как внешнеторговые, решая проблемы обеспечения населения товарами, которые национальная экономика производила неэффективно или не производила вовсе. В ходе эволюции внешнеэкономические связи переросли во внешнюю торговлю и превратились в сложную совокупность международных экономических отношений - мировое хозяйство. Происходящие в нем процессы затрагивают интересы всех государств мира. И, соответственно, все государства должны регулировать свою внешнеэкономическую деятельность, дабы достичь соблюдения в первую очередь своих интересов.

     Мировой опыт свидетельствует, что даже в  промышленно развитых странах существует объективная необходимость государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Государство призвано, прежде всего, защищать интересы своих производителей, принимать меры для увеличения объемов экспорта, привлечения иностранных инвестиций, сбалансирования платежного баланса, валютного регулирования, и, что особенно важно - принимать законодательные акты, устанавливающие правила осуществления ВЭД, и контролировать их неукоснительное соблюдение.

     Целью написания данной курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов внешней торговли России.

     Задачи:

    • раскрыть понятие внешней торговли;
    • рассмотреть формирование внешнеторгового регулирования;
    • определить методы государственного воздействия;
    • осветить динамику, внешнюю и торговую структуру внешней торговли России;
    • изучить основных торговых партнеров России;
    • рассмотреть перспективы развития внешней торговли России.

     Объектом  написания данной работы является Российская Федерация.

     Предметом - осуществление внешнеторговой деятельности нашей страной.

     Работа  состоит из двух глав, введения, заключения и списка использованных источников и литературы.

     Первая  глава раскрывает теоретические  аспекты внешней торговли.

     Во  второй главе проводится анализ внешнеторговой деятельность России и рассматриваются  проблемы и препятствия развития внешней торговли России, а также перспективы развития.

Глава 1. Внешнеторговая деятельность: понятие и показатели, становление системы  и методы воздействия

1.1. Понятие внешнеторговой  деятельности

     Внешнеторговая  деятельность — это деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, интеллектуальной собственностью и информацией.

     Внешняя торговля товарами — это импорт и (или) экспорт товаров. Ее объектом является товар, то есть движимое имущество, а также отнесенные к недвижимому имуществу воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания и смешанного (река — море) плавания и космические объекты, а также электрическая энергия и другие виды энергии. Внешняя торговля товарами может осуществляться в виде экспорта и импорта. Экспорт товара — это вывоз товара с таможенной территории страны без обязательства об обратном ввозе, а импорт товара — ввоз товара на таможенную территорию страны без обязательства об обратном вывозе.

     Внешняя торговля услугами — оказание услуг (выполнение работ), включающее в себя производство, распределение, маркетинг, доставку услуг (работ). Поставка товара во внешнеторговой деятельности осуществляется единственным способом — посредством перемещения его через границу. В отличие от товаров поставка услуг осуществляется одним из нижеперечисленных способов или их комбинацией:

  • трансграничная поставка услуг;
  • перемещение потребителей в страну-экспортер;
  • учреждение коммерческого присутствия в стране, потребляющей услугу;
  • временное перемещение физических лиц в другую страну с целью предоставления услуги.

     В российском законодательстве выделяются следующие способы внешней торговли услугами:

  • с территории Российской Федерации на территорию иностранного государства;
  • с территории иностранного государства на территорию Российской Федерации;
  • на территории Российской Федерации иностранному заказчику услуг;
  • на территории иностранного государства российскому заказчику услуг;
  • российским исполнителем услуг, не имеющим коммерческого присутствия на территории иностранного государства, путем присутствия его или уполномоченных действовать от его имени лиц на территории иностранного государства;
  • иностранным исполнителем услуг, не имеющим коммерческого присутствия на территории Российской Федерации, путем присутствия его или уполномоченных действовать от его имени иностранных лиц на территории Российской Федерации;
  • российским исполнителем услуг путем коммерческого присутствия на территории иностранного государства;
  • иностранным исполнителем услуг путем коммерческого присутствия на территории Российской Федерации.

     Внешняя торговля интеллектуальной собственностью — это передача исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставление права на использование объектов интеллектуальной собственности российским лицом иностранному лицу либо иностранным лицом российскому лицу.

     Внешняя торговля информацией осуществляется в следующих формах:

  • в форме внешней торговли товарами, если информация является составной частью этих товаров;
  • в форме внешней торговли интеллектуальной собственностью, если передача информации осуществляется как передача прав на объекты интеллектуальной собственности;
  • в форме внешней торговли услугами в других случаях.

     Внешняя торговля России обеспечивает занятость значительной части работоспособного населения страны, гарантирует стабильность рубля, является важной силой, формирующей растущий государственный бюджет страны, и во многом обеспечивает устойчивое разаитие экономики Российской Федерации. Примерно 40% ВВП страны образуется в экспортных операциях.

     Поступательное  движение внешней торговли в развитии национальных экономик — это тенденция, характерная для всех стран мира. За период 1995-2005 год стоимость мирового экспорта товаров и услуг увеличилась  более чем в два раза и к началу 2006 года превысила 12 трлн. долл. Это самый высокий уровень мирового экспорта за всю историю человечества. Мировой экспорт сегодня составляет около одной трети ВВП всех стран мира вместе взятых. Для большинства стран внешняя торговля давно уже стала важнейшим двигателем экономического роста. 

1.2. Формирование системы  внешнеторгового  регулирования

     Вплоть  до конца 80-х годов регулирование  внешнеэкономических связей России определялось особенностями советской экономики, основанной на централизованном распределении финансовых и материальных ресурсов.

       Система государственной монополии  внешней торговли жестко отделяла внешний рынок от внутреннего. Распределение ресурсов было лишь в незначительной степени ориентировано на концепцию сравнительных преимуществ, главной же его целью было обеспечение производственных нужд в бывшем СССР. Импорт решал задачу получения недостающих товаров, а экспорт обеспечивал необходимые средства платежа. Все союзные объединения монопольно специализировались на экспорте (импорте) отдельных товаров.

     Право на внешнеторговые операции было предоставлено исключительно специализированным государственным организациям—95% внешнеторгового оборота страны приходилось на объединения Министерства внешней торговли (позже—Министерства внешних экономических связей).

     На  внешнем рынке товары продавались  по мировым ценам, в то время как  на внутреннем они закупались по фиксированным  национальным. Возникающие прибыли и убытки покрывались за счет государственного бюджета. Банк для внешней торговли и Государственный банк финансировали торговую деятельность этих объединений.

     Монополизация внешнеторговой деятельности, оторванность производителей от мирового рынка, косвенная связь с ним через обязательных внешнеторговых посредников, подчиненность задач внешнеторговой деятельности, призванной компенсировать дисбалансы в национальном хозяйстве, — все это приводило к ухудшению качества производимой продукции, нерациональной структуре экспорта и импорта.

     В 70-е годы негативные тенденции были в определенной степени нейтрализованы благоприятными для страны изменениями конъюнктуры на мировом рынке. Это выразилось, прежде всего, в значительно более высоких темпах роста цен на топливно-энергетические товары, составлявшие основу экспорта бывшего СССР, по сравнению с ценами на импортируемые машины и оборудование.

     В конце 80-х годов ситуация на внешнем  рынке изменилась в худшую сторону. Темпы роста объема внешней торговли сравнялись с темпами роста национального дохода. В результате сократились поступления от внешней торговли в бюджет, и снизилась ее роль в формировании национального дохода.

     Реагируя  на изменившуюся экономическую ситуацию государственные власти предприняли попытку реорганизовать систему внешнеэкономического регулирования, либерализовать условия внешнеторговой деятельности.

     В 1988 г. была ликвидирована внешнеторговая монополия союзных объединений. Право ведения внешнеторговых операций получил ряд крупных предприятий и министерств. Ликвидация внешнеторговой монополии была дополнена либерализацией цен и установлением более реального обменного курса рубля.

       Последовательной реорганизации  подверглась таможенно-тарифная  система страны. Из чисто символической структуры, перераспределявшей средства между отдельными статьями государственного бюджета, тариф превратился в важный инструмент торговли. Таможенный тариф России, действующий в настоящее время, представляет собой перечень товаров, подготовленный на базе международной классификации. Каждому товару соответствуют различные уровни ставок таможенных пошлин в зависимости от режимов, применяемых в отношении стран происхождения товара.

     Основой являются ставки, применяемые по отношению к странам, пользующимся в России режимом наибольшего благоприятствования; по отношению к этим странам используются базовые ставки. Для товаров, поступающих из стран, не пользующихся этим режимом, базовые ставки увеличиваются вдвое.

     Для товаров, ввозимых из стран, относящихся  к развивающимся (по классификации ООН), базовые  ставки уменьшаются в 2 раза. Товары, происходящие из наименее развитых государств, ввозятся беспошлинно, точно так же, как импорт товаров из стран СНГ. В среднем базовая ставка таможенного тарифа составляет 20% стоимости изделия. Более высокие пошлины установлены на ряд изделий, которые в российских условиях можно считать предметом роскоши.

     Новый тариф предусматривает не только адвалорный порядок начисления ставок таможенных пошлин, но и возможность использования двух новых: в экю за «физическую единицу» ввозимого, т. е. специфические пошлины, и комбинированный порядок начисления. На некоторые виды сельскохозяйственной продукции растительного происхождения (овощи, фрукты) введены сезонные пошлины с ограниченным сроком действия.

     Вводится  также налог на добавленную, стоимость, исчисляемый с величины, включающей таможенную стоимость товара, импортную пошлину и сумму акциза.

     Итак, наблюдается тенденция к фискальному  обложению импорта, а также разработка четко выраженных протекционистских правительственных программ. По сравнению с национальным производством импортные товары ставятся в заведомо невыгодное положение не только потому, что облагаются дополнительными высокими пошлинами, но и в связи с явно завышенной базой для взимания налога на добавленную стоимость. 

1.3. Принципы и методы  государственного  регулирования ВТД

     Торговая  политика Российской Федерации является составной частью экономической  политики Российской Федерации. Целью  торговой политики Российской Федерации является создание благоприятных условий для российских экспортеров, импортеров, производителей и потребителей товаров и услуг.

     Основная  задача государства в области  внешней торговли – это оказание содействия экспорту отечественной  продукции и защита внутреннего  рынка от иностранных поставщиков.

     На сегодняшний день перед Россией стоит неотложная задача расширения внешней торговли для обеспечения экономического развития. Развитие экспорта и импорта дает возможность получить выгоды от участия в международной торговле, обеспечивает доступ к достижениям научно-технического прогресса, создает условия для участия в конкуренции на мировых рынках - в борьбе за более выгодные условия сбыта товаров.

     Однако, без активного использования  импорта невозможно формирование и  поддержка экспортной специализации  страны. Импорт, являясь естественным элементом стратегии внешнеторговой деятельности, должен обеспечить повышение конкуренции на внутреннем рынке. Внутренняя конкуренция, даже если она имеет место на российском рынке, недостаточно развита, неактивна из-за высокой степени концентрации производства, которая характерна для России, что лишь укрепляет монопольное положение большинства предприятий.

     На  объемы, структуру и региональное распределение российского экспортно-импортного обмена заметное влияние оказывают  меры государства по регулированию внешней торговли.

     Государственное регулирование внешнеторговой деятельности основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется в  соответствии с Федеральным законом  «Об основах государственного регулирования  внешнеторговой деятельности» от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

     Основными принципами государственного регулирования  внешнеторговой деятельности являются1:

     1) защита государством прав и  законных интересов участников  внешнеторговой деятельности, а  также прав и законных интересов  российских производителей и потребителей товаров и услуг;

     2) равенство и недискриминация  участников внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом;

     3) единство таможенной территории  Российской Федерации; 

     4) взаимность в отношении другого  государства (группы государств);

     5) обеспечение выполнения обязательств  Российской Федерации по международным  договорам Российской Федерации  и осуществление возникающих  из этих договоров прав Российской  Федерации; 

     6) выбор мер государственного регулирования  внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых предполагается применить меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

     7) гласность в разработке, принятии  и применении мер государственного  регулирования внешнеторговой деятельности;

     8) обоснованность и объективность  применения мер государственного  регулирования внешнеторговой деятельности;

     9) исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике Российской Федерации;

     10) обеспечение обороны страны и  безопасности государства; 

     11) обеспечение права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, а также права на оспаривание нормативных правовых актов Российской Федерации, ущемляющих право участника внешнеторговой деятельности на осуществление внешнеторговой деятельности;

     12) единство системы государственного  регулирования внешнеторговой деятельности;

     13) единство применения методов  государственного регулирования  внешнеторговой деятельности на  всей территории Российской Федерации.

     В соответствии со ст.12 Федерального закона «Об основах государственного регулирования  внешнеторговой деятельности» в  Российской Федерации применяются следующие методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности:

     1) таможенно-тарифное регулирование  (метод государственного регулирования  внешней торговли товарами, осуществляемый  путем применения ввозных и  вывозных таможенных пошлин);

     2) нетарифное регулирование (метод  государственного регулирования  внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера);

     3) запреты и ограничения внешней  торговли услугами и интеллектуальной  собственностью;

     4) меры экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности.

     Не  допускаются иные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности путем вмешательства и установления различных ограничений органами государственной власти.

     Использование этих методов отвечает общемировой практике. Однако использование в чистом виде экономических мер регулирования внешней торговли, во-первых, не всегда дает желаемый положительный результат, а, во-вторых, экономические меры не одинаково воздействуют на поставки в страну товаров крупными и малыми фирмами, изначально ставя тем самым их в неравные условия.

     Поэтому в большинстве стран наряду с  экономическими мерами широко применяются  также и административные меры регулирования  внешней торговли, напрямую ограничивающие импорт и экспорт товаров, ограждая внутренний рынок, как от излишних импортных поставок, так и от возможностей возникновения дефицита отечественных товаров.

     В настоящее время международная  практика идет по пути устранения административных инструментов регулирования внешнеторговой деятельности. Нетарифное регулирование, как правило, применяется лишь в исключительных случаях, в основном в целях защиты национальной экономики, а также в целях выполнения международных обязательств.

     Подобную  тенденцию можно наблюдать и у нас в стране. Перспективы развития лицензирования импорта товаров зависят от итогов переговоров по вступлению России во Всемирную торговую организацию, т. к. Всемирная торговая организация выступает за не использование нетарифных мер, а в качестве основного инструмента регулирования внешней торговли признано использование тарифных мер регулирования. 

Глава 2. Анализ внешнеторговой деятельности России

2.1. Динамика и товарная  структура внешней  торговли России

     По  данным таможенной статистики внешнеторговый оборот России в 2009 году составил 469,0 млрд. долларов США и по сравнению с 2008 годом уменьшился на 36,2% (что, как и снижение других показателей экспорта и импорта, явилось одним из последствий мирового экономического кризиса), в том числе со странами дальнего зарубежья – 400,5 млрд. долларов США (снижение на 36,3%), со странами СНГ – 68,5 млрд. долларов США (снижение на 35,5%) (рис.1). Сальдо торгового баланса сложилось положительное в размере 134,3 млрд. долларов США, что на 66,2 млрд. долларов США меньше, чем в 2008 году. При этом в торговле со странами дальнего зарубежья сальдо равнялось 109,3 млрд. долларов США (уменьшение на 58,1 млрд.долларов США), со странами СНГ – 25,0 млрд.долл. США (уменьшение на 8,0 млрд.долларов США). 

     Рис.1. Объем внешней торговли Российской Федерации в 2007-2009 г.г. (в млрд. долл. США)

     

     Экспорт России в 2009 году составил 301,6 млрд.долларов США и по сравнению с 2008 годом уменьшился на 35,5%, в том числе в страны дальнего зарубежья – 254,9 млрд.долларов США (снижение на 35,9%), в страны СНГ – 46,7 млрд.долларов США (снижение на 32,9%).

     Причиной  сокращения стоимостного объема экспорта России в 2009 году по сравнению с 2008 годом  явилось резкое падение в конце 2008 года уровня цен основных сырьевых товаров, экспортируемых Россией, при этом следует отметить, что в течение 2009 года фиксировался их постепенный рост.

     Основу  российского экспорта в 2009 году в страны дальнего зарубежья составили топливно-энергетические товары, удельный вес которых в товарной структуре экспорта в эти страны составил 69,5% (в 2008 году – 72,6%) и по сравнению с 2008 годом стоимостной объем этих товаров сократился на 38,6%.

     В общем объеме экспорта в страны дальнего зарубежья среди товаров топливно-энергетического  комплекса 50,0% стоимостного объема занимает сырая нефть, физические объемы поставок которой возросли по сравнению с 2008 годом на 2,9%, а стоимостные снизились на 37,9%. Вместе с тем, начиная с апреля 2009 года наблюдается плавный рост средних контрактных цен на сырую нефть (рост цены в декабре 2009 года по отношению к цене января 2009 года составил 177,2%).

     Среди товаров топливно-энергетического  комплекса возросли физические объемы экспорта в страны дальнего зарубежья каменного угля на 15,8%, нефтепродуктов – на 7,1%, в том числе: бензина автомобильного – на 8,0%, керосина, топлива реактивного – на 96,0%, дизельного топлива – на 9,7%, топлива жидкого – на 5,7%. Физические объемы экспорта российского природного газа и электроэнергии снизились на 23,9% и 1,8% соответственно.

     В общем стоимостном объеме экспорта в страны дальнего зарубежья доля металлов и изделий из них в 2009 году составила 11,2% (в 2008 году – 11,4%). Физические объемы экспорта черных металлов и  изделий из них снизились на 6,6%, в том числе: полуфабрикатов из железа и нелегированной стали – на 9,4%, чугуна – на 12,2%; возросли физические объемы экспорта проката плоского из железа и нелегированной стали – на 47,7%, меди - в 2,5 раза, алюминия – на 6,2%, никеля – снизились на 3,1%.

     В товарной структуре экспорта доля товаров химической промышленности в 2009 году составила 5,7% (в 2008 году – 6,0%). По сравнению с прошлым годом стоимостной объем этой продукции сократился на 39,0%, физический объем – на 15,0%. Снижение стоимостных и физических объемов экспорта произошло практически по всем товарным группам продукции химической промышленности. Исключение составили: азотные удобрения, физический объем которых возрос на 15,6%, смешанных удобрений - на 19,3%, пластмасс и изделий из них - на 66,8%.

     Доля  экспорта лесоматериалов и целлюлозно-бумажных изделий в 2009 году составила 2,6% (в 2008 году – 2,3%). По сравнению с 2008 годом снизились физические объемы экспорта необработанных лесоматериалов - на 41,0%, целлюлозы – на 17,8%, при этом возросли физические объемы поставок в страны дальнего зарубежья пиломатериалов – на 4,7%, бумаги газетной – на 12,6%.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.