Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Оборотный капитал компании оценка использования и формирования

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 28.05.13. Сдан: 2011. Страниц: 36. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

Введение……………………………..………………………………….…….…........... 3

1 Управление основными элементами оборотных активов: проблемы и методы ...

5

     1.1 Проблемы управления оборотным капиталом……………………............

5

     1.2  Методы управления дебиторской задолженностью…….……….….........

9

     1.3  Методы управления денежными средствами……...……………..............

11

     1.4  Модели  финансирования оборотного капитала……….……………........

13

2  Анализ и оценка оборотного капитала (на примере ОАО «Чегдомын хлеб»)................................................................................................................................

 
16

     2.1 Краткая характеристика объекта исследования …………………............

16

     2.2 Анализ структуры оборотных средств организации ……………….........

16
     2.3  Общая оценка рентабельности и оборачиваемости

текущих активов………………………………………………..……............................

 
18

     2.4  Оценка длительности финансового цикла……….…….………….............

23

     2.5 Анализ финансовой устойчивости…………………….……………..........

24

     2.6  Анализ ликвидности……………………………………………….….........

26

      2.7 Пути  повышения эффективности управления 

 оборотным  капиталом ………………………..…………….........................................

 
29

Заключение…………………………………………………….………………….........

33

Список литературы …….……………............................................................................

35

Приложение ……………………………………………………………………............

36

 

                                 ВВЕДЕНИЕ

 

     Актуальность  данной темы на современном этапе  продиктована тем, что любой хозяйствующий  субъект стремится максимально использовать собственные средства, а ускорение оборачиваемости текущих активов предприятия уменьшает потребность в них, поскольку позволяет высвободить часть оборотных средств. Целевой установкой управления оборотным капиталом является определение объема и структуры оборотного капитала,  источников их покрытия и соотношения между ними, достаточного для обеспечения долгосрочной производственной и эффективной финансовой деятельности предприятия.

     Сформулированная  целевая установка имеет стратегический  характер; не менее важным является поддержание оборотного капитала в размере, оптимизирующем управление текущей деятельностью. С этих позиций важнейшей финансово-хозяйственной характеристикой предприятия является его  ликвидность, т.е. способность вовремя гасить краткосрочную  кредиторскую задолженность. Для любого предприятия достаточный уровень ликвидности является одной из важнейших характеристик стабильности хозяйственной деятельности. Потеря ликвидности чревата не только дополнительными издержками, но и периодическими остановками производственного процесса.

     В результате, управляя оборотными активами, организация получает возможность  в меньшей степени зависеть от внешних источников получения денежных средств, повысить свою ликвидность. Можно сказать, что эффективное управление оборотными активами является одним из способов удовлетворения в капитале. В связи с этим возникает проблема эффективного управления оборотным капиталом.

     Целью работы является поиск путей повышения  эффективности управления оборотным капиталом организации.

     Для достижения цели необходимо решение  следующих задач:

     1.  Изучение методов управления  оборотным капиталом;

     2.  Анализ объекта исследования;

     3. Выбор методов управления оборотным  капиталом, применимых к объекту  исследования.

     В данной работе объектом исследования  является организация ОАО «Чегдомынхлеб».

     Предмет исследования – процесс управления оборотным капиталом предприятия.

     Правильно управляя оборотными активами, организация  получает возможность в меньшей  степени зависеть от внешних источников получения денежных средств и повысить свою ликвидность.

     Любое научное исследование начинается с  анализа, т.е. с расчленения изучаемого объекта на составные элементы, каждый из которых исследуется в отдельности  как часть расчлененного целого. Способ проведения анализа является аналитическим методом.

     В первой главе данной работы  изложена сущность проблемы управления оборотным  капиталом.  Рассмотрены различные  методы управления оборотным капиталом, дается их оценка. При этом использованы разработки в области повышения качества управления оборотным капиталом отечественных и зарубежных авторов таких, как Савчук В.П., Рогозин Д.,  Комаха А., Бригхем Ю., Гапенски Л. Во второй главе дается характеристика объекта исследования, проводится его финансовый анализ, для определения  проблем управления оборотным капиталом, характерных для рассматриваемого объекта.

     А также предлагаются пути повышения эффективности управления оборотного капитала, при использовании которых собственные средства будут использоваться с наибольшей  выгодой.

 

1  Управление основными элементами оборотных активов: проблемы и методы

    1. Проблемы  управления оборотным капиталом
 
 

     Термин оборотный  капитал (его синоним в отечественном  учете — оборотные средства) относится  к мобильным активам предприятия, которые являются денежными средствами или могут быть обращены в них в течение года или одного производственного цикла. Чистый оборотный капитал определяется как разность между текущими активами (оборотными средствами) и текущими обязательствами (кредиторской задолженностью) и показывает, в каком размере текущие активы покрываются долгосрочными источниками средств (рис. 1.1). Аналог этого показателя в отечественной практике — величина собственных оборотных средств [28]. 

Рис.1.1 - Логика взаимосвязи между активами и источниками их покрытия

     В наиболее общем виде структура оборотных  средств и их источников показана в бухгалтерском балансе. Чистый оборотный капитал представляет собой разность между текущими активами и краткосрочной кредиторской задолженностью (ЧОК = ТА — КЗ), поэтому любые изменения в составе его компонентов прямо или косвенно влияют на его размер и качество. Как правило, разумный рост чистого оборотного капитала рассматривается как положительная тенденция, однако могут быть и исключения. Например, его рост за счет увеличения безнадежных дебиторов вряд ли удовлетворит финансового менеджера.

     Одной из основных составляющих оборотного капитала являются запасы предприятия, которые, в свою очередь, включают в себя: сырье и материалы, незавершенное производство, готовую продукцию и прочие запасы.

     Поскольку предприятие вкладывает средства в  образование запасов, то издержки хранения запасов связаны не только со складскими расходами, но и с риском порчи и устаревания товаров, а также с вмененной стоимостью капитала, т.е. с нормой прибыли, которая могла быть получена в результате других инвестиционных возможностей с эквивалентной степенью риска.

     Большинство предприятий допускает, что образование  запасов имеет такую же степень риска, что и типичные для данного предприятия капитальные вложения, и поэтому при расчете издержек хранения использует среднюю вмененную стоимость капитала предприятия.

     Экономический и организационно-производственный результаты от хранения определенного вида текущих активов в том или ином объеме носят специфический для данного вида активов характер. Например, большой запас готовой продукции (связанный с предполагаемым объемом продаж) сокращает возможность образования дефицита продукции при неожиданно высоком спросе. Подобным образом достаточно большой запас сырья и материалов спасает предприятие в случае неожиданной нехватки соответствующих запасов от прекращения процесса производства или покупки более дорогостоящих материалов-заменителей. Большое количество заказов на приобретение сырья и материалов хотя и приводит к образованию больших запасов, тем не менее имеет смысл, если предприятие может добиться от поставщиков снижения цен (так как больший размер заказа обычно предусматривает некоторую льготу, предоставляемую поставщиком в виде скидки). По тем же причинам предприятие предпочитает иметь достаточный запас готовой продукции, который позволяет дольше и более экономично управлять производством. В результате этого уже само предприятие, как правило, предоставляет скидку клиентам. Задача финансового менеджера — выявить результат и затраты, связанные с хранением запасов, и подвести разумный баланс.

     Дебиторская задолженность — важный компонент  оборотного капитала. Когда одно предприятие продает товары другому предприятию или организации, совсем не значит, что товары будут оплачены немедленно. Неоплаченные счета за поставленную продукцию (или счета к получению) и составляют большую часть дебиторской задолженности. Специфический элемент дебиторской задолженности — векселя к получению, являющиеся по существу ценными бумагами (коммерческие ценные бумаги). Одной из задач финансового менеджера по управлению дебиторской задолженностью являются определение степени риска неплатежеспособности покупателей, расчет прогнозного значения резерва по сомнительным долгам, а также предоставление рекомендаций по работе с фактически или потенциально неплатежеспособными покупателями.

     Денежные  средства и ценные бумаги — наиболее ликвидная часть текущих активов  — также являются составляющей оборотного капитала. К денежным средствам относятся деньги в кассе, на расчетных и депозитных счетах. Ценные бумаги, составляющие краткосрочные финансовые вложения, включают: ценные бумаги других предприятий, государственные казначейские билеты, государственные облигации и ценные бумаги, выпущенные местными органами власти.

     Выбирая между наличными средствами и  ценными бумагами, финансовый менеджер решает задачу, подобную той, которую  решает менеджер по производству. Всегда существуют преимущества, связанные с созданием большого запаса денежных средств, — они позволяют сократить риск истощения наличности и дают возможность удовлетворить требование оплатить тариф ранее установленного законом срока. С другой стороны, издержки хранения временно свободных, неиспользуемых денежных средств гораздо выше, чем затраты, связанные с краткосрочным вложением денег в ценные бумаги (в частности, их можно условно принять в размере неполученной прибыли при возможном краткосрочном инвестировании). Таким образом, финансовому менеджеру необходимо решить вопрос об оптимальном запасе наличных средств.

     К текущим обязательствам относится  краткосрочная кредиторская задолженность, прежде всего банковские ссуды и  неоплаченные счета других предприятий. В условиях рыночной экономики основным источником ссуд являются коммерческие банки. Как правило, банки требуют документального подтверждения обеспеченности запрашиваемых кредитов товарно-материальными ценностями заемщика. Альтернативный вариант заключается в продаже предприятием части своей дебиторской задолженности финансовому учреждению с предоставлением ему возможности получать деньги по долговому обязательству. Следовательно, одни предприятия могут решать свои проблемы краткосрочного финансирования путем залога имеющихся у них текущих активов, другие — за счет частичной их продажи.

     Оборотные средства (текущие активы) – это  средства, инвестируемые организацией в текущие операции в течение  каждого цикла. Характерными особенностями  оборотных средств являются:

     - полное потребление в течение одного производственного цикла и полный перенос стоимости на вновь созданную продукцию;

     - нахождение в постоянном обороте.

     В течение одного оборота оборотные  средства меняют свою форму с денежной на товарную и с товарной на денежную, проходя стадии закупки, потребления и реализации.

     Очевидно, что цель организации – достижение условия «Деньги1» > «Деньги».  Разница, как положительная, так и отрицательная, между этими двумя показателями в дальнейшем формирует финансовый результат организации. Соотношение между отдельными элементами оборотных средств определяет их структуру:

     Таким образом, оборотный капитал организации  представляет собой средства, вложенные  в оборотные фонды и фонды  обращения (табл. 1.1), которые совершают  непрерывный кругооборот в процессе ее хозяйственной деятельности. 
 
 
 

Таблица 1.1 - Структура оборотных средств [14]

Оборотные средства
Оборотные фонды Фонды обращения
  1. Производственные запасы
  2. Незавершенное производство
  3. Расходы будущих периодов
  1. Готовая продукция
  2. Дебиторская задолженность
  3. Деньги в кассе и на расчетном счете

     Особенность оборотных средств состоит в  том, что в условиях нормальной хозяйственной  деятельности оборотные средства не расходуются, а авансируются в различные  виды текущих затрат организации, возвращаясь после завершения каждого оборота к своей исходной величине.

     Период  времени, в течение которого совершается  оборот денежных средств, представляет собой длительность производственно-коммерческого  цикла, который складывается из отрезка  времени между уплатой денег за сырье и материалы и поступлением денег от продажи готовой продукции. На продолжительность цикла влияют:

     - Специфика организации;

     - Период кредитования организации  поставщиками;

     - Период нахождения сырья и  материалов в запасах;

     - Период производства и хранения готовой продукции на складе.

     Структура оборотных средств определяется соотношением отдельных элементов  оборотных средств и отражает специфику операционного цикла, а также то, какая часть оборотных  средств и долгосрочных кредитов, а какая – за счет краткосрочных кредитов.

     Поскольку часть оборотных средств постоянно  находится в оборотных фондах, а часть – в сфере обращения, очевидно, что величина и структура  оборотных средств обусловлена  не только потребностями производства, но и потребностями обращения.

     Оборотные средства классифицируют:

     - по функциональной роли в процессе  производства:  на оборотные фонды  и фонды обращения;

     - в зависимости от практики  контроля, планирования и управления: на нормируемые оборотные средства  и ненормируемые оборотные средства;

     - по источникам формирования оборотного  капитала: на собственный оборотный  капитал и заемный оборотный  капитал;

     - по ликвидности: на абсолютно  ликвидные средства, быстрореализуемые  оборотные средства, медленно реализуемые  оборотные средства;

     - по степени риска вложения  капитала: на оборотный капитал  с минимальным риском вложений (денежные средства, краткосрочные  финансовые вложения), оборотный  капитал с малым риском вложений (дебиторская задолженность, за  вычетом сомнительной, производственные запасы, за вычетом залежалых, остатки готовой продукции и товаров, за вычетом не пользующихся спросом), оборотный капитал со средним риском вложений (сырье и материалы, незавершенное производство, расходы будущих периодов), оборотный капитал с высоким риском вложений (сомнительная дебиторская задолженность, залежалые производственные запасы, готовая продукция и товары, не пользующиеся спросом;

     - в зависимости от материально-вещественного  содержания:  на предметы труда  (сырье, материалы, топливо, и  др.), готовую продукцию и товары, денежные средства и средства в расчетах.

     Финансовое  положение организации находится  в непосредственной зависимости  от того, насколько быстро средства, вложенные в активы, превращаются в реальные деньги. Рост неплатежей затрудняет ритмичную деятельность организации – закупку сырья, оплату труда, и другие расходы, производимые из выручки) и ведет к увеличению дебиторской задолженности. Излишнее отвлечение средств в производственные запасы, незавершенное производство, готовую продукцию и т. д. приводит к омертвлению ресурсов и неэффективному использованию оборотного капитала.

     Применение  методов экономического анализа  позволяет получить данные, необходимые  для принятия управленческих решений. Следующие показатели позволяют  проводить анализ состояния и следить за эффективностью использования оборотных средств:

     - величина текущих активов и  собственных оборотных средств;

     - структура оборотных средств;

     - оборачиваемость отдельных элементов  оборотных средств;

     - рентабельность текущих активов;

     - длительность финансового цикла.

     Рассмотрим  некоторые методы по управлению оборотными средствами. 

1.2 Методы управления дебиторской задолженностью

 
 

     Получение платежей от дебиторов является одним  из основных источников поступления  средств на предприятие. Дефицит денежных средств в экономике заставил компании изменить условия продаж своей продукции, что, в свою очередь, изменило существовавшие ранее отношения с покупателями и практику получения денег и потребовало от организаций выработки новой политики предоставления кредита и инкассации. Неоднородное влияние инфляции на различные группы товаров усложнило координацию между политикой в области закупок и политикой продаж, что придает дополнительное значение внедрению эффективных процедур инкассации. Учет реальных издержек или выгод от принимаемых кредитных решений может использоваться как инструмент расширения продаж и повышения оборачиваемости текущих активов

     Существуют  следующие методы управления дебиторской  задолженностью:

     - Учет заказов, оформление счетов и установление характера дебиторской задолженности

     - Проведение АВС-анализа дебиторов

     - Анализ задолженности по   видам   продукции   для   определения  невыгодных с точки зрения  инкассации товаров

     - Оценка реальной стоимости существующей  дебиторской задолженности

     - Уменьшение дебиторской задолженности  на сумму безнадежных долгов

     - Контроль за соотношением дебиторской  и кредиторской задолженности

     - Определение конкретных размеров  скидок при досрочной оплате

     - Оценка возможности факторинга - продажи дебиторской задолженности

     Контроль  и анализ дебиторской задолженности  по срокам возникновения позволяет  оценить эффективность и сбалансированность политики кредита и предоставления скидок, определяет области, в которых  необходимы дополнительные усилия по возврату долгов, дает базу для создания резерва по сомнительным долгам, позволяет сделать прогноз поступлений средств.

     Чтобы иметь более реальную оценку средств, которые в перспективе сможет получить предприятие от дебиторов, нужно попытаться оценить вероятность безнадежных долгов в группах по срокам возникновения задолженности. Оценку можно сделать на основе экспертных данных, либо используя накопленную статистику.  На сумму безнадежной дебиторской задолженности должен быть сформирован резерв по сомнительным долгам.

     С целью максимизации притока денежных средств предприятию следует  разработать системы договоров  с гибкими условиями сроков и  формы оплаты [19]:

     Предоплата, которая обычно предполагает наличие  скидки

     Частичная предоплата, которая сочетает предоплату и продажу в кредит

     Передача  на реализацию, она предусматривает, что компания сохраняет права  собственности на товары, пока не будет  получена оплата за них

     Выставление промежуточного счета, эффективно при  долгосрочных контрактах и обеспечивает регулярный приток денежных средств по мере выполнения отдельных этапов работы

     Банковская  гарантия, предполагает, что банк будет  возмещать необходимую сумму  в случае неисполнения дебитором  своих обязательств

     Гибкое  ценообразование, используется для  защиты предприятия от инфляционных убытков. Гибкие цены могут быть привязаны к общему индексу инфляции, зависеть от индекса инфляции для конкретных продуктов, учитывать фактический срок оплаты и прибыль от альтернативных вложений денежных средств.

     Стратегия заключения контрактов. Если полная предоплата невозможна, то следует попытаться получить частичную предоплату. Ввести систему скидок, а не несколько разрозненных скидок. Оценить влияние скидок на финансовые результаты деятельности компании.

     Установить  целевые ориентиры для различных видов продаж, например, часть продаж в кредит может быть зарезервирована только для перспективных клиентов, которые в данный момент не имеют в наличии денежных средств, входа на новые важные рынки, отдельных чрезвычайных случаев.

     Установить  вознаграждение персонала отдела сбыта в зависимости от эффективности мер по продажам и получению платежей.

     Скидки  в контрактах. Предложение скидок клиентам оправдано, если оно приводит к расширению продаж и более высокой  общей прибыли.

     Если  компания испытывает дефицит денежных средств, то скидки могут быть предоставлены с целью увеличения притока денег, даже если в отдаленной перспективе общий финансовый результат от конкретной сделки будет отрицательным.

     При прочих равных условиях, скидкам за раннюю оплату должно отдаваться предпочтение перед штрафами за просроченную оплату. Последнее связано хотя бы с тем, что более высокая прибыль ведет к повышению налогов, в то время как скидки приведут к снижению налогооблагаемой базы.

     Влияние инфляции и альтернативных вложений на размер скидки. В условиях инфляции любая отсрочка платежа ведет к уменьшению текущей стоимости реализованной продукции. Следует оценить возможность предоставления скидки при досрочной оплате.

     Предположим, что предприятие вынуждено компенсировать увеличение дебиторской задолженности за счет краткосрочных кредитов банков. Возможно, что предприятие при скидке с учетом альтернативного вложения и инфляции потеряет меньше, чем из-за инфляции и необходимости выплаты процентов за пользование кредитом при отсрочке платежа в 30 дней.

     При нахождении равновесия между дебиторской  и кредиторской задолженностью необходимо оценивать условия кредита поставщиков  товара с точки зрения уменьшения издержек или увеличения выгоды, получаемой предприятием. 

1.3 Методы управления денежными средствами

 
 

     Основной  целью управления денежными средствами является сокращение их до минимального уровня, необходимого для функционирования фирмы. Наличные средства необходимы, чтобы фирма могла предоставлять  торговые скидки, поддерживать кредитоспособность, оплачивать непредвиденные расходы.

     Бюджет  денежных средств представляет собой  график планируемых денежных выплат и поступлений за определенный период. Он служит для прогнозирования временного избытка и дефицита денежных средств  и, таким образом, служит основным инструментом планирования в процессе управления ими.

     К денежным средствам могут быть применены  модели, разработанные в теории управления запасами и позволяющие оптимизировать величину денежных средств. Речь идет о том, чтобы оценить:

     а) общий объем денежных средств  и их эквивалентов;

     б) какую их долю следует держать  на расчетном счете, а какую в  виде быстрореализуемых ценных бумаг;

     в) когда и в каком объеме осуществлять взаимную трансформацию денежных средств  и быстрореализуемых активов.

     В западной практике наибольшее распространение  получили модель Баумоля и модель Миллера — Орра [3]. Непосредственное применение этих моделей в отечественной  практике пока затруднено ввиду инфляции, аномальных учетных ставок, неразвитости рынка ценных бумаг и т.п., поэтому приведем лишь краткое теоретическое описание данных моделей и их применение на условных примерах.

Модель  Баумоля предполагает, что предприятие  начинает работать, имея максимальный и целесообразный для него уровень  денежных средств, и затем постоянно расходует их в течение некоторого периода времени. Все поступающие средства от реализации товаров и услуг предприятие вкладывает в краткосрочные ценные бумаги. Как только запас денежных средств истощается, т. е. становится равным нулю или достигает некоторого заданного уровня безопасности, предприятие продает часть ценных бумаг и тем самым пополняет запас денежных средств до первоначальной величины.

     Cумма  пополнения (Q) вычисляется по формуле: 

                                (1.1) 

     где V — прогнозируемая потребность  в денежных средствах в периоде (год, квартал, месяц);

     с — расходы по конвертации денежных средств в ценные бумаги;

     r—  приемлемый и возможный для  предприятия процентный доход  по краткосрочным финансовым  вложениям, например, в государственные ценные бумаги.

     Таким образом, средний запас денежных средств составляет Q/2, а общее  количество сделок по конвертации ценных бумаг в денежные средства (k) равно:  

                             (1.2) 

     Общие расходы (ОР) по реализации такой политики управления денежными средствами составят: 

                                (1.3) 

     Первое  слагаемое в этой формуле представляет собой прямые расходы, второе — упущенная  выгода от хранения средств на расчетном счете вместо того, чтобы инвестировать их в ценные бумаги.

     Модель  Баумола проста и в достаточной  степени приемлема для предприятий, денежные расходы которых стабильны  и прогнозируемы. В действительности такое случается редко; остаток  средств на расчетном счете изменяется случайным образом, причем возможны значительные колебания.

     Модель, разработанная Миллером и Орром, представляет собой компромисс между  простотой и реальностью. Она  помогает ответить на вопрос: как предприятию  следует управлять своим денежным запасом, если невозможно предсказать каждодневный отток или приток денежных средств? Миллер и Орр используют при построении модели процесс Бернулли — стохастический процесс, в котором поступление и расходование денег от периода к периоду являются независимыми случайными событиями.

     Логика  действий финансового менеджера  по управлению остатком средств на расчетном счете заключается  в следующем. Остаток средств  на счете хаотически меняется до тех  пор, пока не достигает верхнего предела. Как только это происходит, предприятие начинает покупать достаточное количество ценных бумаг с целью вернуть запас денежных средств к некоторому нормальному уровню (точке возврата). Если запас денежных средств достигает нижнего предела, то в этом случае предприятие продает свои ценные бумаги и таким образом пополняет запас денежных средств до нормального предела. 

1.4 Модели финансирования оборотного капитала

 
 

     В теории финансового менеджмента  принято выделять различные стратегии  финансирования текущих активов  в зависимости от отношения менеджера к выбору источников покрытия варьирующей их части, т.е. к выбору относительной величины чистого оборотного капитала. Известны четыре модели поведения: идеальная; агрессивная; консервативная; компромиссная. Выбор той или иной модели стратегии финансирования сводится к установлению величины долгосрочных пассивов и расчету на ее основе величины чистого оборотного капитала как разницы между долгосрочными пассивами и внеоборотными активами (ОК = ДП - ВА). Следовательно, каждой стратегии поведения соответствует свое базовое балансовое уравнение.

     Построение  идеальной модели основывается на самой  сути категорий “текущие активы”  и “текущие обязательства” и их взаимном соответствии. Термин “идеальная”  в данном случае означает не идеал, к которому нужно стремиться, а лишь сочетание активов и источников их покрытия исходя из их экономического содержания. Модель означает, что текущие активы по величине совпадают с краткосрочными обязательствами, т.е. чистый оборотный капитал равен нулю.

      В реальной жизни такая модель практически  не встречается. Кроме того, с позиции  ликвидности она наиболее рискованна, поскольку при неблагоприятных  условиях (например, необходимо рассчитаться со всеми кредиторами единовременно) предприятие может оказаться  перед необходимостью продажи части основных средств для покрытия текущей кредиторской задолженности. Суть этой стратегии состоит в том, что долгосрочные пассивы устанавливаются на уровне внеоборотных активов, т.е. базовое балансовое уравнение (модель) будет иметь вид: ДП = ВА

     Для конкретного предприятия наиболее реальна одна из следующих трех моделей  стратегии финансового управления оборотными средствами, в основу которых положена посылка, что для обеспечения ликвидности как минимум внеоборотные активы и системная часть текущих активов должны покрыться долгосрочными пассивами. Таким образом, различие между моделями определяется тем, какие источники финансирования выбираются для покрытия варьирующей части текущих активов.

      Агрессивная модель означает, что долгосрочные пассивы служат источниками покрытия внеоборотных активов и системной части текущих активов, т.е. того их минимума, который необходим для осуществления хозяйственной деятельности. В этом случае чистый оборотный капитал в точности равен этому минимуму (ОК = СЧ). Варьирующая часть текущих активов в полном объеме покрывается краткосрочной кредиторской задолженностью. С позиции ликвидности эта стратегия также весьма рискованна, поскольку в реальной жизни ограничиться лишь минимумом текущих активов невозможно. Базовое балансовое уравнение (модель) будет иметь вид: ДП = ВА + СЧ.

      Консервативная модель предполагает, что варьирующая часть текущих активов также покрывается долгосрочными пассивами. В этом случае краткосрочной кредиторской задолженности нет, отсутствует и риск потери ликвидности. Чистый оборотный капитал равен по величине текущим активам (ОК = ТА). Безусловно, модель носит искусственный характер. Эта стратегия предполагает установление долгосрочных пассивов на уровне, задаваемом следующим базовым балансовым уравнением (моделью): ДП =ВА + СЧ + ВЧ.

      Компромиссная модель наиболее реальна. В этом случае внеоборотные активы, системная часть  текущих активов и приблизительно половина варьирующей части текущих  активов покрываются долгосрочными  пассивами. Чистый оборотный капитал равен по величине сумме системной части текущих активов и половины их варьирующей части (ОК = СЧ + 0,5 x ВЧ). В отдельные моменты предприятие может иметь излишние текущие активы, что отрицательно влияет на прибыль, однако это рассматривается как плата за поддержание риска потери ликвидности на должном уровне. Стратегия предполагает установление долгосрочных пассивов на уровне, задаваемом следующим базовым балансовым уравнением (моделью): ДП = ВА + СЧ + 0,5 x ВЧ.

 

2 Анализ и оценка оборотного капитала (на примере ОАО «Чегдомынхлеб»)

2.1 Краткая  характеристика объекта исследования

 
 

      Объектом  исследования является организация  ОАО «БЭН».  Главной задачей в управлении оборотным капиталом является повышение его оборачиваемости.

     Предприятие ОАО " БЭН " создано в соответствии с решением  учредителей.  Официальное полное наименование: Открытое Акционерное Общество "БЭН". Предприятие является юридическим лицом, и имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, расчетные и иные счета в учреждениях банков, печать со своим наименованием, бланки, фирменное наименование, товарный знак.

     Из  данных бухгалтерского баланса (Приложения А, Б, В) видно, что оборотные активы организации во много раз превышают внеоборотные. Этот факт объясняется тем, что видом деятельности ОАО «БЭН» является оптовая торговля парфюмерной продукции.

     Основные  покупатели продукции магазины г. Биробиджана, ЕАО и Хабаровского края. Цены на продукцию являются одними из самых низких в области, что позволяет предприятию успешно конкурировать.

     Следует отметить, что в составе оборотных  активов организации отсутствует  долгосрочная дебиторская задолженность.

     Таким образом, оборотный капитал организации  имеет очень весомую долю в  имуществе организации, ненамного  отличаясь от валюты баланса.

     Как уже отмечалось в главе 1, финансовый цикл для торговых организаций имеет  несколько упрощенную структуру  по сравнению с финансовым циклом производственных предприятий. По сути, производственный цикл  ,  включающий в себя период оборота товарно-материальных запасов, незавершенного производства и готовой продукции, заменен периодом складского хранения (период оборота товаров для перепродажи).

     Следовательно, управление оборотным капиталом  сводится к ускорению оборачиваемости  запасов (товаров), с одной стороны, и дебиторской задолженности, с другой. 

2.2 Анализ структуры оборотных средств организации

 
 

     Анализ  оборотных средств организации  традиционно начинают с анализа  динамики их структуры (процентного  соотношения), который проводят на основе данных II раздела баланса «Оборотные активы», в котором сгруппированы основные функциональные формы оборотных средств. В процессе анализа проводят:

     - сравнительную оценку отдельных структурных элементов оборотных средств (запасов сырья, готовой продукции) и показателей реализации;

     - рассчитывают ряд аналитических показателей, характеризующих эффективность их использования;

     - выявляют факторы, влияющие на длительность оборота.

     Структура актива баланса, характеризующая структуру  имущества организации, представлена в сводных таблицах 2.1 - 2.3. Она показывает, как размещены средства организации и оценивает имущество организации по степени его мобильности.

Таблица 2.1 - Динамика структуры имущества и оборотных средств в 2001 году.

  Актив баланса На начало 2001г На конец 2001г. Абсолют-ное  отклоне-ние Темп  роста, %
тыс.руб. % к итогу тыс.руб. % к итогу
1. Имущество  - всего 3529,7 100,00% 8088,75 100,00% 4559,05 229,16%
1.1. Внеоборотные  активы 58,63 1,7% 49,61 0,6% -9,02 84,62%
1.2. Оборотные активы 3470,54 98,3% 8039,13 99,4% 4568,59 231,64%
1.2.1. Запасы 1071,33 30,9% 3044,29 37,9% 1972,96 284,16%
1.2.2. Дебиторская задолженность 2223,32 64,1% 4419,86 55,0% 2196,54 198,80%
1.2.3. Денежные средства 56,33 1,6% 121,43 1,5% 65,1 215,57%

Таблица 2.2 - Динамика структуры имущества и оборотных средств в 2002 году.

  Актив баланса На начало 2002г На конец 2002г. Абсолют-ное  отклоне-ние Темп  роста ,%
тыс.руб. % к итогу тыс.руб. % к итогу
1. Имущество  - всего 8088,75 100,00% 14022,7 100,00% 5933,94 173,36%
1.1. Внеоборотные  активы 49,61 0,6% 88,97 0,6% 39,36 179,34%
1.2. Оборотные активы 8039,13 99,4% 13933,7 99,4% 5894,59 173,32%
1.2.1. Запасы 3044,29 37,9% 5067,15 36,4% 2022,86 166,45%
1.2.2. Дебиторская задолженность 4419,86 55,0% 7901,47 56,7% 3481,61 178,77%
1.2.3. Денежные средства 121,43 1,5% 38,33 0,3% -83,1 31,57%

Таблица 2.3 - Динамика структуры имущества и оборотных средств в 2003 году.

  Актив баланса На начало 2003г На конец 2003г. Абсолютное  отклоне-ние Темп  роста,

%

тыс.руб. % к итогу тыс.руб. % к итогу
1. Имущество  - всего 14022,7 100,00% 24027,8 100,00% 10005,1 171,35%
1.1. Внеоборотные  активы 88,97 0,6% 282,2 1,2% 193,23 317,19%
1.2. Оборотные активы 13933,7 99,4% 23745,6 98,8% 9811,88 170,42%
1.2.1. Запасы 5067,15 36,4% 6531,4 27,5% 1464,25 128,90%
1.2.2. Дебиторская задолженность 7901,47 56,7% 15305,1 64,5% 7403,63 193,70%
1.2.3. Денежные средства 38,33 0,3% 878,9 3,7% 840,57 2292,98%
 

     Из  данных представленных в таблицах 2.1 - 2.3 за  период 2001-2003гг. видно, что  имущество организации ОАО «БЭН» имеет относительно стабильную структуру.

     Имущество организации представлено более  чем на 98% оборотными активами. Доля внеоборотных активов мала (менее 2%) и согласно бухгалтерским балансам организации ОАО «БЭН» состоит из  основных средств (здания, машины и оборудование) и нематериальных активов (в т.ч. патенты, лицензии, товарные знаки). Структуру имущества организации по делению на мобильные и внеоборотные средства можно представить в виде диаграммы.

     Таким образом, в связи с высокой  долей оборотных средств в  составе имущества повышается значимость анализа оборотного капитала.

     Рассмотрим  состав оборотных активов:

  1. Дебиторская задолженность.

     В течение рассматриваемого периода доля дебиторской задолженности стабильна  и составляет более половины оборотных активов (от 55% до 64,1% в разные годы). Рост оборотных активов в большей степени обеспечен высокими темпами роста дебиторской задолженности (в 2001 году – в 1,99 раза, 2002 – 1,79 и 2003 – 1,94).

 Запасы.

     Запасы  представляют вторую по величине составную  часть оборотных активов

(около  трети от оборотных активов)  и их изменение также чувствительно  сказывается на изменении оборотных  активов. Доля запасов относительно стабильна, изменяясь в пределах от 27,5% до 37,9%. Темпы роста запасов имеют тенденцию к снижению: так, если в 2001 запасы выросли в 2,8 раза, в 2002 –в 1,7 раза, а в 2003  уменьшились в 2,26 раза.

  1. Денежные средства.

     Доля  денежных средств в составе оборотных активов очень мала от 0,3% до 3,7% и не оказывает особого влияния на изменение оборотных активов.

     В 2003 году на предприятии оборотные  средства в большей мере представлены дебиторской задолженностью. 

    1. Общая оценка рентабельности и оборачиваемости текущих активов
 
 

     Оценим  эффективность использования оборотного капитала организации при помощи показателя рентабельности текущих  активов. Для этого рассмотрим рентабельность оборотных активов, представляющую собой произведение рентабельности продаж и оборачиваемости текущих активов.

     Рентабельность  оборотных активов показывает, сколько  прибыли получает предприятие на рубль, вложенный в оборотные  активы, и равна отношению чистой прибыли к средней величине оборотных  активов.

     Рентабельность  продаж показывает, какую прибыль  имеет предприятие с каждого рубля реализованной продукции, и является отношением чистой прибыли к выручке от реализации.

     Расчет  показателей рентабельности представлен  в таблице 2.4.

Таблица 2.4 - Динамика показателей рентабельности

     
Показатели Период Отклоне-ние Период Отклоне-ние
2001 2002 2002 2003
Чистая  прибыль, тыс.руб. 359,17 2164,27 1805,101 2164,27 2601 436,73
Средняя величина оборотных активов,

тыс.руб.

5754,837 10 986,43 5 231,589 10 986,43 18 839,66 7 853,234
Выручка от реализации,

тыс.руб.

24 940,6 41112,02 16171,42 41 112,02 50163,6 9 051,58
Рентабельность  оборотных активов 6,24% 19,70% 13,46% 19,70% 13,81% -5,89%
Рентабельность  продаж 1,44% 5,26% 3,82% 5,26% 5,19% -0,08%
 

     В 2002 году в сравнении с 2001 эффективность  использования оборотных средств увеличилась (на 13,5%), рентабельность продаж возросла, но незначительно (на 3,82%). Однако уже через год картина изменилась, и мы видим, что эффективность использования оборотных средств снизилась (на 5,89%) и чуть заметно уменьшилась рентабельность продаж (на 0,08%).

     Рассмотрим, какие факторы повлияли на изменения  рентабельности продаж. Для этого  нужно выявить причины, повлиявшие на изменение доли прибыли, оставшейся в распоряжении организации. Пересчитаем  данные формы №2 в относительные  показатели по отношению к выручке от реализации в таблице 2.5 и 2.6.

     Из  полученных данных (табл. 2.5) видно, что на увеличение рентабельности продаж в 2002 по сравнению с 2001 годом повлияло:

        1. сокращение коммерческих и управленческих расходов, о чем свидетельствует увеличение доли прибыли от продаж (на 3,47%) притом, что доля себестоимости проданных товаров выросла на 2,06%;
        2. сокращение операционных и внереализационных расходов, о чем говорит увеличение доли прибыли до налогообложения (на 3,81%) по сравнению с долей прибыли от реализации (на 3,47%);
        3. небольшое снижение доли налога на прибыль и других обязательных отчислений (на 0,01%).
 
 
 
 
 

Таблица 2.5 - Оценка изменений структуры выручки от реализации и финансовых результатов за 2002 год по сравнению с 2001годом

Наименование показателя Отчетный  период 2002 г Аналогичный период прошлого 2001г Изменения
Выручка  от продажи товаров, продукции 100,00% 100,00%      4
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг 76,81% 74,75% 0,00%
Прибыль (убыток) от продаж 7,34% 3,87% 2,06%
Прибыль до налогообложения 6,11% 2,29% 3,47%
Налог на прибыль 0,84% 0,85% 3,81%
Нераспределенная (чистая) прибыль 5,26% 1,44% -0,01%
      3,82%

     Уменьшение  рентабельности продаж в 2003 по сравнению  с 2002 годом произошло, по следующим  причинам:

     - увеличение (на 0,92%) доли себестоимости  проданных товаров,  сокращение  доли прибыли от продаж (на 0,34%), которое обусловлено ростом коммерческих  и управленческих расходов;

     - уменьшение доли прибыли до  налогообложения, которое связано  с ростом операционных и внереализационных расходов.

     Таким образом, можно сделать вывод  о том, что на рентабельность продаж в рассматриваемом периоде в  большей степени кказалось влияние  всех видов расходов.

Таблица 2.6 - Оценка изменений структуры выручки от реализации и финансовых результатов за 2003 год по сравнению с 2002годом

Наименование  показателя Отчетный  период 2003 г Аналогичный период  2002 г Изменения
1 2 3 4
Выручка  от продажи товаров, продукции 100,00% 100,00% 0,00%
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг 77,73% 76,81% 0,92%
Прибыль (убыток) от реализации 7,00% 7,34% -0,34%
Прибыль до налогообложения 5,77% 6,11% -0,34%
Налог на прибыль 0,58% 0,84% -0,26%
Нераспределенная (чистая) прибыль 5,19% 5,26% -0,08%

     Зная  о взаимосвязи  между рентабельностью активов (Ра), рентабельностью продаж (Рпр) и оборачиваемостью активов (Оа), выраженной формулой: 

     
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.