На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Роль и значение повышения качества для предприятия. Состав комплексной системы управления качеством продукции. Анализ показателей предприятия ОАО «НЗЖБИ им. Иванова Г.С.», характеризующих его эффективность, мероприятия по повышению качества продукции.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 19.07.2009. Сдан: 2009. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты состава комплексной системы управления качеством продукции на предприятии
1.1 Качество продукции - как экономическая категория и объект управления
1.2 Состав комплексной системы управления качеством
1.3 Объективная необходимость повышения качества продукции
2. Организация процесса управление качеством продукции на предприятии «ОАО НЗЖБИ им. Г.С. Иванова»
2.1 Организационно - экономическая характеристика предприятия «ОАО НЗЖБИ им. Г.С. Иванова»
2.2 Состав комплексной системы управления качеством продукции на предприятии
3. Совершенствование деятельности предприятия «ОАО НЗЖБИ им. Г.С. Иванова» по управлению качеством продукции
3.1 Совершенствование управления качеством продукции на предприятии
3.2 Оценка экономической эффективности предлагаемых мероприятий
Заключение
Список литературы
Введение

Хороший рынок сбыта, а следовательно, и высокие экономические показатели, могут быть обеспечены только в том случае, если продукция обладает свойствами, отвечающими потребностям и вкусам покупателя. Поэтому качество продукции - актуальная экономическая проблема.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы состоит в том, что одним из важнейших факторов роста эффективности производства является улучшение качества выпускаемой продукции. Повышение качества выпускаемой продукции расценивается в настоящее время, как решающее условие её конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. Конкурентоспособность продукции во многом определяет престиж страны и является решающим фактором увеличения её национального богатства.
Также, актуальность темы выпускной квалификационной работы определяет то, что качество продукции относится к числу важнейших критериев функционирования предприятия в условиях относительно насыщенного рынка и преобладающей неценовой конкуренции. Повышение технического уровня и качества продукции определяет темпы научно-технического прогресса и рост эффективности производства в целом, оказывает существенное влияние на интенсификацию экономики, конкурентоспособность отечественных товаров и жизненный уровень населения страны.
В промышленно развитых странах во многих фирмах и компаниях функционируют системы качества, успешно обеспечивающие высокое качество и конкурентоспособность выпускаемой продукции. В большей части эти системы аналогичны отечественным комплексным системам управления качеством продукции, но в отличие от них они значительно эффективнее.
Состав и сущность систем качества регламентируется рядом международных и отечественных стандартов по управлению качеством продукции. Для потребителей наличие таких систем у изготовителей продукции является гарантией того, что им будет поставлена продукция требуемого качества в полном соответствии с договорами (контрактами). Поэтому нередко потребитель при заключении контрактов требует проверки имеющейся у изготовителя системы обеспечения качества на соответствие её требованиям международных стандартов. Таким образом, российским предприятиям без подобного рода систем обеспечения качества продукции не обойтись.
Системы управления качеством являются эффективным средством и инструментом управления качеством продукции и обеспечением её конкурентоспособности.
Цель выпускной квалификационной работы - изучение процесса управления качеством продукции как в теории менеджмента, так и на практике предприятия ОАО НЗЖБИ.
Объектом исследования является - Открытое Акционерное Общество «Новоалтайский Завод Железо - Бетонных Изделий имени Иванова Г.С.».
Предметом исследования является - процесс управления качеством продукции.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- выяснить роль и значение повышения качества для предприятия;
- рассмотреть состав комплексной системы управления качеством продукции на предприятии;
- представить общую характеристику ОАО «НЗЖБИ имени Иванова Г.С.»;
- рассмотреть организационную структуру предприятия ОАО «НЗЖБИ имени Иванова Г.С.»;
- провести анализ основных показателей предприятия ОАО «НЗЖБИ имени Иванова Г.С.», характеризующих эффективность его деятельности;
- рассмотреть систему качества продукции, выпускаемой предприятием;
- выявить и охарактеризовать методы измерения качества продукции;
- рассмотреть мероприятия по повышению качества продукции, разработанные на данном предприятии.
Временным периодом исследования явились последние три года.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, основной части, состоящей из трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Методологической и теоретической основой данной работы составляют материалы учебников, законодательных источников и периодической печати, документации предприятия ОАО «НЗЖБИ имени Иванова Г.С.».
1. Теоретические аспекты состава комплексной системы управления качеством продукции на предприятии

1.1 Качество продукции - как экономическая категория и объект управления

Рост технического уровня и качества выпускаемой продукции является в настоящее время наиболее характерной чертой работы предприятий. В условиях насыщенного рынка и преобладающей неценовой конкуренции именно высокое качество продукции служит главным фактором успеха.
Требования к качеству устанавливаются и фиксируются в нормативных и нормативно-технических документах: государственных, отраслевых, фирменных стандартах, технических условиях на продукцию, в технических заданиях на проектирование или модернизацию изделий, в чертежах, технологических картах и технологических регламентах, в картах контроля качества и т.п. [5, с. 13]
Система качества, отношения производителя и потребителя к качеству и другие механизмы управления качеством прошли сложный и длительный этап совершенствования в условиях глубокого экономического кризиса [13, с. 24].
Прошедшие в течение последнего десятка лет политические, социальные и экономические изменения поставили Россию в новые, мало для нее знакомые условия существования. К сожалению, эти процессы сопровождались инфляцией, повышением цен, снижением трудовой активности и дисциплины, кризисом политической власти.
Увеличение производства высококачественных изделий российскими предприятиями в конечном итоге должно привести к интенсификации экономики, росту жизненного уровня населения, повышению конкурентоспособности российских товаров на внутреннем и мировом рынках. Современным предприятиям необходимо научиться более эффективно использовать экономические, организационные и правовые рычаги воздействия на процесс формирования, обеспечения и поддержания необходимого уровня качества на всех стадиях жизненного цикла товара.
Качество - совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности
Таким образом, до настоящего времени среди специалистов не существует единства в определении понятия «качество продукции». Как правило, все эти определения неполны, многообразны, неточны. Однако в каждом случае они отвечают конкретным потребностям общества.
Понятие качества продукции регламентировано ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения». Согласно этому документу под качеством понимается совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением [2, с. 5].
Международная организация по стандартизации (ИСО) трактует качество как совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности (стандарт ИСО 8402-94) [8, с. 16].
С понятием качества тесно связаны такие понятия, как технический уровень продукции, конкурентоспособность товара, петля качества, показатели качества.
Технический уровень продукции может быть определен как относительная характеристика качества продукции, основанная на сопоставлении значений показателей, характеризующих техническое совершенство оцениваемой продукции, со значениями соответствующих базовых показателей. Технический уровень продукции является составной частью ее качества, отражается в различных показателях (производительности, безопасности, экономических параметрах и др.) и повышается в результате применения оригинальных конструктивных решений, использования новых материалов, внедрения прогрессивных технологических процессов производства, контроля и испытаний продукции.
Конкурентоспособность товара означает его способность быть более привлекательным для потребления по сравнению с другими изделиями аналогичного вида и назначения, благодаря тому, что его качественные и стоимостные характеристики в большей степени соответствуют требованиям данного рынка и потребительским оценкам [21, с. 47].
Под петлей качества понимают жизненный цикл продукции, включающий следующие этапы:
- маркетинг, поиск и изучение рынка;
- проектирование и разработка технических требований;
- разработка продукции;
- материально-техническое снабжение;
- подготовка и разработка производственных процессов;
- производство;
- контроль, испытания и обследования;
- упаковка и хранение;
- реализация и распределение продукции;
- монтаж и эксплуатация;
- техническая помощь и обслуживание;
- утилизация [23, с. 48].
Система качества - совокупность организационной структуры, ответственности, процедур, процессов и ресурсов, обеспечивающая осуществление общего руководства качеством [10, с. 11]. Масштабы системы качества должны соответствовать задачам обеспечения качества. Система качества одной организации отличается от системы качества другой организации, поскольку ее формирование зависит от целей, стоящих перед организацией, ее специфики, вида производимой продукции или услуги и свойственного ей практического опыта [23, с. 51].
Таким образом, экономическое содержание категории качества обуславливается оценкой общественной полезности продукта. Мерой этой полезности является общественно необходимое качество. Оно предопределяется движение такого уровня потребительских свойств продукции, который бы удовлетворил потребности общества при наиболее рациональном использовании имеющихся в его распоряжении материальных, финансовых и трудовых ресурсов.
А, качество выпускаемой продукции по праву относится к важнейшим экономическим критериям деятельности любого предприятия. Именно повышение качества продукции определяет степень выживаемости фирмы в условиях рынка, темпы научно-технического прогресса, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии.
1.2 Состав комплексной системы управления качеством

Системы менеджмента качества могут содействовать организациям в повышении удовлетворенности потребителей.
Потребителям необходима продукция, характеристики которой удовлетворяли бы их потребности и ожидания. Эти потребности и ожидания, как правило, отражаются в технических условиях на продукцию и обычно считаются требованиями потребителей. Требования могут быть установлены потребителем в контракте или определены самой организацией. В любом случае приемлемость продукции в конечном счете устанавливает потребитель. Поскольку потребности и ожидания потребителей меняются, организации также испытывают давление, обусловленное конкуренцией и техническим прогрессом, они должны постоянно совершенствовать свою продукцию и свои процессы.
Системный подход к менеджменту качества побуждает организации анализировать требования потребителей, определять процессы, способствующие получению продукции, приемлемой для потребителей, а также поддерживать эти процессы в управляемом состоянии. Система менеджмента качества может быть основой постоянного улучшения с целью увеличения вероятности повышения удовлетворенности как потребителей, так и других заинтересованных сторон. Она дает уверенность самой организации и потребителям в ее способности поставлять продукцию, полностью соответствующую требованиям.
Для успешного руководства организацией и ее функционирования необходимо направлять ее и управлять систематически и прозрачным способом. Успех может быть достигнут в результате внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы менеджмента качества, разработанной для постоянного улучшения деятельности с учетом потребностей всех заинтересованных сторон. Управление организацией включает менеджмент качества наряду с другими аспектами менеджмента.
Семейство стандартов ИСО 9000, перечисленных ниже, было разработано для того, чтобы помочь организациям всех видов и размеров внедрять и обеспечивать функционирование эффективных систем менеджмента качества:
1. ГОСТ Р ИСО 9000-2001 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» - описывает основные положения систем менеджмента качества и устанавливает терминологию для систем менеджмента качества;
2. ГОСТ Р ИСО 9001-2001 определяет требования к системам менеджмента качества для тех случаев, когда организации необходимо продемонстрировать свою способность предоставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителей и установленным к ней обязательным требованиям, и направлен на повышение удовлетворенности потребителей;
3. ГОСТ Р ИСО 9004-2001 содержит рекомендации, рассматривающие как результативность, так и эффективность системы менеджмента качества. Целью этого стандарта является улучшение - деятельности организации и удовлетворенность потребителей и других заинтересованных сторон;
Восемь принципов менеджмента качества были определены для того, чтобы высшее руководство могло руководствоваться ими с целью улучшения деятельности организации.
1. Ориентация на потребителя. Организации зависят от своих потребителей, и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания.
2. Лидерство руководителя
Руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач организации.
3. Вовлечение работников
Работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение дает возможность организации с выгодой использовать их способности.
4. Процессный подход.
Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом.
5. Системный подход к менеджменту.
Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы содействуют результативности и эффективности организации при достижении ее целей.
6. Постоянное улучшение
Постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как ее неизменную цель.
7. Принятие решений, основанное на фактах
Эффективные решения основываются на анализе данных и информации.
8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками
Организация и ее поставщики взаимозависимы, и отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности.
Эти восемь принципов менеджмента качества образуют основу для стандартов на системы менеджмента качества, входящих в семейство ИСО 9000.
Согласно ГОСТ ИСО Р 9004-2000 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности», применение принципов менеджмента качества не только обеспечивает непосредственные выгоды, но и вносит важный вклад в менеджмент затрат и рисков. Соображения, связанные с выгодами, менеджментом затрат и рисков, важны для организации, ее потребителей и других заинтересованных сторон. Эти соображения, касающиеся общей эффективности организации, могут влиять на:
- лояльность потребителей;
- повторные деловые контакты и обращения;
- результаты работы, такие как доход и доля на рынке;
- гибкую и быструю реакцию на возможности рынка;
- затраты и количество циклов посредством результативного и эффективного использования ресурсов;
- выстраивание цепи процессов, с помощью чего желаемые результаты достигаются наилучшим образом;
- получение конкурентных преимуществ за счет улучшения возможностей организации;
- понимание и мотивацию работников в отношении целей и задач организации, а также участия в постоянном улучшении;
- уверенность заинтересованных сторон в результативности и эффективности организации, подтвержденных финансовыми и социальными выгодами в результате деятельности организации, а также репутацией;
- способность создавать ценность как для организации, так и для ее поставщиков посредством оптимизации затрат и ресурсов, а также за счет гибкости и быстроты совместной реакции на изменения рынка.
Стандарт ГОСТ Р ИСО 9001-2001 направлен на применение Процессного подхода» при разработке, внедрении и улучшении результативности и эффективности системы менеджмента качества с целью повышения удовлетворенности заинтересованных сторон путем выполнения их требований. Для результативного и эффективного функционирования организация должна определять многочисленные взаимосвязанные показатели системы менеджмента качества.
На рисунке 2, приведена основанная на процессном подходе система менеджмента качества, описанная в семействе стандартов ИСО 9000. Он показывает, что заинтересованные стороны играют существенную роль в предоставлении организации входных данных. Наблюдение за удовлетворенностью заинтересованных сторон требует оценки информации, касающейся восприятия заинтересованными сторонами степени выполнения их потребностей и ожиданий.
Рис. 2. Модель системы менеджмента качества, основанной на процессном подходе
В рамках системы менеджмента качества, основанной на процессном подходе, в качестве основной цели можно назвать максимально возможное удовлетворение требований заинтересованных сторон. Заинтересованными сторонами согласно стандартам ИСО 9000:2000 являются потребители, владельцы, работники, поставщики, другие партнёры и общество в целом [2, с. 15]. Таким образом, в систему должны быть включены показатели, отражающие выполнение требований всех заинтересованных сторон. Они представлены в таблице 1. [5, с. 22].
Таблица 1. Требования, предъявляемые к построению показателей системы менеджмента качества
Заинтересованная сторона
Основные требования
1
2
Потребители
Качество продукции / услуг. Цена продукции
Дисциплина поставок
Обслуживание
Владельцы. Рост прибыли. Окупаемость инвестиции. Увеличение доли рынка
Сохранение бизнеса
Работники как потребители промежуточного продукта
Качество промежуточного продукта
Работники как пользователи результатов деятельности предприятия
Карьерный рост. Стабильность и рост оплаты труда. Социальные гарантии Безопасность труда.
Поставщики
Стабильность и рост заказов Взаимовыгодные отношения
Общество
Создание рабочих мест Безопасность производства для окружающей среды Налоговые отчисления Сохранение энергии и естественных ресурсов
Требования заинтересованных сторон разнообразны и на первый взгляд противоречат друг другу. Однако все эти требования взаимоувязаны, и выполнение требований одной группы потребителей невозможно без внимания к «требованиям другой. Как показано на рисунке 3, достижение удовлетворённости одной заинтересованной группы во многом определяется преимуществами, полученными от удовлетворения других заинтересованных сторон.
Рис. 3. Факторы, влияющие на удовлетворенность заинтересованных сторон
Таким образом, система показателей должна отражать деятельность предприятия как систему взаимосвязанных процессов, нацеленную на удовлетворение требований различных заинтересованных сторон, и включать показатели, позволяющие оценить всю деятельность в комплексе с учётом степени удовлетворённости различных групп, заинтересованных в успешной работе предприятия [8, с. 90].
Согласно ГОСТ Р ИСО 9000 - 2001 существуют различные классы характеристик качества продукции, такие как:
- физические (например механические, электрические, химические или биологические характеристики);
- органолептические (например связанные с запахом, осязанием, вкусом, зрением, слухом);
- этические (например вежливость, честность, правдивость);
- временные (например пунктуальность, безотказность, доступность);
- эргономические (например физиологические характеристики или связанные с безопасностью человека);
- функциональные (например максимальная скорость самолета) [2, с. 25].
Метрологической службой осуществляется метрологическое подтверждение пригодности. Метрологическое подтверждение пригодности обычно включает калибровку или верификацию, любую необходимую юстировку или ремонт и последующую перекалибровку, сравнение с метрологическими требованиями для предполагаемого использования оборудования, а также требуемое пломбирование и маркировку.
Метрологическое подтверждение пригодности не выполнено до тех пор, пока пригодность измерительного оборудования для использования по назначению не будет продемонстрирована и задокументирована.
Требования к использованию по назначению включают такие характеристики, как диапазон, разрешающая способность, максимально допустимые погрешности и т.д.
Требования к метрологическому подтверждению пригодности обычно отличаются от требований на продукцию и в них не регламентируются.
Итак, из всего многообразия типов показателей в основу локальной системы показателей производственного бизнес-процесса положены показатели результативности и эффективности. Так требуют и стандарты ИСО 9000. Стандарт ИСО 9001, содержащий сертификационные требования к системе менеджмента качества, ориентирует систему на достижение результативности каждого процесса. А стандарт ИСО 9004, содержащий рекомендации по улучшению системы менеджмента качества (значительно расширенный вариант стандарта ИСО 9001), направлен наряду с результативностью на повышение эффективности процессов и системы в целом. Показатель гибкости может быть использован как дополнительная характеристика дальнейшего развития процесса.
Подход к разработке и внедрению системы менеджмента качества состоит из нескольких ступеней, включающих:
- установление потребностей и ожиданий потребителей и других заинтересованных сторон;
- разработку политики и целей организации в области качества;
- установление процессов и ответственности, необходимых для достижения целей в области качества;
- установление и определение необходимых ресурсов и обеспечение ими для достижения целей в области качества;
- разработку методов для измерения результативности и эффективности каждого процесса;
- применение данных этих измерений для определения результативности и эффективности каждого процесса;
- определение средств, необходимых для предупреждения несоответствий и устранения их причин;
- разработку и применение процесса для постоянного улучшения системы менеджмента качества [23, с. 7].
Такой подход также применяется для поддержания в рабочем состоянии и улучшения имеющейся системы менеджмента качества.
Организация, принимающая указанный выше подход, создает уверенность в возможностях своих процессов и качестве своей продукции, а также обеспечивает основу для постоянного улучшения. Это может привести к возрастанию удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон и успеху организации.
Назначение стандарта ГОСТ Р ИСО 9000 - 2001 - побуждать принятие процессного подхода к менеджменту организации.
Политика и цели в области качества устанавливаются, чтобы служить ориентиром для организации. Они определяют желаемые результаты и способствуют использованию организацией ресурсов для достижения этих результатов. Политика в области качества обеспечивает основу для разработки и анализа целей в области качества. Цели в области качества необходимо согласовывать с политикой в области качества и приверженностью к постоянному улучшению, а результаты должны быть измеримыми. Достижение целей в области качества может оказывать позитивное воздействие на качество продукции, эффективность работы и финансовые показатели и, следовательно, на удовлетворенность и уверенность заинтересованных сторон.
Весьма важна роль высшего руководства в системе менеджмента качества. Высшим руководством могут использоваться принципы менеджмента качества, а с помощью лидерства и реальных действий высшее руководство может создавать обстановку, способствующую полному вовлечению работников и эффективной работе системы менеджмента качества.
Документация системы менеджмента качества дает возможность передать смысл и последовательность действий. Это, документы:
- предоставляющие согласованную информацию о системе менеджмента качества организации, предназначенную как для внутреннего, так и внешнего пользования; к таким документам относятся руководства по качеству;
- описывающие, как система менеджмента качества применяется к конкретной продукции, проекту или контракту; к таким документам относятся планы качества;
- устанавливающие требования; к ним относятся документы, содержащие технические требования;
- содержащие рекомендации или предложения; к ним относятся методические документы;
- содержащие информацию о том, как последовательно выполнять действия и процессы; такие документы могут включать документированные процедуры, рабочие инструкции и чертежи;
- содержащие объективные свидетельства выполненных действий или достигнутых результатов; к таким документам относятся записи [22, с. 47].
Применение вышеописанных документов в комплексной системе менеджмента качества, способствует достижению соответствия требованиям потребителя и улучшению качества; обеспечению соответствующей подготовки кадров; повторяемости и прослеживаемости; обеспечению объективных свидетельств; оцениванию эффективности и постоянной пригодности системы менеджмента качества.
Оценка системы менеджмента качества может различаться по области применения и включать такие виды деятельности, как аудит (проверку) и анализ системы менеджмента качества, а также самооценка. Аудиты (проверки) применяют для определения степени выполнения требований к системе менеджмента качества. Наблюдения аудитов (проверок) используют для оценки эффективности системы менеджмента качества и определения возможностей для улучшения. Аудиторские проверки, проводимые третьей стороной, осуществляются внешними независимыми организациями проводят сертификацию на соответствие требованиям, например требованиям ГОСТ Р ИСО 9001. ГОСТ Р ИСО 19011 содержит методические указания по аудиту (проверке).
Одна из задач высшего руководства - проведение регулярного систематического оценивания пригодности, адекватности, эффективности и результативности системы менеджмента качества с учетом политики и целей в области качества. Этот анализ может включать рассмотрение необходимости адаптации политики и целей в области качества в ответ на изменение потребностей и ожиданий заинтересованных сторон.
При анализе системы менеджмента качества наряду с другими источниками информации используют отчеты по аудитам (проверкам).
Целью постоянного улучшения системы менеджмента качества является увеличение возможности повышения удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон. Действия по улучшению включают:
1. анализ и оценку существующего положения для определений областей для улучшения;
установление целей улучшения;
2. поиск возможных решений для достижения целей;
3. оценивание и выбор решений;
4. выполнение выбранных решений;
5. измерение, проверку, анализ и оценку результатов выполнения для установления того, 6.достигнуты ли цели;
7. оформление изменений [17, с. 47].
Результаты анализируют с целью установления дальнейших возможностей для улучшения. Таким образом, улучшение является постоянным действием.
При измерении показателей внедренной системы менеджмента качества, необходимо учитывать изменения исходя из этапов её развития - уровней зрелости системы. Это и начальный этапе разработки комплексной системы менеджмента качества. Уровень зрелости системы менеджмента качества, на котором идентифицированы основные производственные процессы, которые могут совпадать с процессами жизненного цикла продукции. Так, в соответствии с требованиями стандарта ИСО 9001:2000 для этих процессов определены и измеряются показатели результативности. При этом в определяемых показателях результативности преобладают показатели. Остальные группы процессов (управленческие и обеспечивающие) могут быть описаны фрагментарно, без определения взаимосвязи между группами процессов. Для оценивания уровней развития системы менеджмента качества по каждому основному разделу ГОСТ Р ИСО 9004 рекомендован метод самооценки, изложенный в данном стандарте, посредством балльной шкалы от 1 (отсутствует формализованная система) до 5 (лучшие показатели в классе деятельности).
Т.е. осуществляется тестирование в форме обычных вопросов, которые организация может поставить для оценивания своей деятельности по каждому основному разделу ГОСТ Р ИСО 9004.
Метод самооценки обеспечивает простой и легкий в применении способ установления уровня развития (зрелости) системы менеджмента качества организации и определения основных областей для улучшения. Конкретные особенности метода самооценки по ГОСТ Р ИСО 9004 таковы, что он может:
- применяться ко всей системе менеджмента качества или ее части, или к - любому процессу;
- применяться к организации в целом или ее части;
- быть быстро осуществлен внутренними средствами;
- быть осуществлен многопрофильной группой или одним работником организации при поддержке высшего руководства;
- сформировать входные данные для более всестороннего процесса самооценки системы менеджмента;
- определить и облегчить расстановку приоритетов возможностей для улучшения;
- способствовать развитию системы менеджмента качества в направлении уровня мирового класса [16, с. 25].
Преимущество настоящего метода состоит в том, что результаты, контролируемые по времени, могут быть использованы при оценке развития организации.
Этап зрелости на котором система менеджмента качества достигает совершенства, принимаемые управленческие решения ведут только к улучшению результативных показателей. Немаловажным этапом является процесс постоянного совершенствования системы менеджмента качества для обеспечения выгоды ее заинтересованным сторонам - это является стратегической целью организации. Имеются два основных подхода к проведению постоянного улучшения процессов:
а) проекты прорыва, ведущие или к пересмотру и улучшению существующих процессов, или внедрению новых процессов; как правило, их осуществляют многопрофильные группы вне обычной деятельности;
б) деятельность по поэтапному постоянному улучшению, проводимая работниками в рамках существующих процессов.
Проекты прорыва обычно содержат перепроектирование существующих процессов и включают:
- определение целей и краткое описание проекта по улучшению;
- анализ существующего процесса («такого, как есть» процесса) и возможностей реализации изменения;
- определение и планирование улучшения процесса;
- внедрение улучшения;
- верификацию и валидацию улучшения процесса;
- оценку достигнутого улучшения, включая извлеченные уроки [16, с. 36].
Проекты прорыва управляются результативным и эффективным способом, использующим методы менеджмента проекта. После внесения изменения новый план проекта служит основой постоянного менеджмента процесса.
Постоянное улучшение при помощи любого из двух указанных методов включает в себя:
а) причину улучшения - проблему процесса следует определить, а область для улучшения выбрать, указав на причину работы над ней;
б) фактическую ситуацию - надо оценить результативность и эффективность существующего процесса. Собрать и проанализировать данные для выявления типов проблем, которые чаще всего возникают. Необходимо выбрать конкретную проблему и поставьте задачу по улучшению;
в) анализ - следует определить и проверить первопричину проблемы;
г) идентификацию возможных решений - исследование альтернативных решений. Необходимо выбрать и внедрить лучшее решение, т.е. такое, которое устранит первопричины проблемы и предотвратит ее повторное возникновение;
д) оценку последствий - следует подтвердить, что проблема и ее первопричины устранены или их воздействия уменьшены, что решение сработало и задача по улучшению качества выполнена;
е) внедрение и стандартизацию нового решения - необходимо заменить старый процесс управления системой менеджмента качества на улучшенный, таким образом предотвращая повторное возникновение проблемы и ее первопричин;
ж) оценка результативности и эффективности процесса менеджмента качества после завершения действий по улучшению - результативность и эффективность проекта по улучшению следует оценить и рассмотреть применение его решения еще где-нибудь в организации [32, с. 81].
Процесс улучшения повторяется применительно к остающимся проблемам, а также разработке целей и принятию решений по дальнейшему улучшению процесса.
И, конечное же в комплексную систему управления качеством продукции входит механизм управления качеством продукции.
Под управлением качеством продукции понимаются действия осуществляемые при ее создании, эксплуатации или потреблении в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня качества продукции [21, с. 89].
Непосредственными объектами управления являются, данном случае показатели и характеристики качества продукции факторы и условия, влияющие на их уровень, а также процесс формирования качества продукции на разных стадиях ее жизненного цикла [7, с. 95].
Субъектами управления являются различные органы управления и отдельные лица, функционирующие на различны: иерархических уровнях и реализующие функции управления качеством в соответствии с общепринятыми принципами и методам) управления [7, с. 96].
Механизм управления качеством продукции представляет собой совокупность взаимосвязанных объектов и субъектов управления используемых принципов, методов и функций управления на раз личных этапах жизненного цикла продукции и уровнях управлении качеством.
Механизм управления качеством продукции должен обеспечивать эффективную реализацию основных функций управления качеством, в число которых входят прежде всего такие функции, как:
- прогнозирование потребностей рынка, технического уровня
и качества продукции;
- планирование повышения качества продукции;
- нормирование требований к качеству продукции и стандартизация;
- разработка и постановка продукции на производство;
- технологическая подготовка производства;
- организация взаимоотношений по качеству продукции между
поставщиками сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, предприятиями-изготовителями и потребителями продукции;
- обеспечение стабильности запланированного уровня качества
продукции на всех стадиях ее жизненного цикла;
- контроль качества и испытания продукции;
- профилактика брака в производстве;
- внутрипроизводственная аттестация продукции, технологических процессов, рабочих мест, исполнителей и др.;
- сертификация продукции, работ, услуг, систем качества и производств;
- стимулирование и ответственность за достигнутый уровень
качества;
- внутрипроизводственный учет и отчетность по качеству продукции;
- технико-экономический анализ изменения качества продукции;
- обеспечение управления качеством продукции (правовое, информационное, материально-техническое, метрологическое, организационное, технологическое, финансовое);
- специальная подготовка и повышение квалификации кадров [28, с. 85].
Для характеристики механизма управления качеством продукции целесообразно использовать распространенный методологический подход к структуризации сложных хозяйственных систем, предполагающий выделение в составе данного механизма ряда общих, специальных и обеспечивающих подсистем.
К числу общих подсистем механизма управления качеством продукции необходимо отнести подсистемы прогнозирования и планирования технического уровня и качества продукции, регулирования качества продукции непосредственно в производстве, контроля качества продукции, учета и анализа изменения уровня качества, стимулирования и ответственности за качество.
В состав специальных подсистем механизма управления качеством продукции входят подсистемы стандартизации, испытаний продукции, профилактики брака в производстве, аттестации и сертификации.
Обеспечивающие подсистемы механизма управления качеством продукции включают в свой состав подсистемы правового, информационного, материально - технического, метрологического, кадрового, организационного, технологического и финансового обеспечения управления качеством продукции.
Какое же существует различие между подходами систем менеджмента качества семейства ИСО 9000 и моделями совершенства. Оно заключается в их областях применения, та: стандарты семейства ИСО 9000 содержат требования к системам менеджмента качества и рекомендации по улучшению деятельности; оценивание систем менеджмента качества устанавливает выполнение этих требований. Модели совершенства содержат критерии, позволяющие проводить сравнительную оценку деятельности организации, и это применимо ко всем видам деятельности и ко всем заинтересованным сторонам. Критерии оценки в моделях совершенства обеспечивают организации основу для сравнения ее деятельности с деятельностью других организаций.
И, конечно же, использование процессного подхода в деятельности предприятия все важнее, характеризующий систему показателей, учитывающую вклад отдельных показателей комплексной системы менеджмента качества, основанную на показателях результативности, эффективности, гибкости. Такая система соответствует требованиям международных стандартов в области менеджмента качества и может быть положена в основу интегральной системы показателей предприятия. Преимущество процессного подхода состоит в непрерывности управления, которое он обеспечивает на стыке отдельных процессов в рамках их системы, а также при их комбинации и взаимодействии. При применении в системе менеджмента качества такой подход подчеркивает важность:
а) понимания и выполнения требований;
б) необходимости рассмотрения процессов с точки зрения добавленной ценности;
в) достижения результатов выполнения процессов и их результативности;
г) постоянного улучшения процессов, основанного на объективном измерении.
Таким образом, система менеджмента качества является частью системы менеджмента организации, которая направлена на достижение результатов, в соответствии с целями в области качества, чтобы удовлетворять потребности, ожидания и требования заинтересованных сторон. Цели в области качества дополняют другие цели организации, связанные с развитием, финансированием, рентабельностью, окружающей средой, охраной труда и безопасностью. Различные части системы менеджмента организации могут быть интегрированы вместе с системой менеджмента качества в единую систему менеджмента, использующую общие элементы. Это может облегчить планирование, выделение ресурсов, определение дополнительных целей и оценку общей эффективности организации. Система менеджмента организации может быть оценена на соответствие собственным требованиям организации.
1.3 Объективная необходимость повышения качества продукции

Возросший в последние годы интерес отечественных руководителей к вопросам менеджмента в области качества в условиях жесткой конкуренции необходимо, чтобы любое управленческое решение (в том числе и в области качества) имело своё экономическое обоснование. Руководители предприятий стали понимать, что нужно считать собственные деньги.
В условиях рыночной экономики, когда качество продукции становится системообразующим фактором конкурентоспособности, руководство экономически самостоятельных единиц начинает понимать важность определения и непрерывного контроля качества продукции [21, с. 46].
Жизнеспособность предприятия, занимающегося как производством, так и обслуживанием зависит от его способности добиваться удовлетворённости потребителя. Многие менеджеры считают главным для продажи цену и сроки поставки, при этом недостаточно уделяя внимание качеству продукции.
Бытует мнение, что качественно - значит, дорого, так как потребитель думает, что повышение качества обязательно требует затрат и увеличивает стоимость изделия (услуги) [27, с. 10]. Повышение качества не только не увеличивает стоимость изделия, но может привести к её снижению, ведь одной из главных целей системного управления качеством является снижение затрат на качество.
Внедрение эффективной системы качества должно способствовать снижению цены на изделие при одновременном росте его качества. Достижение этой цели должно сопровождаться удовлетворением запросов и ожиданий потребителя, соблюдением интересов организации.
Для предприятий существенно усложнилась реализация продукции из-за ввоза импортной продукции и резкого снижения платежеспособного спроса, пренебрежения принятыми правилами взаимоотношений, в том числе требованиями наличия сертификатов на продукцию и системы качества [27. с. 11].
Утвержденные в 1987 г. международные стандарты ISO серии 9000 на системы качества в настоящее время являются нормой взаимоотношений на рынках практически всех стран мира. Наличие сертификата на систему качества поставщика, подтверждающего ее соответствие MC ISO 9000, становится в ряде случаев обязательным условием при заключении контрактов на поставку продукции [11, с. 189]. При этом деятельность по международной стандартизации систем качества постоянно активизируется и развивается.
Качество воплощает степень, меру, в какой продукция объективно удовлетворяет данную потребность. Здесь речь идет о качестве как о количественной характеристике общественной потребительной стоимости, степени полезности продукта труда. Вместе с тем его качество определяют не только потребительные свойства. Они могут оставаться неизменными, в то время как степень удовлетворения потребности данным продуктом в результате появления новых общественных потребностей будет изменяться. Очевидно, что на всех этапах развития общественного производства необходимо качество, соответствующее потребностям общества исходя из его возможностей в, конкретных современных условиях.
Как правило, в целях экономии средств и в соответствии с уровнем технической подготовки руководства предприятия службы лабораторного контроля упразднены, либо отсутствуют вообще. Нет методик проведения таких работ, забыты балльные оценки каждого вида продукции, отсутствуют и органолептики - аналитики, имеющие соответствующую квалификацию. Между тем в производственных показателях совсем не учитывают количество бракованной продукции [13, с. 24].
Применяемые нынче методы контроля качества изделий подразделяются на осуществляемые непосредственно на производстве, а также сторонними организациями. Надо признать, что контроль за качеством продукции на предприятиях в большинстве случаев формален; органолептический и инструментальный контроль или не проводится вообще, или применяется изредка, без определенной системы [26, с. 76]. Исключение составляют те производители, продукция которых пользуется повышенным спросом.
Изменение законодательной базы способствовало ужесточению лабораторного контроля качества продукции сторонними организациями. Появились специальные службы лабораторного контроля, являющиеся хозрасчетными подразделениями контролирующих учреждений. Они на платной основе оказывают предприятиям услуги по тестированию производимой продукции. Следует отметить, что такие лаборатории в своем большинстве имеют статус аккредитованных на техническую независимость и компетентность. Однако число специалистов, проводящих испытания продукции на качество, ограничено, каждому из них приходится анализировать самые различные изделия. Обычно используется одно и то же оборудование для определения показателей качества продукции различных отраслей производства. По этим причинам результаты анализов, хотя и выданные лабораторией высокого статуса, достаточно сомнительны [27, с. 14].
Вот несколько типичных моментов, являющихся предпосылкой объективной необходимости повышения качества продукции и являющихся результатом осуществляемого нынче контроля процессов производства и отрицательно влияющих на формирование продукции:
- во-первых, плохой обмен информацией между потребителем и изготовителем, что затрудняет и сдерживает постановку на производство новых видов продукции;
- во-вторых, отсутствие обратной связи с потребителем;
- в-третьих, слабая подготовка персонала;
- в-четвертых, не практикуется подготовка специальных указаний и рекомендаций по вопросам качества для производителей продукции;
- в-пятых, полное отсутствие или искаженный контроль при производстве;
- в-шестых, слабая связь теоретических разработок и практики [32, с. 80].
Таким образом, нынче, при наличии хорошо отработанной теоретической базы, опирающейся на законодательные и нормативные документы, проблемы формирования качества тем не менее не решены.
Разработка и внедрение системы качества на базе МС ИСО серии 9000 относится к организационно - экономическим новшествам, оценка эффективности которых сложна из - за большого числа взаимосвязанных факторов, влияющих на эту эффективность. Кроме экономического эффекта от создания и функционирования системы качества возникают структурный и рыночный эффекты, которые чрезвычайно важны, хотя их крайне трудно оценить в денежном выражении.
Результаты структурного эффекта:
1. Ясная, чёткая стратегия предприятия.
2. Получение сотрудниками высокой квалификации.
3. Чёткое распределение ответственности и последовательности действий.
4. Управляемые процессы на всех стадиях жизненного цикла продукции [20, с. 46]
Результаты рыночного эффекта:
1. Завоевание клиентов, рост международной конкурентоспособности.
2. Получение признания, имиджа фирмы на мировом и внутреннем рынках.
3. Возможность совместной работы с ведущими мировыми фирмами.
4. Создание высокого уровня системы качества.
5. Выявление «узких мест» предприятия.
6. Защита от рисков, связанных с поставщиками.
7. Юридическая безопасность в случае рекламаций, претензий, несчастных случаев [20, с. 49].
Под эффективностью внедрения системы качества понимается соотношение затрат на её создание (совершенствование) и результатов (эффекта). Алгоритм определения экономической эффективности представим в виде последовательности: «критерий показатели условия экономической эффективности».
На большинстве предприятий, занимающихся производством и обслуживанием, затраты на удовлетворение ожиданий потребителя в области качества составляют значительные суммы, которые в действительности не снижают величину прибыли, поэтому представляется логичным, что затраты на качество должны быть выявлены, обработаны и представлены руководству.
Итак, в современных рыночных условиях на лицо объективная необходимость повышения качества продукции. В свою очередь, выпуск продукции требуемого качества в значительной степени способствует удовлетворению запросов потребителей, определяет как выживаемость предприятия в условиях рынка, так и темпы научно-технического прогресса, обеспечивает рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов. Качественная продукция - это лучшая визитная карточка предприятия, ее авторитет, а кроме того, это гарантия увеличения прибыли, что так важно в условиях рынка.
2. Организация процесса управление качеством продукции на предприятии ОАО НЗЖБИ им. Г.С. Иванова

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ОАО НЗЖБИ им. Г.С. Иванова

Открытое акционерное общество «Новоалтайский Завод Железобетонных Изделий имени Иванова Геннадия Сергеевича» введен в эксплуатацию в декабре 1960 г. Завод ориентирован на выпуск железобетона для промышленного и гражданского строительства.
Предприятие ОАО «НЗЖБИ имени Иванова Г.С.» создано путем преобразования в Открытое Акционерное Общество «Новоалтайский Завод Железобетонных Изделий имени Иванова Геннадия Сергеевича» Закрытого Акционерного Общества работников «Народное предприятие «НЗЖБИ» имени Иванова Геннадия Сергеевича», правопреемником имущественных и неимущественных прав которого является Общество.
Правовое положение Общества, порядок его реорганизации и ликвидации, а также права и обязанности акционеров Общества определяются Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом «Об акционерных обществах» и прочими Федеральными законами, иными правовыми актами РФ, принятыми в пределах их полномочий, а также уставом (Приложение 1).
Полное фирменное наименование Общества на русском языке, согласно устава: Открытое Акционерное Общество «Новоалтайский завод железобетонных изделий имени Иванова Геннадия Сергеевича» (Приложение 1). Сокращённое фирменное наименование Общества на русском языке: ОАО «НЗЖБИ им. Иванова Г.С.».
Место нахождение и юридический адрес: Россия, Алтайский край, г. Новоалтайск, ул. II. Корчагина, 1.
Открытое акционерное общество «НЗЖБИ им. Иванова Г.С.» является крупнейшим производителем железобетонной продукции в Восточной Сибири. Завод выпускает строительные материалы из железобетона.
За сорок пять лет существования завода ассортимент выпускаемой продукции значительно расширился - от сборного железобетона промышленного назначения до гражданского (жилищного) назначения. Сегодня продукция завода используется в строительстве промышленных объектов, цеховых и складских помещений, а также в гражданском строительстве для возведения жилых комплексов.
Основными видами деятельности предприятия являются:
- производство и реализация сборных железобетонных изделий, бетонных изделий, товарного бетона;
- строительство;
- производство и реализация тепловой и электрической энергии;
- лабораторные испытания строительных материалов;
- производство товаров народного потребления;
Целью деятельности ОАО «НЗЖБИ им. Иванова Г.С.» - является получение прибыли.
Уставный капитал ОАО «НЗЖБИ им. Иванова Г.С.» составляет 146420 (сто сорок шесть тысяч четыреста двадцать) рублей. Так, размещены следующие акции: обыкновенные именные бездокументарные акции - 146 420 (сто сорок шесть тысяч четыреста двадцать) акций. Номинальная стоимость каждой акции составляет 1 (один) рубль. Все акции являются обыкновенными именными бездокументарными и предоставляют акционерам одинаковые права. Уставный капитал общества может быть увеличен путём поднятия номинальной стоимости акций или размещения дополнительных акций. Общество вправе, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, обязано уменьшить свой уставный капитал.
Миссия данного предприятия - обеспечивать заказчиков более надежными, чем у конкурентов железобетонными изделиями, в короткие сроки, тем самым улучшая условия жизни людей, помогая избегать им критических ситуаций Производственная стратегия ОАО «НЗЖБИ им. Иванова Г.С.» предполагает:
- предъявление строгих требований к качеству производимой продукции, прямо связанных с технологией производства;
- строить свои отношения с поставщиками на взаимовыгодной производственной основе, чтобы быть уверенным в поставке продукции высочайшего качества;
- разрабатывать оборудование и производственные системы, которые позволяли бы улучшить возможность выпуска более качественной продукции, быстрее и с большей скоростью выполнения заказов.
За 46 лет работы на стройки края и страны отправлено 2,4 млн. м3 изделий из сборного железобетона.
Проектная мощность завода 75 тыс. м3 сборного железобетона в год. «Пиком» по выпуску сборного железобетона за анализируемый период отмечена в 2005 году - 32 тыс. м3 при двухсменной работе предприятия, что в денежном измерении составило 105775 тыс. руб. (Приложение 2). Рост объемов производства впервые после долгих лет спада был отмечен в 2001 году, когда объем продукции в сопоставимых ценах увеличился против предыдущего года на 19% и было изготовлено 14,0 тыс. м3 сборного железобетона. И все последующие годы предприятие неуклонно увеличивает объемы производства.
В 2002 г. предприятие, получив лицензию, занялось строительством жилых домов. Обеспечивая строительство большей частью собственными материалами и контролируя организацию труда, предприятие способно завершить работы «под ключ» в кратчайшие сроки и с наименьшими затратами. Эти проекты являются довольно перспективными для дальнейшего развития предприятия. Высшее руководство ОАО «НЗЖБИ им. Иванова Г.С», рассматривает непрерывное улучшение деятельности как неизменную цель.
Руководство ОАО «НЗЖБИ им. Иванова Г.С.» убеждено в том, что будущее процветание предприятия зависит от приверженности политике и целям в области качества, которые понимаются, реализуются и поддерживаются на всех уровнях предприятия.
Согласно рабочего стандарта ДП. 01-2006 «Управление производством и обслуживанием», управление производством включает следующие этапы:
1. Управление технологическими процессами включает в себя следующие основные этапы:
2. Управление технической подготовкой производства;
3. Управление условиями выполнения процессов;
4. Управление процедурами контроля;
5. Управление усовершенствованиями процессов.
Составляющими факторами процессов являются:
- сырье и материалы;
- оборудование;
- производственная среда;
- технология и технологическое оснащение;
- производственный персонал.
Организационная структура предприятия представлена в Приложении 3.
Согласно утвержденной оргструктуры мы видим, что в нее входят следующие структурные подразделения с распределенными по ним обязанностями в участии деятельности завода.
В структуру аппарата управления входят:
- генеральный директор;
- заместитель генерального директора по системе менеджмента качества;
- 1-й заместитель генерального директора;
- главный инженер;
- заместитель генерального директора по основному производству;
- заместитель генерального директора по капитальному строительству;
- главный бухгалтер;
- председатель ревизионной комиссии;
- заместитель генерального директора по экономике и финансам;
- заместитель генерального директора по экономической безопасности.
Потребность в необходимых ресурсах предприятия определяется согласно рабочему стандарту ДПСК_01-2006 «Менеджмент ресурсов». Порядок планирования, организации и проведении работ по управлению персоналом изложен в рабочем стандарте ДПСК_01-2006 «Управление персоналом».
Деятельность каждого структурного подразделения и отдельных исполнителей, регламентируется специальными положениями (инструкциями), которые определяют функции каждого органа управления, распределения прав и обязанностей между ними, а внутри подразделения - каждого исполнителя разрабатываемых согласно рабочих стандартов предприятия: МИСК01-2006 «Порядок разработки положений о структурном подразделении» и МИСМК.6.2-1-01-2004 «Порядок разработки должностных инструкций» (Приложение 4, 5). Ответственность и полномочия каждого исполнителя определяется должностной инструкцией. Действие должностной инструкции является обязательной для исполнения всем персоналом предприятия, от генерального директора до конкретного исполнителя на каждом рабочем месте, на всех этапах управления предприятием.
Работники всех уровней составляют основу управления ОАО «НЗЖБИ им. Иванова Г.С», и их полное вовлечение дает возможность использовать способности персонала на благо завода. Высшее руководство создает среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в достижение поставленных целей, и обеспечивает достойный уровень жизни своих сотрудников.
Оценим показатели финансового состояния ОАО «НЗЖБИ им. Иванова Г.С.» согласно годовой отчетности:
- формы №1 «Бухгалтерского баланса» (Приложение 6, 7);
- формы №2 «Отчета о прибылях и убытках» (Приложение 8, 9);
- формы №3 «Отчета об изменениях капитала» (Приложение 10,11);
- Формы №4 «Отчета о движении денежных средств» (Приложение 12,13);
- Формы №5 «приложения к бухгалтерскому балансу» (Приложение 14, 15).
Таблица 2. Показатели финансовой устойчивости ОАО «НЗЖБИ им. Иванова Г.С.»
Показатель
2000 г
2001 г
2002 г
2003 г
2004 г
2005 г
Коэф. автономии
СК / Внеоб. ак.
0,52
0,47
0,36
0,27
0,15
0,39
Коэф. финансового левериджа ЗК/СК
0,91
1,13
1,75
2,66
5,85
4,3
Коэф. концентрации заемного капитала
0,48
0,53
0,64
0,73
0,85
0,87
Коэф. финансовой устойчивости
СК+ДК/ Внеоб. ак.
0,52
0,47
0,36
0,46
0,32
1,2
Коэф. текущей задолженности КФО/ВБ
0,48
0,53
0,64
0,54
0,68
0,71
Коэф. покрытия долгов собственным капиталом СК/ЗК
1,09
0,88
0,57
0,38
0,17
0,23
Один из важнейших показателей, характеризующих финансовую устойчивость предприятия, его зависимость от заемных средств - коэффициент автономии. Он показывает долю собственных средств в общей сумме всех средств предприятия. Для ОАО «НЗЖБИ им. Иванова Г.С.». К 2005 году коэффициент автономии приближается к минимальному пороговому значению норматива (не должен быть меньше, чем 0,5), соответственно большая часть активов финансируется все же не за счет собственных источников, что свидетельствует снижении финансовой независимости и гарантий погашения предприятием своих обязательств.
Коэффициент автономии дополняется коэффициентом соотношения заемных и собственных средств (финансового левериджа), равным отношению величины обязательств предприятия по привлеченным заемным средствам к сумме собственных средств. Для данного завода значение данного коэффициента в 2000 году находится в пределах нормы, а начиная с 2001 года растет, превышая норматив, и достигает в 2004 году 5,85, что является негативной тенденцией в деятельности предприятия и свидетельствует о том, что заемный капитал значительно превышает собственный. В 2005 году по сравнению с 2004 годом ситуация незначительно улучшилась.
Об увеличении заемного капитала также свидетельствует рост коэффициента концентрации заемного капитала, показывающего долю заемного капитала в общей структуре баланса.
В значениях коэффициентов финансовой устойчивости и текущей задолженности наблюдалось неоднородная динамика, что говорит о нестабильности предприятия.
В 2000 году значение коэффициента покрытия долгов собственным капиталом находился в пределах норматива, но в последующие годы значение данного коэффициента значительно снижается, что является негативной тенденцией и говорит о недостаточности собственных средств для покрытия обязательств и свидетельствует о снижении финансовой устойчивости предприятия.
Таким образом, проанализировав относительные показатели финансовой устойчивости ОАО «НЗЖБИ им. Иванова Г.С.», можно сделать вывод, что в анализируемом периоде 2000-2005 гг. происходит снижение финансовой устойчивости, что говорит о финансовой нестабильности. Если, еще в 2000 году значения всех коэффициентов находились в пределах нормы, в последующие годы наблюдалось увеличение зависимости предприятия от внешних источников финансирования (уже в 2005 году на рубль собственных средств, вложенных в активы, приходилось 4,30 рубля заемных средств).
Для определения ликвидности баланса следует сопоставить итоги приведенных групп по активу и пассиву.
Баланс считается абсолютно ликвидным, если имеют место следующие соотношения:
А1?П1; А2?П2; А3?П3; А4?П4.
Результаты расчетов по данным анализируемой нами организации приведены в Приложении 13.
Сгруппировав, таким образом, актив и пассив баланса на конец анализируемого периода (2005 год) ОАО «НЗЖБИ им. Иванова Г.С.» мы видим, что сопоставление групп по активу и пассиву имеет следующий вид:
А1<П1; А2>П2; А3>П3; А4>П4.
Проанализировав полученные результаты, можно сделать вывод, что за анализируемый период на предприятии наблюдался платежный недостаток наиболее ликвидных активов (денежных средств и краткосрочных финансовых вложений). Иными словами, наиболее ликвидных активов было недостаточно для покрытия наиболее срочных обязательств, т.е. не выполнялось первое условие абсолютно ликвидного баланса.
По второму неравенству мы видим, что быстрореализуемые активы превышали соответствующую группу краткосрочных пассивов, за счет высокого уровня дебиторской задолженности.
По третьему неравенству (перспективная ликвидность) излишек огромен, т.к. в 2000, 2001 и 2002 годах долгосрочные пассивы отсутствовали вовсе, а величина медленно реализуемых активов была велика из-за большой суммы запасов (по всей видимости, неликвидных).
Как видно из четвертого неравенства, увеличение трудно реализуемых (внеоборотных) активов произошло за счет увеличения основных средств, и, в частности, машин, оборудования и транспортных средств. Трудно реализуемые активы перекрывали постоянные пассивы, т.е. не было соблюдено важное условие платежеспособности, что говорит об отсутствии у предприятия собственных оборотных средств для воспроизводственного процесса.
Более детальным является анализ платежеспособности при помощи финансовых коэффициентов (Таблица 3).
Значение коэффициентов абсолютной ликвидности (нормы денежных резервов) для ОАО «НЗЖБИ им. Иванова Г.С.» в течение всего анализируемого периода снижалось и было ниже норматива. Если, еще в 2004 году предприятие за счет имеющейся денежной наличности могло погасить лишь 0,001% всей суммы краткосрочных долгов, то в 2005 году значение данного коэффициента равняется 0.
Значение коэффициента быстрой (срочной) ликвидности для анализируемого предприятия до 2003 года был меньше минимального значения норматива, но уже в 2003, 2004 и 2005 годах он приближается к пределам нормы. Увеличение значения коэффициента произошло, в основном, за счет увеличения размера дебиторской задолженности.
Таблица 3. Анализ коэффициентов ликвидности
Коэффициент
Нормативное значение
2000 г
2001 г
2002 г
2003 г
2004 г
2005 г
Коэф. абсолютной ликвидности
?0,2
0,025
0,009
0,008
0,001
0,001
0,00005
Коэф. Быстрой ликвидности
? 1
0,443
0,484
0,554
0,848
0,758
0,763
Коэф. Текущей ликвидности
? 2
0,923
0,881
0,879
1,284
1,153
1,054
Значение коэффициента текущей ликвидности в динамике росло, но все равно оставалось ниже норматива, это говорит о том, что далеко не все активы могут быть реализованы в срочном порядке.
В целом о платежеспособности можно сделать вывод по коэффициенту текущей ликвидности. Коэффициент текущей ликвидности показывает во сколько раз все оборотные активы превышают краткосрочные обязательства, должен быть больше, либо равен 2. Для ОАО «НЗЖБИ им. Иванова Г.С.» это условие не выполняется следовательно предприятие не обладает текущей платежеспособностью.
Таким образом, предприятие испытывает трудности в погашении своих обязательств, в связи с тем, что у него не достаточно собственных источников финансирования и не может с помощью своей денежной наличности погасить свои платежные обязательства. Для этого оно привлекает заемные денежные средства.
Таким образом, можно сделать вывод, что у данного предприятия низкая платежеспособность и это связано с ростом материальных запасов, как наиболее неликвидной статьи активов, снижением оборачиваемости дебиторской задолженности и нехваткой наличных денежных средств.
Сопоставление ликвидных средств и обязательств позволяет вычислить следующие показатели (расчет которых для нашего предприятия приведен в Таблице 4):
Таблица 4. Сопоставление ликвидных средств и обязательств ОАО «НЗЖБИ им. Иванова Г.С.»
Показатель
2000 г
2001 г
2002 г
2003 г
2004 г
2005 г
Текущая ликвидность= (А1+А2) - (П1+П2)
-13131067
-15724234
-23140309
-11042670
-46843887
-77713000
Перспективная ликвидность = А3 - П3
11330394
12172227
16947716
7028076
27971757
24438000
Текущую ликвидность, свидетельствующую о платежеспособности (+) или неплатежеспособности (-) организации.
Перспективную ликвидность прогноз платежеспособности на основе сравнения будущих поступлений и платежей.
Таблица 5. Типы финансовой устойчивости ОАО «НЗЖБИ им. Иванова Г.С.» на основе матрицы ликвидности
Показатель
2000 г
2001 г
2002 г
2003 г
2005 г
Текущая
Кризисная
Кризисная
Минимальная
Минимальная
Минимальная
Краткосрочная
Кризисная
Кризисная
Кризисная
Минимальная
Минимальная
Долгосрочная
Кризисная
Кризисная
Кризисная
Кризисная
Кризисная
Проанализировав типы финансовой устойчивости на основе матрицы ликвидности мы видим, что в 2000 и 2001 годах ОАО «НЗЖБИ им. Иванова Г.С.» находилось на грани банкротства, т.к. запасы и затраты не обеспечивались источниками формирования. В 2002 году в текущем периоде финансовая устойчивость минимальная, в краткосрочном и долгосрочном периодах она оставалась кризисной, но уже в 2003 году минимальная финансовая устойчивость прослеживалась и в краткосрочном периоде. Но, к настоящему моменту ситуация остается прежней.
Важнейшим показателем, отражающим конечные финансовые результаты деятельности предприятия, является рентабельность.
Рентабельность характеризует прибыль, получаемую с каждого рубля средств, вложенных в предприятие или иные финансовые операции.
Для ОАО «НЗЖБИ им. Иванова Г.С.» по всем показателям эффективности хозяйственной деятельности наблюдалась неоднородная динамика.
В течение всего анализируемого периода на рубль выручки приходилось в 2000 году 12 копеек прибыли. Чистой прибыли на рубль выручки в 2000 году приходилась 1 коп., в 2001 - 6 коп., в 2002, в 2003 - 5 коп., 2004 - 3 коп., в 2005 году 0,5 коп.
Такая динамика показателей говорит о нестабильности и неритмичности производства, о нерентабельности производства и снижении его прибыльности.
В 2000 году затраты на рубль выручки составляли 89 копеек, в том числе 88 коп. себестоимости и 1 коп. коммерческих расходов.
В 2001 году расходы остались на прежнем уровне, а доля чистой прибыли увеличилась и составила 6 коп., это произошло за счет снижения себестоимости на 1 копейку.
В 2002 году наблюдалось увеличение затрат на 2 копейки, что повлекло за собой снижение доли чистой и операционной прибыли на 4 и 3 коп., соответственно.
В 2003 и 2004 годах доля затрат на производство продукции составляла 87 копеек, что на 2 коп. ниже, чем в 2002 году.
В 2005 году доля затрат на производство продукции составила 91 копейку, что на 4 коп. выше, чем в 2004 году.
В Приложениях 16 - 20 представлены диаграммы по динамике себестоимости ОАО «НЗЖБИ им. Иванова Г.С.».
Деловая активность является комплексной и динамичной характеристикой предпринимательской деятельности и эффективности использования ресурсов. Уровни деловой активности конкретного предприятия отражают фазы его жизненного цикла (зарождение, развитие, подъем, спад, кризис, депрессия) и показывает степень адаптации к быстроменяющимся рыночным условиям, а также качество управления.
Таблица 6. Анализ деловой активности ОАО «НЗЖБИ им. Иванова Г.С.»
Показатель
Алгоритм расчета
2001 г
2002 г
2003 г
2004 г
2005 г
Оборачиваемость оборотных фондов
Выручка / Средний размер ОС
2,83
2,35
2,2
1,12
3,05
Период оборота текущих активов
365 / Оборачиваемость обор. Фондов
129
155
166
326
267
Оборачиваемость запасов и затрат
С/ст-ть / Средие запасы
5,49
5,76
6,03
3,11
3,27
Период оборота запасов и затрат
365 / Оборач. Зап. и затр.
67
63
61
117
81
Оборачиваемость кредиторской задолженности
Выручка / Средний размер кредит. задолж.
2,7
2,57
2,83
1,49
1,23
Срок погашения кредиторской задолженности
365 / Оборачиваемость кредит. задолж.
135
142
129
245
257
Оборачиваемость дебеторской задолженности
Выручка / Средний размер дебет. задолж.
5,66
3,99
3,41
1,69
1,29
Срок погашения дебеторской задолженности
365 / Оборач. дебет. задолж.
65
92
107
216
197
Согласно данных таблицы 6, ОАО «НЗЖБИ им. Иванова Г.С.» в 2001 году наблюдалось увеличение дохода на рубль стоимости оборотных средств на 28 копеек, а срок использования материальных запасов снизился до 67 дней. В период с 2002 по 2004 год наблюдалось снижение значения показателя оборачиваемости оборотных фондов и уже в 2004 году совершалось чуть больше одного полного цикла производства и обращения, а, следовательно, снизился и доход на рубль стоимости текущих активов.
До 2003 года значение показателя оборачиваемости запасов и затрат росло, что можно отметить как положительную тенденцию, в 2004 году значение данного показателя уменьшилось почти в 2 раза и период оборота составил 117 дней, причиной чего, скорее всего, стала закупка большого количества сырья и материалов.
В 2005 году динамика показателей деловой активности начала спадать. Значение показателя оборачиваемости дебиторской задолженности снизилось, а, следовательно, увеличивался период ее оборота, это может свидетельствовать о недобросовестности некоторых покупателей и заказчиков. Срок погашения кредиторской задолженности в динамике также увеличился, скорее всего, это являлось следствием увеличения сроков погашения дебиторской задолженности.
В конце анализируемого периода видно, что значения всех показателей деловой активности ухудшились, а это свидетельствует об увеличении степени зависимости предприятия от внешних источников средств и снижении ликвидности.
Результаты анализа наличия, эффективности использования основных фондов ОАО «НЗЖБИ им. Иванова Г.С.» представлены в Приложении 22.
Согласно рассчитанных данных, мы видим, что на анализируемом периоде размеры основных фондов предприятия ОАО «НЗЖБИ им. Иванова Г.С.» следующие: остаточная стоимость (за вычетом износа основных производственных фондов на конец 2002 года - 41 205 тыс. руб., 2003 года -36001 тыс. руб., 2004 года - 40953 тыс. руб., 2005 года - 43262 тыс. руб. Т.е. на этапе 2001-2003 гг. стоимость основных фондов предприятия снизилась на 5204 тыс. руб., а на этапе 2004-2005 гг. возросла на 2 309 тыс. руб. и стала на практически уровне показателя 2002 года.
Износ основных средств на протяжении исследуемых периодов на первом этапе (2001-2003 гг.) снизился с 37887 тыс. руб., до 37430 тыс. руб., за счет выбытия оборудования, далее сумма амортизации увеличилась до 42976 тыс. руб. в 2004 году и до 39 488 тыс. руб. в 2005 году, за счет вновь купленного оборудования.
Ввод основных производственных фондов предприятия превышает выбытие. Ввод в 2002 году составлял - 9978 тыс. руб. (или 148 единиц оборудования), ввод в 2003 году составлял - 6856 тыс. руб. (или 107 единиц оборудования), ввод в 2004 году составлял - 8687 тыс. руб. (или 101 единица оборудования), ввод в 2005 году составлял -6920 тыс. руб. (или 76 единиц оборудования). В 2002-2004 гг. коэффициент ввода основных фондов составил 20%, в 2005 году коэффициент ввода основных фондов снизился составил 10%.
Выбыло основных производственных фондов предприятия в 2002 году - 1103 тыс. руб. (или 154 единицы оборудования), в 2003 году - 2306 тыс. руб. (или 167 единиц оборудования), в 2004 году - 1667 тыс. руб. (или 149 единиц оборудования), в 2005 году - 1123 тыс. руб. (или 120 единиц оборудования). В 2002 году коэффициент выбытия основных фондов составил 2%, в 2003 году 3%, а в 2005 году коэффициент ввода основных фондов снизился составил 1%.
Превышение ввода над выбытием свидетельствует о том, что основные фонды предприятия использовались эффективно.
Соответственно повышался и снижался коэффициент обновления: если в 2002 году он составлял 10%, то уже к 2003 году он составлял 30% (почти половина обновленных, модернизированных объектов основных фондов), далее коэффициент снизился до 20% к 2005 году.
В 2003 году основной показатель по фондоотдаче равен показателю по фондоотдаче 2002 года 3,88 руб. Далее, в 2004 и 2005 гг. он увеличился по сравнению с предыдущим годом, в связи с увеличением выпуска товарной продукции и составил 4,6 руб. и 6,1 руб., что свидетельствует об достаточно эффективном использовании основных фондов. Т.е. в 2005 году на рубль вложенный в объекты основных средств приходилось 6 руб. выручки.
Показатель фондовооруженности снизился с 44 руб. в 2002 году до 29 руб. в 2005 году, из-за уменьшения среднегодовой стоимости основных фондов предприятия.
Вывод можно сделать такой. Хотя остаточная стоимость основных фондов увеличилась до прежних размеров 2002 года, это не снизило общий процент износа основных фондов предприятия. Вывод можно сделать следующий, что основные фонды изношены на половину, особенно это машины и оборудование. Предприяти и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.