Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Планирование торгового ассортимента на примере магазина "Восход"

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 28.05.13. Сдан: 2011. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….3

I. Теоретические  аспекты ассортиментной политики……………………………5

   1.1. Понятие ассортимента и классификация……………………………..….5

   1.2. Формирование и управление ассортиментом……………………….......9

II. Методы планирования ассортимента…………………………………………14

   2.1. Метод операционного рычага …………………………………………..14

   2.2. Метод ранжирования ассортимента продукции на основе матрицы БКГ….. 16

   2.3. Метод линейного программирования…………………………………. .20

III. Обоснование ассортимента на предприятии………………………………..23

   3.1. Характеристика торгового предприятия ООО «Восход»………….23

   3.2. Расчет оптимального ассортимента торгового предприятия методом операционного рычага……………………………………………………………24

Заключение………………………………………………………………………. 30

Список  источников………………………………………………………………. 31

 

 

Введение

     В современных условиях рыночной экономики  многократно увеличился ассортимент различных товаров, значительная часть которого представлена продукцией недостаточно высокого качества и не отвечающая современным мировым требованиям.

     Ошибки  при выборе товара, незнание его  свойств, характеристик, условий хранения, транспортирования, неправильная оценка его качества могут обернуться для предприятия крупными потерями и убытками. Поэтому предприятию необходимо знать основные представления о товароведении различных групп товаров.

     Рыночный  успех является одним из главных критериев оценки деятельности отечественных предприятий, а их рыночные возможности предопределяются правильно разработанной и последовательно осуществляемой ассортиментной политикой. Именно на основе изучения рынка и перспектив его развития предприятие получает исходную информацию для решения вопросов, связанных с формированием ассортимента, его управлением и совершенствованием.

     В сложившихся условиях конкуренции  фирм, занимаясь продажей товаров, предприятия вынуждены особенно четко формировать ассортимент. В идеале нужно иметь полный ассортимент товаров на складе, на практике складывается иная ситуация. Проблема состоит в том, что вследствие ограниченности ресурсов фирмы не могут себе этого позволить. И их цель - выбрать оптимальный ассортимент, удовлетворяющий максимальный спрос клиентов, и в то же время не в ущерб фирме.

     К решению задач ассортиментной политики на любом хозяйственном уровне необходим стратегический подход. Это означает, что любое решение в указанной области должно приниматься не только с точки зрения текущих интересов, но и с учетом того, как оно «работает» на конечные цели. Такой подход требует концентрации усилий на главных направлениях.

     Цель  курсовой работы – сформировать оптимальный ассортимент выпускаемой продукции, применив один из методов отбора наиболее эффективных в отношении рентабельности видов продукции, так, чтобы добиться максимизации прибыли.

     В данной работе на практическом примере используется метод операционного рычага, чтобы выявить убыточные и наиболее прибыльные виды товарных групп, благодаря чему осуществляется оптимальное планирование ассортимента продукции.

     Объектом исследования является вымышленное предприятие - общество с ограниченной ответственностью “Меркурий”, специализирующееся на продаже продовольственных товаров.

  1. Теоретические аспекты ассортиментной политики.
    1. Понятие ассортимента, классификация.

     Ассортимент товаров - совокупность сортов и разновидностей какого-либо товара, объединенных и сочетающихся по определенному признаку [1]; набор товаров,  формируемый  по  определенным признакам и удовлетворяющий  разнообразные,  аналогичные  и  индивидуальные потребности [10].

     Ассортимент товаров характеризуется широтой, глубиной, полнотой, степенью обновления, структурой.

     Широта  ассортимента означает количество изделий того или иного назначения. Широкий ассортимент при планировании позволяет диверсифицировать продукцию, ориентироваться на различные требования потребителей и стимулировать покупки в одном месте. Одновременно он требует вложения ресурсов в различные категории продукции, что сопряжено с рядом сложностей.

     Глубина ассортимента представляет собой количество разновидностей конкретного вида изделий, количество позиций каждого вида товара. Глубокий ассортимент может удовлетворять потребности различных покупательских сегментов рынка по одному товару, максимизировать использование места в торговых точках, препятствовать появлению конкурентов, предлагать диапазон цен и стимулировать поддержку дилеров. Однако он также увеличивает расходы на поддержание запасов, модификацию продукции и реализацию товаров. Кроме того, в процессе планирования и изготовления продукции могут возникнуть трудности в дифференциации между схожими ассортиментными позициями.

     Полнота ассортимента определяется отношением фактического количества разновидностей товаров к его количеству, предусмотренному соответствующим прейскурантом или спецификацией.

     Степень обновления ассортимента означает удельный вес новых изделий в общем объеме, поставленных на продажу.

     Структура ассортимента характеризуется удельным весом товарных групп, подгрупп, видов и разновидностей товаров в общей сумме товарооборота.

     Сопоставимость  ассортимента влияет на процедуры планирования и управления. Обычно сопоставимый ассортимент планировать легче, чем несопоставимый. Он позволяет предприятию специализироваться в области производства и обслуживания потребителей, создавать прочный имидж предприятия и обеспечивать стабильные отношения в каналах сбыта. Однако чрезмерная специализация и концентрация может сделать предприятие уязвимым перед угрозами со стороны внешней среды, колебаний в сбыте, замедления роста потенциала в силу того, что упор делается на ограниченный ассортимент товаров [9].

Классификация ассортимента товаров.

  1. Местонахождение товаров:
  • Промышленный (производственный)  ассортимент  –  это набор товаров,  выпускаемых изготовителем, исходя из его производственных  возможностей.
  • Торговый ассортимент – это  набор  товаров,  формируемый  организацией  торговли  их общественного питания с учетом ее специализации потребительского  спроса  и материально-технической  базы.  В отличие от промышленного,  торговый ассортимент включает, как правило, товары разных изготовителей,  исключение составляют фирменные магазины организаций-изготовителей,  стратегия  которых основывается на сбыте товаров  только  конкретной  фирмы.
  1. Широта  охвата товаров:
  • Простой  ассортимент  – это набор товаров, представленный небольшим количеством групп, видов и  наименований,  которые  удовлетворяют ограниченное число потребностей. Он характерен для  магазинов,  реализующих товары повседневного спроса в районе проживания  покупателей  с  небольшими материальными возможностями.
  • Сложный ассортимент – это  набор товаров, представленный значительным  количеством  групп,  видов,  разновидностей  и наименований  товаров,  которые  удовлетворяют  разнообразные   потребности товаров. Он присущ оптовым базам и  розничным  торговым  организациям  типа универмагов и универсамов, ориентирующихся на покупателе с разным  спросом.
  • Групповой ассортимент –  это  набор  однородных  товаров,  объединенных общностью признаков и  удовлетворяющих  аналогичные  потребности.  Наиболее часто в качестве общего признака выступает  функциональное  или  социальное назначение. Делится на два подвида:
 

               а) Видовой  ассортимент  –  это  набор товаров  различных  видов  и наименований,  удовлетворяющих  аналогичные потребности. Он  является  составной  частью  группового  ассортимента. 

 

              б) Марочный ассортимент  – это набор товаров одного вида марочных  наименований или относящихся к группе марочных. Такие товары  наряду  с  удовлетворением идеологических потребностей в значительной мере нацелены на  удовлетворение  социальных и психологических потребностей.

  • Развернутый ассортимент – это набор товаров, который включает подгруппы, виды, наименования, в том  числе марочные, относящиеся к группе однородных, но отличающихся  индивидуальными признаками. Такой ассортимент включается  в  специализированных  магазинах, причем  количество  групп  однородных  товаров  может   быть   сравнительно небольшим.
  • Сопутствующий  ассортимент  –  это  набор  товаров,  которые выполняют вспомогательные функции и не  относятся  к  основным  для  данной организации(спички, шнурки и т.д.)
  • Смешанный ассортимент – это набор  товаров  разных  групп, видов, наименований,  отличающихся  большим  разнообразием  функционального назначения.

    3. По степени  удовлетворения  потребностей: 

  • Рациональный ассортимент – это набор товаров,  наиболее  полно  удовлетворяющий  реально обоснованные потребности, которые обеспечивают максимальное качество  жизни при определенном уровне развития техники, науки и технологии.  Формирование рационального ассортимента требует учета, большого  количества  факторов  и показателей, многие из которых довольно изменчивы. К ним относятся реальные потребности, которые зависят от уровня жизни населения,  достижений  НТП  и др. особенностей внешней среды.
  • Оптимальный  ассортимент  –  это  набор товаров,  удовлетворяющий  реальные  потребности  с  максимально   полезным эффектом для потребителя при минимальных  затратах  на  их  проектирование, разработку производства и доведение до  потребителей.  Товары  оптимального ассортимента отличаются повышенной конкурентоспособностью.

    Рациональный  и оптимальный ассортимент характеризуют  качественную  сторону  товара.

    4.  По характеру потребностей:

  • Реальный ассортимент – это действительный набор товаров, имеющихся в конкретной организации изготовителя или продавца. 
  • Прогнозируемый ассортимент  –  это  набор  товаров,  который  должен  будет удовлетворять предполагаемые потребности.
  • Учебный  ассортимент  –  это набор  товаров,  систематизированный  по  определенным  научно-обоснованным признакам для достижения обучающих целей [15].

1.2. Формирование и управление ассортиментом.

       Сущность  планирования, формирования и управления ассортиментом заключается в том, чтобы торговое предприятие своевременно предлагало определенную совокупность товаров, которые бы, соответствуя в целом профилю его производственной деятельности, наиболее полно удовлетворяли требованиям определенных категорий покупателей.

       Формирование ассортимента — проблема конкретных товаров, их отдельных серий, определения соотношений между «старыми» и «новыми» товарами, товарами единичного и серийного производства, «наукоемкими» и «обычными» товарами, овеществленными товарами и/или лицензиями и «ноу-хау». При формировании ассортимента возникают проблемы цен, качества, гарантий, сервиса и т.д.

       Формированию  ассортимента предшествует разработка предприятием ассортиментной концепции. Она представляет собой направленное построение оптимальной ассортиментной структуры, товарного предложения, при этом за основу принимаются, с одной стороны, потребительские требования определенных групп (сегментов рынка), а с другой, — необходимость обеспечить наиболее эффективное использование предприятием сырьевых, технологических, финансовых и иных ресурсов с тем, чтобы продавать изделия с низкими издержками.

       Ассортиментная  концепция выражается в виде системы показателей, характеризующих возможности  оптимального развития торгового ассортимента данного вида товаров. К таким показателям относятся: разнообразие видов и разновидностей товаров (с учетом типологии потребителей); уровень и частота обновления ассортимента; уровень и соотношения цен на товары данного вида и др. Цель ассортиментных концепций — сориентировать предприятие на продажу товаров, наиболее соответствующих структуре и разнообразию спроса конкретных покупателей.

       Подкрепленная мерами организационного и иного  характера по обеспечению продажи продукции в предусмотренных структуре и наборе, ассортиментная концепция может рассматриваться как своего рода программа по управлению реализацией соответствующих товаров. Целевая ее часть включает требования  к оптимальной структуре ассортимента, а программная — систему мер по ее достижению за определенный период. Этой программе придает комплексный характер включение в нее вопросов, связанных с оптимизацией ассортимента. В качестве критериев оптимальности выступают требования потребителей к ассортименту и качеству товаров, ресурсные возможности, социальные установки.

       Достижение  соответствия между структурно-ассортиментным предложением товаров предприятием и спросом на них связано с определением и прогнозированием структуры ассортимента. Прогноз структуры ассортимента на долгосрочный период, в котором были бы учтены такие важные для потребителя признаки товара, как эстетические характеристики, точные размеры, конкретная цена, маловероятен. Дело не в детализации ассортимента по потребительским свойствам (например, по цветовой гамме, размерам изделий, соотношению цен), а, к примеру, в оптимальном разнообразии ассортимента по определенным  признакам с расчетом на конкретные группы (сегменты) потребителей. Прогнозируется лишь тенденция развития ассортимента (а более точно  — ассортиментная структура спроса и товарного предложения). Указанные прогнозы, учитывая влияние фактора взаимозаменяемости товаров, необходимо рассматривать во взаимосвязи.

       Прогноз  тенденции  развития  ассортимента  должен  показывать такую траекторию развития процесса, которая позволит обеспечить достижение намечаемого соответствия товарного предложения предприятия меняющейся в перспективе ассортиментной структуре спроса на рынке.

       Итак, суть проблемы формирования ассортимента состоит в планировании фактически всех видов деятельности, направленных на отбор продуктов для будущей реализации на рынке и на приведение характеристик этих продуктов в соответствие с требованиями потребителей. Формирование на основе планирования ассортимента продукции — непрерывный процесс, продолжающийся в течение всего жизненного цикла продукта, начиная с момента зарождения замысла о его создании и кончая изъятием из товарной программы.

       Система формирования ассортимента включает следующие  основные моменты:

1. Определение  текущих и перспективных потребностей покупателей, анализ способов использования данной продукции и особенностей покупательского поведения на соответствующих рынках.

2. Оценка  существующих аналогов конкурентов  по тем же направлениям.

3. Критическая  оценка  продаваемых  предприятием изделий в том же ассортименте, что и в п.п. 1 и 2, но уже с позиции покупателя.

4. Решение  вопросов, какие продукты следует добавить  в ассортимент, а какие исключить из него из-за изменений в уровне конкурентоспособности.

5. Рассмотрение предложений о продаже новых продуктов, усовершенствованных существующих, а также о новых способах и областях применения товаров.

6. Разработка  спецификаций новых или улучшенных продуктов в соответствии с требованиями покупателей.

7. Изучение возможностей реализации новых или усовершенствованных продуктов, включая вопросы цен, себестоимости и рентабельности.

8. Проведение  испытаний (тестирование) продуктов с учетом потенциальных потребителей в целях выяснения их приемлемости по основным показателям.

9. Оценка  и пересмотр всего ассортимента.

       Планирование  и управление ассортиментом — неотъемлемая часть маркетинга. Даже хорошо продуманные планы сбыта и рекламы не смогут нейтрализовать последствия ошибок, допущенных ранее при планировании ассортимента.

       Управление ассортиментом предполагает координацию взаимосвязанных видов деятельности — научно-технической  и проектной, комплексного исследования рынка, организации сбыта, сервиса, рекламы, стимулирования спроса. Трудность решения данной задачи состоит в сложности объединения всех этих элементов для достижения конечной цели оптимизации ассортимента с учетом поставленных стратегических рыночных целей предприятием.

         В формировании ассортимента решающее слово должно принадлежать руководителям службы маркетинга предприятия, которые должны решать вопрос о том, когда более целесообразно вложить средства в модифицированные изделия, а не нести дополнительные возрастающие расходы по рекламе и реализации устаревающего товара или снижать цену на него. Именно руководитель службы маркетинга предприятия должен решать, настало ли время ввести в ассортимент новые продукты взамен существующих или в дополнение к ним.

       Формирование  ассортимента,  как  свидетельствует   практика,   может осуществляться различными методами, в  зависимости  от  масштабов  сбыта, специфики производимой продукции, целей и задач, стоящих перед изготовителем. Вместе с тем их объединяет то, что управление ассортиментом обычно подчинено руководителю службы маркетинга.

       В определенных случаях целесообразно создание постоянного органа под председательством генерального директора (его заместителя), в который в качестве постоянных членов включались бы руководители  ведущих служб и отделов предприятия. Его главная задача — принятие принципиальных решений относительно  ассортимента, включая: изъятие нерентабельных видов продукции, ее отдельных моделей, типоразмеров; утверждение планов и программ  реализации новых или усовершенствованных продуктов; выделение финансовых средств на утвержденные программы и планы.

       Еще один важный элемент ассортимента и в целом товарной политики — изъятие из программы неэффективных  товаров. Изыматься могут товары, морально устаревшие и экономически неэффективные, хотя и, возможно, пользующиеся некоторым спросом. Принятию решения об изъятии  или оставлении товара в программе предприятия предшествует оценка  качества показателей каждого товара на рынке. При этом необходимо установить реальный объем продаж и уровень рентабельности (прибыльности) в динамике, которые обеспечивает торговому предприятию каждый из его товаров.

       Главный вывод из сказанного относительно своевременного изъятия товара из программы (ассортимента) состоит в том, что торговое предприятие должно организовать систематический контроль за поведением товара на рынке, за его жизненным циклом. Только при таком условии будет получена полная и достоверная информация, позволяющая принимать верные решения.

       Исчерпавший свои рыночные возможности товар, вовремя не изъятый из программы реализации, приносит большие убытки, требуя несоразмерно получаемым результатам затрат средств, усилий и  времени. Поэтому, если производитель не будет иметь четкой системы критериев изъятия товаров из сбытовой программы, и не будет систематически проводить анализ реализуемых товаров, то его ассортимент неизбежно окажется «перегруженным» неэффективными изделиями, со всеми вытекающими  отсюда отрицательными последствиями для производителя.

       Вывод: ассортимент товаров - это совокупность сортов и разновидностей какого-либо товара, объединенных и сочетающихся по определенному признаку. Ассортимент можно классифицировать, также по ряду признаков. Формирование и управление ассортиментом – одна из проблем, с которыми, как правило, сталкиваются руководители отделов маркетинга. На них лежит большая ответственность, так как неправильно сформированный и спланированный ассортимент может отрицательно отразиться на результатах деятельности предприятия и привезти к нежелательным последствиям.

 

  1. Методы  планирования ассортимента

     Существуют  различные методы планирования ассортимента продукции. Наиболее распространенными  из них являются:

- Метод операционного рычага;

- Метод ранжирования ассортимента продукции на основе матрицы БКГ;

- Метод линейного программирования.

2.1. Метод операционного рычага

     Ориентация  на методы анализа - наиболее рациональный выбор при стратегическом планировании деятельности малых предприятий, для которых характерно отсутствие значительных средств и времени для проведения серьезных проектных исследований.

     Рассмотрим  наиболее распространенный из них, основанный на концепции операционного (экономического) рычага1. Этот метод сочетает в себе предельную простоту и эффективность, т.е. качества, делающие его незаменимым при анализе хозяйственного состояния любого предприятия.

     Метод операционного рычага называется также операционным анализом, или анализом “Издержки - Объем - Прибыль”, широко применяемым в западных финансово-экономических исследованиях, где он носит название CVP-анализ (Cost - Volume - Profit).

     Ключевыми понятиями операционного анализа являются: операционный (экономический) рычаг, порог рентабельности (точка безубыточности), запас финансовой прочности предприятия.

     Названные элементы следует дополнить маржинальным доходом, так как именно его использование  позволяет оценивать операционные прогнозы на основе соотношений постоянных и переменных затрат, которые и определяют силу воздействия операционного рычага. Чем больше уровень постоянных издержек, тем больше сила воздействия операционного рычага.

     Исходными понятиями являются: переменные и постоянные издержки предприятия, выручка от реализации, объем произведенной продукции в натуральном выражении.

     Широкое использование маржинального дохода в анализе позволяет формировать  оптимальный ассортимент производства, определять цену, объем производства и продаж для получения планируемой  прибыли, учитывать ограничения на ресурсы, финансовые возможности при выборе продукции, определять, какие из товаров выгоднее производить, а какие покупать; обосновывать выбор оборудования, технологий производства и др. Что касается критических соотношений, при маржинальном анализе выявляется не только критический объем продаж, соответствующий точке безубыточности, но и объем продаж, обосновывающий решения производить или покупать», выбора машин и оборудования, анализа эффективности технологий при планировании и прогнозировании производства.

     Важнейшей составляющей операционного анализа  является разделение затрат на переменные и постоянные. Хотя такое деление  издержек лишь на два вида во многих случаях оказывается недостаточным, для того, чтобы обеспечить обоснованность выработки ценовой и ассортиментной политики, а именно - определить наиболее выгодный ассортимент продукции и оптимальные цены, с максимальной эффективностью использовать производственные мощности.

     Переменные  издержки - такие затраты предприятия, которые возрастают или уменьшаются пропорционально объему производства. Это расходы на закупку сырья и материалов, потребление электроэнергии, транспортные издержки, торгово-комиссионные и другие расходы.

     Постоянные (фиксированные, непропорциональные) издержки - такие, которые не зависят от объемов производства: арендная плата, процент за кредит, амортизационные отчисления, оклады административно-управленческого аппарата, расходы по управлению и др.

     Деление затрат на прямые и косвенные при  определении промежуточной маржи  не исключает некоторые неточности. Это связано с тем, что не только переменные и прямые постоянные, но и часть косвенных постоянных затрат может изменяться в связи  с изменением выпуска отдельного вида продукции. Если, например, для  увеличения выпуска производимых или  налаживания производства новых изделий потребуется ввод дополнительных машин, оборудования и связанных с ними прямых затрат, в этом случае могут потребоваться и дополнительные косвенные расходы на обслуживание производства и управление. Поэтому промежуточная маржа, определенная на основе деления лишь на прямые и косвенные издержки, не всегда обеспечит точность обоснования выбора и, таким образом, может привести к ошибочному решению и, следовательно, к финансовым потерям. Поэтому для выполнения задач операционного анализа, целесообразно ввести двухступенчатую оценку затрат и промежуточной маржи, что позволит иметь преимущества перед оперированием как валовой маржой, так и промежуточной маржой с прямыми и косвенными затратами.

2.2. Метод ранжирования ассортимента продукции на основе матрицы БКГ.

     Одним из наиболее распространенных методов  оценки качества видов деятельности диверсифицированной компании является матричный анализ ее хозяйственного портфеля. Матрица хозяйственного портфеля представляет собой таблицу, в которой сопоставляются стратегические позиции каждого структурного подразделения компании.

     Матрица БКГ отражает не только важность обладания  долей рынка, но и учитывает стремление организаций иметь товары, которые  поддерживали бы развитие друг друга.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.