Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Монополия, монопсония, олигополия

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 28.05.13. Сдан: 2012. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ 
 

 Введение  

1/ Монополия

 
2. Монопсония
 

  Введение

Сегодня потребность в экономических  знаниях весьма велика на всех уровнях  – от государства до различных  рыночных институтов, от законодательных  до исполнительных органов управления, от специалистов до учащихся. В силу обстоятельств все мы становимся немножко экономистами, ибо, как остроумно  заметил Бернард Шоу, экономика  – это умением пользоваться жизнью наилучшим образом.

     Главной задачей экономического образования  состоит в формировании современного типа экономического мышления и поведения  на основе выработки представления  о структуре и функциях основных звеньев рыночной экономики, о логики и эффективности главных экономических  процессов, принципах принятия оптимальных  экономических решений, правовых и  этических основах функционирования и взаимодействия субъектов экономики. И чем глубже экономические знания, тем выше рейтинг специалиста  любого профиля.

     Стремление  человека разгадать тайны экономических  процессов объясняется не только его извечной тягой к самопознанию, но и практическими потребностями  регулирования экономической жизни.

     Данная  курсовая работа рассматривает вопросы  несовершенной конкуренции, в частности, монополистической и олигополистической (развитие между монополией, олигополией  и крупным бизнесом, объем производства и ценообразование в их условиях).

     В процессе подготовки данной курсовой работы я использовала не только литературу, но и мой личный опыт приобретенный  во время посещения различных предприятий и организаций. В свою очередь составившая определенный базис, который помог в раскрытии этого вопроса.

1. Монополия

Монополия означает существование одного продавца на рынке. Продукт, который он продает, не имеет заменителей. В отличие  от ситуации совершенной конкуренции  отрасль «захвачена» одной-единственной фирмой.На первые взгляд, монополию довольно легко определить. В реальной жизни это сделать довольно сложно. Концентрация капитала и производства имеет два измерения – абсолютное и относительное. Какими бы впечатляющими на казались величины абсолютной концентрации экономической мощи, их необходимо соотносить с размерами рынка. «Бритиш Стил» - единственный поставщик стали в Великобритании. Но если принять во внимание мировой рынок стали, фирма перестанет быть монополистом, так как она должна конкурировать с зарубежными производителями. Величина капитала и стоимость продукции местного кирпичного завода или песчаного карьера невелики, но из-за высоких транспортных издержек они могут занимать монополистические позиции на местном рынке.Действует ли на рынке один производитель или их больше, зависит от того, как определяется рынок. Предположим, что перевозки между городами А и Б осуществляет одна автомобильная компания. Является ли она монополистом? В узком смысле слова она может быть определена как монополия. Однако между городами А и Б могут быть и другие формы транспортного обслуживания пассажиров: воздушное, железнодорожное, водное. И уже в этой ситуации данную автомобильную компанию нельзя рассматривать как монополию.Монополистическая ситуация существенным образом зависит от степени взаимозаменяемости товаров и услуг. Отсюда определенное значение для идентификации монополии имеет показатель перекрестной эластичности спроса. Положительная перекрестная эластичность спроса свидетельствует о том, что товары являются взаимозаменяемыми, а их производители не являются монополистами.Для функционирования монополии очень важно предотвращение проникновения новых фирм в данную отрасль. Если производители вынуждены принимать во внимание угрозу вхождения конкурентов, они не являются монополистами. Легкость, с которой новые фирмы могут вступать в отрасль .считается критическим свойством для структуры рынка. От этого зависит ее способность поддерживать высокие цены и сверхнормальные прибыли в долгосрочном периоде.

     Количество  фирм, функционирующих в отрасли, существенным образом зависит от минимально эффективного масштаба производства. Последний представляет объем выпуска  продукции, при котором кривая долгосрочных издержек перестает падать. Чем крупнее  минимально эффективный масштаб  производства по отношению к размерам рынка, тем меньше будет и число  фирм в отрасли.

Оценка  монополии

     Для монополии характерны ограничение  объема производства и повышение  цен. Она производит меньше продукции  и назначает более высокие  цены, чем совершенно конкурентная фирма. (рис. 1)

                       P

     

     

                    P2 

                    P1 

     

     

             

                 Рис. 1 Сравнение монополии  и совершенно конкурентной фирмы.

     Как показывает рис. 1, при совершенной  конкуренции отрасль производит Q1 продукции по цене P1. Монополист производит Q2 продукции по цене Р2. Таким образом, монополия ограничивает объем производства и повышает цены по сравнению с совершенно конкурентной фирмой.

     Экономисты  доказывают, что монополии замедляют  внедрение нововведений и, следовательно, экономический рост. Монопольные  цены ослабляют экономические стимулы  к внедрению новых технологий. В то же время монополия располагает  значительными ресурсами для  осуществления капиталовложений и  способна устойчиво получать прибыли  от нововведений.

     Чистая  монополия не получила широкого распространения  в западных странах. Не допуская господства монополий, ограничивая их функционирование разумными пределами, государство  способно использовать их во благо  общества. В некоторых сферах существуют экономические основания для  организации монополистической  структуры рынка. Речь идет о так  называемой естественной монополии. Крупное  производство дает большую экономию, следовательно, более низкие издержки и цены по сравнению с конкурирующими фирмами. Естественная монополия характерна для предприятий общественного  пользования (электроэнергия, водоснабжение, газ, телефонная связь). Монополистическая  структура предполагает государственное  вмешательство в ее функционирование. Естественные монополии развиваются  либо на базе публичной (государственной) собственности, либо на базе частной  собственности, но в этом случае их деятельность обязательно регулируется государством.

                      P

     

     

                    P

                    P1

                    P2 

     

     

                      O                           X            X          X2                Q

     Рис. 2 Правительственный  контроль над ценами в монополистической  структуре рынка.

     Обратимся к графику (рис. 2), на котором показан  результат вмешательства государства  в рыночный процесс. Предположим, что  после установления монополией цен  на уровне РО и объема производства OX правительство вводит контроль над ценами. Новая цена (OP1) ниже монопольной. Объем производства возрастает до OX1. Новая цена еще позволяет фоирме получать нормальную прибыль в точке G. Если же еще более понизить цену, до OP2 , то фирма превратится в убыточную, так как средние издержки превысят цену – отрезок NL. Расширение производства при новом уровне цен будет невыгодно. Возникнет дефицит  X1 – X2 , а вместе с ним «черный» ранок, очереди, возможно государственное рационирование потребления. В долгосрочном плане монополист расширит производство, если потолок цен будет повышен немного за пределы средних издержек.

     Ценовой контроль более эффективен в олигополистической и монополистической структурах рынка, чем в чисто конкурентной. Ценовой контроль может побудить производителей увеличивать производство при условии, что они имеют  огромные неиспользованные производственные мощности и получают сверхприбыли. В монополистических структурах государству легче контролировать немногочисленных крупных производителей. В то же время неизбежные ошибки сто стороны «контролеров» цен  могут вести к образованию  дефицита и диспропорциям в краткосрочном  плане и неэффективности в  долгосрочном. Если контроль уменьшает  прибыльность, монополисты будут  саботировать требования государства. 

  1. Монополистическая конкуренция
 

     Теория  монополистической конкуренции  основывается на трех допущениях:

  • дифференциации продукта;
  • большом количестве продавцов;
  • свободном входе в отрасль и выходе из нее.

     На  монополистически конкурентном рынке  фирмы производят продукты, сходные  с продуктами других фирм, но не являющиеся полными (совершенными) заменителями.

     Производители стремятся сделать свои продукты отличными от других, чтобы привлечь покупателей. Последние готовы платить  более высокую цену за продукт, отличающийся от других. Классический пример дифференциации продукта – аспирин. Все его виды не отличаются друг от друга по химическому  составу, но цена аспирина весьма различна. Аспирин фирмы «Байер АГ» продается  в несколько раз дороже, чем  менее известных производителей. В значительной мере дифференциация продукта в этом случае обязана рекламе, «Байер» сумел убедить потребителей, что его аспирин самый эффективный. Но дело не только в рекламе. В какой-то мере виды аспирина отличаются друг от друга по чистоте, противопоказаниям  для детей, упаковкой и пр.

     Монополистическая конкуренция имеет сходство с  совершенной  (чистой) конкуренцией. Для обеих структур рынка характерны большое количество фирм, свободный  вход и выход их из отрасли. Но в  отличие от совершенной монополистическая  конкуренция имеет дело с дифференцированными  продуктами. Отсюда возникает монополистический  элемент. Поскольку ни одна из фирм не продает точно такой же продукт, они (фирмы) имеют определенную степень  контроля над ценой. Кривая спроса таких  фирм наклонена вниз.

     В то же время присутствие на рынке  близких по характеру заменителей  ограничивает способность фирмы  повышать цены. При наличии на рынке  сходных продуктов потребители  весьма чувствительны к их цене. 

    Равновесие  для монополистически конкурентной фирмы 

     Монополистически  конкурентная фирма – одна из многих производителей дифференцированного  продукта, неспособная оказывать  какое-либо воздействие на другие фирмы и предотвращать появление новых конкурентов на данном рынке. Равновесное состояние на рынке достигается монополистически конкурентной фирмой в краткосрочном периоде при соблюдении равенства: MC=MR, где MC – предельные издержки; MR – предельный доход. В этом случае фирма продает товары по самой  высокой цене, возможной при данной кривой спроса. Если цена превышает средние издержки (АС), фирма присваивает экономическую прибыль. При падении цены ниже средних издержек фирма несет потери. Если цена равна средним издержкам, фирма получает нормальную прибыль (рис. 3 а, б, в)

     

     

     

       

     

     

     

                a                                          b                                             c

     Рис. 3. Равновесие для  монополистического конкурента: DD – кривая спроса; MC – придельные издержки; Q – количество продукта; P – цена; - предельный доход.

     Как показывает рис. 3, равновесное состояние  достигается фирмой при равенстве  предельного дохода и предельных издержек. В варианте а происходит максимизация прибыли при производстве q1 и цене P1/ Объем прибыли представлен заштрихованным прямоугольником. Размер прибыли зависит от соотношения между ценой Р и средними издержками производства.

     Вариант б представляет минимизацию убытков. Последние возникают из-за превышения средними издержками цены. Минимизация убытков происходит при соблюдении равенства  MR=MC при объеме производства q1 . Величина убытков соответствует площади заштрихованного прямоугольника.

     Вариант в представляет нулевую прибыль, так как цена равна средним издержкам.

     Фирма использует критерий MR=MC для максимизации прибыли, минимизации убытков и присвоении нулевой прибыли. Соблюдая этот критерий, фирма достигает равновесия в монополистически конкурентной рыночной структуре.

      Достижение долгосрочного равновесия монополистически конкурентной фирмой предполагает равенство цены и долгосрочных средних издержек.

     

     

     

     

     

     

     

     

     Рис. 4. Долгосрочное равновесие монополистически конкурентной фирмы

     Как показывает рис. 4 , долгосрочные средние  издержки равны цене Р1 . Пока цена отклоняется от долгосрочных средних издержек, равновесие отсутствует. Присвоение экономической прибыли привлекает в отрасль новые фирмы, убытки заставляют их покидать отрасль. При нулевой экономической прибыли у фирм нет стимула покидать отрасль или входить в нее.

     В рыночной структуре монополистической  конкуренции устанавливаются более  высокие цены и уменьшается объем  производства по сравнению с чистой конкуренцией. Рис. 4 показывает, что  в структуре чистой конкуренции  объем производства был бы равен  q2 при цене Р2 . В монополистически конкурентной структуре цена повышается до Р1 , а объем производства q1 . Увеличение обхема производства монополистически конкурентными фирмами позволило бы им понизить издержки производства. С этих позиций в монополистически конкурентных отраслях слишком много фирм. Если бы их количество уменьшилось, каждая фирма могла бы увеличить объем производства. В результате появилась бы возможность снизить издержки и цены. Чем больше фирм, тем разнообразнее продукты и услуги. Поэтому потребители меют широкие возможности для удовлетворения потребностей. Существование боьшого числа фирм способствует сбережению времени потребителя. Экономия времени возникает в силу отсутствия очередей, близости фирм, продающих товары и услуги, быстроты реализации сделок. 

    1. Ценообразование в условиях монополистической  конкуренции
 

     Объем производства и цена в условиях монополистической  конкуренции испытывают влияние, с  одной стороны, конкурентных начал  на рынке, а с другой – монопольной  власти, которой обладает каждая фирма.

     Элемент монопольной власти означает, что  для каждой фирмы кривая спроса имеет отрицательный наклон, несмотря на то что фирма может бывть столь же малой, как и в условиях совершенной конкуренции. Понижающаяся кривая спроса фирмы в условиях монополистической конкуренции заключает в себе фундаментальную разницу между моделью совершенной конкуренции и моделью монополистической конкуренции заключает в себе фундаментальную разницу между моделью совершенной конкуренции и моделью монополистической конкуренции, и разница эта обясняется той рыночной властью, которую дает дифференциация продукции. Поскольку каждый товар воспринимается покупателями как специфический, отличный от товаров других фирм, все производители на рынке монополистической конкуренции имеют некоторую свободу установления цены на свою продукцию. Назначая цену ниже цены конкурирующих фирм, тот или иной продавец может рассчитывать на некоторое увеличение объема продаж.  С другой стороны, если он повысит цену на свой товар, кака-то часть покупателей предпочтет более дешевую продукцию его конкурентов. Таким образом, кривая спроса монополистически конкурирующей фирмы имеет понижательный характер, так как она может продать больше по низким ценам и меньше по высоким. Фирма не сможет продавать прежний объем, приняв решение величить цену, а желая продать прежний объем, приняв решение увеличить цену, а желая продать больше, не сможет оставить цену неизменной.

     Кроме того, угол наклона кривой монополистически конкурирующей фирмы будет меньше, чем у абсолютно конкурентной фирмы. Степень пологости, или эластичности, кривой спроса монополистически конкурирующих  фирм зависит от глубины дифференциации продукции. Чем меньше конкурентов и чем более дифференцирован продукт, тем менее эластичной будет кривая спроса, и наоборот.

     Если  кривая спроса монополистически конкурирующей  фирмы наклонена вниз, то что происходит с приростом выручки от продаж дополнительных единиц товара, т.е. как  будет выглядеть крива MR? Предельная выручка MR - это прирост общей выручки, связанный с продажей дополнительной единицы продукта. Она рассчитывается следующим образом: общая выручка TR, полученная от продажи Q + 1 единиц продукта за вычетом выручки от продажи Q единиц продукта. Эта разность и есть прирост выручки, или MR..

     Доказано, что если кривая спроса фирмы D линейна и понижается, то кривая HR также линейна и понижается, причем ее наклон в два раза круче наклона кривой спроса.

     Для доказательства используем следующие  вычисления. Функция спроса может  быть представлена в виде: P = a – bQ.

     В данном выражении a – цена, при которой кривая спроса пересекает ось цен. Экономически это такая цена, по которой никто не будет покупать товар фирмы. Величина b выражает наклон кривой спроса. Знак «минус» означает, что кривая спроса имеет отрицательный наклон и что цена P и количество Q находятся в обратной зависимости.

     Поскольку совокупная выручка от реализации, получаемая фирмой, равна произведению цены единицы товара на количество проданных единиц товара, то математически  TR может быть представлена в виде: MR=TR’=TR/Q=a - 2Q

           На рис. 5 мы видим, что кривая предельной выручки монополистически конкурирующей фирмы находится  ниже кривой спроса на ее продукцию. Обе  кривые выходят из одной и той  же точки, но наклон кривой MR делит пополам отрезок горизонтальной оси между точкой пересечения кривой спроса с этой осью и началом координат. Заметим, однако, что таким образом она может быть построена только в случае линейной функции спроса.

       

     

     

     

       

     Рис. 5. Кривая спроса и  кривая монополистически конкурирующей фирмы

     Максимилизация  прибыли моноплистически конкурирующей  фирмы (и ее равновесие) будет достигнута при условии выполнения известного условия – равенства предельных издержек и предельной выручки  MC=MR. Причина заключается в том, что, до тех пор пока каждая единица продукции будет приносить фирме больше дохода, чем ей обходятся издержки на выпуск этой единицы (т.е. MR>MC), фирма будет расширять производство. Как только предельная выручка сравняется с предельными издержками – MR=MC, фирма дальше не станет наращивать выпуск, так как в этом случае предельные издержки будут выше предельного дохода – MR<MC. Следовательно, максимизирующий выпуск объем – это выпуск при условии, когда MC=MR . В течение короткого периода фирмы могут как получать прибыль, так и нести убытки. Но возможность долгосрочного получения сверхприбыли исключается, поскольку входные барьеры в отрасль не представляют серьезной проблемы. Фирмы невелеки, для организации производства требуется относительно небольшой капитал, доступный для выпуска продукции не совсем идентичной, но схожей стой, которая уже имеется на рынке. В результате относительной свободы входа и выхода из отрасли в догосрочном периоде прибыли и убытки стремятся к нулю, как и в условиях совершенной конкуренции.

   2. Монопсония 

   Чистый  монопсонист - это единственная на рынке фирма, которая является покупателем ресурса или его услуг, предлагаемых на этом рынке, причем возможностей альтернативного сбыта либо мало либо нет совсем. Монопсонист обладает властью, достаточной для влияния на цену услуг ресурса, которые закупает.

   Исследование  проблемы монопсонии является одной  из важнейших научных заслуг Джоан  Робинсон.

   Прежде  чем анализировать установление цен в условиях монопсонии, сравним рынок совершенной и несовершенной конкуренции «глазами покупателя». В условиях совершенной конкуренции действует множество продавцов и точно так же действует множество покупателей. Как отдельный продавец в этих условиях не может повлиять на рыночную цену, так и отдельный покупатель на конкурентном рынке не может воздействовать на рыночную цену покупаемых им товаров. Линия спроса на продукцию совершенного конкурента-продавца характеризуется абсолютной эластичностью. И так же линия предложения для совершенного конкурента-покупателя является абсолютно эластичной. Это означает, что если покупатель предложит за товар меньше денег, чем сложившаяся рыночная цена, он не купит ничего. А, предложив денег больше, он купит товаров сколь угодно много.[3, с. 178] 

     Предельные издержки  приобретения продукции  монопсонистом 

   Сравним кривые спроса и предложения в  условиях совершенной конкуренции  со стороны покупателя и со стороны  продавца (производителя).

   На  графике (рис. 1а), уже известном из анализа совершенной конкуренции, кривая спроса на продукцию продавца (производителя) имеет горизонтальный вид, а кривая его предложения - это  восходящая ветвь кривой предельных издержек МС.

   График (рис. 1б) является зеркальным отражением графика на рис. 1а. Покупателей в  условиях совершенной конкуренции  много, и каждый из них не в состоянии  воздействовать объемом своих закупок  на кривую предложения S, т. е. они также  являются «ценополучателями». Именно поэтому горизонтальность графика  предложения является признаком  совершенной конкуренции среди  покупателей. Что же скрывается за кривой предложения продукции (со стороны покупателя)?

   Неизменность  цены в условиях совершенной конкуренции  для покупателя означает, что он никак не влияет на нее и соблюдаются  все условия равновесия:

   

   а) продавец-«ценополучатель» б)покупатель-«ценополучатель»

   Рис. 1. Спрос и предложение на конкурентном рынке 

   Р = АС = МС. Со стороны покупателя уплачиваемая им цена Р совпадает с дополнительными (предельными) издержками приобретения продукции. Поясним это подробнее.

   Предельные  издержки приобретения - это дополнительные издержки покупателя при закупке им дополнительной единицы продукции. Покупатель уплачивает за приобретаемый им товар определенную цену. Цена Р - его издержки как покупателя. Если эта цена неизменна при каждой дополнительной покупке единицы продукции, то и предельные издержки приобретения товара будут оставаться неизменными. Это и отражается на горизонтальности линии предложения. [3, с. 179].

   Следовательно, если Р = АС, то линия S есть не что иное как линия средних издержек (АС). И эта же линия совпадает с  линией предельных издержек приобретения (МС) покупателя. В условиях совершенной  конкуренции, рассматриваемой со стороны покупателя, линия предложения S - это одновременно и линия средних издержек АС и линия предельных издержек приобретения продукции МС.

   Условием  равновесия продавца (производителя) является, как известно, равенство МС и MR. Той же логики рыночного поведения должен придерживаться и покупатель: он должен сравнивать свои предельные издержки и предельный доход, если стремится к достижению равновесия.

   Что такое  предельные издержки покупателя, уже  выяснено: это его дополнительные затраты на приобретение дополнительной единицы продукции. И если цена покупаемой продукции неизменна, то она совпадает с предельными издержками покупателя. Но что такое предельный доход MR покупателя? Если он приобретает продукцию, то, очевидно, руководствуется закономерностями, присущими динамике предельной полезности MU. Прирост дохода, т. е. MR, со стороны покупателя - это прирост полезности. Следовательно, кривая спроса D покупателя - это кривая предельной полезности MU, или кривая предельного дохода MR.

   В условиях монопсонии на рынке действует не множество, а один покупатель. Что  же будет представлять собой кривая предложения в условиях монопсонии? Очевидно, она должна утратить горизонтальный характер и приобрести иной вид. 

           Кривая предложения для монопсониста 

   Прежде  чем обрисовать конфигурацию кривой предложения в условиях монопсонии, важно подчеркнуть, что это будет кривая предложения всей отрасли, а не просто кривая предложения какой-то одной фирмы. Ведь монопсонист имеет перед собой весь рынок, за его «благосклонность» конкурируют между собой разрозненные производители какой-либо отрасли в целом.

   На  данной стадии анализа ясно, что  если покупатель - один, а продавцов - много, конкуренция развернется, прежде всего, между продавцами (производителями), и цена будет понижаться. Монопсонист имеет возможность диктовать цены на приобретаемую продукцию и устанавливать ее на уровне более низком, чем в условиях совершенной конкуренции.

   Как известно, монополист, имея власть над ценой, может установить ее на уровне, превышающем  уровень цены равновесия в условиях совершенной конкуренции, и объем производства у монополиста ниже, чем при совершенной конкуренции. А каков объем закупок у монопсониста? Выше или ниже уровня условий совершенной конкуренции? Ответ на этот вопрос неоднозначен. Все будет зависеть от условий предложения отрасли и соответствующего уровня цены предложения. Но прежде чем изучить условия предложения, зададимся вопросом: а зависит ли власть монопсониста от самого характера приобретаемого им продукта? Очевидно, да. Сопротивляться власти монопсониста могут, скорее, производители не скоропортящейся продукции: если им не нравятся условия монопсонии, они еще могут какое-то время поискать другого покупателя. А что делать производителям скоропортящейся продукции сельского хозяйства? По всей видимости, у них больше вероятности попасть в зависимость от условий, диктуемых монопсо-нистом. Конечно, это не единственный пример. А производители алмазов? Это продукт не скоропортящийся. Однако монопсонист «Де Бирс» диктует свои условия покупки алмазов производителям этого товара в разных странах. Монопсония нередко устанавливается и на рынке труда. [3, с. 180]

   Итак, монопсонист, манипулируя объемом  своих закупок, может воздействовать на рыночную цену приобретаемой продукции. Следовательно, его можно назвать «ценоискателем». С точки зрения монопсониста, рыночная цена предложения будет отражать динамику средних издержек всей отрасли. Совокупное предложение отрасли характеризует кривая, отражающая совокупность средних издержек различных фирм данной отрасли 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.