Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


реферат Обычаи удмуртского народа

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 28.05.13. Сдан: 2012. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

 

  1. Общая характеристика культуры удмуртского народа…………………5
  2. Хозяйство и быт удмуртов……………………………………………….10
  3. Календарно-обрядовые праздники удмуртов…………………………12
  4. Свадебные традиции удмуртов…………………………………………17

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….19

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Проблемы духовной культуры неизменно являются одной из самых  предметных сфер этнографической науки. Особую актуальность и значимость они  приобрели в последнее время, когда наше общество переживает столь  сложный и драматический период в своей истории. В этой кризисной  ситуации, охватившей практически все  сферы общественной жизни, многие ищут выход в поисках утраченной духовности, возвращении к изначальным общечеловеческим ценностям, восстановлении трагически деформированных естественных структур мировосприятия.

Одним из критериев социального  прогресса является социальная память. Поступательное эволюционное движение общества предполагает наличие преемственности  поколений. Это касается всех сфер общественной жизни, в том числе и духовной. По большому счету духовность общества, этноса и личности является социально  общественное развитие. Если вести  поисково-исследовательскую, краеведческую  работу, то это приведет к систематизации наших знаний об этнографии народов, повышению культурного уровня, информированности, заинтересованности в дальнейшем поиске материала, любви к родному народу и своей малой Родине. Актуальность темы состоит в том, что удмуртская традиционная культура по многим своим чертам относится к архаическому типу, сконцентрировавшему мифологическое восприятие человеком окружающей действительности. Основой социальной и духовной жизнедеятельности удмуртского общества вплоть до конца XX в. является ритуал, регламентирующий поведение человека в социуме и природной среде. Календарные и семейно-бытовые обряды до наших дней сохранили множество древнейших элементов на всех уровнях действия ритуала: акциональном, вербальном, предметном, акустическом и т. д. Особый интерес вызывает обычаи и ритуалы традиционной культуры удмуртов. Современные исследования по выявлению ареальных особенностей традиционной культуры помогают воссоздать целостную картину функционирования удмуртских обрядов и ритуалов.  Изучение специфики удмуртского ряженья в ритуальном контексте позволяет по-новому взглянуть на факты его бытования, решить ряд мировоззренческих и культурологических проблем, актуализированных исследованиями в различных областях гуманитарного знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУЛЬТУРЫ УДМУРТСКОГО НАРОДА

 

Устно-поэтическое творчество удмуртского народа характеризовалось  богатым разнообразием жанров, среди  которых наиболее самобытный пласт  представляли жанры, преследующие утилитарно-магические цели - заклинания, заклички, заговоры. Самый большой раздел обрядовой поэзии составляли песни. Сопровождавшие календарные и семейные праздники, они отразили магическое отношение людей не только к слову, но и к мелодии. К обрядовой песенной поэзии восходит генезис не только поэтических приемов, но и всей лирической традиции в целом. Выделение лирического начала в обрядовых песнях свидетельствует уже о росте индивидуального самосознания в крестьянской среде. Лирические песни были обращены к внутреннему миру человека, к его радостям и печалям, выражали его личное отношение к природе.

Необрядовый раздел фольклора включал в себя несказочные и сказочные прозаические произведения. В первую группу входили различные виды преданий, былички, во вторую все виды сказок. Характерной особенностью удмуртского сказочного фольклора было то, что в нем не выделялась классическая форма волшебной сказки, своеобразный сплав волшебных сюжетов с социaльными (реальность, бытовизм, жизненность) больше напоминали авантюрный или сатирический рассказ.

К необрядовому фольклору относились также так называемые малые жанры устно-поэтического творчества - загадки, пословицы, поговорки, народные афоризмы, благопожелания.

В фольклоре находило выражение  поэтическое творчество крестьянских масс, которое сопровождало их в  труде, отдыхе, скрашивало тяжелую жизнь, утешало и развлекало, воспитывало  в духе народной морали и мудрости, отложившихся в опыте многих поколений. Удмуртская народная музыка в соответствии с выполняемыми фукциями и формами бытования также может быть подразделена на обрядовую и необрядовую. Для обрядовых песен было присуще наличие в них основных (формульных) напевов, которые вне обряда или определенного календарного времени не исполнялись и были характерны для данной деревни или группы деревень. Необрядовый музыкальный фольклор - песни, инструментальная (в том числе танцевальная) музыка - один из наиболее распространенных и художественно богатых разделов удмуртской народной культуры. С песенным творчеством тесно была связана инструментальная, удмуртская музыка. Наиболее древними инструментами являлись, вероятно, духовые: пеллян, узьы гумы, шулан, сяла чипсон, чипчирган и другие. Для их изготовления использовались стебли полых травянистых растений, кости птиц, хищных животных, гусиные перья, кора веток ивы, липы, черемухи, обожженная глина .

Из удмуртских струнных инструментов наиболее известны гусли, которые существовали как бытовой и культовый инструмент, звучавший на свадьбах, во время  календарных праздников, на общественных молениях. Другие струнные инструменты - балалайка, гитара, бандурка, скрипка - проникли в среду удмуртов, по-видимому в XIX столетии. В быту удмуртов использовались также многочисленные ударные инструменты, особенно в период ряженья, в виде ложек, чугунныx заслонок, бубнов и трещоток. Особый интерес представляли наиболее древние из них - тангыра, трещотка, ымкрезь. В народной культуре яркое воплощение нашли традиции прикладного искусства удмуртов зодчество, резьба по дереву, ткачество и вышивка. Народные зодчие создавали интересные с точки зрения природной целесообразности планировки жилых домов и культовых сооружений. Духовная жизнь народа, его мироощущение особенно наглядно отражались в оформлении жилища. Исключительной простотой и рациональностью характеризовался интерьер летнего жилища (кенос), где узорные занавесы, пологи, полотенца создавали своеобразную предметно-материальную среду. Позднее художественныe традиции оформления кеноса использовались в оформлении зимней избы (корка). При этом в убранстве северо-удмуртского дома больше всего применялись ткани, южного - ковры. Специфической особенностью удмуртского интерьера всегда было минимальное использование мебели, вместе с тем большое значение приобретали изделия из дерева - бытовая посуда, резные швейки и прялки, берестяные солонки и туеса, детские люльки, подголовники. Удмуртская бытовая резная утварь и плетение не знали локальных различий, в этих видах народного искусства прослеживается общность художественных принципов. Одним из звеньев художественно осмысленной среды является народный костюм. Наиболее ярко принцип декорировки костюма проявлялись в женской одежде северных удмуртов, богато украшавшейся вышивкой, со второй половины XIXв. она заменилась узорным ткачеством. Узоры вышивки, как указывалось выше, покрывали грудь, рукава, подол рубахи, нагрудник. У южных удмуртов излюбленным способом украшения женской одежды было узорное ткачество. Своеобразие достигалось использованием в костюме самых разнообразных видов узорного ткачества: браного, выборного, многоремизного и закладного. Большую роль в женском праздничном костюме играли ювелирные изделия, в том числе серебряные монеты .

Из фольклора удмуртами  созданы мифы, легенды, сказки (волшебные, о животных, реалистические), загадки. Главное место занимает лирическое песенное творчество. Эпический жанр не развит.

Существует народное музыкальное  и танцевальное творчество. Танцы  — самые простые — хождение по кругу с танцевальными движениями (круген эктон), парный перепляс (ваче эктон), есть танцы втроем и вчетвером.

Исторические музыкальные  инструменты: гусли (крезь), варган (ымкрезь), свирель и флейта из стеблей трав (чипчирган, узьы гумы), волынка (быз) и др. В наше время их вытеснили балалайка, скрипка, гармонь, гитара .

Народная мифология близка мифологиям других финно-угорских народов. Для неё характерна дуалистичесая космогония (борьба доброго и злого начал), трехчленное деление мира (верхний, средний и нижний). Верховное божество — Инмар (другие ипостаси — Кылдысин, Куазь, Инву). Злой дух, соперник Инмара — Шайтан. Божество домашнего очага, хранитель рода — воршуд. Многочисленны низшие духи: вумурт, вукузё — водяной, гидмурт — дух хлева, нюлэсмурт — дух леса, т?лпери — дух ветра, нюлэсмурт, тэлькузё — леший, ягпери — дух бора, лудмурт — дух луга и поля, кут?сь — злой дух, насылающий болезнь, и др. Весьма значительным является влияние христианства (религиозный календарь, мифологические сюжеты).

Развитым был языческий  клир — жрец (в?сясь), резник (парчась), знахарь (туно). Условно к клиру может быть причислен т?ро — уважаемый человек, присутствующий при всех церемониях.

Изображения народных божеств  неизвестны, хотя этнографы XIX века упоминают  наличие удмуртских «идолов» (из дерева или даже серебра).

Почиталась священная  роща (луд); некоторые деревья имели  сакральное значение (береза, ель, сосна, рябина, ольха).

Общее число удмуртских богов  и божеств было около 40. На вершине  удмуртского Олимпа возвышался могущественный бог Инмар в переводе дословно «Что на небе». Но исследователи переводят «Небесный человек». Образ удмуртского Инмара восходит к прафинно-угорскому божеству «Ильмаринен». Здесь любопытно привести запись исследователя XVIII в. «…вотский бог есть так называемый Инмар, коего жилище кладут на небесах».

Возвышение Инмара над остальными божествами явление более позднее и поэтому все моления, сохранившиеся до наших дней, посвящены этому богу.

Большое место у удмуртского  народа занимают служители культа - жрецы, являющиеся своеобразными посредниками между божествами и общей массой верующих. Они же являются непосредственными творцами религиозно-мифологических идей.

Реализация языческой  обрядовой жизни удмуртов осуществлялось в особых местах - святилищах, что  сохранилось в Алнашском районе д.Кузебаево и до нашего времени .

Определенным свидетельством развитости системы язычества удмуртов является разработанная обрядовая жизнь со сложными ритуалами жертвоприношений.

За многовековую историю  были выработаны определенные ритуалы  жертвоприношений с молениями. Разным божествам и духам предписывались разные жертвоприношения, и сам ритуал был различен.

Даже краткое рассмотрение отдельных компонентов языческого комплекса удмуртов совершенно отчетливо  показывает, что все они, не смотря на крайнюю пестроту и разнохарактерность, объединяются в единую систему.

В системе язычества удмуртов является наиболее древняя сфера, в  частности, культ огня, земли, представление  о жизни и смерти, душе, поклонение божеству неба, почитание водоплавающей  птице, культ деревьев и священной  роще, наличие ритуальной постройки - святилище.

Удмуртские мастерицы  всегда славились своим искусством, а народное декоративно-прикладное искусство - неотъемлемая часть культуры каждого народа, тот источник, который  питает профессиональное искусство  и неотделим от современной повседневной жизни людей. Удмуртское традиционное ткачество накопило ценный художественный опыт и получило дальнейшее развитие в наши дни, став ярким выражением современного народного искусства. В республике более ста талантливых мастеров создают не только традиционные ковры, полотенца и костюмы, но и интерьерные панно, салфетки, сумки, подушки, покрывала, аксессуары костюмов .

Отличительным  качеством  художественной культуры Удмуртии конца XX - начала XXI века является расширение культурного пространства и многообразие стилевых форм и направлений. Несмотря на сложную социально-экономическую и политическую обстановку, в республике именно в этот период создаются новые творческие коллективы, стремящиеся познакомить широкую зрительскую и слушательскую аудиторию с фольклором, обычаями, традициями как удмуртского народа, так и других народов, проживающих в республике.

 

  1. ХОЗЯЙСТВО И БЫТ

 

Удмурты — народ в основном лесной полосы. Не случайно чуваши называли удмуртов «арсури» — «лесовики, лешаки». Лес оказал большое воздействие на формирование всего их хозяйственного уклада, материальной и духовной культуры. Вятский край был покрыт дремучими таежными чащами, изобиловавшими дичью. Даже гербом этой земли было изображение лука со стрелами. Еще Булгария получала большую часть своей пушнины с Вятки.

Однако довольно рано главной  отраслью комплексного хозяйства удмуртов стало земледелие. И фактически до сих пор абсолютное большинство  удмуртов — крестьяне. Несмотря на самые простые орудия труда (соха, косуля, деревянная борона; железный плуг появился лишь в конце XIX в.), удмурты  достигли заметных успехов в земледелии.

Традиционные занятия  удмуртов — пашенное земледелие, животноводство, меньшую роль играло огородничество. Например, в 1913 году в общих посевах зерновые составили 93 %, картофель — 2 %. Культуры: рожь, пшеница, ячмень, овёс, гречиха, просо, конопля, лён. Выращивали рабочий скот, коров, свиней, овец, птицу. На огородах культивировали капусту, брюкву, огурцы. Важную роль играли охота, рыболовство, пчеловодство и собирательство.

Развиты были ремесла и  промыслы — рубка леса, заготовка  древесины, смолокурение, мукомольное  производство, прядение, ткачество, вязание, вышивка. Ткани для нужд семьи полностью производились дома (удмуртские холсты ценились на рынке). С 18 века сложились металлургия и металлообработка.

Из домашних ремесел и  промыслов удмуртов следует отметить обработку дерева, кости, металлов, кожи — «мужское дело», из женских  занятий выделяются обработка конопли, льна, приготовление домашнего пива (сур) и водки (кумышка). Последняя даже в условиях государственной монополии на винокурение удмуртам в основном разрешалась как необходимый и важный атрибут молений. Все результаты «домашнего производства» были рассчитаны в основном на внутреннее потребление в условиях комплексного хозяйства, т. е. практически все необходимое для жизнеобеспечения удмуртские крестьяне производили сами. На базарах и в лавках покупали немногое: в основном соль, сахар, конфеты, керосин, некоторые ткани, нитки, украшения, «городскую» одежду, обувь и т. п.

Излюбленным и древним (как  у многих финно-угров) занятием удмуртов являлось бортничество; они слыли прекрасными пчеловодами. Мед и воск были важной статьей дохода, в удмуртском языке сохранилось много терминов, связанных с пчеловодством, были и особые, «пчеловодные», песни, биологами в Удмуртии обнаружен особый вид пчелы — «пчела удмуртская». Этническая территория удмуртов — Камско-Вятское междуречье (Волго-Камье) — покрыта многочисленными реками, поражает обилием родников (не случайно Удмуртию называют родниковым краем). Здесь издревле занимались рыбной ловлей. Одна из групп удмуртов называется «Калмез», где присутствует обшефинский корень «кала» — рыба. Ставили верши, морды, сети, лучили острогой. Ловили и ценные породы рыб: стерлядь (отсюда название бывшей царской слободы, а ныне города Сарапула — «желтая рыба»), белугу, тайменя, форель, хариуса (считался священной рыбой у удмуртов).

Основная социальная ячейка — соседская община (бускель). Это — несколько объединений родственных семей. Преобладали малые семьи, но были и большие. Такая семья имела общее имущество, земельный надел, совместное хозяйство, жила на одной усадьбе. Некоторые отделялись, но при этом сохранялись элементы общего хозяйства, то есть родственная взаимопомощь.

Типичное поселение —  деревня (удм. гурт), располагалось цепочкой вдоль реки или вблизи родников, без улиц, кучевой планировкой (до XIX века). Жилище — наземная бревенчатая постройка, изба (корка?), с холодными сенями. Крыша — двускатная, тесовая, ставилась на самцах, а позже на стропилах. Углы рубились в обло, пазы прокладывались мхом. Зажиточные крестьяне стали ставить в XX веке дома-пятистенки, с зимней и летней половинами, или 2-этажные дома, иногда с каменным низом и деревянным верхом.

В домах находилась глинобитная  печь (гур), с подвешенным у северных удмуртов, и вмазанным, как у татар, котлом. По диагонали от печи располагался красный угол, со столом и стулом для главы семьи. По стенам — скамьи и полки. Спали на полатях и на нарах. Двор включал погреб, хлевы, навесы, кладовые.

 

  1. КАЛЕНДАРНО-ОБРЯДОВЫЕ ПРАЗДНИКИ УДМУРТОВ

 

Важное место в жизни  удмуртской деревни играли календарно-обрядовые  праздники. Они связаны с важнейшими этапами сельскохозяйственных работ. Также они приурочивались к поворотным периодам природного календаря: к дням зимнего и летнего солнцестояний, весеннего и осеннего равноденствий. Праздники представляли собой сложные  явления, включавшие обрядовые действия, молитвенные и песенные заклинания, гадания, благопожелания, а также  различные виды развлечений.

Народные праздники раскрывали устно-поэтическое, музыкальное, хореографическое, декоративно-прикладное и др. творчество. Помимо развлекательной, они выполняли и воспитательную функцию, приобщая подрастающее поколение к установившемуся укладу жизни, эстетическим взглядам народа, морально-этическим нормам поведения и т.д.

Обряды и праздники  группируются по сезонам года. Весенне-летний цикл связан с подготовкой и проведением  земледельческих работ и нацелен  на обеспечение хорошего урожая. Основу осенне-зимних обрядов составляли благодарственные мероприятия в честь собранного урожая и утверждения дальнейшего  благополучия.

Зимний цикл аграрной обрядности проходил в дни зимнего солнцестояния  и назывался вожодыр. Под влиянием христианства в быту удмуртов утвердились элементы рождественско-новогоднего празднества. Его характерными элементами были ряженье и гадание. Начинался он праздником, называемым раньше толсур (зимнее пиво), позже – ымусьтон, рошво (Рождество). На него приглашали гостей, назначали свадьбы.

В феврале, завершив обмолот  зерна, каждая семья отмечала это  событие семейным торжеством (кутсан быдтон – завершение молотьбы). Когда заканчивалась молотьба во всей деревне – устраивали общественный праздник (кутэс туй). Впоследствии этот праздник заменился масленицей (вoйдыр, масленча). Она завершала зимний и начинала весенний цикл календарной обрядности. Всю масленую неделю удмурты пекли блины и лепешки. Главным масленичным угощением считались коврижка – юача и мелкие сдобные шарики – шекера. Самым веселым и красочным был день проводов масленицы, когда валялись в снегу и катались по улицам и с гор. Первоначально и катание, и валяние имели магический смысл: они должны были способствовать получению богатого урожая.

Заметным событием в крестьянской жизни было завершение заготовки  пряжи, которое тоже падало на февраль  – начало марта. Устраивали общий  праздник шорт миськон – стирка пряжи, с гулянием из дома в дом. Женщины носили с собой прялки как символ этого праздника.

Многочисленными обрядами сопровождалось весеннее пробуждение природы и  начало года земледельца. Одни обряды имели очистительный смысл, другие – продуцирующий, то есть должны были способствовать росту хлебов, размножению  скота. Яркие гулянья удмурты  устраивали в конце долгой зимы, с поворотом солнца на весну. Это  Пoрт-маськон - ряженье, Йo келян - проводы льда, Гуждор - проталинка, Гершыд - праздник плуга и др. Во время этих праздников-обрядов люди готовились к радостно-напряжённой весеннее-летней страде. Ряженые обходили всю деревню, из дома в дом, потешая себя и хозяев.

 Общепризнанным способом  очищения были умывание, окуривание  помещений, животных; очерчивание  металлическим предметом усадьбы,  группы людей; постукивание палкой  по воротам, домам, стрельба  из ружей – обряды урьвoсь, шайтан, уллян, сурен шуккон – изгнание шайтана. Для увеличения приплода скота окликали и пересчитывали скот, обсыпали овец муравейником, для сохранения здоровья членов семьи на запястье и поясницу повязывали разноцветные нитки, рябиновые прутики и пр.

Отмечали вербное воскресение, великий четверг. Радостно праздновали  весеннее вскрытие реки и начало ледохода, а также появление первых проталинок.

Большое событие в деревне  – начало весенних полевых работ (гырыны потон), которое сопровождалось различными обрядами и народным весельем. Этот праздник –один из древнейших и самый важный в календарном цикле, о чем свидетельствует обилие жертвоприношений разным божествам и специальная мелодия акашка гур. С внедрением православия этот сельскохозяйственный праздник приурочился к Пасхе (великтэм, паска, акашка – великий день). Обязательные в Пасху крашеные яйца издревле были символом плодородия и являлись элементом календарной обрядности. В Пасху водили хороводы, качались на качелях, катали яйца, позднее – шары и кольца, чтобы способствовать росту будущего урожая.

Срок проведения праздника  первой борозды зависел от погодных условий и готовности земли к  посеву. В назначенный день с утра совершали обряд первой борозды: в дар божеству земли в борозду  опускали горбушку хлеба или блин, яйцо, кусочки от всех принесенных  видов пищи и лили напитки, вымаливая  содействие в проведении посевной и  обеспечения хорошего урожая.

В честь завершения посевной совершали обряды-благодарения, которые  были призваны сохранить посевы от вредителей, засухи, града и пр.

В конце мая во многих деревнях проводили праздники в  честь новой зелени (куар басьтон, куарсур  – моление листьев). Если до этого запрещалось ломать ветки деревьев, косить траву, то в этот день ветками деревьев украшали избы. Позже куарсур приурочили к Троице и стали называть тройча, трочинь.

Важный этап крестьянского  труда, связанный с весенней обработкой земли, завершался праздником, называемым в разных местах – гербер – после  пахоты, гужем юон – летний пир.

Осенний цикл включал праздник в честь нового урожая (новая каша), слившийся затем с Ильиным днем. Совершались обряды в день завершения жатвы и по окончанию всех уборочных работ. У южных удмуртов было популярным молодежное гуляние – пинал куно, в некоторых центральных районах – табань сиён – угощение табанями. Годовой цикл календарных обрядов завершал осенний праздник сuзьыл юон – осенний пир, отмечавшийся в конце ноября – начале декабря, в Екатеринин или Николин день.

Календарные праздники состояли, таким образом, из ряда однородных действий: жертвоприношений, заклинаний, способных, якобы отвратить несчастья и  неудачи, обеспечить плодородие земли  и скота, здоровье членов семьи, в  целом хозяйственное и семейное благополучие – основную цель деятельности крестьянства.       

Гербер – летний праздник удмуртов.

Гербер обозначает середину лета, совпадающую с летним солнцестоянием, символизирует окончание весенних полевых работ, когда крестьянин получал естественную передышку  перед началом сенокоса. Как говорили сами удмурты: «У нас Гербер считают  серединой лета. После этого дня  все в сторону осени движется».

Самым главным кульминационным  моментом празднования конца пахоты (гербер с удм. – «после плуга») служили моления. На лугу собиралась вся община, для задабривания богов в небольшую яму помещали кусок хлеба и масла, вареное яйцо и кумышку. И все сельчане просили бога луны и бога солнца, бога земли и бога неба о благодатной земле и о дождях, о хорошем урожае и о здоровье для предстоящего сенокоса. Читались и напевались молитвы об избавлении полей от вредителей и разрушительной стихии: «чтобы из одного зёрнышка выросло 30 колосьев, чтобы корень был золотой, чтобы белка не смогла обежать наше поле».

Для жителей села или деревни  в общем котле варилась каша из всех возделываемых злаков. Важным ингредиентом каши было мясо бычка, принесённого в жертву во время молений.

Гербер в старину также  никогда не обходился без хороводов, песен, плясок, игр и народных гуляний, где каждый от мала до велика мог проявить» свою силу, ловкость и привлекательность. Парни искали себе девушек, родители – жен и мужей для своих чад. А молодые люди, свадьба которых была уже не за горами, ходили по домам, собирая кусочки ткани и ленты разной фактуры и расцветки, приносили их своей невесте, которая в знак согласия должна была сшить из этих лоскутков рубаху для будущего мужа.

Некоторые черты древнего Гербера соблюдаются до сих пор  не только в деревнях и сёлах, но и в городах, по-прежнему объединяя  удмуртов Татарстана, Башкортостана, Марий  Эл, Удмуртии, Кировской и Пермской областей.

 После уборки урожая  наступало спелое время свадеб - весёлая пора поездок в гости  и ожидания гостей.

 

 

4. СВАДЕБНЫЕ ТРАДИЦИИ УДМУРТОВ

 

Удмуртская свадьба, которой, как правило, предшествовал сложный  ритуал сватовства, во время которого как родители невесты, так и сама невеста могли выразить свое согласие или несогласие, состояла из двух частей, разделенных большими интервалами.

  Если невесту увозили в дом мужа сразу после сговора – до свадебного пира, то в доме жениха происходил пир (ярашон), после чего невеста возвращалась домой и готовила приданое. После этого назначался сюан (пир в доме невесты). Если же невеста после сговора оставалась в доме родителей, тогда сначала происходил сюан, а потом ярашон. В этом случае в назначенный день свадебный поезд отправлялся в дом невесты. Жених оставался дома, за невестой ехали отец и старший брат жениха. Вначале свадебный поезд заезжал к свахе (дэмчи) и только после этого шли в дом к невесте, где их встречали лепешками. Поезжанам представляли распорядителя сюана, которому в дальнейшем все подчинялись.

После застолья начиналось пение свадебных песен и некоторое время продолжалось непрерывно. Участники поезда жениха должны были продемонстрировать знание обрядовых мелодий. Затем поезжан угощали в доме распорядителя сюана и во всех домах родственников невесты – участников свадьбы.

Далее следовал ритуал прощания невесты с родным домом. Выносили приданое, складывали в повозку. Невеста  должна была ехать в повозке свахи. Жених должен откупить приданое у  родственников невесты, чтобы они  открыли ворота.

В доме жениха, встречавшие  родственники обводили невесту вокруг лошади по солнцу три раза, во дворе  освящали кашу. Мать жениха под руку вводила молодую в дом, сажала на подушку в женской половине дома. Родственники подносили ей хлеб с маслом, расплетали косу, заплетали  две и укладывали вокруг головы. Мать жениха одевала ей головное полотенце  замужней женщины, что ознаменовало окончание девичества.

Утром следующего дня ближайшие  родственник были представлены невесте, состоялась оценка приданого. Угощать  присутствующих должна была невеста, которая  демонстрировала свои хозяйственные  способности.

Далее вместе с молодыми родственниками новобрачная шла  к роднику или реке. Бросала  серебряную монетку, откупаясь перед  хозяином воды. Воду принесенную молодой родственницей принимала свекровь и снова усаживала молодую на подушку.

Через несколько дней, прибывал свадебный поезд родственников  невесты. Пир происходил поочередно во всех домах родственников жениха. Согласно правилам ритуала родственники невесты вели себя шумно и вызывающе. Били посуду, топали ногами, могли разобрать  печь в бане, заложить дымоход. Тем  самым проверялась расторопность новобрачного.


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.