Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Введение в общую психологию

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 28.05.13. Сдан: 2012. Страниц: 26. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Тема 1. Введение в общую психологию.

    2. Основные направления  в психологии (перечислите,  обозначьте суть  одним-двумя предложениями).

    Основные  направления в психологии:

  • Психоанализ (начало XX века)

    Основано  Зигмундом Фрейдом (1856 - 1939гг.). Психоанализ  первоначально сложился как метод  лечения неврозов, основная его идея – поведение человека определяется не только и не столько сознанием, сколько бессознательностью. Пути проявления бессознательного – ассоциации, сновидения, случайные действия в нашей жизни (оговорки, забывание вещей, намерений, имен), невротические симптомы.

    Таким образом, психоанализ приходит к выводу, что психика шире, чем сознание.

  • Бихевиоризм и необихевиоризм (второе десятилетие XX века)

    Бихевиоризм (англ. behaviour — поведение) - направление американской психологии отрицающее сознание, как предмет психологии и сводящее психику к различным формам поведения. Поведение – это совокупность реакций организма на стимулы внешнего мира. Каждой ситуации – стимулу соответствует определенное поведение и реакция. Бихевиористы считали, что человек подобен животному и его реакции подобны животному. Основатель направления Дж. Б. Уотсон.

    Необихевиоризм (Э. Толмена, 1886 - 1959) рассматривал формулу поведения, включающую не два, а три члена: стимул — промежуточная переменная — реакция. Под промежуточной переменной понимаются недоступные прямому наблюдению психические моменты: ожидания, установки, знания.

  • Гештальтпсихология (первая треть XX века)

    (нем. gestalt - форма, конфигурация, организация, структура, образ)

    Гештальтисты утверждают, что сознание – это не «сооружение из кирпичей (ощущений) и цемента (ассоциаций)», а целостная структура, от общей организации которой зависят ее отдельные компоненты. Они заявляли первичность целостных форм восприятия (человек вначале воспринимает целостный образ любого явления), от которых лишь в результате анализа можно перейти к элементарным ощущениям. Такие целостные образы, которые определяют психическую жизнь, получили название «гештальтов». Основные представители: М. Верткаймер, К. Коффка, В. Келлер.

  • Когнитивная психология (60-е годы в США)

    (англ. cognition — знание, познание)

    Когнитивная психология изучает то, как люди получают информацию о мире, как  эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти и  преобразуется в знания и как  эти два знания влияют на наше внимание и поведение. В качестве основы данного  направления принят, доказанный многочисленными  экспериментами факт, что познание (имеется в виду построение картины  мира) является главной детерминантой возникновения тех или иных эмоций, которые в свою очередь определяют смысл целостного поведения. Основателями когнитивной психологии считаются Д. Миллер, Д. Брунер и У. Найссер.

  • Гуманистическая (экзистенциальная) психология (оформилась в 50-60-х гг.)

    В качестве предмета исследования данное направление утверждает понимание  здоровой творческой личности. Целью  такой личности является самоосуществление, самоактуализация.

    Основные  положения гуманистической психологии: 1) человек должен изучаться в  его целостности;

    2) каждый человек уникален;

    3) человек открыт миру, переживания  человеком мира и себя в  мире главная психологическая  реальность;

    4) жизнь должна рассматриваться  как единый процесс становления  и бытия человека;

    5) человек наделен потенциалами  непрерывного развития и самореализации;

    6) человек обладает определенной  степенью свободы; 

    7) человек активное, творческое существо.

    Одним из наиболее ярких представителей гуманистического направления был А. Маслоу. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тема 2. Познавательные процессы.

2. Восприятие (определение,  основные характеристики).

    Восприятие  – это отражение целостных  предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.  В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных  ощущений в целостные образы вещей.

    Выделяют  основные характеристики восприятия:

    1). целостность и структурность – восприятие отражает целостный образ предмета, который в свою очередь, складывается на основе обобщенных знаний об отдельных свойствах и качествах предмета. Восприятие способно уловить не только отдельные части ощущений (отдельные ноты), но и сотканную из этих ощущений структуру (мелодию целиком);

    2).   константность – сохранение определенных свойств образа предмета, которые кажутся нам постоянными. Так, известный нам предмет (например, рука), удаленный от нас, будет нам казаться точно такого же размера, как этот же предмет, который мы видим близко. Здесь задействовано свойство константности: свойства образа приближаются к истинным свойствам этого объекта.

    3). предметность восприятия – это акт объективизации, т.е. отнесение сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру. Существует определенная система действий, которая обеспечивает субъекту открытие предметности мира, и главную роль играет осязание и движение. Предметность играет большую роль и в регуляции поведения. Благодаря этому качеству мы можем отличить, например, кирпич от блока взрывчатки. Хотя по виду они будут одинаковы;

    4). осмысленность. Хотя восприятие возникает в результате непосредственного воздействия раздражителя на рецепторы, образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие связано с мышлением и речью. Осмысленно воспринять предмет – это значит мысленно назвать его и отнести к определенной группе, классу предметов, обобщить его в слове. Например, когда мы смотрим на часы, мы видим не нечто круглое, блестящее и т.д., мы видим конкретный предмет – часы.

    5). активность. При процессе восприятия участвуют двигательные компоненты анализаторов (движение руки при осязании, движение глаз при зрительном восприятии и т.д.). кроме того, необходима возможность в процессе восприятия активно перемещать свое тело;

    6). свойство апперцепции. Перцептивная система активно «строит» образ восприятия, избирательно используя не все, а наиболее информативные свойства, части, элементы стимула. При этом используется и информация из памяти, прошлого опыта, которая присоединяется к чувственным данным (апперцепция). В процессе формирования сам образ и действия по его построению постоянно корректируются через обратную связь, идет сравнение образа с эталонным. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тема 3. Психология личности и общения.

3. Стресс. Способы нормализации  стресса.

    1. Понятие и сущность  стресса.

    Стресс  многолик в своих проявлениях. Он играет важную роль в возникновении  не только нарушений психической  деятельности человека или ряда заболеваний  внутренних органов. Известно, что стресс может спровоцировать практически  любое заболевание.

    Однако  это не значит, что стресс является только злом, бедой, но и важнейшим  инструментом тренировки и закаливания, ибо стресс помогает повышения сопротивляемости организма, тренирует его запретные механизмы. Стресс является нашим верным союзником в непрекращающейся адаптации организма к любым изменениям в окружающей нас среде. 
       Стресс (англ. «нажим, давление, напряжение») – это такое эмоциональное состояние, которое вызывается неожиданной и напряженной обстановкой. Стрессовыми состояниями будут действия в условиях риска, необходимостью принимать быстрое решение, мгновенные реакции при опасности, поведения в условиях неожиданно

меняющейся обстановки.

    В стрессовом состоянии может с  трудом осуществляться целенаправленная деятельность, переключение и распределение  внимания, может наступить даже общее  торможение или полная дезорганизация деятельности. При этом навыки и  привычки остаются без изменения  и могут заменить собой осознанные действия. При стрессе возможны ошибки восприятия (определение численности  неожиданно появившегося противника), памяти (забывание хорошо известного), неадекватные реакции на неожиданные  раздражители и т.д. 
       Однако у ряда людей незначительный стресс может вызвать прилив сил, активизацию деятельности, особую ясность и четкость мысли, сценические эмоции.

    Нельзя  заранее определить, вызовет ли данная ситуация стрессовое состояние человека. Поведение в стрессовой обстановке во многом зависит от личностных особенностей человека: от умения быстро оценивать, обстановку, от навыков мгновенной ориентировки в неожиданных обстоятельствах, от волевой собранности, решительности, целесообразности действия и развития выдержки, от имеющегося опыта поведения в аналогичной ситуации.

    Стресс  есть неспецифический ответ организма  на любое предъявленное ему требование. Стресс – неспецифическая реакция организма на ситуацию, которая требует большей или меньшей функциональной перестройки организма, соответствующей адаптации. Умственное перенапряжение, неудачи, неуверенность, бесцельное существование – вот самые вредоносные стрессоры. 
Однако, существует достаточно много примеров того, что стресс оказывает благотворное влияние  на организм, значительно повышая работоспособность человека. Например, холодовой стресс может оказывать благотворное действие  на психологический и физический статус. Умеренное недоедание вызывает мягкий стресс, не губительный, а тренирующий. Установлено, что стресс обладает обезболивающим действием.

    2. Признаки и факторы риска психического перенапряжения (дистресса).

    Таблица № 1.

    Признаки  психического напряжения

Эмоциональные
  • Беспокойство или повышенная возбудимость.
  • Раздражительность, гнев и враждебность, необычная агрессивность.
  • Невозможность сосредоточиться, путаница в мыслях, ощущение потери контроля над собой и ситуацией, чувство беспомощности, вины или безнадежности.
  • Страх и чувство паники.
Физические
  • Общее напряжение мышц и связанные с ними боли в груди, животе, спине, шее, дрожь и/или нервный тик.
  • Спазмы и связанные с ними кишечные, почечные, печеночные колики, запоры, понос, затрудненное глотание, частое мочеиспускание, речевые затруднения (невнятная речь, заикание), головные боли, головокружение, высокое кровяное давление, усиленное сердцебиение, частое или затрудненное дыхание.
  • Сухость во рту или в горле, повышенная потливость, сексуальные расстройства.
Поведенческие
  • Злоупотребление алкоголем.
  • Усиленное курение.
  • Судорожная еда.
  • Потеря интереса к внешнему облику.
  • Резкое изменение социального поведения.
  • Сверхурочная работа, постоянная спешка и стремление куда-то успеть.
  • Поиски виноватых.
 

    Факторов, вызывающих дистресс, очень много. Их можно грубо разбить на две группы.

    Таблица № 2.

    Факторы риска

I группа

Непредсказуемые

события

  • Смерть близкого человека.
  • Потеря работы.
  • Тюремное заключение и т.д.
II группа

Факторы, суммарное воздействие которых  приводит к постоянному психическому напряжению (предстрессовому состоянию)

  • Неправильный стереотип поведения (самоизоляция).
  • Нездоровая обстановка на работе и/или дома.
  • Гиподинамия (неподвижный образ жизни).
  • Неправильное питание и т.д.
 

    3. Пути преодоления стресса.

    Можно ли избежать стресса? Нет, этого практически  невозможно, да и не нужно. Мало того, от стрессовых ситуаций нередко трудно отказаться, даже если такая возможность  и существует. Разве откажется  спортсмен от участия в трудных  соревнованиях? «Стресс не следует  избегать», - советуют психологи поскольку  «полная свобода от стресса означает смерть». 
Чего же следует избегать? Дистресса, под которым  ученый  понимает вредоносный или неприятный стресс. Дистресс – это ситуация, когда струны не выдерживают, когда они рвутся и мелодия останется несыгранной. 
При психическом, эмоциональном стрессе на первый план будет выступать не истощение физиологических возможностей организма, как это бывает при других видах стресса, а возможностей психологической защиты личности. Рано или поздно психологическая защита сработает, личность изменить режим своей жизни, изменит установки, собственное отношение и ситуации, вызвавшей дистресс. Если же этого не произойдет, есть все основания ждать болезни личности, невроза или другого психогенного заболевания.

Если  мы неожиданно оказываемся в стрессовой ситуации (нас кто-то разозлил, обругал  начальник или кто-то из домашних заставил понервничать) – у нас  начинается острый стресс. Способы нормализации стресса:

  • Релаксация.

    Такие методы, как медитация, хатха-йога и спокойное созерцание, являются наиболее эффективными способами достичь глубокого расслабления в противоположность таким видам досуга, как телевизор, радио и магнитофон.

  • Психотерапия.

    Вот лишь несколько распространенных методов  психотерапии: групповой метод –  для разрешения трудностей в общении, самопознании, приобретении автономной самооценки и т.д.; семейный метод  – для гармонизации супружеских  взаимоотношений, воспитания детей; аутотренинг  – для волевого воздействия на вегетативные проявления; музыкотерапия  и многое другое.

  • Нормализация питания.

    Существуют  выработанные рекомендации по диетотерапии стрессовых состояний. Хорошо сбалансированное питание играет важную роль для сохранения как физического, так и психического здоровья человека.

  • Фармакологическое вмешательство.

    Играет  важную роль при лечении стрессовых состояний. Для эффективности данного способа очень важное значение имеют взаимоотношения пациента и врача.

  • Произвольная регуляция дыхания.

    Также используется в качестве мероприятия, направленного на снижение чрезмерного стресса. Сознательный контроль дыхания, т.е. регуляция дыхательных движений, является, по всей вероятности, самым древним из известных методов борьбы со стрессом. 

    
  • Аутогенная  тренировка.

    Хорошо  зарекомендовала себя среди эффективных способов лечения и управления стрессом, возникающим в ходе профессиональной и других видов деятельности человека. Она является одним из методов релаксации. При аутогенной тренировке обеспечивается полное сохранение самоконтроля, упражняется воля человека; при этом не исключаются проявления инициативы и творческого подхода. Она позволяет не только предупредить вредные последствия стресса и возникновение некоторых заболеваний, но и повысить общую работоспособность, тренировать волю, внимание, память, овладеть своими эмоциями, выработать навыки самонаблюдения. Аутотренинг направлен на перестройку сознания человека. Лица, занимающиеся аутогенной тренировкой, приобретают способность быть спокойными, бодрыми, уравновешенными в течении всего дня, в нужное время засыпать, управлять своим настроением.

  • Гипноз. 
            Также может быть использован для профилактики и лечения чрезмерного психофизиологического стрессового возбуждения. В состоянии гипноза у человека уменьшается периферическая сфера осознания. Гипноз можно использовать для индуцирования состояния глубокой релаксации; далее для избегания стрессов и наконец, для того, чтобы помочь больному развить уверенность в себе. Гипноз может быть использован пациентом для того, чтобы купировать стрессовые состояния.
  • Использование физических упражнений.

    Является  одним из самых эффективных средств укрепления здоровья и повышения способностей организма противостоять воздействию стрессоных раздражителей, т.е. «выбивание» психического стресса физическим. Физические упражнения и спорт являются наилучшим способом предотвращения отрицательных последствий стресса. 

Тема 4. Общие основы педагогики.

2. Общекультурное значение  педагогики.

    Педагогика  — наука о целенаправленном процессе передачи человеческого опыта и подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности.

    Педагогика  представляет собой науку о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека.

    Педагогические  проблемы имеют большое жизненное  и общекультурное значение. Современному человеку необходимо владеть информацией о стилях поведения, о формах обучения и воспитания, о разных типах образования как в своей стране, так и за рубежом, а также о приемах эффективного воспитательного воздействия, о способах взаимодействия, обусловливающих сотрудничество и взаимопонимание. В условиях выбора типа образования родителям важно иметь целостное представление о формах обучения и видах специализированных или общеобразовательных школ. В эпоху информационного общества современному поколению, стремящемуся к постоянному самосовершенствованию, необходимо овладеть основными способами передачи и обмена информацией, способами коммуникации.

    «Культуру  можно назвать  “памятью мира и  общества”». А. Молье

    В наше время пришли к осознанию  того, что образование и воспитание являются центральными звеньями в системе, обусловливающей стабилизацию общества и уровень его культурного развития.

    В мировой и отечественной практике парадигмы образования складывались и разрабатывались на протяжении веков. К ним относятся «знаниевая» и «культурологическая», «технократическая» и «гуманистическая», «социетарная» и «человеко-ориентированная», «педоцентристская» и «детоцентристская». Каждая парадигма формировалась в зависимости от доминирования определенного элемента в системе основных параметров образования как социокультурного феномена. В ряд элементов, определяющих парадигму образования, входят: представления о системе знаний и умений, необходимых человеку конкретной исторической эпохи; осознание типа культуры и способов развития человека в процессе освоения последней; принципы кодирования и передачи информации; осмысление ценности образования в обществе; осознание культурного развития человека; роль образования в социуме; представления об образе и месте педагога как носителя знаний и культуры в образовательном процессе; образ и место ребенка в структурах воспитания, обучения и образования.

    «Культурологическая»  парадигма в большей степени  ориентирует не на знания, а на освоение элементов культуры, обучения, поведения, общения. В связи с развитием культуры и общества спектр элементов постоянно расширяется, в него добавляются и овладение основами физической и эстетической культуры, экологии и экономики и др.

    Сущность  «технократической» парадигмы проявляется  в своеобразном мировоззрении, основными чертами которого являются приматы средств над целью, задач образования над смыслом, технологии цивилизации над общечеловеческими интересами, техники над ценностями.

    Альтернативной  технократическому вызову, превращающему  человека в объект манипуляций, стала  гуманистическая традиция. Для нее  человек является высшей ценностью, и не только в общественных и образовательных  системах. «Гуманистическая» парадигма ориентирует на изменение образа мышления человека, руководствуясь принципом «все для человека», «все во имя человека». Она основывается на гуманистических моральных нормах, предполагающих сопереживание, соучастие и сотрудничество.

    «Педоцентристская» парадигма понимается как альтернатива «детоцентристской».

    «Педоцентристская» парадигма рассматривает воспитание и обучение как главные факторы развития ребенка, где основная роль отводится педагогу. В рамках данной парадигмы методика, новаторство и творчество педагога являются определяющими при анализе процессов обучения и воспитания. При этом личностные качества, интеллектуальные способности и интересы ребенка учитываются недостаточно. «Детоцентристская» парадигма ориентирует на создание благоприятных условий для развития всех детей, учет и развитие индивидуально-личностных особенностей, способностей и интересов.

    В качестве эталона «социетарной» парадигмы выступают принципы государственного управления обществом. Последние определяют характер и цели воспитания и образования.

    В рамках «человеко-ориентированной» (антропологической) парадигмы человек является непреходящей ценностью. Поэтому в процессе воспитания и образования учитываются интересы и индивидуальные особенности как ребенка и родителей ученика, так и педагога. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тема 5. Теория обучения.

2. Дидактические теории  и концепции.

    В современном понимании дидактика  представляет собой важнейшую отрасль  научного знания, которая изучает  и исследует проблемы образования  и обучения.

    Дидактика – теоретическая и вместе с тем прикладная наука, изучающая реальные процессы обучения. Полученные в результате дидактических исследований знания позволяют приводить в соответствие с изменяющимися целями содержание образования, устанавливать принципы обучения, определять методы и средства, создавать новые образовательные технологии.

    Как теория образования и обучения, дидактика  имеет свои понятия. Основными категориями дидактики являются: преподавание, учение, обучение, образование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства, результаты (продукты) обучения. Отсюда определение сводится к следующему: дидактика – наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатах.

    Дидактическая концепция характеризуется внутренней целостностью структур, образованных единством целей, организационных принципов, содержания, форм и методов обучения. Традиционно в педагогике выделяют три принципиально отличающиеся между собой концепции:

  • дидактика И.Ф.  Гербарта;
  • дидактика Д.  Дьюи;
  • современная дидактика.

    Высшая  цель воспитания по Гербарту состоит в формировании нравственной личности, морально сильного характера. Достичь этого можно путем правильного педагогического руководства, дисциплины и связанного с ней обучения. Дьюи сделал акцент на развитие собственной активности обучаемых.

    Дидактические теории и концепции.

    В основе определенной дидактической  теории или концепции лежит понимание  сущности процесса обучения. Для оценки дидактической теории или концепции  выдвигают следующие критерии: результативность и эффективность обучения, организованного  в соответствии с определенной теорией  или концепцией. В качестве основных показателей результативности обучения принимают полноту и степень  приближения к заданным нормам, определяемым через цели обучения и результаты обучения (в качестве которых могут  быть приняты новообразования в  личности, психические изменения, качество знаний, способы деятельности, уровень  мышления). Эффективность обучения свидетельствует не столько об уровне достижения цели, сколько о трудоемкости, времени и затраченных ресурсах (материальных, экономических, человеческих).

    Концепция дидактического энциклопедизма. Сторонники данного направления (Я.А. Каменский, Дж. Мильтон, И.Б. Баседов) считали, что основная цель образования состоит в передаче обучающимся предельно большого объема научных знаний и опыта жизнедеятельности. Для полного освоения содержания образования требуется поиск интенсивных методов со стороны педагога и большая самостоятельная работа учащихся.

    Концепция дидактического формализма. Ее сторонники (Э. Шмидт, А.А. Немейер, И. Песталоцци, А. Дистерверг, Я.В. Давид, А.Б. Добровольский) рассматривали обучение как средство развития способностей и познавательных интересов обучающихся. "Многознание уму не научает" (Гераклит) – главный принцип сторонников дидактического формализма. По мнению Песталоцци, главной целью обучения должно стать акцентирование "правильности мышления учеников, или формальное образование", "учить мыслить, и только, а остальное придет к нам в процессе роста" (Добровольский). По мнению представителей данной школы, с помощью математики и классических языков можно наиболее успешно решать задачи обучения, поэтому в образовании человека этим предметам отдается предпочтение. Слабость данной концепции состоит в том, что невозможно обеспечить развитие интеллекта ученика средствами только инструментальных предметов, без использования других учебных дисциплин.

    Концепция дидактического прагматизма (улитаризма). Представители данного направления (Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнер) трактуют обучение как непрерывный процесс "реконструирования опыта" обучающегося. Для того чтобы овладеть социальным наследием, человеку необходимо освоить все виды деятельности, известные современной цивилизации. Поэтому приоритет отдается не изучению отдельных предметов, а формированию новых отношений и типов поведения через практические занятия, через "погружение" обучающегося в разные виды деятельности.

    Концепция функционального  материализма. В основе концепции (В. Оконь) лежит положение об интегральной связи познания с деятельностью. Поэтому в качестве основного критерия для построения учебных дисциплин представители данного направления видят ряд "ведущих идей", имеющих мировоззренческое значение. Например, идея эволюции в биологии, функциональных зависимостей в математике, классовой борьбы в истории. Слабость данной концепции состоит в том, что при конструировании содержания учебных предметов нельзя ограничиться только ведущими идеями.

    Парадигмальная (от греч. рaradigma – пример, образец) концепция обучения. Суть этой концепции (Г. Шейерль) состоит в том, что учебный материал следует представлять, во-первых, не систематически, а "фокусно" (без соблюдения исторической, логической последовательности), акцентируя внимание на типичных фактах и событиях; во-вторых, "экземпляристски" представлять содержание вместо непрерывного изложения всего учебного материала. Слабость данной концепции состоит в том, что нарушается принцип систематичности представления учебного материала. Поэтому такой подход неприемлем для предметов с линейной структурой материала, например математики.

    Кибернетическая концепция обучения. Представители данного направления (С.И. Архангельский, Е.И. Машбиц) рассматривают обучение как процесс передачи и переработки информации. То есть абсолютизируется роль учебной информации и механизмов ее усвоения, а значит, процесс усвоения знаний. При этом недооценивается значение логико-психологических и индивидуально-личностных особенностей субъектов учебного процесса.

    Ассоциативная теория обучения. Ее методологические основания были заложены Дж. Локком и Я.А. Каменским. Данная теория базируется на следующих принципах:

  • всякое обучение опирается на чувственное познание: наглядные образы важны постольку, поскольку обеспечивают продвижение сознания к обобщениям;
  • основной метод – упражнение.

    Основная  задача ассоциативного обучения заключается  в обогащении сознания обучающегося образами и представлениями. Слабость данной теории в том, что ее средствами не обеспечивается формирование творческой деятельности, не закладываются умения самостоятельного поиска новых знаний.

    Теория  поэтапного формирования умственных действий в процессе обучения. Авторы данной теории (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина) установили, что возможности управления процессом учения значительно повышаются, если учащихся проводить через взаимосвязанные этапы:

  • предварительное ознакомление с действием и условиями его выполнения;
  • формирование действия с развертыванием всех входящих в него операций;
  • формирование действия во внутренней речи;
  • переход действия в глубокие свернутые процессы мышления.

    В рамках этой теории успешность обучения определяется созданием со стороны  учителя и уяснение обучающимися ориентировочной основы новых действий и тщательным ознакомлением с самой процедурой выполнения действий. По мнению специалистов, эта теория дает хорошие результаты, если обучение действительно начинается с материализованных действий. Поэтому она особенно результативна при подготовке спортсменов, операторов, музыкантов, водителей. Однако обучение не всегда начинается с предметного восприятия, поэтому рамки применения этой теории ограничены.

    Управленческая  модель обучения. Авторы (В.А. Якунин и др.) рассматривают обучение в терминах управления. С этих позиций процесс обучения осуществляется на основе соотнесения дальних, средних и ближних целей (стратегических, тактических, оперативных задач). Раскрывая процесс обучения, выделяются этапы его организации как процесса управления:

  • формирование целей;
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.