Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Речевая коммуникация

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 28.05.13. Сдан: 2012. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

Теория  коммуникации — одна из наиболее перспективных  отраслей современного научного знания. Коммуникация — явление универсальное, ее содержание и формы попадают в поле зрения многих наук социально-гуманитарного, естественнонаучного и технического циклов.

Понятие «коммуникация» всегда связано с  получением ответа на определенные вопросы. Кто (адресат)? С какими намерениями (мотивы, цели)? В какой конкретной ситуации? Обращается к кому (к какой  аудитории)? Прогнозируют какие вербальные (невербальные) результаты взаимодействия (обратная связь).

 
СВОЙСТВА  И СИТУАТИВНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ  УСТНОРЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ

Задача  устноречевой коммуникации добиться чтобы в сознании слушателя возникла та или иная информация, которую выражал говорящий.

Если в сознании собеседников варианты решения задачи совпадут, информация будет воспринята и осмыслена одинаково. В противном случае ситуация осложнится: говорящий будет искать более  удачную форму высказывания, а слушающий попытается точнее понять смысловое содержание. 

Отвечая на вопрос «Кто участвует в коммуникации?», мы должны представить себе роли, которые выполняют собеседники в ситуациях общения.

Роль инициатора общения (говорящего), как правило, связана с передачей информации и воплощается в следующих разновидностях:

 адресатная  — позитивная (передача знаний);

 адресатная  — позитивная (уточнение собственных  знаний, например «выспрашивание»);

 адресатная  — суггестивная (проверка или  выяснение знаний);

 адресатная  — суггестивная (навязывание знаний, внушение).

Роль слушателя заключается в восприятии, понимании информации и принятии решения о реактивных действиях и имеет разновидности:

 нулевая  — позитивная (получение знаний);

 негативная (непринятие точки зрения или  мотивов собеседника) и т.д.

Намерения (мотивы, цели) инициаторов общения всегда обусловлены их социальной или профессиональной деятельностью. Взаимопонимание обычно возникает у собеседников, связанных общим родом деятельности, общими интересами, взглядами на жизнь и т.д.

Ситуации действительности, в которых осуществляется вербальная коммуникация, организуются в зависимости от сферы общения. Общение в конкретной ситуации характеризуйся не только речевой формой, но и предметным содержанием.

Ситуация (акт) речевой коммуникации характеризуется продуцированием высказывания, его восприятием (осмыслением) и реактивным действием адресата (речевым или неречевым), демонстрирующим обратную связь.

Целевой аудиторией инициатора речи может быть любое число собеседников, связанных с ним общими коммуникативными намерениями.

В  любой  ситуации  общения говорение — слушание сопровождается рядом актов, усиливающих эффект взаимодействия:

 механические  акты - приведение в действие речевого аппарата, произнесение звуков, складывающихся в слова;

 речемыслительные акты - информирование, предъявление знания, формулирование вопросов, ответов и т.д.;

 активизация  обратной реакции, т.е. речевых  действий слушателей.

Специфика поведения говорящего заключается, прежде всего, в передаче знаний, свойств и качеств обсуждаемого предмета. Поведение коммуникантов зависит от условий, в которых разворачивается речевое общение: сферы общения, временной ситуации и коммуникативной ситуации, обусловленной ролями участников общения и другими характеристиками.

Каждый  человек в  процессе жизнедеятельности  вовлекается (последовательно или одновременно) в различные сферы общения: бытовую, социокультурную, деловую, учебную, производственную, культовую и т.д. Профессионализм коммуникантов в каждой сфере связан со знанием ее предметной базы, используемого стиля речевой деятельности .

Типичная (для любой сферы) коммуникативная  ситуация предполагает:

 отражение  в речи целеустановок общения; реализацию умений в разных видах речевой деятельности;

  использование способов изложения и лексико-грамматических средств, необходимых для выражения конкретного предметного содержания.

Типичную  коммуникативную  ситуацию можно представить  как модель контакта, в котором реализуются речевые (и неречевые) действия собеседников в их социально-коммуникативных и профессионально-коммуникативных ролях.

В речевой  реализации, каждой коммуникативной ситуации, участвуют адресант (отправитель, производитель, инициатор речи) и адресат (получатель, реципиент, слушатель, аудитория слушателей).

Рассмотрим  подробнее их коммуникативные характеристики.

Адресант обязательно учитывает в своей речи характеристики слушающих и цель своего говорения. В каждой из ситуаций общение строится с учетом речевых (языковых) параметров говорящего и слушающего.

Адресат в процессе коммуникации совершает ряд речевых действий реактивного характера, которые иногда подкрепляются неречевыми действиями (кивок головы, взгляд, движение, жест и т.д.).

Коммуникативные контакты классифицируют:

по наличию  субъектов коммуникации; по условиям взаимодействия; по средствам коммуникации;

по результатам  коммуникации.

Способы высказывания и усложнения объектов изложения содержания можно представить в виде:

 Повторения - услышанного, прочитанного, законспектированного ранее текста и т.д.;

 Пересказа - с опорой на аудиовизуальные материалы и дополнением собственными выводами, точно воспроизводящий текст;

 Изложения - полно, подробно, близко к тексту (услышанному, прочитанному; выборочно, сжато);

 Комментирования - ответа или реплики кого-либо, хода практических действий, результатов наблюдений и т.д.;

 Сообщения - на практическом занятии, публичном выступлении, в ходе защиты проекта и т.д.

ВИДЫ  УСТНОРЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ

Говорение как вид устноречевой коммуникации. Говорение обусловлено выражением мыслей и чувств как в инициативной, так и в реактивной формах. Высшим уровнем говорения является динамичная, спонтанная, инициативная речь.

Для осуществления  говорения необходимы определенные предпосылки условия говорения:

 наличие  коммуникативно-речевой ситуации, которая  служит стимулом говорения;

 наличие  цели сообщения своих мыслей, коммуникативной направленности взаимодействия;

 наличие  знаний о предметном содержании, т.е. о том, что определяет процесс говорения;

  отношение к объекту речи — собеседнику, понимание его настроения, системы взглядов, и т.д.;

 наличие  средств выражения своих мыслей  и чувств, средств выражения своего отношения и реализации речевого действия; такими средствами являются речевое умение и составляющие его навыки.

Роль  говорящего продуктивна. Говорящий  не только передает слушателям информацию, но и сообщает свое отношение к  ней.

В любом  устном тексте можно выделить несколько  уровней структуры и содержания:

 мотивированный  уровень и уровень коммуникативного намерения — то, ради чего и с каким предлагаемым воздействием на партнера откроется текст;

 предметно-содержательный  уровень — набор явлений, фактов, предметов действительности, который отражается в вербальном общении;

 смысловой уровень— логическая организация предметных связей в процессе их осмысления;

 языковой  план — совокупность языковых  средств (лексических, грамматических  и т.д.);

 речевой  план — своеобразие способов  формирования и формулирования мысли;

 фонационный план для звучащего текста — его интонационно-произносительные особенности.

Мотивы  говорения и слушания часто совпадают. Участники общения обмениваясь мнениями по определенной проблеме или воспринимая информацию, стремятся получить максимум знаний о предмете обсуждения.

Слушание  как вид коммуникации. Слушание, как и говорение, относится к видам речевой деятельности Эффективная коммуникация возможна лишь в том случае, когда достигается полное взаимопонимание.

Если  в процессе говорения не обращать внимания на реакцию слушателей, не добиваться необходимой обратной связи, то можно заранее быть уверенным в безуспешности общения. Для создания ситуации, которую можно назвать коммуникативно-речевой, необходимо именно наличие слушателя.

Слушание - рецептивный вид речевой деятельности, посредством которого осуществляется прием и последующая переработка речевого сообщения на основе деятельности слухового анализатора.

Эффективность деловых вербальных коммуникаций связана  с выполнением ряда требований: не перебивать партнера, проявлять заинтересованность и терпение, задавать уточняющие вопросы и т.д. Главной ошибкой во взаимодействии собеседников является то, что они наблюдают друг за другом, вместо того, чтобы внимательно слушать и выделить полезную информацию.

Чтобы избежать ошибок в общении, необходимо четко представлять себе его цель, задачи, прогнозируемые результаты, коммуникативную компетенцию участников общения.

Цель  слушания, как правило, реализуется в предмете деятельности и заключается в раскрытии смысловых связей, осмыслении поступающего на слух речевого сообщения.

Осмысление  — процесс раскрытия и установления смысловых отношений между выраженными словами понятиями. Результат осмысления может быть положительным (понимание) или отрицательным (непонимание).

Слушание, как и все виды речевой деятельности, мотивировано потребностями, психологическими установками, задачами слушающего. 

УМЕНИЕ  ГОВОРИТЬ

Формирование умений в устноречевой деятельности тесно связано с развитием определенных психологических и речевых механизмов. Осознание предмета коммуникации, смыслового содержания общения возможно при наличии ряда умений:

  осознавать исходный замысел продуцируемого или воспринимаемого высказывания;

  удерживать в памяти и упреждать основную мысль каждой смысловой части сообщения;

  объединять смысловые части в целое речевое сообщение;

  устанавливать логику развертывания сообщения;

Перечисленные умения направлены прежде всего на осмысление (осознание, объективизацию) предмета говорения — того, о чем идет речь.

Уровень сформированности перечисленных умений у того или иного человека зависит от следующих факторов:

 социально-культурного  — исторических традиций, норм  и правил, принятых субъектом общения;

 индивидуально-психологического  — индивидуальных особенностей говорящего;

 ролевого  — особенностей ролевых отношений  (условий и условностей общения). Ниже представлен перечень умений, которые способствуют формированию устного высказывания  в 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

  1. 237

речевой деятельности и могут использоваться в качестве критериев для оценки уровня коммуникативной компетенции:

 Умения  говорения (высказывания), формируемые  на   6азе слушания-

 запомнить  и удержать в памяти содержание  устной информации;

 воспроизвести  в нормальном темпе полученную  информацию по памяти;

 воспроизвести в заданное время усвоенную информацию с необходимыми изменениями, дополнениями, компрессией и т.п.;

 передавать  содержание чужой речи с различной  степенью  тональности и полноты, с элементами оценки;

 производить   содержательно-оценочную   переработку   услышанного сообщения;|

 выборочно  репродуцировать  воспринимаемые  на слух высказывания с целью присоединения к чьей-либо точке зрения;

 обобщать  информацию, воспринимаемую в диалоге,  и передавать ее в высказывании.

 Умения  говорения, формируемые на базе  чтения-

 понимать  и воспроизводить устно содержание  прочитанного текста (или его части);

 запоминать  и держать в памяти (определенное  время) содержание прочитанного  текста;

 воспроизводить  устно прочитанный текст с  использованием плана, визуальных опор, с необходимыми переработками и дополнениями;

 использовать  прочитанный текст для иллюстрации  своих мыслей, сокращая, дополняя, объединяя информацию по изученной или изучаемой теме;

 передавать  содержание прочитанного ранее  без подготовки;

пополнять, конкретизировать, корректировать чье-либо высказывание с опорой на прочитанный текст (тексты).

 Умения  говорения, формируемые на  базе  письма-

 сопровождать  устный комментарий речевых действий  партнеров записью формул, уравнений, цитат;

 воспроизводить в развернутом виде краткую конспективную запись в устном монологическом высказывании, переводя текст конспекта из кода символов в словесный код;

 комбинировать  в устной речи модели высказываний, основанных на письменноречевых моделях (описание, утвержденье, доказательство, оценка и т.д.).

Как правило, говорящий выступает инициатором  общения. Он изначально программирует  ход беседы и прогнозирует речевые  действия слушателя. Его речь является отправной точкой реактивных действий собеседника, поэтому чем правильнее, яснее, грамотнее построены инициативные речевые действия, тем эффективнее будет акт коммуникации.

Говорящий,   стремящийся   к   правильности   и   эффективности и инициативного говорения, должен исключить из своей речи прежде всего общеизвестные ошибки. Нельзя   говорить:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.