Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Философские идеи психоанализа

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 28.05.13. Сдан: 2012. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

Ухтинский государственный технический университет

(УГТУ) 
 
 
 

Контрольная работа

 по  философии.

Тема  №31: “ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ ПСИХОАНАЛИЗА 
 
 
 
 

Выполнила: Студентка 1 курса  ФК, ФБО (к/с)

Доброва Т. В.

Проверила:  
 

Шифр: №101451 
 
 
 
 

Ухта 2010 
 
 

Содержание:

Введение ………………………………………………………...…. 3 стр.

  1. 3. Фрейд, основные идеи психоанализа. Фрейдистская трактовка культуры ………………………………………………………………………. 5 стр.
  2. К. Юнг, коллективное бессознательное ………………………. 8 стр.
  3. Неофрейдизм …………………………………………………... 12 стр.

Заключение ……………………………………………………….. 16 стр.

Список  использованной литературы ……………………………. 17 стр. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

      Среди психологов XX века доктору Зигмунду Фрейду принадлежит особое место. Его главный труд "Толкование сновидений" увидел свет в 1899 г. С тех пор в психологии восходили, сменяя друг друга, различные научные авторитеты. Но ни один из них не вызывает поныне такой неугасающий интерес, как Фрейд и его учение. Объясняется это тем, что его работы, изменившие облик психологии в XX столетии, осветили коренные вопросы устройства внутреннего мира личности, ее побуждений и переживаний, конфликтов между ее вожделениями и чувством долга, причин душевных надломов, иллюзорных представлений человека о самом себе и окружающих.

      Известно, что главным регулятором человеческого  поведения служит сознание. Фрейд  открыл, что за покровом сознания скрыт  глубинный, "кипящий" пласт не осознаваемых личностью могущественных стремлений, влечений, желаний. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьезно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих пациентов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными, слепыми, бессознательными побуждениями. Так родился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом. Фрейдовская теория во многих странах прочно вошла в учебники по психологии, психотерапии, психиатрии. Она оказала воздействие на другие науки о человеке - социологию, педагогику, антропологию, этнографию, философию, а также на искусство и литературу”, а фрейдовская методология познания общественных явлений, требующая раскрытия лежащих в их основе бессознательных механизмов, подавленных желаний, широко использовалась последователями Фрейда и выросла в своеобразную философию. Психоаналитическая философия, эмпирической базой которой является психоанализ, продолжает и углубляет иррационалистические тенденции "Философии жизни", со своих позиций стремится объяснить личностные, культурные и социальные явления.

      Многочисленные  суждения различных авторов, чаще всего  западных, о психоанализе свидетельствуют  о наличииразноплановых, иногда противоположных точек зрения на существо фрейдовского учения. И хотя престиж и авторитет психоанализа в последнее время несколько упал,[14] представляется актуальным обратиться к наследию З. Фрейда и его последователей и рассмотреть соотношение между психоанализом и отдельными направлениями современной философии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. 3. Фрейд, основные идеи психоанализа. Фрейдистская трактовка культуры

      Основой психоанализа является предложенная Фрейдом  топографическая модель психики. Фрейд утверждал, что психика человека включает 3 слоя – сознательный, предсознательный и бессознательный. Уровень сознания – это мысли, ощущения, переживания, которые человек осознает в данный момент времени. Предсознательное содержит в себе все то, что в данный момент не осознается, но может быть осознано без особых усилий. Бессознательное – самая глубокая и значимая часть психики, содержащая инстинктивные влечения, желания, воспоминания, выход которого на уровень сознания сильно затруднен и связан с чувством тревоги, угрозы, беспокойства. Тем не менее, бессознательное оказывает огромное влияние на всю нашу жизнь (если не определяет ее). Согласно Фрейду, неосознаваемый материал проявляет себя в символической или замаскированной форме – в виде сновидений, в оговорках, ошибочных действиях и шутках. Фрейд считал, что символы являются заместителями вытесненных предметов и влечений. 

      Структура личности, по Фрейду, включает 3 компонента – Ид (Оно), Эго (Я) и Супер-эго (Сверх-я). Ид полностью находится в предсознательном и содержит врожденные бессознательные инстинкты, которые стремятся к своему удовлетворению, разрядке напряжения, связанного с их неудовлетворенностью и облегчению болезненного напряжения любой ценой. Ид управляется принципом удовольствия и функционирует в соответствии с первичным процессом (простые и примитивные правила ассоциации). Ид – это самая глубокая и масштабная часть человеческой психики. Фактически, эта область является энергетической основой личности.

      Эго следует принципу реальности и действует посредством вторичного процесса. Цель принципа реальности – предотвращать разрядку напряжения до тех пор, пока не будет найден подходящий для этого объект. Эго вырабатывает механизмы, которые позволяют адаптироваться к среде и ее требованиям, используя вторичный процесс – мышление и другие высшие ментальные процессы. Эго постоянно зажато между Ид и Супер-эго, его задачей является одновременная адаптация к требованиям внешнего мира, Супер-эго и потребностям Ид. Важнейшая функция Ид, с точки зрения Фрейда, - самосохранение.

      Эго-система  задерживает инстинктивную разрядку, контролирует и осуществляет ее с  помощью различных механизмов (в  том числе и механизмов защиты, о чем будет позже).

      Супер-эго  – это, так сказать, общество внутри человека. Оно состоит из моральных норм, запретов, традиционных ценностей и идеалов. Супер-эго формируется в детстве благодаря механизму идентификации со значимым взрослым своего пола. В результате идентификации, по Фрейду, у человека формируется также Эдипов комплекс (у мальчиков) и комплекс Электры (у девочек) – комплекс противоречивых чувств, которые испытывает человек к объекту идентификации. Супер-эго состоит из совести и Эго-идеала. Если Ид не осознается никогда, то Эго и Супер-эго действуют на всех трех уровнях сознания.

      Фрейд считал, что между Ид и Супер-эго  существуют противоречия, содержание и направления их развития противоречат друг другу. Инстинкты и желания  Ид входят в противоречие с моральными нормами Супер-эго, вызывая внутренний конфликт и трудно переносимое человеком чувство тревоги и внутреннего напряжения. Переживание этого напряжение должно облегчать Эго, которое находится под постоянным давлением со стороны Ид и Супер-эго и использует механизмы психологической защиты (вытеснение, регрессию, рационализацию, проекцию, сублимацию и т.д.) для того, чтобы снять или максимально уменьшить внутреннюю тревогу. Если Эго не может справиться со своей функцией, у человека возникает невроз, в основе которого лежат психотравмирующие переживания раннего детства, связанные с неосознаваемыми и вытесненными влечениями ребенка к родителю противоположного пола.

      Фрейд утверждал, что жизнью человека управляют  инстинкт – врожденное состояние  напряжения, которое требует разрядки. При этом любая активность человека определяется инстинктами, хотя влияние их на поведение может быть как прямым, так и замаскированным. По Фрейду, существуют два основных инстинкта – это влечение к жизни (Эрос) и влечение к смерти (Танатос). Специфическую энергию, связанную с инстинктом жизни, Фрейд назвал либидо. Либидо – это мощная сексуальная энергия и, фактически, та основная сила, которая является основой развития личности, характера. Либидозную энергию Фрейд считал основой развития не только индивида, но и всего человеческого общества. 

      В развитии каждого человека выделяют несколько этапов, которые отличаются друг от друга способом фиксации либидо: оральная, анальная, фаллическая, латентная и генитальная стадии психосексуального развития.

      Психоаналитическая  терапия направлена на изучение бессознательного с целью изучения неосознаваемых мотивов, фиксаций, защитных механизмов и т.п., что, в свою очередь, ведет к усилению Эго и построению более реалистичного поведения. Основные методы психоаналитической терапии – метод свободных ассоциаций, анализ сновидений, ошибочных действий, интерпретация сопротивления и анализ переноса (трансфера). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. К.  Юнг, коллективное бессознательное

      Юнг, как глубинный психолог, выделял два уровня бессознательного. Непосредственно под уровнем сознания находится индивидуальное бессознательное, состоящее из всех воспоминаний, импульсов и желаний, нечетких восприятий и другого личного опыта, подвергшегося вытеснению или просто забытого. Этот уровень бессознательного не слишком глубок, находящиеся там события легко могут быть восстановлены в сознании.   

        Содержание личного бессознательного сгруппировано в определенные тематические комплексы: эмоции, воспоминания, желания и тому подобное. Данные комплексы проявляются в сознании в виде определенных доминирующих идей - идеи силы или идеи неполноценности - и таким образом оказывают влияние на поведение. Комплекс предстает чем-то вроде маленькой личности внутри личности человека как целого.   

       Ниже уровня личного бессознательного лежит более глубокий уровень - коллективное бессознательное, неизвестное индивиду и содержащее в себе аккумулированный опыт прошлых поколений, включая и животных предков. Коллективное бессознательное содержит в себе универсальный эволюционный опыт и составляет основу личности человека. Важно отметить, что опыт, находящийся в коллективном бессознательном, является действительно бессознательным. Мы не можем осознать его, каким-либо образом вспомнить, как это возможно с содержанием личного бессознательного(в рамках работы с психологомпсихотерапевтомпсихоаналитиком или самостоятельно, спонтанно).   

        Коллективное бессознательное есть  часть психики, которая отрицательным  образом может быть отличена  от личного бессознательного  тем фактом, что в отличие от  последнего оно не обязано своим существованием личному опыту и не является персональным приобретением. Содержания коллективного бессознательного в отличие от личностного бессознательного, которое состоит в основном из некогда осознававшихся содержаний, никогда не входили в сознание. Таким образом, они никогда не были индивидуальным приобретением, но обязаны своим существованием наследственности. Если личностное бессознательное по большей части состоит из комплексов, содержание коллективного бессознательного в основном представлено архетипами. Архетипы – изначальные, врожденные психические структуры. Это образы и мотивы, которые лежат в основе общечеловеческой символики сновидений, мифов, сказок. Понятие архетипа указывает на существование в душе определенных форм, которые имеются всегда и везде.  
    Помимо нашего непосредственного сознания, которое, как нам кажется, имеет полностью личностную природу и которое является единственной эмпирически данной психикой (даже если мы присоединим в качестве приложения личностное бессознательное), существует вторая психическая система, имеющая коллективную безличную природу, идентичную у всех индивидов. Это коллективное бессознательное не развивается индивидуально, но наследуется.      

      Юнг настаивает на том, что инстинкты являются безличными, универсально встречающимися наследственными факторами. Они часто настолько удалены от сознания, что современная психотерапия в лечении неврозов и депрессий сталкивается с задачей помочь пациенту осознать их. Более того, инстинкты по своей природе не являются неопределенными. Юнг полагает, что они находятся в отношении очень близкой аналогии с архетипами, столь близкой, что есть достаточные основания предположить, что архетипы есть бессознательные образы самих инстинктов. Другими словами, они являются образцами инстинктивного поведения.  
    Понятие коллективного бессознательного имеет большое значение для аналитической 
психологии и психотерапии. В своих работах Юнг показывает как его можно использовать на практике.    

        До тех пор, пока депрессия или невроз коренится исключительно в личностных причинах, архетипы не играют никакой роли. Но если речь идет об общей несовместимости, при наличии неврозов у относительно большого числа людей, то стоит предположить наличие архетипов. Так как неврозы в большинстве случаев являются социальным феноменом, необходимо предположить, что в этих случаях также подключаются архетипы. Архетипов же имеется столько, сколько есть типичных жизненных ситуаций. Поэтому психотерапевту необходимо в своем анализе опираться не только на личностный аспект, но и на роль коллективного бессознательного в неврозе больного. 

        Особое внимание Юнг уделяет  описанию метода доказательства, проверке существования архетипов. Поскольку предполагается, что архетипы вызывают определенные психические формы, необходимо определить, как и где можно получить материальную демонстрацию этих форм. Главным источником являются в таком случае сны, у которых есть то преимущество, что они - непроизвольные, спонтанные продукты бессознательной психики. Тем самым сны являются «чистыми произведениями природы, которые не фальсифицируются какой бы то ни было сознательной целью». Спрашивая индивида, можно установить, какие из появившихся в сновидениях мотивов известны самому индивиду. Из тех, что ему незнакомы, необходимо исключить все те мотивы, которые могли бы быть ему известны.    

        Другим источником необходимого  материала является «активное  воображение». Юнг имеет в виду  последовательность фантазий, протекающих  при произвольной концентрации  внимания. Он обнаружил, что существование  нереализованных, бессознательных фантазий увеличивает интенсивность сновидений, и в том случае, если фантазии становятся осознанными, сновидения меняют свой характер, делаются более слабыми, редкими.    

        Получаемая в результате цепь фантазий приоткрывает бессознательное и дает богатый архетипическими образами и ассоциациями материал. Этот метод небезопасен, поскольку может увести пациента слишком далеко от реальности    

       Наконец, очень интересным источником архетипического материала являются иллюзии параноиков, фантазии, наблюдаемые в состояниях транса, сновидения раннего детства (от трех до пяти лет). Такой материал имеется в избытке, но он лишен всякой ценности до тех пор, пока нельзя провести убеди тельные мифологические параллели. Чтобы провести значимую параллель, необходимо знать функциональное значение индивидуального символа, а затем выяснить, не находится ли этот символ — явно параллельный мифологическому — в сходном контексте, а следовательно, не имеет ли он то же самое функциональное значение. Установление подобных фактов не только требует длительного и трудоемкого исследования, но и является неблагодарным предметом для доказательств. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Неофрейдизм

      В конце 30-х годов возник неофрейдизм соединивший психоанализ Фрейда с социологическими теориями. Подвергнув критике ряд положений классического психоанализа в толковании внутрипсихических процессов, но, оставив важнейшие его концепции (иррациональные мотивы человеческой деятельности, изначально присущие каждому индивиду), представители неофрейдизма перенесли центр тяжести на исследование межличностных отношений. Это сделано в стремлении ответить на вопросы о человеческом существовании, о том, как человек должен жить и что должен делать. Причиной неврозов у человека они считают тревогу, зарождающуюся еще у ребенка при столкновении с исходно враждебным ему миром и усиливающуюся при недостатке любви и внимания. Позже такой причиной становится невозможность для индивида достичь гармонии с социальной структурой современного общества, которое формирует у человека чувство одиночества, оторванности от окружающих, отчуждение. Именно общество рассматривается как источник всеобщего отчуждения и признается враждебным коренным тенденциям развития личности и трансформации ее жизненных ценностей и идеалов. Через исцеление индивида может и должно произойти исцеление всего общества. К числу наиболее известных представителей неофрейдизма относятся Карен Хорни (1885-1953), Эрих Фром (1900-1980), В. Райх (1897-1957), Г. Маркузе (1898-1979) и др.


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.