Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Одаренность как педагогический феномен

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.05.13. Сдан: 2013. Страниц: 32. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                               

Минобрнауки России

федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Иркутский государственный лингвистический  университет»

 

Кафедра педагогики

 

 

 

 

 

Одаренность как  педагогический феномен

Курсовая  работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил(а):

студент(ка)группы ТМПА1-09-06

факультета  европейских языков

направления подготовки

лингвист,           преподаватель двух                           иностранных языков и культур

 

Научный руководитель:

 к.пед.н.,

доцент

 

                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                        Оглавление

 

Введение…………………………………………………………….......      3

 

Глава 1  Психологическая характеристика одарённых детей …………      6

1.1 Термин «одаренность»: синонимические проблемы……...      6

           1.2 История изучения одаренности………………………... ….      7

 

 

Глава 2 Экспериментальное исследование одаренности школьников.    9 

             2.1 Принципы и методы выявления одаренных детей………..     9

            

    1. Виды детской одаренности……………………………….        12

            2.3  Процедура диагностического исследования…………….       14

            2.4 Прогрессивные матрицы Равена………………………….        23

 

 

 
   

  Заключение……………………………………………………………      27

 

Список использованной литературы………………………………..       29

 

Приложения…………………………………………………………..       31

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 
        Вундеркинды - большая ценность для общества. Именно такие люди помогают обществу осуществлять прорыв в науке и искусстве. Нестандартно мысля, они способны почувствовать и сформулировать нечто, недоступное обычному разуму, возможно, потому, что они свободны от социального давления, от общепринятых прописных истин. 
Благодаря их открытиям в различных отраслях науки способствуют дальнейшему развитию и прогрессу человечества в целом. Одаренного, таким образом, принято называть того, чей дар явно превосходит средние возможности, способности большинства.

Поддержка одаренных детей в последние годы стала предметом внимания премьер-министра РФ Дмитрия Медведева. Выступая на заседании президиума Госсовета, он заявил, что у всех российских детей, вне зависимости от места проживания и материальной обеспеченности должна быть возможность развивать свои способности.

 

На сегодняшний день проблемы выявления  и поддержки талантливых детей  стоит очень остро. Дело в том, что от рождения ребенок наделен не способностями, а лишь задатками, которые могут получить или не получить развитие в зависимости от внешних условий. 
Для решения этих проблем нужно не только государственное финансирование, но и длительные совместные усилия педагогов, психологов и родителей, плюс большая организационная работа со стороны государства.

 

По-видимому, отсутствием этих внешних  благоприятных условий можно  объяснить тот факт, что российские дети по своим академическим успехам  не находятся в числе первых в  мире.

Оценивать одаренность детей непросто. Одаренность - сложная, многоуровневая характеристика, у нее нет жестких критериев, поэтому в России и за рубежом нет универсальных методов ее оценки.

 

В современной литературе появляется все больше статей, публикации о сущности одаренности. В этой связи нельзя не отметить работы известного психолога, доктора психологических наук, Н. Лейтеса. Его работы по изучению психики одаренных детей занимают видное место в русской психологии. Многие психологические принципы развития одаренных детей выдвинули Е.С.Белова, А.И. Доровской, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, А.И. Савенков. Свои психологические модели были разработаны и рядом западных психологов: Дж. Гилфорд, Дж. Рензулли, А. Таннебаум, П. Торренс и другими. Изучением данного вопроса занимались такие мэтры советской психологии, как А.М.Матюшкин, С.Л.Рубинштейн,  Б.М.Теплов, и ряд других. Ю.З. Гильбух вместе с группой ученых разработал дифференцированную систему обучения, дающую больше возможностей для проявления индивидуальности ребенка.

 

Развитые страны в последние десятилетия придают первостепенное значение укреплению своего интеллектуального и творческого потенциала как стратегического ресурса. Совет Европы еще в 1994 г. принял Постановление № 1248 по работе с одаренными детьми, в котором в частности говорится: «Ни одна страна не может позволить себе роскошь расточать таланты, а отсутствие своевременного выявления интеллектуального и другого потенциала иначе как расточением человеческих ресурсов названо быть не может... Одаренным детям должны быть предоставлены условия образования, позволяющие в полной мере реализовать их возможности для их собственного блага и на благо всего общества».

Важнейшим инструментом решения проблем, связанных с созданием условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей и социальную защиту, стала федеральная целевая программа «Одаренные дети» как составная часть президентской программы «Дети России».

Одаренность - явление всегда уникальное, требующее для своего развития "штучной", целенаправленной работы. Но такая работа всегда требует от семьи и государства многих ресурсов, и деньги среди них находятся далеко не на первом месте, уступая первенство хорошо подготовленным учителям и специальной образовательной среде. 

Объект исследования - процесс развития одаренности у детей школьников

Предмет  исследования - разработка диагностических методик для работы с одаренными детьми

 

Цель исследования - обобщить результаты исследований  одаренности как педагогического феномена.

 

Задачи:

 

    1. Проанализировать эволюцию понятия «одаренность», выявить причины.
    2. Классифицировать методы диагностирования одаренности детей.
    3. Выявить и обосновать психолого-педагогические условия для развития одаренных детей

Методами исследования являются проверка результатов и теоретических  выводов на основе анализа литературы, изучения и обобщения педагогического опыта; методы наблюдения, анкетирования, тестирования, обобщения независимых характеристик.

Исследование состоит из введения, 3 параграфов, заключения,  списка литературы и приложений, иллюстрировано  таблицами,  рисунками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I

Психологическая характеристика одарённых детей

1.1 Термин «одаренность»: синонимические проблемы

Первоначально, понятие «одаренность» относилось только к взрослым, достижения которых считались выдающимися. Затем его стали применять к детям имея в виду их интеллектуальное развитие, и успехи в учении.

 

Одаренным, умным человеком всегда называли того, кто был способен к выдающимся достижениям, мог найти  интересный, неожиданный выход из сложной ситуации, создать что-то принципиально новое, легко приобретал новые знания, делал то, что другим недоступно.

 

В философских трактатах прошлого первоначально чаще использовался  не термин «одаренность», а другой –  «гений» (от латинского – “genius” – дух). В античной культуре «гений» - нечто среднее между бессмертным божеством и смертным человеком.

 

Одновременно с терминами «гений» и «гениальность» приходит термин «талант» (от греческого  - “talanton”). Первоначально это денежная единица, единица измерения. В более поздние времена талантом стали называть высокую степень развития способностей, а гениальностью – высшую степень проявления таланта.

 

Позднее появляется термин «одаренность». Корень слова – «дар». Произнося слово «одаренность», мы подчеркиваем, что в психике человека есть нечто такое, что им «не заслужено», «не заработано», «не выучено», это то, что ему «даровано».

В педагогическом энциклопедическом словаре сущность одаренности раскрывается следующим образом: «Одаренные дети - дети, значительно опережающие своих сверстников в умственном развитии либо демонстрирующие выдающиеся специальные способности (музыкальные, художественные, спортивные и др.). В научной литературе и обыденной речи одаренных детей нередко называют вундеркиндами (от нем. Wunder –чудо, Kinder –ребенок).

Таким образом, из сказанного выше можно  сделать вывод, что однозначного понимания данных терминов нет, можно  лишь принимать мнения каждого из авторов, анализировать их и делать выводы, разделяя точку зрения одного из них. Либо обобщать все и приходить  к своему пониманию данных понятий.

 

 

1.2 История изучения одаренности

 

Для того чтобы выяснить суть понятия "одаренность" нужно, прежде всего, изучить историю его исследования.

 
        Долгое время люди понимали одаренность как дар «свыше», которым наделены единицы. Так, например, Платон писал о том, что "...поэт творит не от искусства и знания, а от божественного предопределения". 
 
        А в середине XIX века появилось другое понимание. Известный английский ученый Френсис Гальтон, вдохновившись работами своего двоюродного брата Чарльза Дарвина, стал активно выдвигать идею о том, что гениальный человек - "продукт гениального рода". Тщательно  проанализировав родословные выдающихся людей того времени и прошлого, он обнаружил ряд закономерностей, которые указывают, по его мнению, на то, что одаренность передается путем наследственности, то есть от отца к сыну. Свои размышления он изложил в книге  «Наследственность таланта: ее законы и последствия».

Однако, с развитием генетики ученым удалось доказать, что процесс передачи наследственных признаков опосредован множествами факторов. Иначе говоря, дар, как думали в то время, не может быть унаследован напрямую. Между тем, эта теория ставит под сомнение возможность дальнейшего развития одаренности.

Можно говорить о том, что исследования Ф. Гальтона не были напрасными, так  как он внес свою лепту в развитие изучения этого феномена (дара). Иначе  говоря, он первым перестал относиться к дару как к явлению божественному, аномальному или необъяснимому. Между тем, Ф. Гальтон отмечал, что "выдающийся гений", столь же большая редкость, как и "полный идиот". Ф. Гальтон, оперируя законом нормального распределения, отмечал, что если уровень умственного развития нормального человека принять условно за 100 единиц, то умственные способности гения будут равны 200, а идиота - 0.

Благодаря ему идея божественной природы  одаренности отошла на второй план, а позже разработка проблем одаренности развивается естественнонаучным путем. Также существует еще одна теория, которая противоречит предыдущей, согласно ей никакого божественного дара и вовсе никогда не было и не будет. Название данной теории «tabula rasa» (от лат. чистая доска). В этой теории ребенок представляется как чистый лист бумаги, и никто не может предугадать каким он будет, все зависит от тех, кто на этой «бумаге» напишет.

Одним из создателей этой теории был английский философ и педагог Джон Локк. Он же двигает следующие теоретические положения:

    • не существует врожденных идей, процесс познания возникает в опыте и на основе опыта;
    • разум человека с самого начала представляет собой «чистую доску» («tabula rasa»);
  • нет ничего в разуме, чего не было бы раньше в чувствах.

 
 
        Вместе с тем практика показывает, что все люди различаются по умственным, творческим и физическим качествам, и уже с детства можно выявить обладает тот или иной человек даром или нет. Но круг поиска очень велик – от умственной отсталости до совершенного гения.  
Объяснить эти различия только внешними факторами и методами воспитания невозможно. В особенности, когда речь идет о редко встречающихся, выдающихся проявлениях одаренности.

Так как теоретики того  времени отрицали божественное происхождение таланта, то понятие «дар» как таковое также ставилось под сомнение. Поэтому с этих пор возникает вопрос о необходимости замены этого определения.

 

 

Проблемы  одаренности

Стремительный подъем умственных сил по мере взросления можно наблюдать у всех детей. У несмышленыша, совершенно беспомощного при рождении, за немногие годы, поначалу с помощью и под руководством старших, – формируются сложнейшие свойства ума, бесчисленные навыки, многообразнейшие чувства. Обогащение психики идет в  таком темпе, который будет уже  недоступен в зрелые годы. С возрастом  происходит не только увеличение возможностей, но и ограничение, а то и утрата некоторых ценных особенностей детской  психики. Особенно болезненной является проблема, формулируемая как «проблема угасания, исчезновения способностей». Есть достаточно веские основания считать, что способности, раз сложившись, никуда исчезнуть не могут (исключая, естественно, серьезные травмы мозга). За такое угасание способностей принимается тот безусловный факт, что с определенного времени для окружающих становится очевидным несоответствие сложившихся способностей и реальных достижений, чаще всего по причине трудностей произвольной саморегуляции.

За многими  проблемами, определяющими трудности  развития одаренных детей, почти  всегда стоит недостаточно зрелая потребность  в самоактуализации, потребность  «выполнить себя» (Гегель). Есть основания  думать, что это одна из основных человеческих потребностей в той  или иной форме потребность, возникающая  очень рано.

Но почему так мало одаренных детей, вырастая, реализуют себя?

В качестве основных проблем одаренных детей, отвечающих за трудности их развития и, в частности, трудности их самоактуализации нами выделены следующие:

  • Трудности произвольной саморегуляции - это одна из наиболее часто встречающихся проблем развития одаренных детей, когда деятельность эффективно осуществляется лишь в том случае, если представляет личностный интерес. Во всех других случаях деятельность либо игнорируется, либо совершается в существенно редуцированном виде.
  • Недостаточная потребность в творческой деятельности и, соответственно, низкий уровень креативности в целом. Особенно часто эта проблема обнаруживается у детей с резко опережающим темпом умственного развития (вундеркиндов).
  • Инфантильность развития социального и эмоционального интеллекта и в результате проблемы общения и социальной адаптации. Как правило, эта проблема возникает у одаренных детей в силу однобокости их развития в дошкольном и младшем школьном возрасте.
  • Трудности профессиональной ориентации. В силу бурного и яркого развития общих способностей притормаживается специализация способностей, и на этой основе задерживается процесс профессионального самоопределения. Эта проблема у части одаренных детей не решается на протяжении всей их жизни. В последнее время выделена еще одна проблема, ярко характеризующая уже творчески одаренных детей. У них наблюдается трудности самого по себе процесса обучения, т.е. формирования учебных знаний, умений и навыков.

Многие  думают, что ребенок, опережающий  сверстников по уровню интеллекта, блещущий умственными способностями, не будет встречать трудностей в  учебных занятиях – ему, очевидно, уготовано более счастливое, чем  у других детство. В действительности же детей с ранним умственным расцветом  могут ожидать немалые сложности  и дома, и в школе свои драмы  в ходе возрастного развития.

Прежде  всего, важно, как поведут себя родители и другие старшие члены семьи, когда обнаружится необычность  ребенка. Часто, наряду с гордостью и радостью, такой ребенок вызывает и озабоченность, даже тревогу. Иногда его родителей беспокоит то, о чем другие, казалось бы, могут лишь мечтать, ребенок прочитывает все книги в доме; он поглощен решением задач, его не оторвать от монтирования каких-нибудь устройств. Такой степени пристрастие к умственной работе производит впечатление чрезмерности. Девочка десяти лет ежедневно приносит из библиотеки 2–3 книги, самые разные, без особого разбора, тут же прочитывает их, на следующий день меняет. И каждый вечер с боем приходится укладывать ее спать... У мальчика девяти лет плохое зрение, приходится ограничивать его занятия книгой, но он ночью, пока мама спит, встает и читает. Нередко родители, с которыми ничего подобного не происходило, опасливо присматриваются к такой увлеченности, к занятиям не по возрасту. И больше всего боятся, не болезнь ли все это – необычная яркость способностей, неутомимая умственная активность, разнообразие интересов. При этом далеко не всегда взрослым удается хотя бы не обрушить на голову ребенка все свои сомнения и страхи.

В других семьях чрезвычайные детские способности  принимаются как готовый дар, которым спешат пользоваться, наслаждаться, который сулит большое будущее. Здесь восхищаются успехами ребенка, необычностью его возможностей и  охотно его демонстрируют знакомым и незнакомым. Так подогревается  детское тщеславие, а на основе самомнения и тщеславия не так-то легко найти  общий язык со сверстниками. В дальнейшем это может обернуться немалыми огорчениями, а то и горестями для растущего  человека.

Дети  с ранним умственным подъемом нередко  особенно чувствительны к ожиданиям  окружающих, их одобрениям и порицаниям. В семье могут ввести запрет на разговоры о талантливости ребенка, но не всегда он достаточен, кто-нибудь из членов семьи иногда забудется, выразит  свой восторг. А ребенок, естественно, не пропустит, уловит восхищение своим  умом, своими успехами. Если же старшие, напротив, нисколько не ценят проявления необычных способностей, смотрят на них как на странность, которая со временем пройдет, то и такое отношение тоже будет “принято к сведению”, оно не минует детского сознания.

Чрезвычайно трудно оценить действительное значение проявляемых в детстве признаков  способностей и тем более предусмотреть  их дальнейшее развитие.

Нередко обнаруживается, что яркие проявления способностей ребенка, достаточные  для начальных успехов в некоторых  занятиях, не открывают пути к действительным, социально значимым достижениям. Чтобы  лучше понимать таких детей, нужно  прежде всего знать и учитывать  возрастные особенности детской  психики.

Как важно  вовремя понять ребенка, понять его  детский мир фантазий и сказочных  превращений. Входя в этот мир, соприкасаясь с ним, не разрушить его необдуманным словом или поступком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Немаловажным  считаю и создание условия для развития всесторонней личности.

Как известно, питание и режим  дня является основной предпосылкой взаимоотношений между организмом и окружающей средой. Очевидно, что  неправильное питание, режим дня  наносят вред физическому, психологическому и социальному развитию. Недостаток питания оказывает на учёбу тормозящее воздействие. Поэтому я беседую  с родителями о режиме дня ребёнка, о полноценном витаминизированном питании.

Добиваюсь того, чтобы ребенок занимался  работой над собой, то есть самостоятельно умел ставить и решать поставленные задачи, так как стимулировать  творческую активность, развивать её возможно лишь благодаря самовоспитанию. Приступаю к самообразованию, говоря о том, что когда идешь за кем-то вслед, дорога не запоминается, а так  по которой сам прошел вовек не позабудется, и что «Талант -  это 1 % способностей, а 99% потения».

Стараюсь следить за тем, чтобы  интеллект ребенка развивался не в ущерб физическому, эмоциональному, личностному развитию ребенка. Убеждаю, чтобы ребята занимались спортом, посещали спортивные секции в школе, занимались дополнительно спортом дома.

 Я понимаю, что несу ответственность  перед ребенком за его счастливое  будущее и перед государством  за воспитание полноценного, зрелого  гражданина, готового самостоятельно принимать решения и нести ответственность за результаты своей деятельности.

Я много беседую с талантливыми ребятами. На этих психологических  консультациях я обучаю ребенка  приемам регулирования своей  умственной деятельности, помогаю в  определении своих познавательных качеств, в оценке их слабых и сильных  сторон, в обнаружении и использовании  способов развития работы своего интеллекта, смены стратегий переработки  информации, стимулировании или сдерживании  интеллектуальных операций, предсказании, планировании, регулирую режим дня.

Сознание ребенка находится  в стадии становления, и именно поэтому  я слежу за тем, чтобы творческий потенциал не был растрачен впустую, а лишь приумножался. Для того чтобы  работать с талантливой молодежью, необходимо много работать над собой, то есть постоянно самосовершенствоваться.

 

 

Глава 2

Экспериментальное исследование одаренности школьников

2.1 Принципы и методы выявления одаренных детей

 

До сих пор единственным работающим по всей стране способом выявления одаренных детей в России была система предметных олимпиад школьников. Впрочем, с точки зрения выявления одаренных детей, у системы олимпиад есть существенные недостатки. Преимущество на состязаниях получают дети со спортивным характером, которым повезло с поддержкой со стороны учителей и родителей. Но если созданием специальных условий для ребенка в семье и школе никто не занимался (а в сельских местностях обычно так и бывает), ученик даже с высоким потенциалом хорошо показать себя на олимпиаде не может.

Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с  высокой скоростью переработки  и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют  особого подхода, особой системы  обучения.

 

Часто про  одаренных людей говорят, что  в них есть «Искра Божья», но чтобы  из этой искры разгорелось пламя, а применительно к науке это  пламя таланта, нужно приложить  немалые усилия. Именно поэтому на протяжении многих лет своей педагогической деятельности я занимаюсь развитием  и воспитанием одаренных детей. Постоянная и кропотливая работа не только с учащимися, но и над  собой приносит свои плоды, мои учащиеся являются победителями районных, областных, региональных олимпиад, конкурсов, успешно  поступают и учатся в ВУЗах  нашей и соседней областей.

Проблема выявления и  поддержки талантливых детей  стоит сегодня в России очень  остро. «Миссия государства –  обеспечить равные условия для того, чтобы выявлять и поддерживать одаренности  детей вне зависимости от сферы  одаренности, социального положения  и имущественных возможностей семей» – это ключевая фраза из доклада  ректора Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Ярослава Кузьминова, с которым он выступил на коллегии. Она потрясает  своей актуальностью, глубоким смыслом. И одновременно многих пугает. Ее воплощение в жизнь грозит едва ли не переворотом  во всей системе образования. «Мысль превосходная, и государству давно  было пора обратить внимание на одаренных  детей, – считают эксперты. Однако не так просто будет воплотить  ее в жизнь, учитывая, что бюджетные  деньги здесь играют неглавную роль, – так пишет Анна Курскаяв статье «Одаренные дети как английский газон педагогики». – Нужны длительные совместные усилия педагогов, психологов и родителей, плюс большая организационная работа со стороны государства. В этом смысле национальная поддержка талантов – как английский газон, за которым, согласно известной шутке, нужно ухаживать не менее трехсот лет, чтобы он приобрел идеальный вид». Именно отсутствием внешних благоприятных условий специалисты объясняют тот факт, что российские дети по своим академическим успехам не находятся в числе первых в мире.

По мнению профессора Московского  городского психолого-педагогического  университета (МГППУ), руководителя городского ресурсного центра одаренности Виктории Юркевич в России и за рубежом нет универсальных методов оценки одаренности детей. И все-таки детей, относящихся к «высокой норме», в России меньше, чем во многих странах мира, при этом много детей запущенных. А руководитель отдела оценки качества образования Института содержания методов обучения РАО Галина Ковалева, опираясь на международные исследования PISA, утверждает, что процент одаренных детей в России не такой уж маленький, около 6 процентов в элите мира, но только из-за того, что Россия – большая страна. В то же время, например, маленькая Япония, дает вклад в 13 процентов, а США – 25».

Интересное наблюдение сделали  ученые: чем нестабильнее социальная среда, тем ярче всплеск творческих способностей российских школьников. Вот тут-то мы впереди всех! Нестабильности у нас хватает, а во всем остальном… Хорошо еще успели прыгнуть в последний  вагон – так образно можно  позиционировать принятие программы  поддержки одаренных школьников и студентов

об учителях обычных школ. Большинству из них некогда работать с талантами – это почти  бесспорная истина, царящая в умах. Многие уверены, что лишь при индивидуальном обучении одаренных можно в результате добиться успеха. Особенно трудно учителям начальной школы, где кружковая  работа – редкое явление. И не всегда бывает просто увидеть интересы ученика, не всегда они связаны со школьной деятельностью. То есть прежде чем поставить  диагноз: обладателем какой именно одаренности ученик является, нужно  очень потрудиться. Образ многознайки, вундеркинда, резко опережающего своих  сверстников, – это всего лишь один из типов одаренных детей, утверждают психологи. Легче всего учителю  распознать интеллектуальный и академический  типы одаренности (их обладатели имеют  особые способности именно к обучению). Но есть еще креативный. Дети этого  типа обладают нестандартным мышлением, у них свой особенный взгляд на мир, а стандартные школьные программы  не дают возможности этим детям выразить себя. А еще есть художественный тип одаренности, социальная и спортивная одаренности. Во всем этом учитель должен разбираться детально. Мера успеха? Психологи любят повторять фразу: «Если ребенок чем-то интересуется, значит, он думает, а если он думает, значит, учитель кое-чего достиг».

Одарённый ребенок… Сколько  ожиданий, надежд, сомнений и тревог связано с этими словами. Одаренный, т.е. наделенный определенным даром, способный  к какой-либо деятельности более, чем  другие, и, следовательно, обладающий выдающимися  способностями

Задача учителя – во-первых, увидеть способности у каждого учащегося, благодаря которым у него появляется потребность в их реализации, и, во-вторых, умело их развивать и применять на практике. Опытный педагог уже на первом этапе обучения может заметить у учеников определенные способности, благодаря которым они будут выделяться среди своих сверстников. Так, например, у одного ученика проявляется нестандартность мышления, у другого – отличная долговременная память, у третьего – неординарный подход и оригинальность в решении различных учебных задач. Кто-то обладает большей способностью абстрагироваться, а кто-то не имеет себе равных в воображении и фантазии. Такие ученики, как правило, имеют высокую мотивацию к изучению предмета. Учитель, наблюдая за учениками во время урока при выполнении различного рода учебных задач во всех видах речевой деятельности (монолог, диалог, письмо, чтение), постепенно замечает быстрое осмысление и переосмысление информации у одних; запоминание, удерживание в памяти и вспоминание полученной информации у других; а концентрация внимания и легкость усвоения материала свойственны третьим.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Одаренность может проявляться:

1. Как одаренность явная (проявленная), которая «у всех на виду». Специалисты утверждают, что число таких явно одаренных детей составляет примерно 1-3% процента от общего числа детей;

2. Как одаренность возрастная, т.е. в одном возрасте ребенок показывает явную одаренность, а потом, по истечении нескольких лет эта одаренность куда-то исчезает;

3. Как одаренность скрытая (непроявленная), т.е. одаренность, которая по каким-то причинам не проявила себя в учебной или иной деятельности данного ребенка. Детей со скрытой одаренностью примерно 20-25% от общего числа учащихся.

Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками  и способностями. Однако не все они  развиваются. Нераскрытые возможности  постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в десятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к четырнадцати годам – 30-40%, а к семнадцати – только 15-20%.

Вот почему учителя начальных  классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных  возможностей каждого ребенка.

Кого считают одаренным?

Специалисты выделяют несколько  категорий детей, называемых обычно одаренными.

1. Дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта;

2. Дети с высоким уровнем творческих способностей;

3. Дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности;

4. Дети, хорошо обучающиеся в школе;

5. Дети, которые любят спорт, игры, хорошо развиты физически, энергичны.

Каждая из этих категорий  отражает определенное отношение к  пониманию одаренности как психического явления.

 

Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей  становятся одной из приоритетных задач  современного образования.

Проблема одаренности  в системе образования на организационном  уровне обычно решается путем создания специальных школ для одаренных  и талантливых детей или специальных  классов для одаренных. Но существует возможность и другого решения – не удалять одаренного ребенка из естественной для него среды, обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав условия для развития и реализации его выдающихся возможностей.

Понятия «детская одаренность» и «одаренные дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребенок «одарен», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны, существует категория детей, качественно отличающихся от своих сверстников, и, соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.

Выявление одаренных и  талантливых детей – достаточно продолжительный процесс. Для эффективного выявления одаренных детей необходим  комплексный подход к процедуре  исследования. Центральные фигуры в  педагогическом процессе – педагог и ребенок. Исходя из этого, наблюдения педагога, его критерии выявления одаренных детей наиболее ценны. В педагогическом процессе воз растает роль педагога как диагноста, где самый главный его инструментарий педагогическое чутье, интуиция и опыт. Одаренность бывает:

1. Академической (способность учиться): у детей незаурядный интеллект, они обладают хорошей памятью легко и быстро схватывают школьный материал.

2. Интеллектуальной (умение анализировать, мыслить): задают много необычных вопросов, рассудительны не по годам, ясно мыслят, остро реагируют на все новое, неизведанное.

3. Художественной (музыкально-художественной): дети любят музыку, легко запоминают мелодии и ритмы, поют с большим чувством и удовольствием, пытаются научиться играть на музыкальном инструменте, любят рисовать и лепить умеют видеть прекрасное и необычное рядом, с помощью рисунками лепки пытаются выражать свои эмоции и чувства» с удовольствием рассматривают художественные произведения искусства

4. Творческой (не шаблонное мышление): дети интересуются разными механизмами и машинами, используют испорченные приборы для создания новых поделок, конструируют модели.

5. Психомоторной (спортивная): дети энергичны и все время хотят двигаться, любят спортивные игры, часто в них выигрывают, хорошо развиты физически, координированы в движениях, ловко управляются со скакалками и мячами.

Признаки одаренности  связаны с высоким уровнем  выполнения деятельности. Такой ребенок стремится завершить начатое дело. Причем он не просто создает, а создает новое, меняет привычное. Он часто критичен к результатам своего труда, стремится к совершенству. Одаренные дети опережают других в количестве и силе восприятия окружающих событий и явлений: они больше улавливают и понимают. Они больше видят, слышат и чувствуют, чем другие в тех же условиях, могут следить одновременно за несколькими событиями. Они редко попадают впросак. Из поля их восприятия не выпадают интонации, жесты, позы и модели поведения окружающих людей. Одаренного ребенка нередко сравнивают с губкой, впитывающей самую разнообразную информацию. Одаренные дети обычно обладают отличной памятью. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умения ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие вундеркинды с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, которые должны, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.

Среди основных задач воспитательно-образовательного процесса школы стоит работа с  одаренными детьми, имеющих все возможности  проявить себя, раскрыться, развивать  свои способности в процессе обучения в условиях необязательных занятий, индивидуальной работы с педагогами.

 

 Как  я достигаю таких результатов?

Тем не менее, педагоги единодушно признают необходимость и своевременность разработки системы поддержки молодых талантов. 
Не углеводороды, не газ и не золото, а талант и интеллект человека сегодня стали основным потенциалом общества, и, слава Богу, это все понимают. Но перейти от понимания задач к их реализации - путь неблизкий.  
 

 

 

                                        2.2 Виды детской одарённости

Понятия «детская одаренность» и «одаренные дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребенок «одарен», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны, существует категория детей, качественно отличающихся от своих сверстников, и, соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.

 

Выявление одаренных и  талантливых детей – достаточно продолжительный процесс. Для эффективного выявления одаренных детей необходим  комплексный подход к процедуре  исследования. Центральные фигуры в  педагогическом процессе – педагог и ребенок. Исходя из этого, наблюдения педагога, его критерии выявления одаренных детей наиболее ценны. В педагогическом процессе воз растает роль педагога как диагноста, где самый главный его инструментарий педагогическое чутье, интуиция и опыт. Одаренность бывает:

1. Академической (способность учиться): у детей незаурядный интеллект, они обладают хорошей памятью легко и быстро схватывают школьный материал.

2. Интеллектуальной (умение анализировать, мыслить): задают много необычных вопросов, рассудительны не по годам, ясно мыслят, остро реагируют на все новое, неизведанное.

3. Художественной (музыкально-художественной): дети любят музыку, легко запоминают мелодии и ритмы, поют с большим чувством и удовольствием, пытаются научиться играть на музыкальном инструменте, любят рисовать и лепить умеют видеть прекрасное и необычное рядом, с помощью рисунками лепки пытаются выражать свои эмоции и чувства» с удовольствием рассматривают художественные произведения искусства

4. Творческой (не шаблонное мышление): дети интересуются разными механизмами и машинами, используют испорченные приборы для создания новых поделок, конструируют модели.

5. Психомоторной (спортивная): дети энергичны и все время хотят двигаться, любят спортивные игры, часто в них выигрывают, хорошо развиты физически, координированы в движениях, ловко управляются со скакалками и мячами.

Признаки одаренности  связаны с высоким уровнем  выполнения деятельности. Такой ребенок стремится завершить начатое дело. Причем он не просто создает, а создает новое, меняет привычное. Он часто критичен к результатам своего труда, стремится к совершенству. Одаренные дети опережают других в количестве и силе восприятия окружающих событий и явлений: они больше улавливают и понимают. Они больше видят, слышат и чувствуют, чем другие в тех же условиях, могут следить одновременно за несколькими событиями. Они редко попадают впросак. Из поля их восприятия не выпадают интонации, жесты, позы и модели поведения окружающих людей. Одаренного ребенка нередко сравнивают с губкой, впитывающей самую разнообразную информацию. Одаренные дети обычно обладают отличной памятью. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умения ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие вундеркинды с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, которые должны, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей

Среди основных задач воспитательно-образовательного процесса школы стоит работа с  одаренными детьми, имеющих все возможности  проявить себя, раскрыться, развивать  свои способности в процессе обучения в условиях необязательных занятий, индивидуальной работы с педагогами.

Одаренный, талантливый  ребенок – это, прежде всего ребенок. Как и другим детям, ему нужны ласка, любовь, внимание и помощь близких. Создать среду, которая обеспечит успешное развитие ребенка, уважение его точки зрения, любопытства, поощрение его интересов, даже если эти интересы не всегда понятны взрослым, – задача педагогов и родителей. Всегда важно найти время радоваться ребенку. Не стоит забывать о том, что одаренном ребенку нужен тот же опыт в общении и деятельности, что и всем, но только в большей мере.

Одаренному ребенку  нужна и дисциплина, и возможность  делать ошибки и брать на себя ответственность. Следует помнить, что одаренный  ребенок уже в очень раннем возрасте склонен к очень серьезным  размышлениям, интересуется глобальными  проблемами, о которых часто говорят  взрослые, устанавливает для себя высокие критерии, стремится к  совершенству, в любом вопросе  доходит до самой сути.

Одаренный ребенок проявляет  понимание к другим людям, очень  чувствителен несправедливости, крайне критичен к взрослым, которые идут на компромисс с совестью во избежание  конфликтов, склонен самонаблюдению и постоянно оценивает, что хорошо и что плохо в нем самом. Одаренный ребенок не выносит  глупости, особенно когда она маскируется  чьим-то авторитетом. Он стремится быть творческим, изобретательным и, как  результат, ищет необычные, новые способы  выполнения обычных дел. Такой ребенок, конечно же, проявляет склонности к занятиям наукой и искусством.

 

 

Как развивать?

Этап первый. Доказано, что к трем годам биологические основы мозга полностью сформированы. Активизация работы мозга основана не на росте числа клеток мозга, а на усложнении его структуры. Все эти процессы происходят благодаря воздействию внешней среды. Бедная внешняя среда затормаживает эти процессы, а разнообразная - стимулирует. Чтобы мозги ребенка быстрее развивались, он должен иметь возможность пощупать гладкое, шершавое и мохнатое, скользкое, горячее и холодное; попробовать горькое, сладкое и безвкусное; постоянно слышать музыку, голоса людей и лай собак. В общем, дайте, дайте ему свободу. От нее еще никто не умирал. Побольше говорите с малышом, пойте ему песни, таскайте на руках.

Этап второй. Признаки одаренного ребенка увидеть несложно: в три-четыре года у него великолепная память, бурное воображение и высокая впечатлительность. Многие отмечают у этих детей отличное чувство юмора, отрицание авторитетов и острую потребность в справедливости.

Что делать на этом этапе? Развивать  полученные качества - воображение, кругозор, внимание, память. Говоря проще, читайте  ребенку книжки, играйте с ним  в развивающие игры, с увлечением отвечайте на все его ненавистные  «почему?»

Многие родители, осознав себя папами и мамами гения, не спешат отдавать чадо в школу, не доверяя педагогам. Не вдаваясь в проблемы нашего школьного  образования, можно сказать одно: без школы ребенку не выжить. Школьные стрессы научат его давать сдачи, не плакать, когда обидно, и помогать слабым.

Этап третий. Окончательно сказать, талантлив ребенок или нет, можно только после четырнадцати лет. В переломном возрасте выявляются критический объем памяти, быстродействие мозга, многовариантность мышления - как в компьютере. Допустим, вы вырастили 486-й процессор с восьмиметровой памятью. И вдруг он почему-то начинает «виснуть» - память переполнилась, быстродействие снижается, накапливается усталость, теряется автономная мотивация. Ребенок теряет интерес к тому, чем раньше был так увлечен, тем более что происходит все это на фоне бурного сексуального развития - условно говоря, весной в голову лезут всякие глупости, а никак не термины и формулы.

 

В книжке Сторфера «Интеллект и одаренность» есть любопытные цифры:

  • 61% одаренных детей -- первенцы;
  • 68% живут в полных семьях;
  • 55% учатся в школе средне, отлично успевают 26%,
  • остальные двоечники; чаще всего одаренные дети имеют папу старше 36 лет (65%) и тридцатилетнюю маму (59%).

"Обычные" люди составляют  примерно 70 - 80% в обществе, соответственно, около 15% - это те, кто выше "нормы", еще около 15% - ниже "нормы"; сверходаренных - 2,5%.

  • «Яркий», просветленный: 115+, или 1 из шести (17 %)
  • Умеренно одаренный: 130+, или 1 из 50 (2 %)
  • Высоко одаренный: 145+, или 1 из 1000 (0,1 %)
  • Исключительно одаренный: 160+, или 1 из 30 000 (0,003 %)
  • Необычайно одаренный: 175+, или 1 из 3 миллионов (0,00003 %)

 

 

 

      1.   Процедура диагностического исследования

 

Для выявления  одаренности необходимо проведение психолого-педагогического мониторинга, который в настоящее время  признан наиболее эффективной формой определения признаков одаренности.

 


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.