Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Императорская власть в Риме. Происхождение и развитие

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.05.13. Сдан: 2013. Страниц: 26. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Императорская власть в Риме. Происхождение  и развитие                                  

 

ГЛАВА 1. Основные причины перехода от республиканской формы государства к империи. Становление империи

 

Во II—I вв. до н.э. развитие рабовладельческого общества в Риме приводит к обострению всех его классовых  и социальных противоречий. Сдвиги в экономике, расширение и изменение форм эксплуатации рабского труда, ее интенсификация сопровождались усилением конфликтов между группировками правящих верхов рабовладельцев, а также между ними и большинством свободных, малоимущих и неимущих. Успешная завоевательная политика, превратившая Средиземное море во внутреннее море Римского государства, подчинившая ему почти всю Западную Европу до Рейна, поставила перед Римом новые сложные военные и политические проблемы подавления завоеванных народов, обеспечения управления ими.

В этих условиях становится все более очевидным, что старое политическое устройство уже бессильно  справиться с возникшими и обострившимися противоречиями. Рим вступает в период кризиса, который коснулся, прежде всего, существующих политических учреждений, устаревшей полисной формы государственного устройства, аристократического политического режима правления нобилей, замаскированного республиканской формой правления, создавшей видимость власти римского народа. Возникла объективная потребность их перестройки, приспособления к новым историческим условиям.

При завоевании Италии в V—IV вв. до н.э. Рим стремился, прежде всего, к конфискации земель, так  как рост населения требовал расширения земельных владений. Эту тенденцию  не остановила и интенсивная урбанизация, развившаяся ко II в. до н.э. Войны II—I вв. до н.э. несколько сместили акценты — они сопровождались массовым порабощением завоеванного населения, что привело к резкому увеличению количества рабов в Риме. Рабство приобретает "классический", античный характер. Значительная масса рабов эксплуатируется в государственных и крупных частных землевладельческих латифундиях с крайне тяжелыми условиями труда и существования и жестоким террористическим режимом. Естественный протест рабов выливается в ряд все более широких и мощных восстаний. Особенно большой размах имели восстания рабов в Сицилии во II в. до н.э. и восстание под руководством Спартака 74—70 гг. до н.э., поставившее под угрозу само существование Римского государства1.

Параллельно с восстаниями  рабов и вслед за ними вспыхивают гражданские и союзнические войны, вызванные борьбой за власть между группировками господствующего класса, противоречиями между ним и мелкими производителями и возросшей (до 300 000) массой люмпен-пролетариев, получавших незначительную материальную помощь государства. Рост числа люмпенов становится убедительным свидетельством общей деградации свободных.

Экономическое и политическое засилье нобилей вызвало во II в. до н.э. широкое движение протеста неимущего населения, возглавляемое братьями Тиберием и Гаем Гракхами2. Гракхи стремились ограничить крупное землевладение знати и за счет этого создать земельный фонд для наделения землей мелких землевладельцев, а также ослабить власть оплота знати — сената и восстановить потерявшую былое значение власть народного собрания и народного трибуна.

Получив должность трибуна, Тиберий Гракх, опираясь на народное движение, сумел, несмотря на сопротивление  сената, провести в 133 году до н.э. через  народное собрание Аграрный закон. Закон  ограничил максимальный размер земли, получаемый от государства. За счет изымаемых излишков создавался земельный фонд, распределяемый между безземельными или малоземельными гражданами. Несмотря на то, что Тиберий Гракх в том же году был убит, его земельная реформа начала осуществляться, и несколько десятков тысяч граждан получили землю.

Реформаторскую деятельность Тиберия продолжил его брат Гай  Гракх избранный трибуном. Им были проведены законы, ослаблявшие политическое влияние знати, — введение тайного голосования в народном собрании, право народного трибуна избираться на следующий срок.

Наконец, поскольку Гай  Гракх был трибуном, возросла роль этой магистратуры, оттеснившей на второй план даже консулов. Однако, удовлетворив интересы большинства римских граждан, Гай потерял их поддержку в попытке распространить права римского гражданства на свободных жителей Италии. Сенатской аристократии удалось провалить этот непопулярный среди римских граждан законопроект, популярность Гая упала, он был вынужден сложить с себя полномочия трибуна и в 122 году до н.э. был убит.

Крайнее обострение политической ситуации в Риме, вызванное восстаниями  рабов, недовольством мелких землевладельцев, чьи хозяйства приходили в  упадок, не выдерживал конкуренции  с крупными латифундиями в результате участия хозяев в бесконечных военных походах, союзнических и гражданских войнах, потребовали усиления центральной государственной власти. Все более очевидной становится неспособность старых политических учреждений справиться с осложнившейся ситуацией. Предпринимаются попытки приспособить их к новым историческим условиям. Наиболее важная из них была предпринята в период диктатуры Суллы (82—79 гг. до н.э.)3. Опираясь на верные ему легионы, Сулла заставил сенат назначить его диктатором на неопределенное время. Увеличив число сенаторов, упразднив должность цензора, он пополнил сенат своими сторонниками и расширил его компетенцию. Ограничена была власть трибуна — его предложения должны предварительно обсуждаться сенатом, — а также и компетенция народного собрания — из нее были изъяты судебные полномочия и контроль за финансами, возвращенный сенату.

Установление пожизненной  диктатуры выявило стремление нобилей  и верхушки всадников выйти из кризисной ситуации путем установления сильной единоличной власти. Оно  же показало, что попытки приспособить старую государственную форму к новым историческим условиям обречены на неудачу (реформы Суллы были отменены Помпеем и Крассом). После Союзнической войны 91—88 гг. до н.э. жители Италии получили права римских граждан. Успешные завоевательные войны превратили Рим из небольшого государства-города в столицу огромного государства, к управлению которым старая государственная форма полиса была совершенно неприспособленна.

Установление пожизненной  диктатуры и гражданские войны  показали, что профессиональная наемная армия превращается в важный политический фактор. Заинтересованная в успехах полководца, она становится в его руках орудием достижения честолюбивых политических целей, способствует установлению диктатуры.

Необходимость выйти из острого политического кризиса, неприспособленность старой государственной формы к новым историческим условиям и переход к наемной армии были основными причинами падения полисно-республиканского строя в Риме и установления военно-диктаторского режима.

Через короткий промежуток времени после диктатуры Суллы  власть захватывает первый триумвират (Помпеи, Красе, Цезарь). После него устанавливается диктатура Цезаря, получившего в 45 году до н.э. титул императора. Затем образуется второй триумвират (Антоний, Лепид, Октавиан) с неограниченными полномочиями "для устроения государства"4. После распада триумвирата и победы над Антонием Октавиан получает звание императора и пожизненные права народного трибуна, а в 27 году до н.э. — полномочия на управление государством и почетное наименование Август, ранее употреблявшееся как обращение к богам. Эта дата и считается началом нового периода истории Римского государства — периода империи.

Таким образом, с 30-х годов  до н.э. начинается новая историческая эпоха в истории Римского государства и древнего мира вообще – эпоха Римской империи, пришедшей на смену Римской республике. Падение республиканской формы правления и рождение монархического строя в Риме не было второстепенным эпизодом социально – политической борьбы.

Падение Римской республики и утверждение Римской империи стало событием огромного исторического значения, радикальным социально – политическим переворотом, революцией, вызванной перестройкой традиционных общественно – экономических и политических институтов. Основой перестройки стало превращение полисно – общинной организации как всеобъемлющей системы в структуру другого типа.

Историю императорского Рима принято делить на два периода:

1.принципат (1-3 в. до  н.э.);

2.доминат (3-5 в. до  н.э.).

Границей между ними служит III в. н.э.5

 

ГЛАВА 2. Римская империя: основные периоды развития

 

Со времен Т. Моммзена утвердилось представление о  принципате и доминате в качестве двух эпох в истории Римской империи. Кризис III века логически разделяет  принципат, рассматривающийся как синтез республиканизма и монархизма, и доминат — монархию. Представление о кризисе в любой его трактовке удобно объясняет усиление абсолютистских черт в римской государственности IV века. В науке долгое время считалось, что уже при Северах принципат выродился в военно-бюрократическую монархию, которая при Диоклетиане окончательно лишилась всяких республиканских форм и пережитков. Уже в III в. захватившая лидерство в западных провинциях землевладельческая аристократия отводила императору роль военного орудия. Считавшаяся безусловной военная власть (imperium) как будто не могла быть отобрана у носителя. Тогда как гражданская власть, доверенная принцепсу сенатом и народом, была условной в том смысле, что зависела от соотношения общественных и политических сил. Более длительное сохранение в восточных провинциях муниципально-полисного строя позволило утвердиться здесь сильному монархическому режиму. При этом абсолютная монархия ранней Византии опиралась на традиционные ценности и устои гражданского общества. Восточно-римский император, обладая деспотической властью, мыслился не господином сограждан, а центральной фигурой гражданского коллектива. Обожествлению подвергалась не его личность, а место, которое он занимал в обществе. Однако такой абсолютизм немногим отличается от принципата6.

То обстоятельство, что  социально-экономические изменения  в период империи были в основном порождением процессов, зародившихся еще в республиканский период, определило и характер политической структуры Рима - устаревшие республиканские учреждения сохраняются и в первые века существования империи. Немалую роль в этом сыграли и традиционные республиканские представления, утверждавшиеся почти половину тысячелетия, покончить с которыми сразу было невозможно. Империя поначалу как бы рядилась в республиканские одежды, маскирующие действительную власть главы государства. Да и само наименование государства - "империя" достаточно условно. Титул "император" долгое время оставался почетным военным титулом, и только со временем глава государства стал именоваться императором. Во всяком случае, до середины III в. императоры получали свой титул как почетный военный титул по нескольку раз. Но и после этого они продолжали получать по нескольку раз власть трибуна и консула.

Постепенно власть императоров усиливается. Необходимость в ее маскировке республиканскими учреждениями и влияние республиканских традиций, проявлявшееся в периодически возникавших конфликтах между императором и сенатом, уходят в прошлое. К концу II в. сенат окончательно отстраняется от управления. Оно переходит к чиновничье-бюрократическому и военному аппарату, возглавляемому императором. В конце III века монархия утверждается в чистом виде.7

2.1 Принципат 

 2.1.1 Система управления

Различную оценку событиям периода становления принципата дают римские историки. После победы в гражданской войне Август объявил о восстановлении прежнего, республиканского порядка, но на деле это не совсем соответствовало действительности. Веллей Патеркул в «Римской истории» восхищается решениями принятыми Августом: «…восстановлен мир, повсеместно усыплен страх перед оружием, законам возвращена сила, судам – их авторитет, сенату – величие, магистратам – власть и старинный порядок полномочий (только лишь к восьми преторам добавлены еще два)».

Крупнейший римский историк Корнелий Тацит считает, что система управления претерпела серьезные изменения: «…основы государственного порядка претерпели глубокое изменение, и от общественных изменений старого времени нигде ничего не осталось. Забыв о недавнем равенстве, все наперебой ловили приказания принцепса». Таким образом, мы видим, что система управления в период принципата носила двойственный характер, с одной стороны были сохранены республиканские органы управления, но теперь все подчинялось решению одного человека - принцепса8.

После победы внучатого  племянника и преемника Юлия Цезаря — Октавиана — над своими политическими  противниками сенат вручил Октавиану  верховную власть над Римом и  провинциями (и преподнес ему  почетный титул Августа). Вместе с  тем в Риме и провинциях установился государственный строй — принципат. Для Августа, «принцепс» означал «первого гражданина Римского государства»9, а в соответствии с неписаной римской Конституцией — пост императора. В лице принцепса сосредотачивалась власть, которую обычно делили на следующие элементы.

1. В качестве военного  командира император имеет право  полного и бесконтрольного управления  теми провинциями, в которых  обычно стоят войска.

2.imperium proconsulare10, то есть право общего проконсула управлять сенатскими провинциями.

3. tribunicia potestas11, которая дает императору качество sacronsanctus и право intercessio по отношению ко всем республиканским магистратам.

Принцепсы избирались в  нарушение республиканских традиций одновременно консулами, цензорами  и народными трибунами. Как консул он мог, воспользовавшись правом интерцессии, отменить решение любого магистрата, как цензор — формировать сенат из своих сторонников, как трибун — наложить вето на постановление сената или решение магистрата.

Первоначально власть принцепса не была наследственной. Юридически он получал власть по решению сената и римского народа, но он мог указать своего преемника (обычно сына или усыновленного), которого сенат и избирал принцепсом. Вместе с тем все чаще бывали случаи свержения принцепсов и назначения новых в результате дворцовых переворотов, совершаемых с помощью армии.

Также, параллельно с республиканскими магистратурами создается императорский чиновничий аппарат, на вершине которого стояли совет и канцелярия принцепса, в которую входило несколько ведомств со штатом чиновников. В совет включались префекты, "друзья" императора, начальники ведомств канцелярии. В канцелярию входили ведомства финансов, прошений, официальной переписки, личного имущества императора, императорского суда и др. Члены совета, выполнявшего совещательные функции, и начальники ведомств канцелярии назначались самим принцепсом из его приближенных. Чиновничьи должности стали получать и вольноотпущенники императора, и даже его рабы. К высшим чиновникам, назначавшимся из сенаторов и всадников, относились префект претория, командовавший императорской гвардией, префект города Рима, распоряжавшийся полицейскими когортами, префект Египта, префект, отвечавший за снабжение продовольствием и др.

Произошла реорганизация управления провинциями, ставшими составными частями Римского государства. Они были разделены на императорские и сенатские. Первые управлялись назначаемыми принцепсом легатами, осуществлявшими военную и гражданскую власть с помощью собственного совета и канцелярии, вторые - назначаемыми сенатом проконсулами и пропреторами, избиравшимися из сенаторов по жребию и находившимися в двойном подчинении - сената и принцепса.

Создаваемый чиновничий аппарат не представлял собой стройной системы и был, особенно в первые века империи, сравнительно малочисленным. Но по сравнению с республиканским он обеспечивал более эффективное управление разросшимся государством в силу складывающейся централизации и иерархии чиновничества.12

 

Рассмотрим также более подробно сущность и развитие эпохи принципата, обратившись к реформам и изменениям, происходящих в системе государственного устройства в этот период.

Первым делом необходимо сказать о гражданстве. Уже при  Юлии Цезаре предоставление прав римского гражданина в провинциях сделалось  распространенной политической мерой. Эта практика была продолжена и при его преемниках. Наконец, в 212 г. н. э. император Каракалла13 предоставил права римского гражданина всему свободному населению империи. То был знаменательный шаг, имевший далеко идущие последствия. Привилегированное положение самого Рима было подорвано. Тем более что уже к этому времени различия в положении свободных людей в Риме и империи значительно отличались от тех, что были при республике.

Высшие слои рабовладельческого класса составили два сословия. Первым и самым почетным считалось сословие нобилей. Оно еще в IV—III вв. до н. э. сформировалось из патрицианско-плебейской поместной знати. При империи нобили становятся господствующим сословием, доминирующим и в обществе, и в государстве. Экономическую основу нобилитета составили огромные земельные владения, обрабатываемые массой рабов и зависимых крестьян-пекулиантов. Политическим оплотом нобилитета сделался сенат. Высокопоставленными жрецами и высшими магистратами были представители нобилитета, и так продолжалось в течение веков. Консулат особенно был прерогативой нобилитета. Управители завоеванных территорий — проконсулы, пропреторы, легаты и пр.— принадлежали к нобилитету. Они и управляли провинциями вплоть до того, что навязывали им Конституции. Они же и грабили их. Всего провинций было 18.

При императоре Августе14 нобилитет превратился в сенаторское сословие, пополнявшееся из сановников, выдвинувшихся на государственной службе. Из сословия всадников, финансовой знати империи с цензом в 400 000 сестерций выходили ответственные чиновники и офицеры. Управление городами находилось в руках декурионов, состоявших большей частью из бывших магистратов. Это были, как правило, средние землевладельцы.

На самой низшей точке  социального положения находились по-прежнему рабы. При Августе интересы рабовладельцев были ограждены с помощью специальных мер, отличавшихся крайней жестокостью. Были резко сокращены возможности отпуска рабов на волю, восстановлен закон, по которому подлежали казни все те рабы, которые находились в доме в момент убийства их господина (на расстоянии окрика) и не пришли ему на помощь. В одном из известных нам случаев такого рода, несмотря на широкое недовольство народа, сенат и император предали казни 400 рабов. Римские юристы находили этой жестокости веское оправдание: ни один дом не может быть обезопасен (от рабов) иным способом, кроме как страхом смертной казни...15

Между тем экономическое  развитие все более указывало  на неэффективность труда рабов. Никакой надсмотрщик и никакие  наказания не могли заменить экономического стимула. Раб делал то, что было безусловно необходимо,— не более того и так, чтобы не вызвать наказания. Ни одно усовершенствование не приносило выгоды.

Одновременно с этим в пределах Римской империи совершается  и другой немаловажный процесс: превращение свободного крестьянина в арендатора-издольщика, именуемого колоном. Развитие колоната было прямым результатом нескончаемого насильственного грабежа крестьянской земли, прямо связанного с ростом сенаторских и всаднических латифундий. Другой его причиной было уменьшение притока рабов из-за границы, что явилось, с одной стороны, прямым следствием уменьшения военной мощи империи, а с другой стороны, усилением оказываемого ей сопротивления.

Обязательства колона носили как денежный, так и натуральный характер. Колонат начинался с краткосрочной аренды, но она была невыгодна арендодателю. Только длительная аренда могла обеспечить его рабочей силой и в то же время породить у колона стремление к улучшению земли, повышению ее урожайности и пр.

Удовлетворяя требования землевладельцев, закон 332 г. положил начало прикреплению арендаторов к земле. Самовольно покинувшие поместья возвращались силой. В то же время закон запрещал сгонять колонов при продаже земли. Точно так же запрещалось и самовольное повышение лежащих на колоне тягот и повинностей. Прикрепление колонов к земле было пожизненным и потомственным.16

Так в еще рабовладельческом  Риме зарождаются феодальный порядок, феодальные производственные отношения. В этом сложном процессе раб поднимается в своем социальном статусе, свободный крестьянин, напротив, опускается. К концу империи запрещаются самовольное убийство раба, разобщение его семьи, вводится облегченный порядок отпущения рабов на волю. Ремесленники, организованные в коллегии, т. е. сообщества, должны были «навсегда оставаться в своем состоянии», что значило для них не что иное, как насильственное потомственное прикрепление к своим профессиям. И здесь может быть усмотрен прообраз средневекового цеха мастеровых людей.17

Таким образом, к концу многолетнего правления Августу удалось создать основы будущего монархического строя вошедшего в мировую историю под названием Римской империи. Эта форма монархии вырастала на почве собственно римских государственных структур, господствующих идей, что придавало императорскому режиму, так сказать, национальный характер, хотя нельзя отрицать влияние на его формирование некоторых тиранических режимов Древней Греции.

2.1.2 Место армии в политической системе

Право командования армией и возможность содержать ее за счет не только государственной, но и собственной казны позволили принцепсам превратить ее в мощную опору личной и государственной власти. Более того, армия превращается во влиятельную политическую силу, от которой зависела порой и судьба самого принцепса. Если при республике единство политической власти и военной силы олицетворялось центуриатным собранием военнообязанных граждан и сенатом, распоряжавшимся армией, то теперь это единство олицетворялось принцепсом. В Риме возникает единая военно-бюрократическая организация управления.

После перехода к профессиональной армии она превращается в корпоративную организацию. Октавиан произвел ее реорганизацию, разделив на три части. Привилегированное положение занимала преторианская гвардия. Ее когорты при Октавиане насчитывали 9000 человек. Преторианцы набирались из римских граждан италийского происхождения и получали жалованье в 3,5 раза больше, чем легионеры, служили 16 лет и после отставки располагали солидным имуществом и пополняли ряды господствующего класса. Основную часть армии (при Октавиане 300 000 человек) составляли легионеры, набиравшиеся из граждан римских провинций. Они служили 20 лет и получали жалованье, позволявшее после отставки завести небольшое рабовладельческое хозяйство и влиться в состав провинциальной знати. Третью часть армии составляли вспомогательные войска (численностью до 200 000 человек), комплектовавшиеся из жителей провинций, не имевших прав римских граждан. И хотя жалованье у них было в три раза меньше, чем у легионеров, и срок службы 25 лет, а дисциплина жестче и наказания суровее, служба во вспомогательных войсках все же привлекала возможностью получить римское гражданство, а для неимущих и скопить некоторые средства. После упоминавшегося эдикта Каракаллы, давшего римское гражданство всем свободным империи, социальная разница между легионными и вспомогательными частями исчезает, растет корпоративный дух армии, что еще больше увеличивает ее политическую роль.

Римская армия регулярная, надежная и твердая. Она составляла оплот правителей Римской империи в их внутренней и внешней политике. С момента кризиса республики армия становится решающей силой в политической жизни страны. На эту силу опирались все претенденты на власть. И только при поддержке армии и плебса Август смог прийти к власти, это давало армии понимание того, какую роль они играют в политической жизни страны, и армия нередко этим пользовалась. Так или иначе, политический успех любого императора зависел от поддержки армии.

Переход к империи  непосредственно выразился в том, что армия, основанная на профессиональных воинах, перешла в подчинение одного человека – их главнокомандующего, который получил возможность проводить свою политику.

Многие правители, стремясь добиться популярности среди войска, устраивали раздачу денежных подарков и земли, занимались политической пропагандой. На монетах чеканились сцены прибытия императора на театр военных действий или триумфальное возвращении армии, сцены выступления перед войсками, участие в маневрах армии, походах. Для завоевания авторитета и поддержания настроения в армии чеканились монеты, выпущенные в честь каких-либо армий, отдельных легионов, иногда преторианской гвардии. Видимо раздача монет с соответствующими легендами была достаточно почетной акцией, способствующей моральному, политическому единению лидера со своими войсками. Факты присяги легионеров императору отмечались специальными выпусками монет с изображением соответствующих сцен с участием императора и войска.18

Очень яркую роль армия  сыграла в I веке, когда Нерон своими злодействами и безобразиями истощил терпение римлян, и против него восстали войска, находившиеся в Галлии, Испании и Африке, а в Риме – преторианцы. Дальнейшая история Римской империи в период принципата показывает, что вожди легионеров имели больше всех шансов стать императором. После смерти последнего представителя династии Юлиев-Клавдиев в стране начался разгул произвола. В июне 68 г. испанскими и галльскими легионами императором был провозглашен Гальба. Гальба, человек сурового и негибкого характера, отказался заплатить воинам за свое избрание, твердо заявив, что он привык вербовать, а не покупать воинов (Светоний. Гальба. Он был убит разъяренными преторианцами, которые, желая получить деньги, провозгласили нового императора, германские легионеры объявили своего императора, что привело к гражданской войне. В результате борьбы главой государства стал талантливый полководец Веспасиан, о которым римляне сохранили память, как об одном из лучших императоров.

Политическая система  принципата очень сильно зависела от поддержки правителя армией, что часто приводило к печальным последствиям гражданской войны.

Таким образом, во время принципата действуют все республиканские учреждения, император - принцепс (первый из сенаторов). Но заглавной должностью императора стала должность принцепса Сената, по которой римляне и называли своих властителей принцепсами, а мы называем саму систему этой власти - принципат. Номинально высшую государственную должность консула принцепсы занимали не часто.

Принципат приобрел тенденцию на перерастание в подобие военно-бюрократического режима. Однако, основной структурной единицей имперского управления была не бюрократическая канцелярия, а самоуправлявшаяся гражданская община (муниципий, колония). Гражданский аппарат был относительно невелик и соответствовал ограниченной численности самого гражданского коллектива, структурно продолжавшего господствовать над негражданами провинций.19

2.1.3 Религиозная политика

В период принципата происходят значительные изменения в религиозной  политике Римской империи – происходит становление культа императора. Еще ранее многие правители Римской империи связывали себя с божествами, которые им особо покровительствуют: Сулла – с Фортуной и Афродитой, Цезарь – с Венерой, считавшейся родоначальницей рода Юлиев, Антоний – с Дионисом, Октавиан – с Аполлоном. Правители всегда старались иметь идеологическое воздействие на плебс. С начала своего правления Август старался проповедовать и среди знати правила добродетели: мужество, справедливость и снисходительность. В Риме Август учредил особый культ божества мирного времени, которое стало называться Pax Augusta – Августов Мир, и повелел построить на Марсовом поле роскошный беломраморный Алтарь Мира, украшенный изящными скульптурными рельефами.


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.