Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Налоговые правонарушения в Российской Федерации

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.05.13. Сдан: 2013. Страниц: 33. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство  по образованию

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Кафедра бухгалтерского учета, налогообложения  и аудита

 

ОТЧЕТ О ПРОХОЖДЕНИИ ПРЕДДИПЛОМНОЙ  ПРАКТИКИ

 

Студента:

Лебедева Елена Семеновна

(ФИО  студента полностью)

 

Специальность, курс:

080107 «Налоги и налогообложение», 5 курс

 

Сроки практики:

11.02.2013 - 07.04.2013

 

Руководитель практики:

доцент Калабин Ю. В.

   
   

 

 

                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение...................................................................................................................3

1 Теоретические аспекты уклонения  от уплаты налогов....................................5

1.1 Сущность налогового правонарушения..........................................................5

1.2 Признаки налогового правонарушения...........................................................6

2 Налоговые правонарушения в  Российской Федерации..................................10

2.1 Причины возникновения налоговых  правонарушений...............................10

2.2 Классификация налоговых правонарушений, существующих в Российской Федерации.........................................................................................13

3 Практика уклонения от уплаты  налогов..........................................................16

3.1 Статистика налоговых правонарушений  в Российской Федерации...........16

3.2 Методика выявления уклонения  от уплаты налогов...................................17

3.3 Проблемы и перспективы организации налогового контроля как основного элемента выявления и пресечения налоговых преступлений........33

Заключение.............................................................................................................36

Список использованных источников...................................................................37

Приложение 1 - Таблица 1 Отличия налогового правонарушения от налоговых преступлений .....................................................................................39

Приложение 2 - Основные способы уклонения  от уплаты налогов.................40

Приложение 3 - Нарушение налогового законодательства в отраслях экономики...............................................................................................................41

Приложение 4 - Нарушение налогового законодательства в отраслях промышленности...................................................................................................41

Приложение 5 - Объекты налоговых правонарушений.....................................42 
Введение

 

В современных условиях налоговые правонарушения приобретают  все более массовый характер. Становление  налоговой системы в России сопровождается значительным ростом числа налоговых  правонарушений. По оценкам специалистов, государство ежегодно недополучает до трети налоговых поступлений  в бюджет. Уклонение от уплаты налогов  получило широкое распространение  и является главной причиной непоступления  налогов в бюджет. Рост налоговой  преступности имеет высокую динамику, поэтому по некоторым оценкам  характеризуется как катастрофический. Как показывает статистика, чаще всего  налоговые преступления направлены на уклонение от уплаты налогов, предусматривающих  наиболее крупные отчисления в бюджет.

Общественная опасность  налоговых преступлений и правонарушений состоит прежде всего в том, что  перекрываются каналы поступления  денежных средств в доходную часть  бюджетов всех уровней страны. Недостаток средств в бюджете прежде всего  сказывается на социальной сфере, развитии культуры, содержании наукоемких отраслей экономики. Поэтому массовое сокрытие доходов и уклонение от уплаты налогов являются одной из серьезных  внутренних угроз экономической  безопасности страны.

В этой связи на современном  этапе очень важным представляется глубокий, как научный, так и практический анализ положений налогового законодательства РФ в части ответственности за налоговые правонарушения, выявление  пробелов и противоречий, проблемных ситуаций и слабых сторон.

Цель курсовой работы непосредственно заключается в  анализе существующих в Российской Федерации налоговых правонарушений путем исследования сущности и видов  налогового правонарушения, а также  обращения к статистике их возникновения  для выявления наиболее распространенных в настоящее время налоговых  правонарушений в Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

определить сущность налогового правонарушения путем сопоставления  его с налоговым преступлением  для целесообразности их разграничения  и выделения налогового правонарушения в отдельную категорию;

выявить основные признаки налогового правонарушения с помощью  юридических категорий для определения  состава налогового правонарушения;

проанализировать причины  возникновения и существования  налоговых правонарушений путем  рассмотрения различных подходов к  их классификации для профилактики предотвращения налоговых правонарушений;

рассмотреть основные виды налоговых правонарушений путем  изучения Налогового кодекса РФ и  проанализировать наиболее распространенные правонарушения, изучая их основные характеристики;

выявить основные способы  совершения налоговых правонарушений в Российской Федерации, а также  отрасли экономики, в которых  наблюдается наибольшее количество нарушений налогового законодательства путем исследования приведенной  статистики с целью установления наиболее распространенных налоговых правонарушений.

Объектом работы выступает  непосредственно налоговое правонарушение.

Предметом курсовой работы являются отношения, складывающиеся в  процессе совершения налоговых правонарушений в РФ.

Методологическую основу работы в рамках системного подхода  составили субъектно-объектный, структурно-функциональный, логический методы исследования, а также методы анализа и синтеза.

 

1 Теоретические аспекты уклонения от уплаты налогов

 

1.1 Сущность налогового  правонарушения

 

Совершаемые в обществе правонарушения не однородны по своему характеру, однако по степени общественной опасности и юридическому оформлению теория права объединяет их в две  группы: преступления и проступки.

Также в сфере налоговых  правоотношений, в зависимости от степени общественной опасности, все  правонарушения можно подразделить на налоговые преступления и правонарушения, которые не имеют характера налогового преступления.

В словаре по экономике  и финансам содержится следующее  определение налогового правонарушения. Налоговое правонарушение - понимается противоправное, виновное действие или бездействие, которым не исполняются или ненадлежащим образом исполняются обязанности, нарушаются права и законные интересы участников налоговых отношений и за которые установлена юридическая ответственность1.

Однако наиболее точным и оптимальным, на наш взгляд, является понятие налогового правонарушения, представленное в Налоговом кодексе.

Под налоговым правонарушением  понимается противоправное, виновное деяние, совершенное налогоплательщиком, налоговым агентом или иным лицом, ответственность за которое установлена  соответствующей нормой НК РФ2.

Налоговое правонарушение и налоговое преступление не являются тождественными категориями. Они отличается друг от друга степенью общественной опасности.

Под налоговым преступлением  понимается совершенное в налоговой  сфере противоправное деяние, преступный характер которого признан действующим  уголовным законодательством территории, к юрисдикции которого оно отнесено.

Если проанализировать определение налогового преступления, легко заметить, что оно содержит в себе все признаки налогового правонарушения. Таким образом, преступление в налоговой  сфере не может существовать само по себе без налогового правонарушения.

Содержанием объективной  стороны налогового преступления является то или иное налоговое правонарушение. Оно же трансформируется в налоговое  преступление при наступлении общественно  опасных последствий.

Сравним налоговое правонарушение и налоговое преступление по основным критериям. Отличия между ними заключается  в следующем.

Таким образом, налоговые  правонарушения и налоговые преступления не тождественные понятия, они различаются степенью общественной опасности.

Налоговые правонарушения по сравнению с налоговыми преступлениями представляют меньшую общественную опасность и закрепляются не УК РФ, а только НК РФ. Кроме того, они  влекут за собой не наказание, а взыскание (ст. 114 НК РФ).

После того, как мы выяснили сущность налогового правонарушения, целесообразно выделить его основные признаки, определяющие состав налогового правонарушения.

 

1.2 Признаки налогового  правонарушения

 

Анализ приведенного ранее определения позволяет  выделить три признака, квалифицирующих налоговое правонарушение3:

1) противоправность действий (бездействия) лица;

2) наличие вины лица  в совершении налогового правонарушения;

3) ответственность за  совершение противоправных действий (бездействия), установленная НК  РФ.

Противоправность деяния применительно к налоговым правоотношениям  означает, что действия (бездействие) лица нарушают конкретные правовые нормы, установленные НК РФ или другими  федеральными законами о налогах  и сборах4.

Например, противоправность будет иметь место, если налогоплательщик необоснованно применит налоговую  льготу по НДС, предусмотренную ст. 149 НК РФ.

В то же время в случае, когда действия налогоплательщика  будут противоречить иному правовому  акту, например приказу ФНС России, Минфина России или других исполнительных органов, говорить о противоправности деяния нельзя.

Наличие вины лица в совершении налогового правонарушения - второй признак  налогового правонарушения.

При отсутствии вины лица совершенное им деяние перестает  отвечать признакам налогового правонарушения, что автоматически исключает  возможность привлечения лица к  налоговой ответственности5.

Существуют две формы  вины лица в совершении налогового правонарушения - умысел и неосторожность.

Умысел в действиях  лица усматривается в том случае, если лицо, совершившее правонарушение, осознавало противоправный характер своих  действий (бездействия) и желало либо сознательно допускало наступление  вредных последствий таких действий (бездействия).

Правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих  действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших  вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.

В частности, п. 3 ст. 122 НК РФ установлено, что неуплата или  неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного  неправильного исчисления налога или  других неправомерных действий (бездействия), совершенная умышленно, влечет взыскание  санкций в размере 40% от неуплаченных сумм налога.

За аналогичные действия, но совершенные по неосторожности, штраф взыскивается в размере 20%.

При определении вины как признака, квалифицирующего налоговое  правонарушение, следует помнить, что  ее наличие в действиях организации-налогоплательщика  определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения6.

Далеко не всегда виновное действие (бездействие), подпадающее  под определение налогового правонарушения, будет вести к применению мер  налоговой ответственности. Это  связано с тем, что существуют обстоятельства, при наличии которых  вина лица в совершении налогового правонарушения исключается. К ним  относятся:

1) совершение деяния, содержащего признаки налогового  правонарушения, вследствие стихийного  бедствия или других чрезвычайных  и непреодолимых обстоятельств.

2) совершение деяния, содержащего признаки налогового  правонарушения, налогоплательщиком - физическим лицом, находившимся  в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния.

3) выполнение налогоплательщиком  или налоговым агентом письменных  разъяснений по вопросам применения  законодательства о налогах и  сборах, данных финансовым органом  или другим уполномоченным государственным  органом или их должностными  лицами в пределах их компетенции7.

Установленная НК РФ ответственность  за совершение противоправного деяния - третий признак налогового правонарушения.

Он означает, что виновное и противоправное действие (бездействие) лица будет признаваться налоговым  правонарушением лишь тогда, когда  подобные деяния лица образуют состав налогового правонарушения, за который  в Налоговом кодексе РФ предусмотрена  соответствующая налоговая санкция. Под составом налогового правонарушения понимается совокупность признаков, необходимая и достаточная для признания деяния налоговым правонарушением и привлечения лица к налоговой ответственности8. Как установлено НК РФ, субъектами ответственности за совершение налоговых правонарушений являются организации и физические лица, достигшие 16-летнего возраста. Таким образом, под налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым кодексом РФ установлена ответственность.

 

2 Налоговые правонарушения в  Российской Федерации

 

2.1 Причины возникновения  налоговых правонарушений

 

Налоговая система оказывает  большое влияние на экономическую  безопасность России. Одной из основных угроз является нарушение налогового законодательства, так как повышение  уровня безопасности зависит от эффективности  налоговой системы, уменьшения количества налогов и повышения их собираемости.

Одним из негативных последствий  массового уклонения и сокрытия от налогообложения средств является то, что это становится одним из источников, питающих организованную преступность

Учеными-административистами  предпринимались попытки классифицировать причины и условия правонарушений. Причем это были именно попытки построения классификаций, относящихся к эмпирическому  уровню познания, и выступали они  как средство первоначального упорядочения всего многообразия эмпирических данных.

В административной деликтологии одним из первых, осуществивших классификацию  причин и условий правонарушений, можно назвать В.И. Ремнева. В соответствии с предложенной им классификацией выделяются:

а) общие причины и  условия правонарушений (экономические, политические, идеологические, правовые, организационные, культурно-воспитательные);

б) причины и условия, связанные с определенной служебной  ситуацией (недостатки контроля, безнаказанность  нарушителей, «давление сверху», попустительство  нарушителям со стороны руководителей);

в) обстоятельства, связанные  с личностью правонарушителя, во-первых, должностного лица; во-вторых, для гражданина, не являющегося должностным лицом9.

В административно-правовой литературе встречаются и другие подходы к классификации причин и условий совершения правонарушений.

Одни авторы, например, предлагают двухступенчатую классификацию:

а) причины и условия  административной деликтности в  целом;

б) причины конкретных групп административных правонарушений.

Другие, не говоря о классификации, приводят наиболее типичные причины  административных правонарушений: недостаточный  уровень правовой осведомленности  граждан и должностных лиц  о нормах административного права, недостатки административно-правового  воспитания граждан, недостаточное  внимание к профилактике, влияние  негативной антиобщественной среды.

Налоговые правонарушения, в соответствии с категориями  общего, особенного и единичного можно  классифицировать тремя уровнями деликтологических  оснований. На первом из них находятся  те явления общественной жизни, которые  вызывают причины всех видов негативных явлений, в том числе преступности, и всех видов налоговых правонарушений, предусмотренных НК РФ и КоАП РФ.

На определенном этапе  развития нашего общества выделялись следующие причины этих негативных явлений:

- материальные и идеологические;

- полная и специфическая  причины;

- объективные и субъективные  причины.

На уровне особенного деликтологические основания в  качестве причин правонарушений проявляются  в определенной сфере жизнедеятельности  людей, под которой понимается та часть общественных отношений, связанная  с условиями существования и  расширенного воспроизводства как  производительной силы и как личности.

На уровне единичного деликтологические основания причин совершения налоговых правонарушений выражаются в существовании конкретных взаимообусловленных моментов субъективного (характерные черты и свойства личности правонарушителя) и ситуативного (место, время) порядка, которые их порождают.

Анализируя различные  подходы к классификации причин возникновения налоговых правонарушений, можно выделить в качестве оснований  две группы факторов, обусловливающих  совершение налоговых правонарушений10.

К первой относятся те из них, которые в малой степени  зависят от деятельности налоговых  органов. Наиболее важными являются:

- объективное противоречие  между экономическими потребностями  и возможностями современного  российского общества - отдельных  социальных слоев, групп, личностей;

- общее снижение уровня  жизни, в некоторых группах  социума - ниже границы обеспечения  физиологической выживаемости;

- определенные детерминации  в области социальной психологии, находящие проявления в искаженных  потребностях, интересах, целях,  взглядах, нравственных ценностях  и правосознании лиц, совершающих  правонарушения;

- разрушение традиционных  для России стереотипов поведения,  общепринятых норм морали и  нравственности, выражающееся в  правовом нигилизме, нравственно-психологическом  состоянии налогоплательщиков, характеризующемся  негативным отношением к существующей  системе налогообложения.

Другая группа факторов, способствующих совершению налоговых  правонарушений, непосредственно связана  с деятельностью налоговых органов. По содержанию эти факторы подразделяются на:

а) связанные с недостатками нормативного обеспечения профилактической деятельности налоговых органов;

б) факторы организационного характера.

К группе факторов, связанных  с организацией деятельности налоговых  органов и оказывающих определенное негативное влияние на состояние  и динамику налоговой деликтности, прежде всего относится низкий уровень  общей и индивидуальной профилактики.

К числу организационных  факторов, влияющих на состояние налоговой  деликтности, относится и низкий уровень информационно-аналитического обеспечения профилактики налоговых  правонарушений. Между тем такое  обеспечение является основой для  установления тенденций налоговых  правонарушений, определения основных видов борьбы с ними и разработки наиболее эффективных профилактических мер. Между тем анализ практики показывает, что это важное направление деятельности нуждается в существенной реорганизации.

Таким образом, выделяют две группы факторов, обусловливающих  совершение налоговых правонарушений: непосредственно связанные с  деятельностью налогвых органов  и в малой степени зависящие  от деятельности налоговых органов.

После установления причин возникновения налоговых правонарушений, логично рассмотреть налоговые  правонарушения, непосредственно имеющие  место в Российской Федерации, а  также раскрыть сущность наиболее распространенных из них.

 

2.2 Классификация налоговых правонарушений, существующих в Российской Федерации

 

Конкретные составы  налоговых правонарушений и ответственность  за их совершение предусмотрены в  гл. 16 НК РФ. При этом следует отметить, что статьями данной главы НК РФ предусматривается ответственность  как за чисто налоговые правонарушения, посягающие на законодательно установленный порядок поступления налоговых доходов в бюджет, так и за правонарушения, хотя и «неналоговые» по своей сути, но так или иначе затрагивающие нормы законодательства о налогах и сборах. Так, например, в ст. 128 НК РФ установлена ответственность свидетеля за неявку либо уклонение от явки, а также неправомерный отказ от дачи показаний либо дачу ложных показаний, в ст. 129 НК РФ - ответственность эксперта, переводчика или специалиста за отказ от участия в проведении налоговой проверки, дачу заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода.

В целом в гл. 16 НК РФ предусматривается ответственность  за следующие виды налоговых правонарушений:

- нарушение срока постановки  на учет в налоговом органе (ст. 116 НК РФ);

- уклонение от постановки  на учет в налоговом органе (ст. 117 НК РФ);

- нарушение срока представления  сведений об открытии и закрытии  счета в банке (ст. 118 НК РФ);

- непредставление налоговой  декларации (ст. 119 НК РФ);

- грубое нарушение  правил учета доходов и расходов  и объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ);

- неуплата или неполная  уплата сумм налога (сбора) (ст. 122 НК РФ);

- невыполнение налоговым  агентом обязанности по удержанию  и (или) перечислению налогов  (ст. 123 НК РФ);

- несоблюдение порядка  владения, пользования и (или)  распоряжения имуществом, на которое  наложен арест (ст. 125 НК РФ);

- непредставление налоговому  органу сведений, необходимых для  осуществления налогового контроля (ст. 126 НК РФ);

- неявку либо уклонение  от явки, а также неправомерный  отказ от дачи показаний либо  дачу заведомо ложных показаний  лицом, вызываемым в качестве  свидетеля (ст. 128 НК РФ);

- отказ эксперта, переводчика  или специалиста от участия  в проведении налоговой проверки, дачу заведомо ложного заключения  или осуществление заведомо ложного  перевода (ст. 129 НК РФ);

- неправомерное несообщение  сведений налоговому органу (ст. 129.1 НК РФ)11.

 

3. Практика налоговых правонарушений

 

3.1 Статистика  налоговых правонарушений в Российской  Федерации

 

Как свидетельствуют  данные статистики, основными способами  совершения налоговых правонарушений являются: занижение объема реализованной  продукции (41,3%), сокрытие выручки от реализации продукции (13,7%), завышение  себестоимости (10,5%), на которые приходится почти 66% всех выявленных правонарушений.

Другие способы совершения налоговых нарушений встречаются  значительно реже: осуществление  коммерческой деятельности без лицензии (4%), превышение предельно допустимой суммы при расчете наличными (3%), осуществление финансовых операций с использованием счетов других предприятий  по взаимной договоренности (1,8%), ведение  коммерческой деятельности без регистрации  в налоговой инспекции (1,9%).

Наибольшее количество нарушений налогового законодательства в крупном и особо крупном  размере выявляется в следующих  отраслях экономики: в промышленности (23,3%), торговле (17,4%), строительстве (17%), сельском хозяйстве (11,6%). Среди отраслей промышленности следует выделить пищевую (4,3%), машиностроение и металлообработку (3%), лесную, деревообрабатывающую и  целлюлозно-бумажную (2,5%). Доля нарушений  налогового законодательства на транспорте составила 4,7%, в кредитно-финансовой сфере - 2% от всех выявленных нарушений.

Наиболее криминогенными отраслями народного хозяйства  по доле предприятий с выявленными  нарушениями налогового законодательства в крупном и особо крупном  размере от общего количества предприятий  являются: промышленность (0,8% от общего числа предприятий отрасли), транспорт (0,7%), строительство (0,6%), кредитно-финансовая сфера (0,4%), сельское хозяйство (0,3%), торговля (0,2%). Более детальный анализ промышленной сферы показывает высокий уровень  криминализации топливно-энергетического комплекса (14,7% от общего числа предприятий ТЭК), в том числе добыча и переработка газа (27,1%), нефтедобывающая промышленность (22,2%), нефтеперерабатывающая промышленность (14,7%), электроэнергетика (12,3%), угольная промышленность (12,2%). Уровень криминализации в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности составил 6,1%, черной металлургии - 4,2%, цветной металлургии - 2% 12.

Если обратиться к  статистике уголовных дел по налоговым  правонарушениям, то, например, за 2008 год  в России было выявлено уклонений  от уплаты налогов физическими лицами - 5445, из них правоохранительными  органами - 99,1%; уклонений от уплаты налогов юридическими лицами - 6922, из них правоохранительными органами - 97,2%.

После исследования приведенной  статистики с целью установления наиболее распространенных налоговых  правонарушений необходимо перейти  к непосредственно практическим ситуациям возникновения налоговых  правонарушений.

 

3.2 Методика выявления  уклонения от уплаты налогов

Отправляясь от видовых уголовно-правовых понятий налоговых преступлений граждан, рассмотрим структурные элементы их криминалистической характеристики.

Место совершения налоговых преступлений. Непосредственным местом может быть помещение, где в бухгалтерскую документацию вносились искаженные данные о доходах или расходах. Это, например, офис организации, квартира главного (старшего) бухгалтера или директора. Однако следует учитывать, что составление подложных бухгалтерских документов (декларации о доходах) в целях сокрытия объектов налогообложения само по себе означает лишь приготовление к налоговому преступлению или покушение на него. Законченным составом будет фактическая неуплата налога за соответствующий на-логооблагаемый период в срок, установленный законодательством. Поэтому место совершения налогового преступления - комплексная категория, которая может состоять из нескольких различных компонентов. Исходя из этого фактическим местом их совершения следует считать регион (город, район), контролируемый соответствующей территориальной инспекцией Федеральной налоговой службы (ИФНС).

Время совершения налоговых преступлений точно определить довольно трудно. Их можно отнести к длящимся деликтам, начинающимся с действий по фальсификации бухгалтерских документов и заканчивающихся неуплатой в установленный срок соответствующего налога или страхового взноса. В зависимости от вида налоговых платежей это время может охватывать от нескольких дней до нескольких месяцев и даже лет.

Мотивы совершения налоговых преступлений почти всегда имеют личный, корыстный характер. Это стремление обогатиться, удовлетворить свои амбиции, занять более значимое место в социальной иерархии общества, достичь больших результатов в бизнесе, получив материальную выгоду преступным путем. Однако практика борьбы с этими деликтами выявила случаи их совершения из других побуждений: чтобы своевременно погасить банковский кредит, стабилизировать финансовое положение предприятия, закупить более производительное оборудование, внедрить новые технологии и др. У рядовых исполнителей движущим мотивом может быть стремление любым путем сохранить место работы, продвинуться по служебной лестнице, боязнь мести сообщников.

Субъекты налоговых преступлений, предусмотренных ст. 198 УК РФ, - это физические лица: российские и иностранные граждане, а также лица без гражданства, достигшие 16-летнего возраста, если они имеют налогооблагаемый доход и обязаны в соответствии с законодательством представлять в налоговые органы декларацию о доходах для исчисления и уплаты налогов.

Субъекты  налоговых преступлений, предусмотренных ст. 199 УК РФ, - это в первую очередь руководители предприятий, учреждений, организаций. Указанных субъектов отличает достаточно высокий социал;ьный статус, прочная установка на достижение преступной цели, широкие связи, в том числе в криминальных структурах. Соучастниками могут быть и иные служащие организации, включившие в бухгалтерские документы заведомо искаженные данные о доходах или расходах либо скрывшие иные объекты налогообложения, например, собственник (владелец) предприятия, главный (старший) бухгалтер, кассир, товаровед, продавцы.

При совершении налоговых посягательств преступные группы обычно состоят из двух человек: директора и главного (старшего) бухгалтера. Однако нередко в группу входят заместители директора и главного бухгалтера, кассир, кладовщик, товаровед. Почти три четверти налоговых преступников (74%) - мужчины (в основном руководители предприятий, организаций). Женщины обычно занимают бухгалтерские должности. Довольно широк - от 21 года до 65 лет - возрастной диапазон злостных неплательщиков налогов или страховых взносов, средний возраст которых составляет 38 лет. Налоговые преступники отличаются высоким образовательным уровнем - около 60% имеет высшее образование, а доля ранее судимых составляет 7%.

Непосредственные объекты преступных посягательств. Чаще всего это налог на прибыль организаций - 43% от общего числа налоговых преступлений. За ним следует налог на добавленную стоимость (НДС) - 28,4 % и транспортный налог, - 6,7%. Физические лица наиболее часто укрываются от уплаты подоходного налога.

Следы налогового преступления - последствия или всей криминальной деятельности виновного лица (повышение уровня его материального благосостояния), или отдельных действий (отсутствие документов, товарно-материальных ценностей, фигурировавших в инвентаризационной ведомости). Это могут быть материально фиксированные отображения, а также образы, запечатлевшиеся в сознании людей.

Способы совершения налоговых преступлений. Знание типовых способов совершения налоговых преступлений позволяет успешно выявлять и расследовать деликты любой сложности. Наиболее опасны те из них, в которых используются маскировка и вуалирование криминальных манипуляций и их следов в целях противодействия своевременному выявлению налоговых преступлений.

Криминальная  деятельность налоговых преступников состоит из неправомерных бухгалтерских и (или) хозяйственных операций, проводимых под видом законных в целях неуплаты налогов или страховых взносов. По уровню организации и преступной квалификации виновных лиц выделяются такие ее разновидности:

1. Деятельность  дилетантского уровня, когда уклонение  от уплаты налогов или взносов осуществляется путем утаивания финансово-хозяйственных операций, например посредством уничтожения учетных документов.

2. Деятельность  полупрофессионального уровня, когда  уклонение от уплаты налогов или страховых взносов достигается посредством отражения в бухгалтерской документации вымышленной финансово-хозяйственной деятельности (вуалирование). Оно реализуемо, если на предприятии работает достаточно опытный главный (старший) бухгалтер, «прячущий» доходы путем подмены первичных бухгалтерских документов сфальсифицированными, осуществления неправильных бухгалтерских проводок, искажения финансовой отчетности, ведения «двойной» бухгалтерии.

3. Деятельность  профессионального уровня, когда  уклонение от уплаты налогов  реализуется одновременно путем  утаивания и вуалирования. Особенно опасна ситуация, когда преступление совершается объединенными усилиями нескольких хозяйствующих субъектов, практикуется подкуп должностных лиц налоговых и правоохранительных органов (коррупция), а скрываемые от налогообложения средства «перекачиваются» в теневой бизнес.

Деловая активность организаций и индивидуальных предпринимателей без образования  юридического лица находит свое выражение  в различных хозяйственных операциях: приобретении и использовании сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, производстве из них продукции, выполнении работ, оказании услуг, перевозке товаров, получении кредитов, ссуд, осуществлении платежей и т.д. Эти операции изменяют состояние экономических показателей хозяйствующих субъектов и должны отражаться в бухгалтерском учете.

Если  в учетном процессе выполняются  обязательные требования сплошного, непрерывного, документального и взаимосвязанного отражения всех хозяйственных операций, то принципиально невозможно скрыть в бухгалтерских документах признаки преступного уклонения от уплаты налогов. Причем каждая разновидность преступного посягательства характерна конкретной формой воздействия на учетный процесс и систему экономических показателей.

Высокий уровень латентности налоговых  преступлений диктует необходимость оптимизации способов их выявления, среди которых одним из основных стал анализ бухгалтерской документации. Перед проверкой достоверности отчетных данных, предоставляемых организациями и гражданами, нужно тщательно изучить всю информацию о налогоплательщике, имеющуюся в правоохранительных и налоговых органах: учредительные документы, отчеты, декларации, материалы предыдущих проверок. Важные данные могут содержаться в письмах и заявлениях граждан, в сведениях, полученных из органов управления (например, о выдаче лицензии на конкретный вид предпринимательской деятельности) и почерпнутых из средств массовой информации (рекламные объявления).

Для выявления  налоговых преступлений весьма эффективны встречная сверка документов и операций; анализ различных направлений хозяйственной деятельности и балансовых счетов в их взаимосвязи; проверка контролирующих регистров одновременно с документами; динамический анализ хозяйственных процессов с сопоставлением однородных операций; проверка соответствия списания материальных ценностей нормам затрат; сравнение объяснений тех, кто осуществлял хозяйственные операции, и др. Поскольку все процессы хозяйственной деятельности тесно взаимосвязаны, результат проверки хозяйствующих субъектов бывает ощутим, когда она проводится одновременно в нескольких структурах, связанных друг с другом.

Эффективна  проверка хозяйственных операций на определенную дату. Сопоставление динамики однородных данных на конкретные даты показывает, как идет проверяемая хозяйственная деятельность, какие уловки используются для сокрытия доходов, например, незаконные списания, нарушения кассовой дисциплины и др. Выявляются налоговые преступления и посредством внешних и внутренних сравнений, в частности сопоставлением однородных документов, например ведомостей на выдачу заработной платы за разные месяцы со сличением подписей в них и личных делах ее получателей в отделе кадров.

По хозяйственным  операциям, в которых задействовано  несколько организаций, необходимо получить информацию обо всех партнерах. При анализе непроизводительных расходов (неустойки, пени, штрафы за простой вагонов и др.) нужно проверять всех контрагентов, оформлявших и совершавших эти платежи: поставщиков, получателей, перевозчиков и т.д.

Выбирая способ совершения налогового преступления, его субъект отдает предпочтение тем хозяйственным операциям, которые  недостаточно защищены системой бухгалтерского учета. Ориентируясь на уязвимые нормы законов и бухгалтерские операции, налоговые преступники подбирают оптимальный, с их точки зрения, способ уклонения от уплаты налогов.

Следы, остающиеся в документах бухгалтерского учета, можно классифицировать на экономические, документальные и учетные. Документальные следы совершения налоговых преступлений остаются на уровне первичной регистрации хозяйственных операций, отраженных в бухгалтерской документации и материалах инвентаризаций, а учетные - на уровне бухгалтерского учета. Они проявляются как разного рода несоответствия между первичными документами и реальной хозяйственной деятельностью, а также между разными первичными документами; учетные  между данными учета и отчетности, учетом и первичными документами либо внутри учета (например, между его аналитической и синтетической частями); экономические  в системе отчетных или аналитических показателей. Для их выявления используются методы документального, бухгалтерского и экономического анализа.

Достаточно  очевидными следами совершения налогового преступления считается:

1) полное  несоответствие произведенной хозяйственной  операции ее документальному отражению,

2) несоответствие  записей в первичных, учетных  и отчетных документах,

3) наличие  подлогов в документах, связанных  с расчетами величины дохода (прибыли) и сумм налога.

 К  числу неявных признаков совершения  налоговых преступлений относятся:

1) несоблюдение  установленных правил ведения  учета и отчетности,

2) нарушение  правил производства кассовых  операций,

3) необоснованные  списания товарно-материальных ценностей, 

4) неправильное  ведение документооборота,

5) нарушения  технологической дисциплины.

Камеральная налоговая проверка. Каждый хозяйствующий субъект обязан к установленному сроку представить в ИФНС бухгалтерский отчет и расчеты по всем видам налогов. Налоговый инспектор убеждается, что представлены все требуемые приложения к бухгалтерскому отчету и налоговые расчеты. Затем он проверяет правильность их заполнения, корреляцию показателей, приведенных во всех формах отчетности и в налоговых расчетах, с показателями бухгалтерского отчета, выясняет причины имеющихся неувязок, законность применения налоговых ставок и льгот.

Камеральная налоговая проверка включает в себя изучение налоговых деклараций и  годовых лицевых счетов, сравнение  приведенных в них данных со сведениями предыдущих лет, анализ соотношения  оценок и баланса. В результате выявляются искажения в отчетных документах, направленные на сокрытие или занижение прибыли либо иных объектов налогообложения. Такая проверка дает эффект в налоговых органах, имеющих компьютерную технику, на базе которой возможен детальный анализ отчетности.

Выездная налоговая проверка - более результативный метод обнаружения признаков рассматриваемых преступлений. Она применяется сотрудниками ИФНС.

В ходе выездных налоговых проверок ведется углубленный  анализ деятельности хозяйствующего субъекта на основе первичных бухгалтерских документов и учетных регистров, выявляются нарушения, приведшие к минимизации налоговых платежей. Обязательно выясняются:

а) правильность отражения в бухгалтерском учете  и отчетности прибыли и убытков  от реализации продукции (работ, услуг), прочей реализации и внереализационных операций;

б) достоверность  отражения учетных данных фактической  себестоимости продукции (работ, услуг);

в) правильность расчетов по уплачиваемым налогам, в  том числе правомерность применения различных льгот. В первую очередь контролируется правильность исчисления налогооблагаемой прибыли и уплаты с нее налога.

Проверка  первичных документов и записей  в учетных регистрах бывает сплошной или выборочной, когда проверяется  часть документов в каждом месяце проверяемого периода. Если обнаруживаются грубые нарушения налогового законодательства, дальнейшую проверку ведут сплошным методом с обязательным изъятием документов, содержащих искаженные данные, свидетельствующие об укрытии от уплаты налогов или страховых взносов.

При анализе  каждого отдельного документа противоречия, скрытые в его содержании, обнаруживают путем формальной, арифметической или  нормативной проверки. При формальной проверке анализируют соблюдение установленной формы документа и всех его реквизитов, поскольку Федеральный закон «О бухгалтерском учете» гласит, что к учету принимаются документы, составленные по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Такая проверка может обнаружить следующие признаки преступных действий по уклонению от уплаты налогов или страховых взносов: использование в документообороте бланков ненадлежащей формы, отсутствие в них нужных реквизитов и наличие лишних. Разновидностью последних будут различные посторонние записи и пометки на документах, которые делает налоговый преступник. Особое внимание необходимо обращать на имеющиеся исправления, следы подчисток, дописок, а также на черновые записи.

На следующем  этапе формальной проверки определяют, нет ли в документе сомнительных реквизитов, сопоставляя последние между собой. Сопоставляются тождественные элементы разных реквизитов, например название организации в штампе и печати либо реквизиты данного документа с аналогичными реквизитами других. Кроме того, реквизиты сопоставляют с нормативными представлениями о безукоризненной хозяйственной деятельности организаций и частных предпринимателей без образования юридического лица. Несоответствия между реквизитами дают повод отнести документ к подозрительным.

Арифметическая проверка - это контроль правильности подсчетов, произведенных при составлении конкретного учетного документа. С ее помощью обнаруживаются несоответствия, внесенные путем исправления, дописок, травления и т.п. в первичные документы, учетные регистры и финансовую отчетность.

Нормативная проверка - это глубокий анализ содержания отраженной в документе хозяйственной операции в плане соответствия действующим нормам, правилам, инструкциям. Она позволяет выявлять правильно оформленные, но ложные по сути документы. Часто налоговые преступления, не вызывая противоречий в содержании конкретного документа, проявляются в виде несоответствий во взаимосвязанной учетной документации. Для их обнаружения используют такие приемы криминалистического анализа документов, как встречная проверка и взаимный контроль.

Встречная проверка - это сравнение разных экземпляров одного и того же документа, поэтому ее можно применять только к документам, оформляемым в нескольких экземплярах. Это, в частности, документы, отражающие получение или отгрузку товарно-материальных ценностей: накладные, счета-фактуры и др.


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.