Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Молодая семья как социальный институт

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.05.13. Сдан: 2013. Страниц: 32. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство образования  и науки РФ

 

 «Северный (Арктический)  федеральный университет»

 

 

 

 

Кафедра социальной работы

 

 

Сулейменова Ульяна Юрьевна

 

 

 

Факультет Социальной работы курс 2 группа 21

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: «Социология»

 

 

На тему «Молодая семья как социальный институт»

 

 

Работа допущена к защите   _______________________________________________

                                                                             (подпись руководителя)                                       (дата)

 

 

 

 

 

 

Признать, что работа

выполнена  и защищена с оценкой    ________________________________________

 

Руководитель проекта  Доцент, канд. фил.наук    ______________         Федулова А.Б

                                                   (должность)                                 (подпись)                      (Фамилия И.О.)

                                        

                                     ___________________

                                                                       (дата)

 

 

 

 

 

 

 

 

Архангельск

2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА I. ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМЬИ КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА………………………………………………………………...…..5

1.1. Понятие социального  института……………………………..……….5

1.2. Функционирование семьи в современном обществе……..………..10

1.3. Типология семьи, жизненный цикл………………………………....16

ГЛАВА II. МОЛОДАЯ СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ…......................................................................................................20

2.1. Понятие молодой  семьи, типология………………………………...20

2.2. Характеристика молодой семьи  как социального института…..…21

2.3. Тенденции развития молодой  семьи…….....……..……..……..…...24

ГЛАВА III. ИССЛЕДОВАНИЕ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ НА СЕМЬЮ………….……..……..……....................................................................27

3.1. Программа исследования…………………………………………….27

3.2. Анализ результатов исследования…………………………………..27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………….………….38

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………...41

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Семья – особый социальный институт, который стравится многими  социологами на первое место. Все началось с О. Конта, который считал семью клеткой социального организма.

Также важнейшим институтом семью  считал Г. Спенсер, который разделил все социальные институты на шесть групп, и на первое место поставил «домашние», в которой доминировали семья и брак.

Было положено начало, и все последующие  социологи изучали проблемы семьи  и брака, базируясь на ранних теоретических  положениях. Семью как социальный институт рассматривали К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер. В западной социологии наиболее видными представителями социологии семьи были У. Берр, К. Киркпатрик, И. Най, Р. Хилл и др. В отечественной же науке это были А.Г. Харчев, А.И. Антонов, С.И. Голод, Т.А. Гурко.

Актуальность работы обусловлена непрекращающимся интересом к семье как социальному институту, поскольку она находится в движении, меняется не только под воздействием социально-политических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития.

Молодая семья является динамичной и легко изменяющейся частью общества. Проводимые в стране изменения сильно отражаются на ней, что выражается в изменении особенностей формирования молодой семьи, ее структуры, состава, типов семейного уклада. Поэтому будет актуальным рассмотрение нами молодой семьи как динамичного и проблемного социального института.

Новизна заключается в  том, что семья как социальный институт хорошо изучена в отечественной  социологической литературе, но следует  отметить, что молодая семья изучена в меньшей степени, данное исследование вносит вклад в изучение относительно молодой семьи как социального института.

Цель работы: изучение молодой семьи как социального института.

Задачи:

  1. Изучение понятия социального института, его признаков
  2. Анализ функционирования семьи в современном обществе
  3. Рассмотрение типологии семьи, жизненного цикл
  4. Изучение понятия молодой семьи, типологии
  5. Характеристика молодой семьи как социального института
  6. Изучение тенденций развития молодой семьи
  7. Исследование

Объект: семья

Предмет молодая семья как социальный институт

 

ГЛАВА I. ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМЬИ КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА

 

1.1. Понятие социального  института

 

С социологической точки  зрения, понятие институт обозначает совокупность норм, которые регулируют социальные действия и общественные отношения определенной сферы.

По американскому социологу  Т. Веблену, социальный институт – это  совокупность общественных обычаев, норм, привычек поведения, установленных  в данном обществе, образ мысли  и образ жизни, который передается из поколения в поколение.1

Э. Дюркгейм понимал под  социальными институтами такие  типы человеческих отношений, в которых  нуждается общество, и поэтому  они постоянно возрождаются. 2

Современный английский социолог Э. Гидденс дал следующее понятие социального института – это устойчивые формы социальной деятельности, которые воспроизводятся во времени и пространстве.

Понятие социального  института определялось по-разному различными учеными. Обобщая все определения, В. Н. Лавриненко выделяет элементы, из которых складывается понятие социального института.

Социальный институт, это

  • Ролевая система, в которую включены те или иные нормы, статусы и роли;
  • Совокупность обычаев, традиций и правил поведения людей;
  • Организованная система формальных и неформальных структур;
  • Совокупность норм и учреждений, регулирующих ту или иную сферу общественных отношений;
  • Устойчивый комплекс социальных действий.3

В итоге, социальный институт можно понимать с трех позиций: как установление, норма, принятое правило поведения, как организация, учреждение, орган, ассоциация, объединение людей и как устойчивые формы организации общественной жизни и деятельности людей.

Сегодня в научной  литературе доминирует трактовка социального  института как нормы. Доказательством  может служить определение Т. Парсонса: институты – «всеобщие модели норм, которые очерчивают категории предписанного, разрешенного и запрещенного поведения в социальных отношениях, для людей в их взаимодействии друг с другом как членов общества и его различных подсистем и групп»4

Если речь идёт о повседневной практике нормы поведения, ставшей  устойчивой и типичной, то институт приобретает образ и способ мыслей или действий, которые введены  в привычки какой-либо группы или  традиции народа, модель поведения.

Согласно второму подходу, в качестве социальных институтов выступают различные учреждения.

В отечественной социологии распространен третий подход, который  предполагает рассмотрение социальных институтов как целостных подсистем общества (семья, наука, образование и т. д.). Так, например, Социологический энциклопедический словарь дает такое определение: институты – «Исторически сложившиеся формы организации и регулирования общественной жизни…, обеспечивающие выполнение жизненно важных для общества функций…»5

Существует пять институциональных признаков, общих для всех социальных институтов. Это черты, которые выражают их внутреннее состояние:

  1. стандарты и образцы поведения;
  2. знаки и символы;
  3. кодексы и уставы;
  4. физические объекты и сооружения;
  5. ценности и идеи.

Существуют также внешние черты:

  1. объективность, когда люди воспринимают социальные институты в виде объектов, существующих независимо от их воли и сознания;
  2. принудительность. Институты навязывают свои правила и порядки, с которыми люди не всегда согласны;
  3. моральный авторитет, легитимность (законность) социальных институтов;
  4. историчность социальных институтов. Каждый институт когда-то зародился, развивался, трансформировался, и в данный момент мы видим итог этой эволюции.

Система социальных институтов очень динамична и представляет собой единство следующих процессов:

  1. жизненный цикл института от зарождения до исчезновения;
  2. функционирование зрелого института: выполнение своих функций, преодоление дисфункций;
  3. эволюция института: изменение его составляющих, функций.

Жизненный цикл института состоит из четырех стадий, которые обладают своими неповторимыми характеристиками.

Первая фаза – зарождение и формирование социального института. Американский социолог Г. Ленски выделил социальные потребности, которые порождают процессы появления и формирования социальных институтов:

  • потребность в коммуникации;
  • потребность в производстве продуктов и услуг;
  • потребность в распределении благ и привилегий;
  • потребность в безопасности граждан, защите их жизни и личного благополучия;
  • потребность в регулировании системы сложившегося социального неравенства, в размещении социальных групп;
  • потребность в социальном контроле за поведением членов общества – религия, мораль, право, пенитенциарная система.6

Вторая фаза – фаза, во время которой институт достигает своего полного расцвета.

Третья фаза – период формализации норм, принципов, характеризуемый обюрокрачиванием. Одни институты, создавая правила и нормы, развиваются, а другие погибают.

Каждый из социальных институтов имеет  свои функции, которые характеризуются  как польза, приносимая людям. Функцию социального института можно определить как совокупность решаемых им задач, достигаемых целей, оказываемых услуг.

Основными функциями социального института как такового, по Г.Е. Збровскому, являются:

1. Интегративная – способность института обеспечивать целостность сообщества, и реализовать это через взаимодействие между группами людей.

2. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений в определенной области, с помощью которой поддерживается устойчивость различных систем общества.

3. Регулятивная функция – способность социальных институтов с помощью норм, правил поведения и санкций регулировать поведение человека в различных сферах: в семье, в быту, в школе, и в других сферах.

4. Коммуникативная функция, включающая людей в деятельность, обеспечивает связи и общения между людьми за счет организации их жизни и деятельности.

Для каждого конкретного института можно выделить явные функции, латентные функции и дисфункции.

Те функции, которые открыто определяются, закрепляются в законах, программах, уставах, официально заявляются и осознаются людьми называются явными.

Скрытые (латентные) функции социальных институтов – это такие функции, которые осуществляются на самом деле, но их последствия осознаются не сразу и не всегда.

Если институт вместо пользы приносит обществу вред, то такое действие называют дисфункцией социального института. Ее суть в нарушении стабильности и равновесия в социальной среде через появление каких-либо сбоев в деятельности институтов.

Дисфункции социального института выражаются в неясности целей, неопределённости функций, падении социального престижа, подчинении интересам отдельных лиц.

Возможны различные критерии классификации социальных институтов.

В рамках своей теории человеческого общества, основанной на структурной аналогии между обществом и организмом, Г. Спенсер различает три основных типа институтов:

1) продолжающие род (брак и семья);

2) распределительные (или экономические);

3) регулирующие (религия, политические системы).

Критерием является выделение главных функций, присущих всем институтам.

Американский социолог П. Блау предлагает классифицировать институты по ценностям, которые они воплощают в своей структуре:

1) деятельность интегративных институтов направлена на поддержку солидарности и существующих партикулярных ценностей (частных) в обществе.

2) дистрибутивные институты основаны на универсалистских ценностях, отвечающих за сохранение соглашений по поводу льгот, вложений и вознаграждений.

3) организационные институты используют ценности для достижения цели и основаны на законах

Классифицируют институты также  и российские социологи. А.А.Радугин и К.А.Радугин выделяют социальные институты на основе функциональных качеств:

1) экономическо-социальные институты (деньги, собственность и др.);

2) политические институты (государство, партии, профсоюзы и др.);

3) социокультурные и воспитательные институты (стандарты поведения, ценности и нормы);

4) нормативно-ориентирующие (общечеловеческие ценности, специальные кодексы и этика поведения);

5) нормативно-санкционирующие (нормы, правила и предписания, закрепленные в юридических и административных актах);

6) церемониально-символические и ситуационно-конвенциональные институты (порядок и способ взаимного поведения).

 

1.2. Функционирование семьи в современном обществе

 

Семья – один из наиболее древних и значимых социальных институтов, не похожий ни на один другой институт. В истории пока нет альтернативы семье, и у нее есть своя особенность. По словам Я. Щепаньского, семья является единственным "разрастающимся изнутри" социальным институтом.7 Но нельзя это "саморазрастание" сводить только к демографическому воспроизводству, нужно понимать его двусмысленно. И все же, несмотря на это, семья и необходимость ее сохранения возникают из необходимости воспроизводства населения и социализации личности.

Антонов А.И. утверждает, что семья как социальный институт не просто исполнитель названных функций, она активный элемент и агент социальных изменений.8

Семья – это социальный институт, характеризуемый совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями и их детьми и другими родственниками.

Во многих примитивных  обществах существует только один институт – семья. Например, у современных племен Центральной Африки, у многих народов Севера нет института государства, религии, образования и других. Все вопросы, которые в цивилизированных обществах решаются всевозможными социальными институтами, тут решаются в рамках отдельных семей или на советах нескольких семей.

М.С. Мацковский говорил, что необходимо изучать семью  тогда, когда нужно узнать, насколько  «ее образ жизни и функционирование соответствуют или не соответствуют  тем или иным современным общественным потребностям». Чтобы знать будущее  семьи, надо построить ее модель как социального института.9

Современное российское общество развивается в направлении  демократизации и гуманизации, что  накладывает заметный отпечаток  на все сферы его функционирования. Изменившемуся социуму соответствует  обновленная модель семьи, которая уже нашла отражение в массовом сознании и фиксируется в массовом поведении.

Еще в 1916 г. П. Сорокин выявил тенденцию кризиса современной семьи, для которой были характерны: рост числа разводов, уменьшение числа браков, рост гражданских браков, рост проституции, падение рождаемости, освобождение жен из-под опеки мужа и изменение их взаимоотношений, уничтожение религиозной основы брака, ослабление охраны института брака со стороны государства.10

Современная отечественная  социология семьи, по мнению Черняк Е.М., предлагает ряд подходов при анализе тенденций развития российской семьи, которые сводятся к трем ключевым позициям:

1. идет нормальная  трансформация традиционной семьи  в современную под влиянием  социокультурной модернизации;

2. в России происходит  кризис института семьи, его  деградация;

3. трансформация семьи  – это мировой процесс, кризис-условие, в котором протекает модернизация российской семьи.

Проблемы современной  российской семьи в целом совпадают  с общемировыми.

На данный момент большинство жителей России живет в семьях, общее число которых – более 40 млн. Массовая семья – нуклеарная – два супруга, один или два ребенка. Неполные пары составляют примерно 19%: обычно мать и дети. 11

В России происходят процессы изменения повседневной жизни россиян в ходе трансформации российского общества. Они затрагивают процессы, сопряженные с трансформацией института семьи и определяют демографическую модернизацию, характеристиками которой являются самореализация, свобода выбора, личное развитие и индивидуальный стиль жизни, эмансипация. Все это находит отражение в формировании семьи, установках в отношении регулирования рождений и мотивах родительства. Это приводит к нуклеаризации семьи, увеличению возраста вступления в брак и позднему рождению детей, видоизменению форм брака и родительства. Все это можно описать как кризис, эволюция, модернизация, трансформация. По мнению Ю.П. Лежниной, необходимо говорить не о кризисе семьи, а о кризисе института брака, т. к. несмотря на все происходящие изменения, семья остается для людей очень важной ценностью.12

Кризис семьи как  социального института возник в  последней четверти XX века. Кризис семьи – это утрата ею в значительной степени своих традиционных функций. Кризис проявляется в возрастании количества разводов, в тенденции к малодетности, в росте занятости женщин в общественном производстве, в трансформации и возникновении новых традиционных форм семьи.

Современная семья как  социальный институт выполняет общественные функции, которые сильно трансформируются в связи с изменениями в стране: воспроизводство общества, социализация молодого поколения, воспроизводство социальной структуры через предоставление определенного социального статуса членам семьи, социальный контроль, сексуальный контроль, экономическая и социальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества.

Существует множество  классификаций функций, и практически  все они основаны на задачах, которые  должна выполнять семья как социальный институт.

Две функции семьи  можно назвать центральными: репродуктивную и социализации. Репродуктивная функция (воспроизводство семьи) связана с биологическим воспроизводством населения в общественном плане, и удовлетворения потребности в детях – в личном. Семья является основным институтом, ответственным за воспроизводство новых членов общества. По сравнению с 2002 г., в 2010 количество населения уменьшилось с 145,5 млн человек до 142,2 млн.13 Естественная убыль населения находится а стабильно высоком уровне. Характер рождаемости в Российской Федерации характеризуется массовой тенденцией к малодетности (один-два ребенка), откладыванием рождения первого ребенка, рождаемости вне брака. Еще с середины 60-х годов в России установился низкий уровень рождаемости, не обеспечивающий даже простое воспроизводство; началось сокращение количества браков, увеличились средний возраст вступления в брак и процент разводов. В настоящее время можно говорить о том, что только самостоятельная потребность в детях у личности может повысить рождаемость в стране.

Э. Гидденс отмечает устойчивую тенденцию ослабления регулятивной функции семьи в отношении сексуальной жизни, но считает, что брак и семья останутся прочными институтами.

Функция первичной социализации или воспитательная функция. Она  связана с передачей накопленного опыта, знаний, моральных и других ценностей старших молодому поколению. В современном обществе пытаются объединить усилия образовательных институтов и института семьи для успешной социализации детей, но семья по-прежнему лидирует в социализации индивидов.

Каждый автор представляет свою типологию функций семьи, мы представим функции по М. С. Мацковскому. С точки зрения семьи как социального института это:

1) репродуктивная –  биологическое воспроизводство  общества;

2) воспитательная –  социализация молодого поколения, поддержание культурной непрерывности общества;

3) хозяйственно-бытовая  – поддержание физического здоровья  членов общества, уход за детьми;

4) экономическая –  экономическая поддержка несовершеннолетних  и нетрудоспособных членов общества;

5) сфера первичного социального контроля – моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также ответственности обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколения;

6) сфера духовного  общения – развитие личности  членов семьи;

7) социально-статусная – предоставление  определенного социального статуса  членам семьи, воспроизводство  социальной структуры;

8) досуговая – организация рационального  досуга, социальный контроль в сфере досуга;

9) эмоциональная – эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия;

10) сексуальная. Функции сексуального регулирования предполагают организацию и регулирование сексуального поведения. Семья – главный институт, регулирующий естественные сексуальные потребности людей.

Все функции семьи  находятся в тесной взаимосвязи, но их соотношение может быть разным.

Проблемы семьи касаются каждого. Они затрагивают самые  различные социальные группы и слои. Процессы, которые влияют на ее функционирование, не могут не волновать общество и государство, так как устойчивость этого социального института напрямую связана с социальной безопасностью и перспективами национального развития.

Современный этап развития института  семьи сегодня определяется как переломный, поскольку взамен старым силам, поддерживающим традиционные семейные отношения, приходят новые.

 

1.3. Типология семьи, жизненный цикл

 

Основу семьи составляет супружеская пара, поэтому институт семьи тесно связан с институтом брака. Г. В. Осипов определяет брачный союз как социальный институт, узаконивающий интимные отношения между супругами и возникающую на этой основе их совместную жизнь, налагая при этом на них взаимные обязательства14.

По правилам заключения браков, у разных народов существуют эндогамия – обычай, позволяющий заключать брак в определённой общественной группе (кастовая эндогамия характерна для каст Индии), и экзогамия – обычай, позволяющий заключать брак вне собственной группы. Одна из важных задач такого брака – избежание кровосмешения, что обусловливается запретом брака с близкими родственниками.

По количеству поколений можно выделить нуклеарную (консангвинальную) семью, в которой представлены только родители и дети, и расширенную (коньюгальную), включающую в себя родителей, детей и иных родственников.

По количеству детей в семье выделяются бездетные (инфертильные) семьи, традиционные однодетные, двудетные и многодетные.

По количеству родителей в семье существуют полные и неполные семьи.

На основе распределения  семейных обязанностей и лидерства выделяют:

1) традиционную семью,  которой свойственны не менее  трех поколений, мужчина –  лидер, четкое и строгое распределение  обязанностей, полная экономическая  зависимость жены от супруга;

2) неотрадиционный или  эксплуататорский тип семьи, в котором женщина и мужчина равны в исполнении общественного труда, но лидерство также остается за мужчиной, и обязанности разграничиваются на мужские и женские;

3) семью равных или  эгалитарную семью, которой характерны  теплые эмоциональные отношения, совместное принятие решений, равномерное распределение обязанностей.

По социальному положению  семьи делятся на гомогенные, в  которых супруги принадлежат к одному слою, и гетерогенные, где супруги находятся в разных слоях.

По пространственно-территориальной локализации семьи определяются как патрилокальные (семья живет у родителей мужа), матрилокальные (семья живет у родителей жены) и неолокальные, в которых семья живет отдельно от родителей.

По способу проведения досуга в семье выделяются открытые, где свободное время проводится с членами иных семей, и закрытые, преимущественно дома и только со своей семьей.

Кроме того, по форме брака выделяются моногамные и полигамные браки. Моногамия – брачный союз, в котором находятся два представителя противоположных полов. Такая форма семьи характерна, например, для россиян, англичан или американцев. Полигамия, брак, при котором один брачный партнер имеет несколько партнеров противоположного пола, делится, в свою очередь, на полигинию – мужчины с несколькими женщинами (во многих странах, где господствует мусульманство, многоженство разрешено законом.), и полиандрию – брак одной женщины с несколькими мужьями (такая форма характерна, к примеру, для Южной Индии и Тибета), и групповой брак, который представляет собой нахождение в браке нескольких мужчин и женщин. Ещё недавно эта форма брака была широко распространена, но она существует и сейчас, например, на Маркизских островах.

Семья как социальный институт проходит определенные этапы  – жизненный цикл семьи или  семейный цикл. По Г. И. Колесниковой, жизненный цикл семьи – это «этапы развития семейных отношений от начала до распада, включающие в себя последовательно сменяющиеся стадии родительства, связанные с возрастом детей и изменением их жизненных ситуаций»15. Жизненный цикл рассматривается как причины изменения состава семьи.

Существует два основных подхода к выделению жизненных  циклов – возрастной и структурный.

Возрастной подход фазы существования семьи выделяются на основе количества совместно прожитых лет, а границы отмечаются на кризисных периодах: один год, три года, пять лет, семь, пятнадцать, двадцать два года совместной жизни.

В структурном подходе  фазы выделяются по увеличению или  уменьшению состава семьи.

Выделяют следующие  фазы: 1) период ухаживания; 2) вступление в брак; 3) рождение и воспитание детей; 4) выход детей из семьи («пустое гнездо»); 5) выход супругов на пенсию.

По критерию родительства выделяются четыре фазы: предродительство (от заключения брака до рождения первенца), прародительство (период от рождения первого внука до смерти одного из прародителей), репродуктивное (период между рождением первого и последнего ребенка) и социализационное (период от рождения первенца до выделения из семьи последнего ребенка) родительства и минимум пять ключевых событий – 1) заключение брака; 2) распад брака; 3) рождение первенца; 4) рождение последнего ребенка; 5) вступление в брак одного из детей или рождение внука.

Каждый этап в жизненном цикле характеризуется своими специфическими экономическими и социальными характеристиками.

Для разделения цикла  могут быть самые разные основания, и точное количество фаз не может  быть установлено по всевозможным событиям в семье, таким как болезни, разлуки, смерти, разводы и т.д. и т.п. В зависимости от выделений новых стадий цикла могут выделяться новые типологии семей.

 

ГЛАВА II. МОЛОДАЯ СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

 

2.1. Понятие молодой  семьи, типология

 

Понятие молодой семьи появилось и стало активно использоваться в научной литературе и официальных документах с начала 1980-х годов и «отвечало реалиям советского времени». По молодой семьей подразумевалась пара, где возраст супругов/родителей не превышает 30 лет.

Молодая семья – это семья в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей – без ограничения продолжительности брака), в которой оба супруга не достигли 30-летнего возраста, а также семья, состоящая из одного из родителей в возрасте до 30 лет и несовершеннолетнего ребенка. Молодая семья является особым социальным субъектом, имеющим свои характерные отличия от семьи «более старшего возраста».

Тырнова Н. А. определяет молодую семью как субъект воспроизводства населения и объект социальной политики — это супруги активного репродуктивного возраста (до28 лет), проживающие совместно с момента фактического образования супружеского союза не менее двух лет, с родственниками или без них, с детьми или без них, с любыми ориентациями на детность16.

Специфика молодой семьи  определяется тем, что она находится  в процессе своего становления, интенсивного развития, нестабильности отношений между ее членами, освоения ими социальных ролей, а также социализации семьи в обществе как самостоятельного социального субъекта и выполнения функций как социального института.

Молодая семья отличается от остальных типов семьи тем, что в ней основная ось отношений определяется супружескими отношениями, а не родством и родительством.

Ф.А. Мустаева17 выделяет три типа молодой семьи:

Первый тип – традиционный, в котором семьи характеризуются  ориентацией супругов исключительно  на семейные ценности, на двухдетную семью. Лидером в семье (обычно формальным), является муж. Лидерство в семье определяется лидерством в хозяйственно-бытовой сфере ее деятельности. Круг друзей у супругов, как правило, общий и довольно ограниченный. Досуг чаще закрытый.

Во втором типе супруги  ориентированы преимущественно  на развитие личности, имеют установку  на малодетную семью. Наблюдается социально-ролевое  равновесие (иногда используется помощь родителей супругов). Семья может  быть открытой и закрытой. Тип лидерства – демократический: совместный или раздельный по сферам жизнедеятельности семьи.

Третий тип – молодые  супруги ориентированы преимущественно  на развлечения. При этом муж и  жена имеют как общих друзей, так  и каждый своих из числа, как правило, прежнего окружения. Репродуктивные установки на бездетную или малодетную семью. Лидерство в семье может быть как авторитарным, так и демократическим.

 

2.2. Характеристика молодой  семьи как социального института

 

Потребовалось немало усилий и времени, чтобы в современном обществе утвердился сам термин «молодая семья». Это не означает, что сформировался какой-то особый тип семьи. Её проблемы входят составной частью в круг проблем современной семьи. Поэтому отношение к молодой семье определяется той социальной политикой, которая проводится в отношении института семьи в целом.

Признаки социального  института молодой семьи можно определить следующим образом (табл. 1):

Таблица 1.

Признаки молодой семьи  как социального института

1. Кодекс устный и письменный

Нормы:

некоторые семейные запреты и допущения

Статусы:

жена, ребёнок, теща и пр.

2. Социальные установки и образцы поведения

привязанность, лояльность, ответственность, уважение, любовь и пр.

3. Идеология – система идей санкционирующих нормы

дом, индивидуализм, романтическая любовь и пр.

4. Символы – знаки, комплексы знаков, создание образа института

брачные ритуалы

5. Материальные условия.

дом, мебель и пр.


Основными функциями современной молодой семьи являются генеративная (репродуктивная), семейно-ролевая, первичной социализации детей, хозяйственно-бытовая, экономическая, сексуальная.

Одной из самых важных является репродуктивная (детородная) функция. В настоящее время она реализуется далеко не в полной мере. На вопрос, который молодым семьям в рамках Всероссийского социологического исследования, организованного в 2007 году Международным центром семьи, молодежи и детей, «В чем заключается, по Вашему мнению, кризис института семьи в России?», 14% респондентов ответили «в низкой деторождаемости».18 Действительно, в настоящее время существует множество молодых семей с одним-двумя детьми, разводами и незарегистрированными браками. Тырнова Н. А.19 определила объективные и субъективные факторы, влияющие на семейное неблагополучие и невыполнение молодой семьей репродуктивной функции. Таким образом, объективными являются: низкий уровень доходов семьи; отсутствие жилья; увеличение риска бедности с рождением детей; низкая результативность государственных организационно-экономических и правовых механизмов обеспечения социальной защиты семьи с детьми; деструктивное влияние СМИ. Субъективными признаны неподготовленность молодых людей к семейной жизни; незнание ее нравственных и психологических основ; неумение разрешать конфликты; эгоизм.

Реформирование российской экономической системы вызывает трансформацию всех сторон жизни общества и отражается на внутрисемейных отношениях, в частности, на распределении ролевых функций между мужчинами и женщинами. Супруги в современной молодой семье меняются местами. Раньше супруг зарабатывал деньги, и мог претендовать на роль лидера и, возможно, деспота в семье. Так как жена в наше время взяла на себя функции мужа, это меняет к ней отношение. И, чем выше социальное положение и доходы женщины, тем глубже кризис семьи и ниже рождаемость.

Функция первичной социализации ребенка – одна из важнейших функций. Недостаточно только родить ребенка, необходимо воспитывать его и вводить в общество. Но на воспитание своих детей молодые родители затрачивают мало времени.

Результаты исследования 2007 года показывают ориентацию молодых родителей не на материальные факторы, а на развитие личности ребенка, необходимость его культурно-нравственной социализации.

В настоящее время  заметно возрастает функция семьи  по организации досуга и отдыха. В организации семейного досуга обнаруживается немало ошибок: слишком много времени дети находятся у телевизора, мало бывают на свежем воздухе, родители зачастую недостаточно уделяют времени своим детям, ссылаясь на занятость, усталость и т. п. Преодолеть эти ошибки – задача современной молодой семьи.

Одним из важнейших показателей уровня благополучия молодой семьи является ее социально-экономическое состояние, что выступает наиболее существенным аспектом в жизни молодой семьи. «Экономическое положение молодых семей, как показывают результаты исследования, имеет существенное различие. Только 8,7% молодых семей живут в настоящее время в достатке и ни в чем себе не отказывают»20. Социально-экономическое положение в семье целиком зависит от экономической ситуации в стране.

 

2.3. Тенденции развития молодой семьи

 

В современных условиях всё заметнее становится кризис молодой семьи как социального института общества: она всё хуже реализует свои основные функции.

Социально-экономический  кризис в стране, слабость государственной  политики, которая усугубляет положение  брачно-семейных отношений, приводит к  тому, что наибольший процент разводов приходит на семью, прожившую менее 3 – 5 лет.21

Возникающие сложности во взаимоотношениях молодых супругов объясняются тем, что в современной семье образцы поведения мужа и жены становятся все менее жесткими. Наблюдается отход от регламентированных форм ролевого взаимодействия.

Демографический кризис прослеживается на примере молодой семьи: уменьшение количества заключённых браков, поиск новых их форм, увеличение числа разводов, рост количества одиноких матерей, внебрачной рождаемости, рост количества несовершеннолетних матерей.

Молодая семья – одна из самых незащищённых групп населения. Много молодых браков заключаются по причине беременности или рождения ребёнка. Молодежь имеет искажённое представление о браке, семье, сексе.

В настоящее время  отмечается средний процент студенческих семей в связи с изменением социально-экономической ситуаций в стране.

Изменились духовно-нравственные ориентиры молодежи на будущую жизнь: получение образования, престижную работу, отодвинулся возраст вступления в брак. Возрастает ориентация на эмоциональную сферу личности, его чувства, настроения, стремления.

Молодая семья – это рожающая семья. У нашего народа довольно устойчивы представления о всеобщности семейного предназначения каждого человека, а семья мыслится обязательно семьей с детьми. Одного ребенка производит на свет почти каждая семья, где родители по состоянию здоровья к этому способны. И чаще всего ребенок появляется на свет в первые годы брака; пользоваться средствами планирования семьи супруги начинают, как правило, после его рождения, в случае же, если у них есть установка на семью с более чем одним ребенком, и если с первым малышом всё прошло благополучно, в первые же пять лет на свет появляется второй ребёнок, хотя только у половины семей.

Среди мотивов разводов, проанализированных в работах отечественных  социологов А. Г. Харчева, М. С. Мацковецкого, Л. И. Чуйко, В. И. Сысенко, одно из первых мест занимает пьянство или наркомания одного из супругов, конфликты и скандалы, плохие отношения с родственниками мужа или жены и их вмешательство в отношения молодой семьи, измена мужа или жены, сексуальная несовместимость.

Таким образом, на основании  изученного теоретического материала, можно сделать следующие выводы:

1. Социальный институт понимается с трех позиций:

    • как установление, норма, принятое правило поведения;
    • как организация, учреждение, орган, ассоциация, объединение людей;
    • как устойчивые формы организации общественной жизни и деятельности людей.

2. Как социальный институт  семья характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями и их детьми и другими родственниками.

3. В настоящее время  современная семья проходит трансформацию структуры, усложнение функций, видоизменение типологии, усиление деструктивных процессов, появление новых ориентаций и мотивов заключения брака.

4. Молодая семья – это семья в первые три года после заключения брака, где оба супруга не достигли 30-летнего возраста, и семья, состоящая из одного из родителей в возрасте до 30 лет и несовершеннолетнего ребенка.

5. Молодая современная  семья также трансформируется, и характеризуется высоким числом разводов на первых годах семейной жизни, ориентацией на образование, а не на рождение детей.

 

ГЛАВА III. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРОБЛЕМА

 

3.1. Программа исследования

 

Проблема: в последнее  время наблюдается возрастание приоритета материальных ценностей у молодежи и понижение значимости духовных ценностей, в том числе и в семье.

Предмет: ценности элитарной молодежи и их ориентации на будущее в семье.

Объект: учащиеся 11 классов гуманитарного и физико-математического профиля ГНОУ ОА «Университетская Ломоносовская гимназия» (40 человек, из которых – 15 молодых людей и 25 девушек).

Цель: изучить ориентации молодежи на семью.

Задачи:

1. Выявить ориентации молодежи на семью;

Выборка: гнездовая.

Метод сбора информации: анкетирование.

Инструментарий: анкета.

Гипотеза: Мы предполагаем, что школьники ориентированы на семью после построения карьеры. Также мы предполагаем, что идеальная семья для учащихся – это семья, в которой есть любовь, один ребенок и хороший материальный достаток.


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.