Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Классификация экскурсий и их характерные особенности

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 27.05.13. Сдан: 2013. Страниц: 37. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):




Содержание

 

Введение ………………………………………………………………………….4

 

1.Основные понятия……………………………………………………….……..6

1.1 Понятие экскурсии…………………………………………………...….6

1.2 Сущность, признаки и функции  экскурсии………………….….……..7

1.3 Экскурсия как вид деятельности……………………………………....13

1.4 Определение цели и задач  экскурсии………………………………….15

1.5 Экскурсионная методика…………………………………………….…17

2. Классификация экскурсий………………………………………………….….20

2.1 Теоретическая основа  классификации экскурсий……………………..20

2.2 Первая классификация  экскурсий…………………………………….....20

2.3 Классификация Б.Е. Райкова…………………………………………..…22

2.4 Классификация по  трем критериям……………………………………..33

3. Технологическая документация  экскурсии «Город Волгодонск»……………36

3.1 Технологическая карта  экскурсии…………………………………...…..36

3.2 Контрольный текст экскурсии…..……………………………………….38

Заключение…………………………………………………………………………..42

Библиографический список…………………………………………..……………43

Приложение А «Портфель  экскурсовода»………………………….…………….45

Приложение Б «Карточки  экскурсионных объектов»………………………..….49


 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Экскурсионное дело – важный  раздел культурно-просветительной  работы среди населения. Экскурсионному  делу – свыше ста лет, но  наиболее интенсивным было его  развитие в 1970-е и 1980-е годы  прошлого столетия. Об этом свидетельствуют:  ежегодное участие в экскурсиях  полумиллиарда человек; десятки  тысяч экскурсионных тем; семидесятитысячная  армия экскурсоводов; тысячи организаций,  активно проводившие экскурсионную  работу; развитие теории и методики  экскурсионного дела.             

 В эти годы был осуществлен  переход лидерства от учреждений  Министерства культуры к профсоюзам  – Центральному совету по туризму  и экскурсиям (ЦСТЭ) ВЦСПС и его  организациям на местах. Большую  роль сыграло создание почти  тысячи бюро путешествий и  экскурсий, экскурсионных бюро  в городах, рабочих и курортных  поселках страны. 

  Основная цель экскурсий - содействие всестороннему развитию личности, подготовка активных и сознательных строителей коммунизма.

Развитие  экскурсионного дела потребовало разработки методологических и теоретических  основ. Ведущую роль в этом сыграли  Главное экскурсионное управление ЦСТЭ и Институт повышения квалификации работников туристско-экскурсионных  организаций (ныне Российская международная  академия туризма).   

 После двадцати лет работы, в  которой приняла участие экскурсионная  кафедра названного института,  были определены функции, признаки  и аспекты экскурсий, сущность  и особенности двух важнейших  элементов – показа и рассказа  – экскурсионного метода; выработаны  классификация экскурсий и дифференцированный  подход к экскурсионному обслуживанию  населения; разработаны основы  методологии и методики, элементы  экскурсионной педагогики и психологии, а также определены составные  части экскурсионного дела и  особенности профессионального  мастерства экскурсовода.            

 Вопрос о классификации экскурсий  всегда находился в центре  внимания  экскурсионных работников  и ученных экскурсионистов. Первые  попытки  решения этой проблемы  относится к концу 20-х годов.  Учёный экскурсионист В. А.  Герд говорил о своем  варианте  классификации форм экскурсионной  работы, что основной целью будет  разделение экскурсий на группы  и подгруппы и выделение тех  основных черт, которые определяют  характер ведения экскурсий, т.е.  помогают руководителю ориентироваться  во всех вопросах ее разработки. Это выделение основных черт  даст несколько центральных типов  экскурсий, к которым будут  примыкать промежуточные классификационно  неясные экскурсии.  

Объектом исследования является экскурсионная деятельность.

Предмет исследования – классификация экскурсий. При написании данной работы были использованы общетеоретические методы анализа и синтеза.

Целью данной курсовой работы является  изучить классификацию экскурсий и их особенности.

Актуальность темы данной курсовой работы заключается в том, что правильная классификация экскурсий имеет большое значение в успехе проведения экскурсии. 

 

 

 

 

1. Основные  понятия

1.1 Понятие экскурсии

Современное понятие «экскурсия» (от лат. «excursion» – поездка) вкладывается индивидуальное или в составе группы посещение достопримечательных мест с учебными или познавательными целями. На протяжении становления и развития экскурсионного дела в понятие «экскурсия» вкладывалось различное содержание.

Первые методисты экскурсионного дела, например, И.М. Гревс, сводили сущность экскурсии к «моторности», т.е. передвижению. Более полное определение экскурсии было дано Н.Б. Анциферовым, В.А. Гердом, Б.В. Емельяновым.

Понятие «экскурсия», согласно толкованию Б.В. Емельянова, являет собой целенаправленный наглядный процесс познания окружающего человека мира, построенного на заранее подобранных объектах в естественных условиях или расположенных в цехах промышленного предприятия, помещениях, лабораториях научно-исследовательского института, залах музея, выставки, мастерской художника, и др. Показ чувственно воспринимаемых объектов происходит под руководством квалифицированного руководителя – экскурсовода и подчинен задаче раскрытия четко определенной темы.

Таким образом, экскурсия – 1) процесс наглядного познания окружающего мира: особенностей природы, современной и исторической ситуации, элементов быта, т.е. достопримечательностей определенного города или региона – заранее избранных объектов, которые изучаются на месте их расположения;

2) тематический маршрут  с целью посещения достопримечательных  объектов и местностей.

Специфика экскурсии  заключается в органическом сочетании  в ней показа и рассказа. Экскурсовод показывает экскурсантам объекты и сопровождает показ анализом, пояснениями, историческими справками. Если нет объектов, раскрывающих какую-либо тему, не может быть и экскурсии. Показывая объект, экскурсовод дает пояснение, учит экскурсантов правильно воспринимать увиденное, давать объективную оценку событий, явлений, фактов, связанных с ними.

Таким образом, экскурсовод целенаправленно воздействует на формирование мировоззрения участников этого мероприятия, а сообщаемые в процессе экскурсии сведения благодаря наглядности хорошо запоминаются и способствуют расширению их разговора.

1.2 Сущность, признаки и функции экскурсии

За всю историю отечественного экскурсоведения существовало немало различных определений экскурсии, отражающих ее сущность. В конце XIX века экскурсию определяли как «проходку, прогулку, выход на поиск чего-либо, для собирания трав и прочее».

Один из основателей  отечественного краеведения Н.П. Анциферов  в 1923 г. понимал экскурсию как  «прогулку, ставящую своей задачей  изучение определенной темы на конкретном материале, доступном созерцанию».

Профессор Б.Е. Райков рассматривал экскурсию следующим образом: «Под экскурсией мы разумеем изучение объектов в их естественной обстановке (локальный принцип) и в связи с передвижением своего тела в пространстве (моторный принцип). Вот эти два принципа, тесно между собою связанные, и составляют сущность экскурсии. Моторность и локальность - «душа» экскурсии».

В советскую эпоху  экскурсии были средством так  называемого коммунистического воспитания, которое имело синтетический характер и включало воспитание любви к партии, вождям, революции, атеистическое воспитание, непримиримость к буржуазному миру. Определение школьной экскурсии, данное А.В. Родиным и Ю.В. Соколовским в работе «Экскурсионная работа по истории», несет в себе соответствующий идеологический отпечаток: «Экскурсия - особая форма учебной и внеучебной работы, в которой осуществляется совместная деятельность учителя-экскурсовода и руководимых им школьников-экскурсантов в процессе изучения явлений действительности, наблюдаемых в естественных условиях (завод, колхоз, памятники истории и культуры, памятные места, природа и др.) или в специально созданных хранилищах комплекций (музей, выставка), и служащая цели коммунистического воспитания подрастающего поколения».

Наконец, в начале XXI века экскурсия определяется как «целенаправленное освоение действительности через аудио-визуальное ознакомление с тематически объединенными объектами на местности с помощью экскурсовода».

Таким образом, за столетнюю  историю экскурсоведения существовали разные определения экскурсии, но это, на наш взгляд, не дает оснований для выводов о наличии противоположных точек зрения на данный феномен. Расхождение в определениях обусловлены функционированием экскурсий в разные культурно-исторические периоды. Каждое определение вбирает в себя ряд параметров и особенностей экскурсии, актуальных для той эпохи, в которую оно появилось. С годами происходило усложнение представлений об экскурсии, а именно: о целях, задачах, формах проведения, в конечном итоге, о ее сущности. Из прогулки, преследующей практические цели, например поиск лечебных трав, экскурсия выросла в мощное средство культурно-просветительной работы.

По мнению Б.В. Емельянова, определение экскурсии как методически  продуманного показа достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними, - недостаточное и не раскрывающее в полной мере ее сущности. Ученый считает, что «экскурсия - это сумма знаний, в специфической форме сообщаемых группе людей, и определенная система действий по их передаче» . Действительно, экскурсия может конкретизировать уже имеющиеся знания, давать новые, усиливать интерес к получению дополнительных знаний.

Поскольку экскурсия  стимулирует мыслительную и физическую активность человека, направленную на достижение поставленной цели, то ее можно считать особым видом деятельности. Деятельность в процессе экскурсии подразделяется на два вида. Деятельность экскурсовода состоит из ряда действий, главными из которых являются подготовка и проведение экскурсии. Конкретные действия экскурсовода направлены на то, чтобы помочь экскурсантам увидеть объекты, на основе которых раскрывается тема экскурсии; получить необходимую информацию о них; выработать у них отношение к теме экскурсии; дать экскурсии свою оценку, то есть сделать определенные выводы и, наконец, ощутить величие события или значение произведения искусств, которым посвящена экскурсия. Деятельность экскурсантов выражается в наблюдении и изучении объектов, а также в получении информации о них.

На основании сказанного неверным представляется утверждение  о том, что экскурсия, будучи работой для экскурсовода, является отдыхом для экскурсантов. Действительно, большая часть работы во время экскурсии выполняется экскурсоводом, тем не менее в экскурсионном процессе - работала серьезная и сложная для обеих сторон - и для экскурсовода, и для экскурсантов.

Специалисты выделяют ряд  признаков экскурсии. Общими признаками для всех экскурсий являются следующие:

1.Наличие экскурсантов (группы или индивидуалов).

2. Наличие квалифицированного  экскурсовода, проводящего экскурсию.

3. Протяженность экскурсии  во времени (от 45 минут до 3-4 часов).

4. Протяженность экскурсии  в пространстве - движение участников экскурсии по заранее составленному маршруту.

5. Показ экскурсионных  объектов на месте их естественного  или искусственного (в музее, на  выставке) расположения.

6. Целенаправленность  проведения экскурсии (наличие  темы, в процессе раскрытия которой решаются задачи экскурсии).

7. Активная деятельность  участников экскурсии (экскурсовода  и экскурсантов).

Отсутствие хотя бы одного из перечисленных признаков лишает права называть проводимое мероприятие экскурсией и превращает его в любительскую прогулку, прогулку выходного дня, турпоход, тур, просмотр видео- или кинофильма, лекцию, устный журнал и т.п.

Помимо общих признаков у каждого вида экскурсий существуют специфические признаки. Например, у автобусных экскурсий - это обязательный выход из автобуса для осмотра достопримечательностей, у производственных - демонстрация действующих объектов (механизмов, станков). Лишены перечисленных признаков мероприятия, обозначаемые термином «гидизм». Под гидизмом понимают бессистемный беглый осмотр достопримечательных мест, памятников истории культуры с помощью гида. Отечественные теоретики экскурсионного дела рассматривают гидизм как отрицательное явление, результат несерьезного подхода к подготовке и проведению экскурсии и считают, что экскурсия и беглый осмотр объектов под руководством гида - это разные понятия. М. Криворучко и                   И. Галиченко свидетельствуют: «Только раскрытие темы на зрительных объектах можно считать экскурсией, в отличие от показа объектов в порядке их появления перед глазами экскурсанта, так называемого «гидизма». Гид лишь «комментирует» объекты экскурсии».

Экскурсия как вид  деятельности выполняет несколько функций.

Информационно-познавательная функция. Всякая экскурсия в соответствии со своей темой предполагает освоение определенных пластов культурной или природной среды, а значит, содержит информацию по конкретному разделу знаний - о достижениях медицины, об исследованиях космоса, об исторических событиях, о крупных изобретениях и т.п. Следовательно, экскурсант в процессе экскурсии всегда узнает что-то новое.

Каждая экскурсия должна содержать относительно полную, научно обоснованную и тщательно выверенную информацию по своей теме. Тематическая экскурсия с точки зрения объекта передаваемой информации - более узкий вид экскурсии, поскольку освещает информацию по одному разделу знаний, а обзорная - более широкий, поскольку передает информацию по нескольким разделам знаний.

Воспитательная  функция. Экскурсия не только дополняет и конкретизирует знания экскурсантов по определенной теме, но и помогает им выработать отношение к тому, что они узнали. Поэтому перед экскурсоводом ставится задача создать в экскурсионной группе атмосферу единомыслия и общего переживания, оказать влияние на формирование мировоззрения, норм поведения и речевого этикета.

Несмотря на то, что  понятие «воспитание» многогранно, в экскурсии присутствуют и естественно интегрируются разные виды воспитания: идейно-политическое и патриотическое, нравственное и эстетическое, трудовое и физическое.

Каждая группа тематических экскурсий имеет свои воспитательные задачи. Природоведческие экскурсии  воспитывают бережное отношение  к природе, животному и растительному миру. Искусствоведческие экскурсии направлены на эстетическое воспитание экскурсантов. Производственные экскурсии воспитывают уважение к труду. Этнографические экскурсии - уважение к обычаям и традициям разных народов.

Для достижения воспитательного эффекта в экскурсию в качестве тематически встроенных и методически оправданных элементов могут быть включены фрагменты из художественных, научно-популярных фильмов или хроникально-документальный фильм полностью; прослушивание выступлений государственных и общественных деятелей в звукозаписи; выступления участников и очевидцев событий; встреча с руководителями и работниками предприятий; прослушивание музыкальных произведений и т.д.

Важной частью экскурсии  как воспитательного процесса является послеэкскурсионная работа экскурсантов. Она становится возможной, когда экскурсоводу удалось превратить окончание экскурсии в начало самостоятельной работы экскурсантов по углублению к закреплению полученных знаний.

Развлекательно - досуговая функция. Экскурсовод всегда должен помнить, что экскурсия - это форма проявления и способ удовлетворения не только познавательных, но и рекреационных потребностей человека, что экскурсия - это способ проведения досуга, свободного от работы времени, если это, конечно, не учебная экскурсия. Поэтому, с одной стороны, экскурсия не должна превращаться в сугубо познавательный вид деятельности, то есть экскурсовод не должен перенасыщать экскурсию большим количеством объектов показа и большим объемом лекционного материала. С другой стороны, всегда следует иметь в виду, что только развлечением сущность экскурсии не исчерпывается. Следовательно, основная сложность заключается в том, что нужно найти «золотую середину» в удовлетворении познавательных и развлекательных потребностей экскурсантов.

Перечисленные выше функции  экскурсии являются базовыми, однако, наряду с ними, выделяют еще несколько функций. Отметим две из них.

Эстетическая  функция. Данная функция проявляет себя в двух ипостасях. Во-первых, на экскурсии важно показать людям красоту окружающего мира, обратить внимание экскурсантов на особенности объектов, которые кажутся привычными и обычными. Во-вторых, в процессе экскурсии важно не просто передать информацию, но сделать это красиво посредством правильной речи, выразительных средств, отточенностью жестов и движений и т.д.

Коммуникативная функция. Общение участников экскурсии следует отнести к духовно-информационному типу. Эффективность экскурсии определяется не только знаниями и эрудицией экскурсовода по теме и умением использовать методику передачи этих знаний аудитории, но и способностями установить контакт со всеми участниками экскурсии: с экскурсантами, водителем автобуса, работниками музея. Этому способствуют такие качества экскурсовода, как приветливость, доброжелательность, непринужденность в общении, предупредительность.

Таким образом, каждая конкретная экскурсия одновременно выполняет  как минимум три базовые функции, к которым в зависимости от вида экскурсии могут добавляться и другие функции.

1.3 Экскурсия как вид деятельности

 

Туризм как вид социально-экономической  деятельности объединяет в себе интегрированные  знания о закономерностях наиболее ценимых социальных результатов (оздоровление, повышение физического и духовного потенциала человека, общения с природой, умение, уровень знаний). Именно экскурсионное обслуживание позволяет донести до потребителя туристской услуги целый комплекс знаний ряда отраслей науки: экономики, истории, географии, этнографии, экологии и прочее.

Деятельность человека в свободное время требует определенных материальных затрат как членов общества, так и общества в целом. Современные масштабы туризма выдвигают на новый план проблемы рациональной организации экскурсионного обслуживания. Рост объема свободного времени еще не означает рационального его потребления. Общество должно уметь отдыхать и в этом ему помощник – туризм. Именно данная отрасль социальной инфраструктуры позволяет удовлетворить потребность человека в приобщении к духовным и нравственным ценностям, накоплении и углублении знаний, в том числе и профессиональных, в режиме свободного выбора объекта, методов и средств познания. Как раз такие познания достигаются при участи в экскурсионно-туристских мероприятиях: Осмотре музейных и выставочных экспозиций, исторических, культурных инженерных, этнографических и природных достопримечательностей; занятие видами туризма (водным, велосипедным, пешеходным) и пр.

При получении туристских и экскурсионных услуг происходит удовлетворение потребностей человека в физической, психической, материальной и духовной связи с другими людьми.

 

Общаясь на экскурсиях походах, на других рекреационных мероприятиях, люди контактируют друг с другом, что  нарушает монотонность и однотипность общения в сфере производства.

Удовлетворение потребностей человека находиться в прямой зависимости от количественного и качественного совмещение форм и видов экскурсионного обслуживания.

Экскурсионное обслуживание является частью комплексной туристской услуги, которую следует рассматривать как результат деятельности туристских учреждений или предприятий по удовлетворению запросов и потребностей экскурсантов. Спрос на экскурсионное обслуживание непосредственно связан с категорией потребительского спроса.

К проведению экскурсии  допускается экскурсовод (гид) прошедший специальную подготовку или переподготовку, сдавший каждую тему проводимой экскурсии. Руководством для экскурсовода (гида) является методическая разработка. Методическая разработка экскурсии – обязательный документ, который при наличии текста экскурсии дает право на проведение ее по данной теме и оплату.

Экскурсия – коллективное посещение под руководством экскурсовода достопримечательных мест, музеев и пр. с учебными или культурно-просветительными целями.

Экскурсант – временный посетитель, прибывающий в той или иной стране (местности), с целью посещения достопримечательных мест, музеев с учебными или культурно-просветительскими целями. Условно можно выделить три основные категории экскурсантов, которые: хотят все знать – им интересно все новое в экономики, науки, техники, искусстве, архитектуре и т.д. Для них почти каждая экскурсия открытие; уточняет свою точку зрения, как правило, они посещают экскурсию по конкретной теме; используют экскурсию как досуг.

По своему существу экскурсионная  деятельность рассчитываться на группу участников.

Экскурсионная группа – совокупность людей, сформированная

Любая экскурсия представляет собой взаимодействие трех компонентов  – экскурсовода, объектов и экскурсантов. Основное в этом взаимодействии –  максимальная активность этих компонентов. Важнейшей задачей экскурсионной методики является активизация экскурсовода, объектов и экскурсантов.

Достижение этой цели будет способствовать деление экскурсантов по следующим признакам:

  • создание экскурсионных групп с учетов возраста;
  • формирование групп экскурсантов с учетом рода их занятий, различных профессий;
  • создание групп в зависимости от проведения культурного досуга участников экскурсии;
  • формирование групп с учетом формы обучения.

Организация проведения экскурсии с учетом указанных  признаков требует особой подготовки и специализации экскурсоводов. Поэтому экскурсовод должен ясно представлять, что хочет увидеть и узнать экскурсант, какое впечатление на него окажет увиденное и услышанное. В этом и состоит мастерство экскурсовода и в конечном итоге качество оказываемых услуг – проведение экскурсии.

Основой деятельности экскурсовода всегда была и остается хорошо организованная методическая работа по подготовке экскурсии, контрольный текст и разработка этого мероприятия.

Таким образом, исходя из проанализированного нами материала можно сделать вывод, что экскурсия – это коллективный труд многих людей, ее высокое качество – результат ряда служб, в том числе туристских фирм, рекламной компании, автопредприятия, и т.д. В экскурсионной деятельности обязательно участвуют руководитель-экскурсовод, экскурсант или экскурсионная группа.

1.4 Определение цели и задач экскурсии

Каждая экскурсия должна иметь целевую установку. Цель экскурсии - это то, ради чего экскурсантам показываются памятники истории, культуры и другие объекты. Правильное определение цели имеет большое значение: оно может повлиять на формулировку темы, помочь в отборе и освещении материала. Конечной цели должны быть подчинены экскурсионный показ и рассказ. Как цель экскурсии может выступать воспитание патриотизма, уважение к труду, другим народам; эстетическое или нравственное воспитание; расширение кругозора, получение дополнительных знаний в различных областях науки и культуры и т.п. Для достижения конечной цели необходимо решить ряд конкретных задач.

Выбор темы зависит от потенциального спроса на определенные экскурсии, конкретного заказа, реализации дифференциального подхода к  обслуживанию разных групп населения, целенаправленного создания определенной тематики экскурсий. Каждая экскурсия должна иметь четко определенную тему, которая является предметом показа и рассказа и содержательным стержнем экскурсии, так как именно тема обуславливает отбор экскурсионных объектов и объединяет подтемы экскурсии в единое целое. Тема экскурсии отражает ее связь с определенной отраслью науки об обществе или природе и лежит в основе классификации экскурсий по содержанию. Тема содержит указание на то, какому кругу явлений посвящается данное произведение, к чему стремится автор привлечь внимание аудитории, что именно и с каких позиций хочет автор осмыслить в своем произведении.

Тема регулирует экскурсионный  рассказ, не давая возможности экскурсоводу рассказать об объекте все, что он о нем знает, особенно в тех случаях, когда объект многоплановый. Темой регулируется и показ экскурсионных объектов: по пути следования группы могут быть расположены многочисленные объекты, однако показывать следует только те, которые относятся к теме данной экскурсии.

Каждая тема представляет собой совокупность нескольких подтем, которые должны характеризоваться полнотой и логической завершенностью. Композиционным центром экскурсии, вокруг которого строится показ и рассказ, является ведущая подтема. Она способствует более глубокому раскрытию содержания экскурсии, делает ее убедительной и запоминающейся. В многотемных обзорных экскурсиях нет возможности глубоко раскрыть содержание каждой подтемы. В таких экскурсиях обычно бывает больше факторов без их толкования. Однако обзорная экскурсия имеет большое значение для развития экскурсионной тематики, поскольку почти каждая ее подтема может стать темой для самостоятельной экскурсии.

Выбрав тему нужно  подумать о ее формулировке. Следовательно, тема экскурсии и ее название - не одно и то же. Название экскурсии - это ее визитная карточка, поэтому оно должно быть ярким, запоминающимся, адекватным содержанию экскурсии, по возможности кратким. Другими словами, в названии необходимо наиболее точно передать содержание экскурсии, ее тему, сделав его при этом привлекательным для потенциальных экскурсантов. Следует избегать общих названий («Мир волшебной сказки»), длинных формулировок, названий, содержащих непонятные слова, а также неточных названий, допускающих возможность двоякого толкования.

У экскурсии на одну и  ту же тему может быть несколько названий в зависимости от состава участников экскурсии и поставленной цели.

1.5 Экскурсионная методика

Методика в широком  смысле слова - это совокупность способов целесообразного проведения той или иной работы, достижение поставленной цели с наибольшей эффективностью наименьшими трудовыми затратами. Методика в узком смысле представляет собой совокупность конкретных методических приемов проведения какого-либо мероприятия.

Методику разделяют  на общую и частную. Общая методика охватывает способы обучения и требования, которые служат основой изучения многих наук. Частная методика связана с конкретной наукой и служит основой определенного вида деятельности.

Экскурсионная методика представляет собой частную методику, которая связана с процессом  распространения разного рода знаний (научных, культурных, политических и др.) на основе такой активной формы культурно-просветительной работы, как экскурсия.

Таким образом, экскурсионная  методика - это совокупность требований и правил, предъявляемых к экскурсии, а также сумма методических приемов подготовки и проведения экскурсий разных видов, на различные темы и для разных групп людей.

Поскольку любая методика заключается в умении производить  определенную деятельность в четком соответствии с утвержденными правилами, требованиями и рекомендациями, то на практике применение экскурсионной методики - это сумма определенных умений и навыков вести экскурсионную работу: разрабатывать новую экскурсию, готовить проведение очередной экскурсии, проводить экскурсию по рекомендованной технологии и др. На основании этого экскурсионная методика состоит из нескольких самостоятельных, однако связанных друг с другом частей:

методика разработки экскурсоводом новой для него, но уже разработанной в данном экскурсионном учреждении темы;

методика разработки новой для данного экскурсионного учреждения темы;

методика подготовки экскурсовода к проведению очередной  экскурсии;

методика послеэкскурсионной работы.

Экскурсионная методика как совокупность названных частей имеет свои особенности, которые обусловлены темой, целью, видом экскурсии, составом группы экскурсантов, средством передвижения на экскурсии и многими другими факторами.

К настоящему времени  наиболее глубоко и полно разработана  методика подготовки и проведения экскурсии. Методика подготовки экскурсии состоит из ряда этапов, расположенных в определенной последовательности, и будет рассмотрена ниже. Методика проведения экскурсии складывается из методики показа и методики рассказа. Методика показа - это большая по объему и сложности подготовки осуществления часть экскурсионной методики. Методика рассказа - это меньшая часть, носящая по отношению к первой части подчиненный характер.

В своей деятельности работники экскурсионного учреждения должны руководствоваться требованиями экскурсионной методики. Помимо требований, предъявляемых к конкретным этапам подготовки и проведения экскурсии (к отбору экскурсионных объектов, к необходимости учитывать особенности восприятия материала на экскурсии и т.п.), предъявляются требования к экскурсионному процессу в целом:

1) объединить  подтемы экскурсии в единое, логически  связанное целое; 

2) обеспечить  непрерывность экскурсии, то есть  непрерывность воздействия экскурсионного  материала на экскурсантов;

3) обеспечить  формирование интереса экскурсантов  к теме экскурсии до начала показа и рассказа и поддержание интереса в процессе экскурсии;

4) правильно  сочетать экскурсионный показ  и рассказ, обеспечив преобладание  показа в экскурсии; 

5) выполнить  все рекомендации, изложенные в  методических документах;

6) тщательно отбирать и выверять приемы показа и рассказа и добиваться того, чтобы они применялись свободно и естественно, чтобы экскурсанты не «видели» самого приема, воспринимая только информацию, передаваемую с помощью этих приемов.

В заключение отметим, что экскурсионная методика в целом выступает как основа профессионального мастерства экскурсовода; как механизм, совершенствующий «подачу» материала; как процесс упорядочения деятельности экскурсовода.

 

 

 

2. Классификация экскурсий

экскурсия проведение городская

2.1 Теоретическая основа классификации экскурсий

 

Классификация – система распределения  тех или иных предметов, явлений в соответствии с их существенными признаками.

Классификация экскурсий – распределение  поездок по однородным группам в  соответствии с присущими им признаками. В процессе развития экскурсионного дела изменение содержания работы находило отражение и в классификации экскурсий. В настоящее время используется следующая классификация.

Классификация представляет собой распределение предметов, явлений, понятий по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков.

Вопрос о классификации  экскурсий всегда находился в  центре внимания экскурсионных работников и ученых- экскурсионистов. Первые попытки решения этой проблемы относятся к концу 20-х годов. Ученый- экскурсионист                 В.А. Герд говорил о своем варианте классификации форм экскурсионной работы, что основной целью будет разделение экскурсий на группы и подгруппы и выделение тех основных черт, которые определяют характер ведения экскурсий, т.е. помогают руководителю ориентироваться во всех вопросах ее разработки. Это выделение основных черт даст несколько центральных типов экскурсий, к которым будут примыкать промежуточные классификационно-неясные экскурсии.

 

2.2 Первая классификация экскурсий

 

Экскурсионное дело в  нашей стране имеет более чем  двухвековую историю, начиная свое летоисчисление с первых школьных экскурсий  последней четверти 18 в. Именно в это время передовые российские педагоги Российской академии наук неоднократно высказывались по поводу целесообразности проведения со школьниками прогулок и экскурсий в природу.

Экскурсионное дело стремительно развивалось. В 1910-е гг. в России начали издаваться три специальных журнала, посвященных экскурсионному делу:

«Экскурсионный вестник» в Москве, «Русский экскурсант» в Ярославле и «Школьные экскурсии, и школьный музей» в Бендерах Бессарабской губернии. В них постоянно публиковались статьи по экскурсоведению, рассказы о совершенных экскурсиях, советы по организации экскурсий в школе, списки рекомендуемой литературы по экскурсионному делу.

Ведущим экскурсионным  журналом в России к середине 1910-х гг. становится «Русский экскурсант». Его популярность была велика, к его работе привлекались специалисты многих городов России: Москвы, Петрограда, Киева, Саратова, Ростова-на-Дону, Владивостока и др. Свою задачу редакция «Русского экскурсанта» видела в том, чтобы «раскрыть глаза подрастающих поколений на дивную картину нашей Родины, дать им почувствовать все обаяние русской природы, приблизить их к бесконечно-любопытным сторонам её многопланового быта…»

Журнал «Русский экскурсант»  опубликовал и одну из первых попыток  классификации экскурсий для учащихся. Все они были сгруппированы в восемь типов:

  1. историко-археологические;
  2. историко-литературные;
  3. естественноисторические
  4. на фабрики и заводы;
  5. художественно-географичекие и этнографические;
  6. экскурсии трудовой помощи;
  7. общеобразовательные и бытовые;
  8. экскурсии отдыха и развлечений.

Приведенная экскурсионная классификация, без  сомнения, вызывает сегодня ряд возражений, но нельзя забывать, что это был  первый опыт анализа всего разнообразия экскурсий, проводимых в России с учащимися в конце 19 - начале 20 вв., и её несовершенства вполне объяснимы.

 

 

 

 

 

2.3 Классификация Б.Е. Райкова

 

В основу классификации, предложенной одним из основоположников экскурсионного дела Б.Е. Райковым более пятидесяти лет назад, были положены шесть основных признаков деления. В этих признаках заключались основные направления и содержание экскурсионной работы того времени.

В основе современной  классификации экскурсий лежит  деление по следующим основаниям: содержанию, форме проведения, составу участников, месту проведения, способу передвижения.

Каждая группа имеет  присущие ей компоненты, специфику  и особенности.

По содержанию экскурсии подразделяют на:

  • Обзорные экскурсии, как правило, многотемные. В них используется исторический и современный материал. Строится такая экскурсия на показе самых различных объектов (памятников истории и культуры, зданий и сооружении, природных объектов, мест знаменитых событий, элементов благоустройства города, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и т.д.).

В обзорных экскурсиях события  излагаются крупным планом. Это дает общее представление о городе, крае, области, республике, государстве в целом. Хронологические рамки такой экскурсии – время существования города с первого упоминания о нем до сегодняшнего дня и перспективы развития.

Обзорные экскурсии  имеют свои особенности. В отличие  от тематических, в них формулировка темы представляет определенную сложность. Независимо от места, где их готовят  и проводят, они практически схожи между собой, прежде всего по своей структуре. В каждой из них освещается несколько подтем (история города, краткая характеристика промышленности, науки, культуры, народного образования и др.). В то же время у обзорных экскурсий имеются свои отличительные черты. Они диктуются теми особенностями в историческом развитии, которые присущи определенному городу, области, краю. Например, военно-историческую подтему включают в обзорные экскурсии те города, на территории областей которых происходили военные сражения. Литературные подтемы включаются в обзорные экскурсии городов, связанных с жизнью и деятельностью писателей, поэтов и т.д.

  • Тематические экскурсии посвящены раскрытию одной темы. Если это историческая тема, то в ее основу положено одно или несколько знаменательных событий, объединенных одной темой. Если это экскурсия на архитектурную тему, то предметом изучения могут стать наиболее интересные произведения зодчества, архитектурные ансамбли, расположенные на улицах и площадях города, а в большом городе – архитектурные ансамбли минувших веков.

Тематические экскурсии  подразделяются на шесть групп:

  1. Исторические

1)историко-краеведческие (например, «История возникновения г. Перми», «Из истории Садового кольца» и др.);

2)археологические (например, в г. Херсонесе с показом вещественных исторических источников-раскопок);

3)этнографические, рассказывающие о нравах и обычаях разных наций и народностей;

4)военно-исторические, которые проводятся по местам боевой славы (например, «Бородино» и др.);

5)историко-биографические (по местам жизни и деятельности известных людей);

6)экскурсии в исторические музеи.

2. Производственные

1)производственно-экономические (например, банковская, биржевая деятельность, рынок недвижимости и др.);

2)производственно-исторические;

3)производственно-технические;

4)производственно-ориентационные (для учащихся).

3. природоведческие

Природоведческие тематические экскурсии подразделяются

    • ботанические;
    • зоологические;
    • геологические;
    • гидрологические;
    • экскурсии к уникальным памятникам природы и т.д.

В зависимости от места  проведения тематические экскурсии  могут быть городскими, музейными, загородными. Тематические экскурсии в природу дополняются посещением определенного отдела краеведческого музея. Ботанические – раскрывают широкую проблему «Человек и мир растений». В них сообщаются общие сведения о составе растительного мира, дается характеристика растительного мира республики, края, области, показываются виды растений, характеризующие растительность данной местности. Группа знакомится с реликтовыми, эндемичными и исчезающими видами растений.

В зоологических экскурсиях раскрывается проблема «Человек в мире животных». Наблюдения за животными должны сопровождаться рассказом об их жизни, повадках, приспособляемости к окружающей среде, о значении животных для человека, для народного хозяйства, об охране животных, особенно редких, которые занесены в «Красную книгу».

Геологические экскурсии посвящены  строению земной коры. Их маршруты пролегают по равнинам и горам, по старым руслам рек и по дну древних морей. Объектом посещения может быть геологический разрез, обнажения Земли, на которых показываются состав и строение пород, их возраст, границы древнейших гор, морей и рек. При этом происходит знакомство с «геологическим календарем» и «палеонтологическими часами», показывающими, что каждый слой Земли содержит свои неповторимые остатки живых существ, свойственные конкретному периоду времени, по ним видно, как менялась жизнь на Земле. На геологических экскурсиях необходимо знакомить с геологической картой России и картой полезных ископаемых своей области. Это поможет наглядно убедиться, насколько богаты природные кладовые недр полезными ископаемыми и как важно по-хозяйски, бережливо использовать их. Экскурсионными объектами могут быть месторождения «солнечного камня» – каменного угля, «черного золота» – нефти, «голубого топлива» – природного газа, различных металлов, самоцветов, полудрагоценных камней и т.д.

Обязательная часть каждой геологической  экскурсии – подтема «Охрана недр». Недра – это сокровищницы природы, хранящие минеральное топливо, черные, цветные и благородные металлы, драгоценные камни, радиоактивные и редкие элементы, сырье для химической промышленности и строительные материалы. Богатства земных недр отличаются от других природных ресурсов тем, что они в большинстве своем не возобновляются; на их поиски, разведку и освоение месторождений затрачивается огромный человеческий труд. Все это требует бережного отношения к недрам Земли.

Большой интерес обычно представляют минералогические экскурсии. Они знакомят их участников с закономерностями образования различных минералов, в том числе драгоценных и полудрагоценных камней.

Обзорными природоведческими экскурсиями  являются такие, которые раскрывают окружающий природный комплекс. Объектами многоплановых экскурсий в природу служат различные предметы и явления живой и неживой природы. Примером обзорной природоведческой экскурсии может служить загородная экскурсия в лес под названием «Войди в природу другом», которая раскрывает лес как сообщество растительного и животного мира. Экскурсии в лес подразделяются на сезонные, по временам года: зимние («Зимняя сказка»), весенние («Встреча с весной»), летние («Дары природы»») и осенние («Золотая осень»).

Уникальные памятники  природы – это памятники неживой природы (пещеры, отдельные скалы, ущелья, вулканы, гейзеры), памятники живой природы: реликтовые растения, растительные и животные комплексы, отдельные растения и комбинированные памятники природы, водоемы с их органическим миром, например Птичья Гавань. Ценность уникального памятника природы определяется его неизменностью, сохранением всех его природных особенностей. Эти сохранившиеся памятники природы являются единственными объектами изучения природных явлений. Уникальные памятники природы требуют особо тщательной охраны и бережного отношения, так как под влиянием самой природы (ветра, воды, температуры) и человека они разрушаются и теряют свою научную и эстетическую ценность. При проведении экскурсий необходимо тщательно инструктировать экскурсантов о правилах поведения на экскурсии, о бережном отношении к памятникам природы и строго запрещать брать на память в качестве сувениров кусочки камней, ископаемых и т.д.

Еще одной разновидность природоведческих экскурсий являются


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.