На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Теоретические основы управления качеством продукции на производственных предприятиях как фактор повышения их конкурентоспособности. Организация службы управления качеством продукции на производственном предприятии. Показатели стандартизации и унификации.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 13.03.2009. Сдан: 2009. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ НА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ИХ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
1.1. Сущность, задачи управления качеством продукции как фактор обеспечения конкурентоспособности предприятий
1.2. Процесс управления качеством продукции
2. УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ В ООО «ПРИНТ МАСТЕР»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Принт Мастер»
2.2. Организация службы управления качеством продукции на производственном предприятии
2.3. Состояние управления качеством продукции в ООО «Принт Мастер»1
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ НА ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЕГО КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
3.1. Управление качеством продукции как фактор повышения конкурентоспособности предприятия
3.2. Пути совершенствования управления качеством продукции на промышленном предприятии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Введение

Одним из важнейших факторов роста эффективности производства является улучшение качества выпускаемой продукции или предоставляемой услуги. Повышение качества выпускаемой продукции расценивается в настоящее время, как решающее условие её конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. Конкурентоспособность продукции во многом определяет престиж страны и является решающим фактором увеличения её национального богатства.
Качество продукции относится к числу важнейших критериев функционирования предприятия в условиях относительно насыщенного рынка и преобладающей неценовой конкуренции. Повышение технического уровня и качества продукции определяет темпы научно - технического прогресса и рост эффективности производства в целом, оказывает существенное влияние на интенсификацию экономики, конкурентоспособность отечественных товаров и жизненный уровень населения страны.
Рост технического уровня и качества выпускаемой продукции является в настоящее время наиболее характерной чертой работы предприятий в промышленно развитых странах. В условиях преобладающей неценовой конкуренции и насыщенного рынка именно высокое качество продукции служит главным фактором успеха.
Качество выпускаемой продукции по праву можно отнести к важнейшим критериям деятельности любого предприятия. Именно повышение качества продукции определяет степень выживаемости фирмы в условиях рынка, темпы научно - технического прогресса, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии.
Увеличение производства высококачественных изделий российскими предприятиями в конечном итоге должно привести к интенсификации экономики, росту жизненного уровня населения, повышению конкурентоспособности российских товаров на внутреннем и мировом рынках. Современным предприятиям необходимо научиться, более эффективно использовать экономические, организационные и правовые рычаги воздействия на процесс формирования, обеспечения и поддержания необходимого уровня качества на всех стадиях жизненного цикла товара.
Международная организация по стандартизации (ИСО) трактует качество как совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности (стандарт ИСО 8402 - 94). С понятием качества тесно связаны такие понятия, как технический уровень продукции, конкурентоспособность товара, показатели качества, петля качества. Насыщенность рынка изделиями высокого технического уровня и качественными потребительскими товарами - это главный признак полнокровной, процветающей экономики.
Сегодня в мире применяются различные системы управления качества. Но для успешной деятельности в настоящее время они должны обеспечивать возможность реализации восьми ключевых принципов системного управления качеством, освоенных передовыми международными компаниями. Эти принципы составляют основу готовящегося обновления международных стандартов в области управления качеством ИСО серии 9000.
Необходимо понимать, что современная концепция управления качеством - это концепция управления любым целенаправленным видом деятельности, позволяющая, как показывает опыт, достигнуть успеха не только в сфере производства, но и в государственном и муниципальном управлении, в вооруженных силах и других сферах.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является ООО «Принт Мастер».
Целью выпускной квалификационной работы является оценка управления качеством продукции на производственном предприятии и разработка рекомендаций по его совершенствованию.
В соответствии с поставленной целью, можно выделить следующие задачи исследования:
- рассмотрение теоретических основ управления качеством продукции на производственных предприятиях;
- проведение анализа управления качеством продукции в исследуемой организации ООО «Принт Мастер»;
- разработка основных направлений совершенствования управления качеством продукции на производственном предприятии.
При подготовке работы использовались законы Российской Федерации, монографии российских экономистов и управленцев, касающихся систем управления качеством, статьи в официальных экономических журналах, методические разработки о проблемах управления качеством, а также текущие материалы и отчетность общества с ограниченной ответственностью «Принт Мастер».
Выпускная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
В первой главе рассматриваются теоретические основы управления качеством продукции на производственном предприятии.
Во второй, практической, главе проведен анализ управления качеством продукции в ООО «Принт Мастер».
В третьей главе рассмотрены основные направления совершенствования управления качеством продукции на производственном предприятии.
1. Теоретические основы управления качеством продукции на производственных предприятиях как фактор повышения их конкурентоспособности

1.1. Сущность, задачи управления качеством продукции как фактор обеспечения конкурентоспособности предприятий

Покупатель,
приобретая изделие, всегда сопоставляет, компенсирует ли цена изделия набор свойств, которыми оно обладает. Помимо цены важны и эксплуатационные характеристики продукции, поскольку они влекут за собой затраты по эксплуатации и ремонту, а если изделие характеризуется длительным сроком службы, эти затраты вполне сопоставимы с ценой изделия, а по некоторым изделиям и существенно превосходят продажную цену изделия. Качество продукции - это совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением [12, с. 82].
Технико-экономическое понятое «качество продукции» охватывает только те свойства продукции, которые связаны с возможностью удовлетворения продукцией определенных общественных или личных потребностей в соответствии с ее назначением. Следовательно, повышая качество продукции, надо повышать не все ее свойства, а лишь те, которые влияют на выполнение продукцией ее функций назначения.
Качество продукции в условиях современного производства - важнейшая составляющая эффективности, рентабельности предприятия и поэтому ему необходимо уделять постоянное внимание. Все процессы по обеспечению, проектированию, сохранению качества объединены в систему управления качеством.
С понятием качества тесно связано и понятие технического уровня продукции - относительной характеристики качества продукции, основанной на сопоставлении значений показателей, определяющих техническое совершенство оцениваемой продукции с соответствующими базовыми показателями, их значениями. Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления, называется показателем качества продукции.
Выбор показателей качества устанавливает перечень наименований количественных характеристик свойств продукции, входящих в состав ее качества и обеспечивающих оценку уровня качества продукции.
Показатели назначения характеризуют полезный эффект от использования продукции по назначению и обусловливают область применения продукции. Для продукции производственно-технического назначения основным может служить показатель производительности, показывающий, какой объем продукции может быть выпущен с помощью оцениваемой продукции или какой объем производственных услуг может быть оказан за определенный промежуток времени [24, с. 38].
Показатели надежности - безотказность, сохраняемость, ремонтопригодность, а также долговечность изделия. В зависимости от особенностей оцениваемой продукции для характеристики надежности могут использоваться как все четыре, так и некоторые из указанных показателей.
Для некоторых изделий, связанных с безопасностью людей, безотказность может быть основным, а иногда и единственным показателем надежности. Чрезвычайно важна безотказность бытовых электроприборов, некоторых механизмов автомобилей. Для воздушных судов безотказность является единственным и самым основным показателем качества. Для характеристики сохраняемости - свойств изделия сохранять свои показатели в течение хранения и транспортирования - получили распространение такие показатели, как средний срок сохраняемости, гамма-процентный срок сохраняемости. Сохраняемость имеет важную роль для пищевой продукции. Ремонтопригодность определяют такие показатели, как средняя стоимость технического обслуживания, вероятность выполнения ремонта в заданное время. Долговечность определяется величиной затрат на поддержание изделия в работоспособном состоянии.
Показатели технологичности характеризуют эффективность конструкторско-технологических решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте продукции. Именно с помощью технологичности обеспечивается массовость выпуска продукции, рациональное распределение затрат материалов, средств, труда и времени при технологической подготовке производства продукции.
Показатели стандартизации и унификации - это насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями, а также уровень унификации по сравнению с другими изделиями. Все детали изделия делятся на стандартные, унифицированные и оригинальные. Чем меньше оригинальных изделий, тем лучше, это важно как для изготовителя продукции, так и его потребителя.
Эргономические показатели отражают взаимодействие человека с изделием и комплекс гигиенических, антропометрических, физиологических и психологических свойств человека, проявляющихся при пользовании изделием. Это могут быть усилия, необходимые для управления трактором, расположение ручки у холодильника, кондиционер в кабине башенного крана, освещенность, температура, влажность, запыленность, шум, вибрация, излучение, концентрация угарного газа и водяных паров в продуктах сгорания.
Эстетические показатели характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство исполнения и стабильность товарного вида изделия.
Показатели транспортабельности выражают приспособленность продукции для ее транспортирования.
Патентно-правовые показатели характеризуют патентную защиту и патентную чистоту продукции и являются существенным фактором при определении конкурентоспособности. При определении патентно-правовых показателей следует учитывать наличие в изделии новых технических решений, а также решений, защищенных патентами в стране, наличие регистрации промышленного образца и товарного знака как в стране-производителе, так и в странах предполагаемого экспорта.
Экологические показатели - это уровень вредных воздействий на окружающую среду, которые возникают при эксплуатации или потреблении продукции, например содержание вредных примесей, вероятность выбросов вредных частиц, газов, излучений при хранении, транспортировании и эксплуатации продукции [24, с. 38].
Показатели безопасности характеризуют особенности продукции для безопасности покупателя и обслуживающего персонала, т.е. обеспечивают безопасность при монтаже, обслуживании, ремонте, хранении, транспортировании, потреблении данной продукции.
Совокупность перечисленных показателей формирует качество продукции.
Основной задачей каждого предприятия или организации является повышение качества производимой продукции и предоставляемых услуг.
Успешная деятельность предприятия должна обеспечиваться производством продукции и услуг, которые:
- отвечают четко определенным потребностям, сфере применения или назначения;
- удовлетворяют требованиям потребителя;
- соответствуют применяемым стандартам и техническим условиям;
- отвечают действующему законодательству и другим требованиям общества;
- предлагается потребителю по конкурентоспособным ценам;
- направлены на получение прибыли.
Политика в области качества может быть сформулирована в виде принципа деятельности предприятия или долгосрочной цели и включать:
- улучшение экономического положения предприятия;
- расширение или завоевание новых рынков сбыта;
- достижение технического уровня продукции, превышающего уровень ведущих предприятий;
- ориентацию на удовлетворение требований потребителя определенных отраслей или определенных регионов;
- освоение изделий, функциональные возможности которых реализуются на новых принципах;
- улучшение важнейших показателей качества продукции;
- снижение уровня дефектности изготавливаемой продукции;
- увеличение сроков гарантии на продукцию;
- развитие сервиса.
Проблема повышения качества носит в современном мире универсальный характер. От того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической и социальной жизни любой страны, практически любого потребителя.
Качество - синтетический показатель, отражающий совокупное проявление многих факторов - от динамики и уровня развития национальной экономики до умения организовывать и управлять процессом формирования качества в рамках любой хозяйственной единицы. Вместе с тем мировой опыт показывает, что именно в условиях открытой рыночной экономики, немыслимой без острой конкуренции, проявляются факторы, которые делают качество условием выживания товаропроизводителей, мерилом результативности их хозяйственной деятельности, экономического благополучия страны.
Высокое качество и конкурентоспособность продукции обеспечиваются всей системой маркетинга - от конструирования, опытного и серийного производства до сбыта и сервиса эксплуатируемых изделий, включая в числе других средств и методы управления и контроля качества, способы транспортирования и хранения, установку (монтаж) и послепродажное обслуживание.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что существует объективная необходимость в условиях рыночных отношений усилить роль повышения качества как одного из решающих факторов успеха производителя на рынке. В связи с обострением экологических проблем в России и во всем мире особое значение для конкурентоспособности продукции приобретают такие признаки качества, как безопасность для жизни населения и экологическая чистота продукции.
Однако, как показала отечественная и мировая практика, взятые сами по себе ни управление качеством, ни введение всеобъемлющего тотального контроля качества, осуществляемого государственными органами и предприятиями, не могут кардинально решить эту проблему, если они не сочетаются с рыночным контролем [25, с. 50].
Десятилетиями у нас в стране затрачивались огромные средства на поиск способов и методов повышения качества, был усилен выходной контроль. На ряде предприятий и объединений создавались системы комплексного управления качеством, которые, однако, не получили широкого распространения.
Однако все принятые меры и попытки кардинально решить проблему качества в стране в условиях командно-административной экономики закончились неудачей, поскольку не был задействован наиболее действенный, надежный и испытанный столетиями метод - оценка качества самими покупателями на рынке в условиях конкуренции между товаропроизводителями.
В условиях достаточности товаров и услуг на рынке, превышения в целом их предложения над спросом покупатель в полной мере реализует свое право выбора, естественно предпочитая тот товар, который с его точки зрения (а никак не производителя, плановика, инженера) обладает наилучшим соотношением потребительских качеств и цены в тот или иной момент.
Невостребованные потребителем продукты труда остаются у производителя и/или его посредников. Нереализованные на рынке товары убедительно показывают правильность или ошибочность товарной политики производителя, убеждают его самым эффективным способом - рублем, долларом, маркой, что выпускать следует только то, что требует потребитель. В таких условиях нет необходимости взывать к «гражданской совести» производителей, митинговать за качество, выносить правительственные постановления. Наказанный потребителем производитель сам прекрасно разберется в том, качество каких товаров и в какой степени необходимо улучшать.
В условиях конкурентного рынка деятельность любой хозяйственной единицы обязательно проходит двойной контроль. Внешний контроль производится конкурентами, но не непосредственно, а через конечные результаты рыночной деятельности. Беспристрастную оценку этой деятельности дает, в конечном счете, покупатель (потребитель).
Конкуренция - самый эффективный и дешевый метод экономического контроля, который не имеет себе равных. Такого рода контроль стоит обществу минимальных затрат, он не только создает условия обеспечения покупателей товарами нужного качества, причем в нужный срок. Это важная динамичная сила, постоянно толкающая производителя на сокращение издержек производства и снижение цен, на увеличение производства и сбыта, борьбу за покупателя, на улучшение качества продукции.
Таким образом, уже сам по себе рыночный фактор служит действенным средством, заставляющим производить товары требуемого в конкретный момент качества.
Повышение качества продукции связано с необходимостью согласования работы предприятий различных отраслей промышленности, а также деятельности многих научно-исследовательских, опытно-конструкторских и других организаций на всех этапах разработки, проектирования, изготовления, обращения и эксплуатации продукции. В этих условиях стал необходим системный анализ, который привел к появлению нового термина «управление качеством продукции», что означает действия, осуществляемые при создании и эксплуатации или потреблении продукции в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества.
Сегодня в мире применяются различные системы управления качества. Но для успешной деятельности в настоящее время они должны обеспечивать возможность реализации восьми ключевых принципов системного управления качеством, освоенных передовыми международными компаниями. Эти принципы составляют основу готовящегося обновления международных стандартов в области управления качеством ИСО серии 9000 [23, с. 15].
Принцип первый - ориентация на потребителя. Стратегическая ориентация на потребителя, соответствующим образом обеспечиваемая организацию, методически и технически, жизненно необходима каждой организации и каждому предприятию, функционирующему в условиях конкурентного рынка.
Принцип второй - роль руководства. В соответствии с ним руководитель должен создать условия, необходимые для успешной реализации всех принципов системного управления качеством.
Принцип третий - вовлечение работников. Это одно из ключевых положений TQM (Total Quality Management), в соответствии, с которым каждый работник должен быть вовлечен в деятельность по управлению качеством. Необходимо добиться, чтобы у каждого возникла внутренняя потребность в улучшениях.
Принцип четвертый - процессный подход и органично с ним связанный.
Пятый принцип - системный подход к управлению. В соответствии с этими принципами производство товаров, услуг и управление рассматривается как совокупность взаимосвязанных процессов, а каждый процесс - как система, имеющая вход и выход, своих «поставщиков» и «потребителей» к управлению, основу которого составляет иерархическая организационная структура.
В стандартных ИСО 9001 и QS - 9000 есть, например, норма, в соответствии с которой поставщик для подготовки к производству новой или модернизированной продукции должен формировать группы специалистов из различных подразделений. Такие группы должны включать конструкторов, технологов, специалистов службы качества, а также специалистов других служб.
Принцип шестой - постоянное улучшение. Двадцать лет назад стратегия качества базировалась на концепции оптимального качества. Опыт японской, а затем американской и европейской промышленности показал, что устанавливать пределы улучшению недопустимо, само улучшение должно быть системой и составной частью системы управления.
Принцип седьмой - принятие решений, основанных на фактах. Реализация этого принципа призвана исключить необоснованные решения, которые обычно называют волевыми. Необходимо собирать и анализировать фактические данные и принимать решения на их основе. Наиболее распространенными сейчас являются статистические методы контроля, анализа и регулирования.
Принцип восьмой - взаимовыгодные отношения с поставщиками. Этот принцип, суть которого в простейших случаях очевидна, необходимо реализовывать по отношению, как к внешним, так и внутренним поставщикам.
Опыт крупнейших фирм многих развитых стран по управлению качеством, характеризующийся большим разнообразием концепций и методов формирования систем качества, был согласован и обобщен в комплексе международных стандартов ИСО серии 9000. На сегодняшний день стандарты ИСО серии 9000 приняты в качестве национальных практически во всех развитых странах мира.
В современных системах управления предприятиями всё более заметную роль играет управление качеством продукции и услуг. Объясняется это, во-первых, тем, что качество, наряду с ценой, гарантиями, сроками поставки и сервисом является наиболее весомым слагаемым конкурентоспособности продукции. Во-вторых, качество продукции должно гарантировать её безопасность и экологическую чистоту и обеспечивать возможность её обязательной сертификации, что контролируется государственными надзорными органами.
Кроме того, современная практика торговых отношений, как правило, включает в себя проверку и оценку заказчиком существующей у поставщика системы управления качеством, которая рассматривается заказчиком как дополнительная гарантия стабильности качества поставок. При этом система качества должна соответствовать международным стандартам ИСО 9000, которые представляют собой современный уровень управления качеством и включают в себя перечень апробированных элементов, необходимых для обеспечения качества. Среди этих элементов - контроль качества материалов, операционный контроль при изготовлении, различные виды испытаний продукции, обучение и мотивация персонала и т.д.
Состав комплекса международных стандартов ИСО серии 9000 представлен ниже:
ИСО 9000. Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Руководящие указания по выбору и применению.
ИСО 9004. Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания.
ИСО 9001. Системы качества. Модель для обеспечения качеством при проектировании и/или разработке, производстве, монтаже и обслуживании.
ИСО 9002. Системы качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже.
ИСО 9003. Системы качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях.
МС ИСО 9000, являясь вводным стандартом, устанавливает основные задачи предприятия-изготовителя продукции в области качества и содержит руководящие положения по выбору и применению стандартов ИСО серии 9000. МС ИСО 9004 предлагает руководство для построения системы качества.
МС ИСО 9001-9003 дают описание моделей обеспечения качества (на соответствие которым проверяется система у поставщика) для трех различных этапов деятельности процесса производства продукции показана на рис. 1.
Рис. 1. Общая взаимосвязь между стандартами ИСО серии 9000
При формировании системы качества на базе ИСО нужно учитывать, что:
- необходима организация непрерывного обучения методам управления качеством с постоянным чередованием теории и практики среди всех работников предприятия - от руководителя до рабочего с участием всех звеньев;
- при создании системы качества на базе ИСО не следует заранее отвергать или ломать действующую на предприятии систему управления качеством или ее элементы. Все то, что в прежних КС УКП предприятий соответствовало принципам и требованиям МС ИСО, можно и необходимо в полной мере использовать;
- в условиях переходного периода необходимы меры государственного воздействия, способные усилить мотивацию предприятий к повышению качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции, к разработке и внедрению систем качества на основе использования стандартов ИСО.
Сопоставление положений МС ИСО серии 9000 с методическими материалами по разработке и внедрению комплексных систем управления качеством продукции на отечественных предприятиях позволяет сделать вывод о том, что КС УКП и система качества, регламентированная стандартами ИСО, базируются на одной общей методологии, а именно - на комплексном управлении качество продукции. В стандартах ИСО закреплены многие элементы и решения, установленные в методических материалах по КС УКП [12, с. 116].
При организации рациональной и эффективной работы по качеству, независимо от её масштабов, форм и методов осуществления, люди всегда действовали, действуют, и будут действовать примерно по такой схеме:
1. Определение потребности и выработка требований к качеству продукции (план, программа качества).
2. Придание исходному материалу необходимых свойств (выполнение плана, программы качества).
3. Проверка соответствия полученного качества предъявленным требованиям (выявление отклонений) или констатация соответствий.
4. Воздействие для устранения отклонений полученного качества, от заданного (обратная связь).
При таком взгляде на последовательность действий по качеству обнаруживается явление, имеющее чрезвычайно важное значение для всей философии работ по качеству. Это наличие единства и органического сочетания прямых и обратных связей во всех действиях людей, связанных с созданием и использованием (потреблением) продукции.
Системы управления качеством представляют собой органическое сочетание экономических, правовых и других факторов, влияющих на качество. С помощью нововведений можно не только избежать консерватизма и застоя в развитии комплексного подхода к качеству, но и сознательно и уверенно двигаться дальше. В системах качества нововведения делятся на две группы:
- функциональные;
- системные.
К функциональным относятся нововведения, затрагивающие задачи одной из функций управления качеством и не требующие структурных изменений системы. В крайнем случае, необходимость в структурных изменениях столь незначительна, что их можно не проводить.
К системным относятся нововведения, которые затрагивают не одну, а несколько функций управления качеством и вызывают необходимость внесения изменений в содержание элементов системы. Системные нововведения могут касаться одной функции, но по масштабам воздействия влияют на другие функции, что приводит к необходимости внесения в них изменений.
1.2. Процесс управления качеством продукции

Непрерывный рост требований к техническому уровню, качеству изготовления продукции и темпам ее обновляемости, ориентация на максимальное удовлетворение требований потребителей в условиях перехода к экономическим методам управления на принципах хозяйственной самостоятельности и конкуренции, обуславливает необходимость существенного повышения эффективности и обоснованности мероприятий и решений в области обеспечения качества продукции. Совершенствование процесса обеспечения качества на промышленном предприятии следует рассматривать как важнейшее направление повышения эффективности предприятия в целом. От эффективности управленческих решений, принимаемых на данном этапе, во многом зависит успех производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия.
Анализ места и роли процессов выработки управленческих решений на промышленном предприятии, в виду его специфичности, следует начать с характеристики машиностроительной промышленности.
В новых условиях особое место занимает качество продукции, так как в конкурентной среде рынка на первом месте выступает не количество выпуска готовой продукции, а его качество. Управление и обеспечение качества в структуре управления реализуется путем выполнения специальных функций. Но сначала остановимся на самом понятии «качество».
Содержание категории «качество» развивалось в процессе эволюции методов производства и управления: от понимания качества как степени соответствующих параметров продукции требованиям технической документации, до акцентирования внимания на потребительской направленности продукции. Цепочка понятия качества, представленная на рис. 2, отражает 3 разных аспекта качества [12, с. 145].

Рис. 2. Цепочка качества

На 1 этапе качество означает ту ступень, в которой услуга или товар предприятия соответствуют его внутренним техническим условиям. Этот аспект называют качеством соответствия техническим условиям. На этапе 2 оценивается качество конструкции. Иначе говоря, качество может отвечать техническим требованиям предприятия на конструкцию изделия, но сама конструкция может быть как высокого, так и низкого качества. Наконец, на третьем этапе качество означает ту ступень, в которой работа или функционирование услуг или товаров предприятия удовлетворяют потребностям потребителей. Этот аспект называется функциональным качеством.

Достижение уровня качества продукции, удовлетворяющего требованиям потребителей, осуществляется на основании управления качеством. Наиболее полное определение этого понятия дал японский профессор Исикава Каору, один из ведущих специалистов в области разработки методов управления качеством. “Управление качеством - это революция мышления в управлении производством. Заниматься управлением качеством - значит разрабатывать, проектировать, выпускать и обслуживать качественную продукцию, которая является наиболее экономичной, наиболее полезной для потребителя и всегда удовлетворяет его потребности.

Что касается терминологии стандартов ISO серии 9000, она включает в себя неконкретные, громоздкие, а порой и прямо противоречащие здравому смыслу определения основных терминов. Так, термин качество подменён термином полезность (потребительная стоимость), определение терминов управление качеством и обеспечение качества не раскрывает сущности этих понятий, а определение термина обеспечение качества, кроме того, являет собой наглядный пример тавтологии. Нет ясности и в соотношении понятий обеспечение качества и управление качеством и т.д.

Наличие указанных проблем говорит о том, что уровень теоретической базы в этой области ещё далёк от того, чтобы можно было говорить об управлении и обеспечении качества как о сформировавшемся аспекте в науке управления. Имея только набор практических рекомендаций, без их должного теоретического осмысления, невозможно организовать эффективное, осознанное управление качеством.

Следует также подчеркнуть, что методы управления на предприятиях сегодня четко не определены. Нет единой концепции управления экономикой в условиях переходного периода на уровне государства, до конца не сформирована и правовая база управления. Не произошли пока необходимые изменения в государственном и хозяйственном управлении непосредственно предприятиями. Соответственно нет и концепции управления и обеспечения качества продукции на современных предприятиях различных форм собственности как составной части концепции управления экономикой в переходный период.

В современных условиях целью управления качеством продукции (УКП) на предприятии является достижение уровня качества, соответствующего требованиям избранного рынка, с минимальными затратами. Данная цель предполагает последовательное решение двух задач: определение степени соответствия качества исследуемого объекта конкретной потребности (оценка качества); выявление путей достижения требуемого потребителем уровня качества с наименьшими производственными затратами.

В условиях становления рыночной экономики особую актуальность приобретает проблема повышения научной обоснованности управленческих решений по обеспечению качества выпускаемой продукции. Совершенствование методов управления качеством продукции в условиях рынка базируется на хозяйственной самостоятельности предприятия, отказе от директивных методов руководства на всех уровнях управления, использовании научного подхода и мирового опыта к решению проблем управления качеством продукции.

Законы функционирования рыночного механизма хозяйствования влекут за собой необходимость комплексного решения проблем по повышению эффективности качеством продукции на базе реорганизации существующей системы управления на предприятиях и перехода к управлению обеспечения качества как неотъемлемой части процесса управления производством в целом, использование исследований требований потребителей к продукции и прогнозирование будущих тенденций, повышение роли аналитических методов на всех стадиях жизненного цикла продукции. В качестве одного из методов принятия решений по обеспечению качества продукции предлагается использовать анализ затрат на обеспечение качества продукции [33, с. 125].

Исследование состояния работ по автоматизации процессов обеспечения качества и изучение организации этих процессов на предприятиях машиностроения, позволили сделать вывод о недостаточной их эффективности. Задачи, решаемые в процессе управления качеством продукции, рассредоточены по различным функциональным подсистемам АСУП, что не обеспечивает комплексность и оперативность расчетов. При проведении автоматизированных вычислений преобладают задачи по учету дефектов, которые не способствуют выявлению причин обнаруженного брака и принятию оптимальных решений по управлению качеством. Исходя из этого возникает необходимость выделения комплекса задач по обеспечению качества в самостоятельную автоматизированную систему поддержки принятия решений и переосмысления состава задач с ориентацией их на новые экономические условия.

Система обеспечения качества предприятия должна основываться на следующих положениях:

- Система качества разрабатывается и документально оформляется как средство обеспечения соответственно установленных требований.

- Система качества функционирует характерным образом наряду со всеми остальными видами деятельности, влияющими на качество продукции и взаимодействует с ними.

- Ответственность за определение политики в области качества и за решения, касающихся разработки, внедрения и функционирования системы качества, возлагается на руководителей предприятия.

- Все элементы и компоненты системы качества должны быть предметом постоянной и регулярной внутренней проверки и оценки.

Реализация целей системы качества обеспечивается техническим, административным и человеческим факторами, влияющими на качество производимой продукции.

Система качества должна быть надлежащим образом документирована. На управление качеством большее влияние оказывает достоверность и точность контроля, своевременное обнаружение отклонений в технологическом процессе, прослеживаемость и идентификация.

Программы качества с установлением значений показателей могут входить составной частью во все возможные государственные планы и программы, планы проектно - конструкторских организаций, производственных объединений предприятий, договорные обязательства. Показатели качества оговариваются в сделках на товарных биржах и при других формах движения товаров.

Требования к качеству устанавливаются и финансируются в нормативных и нормативно - технических документах: государственных, отраслевых, фирменных стандартах, технических условиях на продукцию, в технических заданиях на проектирование или модернизацию изделий, в чертежах, технологических картах и технологических регламентах, в картах контроля качества и т.п. Этот перечень можно продолжить.

Отклонения качества продукции от заданных параметров происходит, как правило, в худшую сторону и имеет общие и частные проявления.

К числу общих относится моральный износ, физическое и моральное старение продукции, то есть потеря первоначальных свойств, при эксплуатации и хранении.

Неустойчивость, изменчивость качества продукции проявляется не только в двух общих тенденциях физического и морального старения. Имеют место так называемые частные отклонения качества от установленных требований. Они чрезвычайно разнообразны и обусловлены уже не экономической и технической природой, а условиями внешнего характера: нарушениями правил и условий эксплуатации, ошибками разработчиков и изготовителей, нарушениями производственной дисциплины, дефектами оборудования, с помощью которого изготавливается и используется продукция.

Неустойчивость качества, обусловленная частыми отклонениями заданных параметров, имеет случайный характер. Время их появления можно ожидать только с определенной степенью вероятности.

Есть ещё один фактор, который влияет на неустойчивость оценок качества - это неустойчивость и изменчивость потребностей. Параметры продукции могут строго соответствовать нормативной и технической документации, но изменяются требования потребителей и качество при неизменных параметрах ухудшается или теряется вовсе.

Можно констатировать, что качество продукции находится в постоянном движении. Следовательно, качество определяет собой хронически неустойчивый объект. Это объективная реальность, с которой приходится иметь дело. В практической деятельности люди отслеживают процесс потери свойств качества, измеряют и оценивают эти изменения. Для того чтобы замедлить процесс физического старения, устанавливаются благоприятные эксплуатационные режимы и условия хранения, применяются различные профилактические меры по техническому обслуживанию и текущему ремонту [33, с. 189].

Если ухудшение качества переходит за пределы допустимых значений, проводится капитальный ремонт.

При организации рациональной и эффективной работы по качеству, независимо от её масштабов, форм и методов осуществления, люди всегда действовали, действуют, и будут действовать примерно по такой схеме:

Определение потребности и выработка требований к качеству продукции (план, программа качества).

Придание исходному материалу необходимых свойств (выполнение плана, программы качества).

Проверка соответствия полученного качества предъявленным требованиям (выявление отклонений) или констатация соответствий.

Воздействие для устранения отклонений полученного качества, от заданного (обратная связь).

При таком взгляде на последовательность действий по качеству обнаруживается явление, имеющее чрезвычайно важное значение для всей философии работ по качеству. Это наличие единства и органического сочетания прямых и обратных связей во всех действиях людей, связанных с созданием и использованием (потреблением) продукции.

Вариантов может быть несколько, приведем универсальную схему (рис. 3).


Рис. 3. Универсальная схема управления качеством продукции
Условные обозначения прямая связь
обратная связь
Она представляется состоящей из шести блоков. К числу факторов, влияющих на качество (прямоугольник в центральной части схемы) относятся:
Станки, машины, другое производственное оборудование.
Профессиональное мастерство, знания, навыки, психофизическое здоровье работников.
Обрамляющие прямоугольник факторов условия обеспечения качества более многочисленны. Сюда относятся:
- характер производственного процесса, его интенсивность, ритмичность, продолжительность;
- климатическое состояние окружающей среды и производственных помещений;
- интерьер и производственный дизайн;
- характер материальных и моральных стимулов;
- морально - психологический климат в производственном коллективе;
- формы организации информационного обслуживания и уровень оснащенности рабочих мест;
- состояние социально материальной среды рабочих.
Реально изменяют свойства сырья и исходных материалов до заданного уровня качества средства производства и труд. На их возможностях сказываются условия, в которых они взаимодействуют. Практика показывает, что такое деление, такой подход позволяет, не только более четко организовать работы по качеству, но и более целенаправленно и эффективно определять меры по обеспечению нужного качества.
При возникновении отклонения от заданных параметров качества, которые обнаруживаются в блоке сравнения и принятия решения, блок сил воздействия для устранения этих отклонений направляет усилия либо на факторы, либо на условия, либо одновременно на то и другое. Меры воздействия и их сочетания зависят от характера и величины отклонений качества и от эффективности тех или иных возможных вариантов устранений отклонений. По универсальной схеме работают все, но наиболее часто рабочие, мастера, контролеры ОТК. Для них план по качеству заключен в чертежах, технологических операционных и контрольных картах. Они сами непосредственно производят сравнение фактических и заданных в технологической документации параметров качества сами, как правило, принимают решение о том, каким способом, приемом, ликвидировать отклонение. В данном случае универсальная схема управления качеством выступает в качестве первичной схемы, первичного звена всей сложной, многообразной работы по качеству. Однако, чем выше уровень концентрации производства, его специализации и кооперирования, тем выше уровень системы качества, а, следовательно, сложнее механизм, обеспечивающий её функционирование.
2. Управление качеством продукции в ООО «Принт Мастер»

2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Принт Мастер»

Полное фирменное наименование общества: Общество с ограниченной ответственностью «Принт мастер». Сокращенное фирменное наименование общества: ООО «Принт мастер».

Место нахождения общества и почтовый адрес общества: 424005, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Медицинская, 5.

Целью общества является извлечение прибыли. Предметом деятельности общества являются:

- издательская деятельность;

- издание книг, брошюр, буклетов и аналогичных публикаций, в том числе для слепых;

- издание газет, журналов и периодических публикаций, звукозаписей;

- прочие виды издательской деятельности;

- полиграфическая деятельность и предоставление услуг в этой области;

- иные виды деятельности, не запрещенные законодательными и нормативными актами Российской Федерации и Республики Марий Эл.

Общество является юридическим лицом по законодательству РФ и имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Уставный капитал общества составляется из номинальной стоимости долей его участников и равен 461925 (Четыреста шестьдесят одна тысяча девятьсот двадцать пять) рублей.

Органами управления общества являются:

- общее собрание участников общества;

- директор (единоличный исполнительный орган).

Высшим органом общества является общее собрание участников общества. Общее собрание может быть очередным или внеочередным. Очередное общее собрание участников проводится по решению директора не ранее чем через два месяца и не позднее чем через четыре месяца после окончания финансового года.

Все участники общества имеют право присутствовать на общем собрании участников общества, принимать участие в обсуждении вопросов повестки дня и голосовать при принятии решений.

Каждый участник общества имеет на общем собрании участников общества число голосов, пропорциональное его доле в уставном капитале общества, за исключением случаев, предусмотренных ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

К компетенции директора относятся все вопросы руководства текущей деятельностью общества, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания участников общества.

Директор организует выполнение решений общего собрания участников общества.

В обществе создается резервный фонд в размере 15 процентов уставного капитала общества. Резервный фонд общества формируется путем обязательных ежегодных отчислений из чистой прибыли общества. Резервный фонд общества предназначен для покрытия убытков общества.

Общество вправе ежеквартально, раз в полгода или раз в год принимать решение о распределении чистой прибыли между участниками общества. Прибыль общества, предназначенная для распределения между всеми его участниками, распределяется пропорционально их долям в уставном капитале. Организационная структура управления ООО «Принт мастер» представлена на рис. 4.

Рис. 4. Организационная структура управления ООО «Принт мастер»

Для ООО «Принт мастер» характерна линейная организационная структура управления. Все сотрудники организации действуют в процессе производства взаимосвязано. Для их согласованной деятельности четко определены регламент работы каждого звена, методы и формы их взаимосвязи. С этой целью определены права, обязанности и ответственность каждого работника.

Организационная структура управления ООО «Принт мастер» характеризуется:

- четким разделением труда (квалифицированные специалисты в каждой области);

- высокой иерархией управления (кто кому подчиняется);

- наличием стандартов и правил;

- осуществлением найма на работу в соответствии с квалификационными требованиями.

Квалификационный состав работников ООО «Принт мастер» представлен в таблице 1.

Таблица 1

Квалификационный состав работников ООО «Принт мастер»

ФИО
Образование
Стаж работы (лет)
Директор
неоконч.высшее
17
Заведующий производством
высшее
1
Бухгалтер
высшее
1
Заместитель директора
высшее
10
Печатник
высшее
1
Помощник печатника
среднеспец.
11
Резчик №1
среднее
1
Резчик №2
высшее
27
Размотчик бумаги
среднеспец.
3
Фальцовщик-упаковщик
среднеспец.
5
Рассмотрим основные показатели деятельности ООО «Принт Мастер» за 2004-2006 гг. Проведем анализ основных технико-экономических показателей ООО «Принт Мастер» на основании данных табл. 2.
По данным табл. 2 можно сделать вывод о росте объемов реализации продукции ООО «Принт Мастер» за 2004-2006 гг. Увеличение объемов реализации связано в первую очередь с увеличением количества заказов на изготовляемую организацией продукцию и услуги. В договорных ценах объём реализованной продукции в 2005 г. по сравнению с 2004 г. вырос на 11,58% и составил 9845 тыс. руб. В 2006 году объем реализации организации увеличился до уровня 14759 тыс. руб., что на 49,91% больше результата предыдущего года.
Таблица 2
Динамика основных технико-экономических показателей деятельности ООО «Принт Мастер» за период с 2004-2006 гг.
Наименование показателей
2004 г.
2005 г.
2006 г.
Темп изменения, %
2005/2004
2006/2005
1. Объём реализованной продукции, тыс. руб.
8 823
9 845
14 759
111,58
149,91
2. Себестоимость, тыс. руб.
8 538
9 514
13 277
111,43
139,55
3. Материальные затраты, тыс. руб.
7139,50
8574,00
11977,00
120,09
139,69
4. Материалоотдача, р. / р.
1,24
1,15
1,23
92,91
107,32
5. Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. руб.
7094,76
7209
7267
101,61
100,80
6. Фондоотдача, руб./руб.
1,24
1,37
2,03
109,82
148,72
7. Фондоёмкость, руб./руб.
0,80
0,73
0,49
91,06
67,24
8. Среднесписочная численность работников, чел.
24
20
18
83,33
90,00
9. Фонд оплаты труда, тыс. руб.
660
708
952
107,27
134,46
10. Среднемесячная заработная плата одного работающего, руб.
2291,82
2950
4407,41
128,72
149,40
11. Объем реализованной продукции, приходящийся на 1 работника, тыс. руб.
367,63
492,25
819,94
133,90
166,57
12. Прибыль от реализации, тыс. руб.
285
331
1 482
116,14
447,73
13. Прибыль до налогообложения, тыс. руб.
136
92
888
67,65
965,22
14. Рентабельность производственной деятельности, %
1,54
0,93
6,02
60,62
643,85
Себестоимость изготовляемой продукции увеличилась на 11,43% в 2005 году по сравнению с 2004 годом, и затем увеличилась на 39,55% в 2006 г. по сравнению с 2005 г. Увеличение себестоимости можно объяснить пропорциональным возрастанием объемов реализации продукции организации в 2004-2006 гг. Положительным моментом работы ООО «Принт Мастер» в 2006 году можно охарактеризовать то, что темп роста себестоимости продукции в 2006 году - 139,55% был ниже темпа роста выручки организации - 149,91%, что говорит о повышении эффективности деятельности фирмы.
Производство продукции ООО «Принт Мастер» материалоемкое, материальные затраты ежегодно увеличивались с уровня 7139,5 тыс.руб. в 2004 году до 8574 тыс.руб. в 2005 году и до 11977 тыс.руб. в 2006 году, что 4837,5 тыс.руб. больше уровня 2004 года. Значение показателя материалоотдачи незначительно изменялось на протяжении исследуемого периода и составило 1,23 по результатам 2006 года.
Среднегодовая стоимость основных фондов увеличилась за рассматриваемый период на 172,5 тыс.руб., на что оказывает влияние пополнение организации основными средствами. В результате того, что повышается рост объемов производства продукции, растет эффективность использования основных фондов - фондоотдача увеличилась с 1,24 р./р. в 2004 г. до 2,03 р./р. в 2006 г., следовательно, уменьшается фондоёмкость с 0,8 р./р. до 0,49 р./р. соответственно.
Среднесписочная численность работников в 2005 г. составила 20 человек, что на 4 чел меньше по сравнению с 2004 г., а в 2006 г. она составила 18 человек или 90% от численности 2005 г. Следовательно, численность персонала исследуемой организации ежегодно уменьшается.
Производительность труда одного работника возросла в 2005 г. на 33,9% по сравнению с 2004 г. Данное увеличение связано с ростом объемов производства и реализации продукции организации в 2005 г. и снижением среднесписочной численности персонала. В 2006 г. производительность труда одного работника также увеличилась на 66,57% по сравнению с 2005 г. Фонд оплаты труда в 2005 г. вырос на 7,27% по сравнению с 2004 г. на что оказывает влияние рост заработной платы, которая, в свою очередь, растёт под влиянием роста цен; в 2006 г. - фонд оплаты труда также увеличился на 34,46% по сравнению с 2005 г. Темп роста производительности труда работников ООО «Принт Мастер» превышает темп роста заработной платы, что расценивается положительно в работе организации.
Среднемесячная заработная плата работников предприятия увеличилась с 2291,82 руб. в 2004 г. до 4407,41 тыс.руб. в 2006 г. (почти в два раза за данный период.
Балансовая прибыль предприятия в 2005 г. снизилась на 44 тыс.руб. по сравнению с 2004 г. и составила 92 тыс. руб., в 2006 г. прибыль значительно возросла до уровня 888 тыс. руб. На протяжении периода 2004-2005 гг. происходит уменьшение рентабельности производственной деятельности ООО «Принт Мастер». Если в 2004 г. рентабельность составляла 1,54%, то 2005 г. - уже 0,93%, что связано с ростом уровня внереализационных расходов предприятия. В 2006 году рентабельность увеличилась до 6,03%, что является благоприятным моментом в работе организации.
Исходя из вышеприведённого анализа, можно сделать вывод, что производственно-финансовая деятельность ООО «Принт Мастер» к концу анализируемого периода улучшается. Проанализируем динамику и состав основных средств предприятия ООО «Принт Мастер» в табл. 3.
Таблица 3
Анализ динамики и состава основных средств ООО «Принт Мастер»
Показатели
2004 г.
2005 г.
2006 г.
Изменение стоимости основных средств, +/-
сумма, тыс. р.
уд. вес, %
сумма, тыс. р.
уд. вес, %
сумма, тыс. р.
уд. вес, %
2005/
2004
2006/
2005
1. Производственные основные средства
6711
94,59
6837
94,83
6895
94,88
126
58
2. Непроизводственные основные средства
384
5,41
372
5,17
372
5,12
-11
-
Итого основных средств
7094,76
100,00
7209
100,00
7267
100,00
114
58
- активная часть
2037
28,71
2167
30,06
2225
30,62
130
58
- пассивная часть
5057,76
71,29
5042
69,94
5042
69,38
-16
-
1. Здания
4381
61,75
4381
60,77
4381
60,29
-
-
2. Сооружения
129
1,82
129
1,79
129
1,78
-
-
3. Машины и оборудование
1762
24,84
1852
25,69
1903
26,19
90
51
4. Транспортные средства
256
3,61
214
2,97
214
2,94
-42
0
5. Произв. инвентарь
19
0,27
101
1,40
108
1,49
82
7
6. Другие виды основных средств
547
7,71
532
7,38
532
7,32
-15
-
Как видно из табл. 3, стоимость основных средств за рассматриваемый период увеличилась на 184 тыс.руб. и по итогам 2006 года составила 6895 тыс.руб. Увеличение стоимости основных средств произошло вследствие приобретения организацией машин и оборудования (на сумму 141 тыс.руб.), производственного и хозяйственного инвентаря (на сумму 89 тыс.руб.).
Анализ структуры основных средств ООО «Принт Мастер» позволил сделать следующие выводы.
Производственные основные средства занимали наибольшую долю в общей структуре основных средств на протяжении рассматриваемого периода, их доля незначительно увеличилась с 94,59% в 2004 году до 94,88% в 2006 году (на 0,29 п.п.). Соответственно снижалась доля непроизводственных основных средств, ее значение по итогам 2006 года составило 5,12%. Доля активных основных средств за рассматриваемый период увеличилась на 1,91 п.п. (с 28,71% в 2004 году до 30,62% в 2006 году). В общей структуре основных средств наибольшую долю занимают здания (60,29% в 2006 года), машины и оборудование (26,19% в 2006 году).
За рассматриваемый период снижалась доля зданий (на 1,46 п.п.), сооружений (на 0,04 п.п.), транспортных средств (на 0,67 п.п.) в общей структуре основных средств. Отмечается увеличение доли машин и оборудования (на 1,35 п.п.), производственного и хозяйственного инвентаря (на 1,22 п.п.) за период 2004-2006 гг. В общем можно сделать вывод, что за рассматриваемый период структура основных средств предприятия ООО «Принт Мастер» значительно не изменилась.
Проанализируем обеспеченность предприятия основными средствами в табл. 4. Вместе с ростом выпуска товарной продукции, в течение 2004- 2006 гг. росла выручка предприятия, среднегодовая стоимость основных средств. Фондовооруженность выросла в 2005 году на 65 тыс. руб. и составила 360,45 тыс. руб. на человека, в 2006 году - увеличилась на 43 тыс. руб. и составила 403,72 тыс. руб. на человека, что является положительным моментом в деятельности предприятия.
Таблица 4
Анализ обеспеченности предприятия основными средствами
Наименование показателя
2004 г.
2005 г.
2006 г.
Абсолютное отклонение
Темп изменения, %
2005/
2004
2006/
2005
2005/
2004
2006/
2005
1. Выручка от реализации продукции, тыс. руб.
8823
9845
14759
1 022
4 914
11,59
49,91
2. Выпуск продукции, тыс. руб.
9352
10633
16014
1 281
5 381
13,69
50,61
3. Среднегодовая стоимость ОС, тыс. руб.
7094,76
7209
7267
114
58
1,61
0,80
4. Численность работников, чел.
24
20
18
-4
-2
-16,67
-10,00
в т.ч. рабочих
13
10
9
-3
-1
-23,08
-10,00
5. Среднегодовая стоимость активных ОС, тыс. руб.
2584,76
2699
2757
114
58
4,42
2,15
6. Фондовооруженность, тыс. руб. на чел.
545,75
720,90
807,44
175,15
86,54
132,09
112,01
Уровень фондовооруженности труда определяется отношением стоимости основных средств к числу рабочих (работников промышленно производственного персонала) предприятия. Эта величина должна непрерывно увеличиваться, так как от неё зависит техническая вооруженность, а, следовательно, и производительность труда. На предприятии фондовооруженность увеличилась на 12,01% за последний год.
Динамика и структура затрат на производство и реализацию продукции ООО «Принт Мастер» за 2004-2006 годы представлена в табл. 5.
Таблица 5
Динамика и структура затрат на производство и реализацию продукции ООО «Принт Мастер»
Показатели
2004 г.
2005 г.
2006 г.
Изменение +/-
сумма, тыс. руб.
уд. вес, %
сумма, тыс. руб.
уд. вес, %
сумма, тыс. руб.
уд. вес, %
2005/
2004
2006/
2005
1. Материальные затраты
7139,5
83,57
8574
85,95
11977
88,11
1434,5
3403
2. Затраты на оплату труда
660
7,73
708
7,10
952
7,00
48
244
3. Отчисления на социальные нужды
262
3,07
238
2,39
133
0,98
-24
-105
4. Амортизация
184,8
2,16
211
2,12
215
1,58
26,2
4
5. Прочие затраты
296,6
3,47
245
2,46
317
2,33
-51,6
72
Всего
8542,9
100
9976
100
13594
100
1433,1
3618
Общая сумма затрат на производство и реализацию продукции (оказание услуг) за рассматриваемый период увеличилась на 5051,1 тыс.руб. и по итогам 2006 года составила 13594 тыс.руб.
Материальные затраты увеличились на 4837,5 тыс.руб., поднявшись до уровня 11977 тыс.руб. в 2006 году.
Исходя из структуры затрат на производство и реализацию продукции, можно сделать вывод, что производство продукции ООО «Принт Мастер» материалоемкое, так как удельный вес материальных затрат по итогам 2006 года составил 88,11% в общей структуре затрат.
Удельный вес затрат на оплату труда снизился на 0,73 п.п. за исследуемый период и составил 7% по итогам 2006 года. Удельный вес прочих затрат также несколько снизился на 1,14 п.п. за рассматриваемый период до уровня 2,33% в конце 2006 года.
Анализ уровня и динамики показателей финансовых результатов деятельности ООО «Принт Мастер» за 2004 - 2006 гг. представлен в табл. 6.
Таблица 6
Анализ уровня и динамики показателей финансовых результатов деятельности ООО «Принт Мастер» за 2004 - 2006 гг., тыс. руб.
Наименование показателя
Годы
Изменение, +/-
2004
2005
2006
2005/
2004
2006/
2005
1
2
3
4
5
6
Доходы и расходы по обычным видам деятельности
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг
8 823
9845
14759
1 022
4 914
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг
8 538
9514
13277
976
3 763
Валовая прибыль
285
331
1482
46
1 151
Коммерческие расходы
0
0
0
-
-
Управленческие расходы
0
0
0
-
-
Прибыль (убыток) от продаж
285
331
1482
46
1 151
Проценты к уплате
49
117
119
Прочие операционные доходы
4
38
0
34
-38
Прочие операционные расходы
28
12
25
-16
13
Внереализационные доходы
22
123
235
101
112
Внереализационные расходы
98
271
685
173
414
Прибыль (убыток) до налогообложения
136
92
888
-44
796
Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи
82
78
767
-4
689
Чистая прибыль
54
14
121
-40
107
Выручка от продажи продукции предприятия за 2005 год увеличилась на 1022 тыс. руб. (11,58%), в 2006 году - на 4914 тыс. руб. (49,9%).
Себестоимость реализованной продукции за 2005 год увеличилась на 976 тыс. руб. (11,43%), за 2006 год - на 3763 тыс. руб. (39,55%).
Как следствие вышеизложенного - повышение эффективности основной деятельности предприятия под влиянием опережающего темпа увеличения выручки по отношению к темпу роста себестоимости реализованной продукции.
Прибыль от реализации продукции увеличилась в 2005 году на 46 тыс. руб., в 2006 году - на 1151 тыс. руб. и составила 1482 тыс.руб.
Увеличение объема реализации продукции предприятия произошло за счет увеличения цен, повышенного спроса на производимую продукцию.
Прибыль до налогообложения предприятия снизилась в 2005 году на 44 тыс. руб. и составила 92 тыс.руб., в 2006 году она увеличилась на 796 тыс.руб. и составила 888 тыс.руб.
Чистая прибыль предприятия в 2005 году составила 14 тыс. руб., в 2006 году - 121 тыс.руб., что на 107 тыс.руб. больше уровня предыдущего года. Рост величины чистой прибыли предприятия в 2006 году объясняется высокими результатами деятельности предприятия, увеличением выручки и снижением соответствующей себестоимости. Также велики размеры поступивших операционных и внереализационных доходов предприятия.
Система показателей финансовых результатов включает в себя не только абсолютные, но и относительные показатели эффективности хозяйствования. К ним относятся показатели рентабельности.
Проведем анализ рентабельности предприятия в табл. 7.
Таблица 7
Анализ показателей рентабельности деятельности ООО «Принт Мастер» за 2004-2006 гг.
Наименование показателя
Годы
Изменение, +/-
2004
2005
2006
2005/
2004
2006/
2005
Общая рентабельность
(140/ 010 ф. №2)
1,54
0,93
6,02
-0,61
5,08
Рентабельность всей реализованной продукции
(050/010 ф. №2)
3,23
3,36
10,04
0,13
6,68
Рентабельность продаж по чистой прибыли
(190/ 010 ф. №2)
0,00
0,14
0,82
0,14
0,68
Общая рентабельность вложений
2,48
1,58
11,74
-0,90
10,16
Рентабельность собственного капитала
4,28
2,88
23,22
-1,40
20,34
Показатель общей рентабельности за отчетный период увеличился с 1,54% в 2006 г. до 6,02% в 2006 г. Показатель рентабельности продаж по чистой прибыли также увеличился до 0,82% в 2006 г., что является положительным моментом в работе организации.
Рентабельность всей реализованной продукции также увеличилась в 2005 г. до 3,36 коп. на 1 рубль реализованной продукции и в 2006 году до 10,04 коп. на 1 рубль реализованной продукции.
Показатели рентабельности вложений, характеризуют прибыльность хозяйственной деятельности предприятия. На основе данных табл. 25 можно сделать вывод о том, что в 2006 г. произошло увеличение показателя рентабельности вложений по сравнению с 2004 г. (с 2,48% до 11,74%).
Рентабельность собственных средств предприятия была высока к концу 2006 года и составила 23,22%.
Все показатели рентабельности деятельности предприятия ООО «Принт Мастер» за 2004-2006 гг. достаточно высокие, что является положительным фактором.
Как видно из проведенного финансово-экономического анализа деятельности ООО «Принт Мастер», все важнейшие показатели активности, рентабельности и платежеспособности предприятия в основном укладываются в зарубежные и отечественные нормативы, имеют тенденцию к дальнейшему увеличению и характеризуют фирму как финансово устойчивую и перспективную.
Организация ежегодно наращивает объемы производства, особенно за последний год. Темпы роста производства и реализации продукции превышают темпы роста себестоимости, что является положительным моментом в деятельности организацию и ведет к росту прибыли от реализации.
Организация имеет резервы для сохранения и укрепления своего положения на рынке. Для этого она имеет все необходимые условия производства: производственные площади, опыт и технология производства продукции, обученные кадры и персонал.

2.2. Организация службы управления качеством продукции на производственном предприятии

Прежде чем проанализировать организацию службы управления качеством продукции в организации ООО «Принт Мастер», рассмотрим структуру кадров исследуемой организации.

К трудовым ресурсам относится та часть населения, которая обладает необходимыми физическими данными, знаниями и навыками труда в соответствующей отрасли. Достаточная обеспеченность предприятий нужными трудовыми ресурсами, их рациональное использование, высокий уровень производительности труда имеют большое значение для увеличения объемов продукции и повышение эффективности производства.

Цель анализа обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами - выявить тенденцию в изменении численности и использовании трудовых ресурсов и произвести их экономическую оценку.

Рассмотрим структуру кадров ООО «Принт Мастер» за период 2004-2006 гг., которая представлена в табл. 8.

Таблица 8
Структура кадров предприятия ООО «Принт Мастер» в 2004-2006 гг.
Категории работников
2004 г.
2005 г.
2006 г.
Чел.
Уд. вес, %
Чел.
Уд. вес, %
Чел.
Уд. вес, %
Весь персонал
24
100
20
100
18
100
в том числе:
- промышленно-производственный персонал,
из него:
23
95,83
19
95
17
94,44
- рабочие;
13
54,17
10
50
9
50,00
- служащие
10
41,67
9
45
8
44,44
- непромышленный персонал
1
4,17
1
5
1
5,56
Данные таблицы свидетельствуют, что на протяжении рассматриваемого периода произошло снижение общей численности работников ООО «Принт Мастер» на 25% или на 6 человек.
В процессе анализа проверяется не только количественный, но и качественный состав работающих. Удельный вес работников промышленно-производственного персонала снизился на 4,09% за рассматриваемый период, и соответственно снизился удельный вес работников непромышленного персонала. Соотношение рабочих и служащих в общей численности работающих почти не изменилось. Доля рабочих в общей численности работников снизилась за рассматриваемый период на 4,17 п.п. и в 2006 году она составила 50%. Далее рассмотрим некоторые показатели движения рабочей силы в организации ООО «Принт Мастер» в табл. 9.
Таблица 9
Показатели движения кадров по ООО «Принт Мастер»
Показатели
2004 г.
2005 г.
2006 г.
Среднесписочная численность работников, чел.
24
20
18
Принято, всего чел.
3
1
1
Выбыло, всего чел.
2
5
3
в том числе:
по собственному желанию, чел.
1
2
0
уволено за прогул и другие нарушения трудовой дисциплины, чел.
0
0
1
по другим причинам, чел.
1
3
2
Коэффициент текучести
0,04
0,10
0,06
Коэффициент оборота по приему
0,13
0,05
0,06
Коэффициент оборота по выбытию
0,08
0,25
0,17
Коэффициент постоянства кадров
0,92
0,75
0,83
Текучесть рабочих кадров характеризуется коэффициентом текучести, определяющим отношение числа работников, выбывших по собственному желанию и уволенных за прогулы и другие нарушения, к среднесписочной численности работников предприятия.
Из табл. 9 видно, что в организации ООО «Принт Мастер» значение коэффициента текучести кадров в 2005 году незначительно увеличилось с уровня 0,04 до 0,1 (на 0,06), а в 2006 году снизилось до 0,06.
Коэффициент оборота по приему характеризует отношение числа работников, принятых за данный период, к среднесписочной численности работников. Коэффициент оборота по приему снизился в 2005 году до уровня 0,05, а затем незначительно увеличился до 0,06 по результатам 2006 года.
Коэффициент оборота по выбытию характеризует отношение числа рабочих, выбывших за данный период, к среднесписочной численности работников предприятия. На протяжении 2005-2006 гг. значение коэффициента оборота по выбытию было больше значения коэффициента оборота по приему, и равнялось 0,25 в 2005 году и 0,17 в 2006 году.
Коэффициент постоянства кадров характеризует уровень работающих на данном предприятии постоянно в анализируемом периоде (году, квартале). В связи с увеличением коэффициента оборота по выбытию в 2005-2006 гг. отмечается снижение величины коэффициента постоянства кадров до 0,75 в 2005 году и до 0,83 в 2006 году.
Динамика производительности труда работников рассматриваемого предприятия в сопоставимых ценах представлена в табл. 10.
Таблица 10
Анализ производительности труда работников ООО «Принт Мастер»
Наименование показателя
Годы
Изменение +/-
2004
2005
2006
2005/
2004
2006/
2005
1. Выпуск ТП, тыс. руб.
9 352
10 633
16 014
1 281
5 381
2. Численность работников ППП, чел.
23
19
17
-4
-2
3. Численность рабочих, чел.
13
10
9
-3
-1
4. Удельный вес рабочих, %
56,52
52,63
52,94
-3,89
0,31
5. Количество дней, отработанных 1 рабочим за год
226
224
228
-2
4
6. Продолжительность рабочего дня, часов
8
8
8
-
-
7. Среднегодовая выработка тыс.руб./чел.
7.1. На одного работника ППП
406,61
559,61
941,97
153,00
382,36
7.2. На одного рабочего
719,38
1063,26
1779,28
343,88
716,02
8. Среднедневная выработка на 1 рабочего, тыс. руб./ чел.
3,18
4,75
7,80
1,56
3,06
9. Среднечасовая выработка на 1 рабочего, р./чел.
397,89
593,34
975,48
195,449
382,145
Из табл. 10 видно, что выработка на одного работника ППП в 2005 году выросла на 153 тыс. руб. от уровня 2004 года, в 2006 году на 382,36 тыс. руб. от уровня 2005 года. Данное увеличение обусловлено большим темпом роста производства продукции на 71,23% по сравнению со снижением среднегодовой численности работников на 25%.
Показатели среднедневной и среднечасовой выработки на 1 рабочего также имеют тенденцию к увеличению.
Проведем факторный анализ изменения среднегодовой выработки одного рабочего организации ООО «Принт Мастер» за период 2005-2006 гг. с использованием индексного метода.
Показатель среднегодовой выработки зависит от трех составляющих: среднечасовой выработки, средней продолжительности рабочего дня и количества дней, отработанных 1 рабочим в год.
За 2005-2006 гг. среднегодовая выработка на одного рабочего увеличилась на 716,02 тыс.руб. Определим, за счет влияния каких факторов произошло это увеличение.
Разложим общий индекс изменения среднегодовой выработки одного рабочего на взаимосвязанные составляющие:
Влияние роста среднечасовой выработки на среднегодовую равно:
1779280 - 1082252,16 = 697027,84 руб. (697,028 тыс.руб.)
Изменение средней продолжительности рабочего дня за период 2005-2006 гг. на среднегодовую выработку не повлияло.
Влияние увеличения количества дней, отработанных одним рабочим в год составило: 1082252,16 - 1063260 = 18992,16 руб. (19,992 тыс.руб.)
Совокупное влияние трех факторов равно:
697027,84 + 18992,16 = 716020 руб. (716,02 тыс.руб.)
Далее проведем анализ эффективности использования персонала в табл. 11.
Таблица 11
Анализ эффективности использования персонала
Наименование показателя
Годы
Изменение +/-
2004
2005
2006
2005/
2004
2006/
2005
1. Прибыль от реализации продукции, тыс. руб.
285
331
1482
46
1 151
2. Численность работников ППП, чел.
23
19
17
-4
-2
3. Выручка от реализации продукции, тыс. руб.
8823
9845
14759
1022
4914
4. ТП, тыс. руб.
9352
10633
16014
1281
5381
5. Удельный вес выручки в стоимости ТП, %
94,34
92,59
92,17
-1,75
-0,43
6. Среднегодовая сумма капитала, тыс. руб.
5 517
5 652
6 693
135
1 040
7. Прибыль на одного работника, тыс. руб./чел.
12,38
17,42
87,18
5,04
69,76
8. Рентабельность продукции, %
3,05
3,11
9,25
0,07
6,14
9. Рентабельность продаж, %
3,23
3,36
10,04
0,13
6,68
10. Коэффициент оборачиваемости капитала
1,60
1,74
2,21
0,14
0,46
11. Сумма капитала на 1 работника, тыс. руб./чел.
239,87
297,49
393,68
57,63
96,18
12. Среднегодовая выработка на 1 работника, тыс. руб./чел.
406,61
559,61
941,97
153,00
382,36
Прибыль от реализации продукции и услуг на одного работника увеличилась в 2005 году на 5,04 тыс. руб. и составила 17,42 тыс. руб., в 2006 году увеличилась на 69,76 тыс. руб. и по итогам года стала равной 87,18 тыс. руб. Увеличение прибыли от продаж на одного работника вызвано успешной финансовой деятельностью организации в течение рассматриваемого периода, увеличение объема реализации продукции предприятия, увеличения цен, повышенного спроса на производимую продукцию.
Сумма совокупного капитала, приходящегося на 1 работника предприятия, также имела тенденцию к увеличению - составляла 239,87 тыс. руб. в 2004 году и 393,68 тыс. руб. по итогам 2006 года.
На предприятии ООО «Принт Мастер» применяются 2 формы оплаты труда: окладная и сдельная. Так как деятельность предприятия нацелена на производство продукции, то применение этих форм обоснованно.
Определим размеры и динамику средней заработной платы за 2004-2006 гг. работников ООО «Принт Мастер» в табл. 12.
Таблица 12
Динамика средней заработной платы работников ООО «Принт Мастер» за 2004-2006 гг.
Показатели
Годы
Темп роста, %
2004
2005
2006
2005/
2004
2006/
2005
Годовой фонд оплаты труда, тыс. руб.
660
708
952
7,27
34,46
Среднесписочная численность, чел.
24
20
18
-16,67
-10,00
Среднемесячная заработная плата, руб.
2291,82
2950,00
4407,41
28,72
49,40
Среднесписочная численность в 2006 году снизилась на 6 человек по сравнению с 2004 годом. Годовой фонд оплаты труда в 2006 году повысился на 44,24% или на 292 тыс. руб. по сравнению с 2004 годом и составил 952 тыс. руб. В связи с этим возросла и среднемесячная заработная плата работников на 92,3% и составила в 2006 году 4407,41 тыс. руб.
Из таблицы видно, что фонд оплаты труда возрос и вместе с ним выросла и средняя заработная плата, но это прежде всего обусловлено ростом инфляции и цен на услуги и продукцию предприятия, равно как и ростом производительности труда.
В соответствии с введением в действие в ООО «Принт Мастер» нового положения об оплате труда с 01.09.2005 года ежеквартально 40% от чистой (нераспределенной) прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия, направляется на выплату премии работникам ООО «Принт Мастер», следовательно, в организации большое внимание стало уделяться материальному стимулированию работников.
В ООО «Принт Мастер» у каждого работника стоят свои задачи, которые необходимо решать в зависимости от сложившейся ситуации. Два важных момента в работе - это частота повторения данной задачи и время, необходимое для ее выполнения.
Люди, работающие в организации, очень сильно отличаются друг от друга по многим параметрам: пол, возраст, образование, национальность, семейное положение, его способности и т.п. Все эти отличия могут оказывать серьезное влияние как на характеристики работы и поведение отдельного работника, так и на действия и поведение других членов организации.
В связи с этим дирекция ООО «Принт Мастер» строит свою работу с кадрами таким образом, чтобы способствовать развитию положительных результатов поведения и деятельности каждого отдельного человека и стараться устранять отрицательные последствия его действий. В отличие от машины человек имеет желания, и для него характерно наличие отношения к своим действиям и действиям окружающих. А это может серьезно влиять на результаты его труда. В этой связи менеджменту приходится решать ряд чрезвычайно сложных задач, от чего в большой степени зависит успех функционирования организации.
В связи с тем, что ООО «Принт Мастер» по своим производственным и экономическим показателям предприятие небольшое, отдельно служба управления качеством продукции в организационной структуре управления фирмой не выделена. Отдельные функции по обеспечению управления качеством продукции распределены между действующими работниками аппарата управления и производства на предприятии.
Одной из форм отражения функциональной модели системы качества, рассмотренной в теоретической главе дипломного проекта, служит матрица распределения специальных функций между руководителями и специалистами предприятия.
Данная матрица выполняется в виде прямоугольной таблицы, в первой графе которой указывается код (шифр) функции, во второй - полное ее наименование, а в последующих графах, соответствующих числу подразделений и должностных лиц предприятия, участвующих в реализации данной функции, с помощью условных обозначений указывается характер участия каждого подразделения или должностного лица в совместной деятельности.
Ниже приведена матрица распределения функций системы качества между должностными лицами, которая была разработана для ООО «Принт Мастер» (табл. 13).
Таблица 13
Матрица распределения специальных функций между руководителями и специалистами ООО «Принт Мастер»

п/п
Функции системы качества
Должностные лица
Директор
Зам. директора
Заведующий производством
Печатник
Бухгалтер
1
2
3
4
5
6
7
01
Разработка политики в области качества
?
_
?
?
?
02
Разработка и совершенствование организационной структуры системы качества
?
_
?
03
Правовое обеспечение качества
?
?
?
?
?
04
Реализация принципов системы качества
?
_
?
?
?
05
Разработка документации системы качества
?
?
?
?
06
Регистрация, хранение и предоставление данных о качестве
?
?
?
07
Внутренняя проверка системы качества
?
?
?
?
?
08
Учет и оценка затрат на качество
_
?
?
?
?
09
Спец. подготовка и обучение кадров
?
_
?
?
10
Стимулирование качества
?
?
?
11
Повышение активности членов трудового коллектива
?
?
_
12
Организация использования статистических методов
?
?
?
13
Изучение рынков сбыта
_
?
?
?
14
Изучение требований к качеству и цене продукции
_
?
?
?
?
15
Прогнозирование потребностей и качества
_
?
?
?
?
16
Этикетирование и реклама продукции
_
?
?
?
17
Планирование качества
_
?
?
18
Нормирование требований к качеству
?
?
_
?
19
Разработка и постановка новой продукции на производство
?
?
_
20
Обеспечение безопасности продукции
?
?
_
21
Материально-техническое снабжение
?
?
_
22
Технологическая подготовка производства
?
?
_
23
Обеспечение стабильности качества изготовления продукции при производстве
_
?
?
?
24
Выявление отклонений от установленных требований
?
?
?
?
25
Устранение выявленных отклонений от установленных требований
?
?
?
?
26
Контроль и испытания продукции
?
?
?
?
27
Внешняя проверка качества
?
?
?
?
28
Обеспечение качес и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.