Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Искусство петровской эпохи

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 27.05.13. Сдан: 2013. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Новосибирский Государственный  Аграрный Университет

Кафедра истории, культурологии и политологии

 

 

 

 

 

Реферат по культурологии:

«Искусство петровской эпохи»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 1 курса

                                                                                                 группа 1108

 

 

 

 

Новосибирск

2013 год

Содержание:

  1. Введение         3
  2. Архитектура         5
  3. Скульптура          7
  4. Живопись         9
  5. Гравюра          12
  6. Прикладное искусство       14
  7. Заключение         18
  8. Список использованной литературы    19 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

XVIII век был временем широкого  и всестороннего расцвета русской  художественной культуры, обусловленного  коренными социально-экономическими  и политическими преобразованиями, которые осуществлялись Петром I. В отличие от средневековой эпохи, когда искусство носило, главным образом, культовый характер, в XVIII веке стали интенсивно развиваться его светские формы. Больших успехов достигли живопись и гравюра, архитектура и скульптура, прикладное искусство. Они наследовали богатейший национальный художественный опыт Древней Руси, использовали европейские культурные традиции.

Переход к светским формам художественного  творчества в России по сравнению  с европейскими странами осуществлялся  с опозданием, однако он был подготовлен  всем ее развитием. Поэтому новое  русское искусство очень скоро  обрело профессиональную зрелость.

Строительство новой столицы России - Петербурга и других городов государства, многочисленных дворцов, общественных сооружений повлекло за собой развитие декоративной пластики и живописи, круглой скульптуры и рельефа, которые  придавали неповторимую красоту  архитектурным ансамблям, способствуя  формированию искусства первой половины и середины XVIII века. Оно складывалось на основе национальных традиций, но впитывало  в себя творчески претворенные черты  европейских художественных стилей - классицизма XVII века, а в дальнейшем - барокко.

В XVIII веке гораздо значительнее стала  роль человека в русском обществе. Развитие политической системы государства, промышленности и культуры потребовало  образованных, энергичных, предприимчивых и умелых людей. В Петровскую эпоху  заслуги перед государством и  талант часто ставились выше родовитости. Поэтому возрастал интерес к  человеческой личности. Естественно, что  большое распространение получил  портретный жанр.

Утверждение светских начал в искусстве  петровского времени стало государственной  политикой. Петр I, понимая насущные потребности страны, разнообразными, часто крутыми и решительными мерами добивался того, чтобы Россия как можно скорее заняла достойное  место среди других европейских  государств. С этой целью он всячески поощрял использование европейского опыта во всех областях техники, науки  и искусства. Не случайно, именно в  петровское время впервые возникла идея создания Академии художеств.

Петр I говорил, что без опытных "ученых" живописцев и граверов нельзя обойтись. Он приглашал иностранцев  в Россию, но вместе с тем заботился  о воспитании русских художников. В первой четверти XVIII века стало широко практиковаться пенсионерство - посылка за границу для обучения и совершенствования в профессии. Сам Петр гордился талантливыми русскими людьми, помогал их творческому росту. Руководствуясь идеей государственного блага, он поощрял их деятельность. Именно так было с И. Н. Никитиным, А. М. Матвеевым, И. К. Коробовым и другими художниками и архитекторами. Приглашая иностранцев в Россию, их обязывали не только исполнять работы по договору, но и обучать русских. Среди этих иностранцев были люди, целиком отдавшие свой талант русскому искусству. Однако нередко оказывались и такие, кто приезжал только с целью обогащения; они не оставили следа в культуре России.

Русское искусство первой половины XVIII века принято разделять на три  временных этапа: Петровская эпоха (первая четверть XVIII века), конец 1720-х - начало 1740-х и 1740-е - 1750-е годы. Первый этап характеризуется решением градостроительных  задач, развитием светских форм изобразительного искусства, созданием новой системы  художественного образования. Второй этап - время, когда, несмотря на некоторое замедление процесса художественного развития во время правления Анны Иоанновны, петровские реформы приносят ощутимые плоды в области архитектуры и изобразительного искусства, когда возвращаются из-за границы и начинают работать многие петровские пенсионеры, закладываются основы развития искусства середины XVIII столетия. Третий этап представляет собой период дальнейшего подъема национальной художественной культуры, определенный возврат к традициям искусства Древней Руси, расцвет архитектуры барокко (творения Ф. Б. Растрелли).

Изучение памятников искусства  первой половины XVIII столетия началось в конце XIX - начале XX века. Проводившиеся  тогда выставки портретов способствовали выявлению произведений искусства  этого времени. В годы советской  власти, особенно в послевоенный период в связи с грандиозными реставрационными работами развернулась активная научно-исследовательская  деятельность. Был собран и обобщен  значительный материал, посвященный  творчеству отдельных мастеров и  в целом развитию русского искусства  первой половины XVIII столетия. В 1970-е  годы предметом пристального и углубленного внимания специалистов становится изобразительное  искусство петровского времени. Открываются выставки, публикуются  монографии, посвященные этому яркому периоду в истории русской  культуры. В работах последнего времени  широко используются технико-технологические  исследования, с помощью которых  решаются многие сложные вопросы  атрибуции.

Архитектура

Крупные перемены в жизни России на рубеже XVII-XVIII веков вызвали и  значительные изменения в русской  архитектуре. Расширились задачи градостроительства, возникла необходимость в новых  производственных, административных, общественных зданиях. Были сделаны  попытки регулирования частного жилого строительства. Новые типы сооружений требовали разработки особых приемов  их выполнения, применения новых материалов, конструкций. Интенсивно развивается  в это время строительная техника.

Своеобразные приемы начали складываться в архитектуре Москвы на грани XVII - XVIII веков. Появляются новые жилые  сооружения, расположенные главным  образом вдоль улицы, а не усадебным  приемом, как в XVII веке (дом Гагарина на Тверской улице, не сохранился), крупные  утилитарные постройки (Арсенал  в Кремле). Наряду с применением  архитектурных форм, связанных с  традициями XVII века (так называемая Сухарева башня - здание, где помещалась Навигационная школа), вырабатываются постепенно и новые стилевые черты.

Характерный памятник московского  зодчества начала XVIII века - церковь  Архангела Гавриила, так называемая Меншикова башня, сооруженная на территории усадьбы А. Д. Меншикова (1701-1707, ил. 29). Строитель ее Иван Петрович Зарудный (вторая половина XVII в. - 1727) был крупным зодчим и выдающимся скульптором-декоратором. В Меншиковой башне своеобразно объединяются мотивы церковного сооружения и чисто светские элементы. Здесь применена традиционная схема церковного зодчества предшествующего времени - восьмерик на четверике. Однако она сочетается здесь с ордерными элементами и увенчивавшим некогда здание высоким шпилем.

Большие возможности для дальнейшего  интенсивного развития русского зодчества  раскрылись в строительстве нового города на берегах Невы - Петербурга, заложенного первоначально как  порт и крепость, но вскоре превращенного  в столицу. То оригинальное, что определилось в строительстве Москвы на рубеже XVII-XVIII веков, получило здесь интенсивное  развитие. Хотя строительство Петербурга шло в трудных напряженных  условиях Северной войны, тем не менее  в нем с самого начала ярко раскрылись новые черты, показательные для  архитектуры того времени. Возникла потребность в создании генерального плана города. Первые опыты были в целом неудачны, так как решали задачу слишком схематично и отвлеченно, без учета конкретных особенностей местности. Но они подготовили почву  для дальнейшего развития этого  сложного и ответственного дела.

Строительство города сопровождалось большими работами по укреплению берегов  Невы и малых рек, сооружению каналов. Эти меры были необходимы для создания города на болотистых низких берегах. Одновременно сооружались здания различного назначения - производственные, торговые, административные, жилые.

Для успешного решения новых  задач были приглашены многие иностранные  архитекторы, помогавшие быстрее освоить  опыт западноевропейского строительства; одновременно русских мастеров посылали для обучения за границу. Из числа  приглашенных, а частью и приехавших по собственной инициативе иностранных  зодчих значительное воздействие на развитие русской архитектуры начала XVIII века оказали только те, которые  в России прожили долго, познакомились  с местными условиями, широко и серьезно подошли к решению поставленных перед ними задач.

Наиболее крупным среди них  был Доменико Трезини (ок. 1670-1734), соорудивший Петропавловский собор (1712-1733, ил. 31) и Петровские ворота в Петропавловской крепости, спроектировавший громадное здание Двенадцати коллегий (1722-1742), главного административного учреждения страны (ныне Ленинградский университет), и Гостиный двор (1723-1735, находился недалеко от здания Двенадцати коллегий, не сохранился). Здания, построенные Доменико Трезини, способствовали формированию характерных приемов нового стиля русского барокко. Они отличались рациональностью планов и конструкций, а также умеренным пластическим убранством фасадов.

Важнейшую роль в дальнейшем развитии русской архитектуры сыграла  руководимая Ухтомским Архитекторская команда - своеобразная школа-мастерская, в которой практическая работа совмещалась  с обучением. Из команды Ухтомского вышли многие крупнейшие русские  зодчие конца XVIII века.

В середине XVIII века основное внимание в строительстве обращалось на дворцовое  и церковное зодчество. Большие  размеры сооружений требовали применения новых конструкций. Широкое привлечение  народных мастеров (в частности, резчиков при выполнении огромного числа  деревянных скульптур), стремление в  декоративных формах обращаться к традициям  русского зодчества XVII века привели  к созданию многочисленных, высокохудожественных, праздничных и красочных произведений, характерных для расцвета барокко  в России.

Грандиозные постройки середины XVIII века свидетельствовали не столько  о силе дворянской монархии, оказавшейся  весьма непрочной, сколько о дальнейшем интенсивном росте русской науки  и культуры.

Скульптура

В первой половине XVIII века постепенно осваиваются все жанры станковой  и монументальной скульптуры. Прежде всего, начинает развиваться монументально-декоративная пластика, тесно связанная с архитектурой. Под руководством архитектора И. П. Зарудного создавался белокаменный резной декор церкви Архангела Гавриила в Москве (Меншикова башня). Не были забыты богатые традиции древнерусской скульптуры - резьба по дереву и кости, декоративная пластика иконостасов.

Особенности монументально-декоративной скульптуры Петровской эпохи ярко проявились в создании ансамбля Петергофа, который, однако, претерпел в течение столетия сильные изменения.

Первая четверть XVIII века отмечена не только созданием новых оригинальных произведений, но и проявлением интереса к скульптурной классике. Так, в Италии была тогда куплена знаменитая мраморная  античная статуя "Венера Таврическая". Первые образцы светской скульптуры были привезены из европейских стран, главным образом, произведения мастеров итальянского барокко.

В Петровскую эпоху возникают и  первые проекты монументальных памятников. На одной из центральных площадей Петербурга предполагалось установить в увековечение победы в Северной войне Триумфальный столп по замыслу  Б.-К. Растрелли (1675?-1744) явился собственно первым мастером скульптуры в России. Итальянец по происхождению, он переехал в 1716 году из Франции по приглашению Петра I и нашел в России новую родину, так как лишь в Петербурге получил широкие возможности для творчества. Бартоломео-Карло Растрелли исполнил многие произведения портретной, декоративной и монументальной пластики. Большой известностью пользуется его бронзовый бюст Петра I (1723-1730, ил. 40), в котором мастерски переданы не только сходство, но и характер властного и энергичного царя.

Мастерство Растрелли-портретиста  проявилось также в бюсте А. Д. Меншикова, исполненном в 1716-1717 годах, в статуе Анны Иоанновны с арапчонком (1741). Чувство монументальности и прекрасное знание бронзы как материала отличают творчество этого скульптора. В портрете Анны Иоанновны, медленно шествующей в тяжелом расшитом драгоценными камнями платье, Растрелли создал выразительный образ "престрашного взора царицы", как ее называли современники.

 

Самое значительное произведение Растрелли - конный памятник Петру I. В нем отразились впечатления скульптора от монументов античности, Возрождения и XVII века. Петр изображен триумфатором, торжественно восседающим на коне в облачении римского императора.

Примечательна судьба этого памятника. Отлитый в 1745-1746 годах уже после  смерти скульптора под руководством его сына, архитектора Ф.-Б. Растрелли, он более полувека пролежал в сарае  всеми забытый. Только в 1800 году по приказу  Павла I он был установлен перед Инженерным замком в Петербурге, органично войдя  в архитектурный ансамбль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Живопись

Живопись первой половины XVIII столетия представлена новыми для русского искусства  жанрами. Получают свое развитие историческая композиция, баталия, портрет, зарождаются  натюрморт, миниатюра. Широкое распространение  получает монументально-декоративная живопись. Она используется в оформлении интерьеров, росписи триумфальных ворот  и т. д.

В станковой живописи основными  материалами становятся холст и  масляные краски.

В ранних произведениях, создававшихся  на рубеже столетий, еще сохраняются  элементы средневековой портретной живописи - парсуны, с характерной  для нее передачей социального  положения модели, статичностью поз, плоскостностью трактовки форм, интересом  к орнаменту, или, как тогда говорили, "узорочью". Постепенно портрет  начинал все глубже воссоздавать внутреннее содержание человека. Примером может служить портрет Я. Ф. Тургенева (1694, ил. 34). В первой четверти XVIII века появились портреты, в которых  правдиво запечатлены образы многих выдающихся современников.

Самыми крупными художниками первой половины XVIII века были И. Н. Никитин  и А. М. Матвеев. Они быстрее других преодолели иконописные влияния  и создали подлинно художественные произведения искусства нового времени.

И. Н. Никитин (ок. 1685 - не ранее 1742) принадлежал к числу первых петровских пенсионеров. Уже ранние портреты Ивана Никитича Никитина отличались большим мастерством исполнения. Петр I очень гордился Никитиным. Когда художник уезжал за границу, Петр писал своей жене Екатерине в Данциг, чтобы она предложила особам прусского двора позировать ему, "дабы знали, что есть и из нашего народа добрые мастеры".

Никитин неоднократно писал портреты самого Петра I. Ярко проявилось мастерство Никитина в портрете Петра на смертном одре. Это неоконченное произведение несет следы быстрого, смелого  письма, оно выполнено в эскизной манере уверенной рукой опытного художника. О таланте и мастерстве Никитина говорят также и другие его портреты, например, Г. И. Головкина (1720-е гг., ил. 35) и Г. С. Строганова (1726).

 

 

Наиболее значителен не только в творчестве самого Никитина, но и  вообще в русской портретной живописи первой половины XVIII века так называемый "Портрет напольного гетмана" (1720-е гг., ил. 36). Художником изображен  пожилой, как бы уставший от долгих трудов человек. Пристальный взгляд из-под нахмуренных бровей, обветренное  лицо, спутанные волосы и распахнутая  одежда придают ему черты естественности и покоряющей зрителя простоты, которые  нечасто встречаются в искусстве XVIII века. Это один из немногих портретов, в которых человек не позирует, не представлен перед зрителем в "наиприятнейшем свете", а полон  глубокой внутренней жизни. Великолепно  удалось художнику и колористическое  решение полотна.

После смерти Петра I Никитин переехал в Москву, где продолжал работать. За хранение пасквиля на Феофана Прокоповича  он был посажен в Петропавловскую  крепость, а затем бит плетьми  и отправлен в Сибирь. В 1741 году Ивану Никитину разрешили вернуться, но, по-видимому, на обратном пути из Тобольска  он умер.

Портретное искусство Никитина - вершина в истории развития русской  живописи первой половины XVIII века. Никому из его современников-художников не удалось достичь такого глубокого  проникновения в существо человеческой психологии, такого артистизма и профессионального  мастерства.

А. М. Матвеев (1701-1739) приобрел профессиональные знания в Голландии и Фландрии. После возвращения в Россию Андрей Матвеев возглавил "Живописную команду", сыгравшую большую роль в развитии русского искусства и особенно в подготовке художников. Эта "Живописная команда Канцелярии от строений", возникшая в Петербурге в начале XVIII века, занималась созданием художественного убранства многочисленных построек столицы и других городов. Кроме того, опытные художники (в том числе и Матвеев) обучали здесь молодежь, впоследствии творчески ярко проявившую себя. Матвеев много работал в области монументально-декоративной живописи. Он исполнил композиции для Петропавловского собора, Зимнего дворца, триумфальных ворот, многих церквей и дворцов Петербурга. Большинство этих росписей не сохранилось, так как сооружения, где они находились, были разрушены или перестроены. Однако немногие сохранившиеся станковые произведения художника, например ученические работы "Аллегория живописи", "Венера и Амур", а также относящиеся к периоду творческой зрелости полотна портретного жанра свидетельствуют о его высоком профессионализме, мастерском владении кистью. "Автопортрет с женой" (1729 (?), ил. 37) отличается остротой характеристик, точностью изящного рисунка, мягкостью живописной лепки, что делает его убедительным примером успехов русской портретной живописи того времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гравюра

В эпоху петровских реформ гравюре  придавалось большое значение, ибо  она наиболее полно отражала успехи политического и культурного  строительства русского государства. Она существовала в форме книжной  иллюстрации, а также самостоятельных  станковых произведений, исполненных  в жанре баталии, городского пейзажа, портрета и т. д. Гравированные листы  рассылались по стране. Их давали также  русским дипломатам в зарубежных государствах для демонстрации успехов  в России.

А. Ф. Зубов (1682 - после 1750). Крупнейшим мастером русской гравюры начала XVIII века был Алексей Федорович Зубов. Вместе с братом Иваном, впоследствии известным московским гравером, он сначала учился в Оружейной палате, а затем у А. Шхонебека. В историю русского искусства Зубов вошел как первый создатель видов Петербурга. Ему принадлежат огромная "Панорама Петербурга" (1716, ил. 48) на восьми листах, изображения морских сражений ("Баталия при Гренгаме", 1721), празднеств по случаю побед ("Торжественное вступление русских войск в Москву после победы под Полтавой", 1711) и других важнейших событий того времени. Парадную часть подобных изображений Зубов дополнял точно переданными жизненными деталями. Он создавал гравюры, пользуясь чертежами и проектами зодчих, например, М. Г. Земцова. Документальность композиций совмещалась с декоративностью гравированного листа и изображением предполагаемых построек. Виды города изображались художником "с птичьего полета", что способствовало ощущению масштабов грандиозных сцен - панорам берегов Невы.

М. И. Махаев (1718-1770). В середине XVIII века обширную серию видов Петербурга создал Михаил Иванович Махаев. При помощи камеры-обскуры он фиксировал контуры изображений, а затем сочинял свои композиции - панорамы Невы с кораблями, виды отдельных зданий вдоль этой реки и каналов. Они были награвированы работавшими при Академии наук "под смотрением" И. А. Соколова мастерами Е. Г. Виноградовым, Г. А. Качаловым и другими. Листы Махаева, получившие широкую известность не только в России, но и за ее пределами, отличает от зубовских панорам их более "картинный" характер. Изображения отчетливо передают облик столицы, ее архитектуру. Они исполнены с большим пониманием перспективы, с тонким умением передать глубину пространства. Рисунки Махаева (и гравюры по ним) служили живописцам XVIII века образцами для картин.

Вместе с совершенствованием "ученой" гравюры в русском искусстве XVIII столетия получает развитие народная картинка - лубок, резавшийся вначале  на дереве, позднее - на меди. Лубочная гравюра распространялась в широких кругах народа. Именно в ней, сохранявшей традиционные сюжеты и в то же время затрагивавшей злободневные вопросы, отчетливее всего проявилась сатирическая тенденция в изобразительном искусстве всего XVIII века.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прикладное искусство

Преобразования Петра I подвергают ломке старый патриархальный быт, утверждают светский образ жизни. В новых  дворцах и домах интерьеры  отделываются "на европейский манер", вводится костюм общеевропейского образца, более удобный, чем тяжелая, длиннополая, старорусская одежда. Вырастает потребность  в художественно оформленных  предметах мебели, посуды, тканях, костюмах нового типа. Строятся фабрики, заводы, мануфактуры, вырабатывающие художественные изделия: стекло, шпалеры, шелковые ткани. Эти изделия мы называем произведениями прикладного искусства.

Широко привлекаются иностранные  мастера, причем их обязывают обучать  русских учеников. Молодых людей  посылают за границу учиться мебельному, керамическому, ткацкому и другим ремеслам. Мастера и ремесленники быстро осваивают  европейские образцы, внося в  них свое понимание формы, колорита, свойственное народным традициям. Например, в мебели русские мастера, ознакомившись  с новыми типами английских и голландских  стульев, столов, бюро, делая предметы из отечественных пород древесины, смягчают волнистые контуры предметов, придают им большую массивность, обобщенность. Русская мебель этой эпохи сдержанно декоративна. Ее отличают резьба невысокого рельефа, точеные  детали, полировка под воск, окраска  в голубовато-зеленый цвет, роспись. Цветовыми акцентами служит обивка кожей, трипом (шерстяной бархат), шелком, набойкой. Пример самобытного решения  раннего барокко в мебели - крупномасштабное адмиралтейское кресло Петра I в Летнем дворце (Ленинград). Оно как бы символизирует  мощь и энергию эпохи.

В резных украшениях дворцовых помещений, в шпалерах, в орнаментации металлической  и стеклянной посуды часто прославлялись  победы и преобразования Петра I. Для  этой цели нередко использовались условные изображения из книги "Символы  и эмблематы", неоднократно переиздававшейся в России.

Прикладное искусство Петровской эпохи отличалось ясностью форм, симметрией, чистыми интенсивными тонами. В его  истоках народная культура и творческое освоение достижений западноевропейской культуры и искусства.

Стиль русского барокко проявляется  в интерьерах дворцов, построенных  Ф.-Б. Растрелли. Анфиладная планировка залов создает иллюзию бесконечного пространства. Основное украшение залов - золоченая резьба . Она восходит к традициям резьбы XVII века. Теперь ее содержание глубоко светское. Это - побеги, цветы, раковины, скульптуры женщин, амуров, свободно и асимметрично скомпонованные. Живописные плафоны как бы раскрывают потолки. Залы наполняются светом, льющимся из окон-дверей, сиянием позолоты резьбы и мебели, блеском зеркал и хрустальных люстр. С барочными интерьерами органично сочетались костюмы знати ярких, насыщенных тонов, парчовые, шелковые, бархатные, преувеличенно пышных форм, украшенные золотым шитьем, кружевами, блистающие драгоценностями. Для барокко характерно слияние отдельных искусств в единый синтетический образ, ярко декоративный, пронизанный движением.

Орнамент, называемый рокайлем, строится асимметрично, в динамичном ритме, из стилизованных завитков, раковин, пальметт, цветов, плодов.  

Для дворцов середины XVIII века мебель частью проектирует Растрелли. Иногда ее выписывают из Франции и Англии. Выполняют ее и русские мастера. В середине XVIII века распространяются новые по назначению формы - туалетные столы, комоды, декоративные пристенные столы мягких криволинейных очертаний. Их основное украшение - рельефная резьба. Ее золотят или подцвечивают. Применяют и роспись цветами и сплошное окрашивание мебели, преимущественно в светлые цвета - слоновой кости, белый, зеленый. Для обивки используют узорные шелка, бархат, шпалеры, вышивки.

В быту городских масс, а также  в небогатых дворянских усадьбах еще долго живут старинные  народные формы мебели (перекидные скамьи, ярко расписанные сундуки  и коробы, шкафы) и посуды (братины, ковши, чаши), ручное ткачество.

В XVIII веке занимают почетное место  в убранстве дворцов шпалеры - безворсовые ковры, своего рода декоративные картины, вытканные трудоемким ручным способом. Основные материалы - шерсть и шелк - придают шпалере гибкость и пластичность. Ее колорит приглушен матовостью шерсти. Шелк же, введенный в детали, вносит блестящие блики.

Производство шпалер впервые в  России налаживается в 1717-1719 годах в  Петербурге. Вначале на шпалерной  мануфактуре главенствуют французские  ткачи. Они преднамеренно затягивают обучение русских мастеров. Но все  же в 1720-х годах русские ткачи, ученики главным образом француза Филиппа Бегагля, начинают работать самостоятельно. Из первых произведений выделяется шпалера (парадный портрет-баталия) Филиппа Бегагля и его ученика Ивана Кобылякова "Персона государева на коне" (1723). Выпускаются шпалерная серия так называемых индийских ковров с пейзажами далеких стран, заморскими животными, орнаментальные панно, портреты. Картоны, образцы для ткачества, создают Л. Каравакк, художник мануфактуры Д. Соловьев.

Отечественные ткачи достигают  высокого мастерства в 1730-х годах  в серии шпалер, называемой "Русские  ученики", с отличными декоративными  композициями из пышных цветов, ваз, скульптур, птиц, животных, насыщенными цветом и движением.

В последующие десятилетия замечательное  искусство едва не погибает из-за косности придворного ведомства. В 1760-х годах  мануфактура восстанавливается. К  концу XVIII века на мануфактуре выполняются  портреты, копии станковых картин. Шпалера постепенно теряет присущий ей своеобразный декоративный характер, превращается в тканую картину.

Для XVIII века характерны два типа стекла, изготовляемые выдувным способом.

Первый из них - бесцветное, прозрачное простое стекло и хрусталь. Хрустальная  питьевая посуда и зеркала, преимущественно  для царского стола и знати, поставляются ямбургскими заводами (ил. 41), а с 1730-х годов - петербургским (ил. 42). Более широкие круги снабжаются стеклянной посудой частными заводами, расположенными главным образом в районе Москвы, а с середины XVIII века предприятиями Владимирской и Орловской губерний, стекло которых не уступает петербургскому.


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.