Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Сознание, его структура и значение

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 27.05.13. Сдан: 2013. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Муниципальное образовательное учреждение


Высшего профессионального  образования

Южно - Уральский профессиональный институт

 

 

Согласовано

Зав. кафедрой

«____»__________2013 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задания к контрольной работе по дисциплине

«Философия»

Студентов заочной формы обучения

  по направлению  080100.62 «Экономика» 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск

2013

 

Вариант 8

 

  1. Сознание, его структура и значение

 

Сознание —  это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека за счет рефлексии.

Сознание неоднородно. В широком смысле слова под  ним имеют в виду психическое  отражение действительности независимо от того, на каком уровне оно осуществляется — биологическом или социальном, чувственном или рациональном, тем  самым подчеркивается его отношение  к материи без выявления специфики  его структурной организации. В более узком и специальном значении под сознанием подразумевают не просто психическое состояние, а высшую, собственно человеческую форму психического отражения действительности. Сознание здесь структурно организовано, представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях.

 СТРУКТУРА СОЗНАНИЯ

Большинство современных  исследователей выделяют следующие основные компоненты или сферы сознания.

1. Интеллект - психические способности, знания и умения, необходимые для решения умственных задач. К интеллектуальным способностям относятся: свойства мышления (быстрота, системность, гибкость); свойства памяти (объем памяти, скорость запоминания и забывания, готовность к воспроизведению);свойства внимания (объем, распределенность, концентрация, устойчивость, переключаемость); свойства восприятия (наблюдательность, избирательность, способность узнавания).

Ядром, основным элементом  сознания (интеллекта) выступают знания. Уже сама грамматическая структура  слова «сознание» говорит о том, что сознание тесно связано с  областью человеческого знания, причем такой, которая понята многими (совместное знание). Без знания нет сознания. Уровень интеллекта зависит не только от эрудиции, компетенции, начитанности, владения методами и навыками умственной работы, но и от результата усвоения культуры, освоения духовных ценностей, созданных человечеством.

2. Мотивация - совокупность побуждений, определяющая целенаправленность действий человека. Источником активности человека являются его потребности. Центральным моментом является выбор цели. Большую роль здесь играют воображение, мечта. Мотивация может быть сильной, слабой, устойчивой неустойчивой.

3. Чувственно-эмоциональная сфера (эмоции) - переживания человека, выражающие его субъективное отношение к тем или иным явлениям, ситуациям, к другим людям и к самому себе. В эмоциональную сферу входят: чувства, настроения, аффекты, переживания, эмоциональные стрессы.

4. Воля - способность человека сознательно регулировать поведение и действовать, не отступая перед трудностями. В воле выражается «энергетическая», действенно-практическая сторона сознания. Волевое управление поведением предполагает свободу и ответственность. В сфере воли резюмируется содержание других сфер сознания.

5. Самосознание - это отражение собственного «Я». Это часть сознания человека, притом часть неординарная. Формирование самосознания начинается в раннем детстве с простейших актов самоощущения, самоузнавания. Самосознание строится на основании Я - концепции, которая включает в себя несколько различных «образов Л»: «реальное Я», «динамичное Я», «идеальное Я», «фантастическое Я», «воспринимаемое Я». Благодаря самосознанию обеспечивается саморегуляция, самоконтроль и самовоспитание личности.

Сознание человека выполняет следующие функции:

·        познавательную - человек приобретает знания;

·        целеполагающую - человек осознает свои потребности, ставит перед собой цели и стремится их достигнуть;

·        ценностно-ориентационную - человек оценивает явления действительности, определяет свое отношение к ним;

·        управленческую - человек управляет своим поведением в соответствии с результатами решения первых трех задач;

·        коммуникативную - человеческое сознание передается в знаковой форме, (как нет сознания без общения, так нет и общения без сознания);

·        рефлексивную - благодаря ей происходит самосознание, саморегуляция, самоконтроль.

 

 

  1. Философская, научная и религиозная картина мира

 

        Философская картина мира возникла в середине первого тысячелетия до нашей эры вместе с возникновением философских учений классической поры. Мир и человек в философии изначально рассматривались в связи с идеей Разума. В философской картине мира человек принципиально отличен от всего сущего, в частности от других живых существ, ибо ему присуще особое деятельностное начало - ЛОГОС, разум. Благодаря разуму человек способен познать мир и самого себя. Такое постижение рассматривается как назначение человека и смысл его бытия.        

  Философская картина мира - это  обобщенная, выраженная философскими  понятиями и суждениями, теоретическая  модель бытия в ее соотнесенности  с человеческой жизнью, осознанной  социальной активностью и соответствующая  определенному этапу исторического  развития.          

  Главная тема философии - соотношение человека и мира, взятое во всех ракурсах: онтологическом, теоретико-познавательном, ценностном, деятельностном. Именно поэтому философские картины мира множественны и не похожи одна на другую. Их всегда объединяют между собой интеллектуальность рассмотрения и вечное сомнение в собственных утверждениях, постоянная критичность. Это резко отличает философское представление о мире от обыденных или религиозных взглядов и роднит философию с наукой. В качестве основных структурных элементов философской картины мира можно выделить следующие виды знаний: о природе, об обществе, о познании, о человеке. В рамках данной картины мира сформировались две модели бытия:

1) нерелигиозная  философская картина мира, формирующаяся  на основе обобщения данных  естественных и общественных  наук, осмысления светской жизни;

2) религиозно-философская  картина мира как система догматически-теоретических  взглядов на мир, в которой  смешивается земное и сакральное. Происходит удвоение мира, где вера считается выше истин разума.             

  Пространство и время в философской  картине мира выступают как  категории порядка и, следовательно,  условия умопостигаемости мира. Пространство - как способ упорядочения  внешних восприятий, время - как  способ упорядочения внутренних  переживаний. Человек в философской  картине мира есть, прежде всего,  разумное существо, принципиально  отличное от неодушевленных объектов  и живых существ.            

  Создаваемая в рамках онтологии,  философская картина мира определяет  основное содержание мировоззрения  индивида, социальной группы, общества. Будучи рационально-теоретическим  способом познания мира, философское  мировоззрение носит абстрактный  характер и отражает мир в  предельно общих понятиях и  категориях. Следовательно, философская картина мира есть совокупность обобщенных, системноорганизованных и теоретически обоснованных представлений о мире в целостном его единстве и месте в нем человека. От того, какой в конкретный момент времени представляется общенаучная картина мира, во многом зависят мировоззренческие и методологические проблемы науки, а идеи и проблемы господствующей философской картины мира определяют перспективные направления развития научного знания. Например, в начале XX века признавались очевидными бесконечность и вечность Вселенной по всем четырем измерениям пространственно-временного континуума. Все явления Вселенной - планеты, звезды, жизнь возникают, проходят стадии своего развития и погибают, а затем возникают в другом месте и так бесконечно, мир вечен. Вопросы о «начале», о времени, «когда еще не было времени», о мирах, не принадлежащих нашей Вселенной, считались схоластическими. Но после создания Л.А.Фридманом теории «извергающейся из точки Вселенной»  и подтверждения Э.Хабблом прямыми наблюдениями предсказанное разбегание галактик вопрос о смысле пространства - времени стал определяющим в методологических дискуссиях. Еще пример. Двадцать лет назад одной из актуальнейших проблем была идея элементарности. Все попытки выделить «наиболее элементарные» частицы оканчивались неудачей и начало складываться представление об обнаружении своеобразного «дна» мира, а, следовательно, о возможности создания «исчерпывающе полной» теории физических явлений. Но открытие «суперэлементарных частиц» - глюонов и кварков вновь отодвинуло возможный «конец физики» как фундаментальной науки.           

  На смену идее «элементарности»  пришли новые проблемы - неожиданно  тесной связи микромира и мегамира, общих характеристик и тенденций  во взаимодействиях элементарных  частиц и глобальных свойств  Вселенной. Каждая ступень развивающейся  философской картины мира выдвигает  перед наукой и философией  задачу осмысления тех или  иных понятий, углубления, уточнения  или принципиально нового определения  содержания фундаментальных философских  категорий, посредством которых  и выстраивается философская  картины мира.           

  Философские картины мира весьма  многообразны, однако все они  строятся вокруг отношений «мир - человек» или «человек - мир». В  этом различии присутствуют две  ведущие линии в философском  знании, которые можно условно  назвать объективистской и субъективистской.           

  Объективистские концепции независимо  от того, являются ли они материалистическими  или идеалистическими, отдают приоритет  миру, полагая, что он, так или  иначе, объективен. Субъективизм  в противоположность объективизму  мир, общий для всех живущих  субъектов, заменяется на множество  миров. Я - сам себе Вселенная,  я вижу действительность исключительно  со своей точки зрения пребывания  в своих ситуациях. Вся иная  действительность преломляется  через мое уникальное субъективное  «я», потому очень трудно выявить  что-либо объективное.  

          Огромная разница между объективностью и субъективностью как раз и составляет основу философского поиска. Важнейшей философской проблемой в этом случае является вопрос: что в мире - от нас и что - от самого мира? Что от субъективности и что от объективности? Что от человека зависит и что не зависит?

         Религиозная картина мира появляется вместе с рождением теологических систем христианства, иудаизма и ислама. Если философская картина мира не предлагает персонифицированного автора, то у религиозной «картины» предполагается творец в буквальном смысле. Мир сотворен по замыслу неземного существа. Бог в религиозной картине мира всегда понимается как личность (разум + воля). Он трансцендентен. Философское понимание Бога как чистый интеллект, тождественный миру, здесь неуместно.          

  Религиозная картина мира не  существует как целостная система  знаний, так как действуют десятки  и сотни различных религий  и конфессий. В каждой религии  сформирована своя картина мира, основанная на символах веры, религиозной догматике и культах.  Люди всегда задавались вопросом, что такое мир, и что от  него ждать? Одна из наиболее  ранних картин мира - библейская. В первой книге Библии «Бытие» нарисована картина того, как возникает мир (бытие). Согласно этой картине мир создан Богом, неким всемогущим существом, который, однако, думает, говорит и действует как человек. Бог, по Библии, существовал еще до возникновения мира. Он создал мир за 6 дней. Сначала он сотворил небо и землю, затем свет, затем сушу и воду, затем растительный и животный миры. На шестой день он сотворил человека. Так схематично изображается сотворение мира. Эта библейская картина мира сохранилась до наших дней.         

  Общим положением для всех  религиозных картин мира является  то, что они основаны не на  совокупности истинных знаний, а  на знаниях - заблуждениях и  религиозной вере. Центром любой  религиозной картины мира является  образ Боги или богов, представление  о том, что же являет собой  высшая истинная реальность. Бог  сотворил мир, дал ему законы. Бог же может их отменить  на миг или навсегда. Прерывая  естественный ход вещей, Бог  творит чудо. Будучи сверхъестественным  существом, Он способен вызывать  сверхъестественные явления. Иногда  это делается для того, чтобы  выразить свою волю - дать знамение  человеку. Если в мифе отсутствует  понятие сверхъестественного, то  в религиозном отношении к  миру оно чрезвычайно важно.          

  В религиозной картине мира  обобщен и синтезирован религиозный  опыт человечества, в основе которого  лежит представление о дуалистичности  бытия: абсолютное, сверхъестественное, «само по себе» бытие, тождественное  бытию Бога-Творца; сотворенное бытие,  существование многообразия вещей  и процессов, в том числе  и человека. Творец создает мир «из ничего», до акта творения ничего кроме Бога не было (креационизм). Абсолютное бытие не может быть познано человеком рациональным способом, ибо творению не может быть доступен замысел Творца.             

  В различных религиозных конфессиях  религиозные картины мира различаются  в деталях, но общим для них  является принцип провиденциализма, божественной предопределенности  сотворенного бытия и его несовершенства.          

  Центральный пункт любой религиозной  картины мира - образ Бога или  богов, представление о том,  что же является высшая истинная  реальность. Земное и небесное, сфера  человеческого и сфера Божественного  - вот что является смыслом  религиозных размышлений. Современные  религии не отрицают достижений  естествознания; теорий, связанных  со строением материи и практического  применения науки. Но они всегда  подчеркивают, что дело науки  - изучать только физический мир,  только сферу потустороннего. Дальше  простирается область религии  и, быть может, философии.          

 Научная  картина мира возникает как альтернатива религиозной. Мир и человек здесь рассматриваются как объекты исследования. Научная картина мира сформировалась в новое время под сильным влиянием идеи эволюционизма и математического естествознания. Под научной картиной мира понимают целостную систему представлений об общих свойствах и закономерностях мира, дающих целостное понимание материального мира как движущейся и развивающейся природы, объясняющая происхождение жизни и человека. Она включает в себя наиболее фундаментальные знания о природе, проверенные и подтвержденные экспериментальными данными.            

  Основные элементы научной картины  мира: научные знания о природе,  научные знания об обществе, научные  знания о человеке и его  мышления. Она основана на данных  астрономии, физики, химии, биологии  и выступает обычно как антитеза  архаической (прежде всего, религиозной)  картине мира. Методологически она  основана на картезианском противопоставлении  субъекта и объекта. Любое явление  в мире должно объясняться  прямым действием внешних причин, а не внутренней природой или  целью (как в метафизике Аристотеля).          


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.