Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Современная денежно-кредитная политика России

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 29.05.13. Сдан: 2012. Страниц: 27. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Оглавление 

     Введение…………………………………………………………………………….3

     Глава 1. Сущность денежно-кредитной политики……………………………….4

      1. Определение и теоретические аспекты……………………………...4
      2. Основные типы и цели………………………….……………………8
      3. Банковская система и ее структура………………………………...12       
      4. Методы и инструменты денежно-кредитной политики………….14

     Глава 2. Современная денежно-кредитная  политика России…………………..19

               2.1. Особенности развития…………………………………………………19

               2.2. Развитие экономики и денежно-кредитная политика в 2009 году ...24 

               2.3. Экономическое развитие на 2010 год и период 2011 и 2012 годов...29

     Заключение………………………………………………………………………...33

     Список  используемой литературы……………………………………………….34

     Приложения

 

      Введение

     Денежно – кредитная политика (англ. Monetary policy) представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.

     Одним из необходимых условий эффективного развития экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования, позволяющего Центральному банку воздействовать на деловую активность, контролировать деятельность коммерческих банков, добиваться стабилизации денежного обращения.

     В идеале денежно-кредитная политика призвана обеспечить стабильность цен, полную занятость и экономический  рост - таковы ее высшие и конечные цели. Однако на практике с ее помощью  приходится решать и более узкие, отвечающие насущным потребностям экономики страны задачи.

     Нельзя  забывать и о том, что денежно-кредитная  политика - чрезвычайно мощный, а  потому необыкновенно опасный инструмент. С ее помощью можно выйти из кризиса, но и не исключена и печальная  альтернатива - усугубление сложившихся  в экономике негативных тенденций. Лишь очень взвешенные решения, принимаемые на высшем уровне после серьезного анализа ситуации, рассмотрения альтернативных путей воздействия денежно-кредитной политики на экономику государства, дадут положительные результаты. В качестве проводника денежно-кредитной политики выступает Центральный эмиссионный банк государства. Без верной денежно-кредитной политики, проводимой Центральным банком, экономика не может эффективно функционировать. Конкретные методы и инструменты кредитно-денежной политики Центрального банка определены законом о Банке России и отличаются большим разнообразием. Центральному банку предоставлены самые широкие полномочия и полная самостоятельность в вопросе о выборе методов и мероприятий по денежно-кредитному регулированию экономики страны в рамках действующего законодательства.

 

      Глава 1. Сущность денежно-кредитной  политики

     1.1. Определение и  теоретические аспекты

     Денежно-кредитная  политика в экономической литературе чаще всего определяется, как политика центрального банка, воздействующая на количество денег в обращении. Согласно комментариям к федеральному закону «О Центральном банке Российской Федерации (Банка России)», денежно-кредитная политика определяется, как составная часть единой государственной экономической политики, проявляющаяся в  воздействии на количество денег в обращении с целью достижения стабильности цен, обеспечения максимально возможной занятости населения, а также роста реального объема производства. Более точную трактовку данной категории проводит Симановский А.Ю.. Монетарная политика определятся им, как «управление денежным предложением или создании условий для  доступа экономических субъектов к кредитам и (или) под процентную ставку, соответствующую определенным экономическим целям». В отличие от первого определения, второе подчеркивает возможность влияния денежно-кредитной политики не только на сферу обращения, но и на сферу производства [5].

     Длительное  время среди экономистов ведутся  дискуссии по проблемам значимости и роли денежно-кредитной политики в условиях рынка. Это обусловлено двумя различными подходами к теории денег: модернизированной кейнсианской теорией, с одной стороны, и современным монетаризмом – с другой. С точки зрения кейнсианцев, в основу денежно-кредитного регулирования должен быть положен определенный уровень процентной ставки, а с точки зрения монетаристов – спрос и предложение денег [8; c.296].

     Сторонники кейнсианства утверждают, что рыночная экономика представляет собой неустойчивую систему с многими внутренними «пороками». Поэтому государство должно активно использовать различные инструменты регулирования экономики, в том числе финансовые и денежно-кредитные. Механизм денежно-кредитного регулирования действует следующим образом. Изменение денежного предложения является причиной повышения или понижения процентной ставки, что в свою очередь приводит к колебаниям инвестиционного спроса и через мультипликативный эффект инвестиций – к изменению в уроне национального производства.

     Кейнсианцы  отмечают, что цепь причинно-следственных связей между предложением денег и уровнем национального производства достаточно велика. Центральный банк при проведении денежно-кредитной политики должен обладать значительным объемом экономической информации (например, о том, как скажется на инвестиционном спросе изменение процентной ставки). Кроме того, между приростом денег в обращении, инвестициями и наполнением рынка товарами и услугами существует определенный временной лаг.

     Кейнсианцы  считают денежно-кредитное регулирование  не столь эффективным средством стабилизации экономики, как, например, использование инструментов фискальной или бюджетной политики.

     Формирование  теории монетаризма в 60 – 70-х годах  ХХ в. происходило в рамках возрождения  традиций неоклассического направления  в экономической и количественной теории денег. Специфика монетаризма по сравнению с традиционными неоклассическими идеями состоит в том, что монетаризм особое значение придает денежно-кредитной сфере: «деньги – главная движущая сила рыночной экономики». Наиболее известный теоретик монетаризма – М. Фридмен.

     Основные  положения теории монетаризма:

    1. монетаристский подход базируется на убеждении, что рыночная экономика – внутренне устойчивая система. Все негативные моменты, возникающие в рыночной экономике, имеют экзогенный характер. Они являются результатом некомпетентного вмешательства государства в экономику, которое блокирует действие стихийных рыночных сил и в то же время «раскачивает лодку»;
    2. монетаристы предлагают свести к минимуму государственное регулирование экономики, ограничив его денежно-кредитным регулированием, осуществляемым совместно с центральным банком, так как «ни одно правительство не может быть мудрее рынка»; «за неизбежные ошибки государства мы отвечаем своими деньгами, а оно – нашими»; «чем меньше доля государственных расходов в ВНП, тем лучше жизнь людей»;
    3. для стимулирования деловой активности, стабилизации экономической системы необходимо поддерживать устойчивый и обоснованный уровень инфляционных ожиданий. В этом случае уровень безработицы будет независим от уровня инфляции, поскольку «безработица связана не с инфляцией как таковой, а с неожидаемой инфляцией; устойчивого компромисса между инфляцией и безработицей не существует». Таким образом, приоритет принадлежит регулируемому росту денежной массы;
    4. монетаристы считают, что корреляция между денежным фактором и объемом национального производства обнаруживается более тесная, чем между инвестициями и валовым национальным продуктом. При умеренном (слабовыраженном) снижении цен (умеренной дефляции) наблюдается рост общественного богатства. Однако при более значительной дефляции очевидны чистые убытки [8;c.298].

     Таким образом, динамика валового национального продукта следует непосредственно за динамикой денег. Существует определенная взаимосвязь между количеством денег в обращении и общим объемом проданных товаров и услуг в рамках национальной экономики.

     Эта связь выражается уравнением обмена И. Фишера, или, иначе, уравнением количественных теории денег. Уравнение количественной теории денег – тождество, по которому произведение предложения денег и скорости их обращения равняется совокупному объему номинальных доходов. Дополнив уравнение предложением о постоянной скорости обращения денег, можно объяснить совокупный объем номинальных расходов согласно количественной теории денег.

     Американский  экономист-математик Ирвинг Фишер (1867-1947), формализовав названные взаимосвязи, сформулировал следующее уравнение обмена:

     M * V = P * Q

     где M – масса денег в обращении;

            V – скорость обращения денег;

             P – средняя цена товаров и услуг;

             Q – количество проданных товаров и оказанных услуг [7; с.237].

     М. Фридмен выдвинул «денежное правило» сбалансированной долгосрочной денежно-кредитной  политики, а именно: необходимо поддерживать обоснованный постоянный прирост денежной массы в обращении.

     Интерес к рекомендациям монетаристов о  пременении «денежного правила» на практике «вспыхнул» в начале 70-х годов  ХХ в., когда кейнсианская концепция  «формирования эффективного совокупного  спроса» посредством мер государственного (фискального и бюджетного) регулирования на фоне возникшей стагфляции, непрекращающегося роста процентных ставок и нестабильности валютных курсов показала свою неэффективность. Монетарианские рецепты с конца 70 – начала 80-х годов реализовались в известные программы «неоконсерваторов» - «рейганомика» в США, «тетчеризм» в Великобритании.

     Политика  монетаризма в тот период оказалась  успешной в экономической практике многих стран, в том числе результатом ее реализации стало денежное оздоровление экономики в Израиле, модернизация на рыночных основах в странах Юго-Восточной Азии, Восточной Европы. Монетаристкая концепция денежно-кредитного регулирования  нашла широкое распространение  в России.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      

     1.2. Основные типы  и цели

     Денежный  рынок является частью финансового рынка и отражает спрос на деньги и предложение денег, а также формирование равновесной «цены» денег.

     Под предложением денег понимается денежная масса, находящаяся в обращении  и складывающаяся из соответствующих  денежных агрегатов [8;c.306].

     Предложение денег графически отображается обычно вертикальной прямой, поскольку предполагается, что на каждый данный момент создано определенное, фиксированное количество денег, которое не зависит от величины ставки процента (рис. 1, МS1).

     Реально предложение денег зависит от целей, которые ставятся в рамках денежно-кредитной политики конкретной страны.

     1. Если целью денежно-кредитной  политики является поддержание  на неизменном уровне количества  денег в обращении, то рисунком  денежного предложения будет  действительно вертикальная прямая (рис. 1, МS1).

     2. Целью денежно-кредитной политики  государства может быть и поддержание  фиксированной ставки процента. Такая денежно-кредитная политика  называется гибкой. В случае выбора  гибкой монетарной политики графическое  изображение денежного предложения будет представлено горизонтальной прямой  (рис. 1, МS2).

     3. Третий вариант графического  отображения денежного предложения – наклонная кривая  (рис. 1, МS3). Такая графическая форма денежного предложения показывает, что денежно-кредитная политика допускает колебания и денежной массы в обращении, и нормы процента.

     Спрос на деньги формируется:

    1. из спроса на деньги как средство обращения (т.е., деловой, операционный, трансакционный или спрос на деньги для совершения сделок);
    2. из спроса на деньги как на средство сохранения стоимости (спрос на деньги как на активы, спрос на запасную стоимость или спекулятивный спрос).

     Общий спрос на деньги зависит от номинальной  ставки процента и объема номинального валового национального продукта.

     Соответственно, графическое отображение общего спроса на деньги будет выглядеть следующим образом (рис 2).

     На  рисунке 2 номинальная процентная ставка – на вертикальной оси, общий спрос на деньги – на горизонтальной оси. Функциональная зависимость этих параметров даст совокупность кривых, каждая их которых соответствует определенному уровню номинального ВВП. Перемещения вдоль кривой показывают изменения процентной ставки. При высоких процентных ставках кривая становится почти вертикальной, поскольку все сбережения вкладываются в этой ситуации в ценные бумаги. Спрос же на деньги ограничивается операционным спросом и уже не снижается при дальнейшем росте процента.

     В целом денежный рынок может иметь  следующее графическое отображение (рис. 3).

     На  этом рисунке 3 точке Е находится на пересечении кривых спроса и предложения денег и определяет «цену» равновесия на денежном рынке. Это равновесная ставка процента, т.е. альтернативная стоимость хранения не приносящих проценты денег. Равновесие на денежном рынке является подвижным, т.е. оно постоянно меняется под воздействием ряда факторов.

     Если  предложение денег выросло, то график предложения денег перемещается вправо, при неизменном спросе на деньги равновесная ставка процента снижается. При уменьшении предложения денег  будут происходить обратные процессы. Если предложение денег уменьшается, то равновесие на денежном рынке восстанавливается при меньшем, чем первоначальное, количестве денег в обращении и большей, чем первоначальная, ставка процента.

     Если  спрос на деньги вырос, то кривая спроса на деньги сдвинется вправо вверх, при неизменном предложении денег процентная ставка повышается. При уменьшении спроса на деньги и неизменном предложении будут происходить обратные явления: равновесие на денежном рынке устанавливается при более низкой, чем первоначальная, ставке процента [8; c.308-309].

     Реализация  мер денежно-кредитной политики преследует цели, к которым большинство  авторов относят низкий уровень  инфляции и безработицы, стабильный экономический рост. Но не все экономисты так единодушны в определении целей монетарной политики. Например, наиболее общая формулировка целей денежно-кредитной политики приводится Макконнеллом К. Р. и Брю Л.С.. По их мнению, основополагающей целью денежно-кредитной политики является «помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и отсутствием инфляции». Другие авторы к конечным целям денежно-кредитной политики (кроме перечисленных выше) относят устойчивый платежный баланс [10].

     В зависимости от причин, вызвавших изменение спроса на деньги, могут меняться цели денежно-кредитной политики. Это жесткая или гибкая денежно-кредитная политика либо выбор такого варианта монетарной политики, при котором допускается свободное колебание массы денег в обращении и процентной ставки. Приведем несколько вариантов.

     1. Сдвиг в спросе на деньги  вызван циклическими изменениями,  и он нежелателен. С помощью  денежно-кредитной политики можно  «сгладить» эти изменения. В  случае циклического «перегрева» экономики допускается повышение процентных ставок. Следствием роста нормы процента будет снижение деловой активности. И наоборот, в случае циклического спада следует добиться снижения нормы процента и тем самым – повышения деловой активности в результате увеличения инвестиционного спроса.

     2. Сдвиг в спросе на деньги  вызван исключительно ростом  цен. В таком случае любое  увеличение денежного предложения  будет «раскручивать» инфляционную  спираль. Целью денежно-кредитной  политики будет поддержание денежной  массы, находящейся в обращении на определенном, фиксированном уровне. Графически денежное предложение при этом будет отображаться вертикальной прямой.

     3. Рассматривая денежный рынок,  мы до сих пор предполагали, что скорость обращения денег  постоянна. Но она ведь меняется  под воздействием, например, перемен в организации денежного обращения в стране, что сказывается и на норме процента, и на объеме производства, и на ценах. Если центральный банк ставит задачу нейтрализовать воздействе изменения скорости обращения денег на национальную экономику, он придерживается гибкой денежно-кредитной политики: масса денег в обращении должна возрастать (или уменьшаться) в такой же пропорции, в какой уменьшается (или возрастает) скорость обращения денег. Графическим отображением денежного предложения в таком случае будет горизонтальная прямая.

     Объектами денежно-кредитной политики являются спрос на деньги и их предложение.

     Субъектами  денежно-кредитной политики выступают  банки, прежде всего центральный  банк. Для непосредственного регулирования  массы денег в обращении он использует различные денежные агрегаты, уменьшая или увеличивая их объем, меняя структуру денежных агрегатов в общей массе денег в денежном обороте. Денежный оборот регулируется центральным банком и в процессе осуществления кредитной политики, выражаемой в кредитной экспансии или кредитной рестрикции. Кредитная экспансия центрального банка пополняет ресурсы коммерческих банков, которые в результате выдаваемых кредитов увеличивают общую массу денег в обороте. Кредитная рестрикция влечет за собой ограничение возможностей коммерческих банков по выдаче кредитов и тем самым – по насыщению экономики денежными ресурсами.

     Кроме того, чрезвычайно важное значение для эффективного осуществления  денежно-кредитной политики имеет  и стабильность банковской системы. Банковская система любой страны является необходимой составляющей ее экономики. В рамках денежно-кредитных отношений банки обеспечивают непрерывность функционирования сфер производства и потребления. Банковская система служит тем каналом, через который предаются импульсы денежно-кредитного регулирования всей экономики [8; c.309-310]. 
 
 

     1.3. Банковская система  и ее структура

     В истории известно несколько типов  банковских систем различных стран:

     1) двухуровневая банковская система  (центральный банк и система коммерческих банков);

     2) централизованная монобанковская  система;

     3) уникальная децентрализованная  банковская система – Федеральная  резервная система США.

     В большинстве стран с рыночной экономикой существует двухуровневая  структура банковской системы.

     Первый  уровень – Центральные банки выполняют ряд очень важных для экономики функций, среди которых могут быть выделены следующие:

     • эмиссия национальных денежных знаков;

     • контроль и общий надзор за деятельностью  кредитных учреждений;

     • хранение государственных золотовалютных резервов и ведение счетов правительства;

     • кредитование коммерческих банков и  хранение их резервных фондов;

     • денежно-кредитное регулирование  экономики [20; с.44].

     Центральный банк Российской Федерации – основной проводник денежно-кредитной политики. К числу его основных задач отнесены обеспечение стабильности национальной денежной единицы, регулирование и надзор за бесперебойное осуществление расчетов. Сам Банк России по закону независим от распорядительных и исполнительных органов государственной власти, подотчетен законодательной власти, Он в своей деятельности руководствуется лишь законами Российской Федерации и своим уставом. Этот банк является юридическим лицом, осуществляет свои расходы за счет собственных доходов и не отвечает по обязательствам правительства, как и правительство по обязательствам Банка России.

     Коммерческий  банк – это коммерческое предприятие, которое в условиях рынка строит свои взаимоотношения с партнерами как обычные рыночные, т.е. на основе прибыльности и риска. Однако банк должен всегда соотносить прибыльность с соображениями безопасности и ликвидности.

     Коммерческие  банки выполняют разнообразные операции, всю совокупность которых можно подразделить на пассивные (привлечение средств) и активные (размещение средств). Кроме того банки могут заниматься посредническими операциями (по поручению клиента на комиссионной основе) и доверительными операциями (управление имуществом, ценными бумагами клиента).

     Цель  коммерческого банка состоит  в максимизации прибыли, нераспределяемая часть которой служит увеличению собственного капитала банка, что способствует обогащению его владельцев.

     «Основным (родовым) видом деятельности банков все же остается кредитование. Кредит представляет собой движение ссудного капитала, т.е. денежного капитала, предоставляемого в ссуду на условиях возврата за плату в виде процента. Ставка процента (банковская процентная ставка) устанавливается на основе соотношения спроса и предложения и представляет собой выраженное в процентах отношение платы за кредит к сумме предоставленного банком кредита [20; с.45].

     Кредит  выполняет важные функции в рыночной экономике:

     1. Позволяет существенно раздвинуть рамки общественного производства по сравнению с теми, которые бы определялись размерами собственного денежного капитала каждым предприятием (фирмой).

     2. Выполняет перераспределительную функцию, обеспечивая возможность направлять временно свободные денежные средства предприятий, государства и домохозяйств в наиболее прибыльные сферы экономики.

     3. Содействует экономии издержек обращения.

 

      1.4. Методы и инструменты денежно-кредитной политики

     В мировой экономической практике центральные банки используют следующие  инструменты денежно-кредитного регулирования  в рамках монетарной политики [3; ст.35]:

     1. Процентная политика центрального банка.

     Процентная  политика центрального банка может  быть представлена двумя направлениями: как регулирование займов коммерческим банкам и как его депозитная политика. Иначе говоря, это политика учетной  ставки или ставки рефинансирования. Ставка рефинансирования означает процент, под который центральный банк предоставляет кредиты финансово устойчивым коммерческим банкам, выступая как кредитор в последней инстанции. Учетная ставка – процент (дисконт), по которому центральный банк учитывает векселя коммерческих банков, что является разновидностью их кредитования под залог ценных бумаг.

     Учетные ставки коммерческих банков зависят  от учетной ставки центрального банка, по которой он предоставляет краткосрочные  кредиты коммерческим банкам. Если центральный банк повышает ставку, то коммерческим банкам также приходиться удорожать кредиты, и волна ограничений прокатывается по всей цепочке взаимосвязей. Эта мера может сковывать инфляционный поток, но при этом угнетающе воздействовать на деловую активность. Удешевление кредита ведет, как правило, к дополнительному притоку денег в сферу обращения. Манипулирование базисной ставкой является давним и традиционным рычагом воздействия ЦБ на предложение денег. Однако зависимость здесь не всегда прямая: расширение и удешевление денежных продаж (кредитов) ЦБ отнюдь не означает, что коммерческие банки будут их незамедлительно использовать, - многое зависит от конъюнктуры и прогнозов. Свои коррективы могут внести изменения в скорости обращения денег [11].

     В настоящее время за рубежом учетная  ставка колеблется в достаточно широких  пределах - от 2 до 15%, отражая как  общие тенденции экономического развития, и циклические колебания конъюнктуры. Но в целом значение этого метода регулирования по сравнению с другими существенно снизилось [12].

       Набеги инфляционных волн, и соответствующее  поведение коммерческих банков побудили ученых исследовать взаимосвязи между инфляционным процессом и процентными ставками. Исходный тезис Ирвинга Фишера гласил: предполагаемый рост инфляции приводит к соответствующему росту процентной ставки, так же как и, наоборот, прогноз снижения инфляции сдерживает рост процентной ставки»; исходя из этого, можно прогнозировать изменение валютного курса [13].

     Изменение валютного курса определяется разницей между уровнями номинальных процентных ставок стран-партнеров. Более высокий, чем у партнера темп инфляции, ведет, принимая во внимание фактор ожиданий, к повышению процентной ставки, что, однако, обесценивающе воздействует на стоимость данной национальной валюты при сопоставлении с партнерской. Если также принять во внимание ситуацию на мировом финансовом рынке, то процентная ставка внутри страны, условно говоря, должна равняться процентной ставке за рубежом плюс процент обмена национальной валюты [14].

     2. Операции на открытом рынке.

     В странах с развитым рынком ценных бумаг наиболее распространенным методом  денежно-кредитной регулирования являются операции на открытом рынке, которые влияют на деятельность коммерческих банков через объем имеющихся у них ресурсов. Если Центральный банк продает ценные бумаги на открытом рынке, а коммерческие банки их покупают, то ресурсы последних и соответственно их возможности предоставления ссуды клиентам уменьшаются. Это приводит к сокращению денежной массы в обращении и повышению ссудного процента. Покупая ценные бумаги на рынке у коммерческих банков, центральный банк предоставляет им дополнительные ресурсы, расширяет их возможности по выдаче ссуд. Операции на открытом рынке способствуют регулированию банковских ресурсов, процентных ставок и курса государственных ценных бумаг [16].

     Для регулирования краткосрочных процентных ставок традиционно применяются  операции центрального банка с векселями (казначейскими и коммерческими) и краткосрочными государственными облигациями. Продажа их ограничивает наличность денежного рынка и ведет к повышению рыночных ставок процента. Если центральный банк не желает допускать увеличения рыночной нормы процента, то он оказывает поддержку банкам, покупая у них краткосрочные ценные бумаги и векселя по текущим рыночным ставкам [15].

     Традиционным  средством регулирования долгосрочных процентных ставок служат операции центрального банка с долгосрочными государственными обязательствами. Покупка таких обязательств центральным банком вызывает повышение их рыночного курса (в результате расширения спроса на них). Увеличение цены облигаций означает снижение их фактической доходности, которая определяется отношением суммы купонного дохода по облигации к ее рыночному курсу. Уменьшение фактической доходности долгосрочных облигаций приводит к снижению долгосрочных процентных ставок на рынке. Продажа облигаций центральным банком на открытом рынке вызывает падение их курса и повышение доходности облигаций, а значит и долгосрочных процентных ставок. Кроме того, купля-продажа ценных бумаг оказывает влияние на процентные ставки через расширение или ограничение банковской наличности [6].

     3. Установление норм обязательных резервов.

     Обязательные  резервы представляют собой процентную долю от обязательств коммерческого банка. Эти резервы коммерческие банки обязаны хранить в центральном банке. Исторически так сложилось, что обязательные резервы рассматривались центральными банками как экономический инструмент, призванный обеспечивать коммерческим банкам достаточную ликвидность, а в случае массового изъятия депозитов предотвратить неплатежеспособность коммерческих банков и тем самым защитить интересы его клиентов, вкладчиков и корреспондентов. Однако в настоящее время изменение нормы обязательных резервов коммерческих банков или резервных требований используется как наиболее простой инструмент, применяемый в целях наиболее быстрой коррекции денежно-кредитной сферы.

     Посредством изменения норматива резервных  средств банк регулирует объемы выдаваемых коммерческими банками кредитов и возможности осуществления ими депозитной эмиссии [17].

     Повышение нормы обязательных резервов не означает, что большая часть банковских средств «заморожена» на счетах Центрального банка и не может использоваться коммерческими банками для выдачи кредитов. В результате сокращаются банковские ссуды и денежная масса в обращении, повышаются проценты по банковским ссудам. Снижение нормы банковских резервов ведет к расширению банковских кредитов и денежной массы к снижению рыночного процента.

     Впервые данный метод применили в США в 1933 г. В отличие от операций на открытом рынке и учетной политики этот механизм денежно-кредитного регулирования затрагивает основы банковской системы и способен оказывать сильное воздействие на финансово-экономическую систему в целом [6].

     В рамках денежно-кредитной политики государства применяются прямые и косвенные методы.

     Прямые  методы носят характер административных мер в форме различных директив центрального банка, касающихся объема денежного предложения и цен  на финансовом рынке. Реализация этих мер дает наиболее быстрый эффект с точки зрения контроля центрального банка над ценой или максимальным объемом депозитов и кредитов, особенно в условиях экономического кризиса. Однако со временем прямые методы воздействия в случае «неблагоприятного» с точки зрения хозяйствующих субъектов воздействия на их  деятельность могут вызвать перелив, отток финансовых ресурсов в «теневую» экономику или за рубеж.

     Косвенные методы регулирования денежно-кредитной  политики сферы воздействуют на поведение хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов. Естественно, что эффективность использования косвенных методов тесно связано с уровнем развития денежного рынка. При переходной экономике, особенно на первых этапах преобразований, используются как прямые, так и косвенные инструменты с постепенным вытеснением первых вторыми.

     Помимо  прямых и косвенных различают  общие и селективные методы осуществления  денежно-кредитной политики центральных  банков.

     Общие методы являются преимущественно косвенными и оказывают влияние не денежный рынок в целом.

     Селективные методы регулируют конкретные виды кредита  и носят в основном директивный  характер. Их применение связано с  решением частных задач, таких, как  ограничение выдачи ссуд некоторыми банками или ограничение выдачи отдельных видов ссуд, рефинансирование на льготных условиях отдельных коммерческих банков и т.д. Используя селективные методы, центральный банк сохраняет за собой функции централизованного перераспределения кредитных ресурсов, несвойственных центральным банкам стран с рыночной экономикой, поскольку они искажают рыночные цены и распределение ресурсов, сдерживают конкуренцию на финансовых рынках. Применение в практике центральных банков селективных методов воздействия на деятельность коммерческих банков типично для экономической политики, проводимой на стадии циклического спада, в условия резкого нарушения пропорций воспроизводства.

     Итак, основными методами денежно-кредитной политики являются: учетная и процентная ставка, операции на открытом рынке, установление норм обязательных резервов. Использование данных методов помогает Центральному банку регулировать денежно-кредитную сферу и воздействовать на нее необходимым образом на данном экономическом этапе.

 


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.