Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Древнейшая стадия истории человечества

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 29.05.13. Сдан: 2012. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Древнейшая  стадия истории человечества.

Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей.

История человечества в целом характеризуется нарастающей  динамикой перемен, происходящих как  в различных сферах общественной жизни, так и в комплексе взаимосвязей между обществом и природой.

Традиционным для  материалистических традиций европейской  науки было рассмотрение истории  под углом зрения покорения человеком  природы. Она действительно выступает  источником ресурсов для развития цивилизации. В то же время человек находится  в постоянном взаимодействии со средой своего обитания, сам является ее порождением  и неотъемлемой частью.

Человеческое общество и природные сообщества

Самые древние каменные орудия появились около 2,5-3 млн. лет  назад. Следовательно, в то время  в Восточной Африке уже жили существа, обладающие зачатками разума.

Происхождение разума объясняется действием природных  законов эволюционного развития, межвидовой борьбы за выживание. Наилучшими шансами в этой борьбе обладали те виды, которые в большей степени, чем другие, могли обеспечить свое существование в меняющихся условиях природной среды.

Живая природа продемонстрировала бесконечное многообразие как тупиковых, так и жизнеспособных вариантов  эволюции. Один из них был связан с формированием зачатков социального  поведения, которые демонстрируют  многие виды животных. Объединяясь  в стада (стаи), они могли защищаться сами и защищать детенышей от более  сильных противников, добывать больше пищи. В межвидовой, а иногда и  внутривидовой борьбе между стадами, нуждавшимися в сходной пище, побеждали  те, у кого лучше были развиты  коммуникация, способность предупреждать  друг друга о приближении противника, лучше согласовывать свои действия на охоте. Постепенно, на протяжении сотен  тысяч лет, у предшественников человека примитивные звуковые сигналы, выражающие эмоции, стали приобретать все  более осмысленный характер. Сформировалась речь, неотделимая от способности  к абстрактному, отвлеченному мышлению, что подразумевало усложнение структуры  мозга.

Таким образом, появление  и совершенствование речи, абстрактного мышления стали важнейшим фактором развития самого рода человеческого. Не случайно каждый новый шаг по ступени  эволюции человека был связан, с  одной стороны, с развитием мозга, с другой ? с совершенствованием орудий охоты и рыболовства.

Накопление знаний и практических навыков их применения обеспечило человеку решающие преимущества в борьбе за выживание по сравнению с другими видами. Вооруженные дубинами, копьями, действующие сообща, первобытные охотники могли справиться с любым хищником. Значительно расширились возможности добычи пропитания. Благодаря теплой одежде, овладению огнем, приобретению навыка сохранения пищи (вяление, копчение) люди смогли расселиться по огромной территории, почувствовали относительную независимость от климата и капризов погоды.

Накопление знаний не было постоянно развивающимся, поступательным процессом. Многие человеческие сообщества из-за голода, болезней, нападений враждебных племен погибали, полученные ими знания полнстью или частично терялись.

Палеолит

Примерно 1,0 млн. ? 700 тыс. лет назад наступает период, который называют ранним палеолитом (от греч. "палео" ? "древний" и "литос" ? "камень"). Раскопки во Франции, вблизи селений Шелль и Сент-Ашель, позволили найти остатки пещер и древних поселений, где на протяжении десятков тысяч лет жили сменяющие друг друга поколения предшественников современного человека. Впоследствии такие находки были обнаружены и в других местах.

Исследования археологов позволили проследить, как менялись орудия труда и охоты. Инструменты  из кости и заточенного камня (острия, скребки, рубила) становились  все более совершенными и прочными. Менялся физический тип человека: он все более приспосабливался к  передвижению по земле без помощи рук, увеличивался объем мозга.

Важнейшим достижением  раннего палеолита было овладение  умением пользоваться огнем (примерно 200–300 тыс. лет назад) для обогрева жилища, приготовления пищи, защиты от хищников.

Завершает время  раннего палеолита период резкого  изменения природных условий  существования первобытных людей. Началось наступление ледников, примерно 100 тыс. лет назад покрывших почти  всю территорию России, Центральной  и Западной Европы. Многие стада  первобытных охотников-неандертальцев не смогли приспособиться к новым условиям существования. Между ними обострилась борьба за уменьшившиеся источники пропитания.

К концу раннего  палеолита (примерно 30—20 тыс. лет до н.э.) в Евразии и Африке неандертальцы полностью исчезли. Повсеместно утвердился человек современного, кроманьонского типа.

В этот же период времени  под влиянием различий в природных  условиях сложились основные расы людей.

Мезолит

Эпоха мезолита (от греч. "мезос" ? "средний" и "литос" ? "камень") охватывает период с XX по IX-VIII тысячелетия до н.э. Она характеризуется новым изменением природных условий, которые становятся более благоприятными: ледники отступают, становятся доступными для заселения новые территории.

В этот период численность  населения Земли не превышала 10 млн. человек.

В эпоху мезолита зарождается и получает широкое  распространение наскальная живопись. В остатках жилищ того времени  археологи находят статуэтки, изображающие людей, животных, бусы и другие украшения. Все это говорит о наступлении  нового этапа в познании мира. Абстрактные  символы и обобщенные понятия, возникшие  с развитием речи, обретают как  бы самостоятельную жизнь в рисунках, статуэтках. Многие из них были связаны  с ритуалами, обрядами первобытной  магии. Большая роль случайности  в жизни людей порождала попытки  улучшить ситуацию на охоте, в жизни. Так возникала вера в приметы, благоприятные или неблагоприятные. Появился фетишизм ? убеждение, что  некоторые предметы (талисманы) имеют  особую магическую силу. Среди них  были фигурки животных, камни, амулеты, якобы приносящие удачу их владельцу. Возникали поверья, например, что  воин, выпивший крови врага или  съевший его сердце, приобретает  особую силу. Охоте, лечению больного, выбору пары (юноши или девушки) предшествовали ритуальные действия, среди которых  особое значение уделялось танцу  и пению. Люди эпохи мезолита умели  изготовлять ударные, духовые, струнные и щипковые музыкальные инструменты.

Особое значение придавалось похоронным ритуалам, которые  со временем становились все более  сложными. В древних погребениях  археологи находят украшения  и орудия труда, которыми люди пользовались при жизни, запасы пищи. Это доказывает, что уже на заре истории были широко распространены убеждения в существовании  потустороннего мира, где человек  живет после смерти.

Постепенно укреплялась  вера в высшие силы, которые могли, как помогать, так и вредить. Предполагалось, что их можно задобрить жертвоприношением, чаще всего ? частью добычи, ее следовало  оставить в определенном месте. У  некоторых племен практиковались человеческие жертвоприношения.

Считалось, что некоторые  люди обладают большими способностями  общаться с высшими силами, духами. Постепенно наряду с вождями (ими  обычно становились самые сильные, удачливые, опытные охотники) в жизни  первобытных племен начали играть заметную роль жрецы (шаманы, колдуны). Они обычно знали целебные свойства трав, обладали некоторыми гипнотическими способностями  и оказывали большое влияние  на соплеменников.

Неолит

Время завершения мезолита и перехода к новому этапу развития человечества можно определить лишь приблизительно. У многих племен экваториальной зоны в Африке, Южной Америке, на островах Юго-Восточной Азии и бассейна Тихого океана, у аборигенов Австралии, некоторых народов Севера тип  хозяйственной деятельности и культуры с эпохи мезолита практически  не изменился. В то же время в IX—VIII тысячелетиях до н.э. в некоторых районах мира начинается переход к земледелию и скотоводству. Это время неолитической революции (от греч. "неос" ? "новый" и "литос" ? "камень") знаменует переход от присваивающего к производящему типу хозяйственной деятельности.

Человек и природа

Человек примерно к  X тысячелетию до н.э. утвердился на всех континентах как господствующий вид и в этом качестве идеально приспособился к условиям среды своего обитания. Однако дальнейшее совершенствование орудий охоты вело к истреблению многих видов животных, сокращению их поголовья, что подрывало основы существования первобытных людей. Голод и связанные с ним болезни, обострение борьбы между племенами за становящиеся все более бедными охотничьи территории, сокращение численности человеческой популяции ? такой была плата за прогресс.

Этот первый в  истории кризис развития цивилизации  решался двумя путями:

Живущие в суровом  климате Севера, пустынной местности, джунглях племена как бы замирали в своем развитии и в познании окружающего мира. Постепенно складывалась система запретов (табу), ограничивавших охоту и потребление пищи. Это предотвращало рост численности населения, препятствовало изменению образа жизни и развитию знаний.

В других случаях  происходил прорыв на качественно новый  уровень развития. Люди переходили к осознанному воздействию на природную среду, к ее преобразованию. Развитие земледелия и скотоводства происходило лишь в благоприятных  природных условиях.

После удачной охоты  в стойбища нередко попадали живые  волчата, ягнята, козлята, телята, кабанята, жеребята, оленята. Первоначально их рассматривали как запас пищи, потом стало ясно, что они могут  жить в неволе и давать потомство. Разведение животных оказалось намного  производительнее, чем охота на их диких сородичей. Потребовались  тысячелетия, чтобы отдельные попытки  одомашнивания привели к утверждению  нового типа хозяйства. За это время  возникли новые породы одомашненных животных, большинство которых, в  отличие от своих диких предков, уже не могли выжить в природной  среде, нуждались в человеке для  их защиты от хищников.

Аналогичным образом  происходил переход к земледелию. Собирательство пригодных в пищу растений всегда играло большую роль в жизни первобытного человека. Со временем из наблюдений и опыта пришло понимание того, что семена растений можно посеять вблизи поселения  и при соответствующем уходе, поливе, прополке получить неплохие урожаи.

Аграрно-скотоводческие культуры

Первые земледельческие  культуры VII-IV тысячелетий до н.э. возникли вблизи крупных рек, где мягкий климат и исключительное плодородие почвы позволяли получать хорошие урожаи ? на территории современных Египта, Ирана, Ирака, Индии, Средней Азии, Китая, Мексики, Перу.

В этот период жизнь  людей претерпела очень существенные перемены.

На протяжении большей  части первобытно-общинной эпохи существование людей было подчинено интересам борьбы за выживание. Все время уходило на поиски пищи. При этом человек, случайно отбившийся от своего племени или изгнанный из него, не имел шансов выжить.

Единственная форма  разделения труда существовала между  мужчинами, преимущественно занятыми охотой, и женщинами, остававшимися  в стойбище и присматривавшими за детьми, ведущими хозяйство, занимающимися  шитьем, приготовлением пищи.

С течением времени  структура общественных отношений  начала усложняться. Благодаря возросшей  производительности труда стало  возможным производить больше продуктов, чем было необходимо для выживания  племени. Это позволяло расширить  рацион питания, сделать потребление более многообразным. Между соседними поселениями постепенно сложились устойчивые хозяйственные связи. Углубилось разделение труда. С одной стороны, земледелие отделилось от скотоводства, с другой ? самостоятельное значение приобрел ремесленный труд (развились ткачество и гончарное дело, появились лодки и первые колесные повозки, приводимые в движение лошадьми, волами и ослами). Наладилось также разделение труда. Например, в одних поселениях ремесленники специализировались на оружии, в других ? на ткачестве, в третьих ? на изготовлении посуды и т. д. Между племенами происходил натуральный обмен. Но с его расширением появилась потребность в существовании единого эквивалента стоимости товаров, иначе говоря, в деньгах.

Возникновение избытков продукции стало основой не только развития торговли, но и зарождения имущественного неравенства. Постепенно у вождей, колдунов (жрецов), наиболее умелых ремесленников стали накапливаться  имущество и ценности. Опытные  ремесленники и знахари, труд которых  особенно высоко ценился соплеменниками, начали скрывать секреты своего мастерства.

Переход от матриархата  к патриархату

Появление собственности, имущества, знаний, трудовых, профессиональных навыков, которые передавались по наследству, было тесно связано с изменениями  жизненного уклада людей эпохи неолита, возникновением такой ячейки организации  общества, как семья.

Важнейшую роль в  становлении семьи сыграл переход  от матриархата к патриархату.

В период, когда основным источником пищи была охота, век мужчин оказывался, как правило, недолог. Лишь самые удачливые и умелые из них  доживали до 25-30 лет.

В этих условиях важную роль в сохранении рода играли женщины. Именно они давали жизнь новым  поколениям охотников (степень родства  определялась по матери), воспитывали  детей, сохраняли домашний очаг, организовывали жизнь племени, члены которого были связаны кровнородственными узами. Этот строй назывался матриархатом.

Труд земледельца, скотовода, ремесленника не предполагал  такого риска для жизни, как охота. Смертность среди мужчин уменьшалась, число мужчин и женщин сравнялось. Это сыграло большую роль в  изменении характера семейных отношений.

Поля и загоны для скота обычно находились рядом  с поселением, и мужчины теперь трудились вместе с женщинами, выполняли  наиболее сложную, тяжелую работу. Приобретенные  навыки, знания они передавали детям. Это определило повышение роли мужчин в племени. У многих народов постепенно она стала главенствующей.

Складывающиеся традиции, обычаи, ритуалы также закрепляли нормы патриархата, т.е. особой роли мужчин в обществе.

Люди эпохи неолита  обычно жили большими семьями (несколько  десятков человек), в которые входили  кровные родственники. Мужчины и  женщины, принадлежащие к одному роду, не могли вступать в брак друг с другом. Время возникновения  этого запрета, позволяющего избежать генетического вырождения, соблюдавшегося большинством племен, неизвестно, но он возник достаточно давно.

Подросших девушек  отдавали замуж в другие рода, из них же мужчины брали себе жен. Иначе говоря, женщины переходили из рода в род, мужчины оставались в своей семье, и именно они  стали ее постоянным ядром. Степень  родства теперь учитывалась по мужской  линии. В некоторых племенах женщины  рассматривались как своеобразный товар, который одна семья продавала  другой.

При подобной системе  родственных связей имущество, созданное  или приобретенное семьей, в ней  же и оставалось. Возникло понятие  собственности. Ремесленники, знахари  также стремились передать свои знания членам своей семьи.

Несколько родов, живущих  по соседству, члены которых заключали  браки друг с другом, составляли племя. Во главе племени стоял  вождь.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.