Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


отчет по практике Определение готовности к школе дошкольника с нарушением речи посредством изучения внимания и памяти

Информация:

Тип работы: отчет по практике. Добавлен: 29.05.13. Сдан: 2012. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


           

                                                  ОГЛАВЛЕНИЕ 

  1. Введение:  цели, задачи, предмет  и объект исследования
  2. Организация исследования
  3. Описание использованных психодиагностических методик
  4. Результаты исследования
  5. Обсуждение полученных результатов
  6. Заключение
  7. Список использованной литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ  ДОШКОЛЬНИКА С  НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ  ИЗУЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ И  ПАМЯТИ

                                       

                                                      ВВЕДЕНИЕ 

Внимание  — один из главных психологических процессов, от характеристики которого зависит оценка познавательной готовности ребенка к обучению в школе, успешность его учебной деятельности. 

Многие  проблемы, возникающие в учении, особенно в начальный его период, непосредственно связаны с недостатками в развитии внимания. Они могут быть устранены, если заранее, как минимум за год до поступления в школу, известны индивидуальные особенности внимания ребенка и тот уровень, на котором оно находится в данный момент времени.  

Хотя  в целом в онтогенезе внимание изменяется мало (это особенно касается его природно-обусловленных видов: непосредственного и непроизвольного) и его основные характеристики с возрастом остаются достаточно устойчивыми, все же со временем при достаточных и систематических усилиях можно избавиться от многих недостатков в развитии внимания ребенка. Это объясняется тем, что одни, слаборазвитые качества внимания можно компенсировать усиленным развитием других его качеств. Так, слабая устойчивость внимания нередко может быть восполнена его хорошей переключаемостью; относительно небольшой объем внимания как недостаток преодолевается за счет повышения продуктивности внимания; недостатки зрительного внимания могут быть частично уравновешены преимуществами слухового и двигательного внимания; дефицит механического — развитостью логического внимания и т.д.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Память  лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков. Память связывает прошлое, настоящее и будущее человека, обеспечивая единство его психики и придавая ей индивидуальность. Память включается во все виды и уровни деятельности, поскольку действуя человек опирается на собственный и исторический опыт.

Особое место память занимает в системе познавательных процессов, объединяя восприятие, воображение и мышление в единую систему, направленную на познание окружающей действительности.

В процессе развития психики человека непосредственные, биологические формы памяти превращаются в сложные по своей структуре процессы, подчиненные специальной цели запомнить. Память вступает во взаимосвязи с речью и мышлением, приобретая на этой основе интеллектуальный характер, то есть опора на мыслительные операции придает ей осмысленный и обобщенный характер.

«Важнейшей  особенностью в развитии познавательной сферы дошкольника, – писал Л. С. Выготский, – является то, что  в ходе детского развития складывается совершенно новая система функций  ребенка, которая характеризуется  в первую очередь тем, что в центре сознания становится память. Памяти в дошкольном возрасте принадлежит доминирующая роль». В связи с этим вопрос изучения развития памяти у детей дошкольного возраста является наиболее актуальным. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЦЕЛЬ  ИССЛЕДОВАНИЯ: выявить характерные особенности развития зрительной  памяти и внимания у дошкольников 5–6-летнего возраста.  

ЗАДАЧИ:

  • изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования
  • выявить уровень развития зрительной памяти у детей подготовительной к школе группы посредством диагностических методик
  • исследовать объем и устойчивость внимания
 

ПРЕДМЕТ: особенности развития зрительной памяти и внимания у детей 5-6 лет 

ОБЪЕКТ  ИССЛЕДОВАНИЯ: память и внимание человека (дошкольника) 

МЕТОДЫ  ИССЛЕДОВАНИЯ: 

  • метод наблюдения
  • таблицы Шульте
    1. степень врабатываемости
    1. устойчивость внимания
    2. эффективность работы
  • Методика «Восстанови порядок»
  • Методика «Запомни рисунки»
 
 
 
 

Учебно-производственная практика проводилась  на базе ГДОУ детский  сад №17 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга по адресу ул. Боровая, д.86 (логопедическая группа).

Сроки прохождения практики: с 10.11.2011 по 10.12.11. 
 
 
 
 

 

                         

 

                               ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 

Характеристика  обследуемых:  

Исследование  проводилось в логопедической группе детского сада комбинированного вида. Численность группы на момент диагностики  — 8 детей ( 4 мальчика, 4 девочки). Из них 6 детей из полной семьи,  2 из не полной (отсутствует один родитель). Возраст исследуемых в группе от 5 лет 11 месяцев до 6 лет 8 месяцев. У обследуемых мной детей ОНР (III уровень речевого развития, стертая форма дизартрии II-III ст. развития). 
 

Описание  процедуры исследования:

Диагностическая работа проводилась индивидуально ( таблицы Шульте, методика «Восстанови порядок», методика «Запомни рисунки») и групповым методом (метод наблюдения), в течении четырех недель, преимущественно в утренний и дневной отрезок времени. 

Отношение исследуемых:

Дети, в своем  большинстве,  с удовольствием шли на контакт и участвовали в исследованиях, для них это был момент отдыха и показатель своеобразного поощрения. 

Условия проведения:

Проведение диагностики  ограничивалось временем проведения занятий  и расписание. Исследование проводилось  в просторном помещении, светлом, чистом, с большим количеством комнатных растений и светло-зелеными стенами. 
 

Заинтересованность воспитательского состава и родителей: 

Для воспитателей не всегда было желательно участие  экспериментатора в жизни группы. По их словам, это отвлекало детей от режима. Однако все запланированные мероприятия провести удалось. 

У родителей  исследуемых были запрошены письменные разрешения на психодиагностическое обследование детей. Родители заинтересовались данным мероприятием и на протяжении всего месяца прохождения мной практики регулярно интересовались результатами своих детей.  
 
 
 
 
 
 

ОПИСАНИЕ  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК 

  Информационная психодиагностическая  карточка 

Название: таблицы Шульте 

Назначение: Определение устойчивости внимания и динамики работоспособности. А также эффективность работы, степень врабатываемости внимания. 

Стимульный  материал, оборудование:

  • таблицы
  • секундомер
  • указка

Инструкция: Испытуемому предъявляют первую таблицу: «На этой таблице числа от 1 до 25 расположены не по порядку». Затем таблицу закрывают и продолжают: «Покажи и назови все числа по порядку от 1 до 25. Постарайся делать это как можно быстрее и без ошибок». Таблицу открывают и одновременно с началом выполнения задания включают секундомер. Вторая, третья и последующие таблицы предъявляются без всяких инструкций . 

Обработка и интерпритация: 

Эффективность работы (ЭР): 

ЭР = (Т1+ Т2+ Т3+ Т4+ Т5) / 5, где 

Тi – время  работы с i-той таблицей. i – это  порядковый номер таблицы (1,2,3,4,5) 

Оценка ЭР (в секундах) производится с учетом возраста испытуемого.

Возраст 5 баллов 4 балла 3 балла 2 балла 1 балл
6 лет 60 и меньше 61-70 71-80 81-90 91 и больше
7 лет 55 и меньше 56-65 66-75 76-85 86 и больше
8 лет 50 и меньше 51-60 61-70 71-80 81 и больше
9 лет 45 и меньше 46-55 56-65 66-75 76 и больше
10 лет 40 и меньше 41-50 51-60 61-70 71 и больше
11 лет 35 и меньше 36-45 46-55 56-65 66 и больше
12 лет 30 и меньше 31-35 36-45 46-55 56 и больше

 
Степень врабатываемости:

ВР= Т1 / ЭР

Результат меньше 1,0 интерпретируется как – врабатываемость хорошая. Чем больше данная цифра – тем больше времени нужно для подготовки к конкретному делу. 

Психическая устойчивость, выносливость:

ПУ= Т4/ ЭР

Если  цифру  меньше 1,0 – выносливость хорошая. Чем  больше данная цифра – тем меньше выносливость для выполнения тех или иных заданий.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 

                       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Методика "Восстанови порядок" 

Данная методика направлена на исследование зрительной (кратковременной) памяти.

Приготовьте 5 - 10 игрушек (предметов), разложите их в случайном порядке. Предложите ребенку запомнить их расположение (15 - 20 с). Затем он отворачивается, а  психолог меняет несколько игрушек (предметов) местами. Ребенок должен восстановить все в первоначальном виде. В другом варианте эти эталоны выстраиваются в ряд; психолог меняет местами их порядок в ряду.

Оценка  результатов выполнения задания:

1 б - справился  с заданием

0 б - не справился с заданием      

Методика "Запомни  рисунки"

Методика предназначена для определения объема кратковременной зрительной памяти. Дети в качестве стимулов получают картинки, представленные ниже. Им дается инструкция примерно следующего содержания:«На этой картинке представлены девять разных фигур. Постарайся запомнить их и затем узнать на другой картинке, которую я тебе сейчас покажу. На ней, кроме девяти ранее показанных изображений, имеется еще шесть таких, которые ты до сих пор не видел. Постарайся узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые ты видел на первой из картинок».

Время экспозиции стимульной картинки составляет 30 сек. После этого данную картинку убирают  из поля зрения ребенка и вместо нее ему показывают вторую картинку. Эксперимент продолжается до тех  пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше чем 1,5 мин.

Оценка  результатов

10 баллов — ребенок узнал на картинке все девять изображений, показанных ему, затратив на это меньше 45 сек.

8-9 баллов — ребенок узнал на картинке 7-8 изображений за время от 45 до 55 сек.

6-7 баллов — ребенок узнал 5-6 изображений за время от 55 до 65 сек.

4-5 баллов — ребенок узнал 3-4 изображения за время от 65 до 75 сек.

2-3 балла — ребенок узнал 1-2 изображения за время от 75 до 85 сек.

0-1 балл — ребенок не узнал на картинке ни одного изображения в течение 90 сек и более.

Выводы  об уровне развития

10 баллов  — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

2-3 балла — низкий.

0-1 балл — очень  низкий.

 

                                       РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 

         Результаты диагностики устойчивости внимания по таблицам Шульте 

Имя Возраст ЭР ВР ПУ
Артем М. 6 лет 6 мес. 3 0,43 0,43
Аня П. 6 лет 2 мес. 3 0,36 0,4
Вика  К. 6 лет 3 мес. 2 1 0,57
Дима  Р. 6 лет 8 мес. 1 1,5 1,2
Костя О. 5 лет 11 мес. 4 0,28 0,25
Оксана А. 6 лет 3 мес. 2 0,67 0,57
Оля Ш. 6 лет 4 мес. 1 1,4 1,5
Ян  Н. 6 лет 7 мес. 4 0,28 0,13
Хср

Сигма

2,5 0,74 0,63
1,42 0,24 0,22
 

ЭР  — эффективность работы

ВР  — степень врабатываемости

ПУ  — психическая устойчивость  

Устойчивость  внимания (ПУ)- это способность длительно сосредотачиваться на объекте выполняемой деятельности. 
Как показывает мое исследование, шесть из восьми исследуемых имеют данный показатель ниже единицы, что говорит о хорошей устойчивости внимания, и следовательно двое исследуемых, Дима Р. 6 лет 8 мес. и Оля Ш. 6 лет 4 мес. имеют показатели чуть выше единицы, что свидетельствует о более низком уровне устойчивости внимания. Я обозначила его как нижняя граница нормы.
 

Степень врабатываемости  (ВР) — это способность быстро и без потери качества результата врабатываться в новую деятельность.    

Прослеживается  тенденция, и те дети у которых  снижена устойчивость внимания, показали результаты более низкой степени  врабатываемости. 

Возрастная тенденция  не прослеживается. Дима Р. Показал один из самых низких результатов, не смотря на то, что является одним из самых старших в данной группе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Результаты  диагностики зрительной памяти по методике «Восстанови порядок» 
 

Имя Возраст Баллы (результат)
Артем М. 6 лет 6 мес. 1
Аня П. 6 лет 2 мес. 1
Вика  К. 6 лет 3 мес. 1
Дима  Р. 6 лет 8 мес. 0
Костя О. 5 лет 11 мес. 1
Оксана А. 6 лет 3 мес. 0
Оля Ш. 6 лет 4 мес. 0
Ян  Н. 6 лет 7 мес. 1
                                       Хср   0,62
                                   Сигма   0,54
 
 
 

Методом изучения зрительной памяти дошкольников было задание "Восстанови порядок". Было приготовлено 6 игрушек, которые были разложены в определенном порядке. Ребенку предлагалось запомнить последовательность игрушек, затем он отворачивался, а экспериментатор менял игрушки местами. Дошкольнику было необходимо воспроизвести предыдущую последовательно предметов. В зависимости от того, справился ребенок с заданием или нет, ему начислялся 1 или 0 баллов. В результате я определила, что из 8 человек с заданием справилось 5, что составляет 62%. 
 

Те дети, которые  не справились с этим заданием также  показали достаточно низкие результаты по методике Шульте, в частности Дима Р. И Оля Ш. которые имеют низкую устойчивость внимания и низкую эффективность работы.

Продуктивность  запоминания зависит от содержания запоминаемого материала. Чем более  абстрактным является подлежащий запоминанию материал, тем меньшее его количество запоминается детьми с речевой патологией. В данном случае использовались предметы (игрушки) знакомые детям, те которыми они играют в детском саду, и я предполагаю, именно поэтому процент детей справившихся с заданием равняется 62%. Могу предположить, что если бы это были посторонние игрушки, с которыми дети не знакомы, результат данного исследования был бы хуже. 
 
 
 
 
 

  Результаты диагностики  зрительной памяти  по методике «Запомни  рисунки» 
 

Имя Возраст Баллы (результат)
Артем М. 6 лет 6 мес. 7
Аня П. 6 лет 2 мес. 6
Вика  К. 6 лет 3 мес. 5
Дима  Р. 6 лет 8 мес. 3
Костя О. 5 лет 11 мес. 8
Оксана А. 6 лет 3 мес. 5
Оля Ш. 6 лет 4 мес. 4
Ян  Н. 6 лет 7 мес. 7
                                       Хср   5,6
                                   Сигма   1,68
 
 
 

Методика «Запомни рисунки» не опровергает, а подтверждает тенденцию, которая сложилась в последствии исследования детей двумя предыдущими методиками и методом наблюдения, что дети с низким объемом внимания, так же имеют более низкий уровень развития зрительной памяти.

 
Дети с нарушением речи запоминают чуть больше половины предъявляемого материала, что свидетельствует  о значительном сужении объема кратковременной  зрительной памяти.
 

Замедленность и непрочность процесса запоминания проявляется в отставании психомоторного развития детей с ОНР. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          

                  ОБСУЖДЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 

В группу риска  по проведенным методикам вошли: 

 

Таблицы Шульте «Восстанови порядок» «Запомни рисунки»
Дима  Р. Дима Р. Дима Р.
Оля Ш. Оксана А. Оля Ш.
  Оля Ш.  
 
 
 

       Заключение по результатам психодиагностического исследования №1 

Оксана А.

Возраст 6 лет 3 месяца 

Не справилась с заданием в методике «Восстанови порядок», так же она показала результат нижней границы среднего уровня по данным обследования с помощью методики «Запомни рисунки», что говорит о том, что у данного ребенка не достаточно сформирована зрительная память. По методике «Таблицы Шульте» данный ребенок показал средние результаты, что говорит о более положительном развития внимания, в сравнении с результатами диагностики зрительной памяти. С этим ребенком должна быть проведена коррекционная работа. Прогноз успеха коррекционной работы благоприятный, так как у девочки достаточно развито внимание. 

Рекомендации  психологу:

  • провести более детальное исследование зрительной памяти
  • провести коррекционную работу
  • привлечь родителей к помощи в коррекционной работе
 

Рекомендации  родителям:

  • участвовать с психологом в коррекционной работе
  • предоставлять ребенку игры на развитие зрительной памяти
  • не ругать за неуспехи
  • терпеливо подходить к развитию зрительной памяти
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение  по результатам психодиагностического  исследования №2 

Дима Р.

Возраст – 6 лет 8 месяцев 

Являясь самым старшим ребенком в группе Дима Р. показал один из самых низких результатов по всем заявленным методикам. По методике «Запомни рисунки» данный ребенок единственный из всей группы показал результат нижнего уровня развития зрительной памяти, сравнивая с результатом по методике «Восстанови порядок», с которой он так же не справился можно сделать вывод в истинности данного результата. Этому ребенку необходима коррекционная работа направленная на зрительную память и внимание, так как по методике «Таблицы Шульте» он показал так же один из самых низких результатов. 
Вовремя проведенная коррекция позволит ребенку более успешно усваивать программу начальных классов школы.
 

Рекомендации  психологу:

  • провести более детальное  исследование внимания и зрительной памяти
  • провести коррекционную работу
  • привлечь родителей к помощи в коррекционной работе
 
 

Рекомендации  педагогу:

  • привлекать внимание ребенка и пытаться его удерживать
  • проявлять терпение к ребенку
  • развивать мотивационную сферу
 
 

Рекомендации  родителям:

  • участвовать в коррекционной работе проводимой психологом
  • заниматься с ребенком самостоятельно дома
  • поощрять занятия ребенка
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Между умственным и речевым развитием ребенка  существует тесная взаимосвязь. 
Правильная, развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребенка в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Нарушение речи осложняет процесс подготовки детей к школьному обучению.

Речь играет исключительно важную роль в формировании высших психических функций у  ребенка. Выполняя функцию общения  ребенка со взрослым, она является базой для развития мышления, обеспечивает возможность планирования и регуляции  поведения ребенка, организации всей его психической жизни, влияет на развитие личности в целом.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.