Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Опыт градорегулирования в зарубежных странах

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 29.05.13. Сдан: 2013. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 

 

 

 

 

 

Опыт градорегулирования в зарубежных странах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................3

 

ГЛАВА I. ОПЫТ ГРАДОРЕГУЛИРОВАНИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

1.1. ИСТОРИЯ ГРАДОРЕГУЛИРОВАНИЯ  В ЕВРОПЕЙСКИХ ГОСУДАРСТВАХ...........4

1.2 ДОКУМЕНТЫ ГРАДОРЕГУЛИРОВАНИЯ  В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ................6

 

ГЛАВА II. ГРАДОРЕГУЛИРОВАНИЕ В РОССИИ

2.1.ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ......................................................................................................................9

2.2. ТЕКУЩИЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ........................................................................................16

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................................................................17

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...........................................................19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В начале 1990-х гг. с провозглашением  политической установки на переход  к рыночным отношениям и формированию рынка недвижимости наступил переходный период на международной экономической  арене. Все мировые державы приняли политическую установку на развитие рынка недвижимости и,прежде всего, частной собственности.  Данный исторический момент обусловил создание института правового градорегулирования. Появилась необходимость в формировании условий для его полноправного функционирования. Следует отметить, что градостроение существовало в Европе задолго до его легитимизации, и зарубежные страны имеют огромный опыт в сфере градорегулирования. США, Франция, Великобритания, Германия – каждое из этих развитых зарубежных государств давно освоили методику градорегулирования. В условиях рынка недвижимости градорегулирование гарантирует права и свободы в использовании недвижимости. Данные гарантии регулируются муниципальными нормативными правовыми актами и их не существовало до начала рыночных отношений.

На данный момент  градорегулирование — это сложная, разветвлённая, саморазвивающаяся система, которая постепенно распространяется по всему миру, и, прежде всего,на территории России. Актуальность работы очевидна, так как градорегулирование крайне необходимо для каждого собственника в условиях рыночной экономики в рамках всего государства. Очевидно, что в этом нуждается и Российская Федерация.

Цель данного исследования –  возможность использования многолетнего опыта зарубежных государств  и построение четкого института правового градорегулирования в России.

Цель исследования обусловила решение следующих задач: 
- рассмотреть развитие института правового градорегулирования в зарубежных государствах;

- проанализировать документы градорегулирования в зарубежных странах;

- дать характеристику  состоянию градорегулирования в  России;

- сопоставить  системы градорегулирования России  и зарубежных стран;

- выяснить, возможно ли применение зарубежного опыта градорегулирования в России;

 

 

 

ГЛАВА I . ОПЫТ ГРАДОРЕГУЛИРОВАНИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

1.1. ИСТОРИЯ ГРАДОРЕГУЛИРОВАНИЯ В ЕВРОПЕЙСКИХ ГОСУДАРСТВАХ

В начале XX века градостроительное право начинает формироваться как  самостоятельная отрасль права, входящая в административно-регулятивную деятельность органов местного самоуправления. До Первой мировой войны в различных европейских государствах начинают оформляться сначала разрозненные законодательные акты, количество которых в 20—30-х гг. увеличивается. После Второй мировой войны они принимают более систематизированную форму в виде самостоятельного законодательства о градорегулировании.

В Великобритании первые шаги в развитии законодательства о градорегулировании были сделаны в 1909 г. Тогда парламентом был принят Акт о городском жилище, предоставивший органам местного самоуправления право разрабатывать планировочные схемы. Аналогичный акт,принятый в 1919 г., расширил эти полномочия. Следующий значительный шаг был предпринят в 1932 г., когда планировочные полномочия были распространены и на органы местного самоуправления в сельской местности1. Современная система законодательства о градостроительной деятельности ввелась Актом о городской и сельской планировке 1947 г. Он включал в себя большое количество регулятивных процедур, в том числе заимствованных из предшествующих законодательных актов. Сейчас законодательство о градостроительной деятельности в Великобритании представлено исключительно большим количеством документов. Сначала Акт от 1909 г. содержал 9 страниц текста, далее акт 1971 г. (17-й после 1909 г.) - 382 страницы, к началу 1980-х гг. общий объем законодательных документов градостроительного контроля составил приблизительно 2000.

В США законодательство о градостроительной  деятельности осуществляется на уровне муниципальных образования в виде зонирования. А. О'Салливан указывает, что первые распоряжения по зонированию использовались богатыми, чтобы исключить соседство с бедными. В 1880-х гг. в Сан-Франциско были приняты законы с целью ограждения от проживающего там китайского населения. Когда открытая сегрегация была объявлена неконституционной, в городе был принят закон о зонировании, в соответствии с которым запрещалось открывать прачечные в определенных районах. Закон о зонировании не противоречил конституции, поскольку стоял на страже общественного блага, запрещая такое использование земли в жилых районах, которое вредно воздействовало на окружающую среду. Так как большинство прачечных в городе содержали китайцы, закон о зонировании стал легитимным орудием сегрегации. Быстрый рост безработицы среди конторских служащих и работников швейных фабрик в Нью-Йорке в 1916 г. привел к росту числа низкооплачиваемых работниц на улицах района Манхэттена. Хозяева магазинов на богатой Пятой авеню боялись, что появление большого количества бедных женщин плохо отразится на бизнесе, и предложили принять законы о зонировании, которыми ограничивались размер и высота зданий. Закон ограничивал рост зданий контор швейных фабрик, снижая тем самым количество клерков и швей, ходящих по Пятой авеню. Закон о зонировании был признан конституционным, потому что защищал общественное благо, ограничивая неудобства, создаваемые высокими зданиями (загораживание света, ограничение видимости)»2.

Правовое зонирование  получило в США национальный законодательный  статус в 1924 г., когда были приняты  законодательные стандарты («модельный закон») для штатов и местных общин. Первая и третья части этого документа стали основой для местных законов по зонированию3. В 1920-х гг. было принято 35 местных законодательных установлений по зонированию, в 1930-х гг. - 981. В настоящее время местное зонирование принято в 98% всех городов США с населением свыше 10 тыс. человек4.

Во Франции  еще в XIX в. имелись разнообразные  регулирующие правила, но планировочные  аспекты не выделялись из строительного  законодательства. Последнее регулировало в основном вопросы, относящиеся к участкам размещения и внешнему виду зданий. Этот набор правил, периодически расширяемый и уточняемый, получил систематическое изложение в национальном законодательстве, которое сформировалось на основе ряда последовательных декретов, главным образом 1958,1967 и 1971 гг.5 Один из последних законов 1986 г. закрепил общую тенденцию усиления юридических прав муниципалитетов6.

В Германии с  выпуском общефедеральной книги  строительного законодательства (1986 г.) завершился 60-летний период формирования единого градоустроительного права. Книга рассматривается специалистами как первая комплексная кодификация градоустроительного права7. Согласно Конституции, федерация имеет административную власть лишь в определенных специально поименованных областях: почта, железная дорога, вооруженные силы, внешняя политика. Городская и сельская планировка не входит в их число и осуществляется на уровне местных административных единиц - общин8 Новое законодательство закрепляет суверенитет общин в области градоустроительного права и вводит ряд условий для его дальнейшего усиления9.

Законодательство о градостроительной  деятельности начинает формироваться  относительно поздно и при этом почти  одновременно во многих странах. Это  не может быть простой случайностью. Вплоть до начала XX в. владельцы недвижимости использовали ее почти исключительно по своему усмотрению и не проявляли желания делиться этим правом пользования с кем бы то ни было. Но настал момент, когда такое желание стало появляться, и совпал он с периодом активной индустриализации и сопровождающей ее урбанизации, когда неконтролируемая строительная деятельность одних частных субъектов стала приносить ощутимый ущерб недвижимой собственности других. В этот период происходит, по существу, добровольная передача части прав пользования и изменения (строительства) объектов недвижимости от частных собственников местным органам власти. Между ними заключается своего рода общественный договор, оформляемый соответствующими правовыми актами, совокупность которых последовательно формирует новую отрасль права — законодательство о градостроительной деятельности. То, что эти права передаются местным, а не государственным органам власти, также не случайно. Дело в том, что природа этих прав (сочетание разрешенных видов использования недвижимости и параметров застройки) предполагает высокую степень конкретности, которая может быть определена только на местном уровне. Важно и то, что передача этих прав происходит особым образом: местной власти передаются не права однозначно устанавливать, каким быть тому или иному объекту, а только права ограничивать произвольное использование, чреватое ущербом для соседних владельцев недвижимости. Свобода в использовании и изменении недвижимости для частных лиц не упраздняется, а заключается в определенные правовые рамки.

1.2.ДОКУМЕНТЫ ГРАДОРЕГУЛИРОВАНИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

В каком юридическом  документе устанавливаются права  использования и изменения недвижимости в зарубежных странах? Очевидно, что  права данного вида могут устанавливаться только итоге разработки документов градорегулирования.

В развитых странах на местном  уровне действует, как правило, двухуровневая  система документов градостроительного проектирования. Эта система строится на основе принципа согласования общего регионального контекста окружения и более детальных местных решений.

Предусматриваются документы территориального планирования (первый уровень) и документы, определяющие права использования и изменения  объектов недвижимости (второй уровень). В Германии документы территориального планирования первого уровня называются планами использования территории, в Великобритании — структурными планами, во Франции — директивными схемами, в Швеции — генеральными планами, в США — комплексными планами. Документы второго уровня называются в Германии планами застройки, в Великобритании — местными планами, во Франции — планами использования территории, в Швеции — детальными планами, в США — зональными планами (Wolf P. Land in America. P. 183; Basic Planning Law Practice. L., 1988. P. 3; Baugesetzbuch. 19 Auflage. Munchen, 1989. §1,2; Garner J.F. (ed). Planning Law in Western Europe. P. 125, 278).

Документы первого  уровня содержат, по существу, подготовительные и предваряющие решения, учитываемые  при разработке и принятии документов второго уровня. Для простоты будем называть документы первого уровня документами территориального планирования, а документы второго уровня - документами градостроительного (правового) зонирования.

Документы территориального планирования фиксируют принципиальные (стратегические) решения по развитию нескольких общин (коммун), всего города в контексте ближайшего окружения или в границах более крупных административных единиц, например графств. Эти документы содержат принципиальные решения в части перспективного развития общественных (муниципальных) систем социального и инженерно-технического обеспечения, характера распределения территорий различного назначения,

Документы градостроительного (правового) зонирования представляют собой более детальные проработки, в результате которых выделяются различные типы территориальных зон с различным набором ограничений и видов разрешенного использования недвижимости, а также с различными предельными размерами земельных участков и различной плотностью застройки.

Помимо различий в задачах, планы двух уровней  имеют существенные различия в правовом статусе, они различаются по своей  юридической силе. Понятие юридического статуса четко определяется двумя  положениями: во-первых, тем, кому адресованы те или иные решения и кто обязан их выполнять, а во-вторых, тем, какого рода решения (в отношении чего/кого) надлежит выполнять.

Документы территориального планирования адресованы главным образом  местным административным органам, которые должны следить за выполнением  стратегических планировочных решений. Принятие документов территориального планирования не связано с наступлением прямых правовых последствий для частных правообладателей недвижимости.

Документы градостроительного (правового) зонирования адресованы не только местной администрации, но и собственникам и арендаторам недвижимости, и все о обязаны выполнять решения этих документов. Документы градостроительного (правового) зонирования вместе с регламентациями утверждаются представительными органами местного самоуправления и имеют статус местных законов.

Законодательство  предусматривает согласованность  содержания обоих видов документов. Однако степень этой согласованности (в части обязательной трансляции решений подготовительных документов территориального планирования в документы градостороительного зонирования) применительно к различным странам варьируется в достаточно широких пределах. Следует отметить, что степень распространенности подготовительных документов территориального планирования различна: в одних странах они разрабатываются на регулярной основе (Германия, Франция, Швеция), в других — по мере необходимости, от случая к случаю (США, Великобритания).

В Германии документ градостроительного зонирования (план застройки), разработанный при отсутствии документа территориального планирования (плана использования территории) нуждается в утверждении вышестоящим органом власти земли. Другие планы застройки подлежат только представлению этим органам для регистрации. При представлении плана застройки вышестоящему органу власти земли, последний в течение трех месяцев должен выявить нарушения правовых процедур (если таковые имели место), которые могут оправдать отказ в утверждении. Содержание самого плана застройки не является предметом согласования. План застройки может вступить в силу только при условии, что вышестоящий орган не выявил в установленный срок нарушения правовых процедур или если до истечения срока объявил об отсутствии нарушений процедур (Baugesetzbuch. 19 Auflage. Munchen, 1989. § 11, 12). План использования территории может быть признан необязательным, если для регулирования градостроительного развития достаточно плана застройки. С изменением, дополнением или упразднением плана застройки одновременно может изменяться или дополняться план использования территории (так называемый параллельный процесс). План застройки может разрабатываться, дополняться или упраздняться до разработки плана использования территории, если этого требуют неотложные причины и если план застройки не будет противоречить намечаемому градостроительному развитию общины (так называемый досрочный план застройки) (Baugesetzbuch. 19 Auflage. § 8). В Великобритании планировочная администрация графства должна подтвердить соответствие документа градостроительного зонирования (местного плана) документу территориального планирования (структурному плану). Расхождения по этому вопросу должны быть урегулированы министром окружающей среды, который может обязать произвести ревизию (корректировку) подготовленного местного плана. Однако если несоответствие не удалось (или по каким-либо причинам невозможно) устранить, то местный план вступает в юридическую силу, которая в этом случае оказывается более высокой, чем сила структурного плана. Это положение было закреплено Актом по жилью и планировке от 1986 г. Министр окружающей среды не отвечает непосредственно за утверждение местных планов, однако копии этих документов должны обязательно ему направляться, кроме того, министр обладает властью по своему усмотрению запросить тот или иной местный план для специального рассмотрения. В этом случае инспектор, назначенный министром, составляет соответствующий доклад. Местная администрация, познакомившись с докладом, может сделать рекомендованные инспектором исправления или отвергнуть их. Возникшие разногласия должны быть урегулированы министром по государственному контролю (Wade H.W.R. Administrative Law. P. 183).

 

 

ГЛАВА II . ГРАДОРЕГУЛИРОВАНИЕ В РОССИИ

2.1. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ  ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  В РОССИИ

 

Развитие градорегулирования в России двигалось не такими быстрыми темпами, как в зарубежных странах. Тем не менее, наша страна имеет богатую историю градостроительной деятельности, которую можно разделить на несколько временных этапов.10

Первый этап — с середины XIX в. до 1917 г.

В дореволюционной России существовало законодательство, которое регулировало земельно-имущественные отношения на государственном и местном уровнях и определило принципы взаимодействия между собственниками земли, местными орган власти и государством. Для царской России были характерны колебания от жестокого централизованного управления до децентрализованного регулирования и поддержки частновладельческих интересов.

Любое правовое государство, в котором существует право частной  собственности на землю, имеет и  правовые нормы, ограничивающие частное право в интересах o6щества. В законодательстве дореволюционной России также существовали нормы, ограничивавшие интересы собственников на использование земельных участков,

Дореволюционное право относило городские земли к недвижимому  имуществ правовой режим изучался в основном наукой гражданского права. Законодателе различало вотчинный спор, то есть спор о праве собственности на земельный и межевой спор, то есть спор о границах и местонахождении земельного участка. Вотчинный спор и межевой спор имели разную подсудность. До 1917 г. межевание являлось основой закрепления земельной собственности в России, ее регистрации и учета.

Наведением порядка земельных  владений (межеванием), определением их границ, выделением государственных (казенных) и частных земель, ведением кадастровых книг впервые занялись в XVI в. В 1714 г. по отношению к земле было введено понятие "недвижимое имущество" и понятие "недвижимое имение", которым определялись земли, находившиеся в бессрочном (вотчина) и срочном (поместье) владении. В 1765 г. Екатерина II создала Комиссию о генеральном межевании и издала манифест, который призывал всех владельцев засвидетельствовать границы своих владений на момент выхода манифеста, не захватывать новые земли и ждать прихода межевщиков. Начинать межевание предписывалось с городов и городских земель и дальше двигаться от отмежеванных участков. За начальный пункт принималось общеизвестное капитальное здание, например угол каменной церкви.

Дореволюционное строительное законодательство окончательно сформировалось в период действия Устава строительного, кодифицированного как свод узаконений по строительной части в 30-х гг. XIX в. и действовавшего до 1917 г. Законодательство данного периода устанавливало ограничения частновладельческих интересов при использовании земли для строительства в городах. Использование улиц, площадей и иных мест общего пользования регулировалось нормами публичного права, а частных владений — нормами соседского (частного) права. Любое поселение, как это трактовалось в Уставе строительном, могло возникнуть только в результате распланировки территории, а "города строились не иначе, как по планам, в установленном порядке утверждаемым".

Все постройки  в городе возводились в соответствии с городским планом, все "изменения" в плане трактовались и регламентировались Уставом строительным, а позднее, в период городовых реформ конца XIX века, и обязательными постановлениями городских дум для городов, принявших Городовое положение.

Устав строительный был издан в 1832 г. Он объединил все законы в данной сфере и Действовал до национализации земли в 1917 г. Устав переиздавался с дополнениями и изменениями три раза — в 1842, 1857 и 1900 гг. В результате городовых реформ 1870 и 1892 гг. в Уставе остались лишь общие положения, а города получили право издавать постановления городских дум по строительству, стали допускаться отклонения от правил Устава, больше свободы появилось у частных застройщиков.

Второй этап — с 1917 по 1992 г.

Практически всё, что Россия наработала в результате более чем 400-летнего периода регулирования земельных отношений, ликвидировали декреты о земле (1917 г.) и об отмене частной собственности (1918 г.).

Декрет о  земле, объявив отмену частной собственности  на все категории земель, определил, что земля не может продаваться, покупаться, сдаваться в аренду или залог, а также каким-либо иным способом отчуждаться. В отношении усадебных городских земельных участков декрет установил, что они вместе с домашними садами и огородами остаются в пользовании прежних владельцев, причем размер самих участков и величина налога за пользование ими должны быть определены в последующем в законодательном порядке. В Инструкции по применению Положения о социалистическом землеустройстве Наркомзема (1919 г.) была специальная статья об отводе земель городам, в которой отмечалось, что земли, отведенные городам, поступают в распоряжение городских советов. Земельный кодекс, введенный в действие 1922 г., установил порядок, при котором действия земельных органов перестали распространяться на городские земли.

В целях "укрепления правового положения застройщиков" декретом ВЦИК и СНК в 1922 г. был  введен институт права застройки, в  соответствии с которым городские  земельные участки предоставлялись  застройщикам по договору права застройки  на срок до 20 лет для деревянных строений и до 49 лет для каменных строений. Это означало фактический возврат на короткий период системы частного (но срочного) землепользования, предполагавшего право залога, продажи, дарения и иных операций с землей, принадлежащей застройщикам по праву застройки. Однако постепенно право застройки вытесняется правом бессрочного пользования. Постановление ВЦИК и СНК 1932 г. "0 предоставлении учреждениям, предприятиям и организациям обобществленного сектора земельных участков для строительства на праве бессрочного пользования" безоговорочно утвердило главенствующую роль бессрочного пользования, а срочное было сохранено лишь для земельных участков, отводимых для индивидуального жилищного строительства.

Воздействие государства  на планировку и застройку городов последовательно усиливается. Постановление Пленума ЦК ВКПБ(б) от 15 июня 1931 г. "О московском городском хозяйстве и развитии городского хозяйства СССР" знаменовало собой начало нового периода в истории советского городского землепользования и на длительное время стало программой социалистического переустройства старых и строительства новых городов. Этот период характерен тем, что внедрялось планомерное использование городских земель по целевому назначению. Организация планомерного использования нашла свое отражение в проектах планировки и застройки городов, утверждаемых государственными органами. Через институт планировки населенных мест, отвод, изъятие и другие действия по управлению землей государство стало реализовывать принадлежавшее ему полномочие по распоряжению городским земельным фондом.

В последующем  распространяется управление землями  за пределами городских территорий посредством разработки градостроительной  документации районного и областного уровня — схем и проектов районной планировки. Высшей в иерархии градостроительной документации стала Генеральная схема расселения и размещения производительных сил на территории всей страны103. Были сформированы государственные строительные нормы и правила (СНиП) для создания индустриально-строительного комплекса, базирующегося на глобальной системе типового проектирования.

Таким образом, собственником городской земли, заказчиком, проектировщиком, подрядчиком  было одно и то же лицо — государство. Горожане были лишь потребителями распределяемой градостроительной продукции, не имевшими права влиять на ее Реализацию. Ввиду отсутствия частных лиц в градостроительной деятельности фактически не было необходимости в законе, который бы эту деятельность регулировал как на общенациональном, так и на местном уровне.

Третий этап — с 1992 по 1998 г.

Этот этап начался  с введения в действие Федерального закона от 14 июля 1992 г. "Об основах  градостроительства в Российской Федерации" и продолжался вплоть до принятия первого Градостроительного кодекса  Российской Федерации от 7 мая 1998 г.

Характеристики  рассматриваемого этапа в значительной мере определяются особенностями ФЗ "Об основах градостроительства в Российской Федерации", которые  можно свести к следующим основным положениям.

Это первый с 1917 г. закон о градостроительной деятельности в России. В социалистический период истории страны, когда земля была изъята из гражданского оборота, процесс градостроительства начинался и заканчивался в рамках государственных структур. С правовой точки зрения градостроительство было не чем иным, как отношениями между публичными юридическими лицами. А поскольку такие отношения не требовали вмешательства закона, уровень правового регулирования не поднимался выше ведомственных нормативных актов административного характера.

Указанный федеральный закон провозгласил приоритетную цель установления основ федеральной градостроительной политики. При этом в законе отсутствовало четкое указание на область и предмет его регулирования. В условиях начинавшегося в то время трудного и противоречивого процесса перехода к рыночным отношениям, смены приоритетов в расстановке задач государства и резкого сокращения его бюджетных возможностей такая целевая установка закона заведомо должна была способствовать тому, чтобы "отодвинуть" его в сторону от реальных процессов и сделать в значительной степени второстепенным, декларативным и малоэффективным. Что, собственно, и произошло. Поэтому законодательное решение вопроса о предмете законодательства о градостроительной деятельности и его месте в системе законодательства оказался отложенным на несколько лет.

С точки зрения наличия  минимально необходимого набора условий  для становления системы правового  градорегулирования рассматриваемый  этап характеризуется:

  • установкой на формирование рынка недвижимости и первым федеральным законом о градорегулировании;
  • отсутствием законодательных норм о зональном установлении градостроительных регламентов (однако, в федеральных законах не было прямого запрета на применение принципов градостроительного зонирования);
  • подготовленными в инициативном порядке проектами правил землепользования и застройки, которые повлияли на дальнейшее развитие федерального законодательства в части введения норм о градостроительном (правовом) зонировании.

Четвёртый этап — с 1998 по 2001 г.

Это период действия Градостроительного кодекса Российской Федерации от 7 мая 1998г. вплоть до принятия Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. (ЗК РФ).

Для развития основанной на градостроительном зонировании  системы градорегулирования принятие Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрК Ф от 07.05.98) было важно в следующих отношениях.

      1. Наличие в федеральном законе норм о градостроительном зонировании положительно повлияло на распространение правовых методов градорегулирования. B этот период были приняты в качестве нормативных правовых актов органов местного самоуправления правила землепользования и застройки для Казани, Самары, Хабаров Уфы. Начались подобные работы в ряде других городов.
      2. В качестве юридической нормы был закреплен базовый принцип зонального регулирования: "Правовой режим, установленный для каждой территориальной зоны градостроительным регламентом, применяется в равной мере ко всем расположенным в земельным участкам, иным объектам недвижимости" (п. 4 ст. 39 ГрК РФ от 07.05.98). Эта норма стала и продолжает быть лакмусовой бумагой для определения того, существует градостроительное зонирование или нет.

3. Законодательно  было закреплено положение, согласно  которому градостроительные регламенты  разрешенного использования недвижимости исходно содержатся не в градостроительной документации и не в государственном градостроительном кадастре, а в местных нормативных правовых актах — правилах землепользования и застройки: "...градостроительный регламент — совокупность установленных правилами застройки параметров и видов использования земельных участков и иных объектов недвижимости в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также допустимых изменений объектов недвижимости при осуществлении градостроительной деятельности в пределах каждой зоны" (ст. 1 ГрК РФ от 07.05.98). Это положение снимало юридическую неопределенность, связанную с фактическим отсутствием регламентов в ситуации, когда многоуровневая градостроительная документация использовалась лишь как технологическое средство определения "целевого назначения" каждого отдельного земельного участка и объекта недвижимости. Другими словами, на практике под "зональной терминологией" скрывался прямо противоположный зональному индивидуальный подход к регламентированию назначения недвижимости, теперь же в обязанность вменялось применение не мнимого, но подлинного зонального подхода.

Результатом вышеперечисленных  разнонаправленных движений — как  в сторону рынка недвижимости, так и прочь от него — было в большей степени "топтание на месте", чем продвижение вперед.

Пятый этап —  с 2001 по 2004 г.

Это период действия ГрК РФ от 07.05.98 и ЗК РФ вплоть до принятия ГрК РФ. Существенным событием в  развитии системы градорегулирования на принципах градостроительного зонирования стало принятие в конце 2001 г. ЗК РФ. Примечательным это событие было в следующих отношениях.

Во-первых, ЗК РФ фактически воспроизвел и закрепил нормы правового зонирования, которые  четыре года ранее появились в  ГрК РФ от 07.05.98. Тем самым была подчеркнута значимость именно этого компонента градорегулирования, что сказалось на активизации деятельности администраций городов в части введения правового зонирования (например, Хабаровска, Самары, Калининграда, Перми, Чебоксар, Саратова, Владимира, Ульяновска, Нижнего Новгорода и др.).

Во-вторых, в  ЗК РФ были усилены и детализированы некоторые нормы, относящиеся к  правовому зонированию. Речь идет преимущественно  о нормах ст. 83 ЗК РФ:

  • "границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне";
  • "правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков)";
  • "для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, вооружений";
  • "градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствие с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования"; "земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в чае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом. Указанные земельные участки и прочно связанными объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры. Запрет на использование земельного участка прочно связанных с ним объектов недвижимости до приведения их в соответствие градостроительным регламентом или срок приведения видов использования земельного участка и прочно связанных с ним объектов недвижимости в соответствие с градостроительным регламентом устанавливается органом местного самоуправления. Реконструкция и расширение существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами".

 


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.