Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Роль самовоспитания в развитии личности школьника, оказание педагогической поддержки

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 29.05.13. Сдан: 2013. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

По  курсу: Теория и методика воспитания

На  тему: Роль самовоспитания в развитии личности школьника, оказание педагогической поддержки

 

 

 

 

Выполнил:

 Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение

 

3

 

Глава 1. Сущность и характеристика самовоспитания

 

1.1. Развитие  научных взглядов на проблему  самовоспитания

4

    1. Понятие самовоспитания

10

    1. От самопознания к самовоспитанию

12

 

Глава 2. Процесс самовоспитания

 

2.1. Методы самовоспитания

16

2.2. Этапы процесса самовоспитания

21

2.3. Факторы, побуждающие личность к самовоспитанию

23

Заключение

29

Список литературы

31


 

 

Введение

Актуальность  исследования. Миллионы лет существует мир. Многое изменилось в нем, стало совершенно другим. Но все же есть что-то неприходящее, вечное, что было и будет всегда. Ведь всегда будут рождаться, жить и умирать люди; и всегда будут они идти по тернистому пути к своему совершенству, каждый раз вновь разрешая вечные жизненные проблемы, преодолевая преграды, терпя бедствия.

Жизнь всегда заставляла людей искать пути к совершенствованию своей души. Проблемам самовоспитания во все века придавалось большое значение.

В наше неспокойное, неясное время, когда трудно разобраться  где Добро, а где Зло, эта проблема еще более актуальна. То, по какому пути пойдут люди, станет решающим для всей страны и всех нас. Поэтому человек сейчас, как никогда, должен найти свое место в жизни, точно определить  свои нравственные ценности, уметь противостоять различным негативным влияниям.

Чтобы не сорваться  в пропасть и не быть растоптанным, нужно уметь разобраться в происходящем сейчас в нашей стране. А начинать необходимо, прежде всего, с самого себя, с усовершенствования  своей личности. В постоянно меняющемся мире только тот находит свое место, кто непрерывно меняется сам, совершенствуется. Кроме того, только путем самовоспитания вырабатываются такие ценные личностные качества как сила воли, мужество, настойчивость, терпение, уверенность в своих силах и т.д.

Рассмотрев, какое  значение имело и имеет самовоспитание в жизни людей, я пришла к выводу, что самовоспитание является одной из самых важных проблем сегодня и требует своего решения.

Актуальность  проблемы, ее недостаточная теоретическая  и практическая разработанность  обусловили выбор темы настоящей работы: «Роль самовоспитания в развитии личности школьника, оказание педагогической поддержки».

Объект  исследования: самовоспитание школьников.

Предмет исследования: технологии формирования процесса самовоспитания личности школьников.

Цель  исследования: теоретически обосновать роль самовоспитания в развитии личности школьников, пути оказания педагогической поддержки.

Согласно цели работы определены следующие задачи:

- на основе изучения научной литературы уточнить сущность основных понятий  самовоспитания и его ведущих механизмов;

- определить  структуру и функции исследуемого  феномена;

- создать предпосылки  для формирования модели самовоспитания  личности.

Методы  исследования:

- изучение и анализ литературных источников;

- системный и функциональный методы;

 - теоретическое моделирование.

 

 

Глава 1. Сущность и характеристика самовоспитания

1.1. Развитие  научных взглядов на проблему  самовоспитания

Исследование проблемы самовоспитания имеет свою историю. Её истоки молено обнаружить в религиозно-философских  учениях Древнего Востока, Конфуцианство, буддизм, даосизм, Хатха Йога утверждают идеи самосовершенствования. В античном наследии мысли о «поисках себя» и «познании себя» принадлежат Гераклиту. Антифон призывал учиться «властвовать собой», «преодолевать себя».

Сократ рассматривал педагогический процесс с точки зрения организации самопознания ученика, «помощи ему в самостоятельном усилии, пробуждении в нем активности и творческого начала». В трудах Платона можно обнаружить термины, являющиеся структурными компонентами самовоспитания: «самопознание», «самоопреодоление»,  
«самосовершенствование».

Греческая культура классического  периода ценит в человеке не только умение быть независимым от других, но и «подчинять собственные страсти». Человек должен стремиться делать все возможное, чтобы жить сообразно с тем, что в нем наиболее сильно и значительно, утверждал Аристотель: «Движение более всего свойственно душе и все остальное приводится в движение душой, душа лее движет самое себя»1.

Вопросы личного самосовершенствования  были в центре внимания этической концепции стоиков. Она возникла в Древней Греции в конце 14 в. до н.э. и получила свое развитие в Древнем Риме в первые века н.э. «Отложи все житейское ...и стремись из всех сил и всеми средствами к самосовершенствованию»,- призывал в своих письмах Сенека Люцилия,-«Наша беда не приходит извне: она в нас. И выздороветь нам тем труднее, что мы не знаем о своей болезни»2. Сенека считал процесс самосовершенствования непрерывным: «Я не хочу сказать, что во мне уже нечего переделывать, да и не надеюсь на это. Как может больше не быть такого, что надо было бы исправить, поубавить или приподнять? Ведь если душа видит свои недостатки, которых прежде не знала, это свидетельствует, что она обратилась к лучшему»3.

Категория самосовершенствования проходит красной нитью сквозь концепцию одной из мировых религий - христианство. «Совершенствуя себя самого, очищая свое сердце от мирской скверны ... индивид тем самым способствовал торжеству добра и справедливости. Так личность становится причастной к делу спасения человечества, начало которому положил основоположник христианской религии на Голгофе».

Средневековье «породило идею бесконечного самосовершенствования индивида», ориентировало человека на нравственные идеалы, «воплощенные в абсолюте».

В эпоху Возрождения личность приобретает все большую самостоятельность, появляется собственная позиция, новое самосознание. В отличие от средневекового человека, который считал себя полностью обязанным богу, индивид Нового времени приписывает свои заслуги собственным талантам. Человек не просто сотворенное существо, он - творец самого себя. Это основная идея Ренессанса. Самопознание становится предпосылкой и источником личностного самоопределения, требует воспитания и образования, которые отталкивались бы от индивидуальных возможностей каждого человека, помогали осознавать, развивать и реализовывать его способности и задатки.

В системе взглядов Ж.-Ж. Руссо главной задачей является формирование человека и гражданина без применения насилия над личностью  ребенка, путем развития естественных задатков и способностей. В своей «Исповеди» он проявил повышенный интерес к периоду детства и юности. Посредством глубокого самоанализа показал противоречивое, но последовательное развитие своего «Я». В «Эмиле» Руссо связал свой идеал с необходимостью «естественного воспитания», за которым он признавал ведущую роль в формировании личности, придавал выдающееся значение самостоятельному, активному приобретению личного опыта.

В творчестве Я.А. Коменского четко выражены идеи о  необходимости строить работу педагога таким образом, чтобы сам ребенок хотел стать лучше.

Изучение педагогического  наследия отечественных деятелей просвещения  позволяет обнаружить истоки теории самовоспитания в трудах представителей гуманистического течения педагогической мысли Н.В. Шелгунова, П.Ф. Лесгафта, Л.Н. Толстого, П.Ф. Каптерева, В.П. Вахтерова, Е.Н. Водовозовой, К.Н. Вентцеля, СТ. Шацкого и других.

В религиозно-этическом учении Л.Н. Толстого большое внимание уделяется  способности человека к самостоятельному решению этических вопросов и ответственности за свои поступки, а идеи самосовершенствования личности, ее духовности, внутренней нравственности человека являются основными. Возводя в культ принцип свободы, Л.Н. Толстой снижал значимость воспитания как педагогического явления, заявляя, что нет воспитания как воздействия взрослого на ребенка, а есть одно самовоспитание, самосовершенствование.

П.Ф. Каптерев усматривает  в саморазвитии личности ребенка  главную цель всякого обучения и  всякого педагогического воздействия вообще. Источником успехов саморазвития видит применение тех начал и методов, которыми совершается самовоспитание и самообразование.

С началом развития психологии многие исследователи обратились к  изучению особенностей души ребенка. Среди  зарубежных психологов о возможности самовоспитания ребенка говорили С. Холл, Аллин, Гулик. Они связали этот процесс с биогенетическим законом (онтогенетическое повторение филогенетического развития).

В отечественной психологии В.В. Зеньковский говорил о гетерономном характере морального сознания ребенка: содержание жизни определяется всем тем, что лежит вне его личности - традицией, нравами, авторитетом взрослых.

В основе концепции  П.П. Блонского - личность ребенка как  цель воспитания. «Самовоспитание посредством собственной жизни (причем материал для самовоспитания должен предоставить воодушевленный нравственным настроением взрослый). Естественный интерес ребенка как точка опоры для педагога, сближение семьи и детского сада для сохранения «духа естественности»4.

В конце 20-х начале 30-х годов XX века начинает складываться оригинальная концепция культурно-исторического  развития Л. С. Выготского. В основе его теории лежат две гипотезы: об опосредствованном характере  психической деятельности и о  происхождении внутренних психических процессов из деятельности первоначально внешней. Основная мысль ученого состоит в следующем: «Всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва - социальном, потом - психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая»5.

Развитие психики  у ребенка Л.С. Выготский рассматривает  как «непрерывный процесс самодвижения, характеризующийся возникновением и образованием нового»6.

Работы Выготского Л.С., Ананьева Б.Г., Леонтьева Н.А., Болсович Л.И. ложатся в основу теории самовоспитания, которая начинает оформляться в 50-е годы XX века.

Говоря о  возможностях самовоспитания, А. Кочетов  полагает, что этот процесс происходит независимо от желания воспитателей, но содержание и направленность его является заботой педагога, тем более что первоначально самовоспитание «имеет подражательный характер» (4, с. 50) и «выдвигает те качества, которые необходимы для ежедневной жизни» (4, с. 51). По мнению Кочетова А., чтобы подготовить ребенка к самовоспитанию воспитатель должен формировать волевые черты характера, умение работать над собой, используя опыт, процесс общения, деятельность коллектива.

В конце 60-х годов  развитие теории самовоспитания было сконцентрировано в направлении изучения этого процесса в подростковом возрасте, поскольку на этом этапе развития личности он протекает с особой интенсивностью и устойчивостью. В педагогических исследованиях В.В. Бондаревского, Д.М.Гришина, И.А.Донцова, А.В.Иващенко, С.М.Ковалева, А.И.Кочетова, Ю.М.Олова, Л.И.Рувинского, М.Х.Тайчинова и других исследователей показана взаимосвязь воспитания и самовоспитания, дается обоснование теоретических основ и методики самовоспитания школьников.

Анализ научной  литературы по проблеме самовоспитания позволяет говорить о нем как о педагогическом явлении.

 

1.2. Понятие самовоспитание.

Самовоспитание - это процесс усвоения человеком  опыта предшествующих поколений  посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания невозможно. Их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса. Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться, что естественно не может не отражаться на творческой деятельности человека. Стремление к совершенству через тернии лени, приводят к высоким творческим результатам.

Воспитание  и самовоспитание личности во многом сводится к постепенному формированию готовности реагировать на что-либо должным образом, иными словами, к формированию установок, полезных для человека и для общества. Уже в раннем детстве родители сознательно и бессознательно формируют образцы поведения, установки: «Не плачь - ты мужчина», «Не пачкайся - ведь ты девочка» и т.п., т.е. ребенок получает эталоны «хорошего - плохого». И к тому возрасту, когда мы начинаем себя осознавать, мы находим у себя в психике массу закрепившихся чувств, мнений, взглядов, установок, которые оказывают влияние и на усвоение новой информации, и на отношение к окружающему. Эти часто неосознаваемые установки действуют на человека с огромной силой, заставляя воспринимать и реагировать на мир в духе установок, усвоенных с детства.

В понятии «самовоспитание» педагогика описывает внутренний духовный мир человека, его способность  самостоятельно развиваться. Внешние факторы - воспитание - лишь условия, средства их пробуждения, приведения в действие. Вот почему философы, педагоги, психологи утверждают, что именно в душе человека заложены движущие силы его развития. В процессе воспитания необходимо побудить подростка к осуществлению самовоспитания.

Сам ребенок  активен уже с рождения, он рождается  со способностью к развитию. Он не сосуд, куда «сливается» опыт человечества, он сам способен этот опыт приобретать  и творить что-то новое. Поэтому основным душевным фактором развития человека является самовоспитание.

Самовоспитание - деятельность человека, направленная на изменение своей личности в  соответствии с сознательно поставленными  целями, сложившимися идеалами и убеждениями. Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее самосознания, способности к ее анализу при сознательном сопоставлении своих поступков с поступками других людей. Отношение человека к своим потенциальным возможностям, правильность самооценки, умение видеть свои недостатки характеризуют зрелость человека и являются предпосылками организации самовоспитания.

Самовоспитание - высшая форма самоуправления. Психологические  предпосылки самовоспитания.

В условиях интенсивного общественного развития возрастает роль нравственных начал во всей жизни общества. В мире существует единодушное мнение о том, что нравственный идеал побуждает к подражанию, для самовоспитания нужен эталон нравственно воспитанной личности, который должен соответствовать следующим показателям: трудолюбие; творческое отношение к труду; высокая культура поведения.

 

1.3. От самопознания к самовоспитанию

Нет ничего более  сложного и более важного, чем  трезвая, объективная самооценка. «Познай  самого себя» - учили великие мыслители  древности. Сложно беспристрастно контролировать свое поведение, последствия своих поступков. Еще более сложно объективно оценить свое место в обществе, свои возможности, т.к. психофизиологический потенциал во многом определяется врожденными генетическими задатками, типом высшей нервной деятельности и эмоционально-волевой сферой. Однако систематический и строгий самоанализ необходим, благодаря нему человек может рассчитывать на свое духовное, нравственное развитие.

Хочу напомнить  об одной интересной традиции, которая  возникла в очень давние времена у юношей и девушек. Юность - это возраст, когда человек пытается познать самого себя, определить, кто же он, какой он, как он выглядит в глазах других людей. В этом может помочь дневник. Теперь не модно писать дневники, и очень жаль.

Дневник - великолепное средства самопознания, а следовательно, и самовоспитания. В дневнике люди обычно отмечают свои недостатки, свои сильные стороны, но чаще всего недостатки, поверяют страницами дневника сокровенные  мечты и раздумья.

Вот какие признания мы находим в опубликованных дневниках известных деятелей прошлого. В дневнике великого русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского читаем, например, следующие правила, которые должны были помочь ему в самовоспитании.

1. Спокойствие  совершенное, по крайней мере, внешнее.

2. Прямота в  словах и поступках.

3. обдуманность  в действиях.

4. Решительность.

5. Не говорить  о себе без нужды ни одного  слова.

6. Не проводить  времени бессознательно, делать  то, что хочешь, а не то, что  случится.

7. Издерживать только на необходимое или на приятное, а не по страсти издерживать.

8. Каждый вечер  добросовестно давать себе отчет  в своих поступках.

9. Ни разу  не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем,  что будет».

И мы знаем, что  всю жизнь Ушинский производил впечатление человека, который усел прекрасно управлять своими поступками, кправлять собственной личностью.

У Льва Толстого в юношеском дневнике также содержится интересная программа самовоспитания. Сначала он подвергает себя резкой критике, но не просто для самобичевания, а чтобы улучшить себя. Вот что он писал: «Теперь, когда я занимаюсь развитием своих способностей, по дневнику я буду в состоянии судить о ходе своего развития».

Прочитывая  впоследствии дневник, человек может  сравнивать свои достижения в самовоспитании с поставленными ранее задачами, со своей программой. О себе Толстой замечает: «Я дурен собой, неловок, скучен для других, нескромен, нетерпим и стыдлив, как ребенок. Я почти невежда, что я знаю, тому я выучился кое-как, сам, урывками без связи, без толку, и то так мало. Я невоздержан, нерешителен, непостоянен, груб, тщеславен и пылок, как все бесхарактерные люди. Я не храбр, я не аккуратен; в жизни я так ленив, что праздность сделалась для меня почти неодолимой привычкой. Я умен, но ум мой еще никогда ни на чем не был основательно испытан. У меня нет ни ума практического, ни ума светского, ни ума делового! Я честен, то есть люблю добро, сделал привычку любить его, когда отклоняюсь от него, я не доволен собой и возвращаюсь к нему с удовольствием. Но есть вещь, которую я люблю больше добра, славу».

И дальше Лев Николаевич Толстой составляет для себя программу: «Что назначено непременно исполнить, то исполняй несмотря ни на что. Что  исполняешь, исполняй хорошо. Никогда  не справляйся по книге, если что-либо забыл, а старайся сам припомнить. Заставь постоянно ум свой действовать со всею возможною силой».7

Таким образом, дневник это  не только способ самоанализа, но и  своеобразная план - программа самоизменения. Самоанализ ради самовоспитания.

Возникает вопрос: а насколько человек может изменить себя, изменит свой характер, обуздать свой темперамент? Оказывается, пределов здесь почти нет никаких. Известно, например, что великий писатель Антон Павлович Чехов был человеком удивительно скромным, уравновешенным и деликатным. Но его собственные признания говорят о том, что это не было прирожденные качества, что эти замечательные качества, что эти замечательные черты - результат самовоспитания. Вот что он писал своей жене Ольге Леонардовне Книппер - Чеховой:

«Ты пишешь, что завидуешь  моему характеру. Должен сказать  тебе, что от природы у меня характер резкий: я вспыльчив и прочее и  прочее. Но я привык сдерживать себя, ибо распускать себя порядочному  человеку не подобает. В прежнее  время я выделывал черт знает что». Это признание неожиданно от мягкого скромного, умного, деликатного Чехова. Среда, в которой рос и воспитывался Антон Павлович, как вы знаете, не способствовала появлению таких черт характера.

Очевидно, понятно как  важно заниматься самоизучением, самопознанием, как полезен самоотчет, программа и применение таких средств, как самоприказ и самообязательство.

Таким образом, результатом  самовоспитания является личность. Смысл  самовоспитания, таким образом, это  воспитание такой личности, которая  бы гармонично влилась бы в общество.

Самовоспитание человека состоит в том, что человек  есть самоценность. В природе человека заложен потенциал к непрерывному развитию, стремление к самоактуализации. Главное в любой личности - устремленность ее в будущее. С этой точки зрения прошлое не является основанием для окончательной оценки человека как личности. Внутренний феноменальный мир человека влияет на его поведение не в меньшей (а иногда и в большей) мере, чем внешний мир и внешние воздействия.

Самовоспитание - целенаправленный процесс по развитию лучших, социально ценных свойств личности и категорическому запрещению самому себе дурных поступков и даже помыслов.

 

Глава 2. Процесс самовоспитания

2.1. Методы самовоспитания

Самовоспитание предполагает использование таких приемов, как самообязательство; самоотчет; осмысление собственной деятельности и поведения; самоконтроль. Самовоспитание осуществляется в процессе самоуправления, которое строится на основе сформулированных человеком целей, программы действий, контроля за выполнением программы, оценки полученных результатов, самокоррекции.

К методам самовоспитания относятся: 1) самопознание; 2) самообладание; 3) самостимулирование.

Самопознание включает: самонаблюдение, самоанализ, самооценивание, самосравнение.

Самообладание опирается на: самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение.

Самостимулирование предполагает: самоутверждение, самоободрение, самопоощрение, самонаказание, самоограничение.

Подросток не выступает в качестве пассивного объекта воспитательных воздействий. У него формируется внутренняя позиция к этим воздействиям, в зависимости от которой он может или активно работать над своим совершенствованием (саморазвитием) или оставаться пассивным.

Понимание указанных положений привело к тому, что все воздействия и влияния, которые сказываются на развитии личности, стали подразделять на две группы - внешние и внутренние. Средовые влияния и воспитание относятся к внешним факторам личностного развития человека. Природные склонности, способности и задатки, а так же вся совокупность его чувств и переживаний, которые возникают по влиянием внешних воздействий, относятся к внутренним факторам.

С этой точки  зрения должно быть понятно, что воспитание играет определяющую роль в развитии личности только при условии, если оно оказывает положительное влияние на внутренние стимулирование ее активности в работе над собой. Именно эта активности и собственное стремление растущего человека к своему совершенствованию в конечном итоге и определяют его личностное развитие. Из этого следует - и это необходимо подчеркнуть, - что процесс развития личности по существу приобретает характер саморазвития. Л.Н. Толстой сравнивал развитие человека с тем, как растет плодовое дерево, ведь в буквальном смысле не человек его выращивает - оно само растет. Он только создает условия и стимулирует этот рост: рыхлит и удобряет почву, когда нужно поливает, уничтожает вредителей.

Работа по нравственному  самовоспитанию результативна при  системном подходе, предполагающем педагогическую диагностику; использование разнообразных методов самовоспитания; включение самого себя в социальные и внутри коллективные отношения; интенсивное привлечение к деятельности с учетом имеющихся у себя положительных качеств и способностей; формирование объективной самооценки; обучение методике самостимуляции положительного поведения (самовнушение, самоодобрение, самоосуждение).

В младшем школьном возрасте границы самовоспитания определяются появлением нового вида деятельности - учения. Оно направлено на развитие волевых качеств, ответственности, коллективизма и связано с приучением ребенка к регулярному и добросовестному выполнению учебных заданий.

Существуют  правила способствующие самовоспитанию:

Пять «надо»:

1. Всегда помогать родителям.

2. Выполнять  требования учителей учиться  добросовестно.

3. Быть честным.

4. Подчинять  личные интересы коллективным.

5. Всегда и  всюду проявлять добросовестность.

Пять «можно»:

1. Веселиться  и играть, когда работа сделана  на «отлично».

2. Забывать обиды, но помнить, кого и за что ты обидел сам.

3. Не унывать  при неудачах; если упорен, все  равно получится!

4. Учиться у  других, если они лучше тебя  трудятся.

5. Спрашивать, если  не знаешь, просить помочь, если  не справляешься сам.

Это нужно тебе самому!

1. Быть честным!  Сила человека в правде, слабость  его - ложь.

2. Быть трудолюбивым! Не бояться неудач в новом  деле. Кто упорен, тот из неудач  создаст успех, из поражений  выкует победу.

3. Быть чутким  и заботливым! Помни, к тебе  будут хорошо относиться, если ты к другим хорошо относишься.

4. Быть здоровым  и чистоплотным! Занимайся утренней  гимнастикой, закаляйся, мойся  до пояса холодной водой каждый  день, следи за чистотой рук,  час в день выделяй на прогулки  и еще час отдай труду или  спорту.

5. Быть внимательным, тренировать внимание! Хорошее внимание оберегает от ошибок в учении и неудач в игре, труде, спорте.

Этого делать нельзя!

1. Учиться без  старания, лениво и безответственно.

2. Грубить и  драться со сверстниками, обижать  младших.

3. Терпеть у себя недостатки, иначе они тебя самого уничтожат. Будь сильней своих слабостей.

4. Проходить  мимо, когда рядом обижают малыша, издеваются над товарищем, нагло  лгут в глаза честным людям.

5. Критиковать  других, если сам страдаешь подобным  же недостатком.

Пять «хорошо»:

1. Уметь владеть  собой (не теряться, не трусить,  не выходить из себя по пустякам)

2. Планировать  каждый свой день.

3. Оценивать  свои поступки.

4. Сначала думать, а потом делать.

5. Браться вначале  за самые трудные дела.

В.Гете утверждал: «Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает самого себя».

Что дает человеку знание самого себя?

1.Объективно  оценить себя, свои возможности  и способности. Исходя из этого,  определить цели жизни.

2. Не допускать ошибок, разочарований, необоснованных претензий, крушения жизненных планов.


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.