Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Понятие и сущность непосредственной демократии

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 29.05.13. Сдан: 2013. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

 

Введение…………………………………………………………………….3

  1. Понятие и сущность непосредственной демократии………………...5
  2. Местный референдум………………………………………………….14
  3. Муниципальные выборы………………………………………………16
  4. Иные форма непосредственной демократии…………………………22

Заключение………………………………………………………………....26

Список использованной литературы……………………………………..27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы исследования. Современный этап развития нашего общества характеризуется крупнейшими преобразованиями российского государства и его  правовой системы. Идет активный процесс  формирования России как правового  демократического суверенного государства, признающего приоритет общечеловеческих ценностей и международного права.

В последнее десятилетие  процесс формирования государственных  и представительных органов в  России, порядок организации и  проведения выборов, привлекают внимание юристов, политиков, политологов, социологов, представителей иных гуманитарных профессий.

Конституция РФ гласит: Граждане Российской Федерации имеют право  избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также  участвовать в референдуме. Граждане Российской Федерации имеют право  участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

В этих условиях наиболее сложной  и злободневной является проблема обеспечения  подлинной свободы волеизъявления избирателей при проведении выборов  Государственной Думы, Федерального Собрания Российской Федерации и  Президента России. Так, что проблема обеспечения подлинной свободы  волеизъявления избирателей является не второстепенной.

В соответствии с нормами  международного права ст. 3 Конституции  России[1]устанавливает, что референдум и выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа. Конституция предоставляет гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

 

 

Цель работы:

· изучение правового механизма  непосредственной демократии;

· выделение видов институтов народовластия в РФ;

Задачи курсовой работы: ознакомление с законодательством  Российской Федерации, регулирующим вопросы  местного самоуправления, изучение институтов непосредственной демократии на уровне местного самоуправления;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и сущность непосредственной демократии

 

       В демократическом государстве единственным источником власти и ее носителем является народ. Признанием народа в качестве верховного носителя всей власти является выражением народного суверенитета. Народный суверенитет означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет её самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил, использует исключительно в своих собственных интересах. Народный суверенитет неделим, имеет только одного субъекта - народ.

Народовластие означает принадлежность всей власти народу, а так же свободное  осуществление этой власти в полном соответствии сего суверенной волей  и коренными интересами.

В условиях народовластия  осуществление власти конституируется, легитимируется и контролируется народом, то есть гражданами государства, так  как она выступает в форме  самоопределения и самоуправления народа, участвовать в которых  могут на равных правах все граждане. Народовластие как форма государства  и способ правления превращается таким образом в организационный принцип обладание властью и ее осуществление, определяющий, что решение любых государственных задач или реализаций властных полномочий нуждаются в легитимации, исходящей от народа или восходящей к нему. Представление о народе как исходном и конечном пункте демократической легитимации является базовым в понимании демократии.

Народ РФ осуществляет свою власть как непосредственно, так  и через органы государственной  власти и органы местного самоуправления (ст.3 Конституции РФ[1]).

В зависимости от формы  волеизъявления народа различаются  и формы демократии (представительная и непосредственная демократия).

Под формами демократии понимаются исторически сложившиеся способы  или средства выявления и выражения  воли и интересов различных слоёв  общества.

В зависимости от того, каким  путем прямым или косвенным выражается эта воля и интересы общества и  народа, различают две разновидности  форм демократии. Это формы представительной демократии (выборные органы государственной  власти, выборные партии и общественные органы), с помощью которых народ  осуществляет власть через своих  представителей, и формы непосредственной демократии(референдум, плебисцит, собрания, сельские сходы и пр.), с помощью которых основные вопросы государственной и общественной жизни народом решаются непосредственно.

Представительная демократия - осуществления народом власти через  выборных полномочных представителей, которые принимают решения выражающие волю тех, кого они предоставляют: весь народ, население, проживающее на той  или иной территории.

Выборное представительство - важнейшее средство обеспечения  подлинного народовластия. Его образую  избираемые народом государственные  органы и органы местного самоуправления.

Непосредственная демократия - это форма непосредственного  волеизъявления народа или каких-либо групп населения. Она может осуществляться в форме референдума и выборов. Далее эти формы будут рассмотрены  подробнее.

Непосредственная демократия исходит из того, что в демократическом  государстве воля народа и государственной  власти должны быть тождественны, что  сам народ должен непосредственно  участвовать в принятии важнейших  политических решений, осуществления  власти. Представительные же органы необходимо свести к минимуму и сделать полностью  подконтрольными гражданам.

 

По мнению сторонников  непосредственной демократии, лишь прямое правление представляет собой подлинное  народовластие, даёт больше возможностей по сравнению с представительными  институтами для выражения интересов  и воли народа. Её преимущества также в том, что непосредственное (прямое) правление обеспечивает полную легитимизацию власти, преодоление политического отчуждения граждан, что повышает стабильность политической системы и эффективность управления; расширяет за счёт участия многих людей интеллектуальный потенциал политических решений, повышает вероятность их оптимизации; развивает общественную активность населения, способствует свободной самореализации и самоутверждению личности, её развитию в целом; обеспечивает эффективный контроль за политическими институтами и должностными лицами, предотвращает злоупотребление властью, отрыв правящей элиты от народа, бюрократизации чиновничества.

Справедливости ради надо отметить, что у непосредственного  правления есть не только сторонники, но и противники. Они акцентируют  внимание на её слабых местах. Это низкая эффективность принимаемых решений вследствие недостаточной компетентности и ответственности должностных лиц, поскольку важнейшие решения принимаются широким кругом никем не контролируемых и не несущих за это ответственности непрофессионалов; повышение опасности тоталитаризма или популистского авторитаризма вследствие подверженности масс идеологическим влияниям и их склонности к уравнительности, ущемлению свободы за счёт равенства, сложности и дороговизны при практическом осуществлении; невозможность привлечь большинство граждан к систематическому участию в управлении без принуждения, нарушения личной свободы, поскольку основная масса населения не желает добровольно заниматься политикой.

 

Граждане в подавляющем  большинстве случаев выражают желание  и готовность непосредственно участвовать  в решении политических, социальных и экономических проблем, нежели передоверять и отдавать их на откуп  представительным органам.

На федеральном уровне предпочтение отдаётся представительным органам, а на местном уровне непосредственной демократии.

Традиционно прямая демократия рассматривалась политической мыслью как удел примитивных народов  или небольших территориальных  единиц.

Обзор исторических типов  самоуправления как одной из форм непосредственной демократии позволяет  установить некоторые их закономерности:

1. В доклассовых обществах  непосредственное осуществление  функции управления было естественной  и почти универсальной формой  организации управления, формой саморегуляции жизни рода, общины.

2. В общностях любой  величины самоуправление сочетало  элементы как непосредственной, так и представительной демократии, с делегированием полномочий.

3. Прямая демократия была  прогрессивным явлением до тех  пор пока она обеспечивала массовое участие в управлении.

         Конституция Российской Федерации, закрепив положение о том, что носителем суверенитета и единственным источником власти является многонациональный народ, устанавливает: «Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы» (ст.3 п.3 Конституции РФ[1]). Данное положение включено в число основ конституционного строя Российской Федерации.

Референдум - это способ принятия гражданами решений по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни путем всенародного голосования.

 

Право каждого гражданина Российской Федерации участвовать  в референдуме закреплено в ст.32 Конституции РФ[1] ,как форма реализации права граждан на участие в управлении делами государства.

Референдум проводится на всей территории России на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Каждый участник референдума голосует лично и обладает одним голосом. Контроль за волеизъявлением гражданина не допускается; в ходе референдума никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

В референдуме имеет право  участвовать каждый гражданин Российской Федерации, достигший на день референдума 18 лет. Не имеет права участия  гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору  суда.

На референдум Российской Федерации не могут выноситься вопросы:

1) изменения статуса субъектов  Российской Федерации;

2) досрочного прекращения  или продления полномочий Президента  Российской Федерации, Совета  Федерации, Государственной Думы, а равно о проведении досрочных  выборов этих органов либо  отсрочки таких выборов;

3) принятия или изменения  федерального бюджета, исполнения  и изменения внутренних финансовых  обязательств государства;

4) введения, изменения и  отмены федеральных налогов и  сборов, а также освобождения  от их уплаты;

5) принятия чрезвычайных  и срочных мер по обеспечению  здоровья и безопасности населения;

6) амнистии и помилования.

 

Вопросы, выносимые на референдум, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы  человека и гражданина и конституционные  гарантии их реализации.

Федеральный закон устанавливает  обстоятельства, исключающие проведение референдума: условия военного или  чрезвычайного положения, введенного на всей территории Российской Федерации, а также в течение трех месяцев  после их отмены. Повторный референдум не проводится в течение года после  дня обнародования результатов  референдума с такой же по содержанию или по смыслу формулировкой вопроса.

Субъектами права инициативы проведения референдума являются: не менее двух миллионов граждан  при условии, что на территории одного субъекта Российской Федерации или  в совокупности за пределами территории России проживают не более 10 процентов  из них; Конституционное Собрание в  случае, предусмотренном ст.135 п.3 Конституции  Российской Федерации[1] (по вопросу принятия Конституции РФ).

Порядок реализации инициативы. Каждый гражданин или группа граждан  Российской Федерации, имеющие право  на участие в референдуме, а равно  общероссийское общественное объединение, устав которого предусматривает  участие в федеральных органах  государственной власти и зарегистрирован  Министерством юстиции Российской Федерации не позднее чем за шесть месяцев до обращения с инициативой о проведении референдума, могут образовать инициативную группу в количестве не менее 100 человек для сбора подписей в поддержку инициативы.

Инициативная группа обращается в избирательную комиссию субъекта Федерации, на территории которого проживает  большинство ее членов, с ходатайством о регистрации группы. В ходатайстве  указываются: формулировка вопроса  для вынесения на референдум; субъекты Российской Федерации для сбора  подписей; данные о членах инициативной группы и лицах, уполномоченных действовать  от имени группы.

 

Основанием для отказа в регистрации инициативной группы может быть только нарушение ею положений  Конституции Российской Федерации  и закона о референдуме.

Назначение референдума. Референдум назначает Президент  Российской Федерации. До принятия решения  в течение десяти дней со дня поступления  к нему материалов Президент РФ направляет их в Конституционный Суд РФ с  запросом о соблюдении требований Конституции  РФ. Конституционный Суд в течение  месяца направляет Президенту свое решение, подлежащее незамедлительному опубликованию.

В случае признания Конституционным  Судом соблюдения всех требований Президент  Российской Федерации обязан назначить  референдум не позднее 15 дней со дня  поступления решения Конституционного Суда РФ. В случае отрицательного решения  Суда все процедуры прекращаются.

В указе о назначении референдума  определяется дата его проведения, голосование может быть назначено  на любой выходной день в период от двух до трех месяцев со дня опубликования  указа.

Руководство проведением  референдума Российской Федерации  осуществляют:

1) Центральная избирательная  комиссия Российской Федерации;

2) избирательные комиссии  субъектов Российской Федерации;

3) территориальные (районные, городские и др.) комиссии по  проведению референдума;

4) участковые комиссии  по проведению референдума.

В законе определены порядок  формирования и полномочия этих комиссий, статус членов комиссий и решены вопросы  организации их деятельности. Решения  и действия (воздействие) комиссий по проведению референдума могут быть обжалованы в судебном порядке.

 

Для проведения голосования  и подсчета голосов граждан, имеющих  право на участие в референдуме, образуются участки референдума, которые  образует глава местной администрации  по согласованию с соответствующей  территориальной комиссией. Списки граждан, имеющих право на участие  в референдуме, составляются участковой комиссией на основе данных, предоставляемых  главой местной администрации.

Агитация по вопросам, вынесенным на референдум. Граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в  любых допускаемых законом формах беспрепятственно вести агитацию за или против проведения референдума, за или против законопроекта, действующего закона или иного вопроса, выносимого на референдум.

Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду.

Запрещается проводить агитацию, распространять любые агитационные материалы: федеральным органам  власти, органам субъектов Российской Федерации местного самоуправления, а также их должностным лицам  при исполнении служебных обязанностей; воинским частям, учреждениям и организациям; благотворительным организациям и  религиозным объединениям; членам избирательных  комиссий и комиссий по референдуму.

Голосование и определение  результатов референдума. В законе регламентируется порядок оборудования помещений для голосования, требования к бюллетеню для голосования  и порядок его заполнения. На всех участках референдума, в том числе  за пределами территории Российской Федерации, голосование проводится с 8 до 22 часов по местному времени. О  времени и месте голосования  комиссия по проведению референдума  оповещает граждан не позднее чем за 20 дней до проведения референдума.

 

Голосование осуществляется лично. На участках референдума обеспечиваются все условия для соблюдения тайны  голосования, для обеспечения возможности  проголосовать каждому, имеющему право  участия в референдуме. Контроль за соблюдением порядка в помещении для голосования возлагается на председателя участковой комиссии.

Подсчет голосов проводится непосредственно членами участковой комиссии. В протоколы по итогам голосования, составляемые участковой комиссией, вносятся следующие данные: число граждан, имеющих право на участие в референдуме, зарегистрированных по участку; число бюллетеней, полученных участковой комиссией; число выданных открепительных удостоверений и предъявленных на участке; число бюллетеней, выданных на участке для голосования; число погашенных бюллетеней; число бюллетеней, содержащихся в ящиках для голосования; число недействительных бюллетеней; число голосов, поданных «за» и «против». Протоколы участковых комиссий направляются в территориальную комиссию, где составляется протокол об итогах голосования по соответствующей территории. В свою очередь, на основании этих протоколов устанавливаются итоги голосования на территории субъекта Федерации, а затем по протоколам комиссий субъектов определяются результаты референдума на территории Российской Федерации.

Принятое решение по итогам голосования подлежит официальному опубликованию (обнародованию) Центральной  комиссией референдума не позднее  трех дней после определения результатов. Решение, принятое на референдуме Российской Федерации, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. Оно может быть отменено или изменено не иначе как путем  принятия решения на новом референдуме.

 

 

 

 

 

2. Местный референдум

 

 Местный референдум - голосование граждан, постоянно или преимущественно проживающих в границах муниципальных образований, по важным вопросам местного значения, которое проводится в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации, а также уставами муниципальных образований.

        Конституция РФ (ст.130)[1] закрепляет референдум в качестве одной из форм местного самоуправления. Она признает за каждым гражданином Российской Федерации право участвовать в референдуме. (ст32)

Наряду с другими формами  осуществления населением местного самоуправления, муниципальные выборы и местный референдум являются основополагающими  формами. В Конституции РФ выборы и референдум признаются высшим непосредственным выражением власти народа Конституция Российской Федерации. Ст. 3[1]. Следовательно, местный референдум и муниципальные выборы являются способом непосредственного решения населением вопросов местного значения и выражением воли населения соответствующего муниципального образования.

В соответствии с ФЗ - 131 и  ФЗ - 67, под местным референдумом понимается форма прямого волеизъявления граждан по наиболее важным вопросам местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством  голосования граждан, место жительства которых расположено в границах муниципального образования и обладающих правом на участие в местном референдуме. Кутафин О.Е. Муниципальное право Российской Федерации: учеб. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2007. - с. 142

Признаки местного референдума:

1. является формой непосредственного  осуществления населением вопросов  местного самоуправления;

2. проводится исключительно  по вопросам местного значения;

3. осуществляется в границах  соответствующего муниципального  образования;

4. правом на участие  в местном референдуме обладают  граждане, место жительства которых  расположено в границах муниципального  образования;

5. осуществляется посредством  голосования непосредственно за  или против вопроса, выносимого  на референдум.

 

Оформленное в виде правового  акта решение, принятое на местном референдуме, является актом высшей юридической  силы в системе муниципальных  правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования. Решение, принятое на местном референдуме, не нуждается в утверждении какими - либо органами государственной власти, государственными должностными лицами, или органами местного самоуправления. ФЗ - 131. ст. 22 [7]

В соответствии с федеральным  законодательством Там же. ст. 22, в Архангельской области принят областной закон от 30 июня 2004 г. «О местном референдуме в Архангельской области». О местном референдуме в Архангельской области: Областной закон от 30 июня 2004 г. № 240 - 31 - ОЗ// Волна. - 2004. - № 31.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Муниципальные выборы

 

Муниципальные выборы - форма непосредственного волеизъявления граждан, осуществляющегося периодически, в соответствии с требованиями, определенными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, и имеющего целью определение представителей населения соответствующего муниципального образования, которые в индивидуальном порядке или в составе коллегиального органа власти решают от имени населения вопросы местного значения, а также иным образом осуществляют местное самоуправление. Нормативно правовая база муниципальных выборов в Российской Федерации включает в себя федеральное законодательство, законодательство субъектов Российской Федерации и нормативно правовые акты муниципальных образований.

 На уровне Российской  Федерации:

- устанавливается наличие  прав граждан участвовать в  муниципальных выборах;

- устанавливаются федеральные  государственные гарантии осуществления  местного самоуправления путем  выборов;

- устанавливаются ограничения  прав граждан на участие в  муниципальных выборах.

 На уровне субъектов  Российской Федерации:

-определяется порядок  проведения муниципальных выборов;

- устанавливаются региональные  гарантии осуществления местного  самоуправления путем выборов;

 На муниципальном уровне:

- определяется структура  органов местного самоуправления;

- устанавливается перечень  выборных лиц и сроки их  полномочий;

- определяется порядок  назначения и устанавливается  дата проведения муниципальных  выборов;

- определяются органы (должностные  лица) местного самоуправления, принимающие  участие в осуществлении избирательных  действий

 Выборы органов и  должностных лиц местного самоуправления, как и другие выборы,

 проводимые на различных уровнях - сложный многогранный институт,

 базирующийся на определенных принципах и состоящий из следующих стадий:

1) назначение выборов  (принятие уполномоченным на то  государственным органом, должностным  лицом решения о назначении  даты выборов);

2) образование избирательных  округов;

3) образование избирательных  участков;

4) образование избирательных  комиссий;

5) составление списков  избирателей;

6) выдвижение кандидатов (списка кандидатов);

7) сбор подписей в поддержку  кандидатов;

8) регистрация кандидатов;

9) предвыборная агитация;

10) голосование;

11) подсчет голосов и  определение итогов голосования  и результатов выборов. Опубликование  результатов выборов.

      Признаки муниципальных выборов:

1. является формой непосредственного  осуществления населением местного  самоуправления;

2. проводятся в целях  формирования выборных органов  местного самоуправления, избрания  выборных должностных лиц местного  самоуправления;

3. правом на участие  в муниципальных выборах обладают  жители муниципального образования;

4. проводятся на территории  соответствующего муниципального  образования.

Посредством муниципальных  выборов граждане определяют тех, кто  наиболее подготовлен для осуществления  функций местного самоуправления в  качестве их представителей в выборных органах местного самоуправления. По мнению О.Е. Кутафина, муниципальные выборы «...дают возможность населению в процессе избирательной компании оценивать деятельность органов и должностных лиц местного самоуправления, определить пути и способы улучшения из работы». Кутафин О.Е. Муниципальное право Российской Федерации: учеб. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2008 - с. 163.

          По общему правилу правом голоса в РФ обладает гражданин, достигший ко дню проведения выборов или референдума возраста 18 лет. ФЗ - 67. ст.4 Не имеют права избирать, быть избранными, а также участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащимися в местах лишения свободы. Там же. ст. 4

         На основании международных договоров Российской Федерации иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане РФ. ФЗ - 67. ст. 4[5]

Соответствующая участковая комиссия за 20 дней до голосования представляет список избирателей, участников референдума  и его дополнительного уточнения. Там же. ст. 17 Гражданин РФ вправе обратиться в участковую комиссию с заявлением о включении его в список избирателей, сообщить о любой другой ошибке. Там же. ст. 17

       Местный референдум проводится по инициативе населения муниципального образования, избирательных объединений, по совместной инициативе представительного органа муниципального образования и главы местной администрации. ФЗ - 131. ст. 22[7] Условием назначения местного референдума по инициативе граждан, избирательных объединений является сбор подписей в поддержку инициативы, количество которых устанавливается законом субъекта Российской Федерации и не может превышать пять процентов от числа участников референдума, зарегистрированных на территории муниципального образования. Там же. ст.22


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.