На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Процесс управления конкурентоспособностью организации и изучение практических рекомендаций для её повышения. Факторы, определяющие конкурентоспособность. Роль научно-технического и кадрового потенциала в обеспечении конкурентоспособности организации.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 27.06.2010. Сдан: 2010. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


106
Содержание
    Введение
      1. Теоретические основы управления конкурентоспособностью организации
      1.1 Понятие конкурентоспособности. Факторы, её определяющие
      1.2 Методы оценки конкурентоспособности предприятия
      1.3 Научно-технический потенциал предприятия и его влияние на конкурентоспособность
      1.4 Роль кадрового потенциала в обеспечении конкурентоспособности организации
      2. Оценка конкурентоспособности организации на примере ООО "XXX"
      2.1 Общая характеристика организации
      2.2 Оценка конкурентоспособности организации
      2.3 SWOT-анализ в оценке конкурентоспособности организации
      3. Рекомендации по повышению конкурентоспособности ООО "…………"
      3.1 Развитие маркетинговой деятельности и рекламы
      3.2Рекомендации по совершенствованию кадровой политики
      Заключение
      Список используемой литературы
      Приложения

Введение

Конечная цель всякой фирмы - победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий фирмы. Достигается она или нет - зависит от конкурентоспособности товаров и услуг фирмы и от конкурентоспособности самого предприятия.

В современных условиях в России происходит усиление конкуренции, вследствие чего руководители предприятий находятся в постоянном поиске новых (адекватных условиям конкуренции) инструментов управления предприятиями и рычагов повышения конкурентоспособности.

Так, в течение первых тридцати лет ХХ в. ситуация в обществе складывалась таким образом, что предприятиям удавалось достичь успеха, а значит, и обеспечить свою конкурентоспособность с минимальными издержками. Дифференциации товарного ассортимента не существовало, а секрет успеха заключался в умении произвести продукцию с наименьшими затратами. Критериями оценки эффективности производства в это время были в основном показатели соотношения доходов и расходов.

Однако с течением времени, с внедрением новых технологий, ускорением насыщения спроса, интернационализацией и ростом конкуренции, и усилением государственного регулирования в промышленных отраслях отдельные оперативные способы и методы управления уже не приводили к увеличению объема продаж и повышению конкурентоспособности предприятий. Снижение накладных расходов, сокращение персонала, увеличение производительности и объединение операций не могли остановить падение прибыли. Критериями оценки производственной деятельности к 1950 г. стали уже не только традиционные показатели соотношения доходов и расходов, но и организационной и управленческой эффективности (грузооборот, товарооборот, прибыль на вложенный капитал). Так, в 1950-1960 гг. возникла потребность в стратегическом планировании и управлении и в системном подходе к управлению предприятием и бизнесом.

С появлением стратегического планирования и развитием теории конкуренции появился подход к обеспечению конкурентоспособности предприятий, основанный на стратегиях конкуренции. Данный подход позволяет провести анализ достигаемых конкурентных преимуществ предприятия, но он не дает точного количественного выражения результатов оценки и поэтому не может быть взят за основу современной системы обеспечения конкурентоспособности.

На сегодняшний день столкновение интересов производителей услуг в борьбе за получение прибыли - естественный процесс в конкурентной среде. Конкуренция, как основополагающая характеристика рынка, оказывает значительное влияние на хозяйственную деятельность предприятия, заставляет его стремиться к превосходству над конкурентами, следовательно, обладать конкурентоспособностью.

Оценка конкурентоспособности предприятия может прояснить сложившуюся ситуацию, определить его положение на рынке, выдвинуть решения назревших проблем в производстве, менеджменте или сбыте. Поэтому актуальность темы данной работы не вызывает сомнения.

Предметом исследования в данной работе является теория и методические основы управления конкурентоспособностью предприятий.

Целью работы является исследование процесса управления конкурентоспособностью организации и изучение практических рекомендаций для её повышения.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

рассмотрение понятия конкурентоспособности и факторов, её определяющих

рассмотрение теоретических основ оценки конкурентоспособности предприятия;

оценка конкурентоспособности предприятия на примере фирмы "……" г………….

проведение SWOT-анализа предприятия

выработка практических рекомендаций для ООО "…………" по повышению конкурентоспособности.

Первая глава работы посвящена теоретическим основам управления конкурентоспособностью организации.

Вторая глава посвящена практической оценке конкурентоспособности на примере фирмы ООО "………. ", действующей на территории города ………….

Проведен SWOT-анализ предприятия, выявлены слабые и сильные стороны фирмы.

В третьей главе выработаны рекомендации по формированию плана маркетинговых мероприятий для повышения уровня конкурентоспособности ООО "………."

1. Теоретические основы управления конкурентоспособностью организации

1.1 Понятие конкурентоспособности. Факторы, её определяющие

Понятие конкуренции и конкурентоспособности -одно из центральных в современной теории и практике стратегического управления.

Конкуренция-это процесс борьбы организаций друг с другом за потребителей своей продукции. Этот процесс зависит от того, какова структура рынка. Если имеется много мелких конкурентов, барьеры входа на рынок низки и все участники в равной степени обладают необходимой информацией, то это совершенная конкуренция. Если же имеется лишь несколько конкурентов на рынке, то это олигополистическая конкуренция. эти два вида конкуренции сильно отличаются друг от друга. Если в условиях совершенной конкуренции все определяется уровнем качества и эффективности выпуска продукции, то в условиях олигополии основными инструментами конкуренции становятся сговор, выстраивание барьеров входа, ограничение доступа к информации и пр. Большинство практических ситуаций можно отнести либо к первому, либо ко второму типу. В последнее время во всем мире, в том числе и в России, все чаще встречаются случаи олигополистической конкуренции. Именно этот вид конкуренции становится доминирующим в отечественной и зарубежной хозяйственной практике.

Конкурентоспособность - это способность конкурировать, а конкурентные преимущества - это те преимущества, которые позволяют конкурировать. Другими словами, конкурентные преимущества - это проявляющиеся у конкурентных субъектов факторы конкурентоспособности. [5]

Понятие "конкурентоспособность" в процессе развития мировой экономики, затоваривания рынка и усиления конкуренции между производителями товаров и услуг, стало ключевым словом наряду с понятием "эффективность", а проблема достижения конкурентных преимуществ - одной из главных в деловой, управленческой, экономической и политической жизни.

Методологические основы конкурентоспособности как категории заложили такие основоположники экономической науки как: А. Смит, К. Маркс, Ф. Энгельс, Дж. Кейнс и другие. Поведенческий подход стал первым подходом к определению конкуренции.

А. Смит (1723-1790) -один из первых исследователей конкуренции в экономической теории - шотландский экономист, чьи труды сформировали основу классической экономической теории. В его трудах конкуренция в основном рассматривается как конкуренция цены и качества, т.е. в основных и простейших ее формах. Конкурентоспособность, по А. Смиту,- это, прежде всего, способность производить тот или иной товар с наименьшими издержками и соответственно предлагать его рынку по наименьшей цене.

Дальнейшее исследование конкуренции и конкурентных преимуществ предпринял Д. Рикардо (1772-1823) - английский экономист, заложивший основы трудовой теории стоимости. Он исследовал международный аспект конкурентных преимуществ. Предметом его исследований были условия, при которых странам становиться выгодным вести торговлю друг с другом. Основным выводом Д. Рикардо было то, что к международной торговле приводят не столько абсолютные преимущества в условиях производства, сколько относительное соотношение издержек производства товаров внутри стран.

По мере развития экономической науки, в трактовку данного понятия периодически вносились изменения, дополнения и уточнения

Углубили понимание конкурентоспособности и расширили о ней представление Т. Питерс и Р. Уотермен, которые старательно изучали опыт работы многих образцовых компаний, однако мир меняется так быстро, что данное понятие эволюционирует вместе с развитием форм и видов современного бизнеса также с высокой скоростью. Развитию теоретических основ конкурентоспособности посвящены также работы Дж. Грейсона и К. О'Делла ("Американский менеджмент на пороге ХХ века"). В настоящее время зарубежных работ по данной теме великое множество, но все они, так или иначе, основываются на методологии, заложенной вышеупомянутыми авторами.

В современном мире конкурентоспособность стала одним из ключевых понятий, определяющих успешность хозяйствующего субъекта на внешнем рынке, однако современная мировая экономическая наука до сих пор не дала как единой общепринятой трактовки содержания категории "конкурентоспособность", так и единого общепринятого подхода к методам ее оценки и формирования.

В российскую экономику понятие "конкурентоспособность" пришло вместе с развитием рыночных отношений, заменив понятие "социалистическое соревнование", использующееся в плановой экономике для описания процесса конкурентной борьбы. Одной из первых книг на тему конкурентоспособности была книга "Конкурентоспособность российской промышленности", выпущенная Экспертным институтом и Торгово-промышленной палатой Российской Федерации в 1996 году. С тех пор слово конкурентоспособность можно видеть и слышать каждый день в средствах массовой информации, на конференциях, симпозиумах, совещаниях.

Исследованию сущности категории "конкурентоспособность" посвящены работы таких современных авторов, как Г.Н. Бобровников, М.Г. Долинская, Соловьев Н.А., В.Я. Маштабей, Л.А. Желудкова, Р. Уотерман, В.М. Мишин, А.В. Кочетков и других.

В настоящее время понятие "конкурентоспособность" чаще всего используется в системе маркетинга, как области деятельности, направленной на достижение конкурентных преимуществ. Из зарубежных авторов к классикам данного направления можно отнести, прежде всего, П. Дракера, Ф. Котлера, Дж. Эванса, и Б. Бермана. Российскую научную школу в настоящее время представляет достаточно много авторов, исследующих наиболее глубоко аспекты конкурентоспособности в маркетинговой деятельности, из которых можно отметить работы Г.Г. Абрамишвили, И.Н. Герчиковой, Е.Н. Голубковой, В.Д. Секерина, Н.Е. Капустиной, А.Н. Яровикова и других. [28]

В последние годы экономическая теория и практика существенно продвинулись в изучении вопросов конкурентных преимуществ и применении выводов теории на практике. Среди авторов последних лет необходимо отметить М. Портера- профессора Гарвардской школы бизнеса, родоначальника современной теории конкуренции и конкурентоспособности. Он разработал основы многих современных представлений о сущности конкуренции и соответственно конкурентоспособности.

Факторы конкурентоспособности предприятия

Анализ конкурентных позиций предприятия на рынке предполагает выяснение его сильных и слабых сторон, а также тех факторов, которые в той или иной степени воздействуют на отношение покупателей к предприятию и, как результат, на изменение его доли в продажах на конкретном товарном рынке. Сталкиваясь с международной и внутренней конкуренцией, по мнению французских экономистов А. Олливье, А. Дайана и Р. Урсе, оно должно обеспечить себе уровень конкурентоспособности по восьми факторам. Это:

концепция товара и услуги, на которой базируется деятельность предприятия;

качество, выражающееся в соответствии продукта высокому уровню товаров рыночных лидеров и выявляемое путем опросов и сравнительных тестов;

цена товара с возможной наценкой;

финансы - как собственные, так и заемные;

торговля - с точки зрения коммерческих методов и средств деятельности;

послепродажное обслуживание, обеспечивающее предприятию постоянную клиентуру;

внешняя торговля предприятия, позволяющая ему позитивно управлять отношениями с властями, прессой и общественным мнением;

предпродажная подготовка, которая свидетельствует о его способности не только предвидеть запросы будущих потребителей, но и убедить их в исключительных возможностях предприятия удовлетворить эти потребности.

Оценка возможностей предприятия по этим восьми факторам позволяет построить гипотетический "многоугольник конкурентоспособности" (рис.1).

Рисунок 1 "Многоугольник конкурентоспособности"

Если подойти одинаково к оценке конкурентных возможностей ряда фирм, накладывая схемы друг на друга, то, по мнению авторов, можно увидеть слабые и сильные стороны одного предприятия по отношению к другому (на рис.1 - предприятия А и Б).

Весьма схожую точку зрения высказывают и отечественные экономисты. В частности, к "ключевым факторам рыночного успеха" относят: "финансовое положение предприятия, развитость базы для собственных НИОКР и уровень расходов на них, наличие передовой технологии, обеспеченность высококвалифицированными кадрами, способность к продуктовому (и ценовому) маневрированию, наличие сбытовой сети и опытных кадров сбытовиков, состояние технического обслуживания, возможности по кредитованию своего экспорта (в том числе, с помощью государственных организаций), действенность рекламы и системы связей с общественностью, обеспеченность информацией, кредитоспособность основных покупателей".

Анализ же отобранных факторов, по мнению авторов, заключается в выявлении сильных и слабых сторон как в своей деятельности, так и в работе конкурентов, что может позволить, с одной стороны, избежать наиболее острых форм конкуренции, а с другой - использовать свои преимущества и слабости конкурента.

Но, пожалуй, наиболее фундаментальное исследование факторов конкурентоспособности предприятий было приведено в работах М. Портера. При этом факторы конкурентоспособности понимаются им как одна из четырех основных детерминант конкурентного преимущества наряду со стратегией фирм, их структурой и конкурентами, условиями спроса и наличием родственных или смежных отраслей и предприятий, конкурентоспособных на мировом рынке.

Все эти четыре детерминанты составляют, по мнению М. Портера, систему (ромб), "компоненты которой взаимно усиливаются. Каждый детерминант влияет на все остальные... Кроме того, преимущества в одном детерминанте могут создать или усилить преимущества в других" (рис.2).

Чтобы получить и удержать преимущества в наукоемких отраслях, составляющих основу любой развитой экономики, необходимо обладать преимуществами во всех составляющих системы.

Конкурентное преимущество, основанное на какой-то одной либо двух детерминантах, также возможно. Но только в отраслях с сильной зависимостью от природных ресурсов или отраслях, не использующих смежных технологий и высококвалифицированной труд. Однако такое преимущество обычно кратковременно и теряется со вступлением на данный рынок крупных компаний и фирм.

Поэтому преимущества по каждому в отдельности из компонентов системы не является предпосылкой для конкурентного преимущества в отрасли. Лишь взаимодействие преимуществ по всем детерминантам обеспечивает синергетический (самоусиливающийся) эффект системы.

Из изложенного выше подхода ясно видно, на сколько велика роль правильного выявления и использования факторов конкурентоспособности.

Факторы конкурентоспособности М. Портер напрямую связывает с факторами производства. Все факторы, определяющие конкурентные преимущества предприятия и фирмы отрасли, он представляет в виде нескольких больших групп:

Людские ресурсы - количество, квалификация и стоимость рабочей силы.

Физические ресурсы - количество, качество, доступность и стоимость участков, воды, полезных ископаемых, лесных ресурсов, источников гидроэлектроэнергии, рыболовных угодий; климатические условия и географическое положение страны базирования предприятия.

Ресурс знаний - сумма научной, технической и рыночной информации, влияющей на конкурентоспособность товаров и услуг.

Денежные ресурсы - количество и стоимость капитала, который может быть использован на финансирование промышленности и отдельного предприятия.

Инфраструктура - тип, качество имеющейся инфраструктуры и плата за пользование ею, влияющие на характер конкуренции. Сюда относятся транспортная система страны, система связи, почтовые услуги, перевод платежей и средств из банка в банк внутри и за пределы страны, система здравоохранения и культуры, жилой фонд и его привлекательность с точки зрения проживания и работы.

Отраслевые особенности, безусловно, накладывают свои существенные различия на состав и содержание применяемых факторов.

Все факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия, М. Портер предлагает делить на несколько типов.

Таблица 1 - Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия.

Создание факторов - это процесс накопления: каждое поколение наследует факторы, доставшиеся от предыдущего поколения, и создает свои, добавляя к прежним. Именно такой точки зрения придерживается не только М. Портер, но и другие западные экономисты, такие как Б. Скотт, Дж. Лодж, Дж. Бауэр, Дж. Зюсман, Л. Тайсон.

Нужно отметить следующую важную особенность. Выше указано, насколько велика роль существования специализированных и развитых факторов. Как правило, их развивают сами фирмы и предприятия, как наиболее знающие что им нужно именно сейчас для обеспечения конкурентного преимущества. Правительственное же финансирование создания факторов ориентируется на основные и общие факторы, как создающие базу для факторов более высокого порядка.

Безусловно, каждая из представленных выше классификаций имеет право на существование. Ее использование будет зависеть от цели проводимого исследования и от того принципа, который положен в ее основу.

Исходя из рассмотренной нами выше концепции конкурентоспособности предприятия и критического анализа представленных классификаций, предлагается всю совокупность факторов, определяющих отношение потребителя к самому субъекту хозяйствования и его продукции или услуге, разделить на внутренние и внешние по отношению к нему.

Таблица 2 - Внутренние и внешние факторы конкурентоспособности

Классификация

факторов

Признаки

факторов
Характеристика
Основные
Природные ресурсы, климатические условия, географическое положение страны, неквалифицированная и полуквалифицированная рабочая сила, дебетный капитал.
Существуют объективно либо для их создания требуются незначительные государственные и частные инвестиции. Создаваемое ими преимущество нестойко, а прибыль от использования низка. Не являются надежным источником конкурентного преимущества
Развитые

Современная инфраструктура обмена информацией, высококвалифицированные кадры (специалисты с высшим образованием, специалисты в области ЭВМ и ПК) и исследовательские отделы университетов, занимающиеся сложными, высокотехнологичными дисциплинами.

Факторы более высокого порядка. Для их развития необходимы значительные, часто продолжительные по времени вложения капитала и человеческих ресурсов. Необходимое условие создания развитых факторов - это использование высококвалифицированных кадров и высоких технологий. Они являются непременным условием инновационной деятельности предприятия. Часто строятся на базе основных факторов
Общие
Система автомобильных дорог, дебетный капитал, персонал с высшим образованием
Дают конкурентные преимущества ограниченного характера
Специализированные
Узкоспециализированный персонал, специфическая инфраструктура, базы данных в определенных отраслях знания, другие факторы, применяемые в одной или в ограниченном числе отраслей.

Порой основываются на общих, образуют более солидную, долговременную основу для обеспечения конкурентоспособности

Естественные
Природные ресурсы, географическое положение
Искусственные
Созданы человеком
Факторы более высокого порядка, обеспечивающие конкурентоспособность более высокую и стойкую.

Как мы уже отмечали, факторы - это те явления и процессы производственно-хозяйственной деятельности предприятия и социально- экономической жизни общества, которые вызывают изменение абсолютной и относительной величины затрат на производство, а в результате изменение уровня конкурентоспособности самого предприятия.

Факторы могут воздействовать как в сторону повышения конкурентоспособности предприятия, так и в сторону уменьшения. Факторы - это то, что способствует превращению возможностей в действительность. Факторы определяют средства и способы использования резервов конкурентоспособности. Но наличие самих факторов недостаточно для обеспечения конкурентоспособности. Получение конкурентного преимущества на основе факторов зависит от того, насколько эффективно они используются и где, в какой отрасли они применяются.

1.2 Методы оценки конкурентоспособности предприятия

Предприятия придают большое значение анализу своих сильных и слабых сторон для оценки реальных возможностей в конкурентной борьбе и разработке мер и средств, за счёт которых предприятие могло бы повысить конкурентоспособность и обеспечить свой успех. В процессе маркетингового исследования для оценки конкурентоспособности предприятия пользуются некоторыми численными показателями, которые свидетельствуют о степени устойчивости положения предприятия, способности выпускать продукцию, пользующуюся спросом на рынке и обеспечивающую предприятию получение намеченных и стабильных конечных результатов.

Наиболее известные на сегодняшний день модели и методы оценки конкурентоспособности товара и предприятия можно разделить на две группы [1, C.25]: аналитические и графические методы. Данное деление на методы оценки конкурентоспособности товара и методы оценки конкурентоспособности предприятия достаточно условны, так как они во многом совпадают, меняется только объект исследования. Классификация методов оценки конкурентоспособности товара и предприятия представлена на рисунке 3.

Факторы, определяющие конкурентоспособность предприятия, для различных отраслей варьируются. В таблице 3 представлена классификация, достоинства и недостатки методов оценки конкурентоспособности товара и предприятия

Рисунок 3. Иерархия методов оценки конкурентоспособности [1, C.26]

Таблица 3 - Классификация методов оценки конкурентоспособности товара и предприятия [1, C.37]

Количество параметров оценки
Название метода
Достоинства метода
Недостатки метода
Графические методы оценки конкурентоспособности товара и предприятия
Количество осей координат = 2
Матрица БКГ
При наличии достаточно достоверной информации точно показывает положение предприятия
Отсутствует прогностичность, не показывает причин данного положения фирмы
Модель "Привлекательность рынка - преимущества в конкуренции"
Позволяет определить положение фирмы относительно других конкурентов; выработать дальнейшие стратегии
Модель статична, трудно оценить качественные характеристики
Матрица Портера
Наглядное структурирование достижения конкуренции
Не дает конкретных рекомендаций по достижению конкурентных преимуществ
Количество осей координат > 2
Метод "многоугольник конкурентоспособности предприятия"
Достаточная легкость использования для оперативного анализа ситуации, определения текущего положения относительно конкурентов
Сложность при расчете показателя, получении исходных данных, отсутствие прогнозной информации
Аналитические методы оценки конкурентоспособности товара
Количество параметров ? 2
Модель Розенберга
Простота сравнения товаров: каждому товару может быть поставлено в соответствие определенное число
Трудно определить и оценить наиболее важные для продукта характеристики с точки зрения потребителя. Нет сравнения с идеальными характеристиками товара
Интегральный показатель конкурентоспособности
Достаточно легкое сравнение с товарами-конкурентами
Применение экспертного метода, трудность в определении параметров и их значимости
Оценка конкурентоспособности товара на основе уровня продаж
Формулы позволяют определить позицию товара на рынке, метод учитывает влияние различных факторов внешней среды
Статичность модели. Основу метода составляют экспертные оценки
Количество параметров > 2
Модель с идеальной точкой
Метод дает представление об идеальном продукте, позволяет определить степень отклонения данного продукта от идеала
Трудность в определении характеристик идеального и рассматриваемого товаров, использование экспертных оценок
Универсальные аналитические методы оценки конкурентоспособности предприятия
Количество параметров ? 2
Метод рейтинговой оценки
Достаточно точно определяет место данного предприятия относительно его конкурентов
Сложность при расчете показателя, полученных исходных данных, отсутствие прогнозной информации

Модель Портера.

Конкурентоспособность предприятия может достигаться при выборе соответствующей конкурентной стратегии.

Стратегия (от греч. "стратогос" - войско, "эгос" - веду) - это абстрактно-нормативное представление о способе достижения перспективной цели организации (в рамках ее миссии), учитывающее внешние и внутренние условия ее существования и отражающее основные этапы пути прихода к цели.

Успешная стратегия - это:

1 - знание направления движения компании

2 - понимание пути, который ведет в желаемое будущее.

Процесс разработки стратегии предприятия с целью достижения конкурентоспособности включает:

определение конкурентоспособного стратегического положения предприятия на рынке

оценку взаимодействия внутренних и внешних факторов;

определение стратегических альтернатив поведения предприятия на рынке и его развития;

выработку конкурентоспособной стратегии, отвечающей сложившейся ситуации и целям предприятия.

Сущность формулирования конкурентной стратегии состоит в сопоставлении компании и ее окружения [6, C.38]. На рисунке 4 представлены 5 сил конкуренции, оказывающих влияние на предприятие (модель Портера):

Рисунок 4. Модель Портера [6, C.38]

Пять конкурентных сил - угроза вхождения на рынок новых участников, угроза появления субститутов, рыночная власть покупателей, рыночная власть поставщиков и соперничество между действующими конкурентами - отражают тот факт, что конкуренция в отрасли выходит далеко за рамки действующих игроков. Потребители, поставщики, субституты, потенциальные участники - все это "конкуренты" для компаний отрасли, которые могут быть более или менее влиятельными в зависимости от конкретных обстоятельств. Конкуренция в таком широком смысле может быть определена как расширенное соперничество.

Все пять конкурентных сил совместно определяют интенсивность отраслевой конкуренции и прибыльность, при этом наиболее мощная сила или силы приобретают решающее значение с точки зрения формулирования стратегии.

Для противодействия пяти конкурентным силам и достижения лучших показателей по сравнению с другими фирмами отрасли необходимо выделить следующие три потенциально успешных базовых стратегических подхода:

1) Абсолютное лидерство в издержках (стремление иметь самые низкие в отрасли издержки, т.е. стратегия руководящей роли в области издержек);

2) Дифференциация (поиск путей дифференциации реализуемой продукции от продукции конкурентов);

3) Фокусирование (фокусирование на узкой части, а не на всём рынке; стратегия фокуса, или ниши). [7, C.11]

Наглядно конкурентные стратегии можно представить на рисунке 5.

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО
Уникальность продукта, воспринимаемая потребителем
Позиция низкого уровня издержек
В рамках всей отрасли
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ
АБСОЛЮТНОЕ ЛИДЕРСТВО В ИЗДЕРЖКАХ
В рамках отдельного сегмента
ФОКУСИРОВАНИЕ
Рисунок 5. Три базовых варианта стратегии [8, 77]
Принятие решения об использовании той или иной конкурентной стратегии может базироваться на модели Портера. Графическая интерпретация модели Портера, показывающая зависимость между долей на рынке и прибыльностью, приведена на рисунке 6.
Рисунок 6. Модель Портера [7, C. 19]
На основе данной модели можно сделать следующие рекомендации.
Фирма с небольшой долей на рынке может преуспеть, имея четко концентрированную стратегию и сосредоточивая свои усилия на одной конкурентной "нише", даже если её общая доля на рынке незначительна.
Компания, имеющая большую долю на рынке, может осуществлять успешную предпринимательскую деятельность в результате преимущества по общим издержкам или стратегии фокуса.
Три базовых варианта стратегии различаются не только функциональными характеристиками, но и другими параметрами. Чтобы успешно их осуществлять, требуются различные ресурсы и квалификация. Кроме того, для базовых вариантов стратегий необходимы различные организационные условия, процедуры контроля и системы стимулов. Поэтому для достижения успеха, как правило, требуется долгосрочная приверженность определенной стратегии как задаче первостепенной важности.
2. Многоугольник конкурентоспособности.
Представляет собой графическое соединение оценок положения предприятия и конкурентов по наиболее значимым направлениям деятельности и позволяет сравнить возможности предприятий (см. рисунок 6). Накладывая один многоугольник на другой, можно выявить сильные и слабые стороны предприятий относительно друг друга. (см. п.1.1)
Рисунок 6. Пример многоугольников конкурентоспособности для 3-х фирм
Использование экспертного метода и, как следствие, снижение объективности оценок и трудность в оценке некоторых характеристик являются основными недостатками метода. Наглядность результата и удобство толкования - достоинства этого метода.
3. Матрица БКГ.
Ведущая консалтинговая компания США (Бостонская консультационная группа - БКГ) разработала матрицу "рост - доля рынка". Разработка стратегий осуществляется на основе портфельного анализа, то есть вся фирма делится на стратегические бизнес-единицы (СБЕ) - отдельные области её деятельности. Стратегии вырабатываются относительно положения каждой единицы на матрице. Размер каждого бизнеса пропорционален площади круга (см. рис.7). На рисунке представлено возможное расположение СБЕ какой-либо компании.
Темпы роста
рынка




Относительная доля рынка
Рисунок 7. Модель БКГ

Матрица "рост - доля рынка" разделена на 4 квадранта. В них представлены области деятельности фирмы:
"Вопросительные знаки". Это СБЕ, действующие на рынках с высокими темпами роста, но обладающие низкой относительной долей рынка. Требуется значительное вложение денежных средств, чтобы не отстать от конкурентов и попытаться обойти лидера.
"Звезды". Являются лидерами на рынке. Хотя не всегда дают большую прибыль, так как требуют больших вложений.
"Денежные дойные коровы". Рынок уже не растет, а доля велика. Этой СБЕ достаточно удерживаться на месте и получать большую прибыль.
"Собаки". Не приносят достаточно высокой прибыли. Руководство должно решить вопрос о дальнейшей судьбе этой СБЕ.
После того как компания определила место каждой СБЕ в матрице, она должна проанализировать содержимое своего бизнес-портфеля и определить дальнейшую стратегию развития. [17]
Существует множество усовершенствований оригинальной матрицы БКГ, включая матрицу МакКинси и анализ жизненного цикла.
4. Матрица Мак-Кинси.
Эта матрица была разработана консультантами по вопросам управления консалтинговой компании МакКинси (McKinsey). Как и в матрице БКГ, каждый вид хозяйственной деятельности оценивается по двум направлениям: привлекательность отрасли производства и конкурентное положение предприятия. Положение предприятия нанесено на подобной матрице на рис.8.
Рисунок 8. Матрица МакКинси
Матрица МакКинси разделена на девять клеток. Предприятия, находящиеся в трех из них, характеризуются как победители, в трех других как проигравшие, т.е. наименее желательные. В одной клетке размещается "вопросительный знак", который, как и в БКГ, имеет неопределенное, но потенциально обещающее будущее. Клетка, которая определена как производитель прибыли, сходна с "денежной коровой" в матрице БКГ.
Выводы для стратегии по матрице МакКинси определенны и однозначны: из проигравших должны быть изъяты инвестиции, положение победивших укрепляется. Компания подпитывает избранные "вопросительные знаки", пытаясь превратить их в победителей. Прибыли, создаваемые их производителями, инвестируются в победителей и в "вопросительные знаки". Организация 6yдет пытаться превратить средние предприятия в выигравшие или же рассмотрит вариант изъятия вложений. [18]

1.3 Научно-технический потенциал предприятия и его влияние на конкурентоспособность

Определение понятия “потенциал” по К. Фримену звучит примерно так: “возможности, средства и запасы, которые могут быть приведены в действие и использованы для решения определенных задач". Исходя из этого определения, под научно-техническим потенциалом следует понимать возможности и средства для решения, технологических задач, способствующих созданию и расширению выпуска наукоемкой продукции в целях увеличения продаж в определенном секторе рынка. Однако в реальной жизни руководители предприятий и НИИ, как правило, не связывают научно-технический потенциал ни с рыночной средой, ни с учетной политикой, ни с финансово-экономическим состоянием руководимых ими фирм. Одни отождествляют научно-технический потенциал с НИОКР. С другой стороны под научно-техническим потенциалом понимают основные средства предприятия, в частности зданиями, сооружениями, высокотехнологичным оборудованием и другое. При этом не учитываются нематериальные активы и специалисты, способные реализовать научно-технический потенциал. [12]

Существует более точное определение.

Научно - технический потенциал - это обобщенная характеристика уровня развития науки, инженерного дела, техники предприятия, возможностей и ресурсов, которыми располагает предприятие.

Наиболее существенные характеристики научно - технического потенциала сводятся к следующему:

научно - технический потенциал как накопленные научно-технические ресурсы;

научно-технический потенциал как фактор, посредством которого накопленные научно-технические ресурсы воздействуют на социально-экономическое развитие;

научно - технический потенциал как характеристика мощности накопленных научно-технических ресурсов.

Основные составляющие (компоненты) научно - технического потенциала

предприятия.

Научно-технический потенциал включает в себя:

материально-техническую базу;

научные кадры;

информационную составляющую;

организационно-управленческую структуру.

Материально-техническая база - это совокупность средств научно-исследовательского труда, включая научные организации, научное оборудование и установки, экспериментальные заводы, цехи и лаборатории, вычислительные центры и так далее. На уровне отрасли, фирмы или компании речь идет, как правило, о материально-технической базе прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Их цель - быстрое и эффективное воплощение научных идей в конкретные технические и технологические новшества.

Средства труда в сфере научно-технического прогресса можно разделить на четыре группы.

Первая включает научные приборы, оборудование и измерительную аппаратуру, служащие для получения новой научной информации (специфические средства научного труда, которые изготавливаются в индивидуальном или мелкосерийном порядке применительно к задачам конкретных исследований и отличаются быстрыми сроками морального износа).

Ко второй группе относятся электронно-вычислительные машины, которые используются для полунатурного моделирования объектов систем, автоматизированного конструирования, планирования экспериментов и регистрации их результатов, поиска информации, частных инженерных и планово-экономических расчетов, управление ходом научно-производственного цикла. [4]

Третья группа - опытно-производственное оборудование, играющее особую роль в процессе разработок и освоение нововведений. От аналогичного производственного оборудования оно отличается универсальным характером, меньшими масштабами установок, использованием специальных измерительных систем и так далее.

В четвертую группу входят средства механизации исследований и разработок (копировальные, множительные, вычислительные устройства, оргтехника и так далее), которые служат для снижения трудоемкости научно-вспомогательных работ, интенсификации научно-производственного цикла. Кроме того, научно-технические организации располагают зданиями, сооружениями, передаточными устройствами, транспортными средствами, инвентарем и тому подобное.

Предметы труда в сфере научно-технического прогресса составляют всего несколько процентов общего объема потребляемых в народном хозяйстве материальных ресурсов. Для них характерны особые требования к качеству материалов, многообразие номенклатуры, быстрые темпы морального старения, небольшой объем партии поставок, неравномерность спроса, большая доля непредвиденных заказов, потребность в изделиях специального назначения, имеющих ограниченное применение.

Информационная составляющая в научно-техническом потенциале играет особую роль. В качестве специфического предмета труда здесь выступает информация об итогах предшествующих исследований, разработок и освоение нововведений. Ее носителями являются тематические карты о начатых, и отчеты о законченных исследованиях и разработках, публикации и диссертации, содержащие новые теории, гипотезы, рекомендации, описания, формулы, схемы, чертежи. [4]

По характеру материальных носителей можно выделить следующие виды информации:

нормативно-техническую документацию - технические задания, рекомендации, методики, нормативы, стандарты и технические условия, патенты;

научные отчеты - ими чаще всего заканчиваются фундаментальные исследования;

образцы нововведений - технологические процессы, режимы и регламенты, лабораторные и опытные образцы;

проектно-конструкторскую документацию - комплекты рабочих чертежей;

публикации и диссертации.

Для сотрудников, занятых в научно-производственном цикле, главный источник информации - техническая документация, эксперименты, командировки и экспедиции, индивидуальное общение с коллегами. Наиболее важными проблемами здесь является широкое использование принципа обратной связи между потребителями информации и элементами системы, осуществляющей ее выдачу (изучение информационных потребностей), объединение функций научно-технической информации и планового регулирования. При этом органы информации не просто констатируют и передают ее, часто без конкретного адреса, а изучают новые идеи и решения, предварительно анализируют и выбирают направления развития, составляют программу действий, анализируют состояние связанных с этой программой элементов производства, подготавливают предложения о заданиях соответствующим службам.

Организационно-управленческая структура научной сферы - это структура научно-исследовательских организаций и ее гибкость, то есть возможность быстрого формирования научно-исследовательских групп для решения срочных задач; система управления научными исследованиями в масштабах компании или страны.

Организационно-управленческая составляющая научно - технического потенциала имеет важное значение. Ведь для реализации определенных проектов, выполнения инновационной деятельности, в целом развития научно - технического потенциала необходимо грамотно организовать управленческую структуру. То есть результатом эффективной управленческой деятельности будут высокие результаты.

Существует несколько подходов к оценке научно - технического потенциала предприятия, но в полной мере может быть оценен на базе исследований, проведенных в Институте экономики УрО РАН, в соответствии с которыми учитываются следующие позиции:

Анализ реальных научно-технологических ресурсов предприятий. К формальным критериям оценки данных возможностей можно отнести уровень финансово-экономического состояния предприятий, от которого в прямой зависимости находится количество внедряемых технологических процессов и номенклатура инновационной продукции. Имеющиеся технологии анализируются с точки зрения их соответствия современным технологическим укладам;

Анализ скрытых технологических ресурсов. Для такой оценки целесообразно использовать SWOT-анализ.

Анализ диффузии сил, вектор действия которых направлен на увеличение реальных и скрытых научно-технологических ресурсов. Величина научно-технологических ресурсов зависит от интенсивности развития процессов создания, производства и внедрения инноваций, непрерывной модернизации производства и сферы услуг на базе современных высоких технологий, направлений реструктуризации предприятий.

Равновесное распространение нововведений-процессов в деловых циклах научно-технической, производственной и организационно-экономической деятельности, включая сферу оказания услуг, принято называть диффузией инноваций.

Возможность диффузии инноваций определяется их инвариантностью, то есть способностью сохранения неизменными имеющихся количественных характеристик по отношению к преобразованиям и переменам окружающей внешней среды.

Наиболее типичными для диффузных процессов являются технологические инновации. Они непосредственно связаны с технологией производства, её многократным повторением на различных объектах. Инвариантность технологических инноваций способствует ускоренному притоку капиталов в новый технологический уклад. Доминирование нового технологического уклада в экономике приводит к постепенному снижению прибыльности производства продукции и оказания услуг в предшествующем укладе. [1]

Инновационный потенциал предлагается оценивать с помощью следующих показателей: количество внедренных изобретений, рационализаторских предложений; число освоенных новых технологий, новых видов продукции (работ, услуг); объем НИОКР; средний возраст выпускаемой продукции; конкурентоспособность выпускаемой продукции; патентная защищенность выпускаемой продукции и применяемых технологий.

Критерием оценки научной деятельности выступают приращение научных знаний, развитие самой науки (саморазвитие-эволюция) - появление уникальных открытий, то есть приращение научных знаний и способов познания; единство и многообразие научных школ, порождающих научные направления. Критериями оценки научно-технической и инновационной деятельности являются: умение применять научные знания в обустройстве современной жизни, адаптация результатов фундаментальных научных исследований к производственно - экономической деятельности, возможности использования полученных знаний: развитие специалистов, их оснащения и навыков для производства новых товаров-программ, товаров-технологий и товаров-продуктов; развитие на обновленной основе социума производственных возможностей, экологической системы, качества жизни.

Система критериев оценки научной, научно-технической и инновационной деятельности в целом предполагается адекватной общему вектору цивилизованного развития. Параметры системы "КУБ" (конкурентоспособности, устойчивости и безопасности) выступают в качестве направлений формирования системы показателей и индикаторов для оценки эффективности функционирования научного, научно-технического и инновационного потенциала. [6]

Вектор конкурентоспособности характеризует наличие научного, научно-технического и инновационного эффектов, обусловленных развитием научных школ и приоритетных научно-технологических направлений, наукоемкостью ВВП (ВРП), численностью работников, занятых научно-технической деятельностью, производительностью труда в научно-инновационной сфере, рентабельностью научно-технической и инновационной деятельности.

Параметр устойчивости определяется на основе динамики развития (темпов роста или прироста) инновационно-активных предприятий и организаций, объемов отгруженной инновационной продукции и инновационных услуг, научных направлений, численности работников, занятых научно-технической деятельностью.

Параметр безопасности слагается из нескольких направлений, непосредственно связанных с научно-технической и инновационной деятельностью. Таким образом, определяются:

экономическая безопасность, описываемая системой структурных экономических показателей;

социально-экономическая безопасность, характеризующаяся направленностью на социально-демографические процессы;

экологическая безопасность, ориентирующаяся на природоохранные мероприятия и природосберегающие технологии;

технологическая безопасность, связанная с экспортно-импортными операциями покупки-продажи передовых технологий на внешнем рынке.

Научно-технический потенциал предприятия это сложная структурированная система, состоящая из определенных объектов, которые являются непосредственными условиями производственного процесса предприятия. Наличие устойчивого научно-технического потенциала у предприятия предполагает его непосредственное развитие и повышение конкурентоспособности, за счет внедрения результатов НТП.

Для эффективного использования научно - технического потенциала, нужно постоянно проводить его оценку и обеспечивать определенные условия для его развития и расширения. Оценка научно - технического потенциала производится с различных позиций и разными способами, но все они основаны на выявлении его эффективности, реализации достижений на практике и окупаемости инноваций.

Научно-технический потенциал можно рассматривать с микро - и макро - позиций, то есть потенциал страны, региона, области или предприятия. Предприятия относятся к различным областям производства и для каждой их них существуют свои особенности формирования научно - технического потенциала, исходя из специфики предприятия.

1.4 Роль кадрового потенциала в обеспечении конкурентоспособности организации

Вторая половина XX-го столетия и особенно завершающая часть сильно изменили взгляды ученых и практиков на роль персонала в деятельности организации и достижении ею заданных параметров производственно-хозяйственной деятельности. В настоящее время современные ученые считают, что персонал как собирательное понятие, и отдельный работник рассматривались как ресурс, потребляемый в процессе производства, то в XXI веке рассматривается как основная ценность компании, как стратегический ресурс, без которого нет и не может быть достигнуто конкурентное производство.

Проявление конкурентных преимуществ определяется внешними и внутренними условиями. Специалист, работающий в конкурентной среде, будет и сам стремиться быть конкурентоспособным. Однако, в какой мере он будет конкурентоспособным в соответствующей среде определяется ценностями самого специалиста. Как правило, внешние условия являются решающим в достижении конкурентоспособности. В соответствии с такими законами, как закон наименьших и закон пропорциональности, специалист с наименьшей конкурентоспособностью будет подтягиваться к специалистам с наивысшей конкурентоспособностью.

Внутренние или индивидуальные конкурентные преимущества персонала по своей природе подразделяются на наследственные и приобретенные.

К наследственным конкурентным преимуществам персонала относятся:

способности (одаренность, талант, гениальность, способности к данному виду деятельность), темперамент, физические данные.

К приобретенным конкурентным преимуществам персонала относятся:

деловые качества (образование, специальные знания, навыки и умения), интеллигентность и культура, направленность мотиваций деятельности (умение формулировать личные цели и цели коллектива), характер (умение управлять своими эмоциями, воля, стрессоустойчивость, зависть), общительность, коммуникабельность, организованность и др.

В стратегическом менеджменте выделяется ряд факторов, которыми обозначена роль персонала в современном обществе. Во-первых, бурное развитие научно-технической революции резко изменило характер и содержание труда. Труд все в большей степени требует высочайших профессиональных навыков, все в меньшей степени является механическим, рутинным. Современная техника, технологии, образ жизни заставляют рассматривать персонал не только не только и не столько с точки зрения технократических позиций, а видеть в нем высокую долю интеллектуальной составляющей. Все больше и больше персонализируя его. От работников и менеджеров в современных условиях требуется культура общения, чувство коллективизма, корпоративный дух, забота о предприятии в целом. Повышение требований к работнику одновременно означает и возрастание его роли в производственном процессе. [16]

Во-вторых, повышению значимости персонала в XXI веке способствует изменение возможности контроля за персоналом и повышение значимости самоконтроля. Современные технологии и рост профессионализма создают ситуацию, когда жесткий контроль за подчиненными теряет свой смысл, поэтому роль каждого конкретного менеджера или работника в реализации стратегии весьма существенно возрастает. Поиск новых, эффективных путей достижения стратегических и финансовых целей - скорее творчество, чем рутинная работа, поэтому проконтролировать рождение идеи, способное укрепить конкурентные позиции компании в современных условиях, практически невозможно. [15]

Третий фактор связан с изменением характера потребительского спроса, обострением конкуренции, необходимости быстрой адаптации к изменяющимся условиям внешней среды. Изменения макроэкономического окружения, формы накладывает на персонал большую ответственность за быстрое принятие решений. Великолепно проработанное, но запоздалое решение значительно хуже своевременного, основанного на интуиции и знании окружающей ситуации. Все это, в свою очередь, требует непрерывного обучения работников, развитие у них способности к творчеству и постоянному совершенствованию.

Четвертый фактор, определяющий роль персонала в современном обществе, связан с изменением форм организации труда. Сегодня не достаточно быть просто высококлассным специалистом, надо готовым к работе в команде, уметь находить компромиссы в конфликтных ситуациях.

Пятый фактор связан с повышением общей культуры общества и работников в частности. Работа становится не только источником существования, но и возможностью проявить себя в решении непростых задач. Уровень развития общества переводит потребности работника на ступень самовыражения, когда объективные факторы карьеры (материально благополучие, социальный статус) все больше уступают место субъективным (удовлетворенность от сделанного).

Шестой фактор, влияющий на возрастание роли персонала, связан с развитием демократии, когда происходят изменения организационной структура компании, стираются межклассовые различия внутри организации, возрастает роль общественных организаций.

Седьмой фактор определяет, что хотя незаменимых людей нет, но потеря ключевых фигур в бизнесе компании неизбежно скажется на финансовых результатах, но цена труда высококвалифицированных менеджеров растет год от года. Это означает, что и значимость этих фигур в реализации стратегии также возрастает.

Факторы конкурентоспособности персонала предприятия.

Персонал и эффективное управление им признается сегодня важнейшим фактором конкурентоспособности предприятия, достижения экономического успеха. Люди рассматриваются как достояние компании, которое нужно размещать, мотивировать, развивать наравне с другими ресурсами, чтобы достичь стратегических целей организации. [19]

Рассмотрим некоторые факторы конкурентоспособности персонала предприятия.

Устойчивость - это свойство (способность) производственного коллектива сохранять и развивать свой трудовой потенциал в условиях подвижности и динамичности кадров (сокращения, изменения развития, текучести, продвижения и др.).

Рассматривая устойчивость коллектива, необходимо исходить из того, что ее главная составляющая не постоянство состава работников в течение определенного отрезка времени, а постоянство развития трудового потенциала коллектива. Очень часто устойчивость отождествляется со стабильностью производственного коллектива, т.е. она противопоставляется текучести кадров - уходу работников из коллектива по собственному желанию или увольнению в связи с нарушением трудовой дисциплины. [20]

Профессиональная устойчивость работника означает его способность к сохранению и исследованию в процессе труда первоначально приобретенного (или близкого к нему) потенциала при смене рабочего места или организации.

Уровень устойчивости коллектива складывается, таким образом, из трех составляющих:

числа постоянных работников, образующих основу коллектива;

численности работников, которые в результате проведенных мероприятий удовлетворили свои притязания к производственной и трудовой деятельности;

неустойчивой части коллектива.

Текучесть персонала - это движение рабочей силы, обусловленное неудовлетворенностью работника рабочим местом или неудовлетворенностью организации конкретным работником. Текучесть кадров - один из показателей, связанных с увольнением и влияющих на жизнеспособность и успех организации. Опасным является уход профессионала с высокого поста к прямому конкуренту. Опасно, если уходит лидер (формальный и неформальный в одном лице), а на его место приходит руководитель с другим стилем работы. В этом случае коллективу понадобится время и значительные усилия для того, чтобы сработаться с новым начальником. [21]

Текучесть кадров по-разному может отразиться на работе предприятия. В зависимости от сферы деятельности компании и должностей постоянно меняющихся сотрудников это влияние может быть благотворным, практически незаметным, а может привести к потере конкурентоспособности и спаду производства.

Качественной характеристикой персонала является его квалификация, т.е. возможность работника выполнять трудовые функции определенного уровня сложности.

Квалификация выступает индивидуальным признаком, присущим отдельному работнику. Она приобретается работником в процессе обучения, переподготовки, практического опыта. Другими словами, квалификация отражает степень профессиональной подготовленности работника в рамках определенной специальности. В тесной взаимосвязи с понятием “квалификация" находится такое понятие, как “сложность труда", представляющая собой объективную качественную характеристику содержания труда, проявляющуюся в его процессе. [22]

Мотивация - это процесс побуждения каждого сотрудника и всех членов его коллектива к активной деятельности для удовлетворения своих потребностей и для достижения целей организации.

Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, во многом индивидуально и может меняться под воздействием обратной связи со стороны деятельности человека. [23]

Мотивирование - это процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям путем пробуждения в нем определенных мотивов. Мотивирование составляет сердцевину и основу управления человеком. Эффективность управления в очень большой степени зависит от того, насколько успешно осуществляется процесс мотивирования. [24]

Стимулирование принципиально отличается от мотивирования. Суть этого отличия состоит в том, что стимулирование - это одно из средств, с помощью которого может осуществляется мотивирование. При этом, чем выше уровень развития отношений в организации, тем реже в качестве средств управления людьми применяется стимулирование. [25]

Стимул - это побуждение к действию или причина поведения человека. Различают четыре основные формы стимулов:

Принуждение.

Материальное поощрение.

Моральное поощрение.

Самоутверждение.

Кадровая политика - главное направление в работе с кадрами, набор основополагающих принципов, которые реализуются кадровой службой предприятия. В этом отношении кадровая политика представляет собой стратегическую линию поведения в работе с персоналом. Кадровая политика - это целенаправленная деятельность по созданию трудового коллектива, который наилучшим образом способствовал бы совмещению целей и приоритетов предприятия и его работников. [26]

В современных условиях важнейшим условиям развития фирмы, авторитета ее на рынке и повышения конкурентоспособности являются корпоративные знания.

Обучение персонала - совокупность действий, разрабатываемых в рамках единой концепции обучения организации и ориентированных на систематическое обучение персонала. [27]

Обучение и подготовка - две стороны одного процесса. Обучение связано с развитием общего интеллекта у человека, а подготовка - с приобретением знаний, относящихся непосредственно к выполняемой работе. Профессиональная подготовка представляет целевое обучение, конечная цель которого - обеспечение предприятия достаточным количеством работников, чьи профессиональные качества в полной мере соответствуют производственно-коммерческим целям организации. Программы обучения должны быть составлены с учетом конкретных особенностей структуры персонала и актуальных задач развития каждой организации (или ее подразделений и филиалов).

Целью организации профессионального обучения кадров на производстве должно стать создание системы непрерывного образования персонала на основе оптимального сочетания различных форм подготовки новых рабочих, переподготовки и обучения, рабочих вторым профессиям, повышения их квалификации и уровня знаний с учетом динамичных изменений в технике, технологии, организации производства, в тесной увязке с их индивидуальным профессионально - квалификационным продвижениям.

Обучение персонала выполняет важную двойную функцию: наилучшего использования работника и его мотивацию. Цели обучения с позиции работодателя и работника отличаются.

Различаются три вида обучения: подготовка, повышение квалификации и переподготовка персонала.

Персонал является явным фактором конкурентного преимущества как с точки зрения управления персоналом, так и с точки зрения стратегического менеджмента. Так как при правильном его использовании любая организация может добиться успеха не смотря на усиливающуюся в современных условиях конкуренцию и высокие темпы научно технического прогресса. [15]

2. Оценка конкурентоспособности организации на примере ООО "XXX"

2.1 Общая характеристика организации

Общество с ограниченной ответственностью "XXX" было создано в декабре 2006 года. Это маленькая организация с численностью персонала 20 человек.

Место нахождения организации: Российская Федерация, …….

Миссия ООО "XXX"- оказание услуг населению, а именно, проверка технического состояния автотранспортных средств (их соответствие ГОСТам и техническим нормам), и получение прибыли.

Организация по отраслевой принадлежности относится к транспортной, по самостоятельности принятия решения- головная.

Структура предприятия.

Организационную структуру предприятия можно представить следующим образом: (см. схему 1)

Директор ООО "XXX" руководит в соответствии с действующим законодательством производственной и финансово-экономической деятельностью предприятия, неся всю полноту ответственности за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества предприятия, а также финансово- хозяйственные результаты его деятельности. Принимает меры по обеспечению предприятия квалифицированными кадрами, созданию безопасных и благоприятных для жизни и здоровья условий труда, соблюдение требований законодательства об охране окружающей среды. Обеспечивает правильные сочетания экономических и административных методов руководства, выплату заработной платы в установленные сроки, обеспечивает соблюдение законности в деятельности предприятия, поручает ведение отдельных направлений деятельности другим руководителям.

Заместитель директора:

Принимает меры по обеспечению предприятия квалифицированными кадрами, созданию безопасных и благоприятных для жизни и здоровья условий труда, соблюдению требований законодательства об охране окружающей среды. Обеспечивает правильные административные методы руководства, соблюдение трудовой и производственной дисциплины.

Решает вопросы в пределах своей компетенции, касающиеся производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Обеспечивает соблюдение договорной дисциплины, регулирует социально-трудовые отношения.

Должен знать законодательные и нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность предприятия, постановления органов государственной власти и управления, методические и нормативные материалы других органов, касающиеся деятельности предприятия, перспективы развития и кадровые ресурсы, порядок заключения и исполнения договоров, передовой опыт, организацию производства и труда, правила и нормы охраны труда.

Взаимодействует с руководителями:

ГИБДД;

предприятий, организаций, учреждений, предоставляющих транспортные средства;

контролирующими органами.

На время отсутствия директора ООО "XXX" исполняет его обязанности.

Главный бухгалтер осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно- финансовой деятельности и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности предприятия. Формирует в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете учетную политику, исходя из структуры и особенностей деятельности предприятия, необходимости обеспечения его финансовой устойчивости.

Начальник ПТО осуществляет контроль за организацией работы по проверке транспортных средств техническим диагностированием. Распределяет работу между контролерами технического состояния транспортных средств, разрабатывает их должностные инструкции. Отвечает за качество проверки технического состояния транспортных средств, принимает меры по устранению недостатков.

Совместно с сотрудниками ГИБДД разрабатывает графики прохождения технического осмотра с использованием средств технического диагностирования. Ведет учет транспортных средств, прошедших технический осмотр.

Специалист по связям с общественностью выполняет работу по реализации политики организации в области связей с общественностью и отдельных ее этапов. Участвует в разработке конкретных планов внутренней и внешней политики организации в области связей с общественностью. Осуществляет постоянное взаимодействие и поддерживает контакты с представителями средств массовой информации и общественности, знакомит их с официальными решениями и приказами руководства организации, подготавливает ответы на официальные запросы, следит за своевременным распространением информационных материалов о деятельности организации.

ООО "XXX" осуществляет технический контроль автомобилей: периодический технический осмотр легковых и грузовых автомобилей, мотоциклов, автобусов и других автотранспортных средств (далее техосмотр).

Техосмотр - важный фактор обеспечения безопасности дорожного движения. По закону все транспортные средства, находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации подлежат государственному техническому осмотру на специализированных пунктах ГТО.

Станция технического осмотра ООО "XXX" является одним …. пунктов прохождения ТО в городе …….

Клиентами данной фирмы являются физические и юридические лица, имеющие в наличии автотранспортные средства.

Технический осмотр проводится согласно "Правилам проведения государственного технического осмотра транспортных средств Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (с изменениями от 18 мая 2001 г)" (приложение 1)

Правила техосмотра

С января 2006 года в РФ действуют следующие правила прохождения техосмотра: все новые легковые автомобили должны пройти свой первый техосмотр в течение тридцати дней с момента постановки на учет. В этот момент автомобиль получает талон техосмотра сроком на три года. Автомобили, которым исполнилось не более 7 лет, включая год выпуска, обязаны проходить техосмотр раз в два года, а техосмотр автомашин старше 7 лет должен совершаться ежегодно.

Такие правила техосмотра установлены для автомобилей общей массой до 3,5 тонн. Автомобили общей массой более 3,5 тонн, а также автомобили спецслужб и учебные автомобили должны проходить техосмотр ежегодно, независимо от года выпуска. Автобусы, такси и все остальные ТС, перевозящие пассажиров - каждые 6 месяцев.

Все автомобили проходят инструментальный контроль на станции технического осмотра.

Место прохождения техосмотра

"Правила техосмотра" (п.10) предусматривают техосмотр транспортных средств должен проводиться по месту их регистрации (временной регистрации). Конкретное место осмотра назначается Государственной инспекцией. Но в любом случае это будет на станции технического осмотра. Например, если автомобиль зарегистрирован в Твери, а его владелец проживаете в Пензе, то пройти техосмотр в Пензе он сможет только, имея временную регистрацию сроком на год. А вот район значения не имеет. Если автомобиль зарегистрирован в Пензе и его владелец проживает в Пензе, то техосмотр можно пройти на любой станции ГТО.

Документы, необходимые для прохождения техосмотра

Общегражданский паспорт. Если он утерян, его может заменить временное удостоверение личности (форма 2П). Военнослужащим паспорт заменяет военный билет или удостоверение личности и свидетельство о регистрации по месту жительства (форма 8).

Водительское удостоверение, в котором проставлена категория, которой соответствует автомобиль, проходящий техосмотр.

Медицинская справка установленного образца (та же самая, которая требуется для сдачи экзамена на право управления ТС, для восстановления утраченных прав и других документов в ГИБДД и т.д.)

Свидетельство о регистрации автомобиля или технический паспорт ТС и (или) технический талон транспортного средства.

Документы (доверенность), подтверждающие право пользования и (или) распоряжения ТС, если техосмотр проходит не собственник.

Страховой полис ОСАГО.

Две квитанции (платежные поручения) об оплате проведения технического осмотра и госпошлины.

Стоимость прохождения техосмотра

Размер платы за проведение государственного технического осмотра, в том числе с использованием средств технического диагностирования, устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. (п 2.1 приложение В)

Размер платы устанавливается дифференцировано по следующим типам транспортных средств: легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, мототранспортные средства, прицепы (полуприцепы), транспортные средства для перевозки опасных грузов, транспортные средства для перевозки крупногабаритных грузов, специальные и специализированные транспортные средства. (приложение Б)

Талон ГТО

Талон о прохождении государственного технического осмотра представляет собой карточку, синего цвета.

Если потерян талон ГТО

В случае утери талона ГТО необходимо представить в ГИБДД заявление об утрате талона и те же документы, что и при прохождении техосмотра, кроме медицинской справки и квитанций об оплате.

После проверки факта прохождения техосмотра, выдается дубликат талона. Повторного прохождения техосмотра не требуется и срок прохождения следующего техосмотра не меняется.

Как подготовиться к прохождению техосмотра

Для того чтобы беспрепятственно пройти техосмотр, у водителя должны быть все необходимые документы (см. выше); аптечка (лекарства не должны быть просрочены), огнетушитель, объемом не менее 2 л и знак аварийной остановки. Ну и сам автомобиль должен быть чистым и, очевидно, исправным.

Закончив все процедуры техосмотра, эксперт составляет акт технического осмотра в 2-х экземплярах и вносит все данные о состоянии автомобиля в диагностическую карту, которая составляется в 3-х экземплярах. В случае, когда какие-либо параметры не соответствуют принятым нормам, владельцу приходится устранять неисправности и возвращаться на пункт технического осмотра для повторной диагностики.

Повторное прохождение техосмотра

На устранение дефектов, выявленных при прохождении техосмотра, владельцу автомобиля дается 20 дней. Если он успевает в этот срок отремонтировать автомобиль, повторная диагностика будет бесплатной и, проверяться будут только те параметры, по которым были замечания.

Техосмотр в разных странах

Англия - один раз в год в уполномоченных мастерских. В случае обнаружения неисправности, там же все и починят. Стоимость прохождения ТО - 30 фунтов стерлингов.

Италия - один раз в два года. Можно проходить как на государственной станции технического осмотра, так и на частной. Стоимость варьируется. Но в любом случае это не больше 70 евро

США - один раз в два года. В каждом штате свои правила. Но в любом случае проверяются токсичность выхлопа, работоспособность фар и тормоза. Процедура занимает от 5 минут до 1 часа и стоит от 5 до 20 долларов.

Франция - раз в два года на специальных станциях технического контроля. Мелкие неисправности за небольшую плату устранят на месте. Стоимость - 49 евро.

2.2 Оценка конкурентоспособности организации

Анализ внешней и внутренней среды предприятия.

Анализ конкурентоспособности предприятия начинается с анализа факторов, оказывающих воздействие на исследуемое предприятие. Все факторы можно разделить на факторы внешней и внутренней среды предприятия.

Конкурентоспособность предприятия во многом зависит от того, насколько предприятие может приспособиться к изменяющимся условиям конкуренции на рынке. Внешняя среда предприятия включает расположенные вне его пределов, но влияющие на успех бизнеса факторы. В таблице 4 представлены основные факторы внешней (макросреды) и внутренней среды (микросреды) предприятия, которые оказывают наибольшее влияние на данное предприятие.

Таблица 4 - Влияние факторов внутренней и внешней среды "ХХХ"

Фактор
Влияние фактора
Факторы внешней среды
1. Экономические факторы и стадия жизненного цикла рынка
Рынок рассматриваемых услуг в г. … находится на этапе роста. Под действием этого фактора идет усиление конкуренции между предприятиями данной сферы. Исследуемому предприятию приходится повышать качество предоставляемых услуг и осуществлять поиск путей обеспечения устойчивого конкурентного положения на рынке.
2. Социально-демографические факторы
Рост уровня жизни и доходов потребителей приводит к росту покупок автотранспортных средств и положительно влияет на деятельность исследуемого предприятия.
3. Технологические факторы
Особенно сильное влияние оказывает развитие НТП. Для того, чтобы быть конкурентоспособным, предприятию необходимо соответствовать все более возрастающим требованиям к технологии и оборудованию станций ТО
4. Политические
Деятельность предприятий регулируется законодательными актами и законами. Государственное регулирование заставляет с помощью лицензирования и сертификации повышать качество реализуемых услуг. Предприятие в своей деятельности должно обеспечивать безопасность труда, время работы, минимальную заработную плату
Факторы внутренней среды
1. Конкуренты.
Конкурентами являются ещё пять станций ТО в городе, три из которых занимают существенную долю рынка оказываемых услуг.
2. Персонал
Количество персонала, а также его квалификация значительно выше чем у фирм-конкурентов, следовательно качество обслуживания на более высоком уровне.
3. Руководство.
Не осуществляет маркетинговую деятельность, что влияет на конкурентоспособность предприятия. Не учитывается мнение персонала в принятии управленческих решений.
Кроме того, следует отметить барьеры для входа и выхода на исследуемый рынок (таблица 5).
Таблица 5 - Барьеры для входа и выхода на исследуемый рынок
Барьеры для входа на рынок:
Административные барьеры (тяжело получить все необходимые документы: лицензии, свидетельства; тяжело получить разрешения всех инстанций: санэпидемстанции, пожарной службы, архитектурно-строительной и т.д.);
Потребительские предпочтения (современные потребители предъявляют высокие требования не только к качеству реализуемых услуг, но и к скорости обслуживания, графику работы предприятия, наличию дополнительных услуг и пр);
Неспособность руководства определить маркетинговую стратегию развития;
Потребительские привычки (преданность клиентов одной фирме);
Высокие затраты на открытие станции ТО;
Высокая конкуренция.
Барьеры для выхода с рынка:
Долгосрочные и другие активы (в предприятие вложены инвестиции, которые были направлены на закупку нового оборудования, внедрение АСУ, частичный ремонт помещений);
Высокие затраты (при закрытии предприятия необходимо будет реализовать оборудование предприятия. Так как оно будет реализовываться по заниженной цене, это приведет к излишним затратам и убыткам, а также высокие затраты на покрытие задолженностей перед дебиторами, на покрытие обязательств, на сворачивание бизнеса);
Административные и социальные ограничения;
Сопротивление высшего руководства. Оно стремится сохранить независимость предприятия и остаться на рынке.
Любое предприятие, действующее на рынке, рассматривается не само по себе, а с учетом всей совокупности факторов внешней среды. Одним из важнейших факторов являются конкуренты, без учета и изучения которых невозможна разработка приемлемой стратегии и тактики функционирования фирмы на рынке. Изучение конкурентов дает фирме представление о ее положении на рынке. Контроль за конкурентами позволяет удовлетворять специфические запросы покупателя раньше и лучше других фирм. Зная сильные и слабые стороны конкурентов, можно оценить их потенциал и цели, фирма получает возможность стратегически точно сконцентрировать свое внимание на том направлении, где конкурент слабее. Таким образом, можно расширить собственные преимущества в конкурентной борьбе.
Основными конкурентами пункта ТО "ХХХ" являются все пункты ТО города …. ., а именно: …
В каждом районе города находится по одному пункту ТО.
Следует отметить, что пункт ТО "ХХХ" находится в самом многочисленном районе города, что изначально определяет его конкурентные преимущества.
Для определения конкурентной позиции на рынке каждого из предприятий необходимо определить занимаемую ими долю.
Доля рынка товара - процент от общей имеющейся базы потребителей, занятый компанией.
Доля рынка товара (услуг) - процентная доля продаж продукта (услуги) определенной компании в общем объеме продаж аналогичных продуктов (услуг) на данном рынке.
Т. к. рассматривается весь рынок данных услуг г. …., то доля каждого из предприятий будет определена как отношение количества автотранспортных средств, зарегистрированных в каждом районе, к общему числу автотранспортных средств, зарегистрированных в г………. (по данным ….) (таблица 6).
Таблица 6- Количество автотранспортных средств, зарегистрированных в г……… на ……... 2010 г
Название
района
Количество а/т средств, зарегистрированных на физических лиц
Количество а/т средств, зарегистрированных на юридических лиц
Общее
количество
Доля рынка,%
……………. р-н
…………. р-н
……………. р-н
………………. р-н
……………….
р-н
…………………
р-н
Согласно степени доминирования на рынке (занимаемой доле рынка), на сегодняшний день "лидером" является пункт ТО "ХХХ", так как большинство потребителей данной услуги находятся в непосредственной близости от него.
Пункты ТО "…." и "…………" имеют сильную конкурентную позицию и следует за лидером.
Пункты ТО "…………", "………." и "…………." находятся примерно на одной позиции по уровню конкурентоспособности.
Еще одним критерием конкурентоспособности фирмы является уровень цен, установленный на реализуемые предприятием услуги.
Цена имеет очень большое значение при формировании финансовых результатов. Цена является источником дохода предприятия. От цен на услуги, которые предлагает компания зависит объем товарооборота. Исследуя сферу услуг проверки технического состояния автотранспортных средств, мы не можем использовать такой критерий, как ценообразование, т.к цены на данный вид услуги устанавливает администрация …………… области и они одинаковы на всех пунктах ТО г………... (Приложение Б)
Оценка конкурентоспособности необходима для обоснования принимаемых руководством предприятия решений по управлению его деятельностью.
Оценку конкурентоспособности предприятия следует проводить несколькими методами, так как это обеспечит максимальное соответствие полученных результатов реальному положению расстановки конкурентных сил на рынке и позволит определить комплексный показатель конкурентоспособности предприятия с учетом большего количества факторов.
Маркетинговый подход к оценке конкурентоспособности предприятия.
Основным достоинством данного метода является определение требований и ожиданий клиентов к пункту ТО и возможность на их основе разработать направления улучшения деятельности предприятия.
Сначала необходимо определить те характеристики, которые могут помочь руководству определить конкурентоспособность уже существующего предприятия. К таким характеристикам относятся:
информационная доступность: наличие всей информации, необходимой для прохождения техосмотра, расположенной на стендах в отделе оформления документов.
комплекс дополнительных услуг: охраняемая территория, наличие кафе, уютная комната ожидания документов (наличие телевизора, журналов)
место расположения пункта ТО, его близость к жилому району, к МРЭО (Межрайонный регистрационно-экзаменационный отдел)
время работы пункта ТО и время пребывания в нем (работа в выходной день для людей, не имеющих возможность приехать в рабочее время)
качество обслуживания (квалификация персонала);
скорость обслуживания
длина очереди (зависимость от сезонности)
Перечисленные характеристики служат клиентам в качестве критериев при сравнении пунктов ТО.
Данная методика оценки конкурентоспособности предприятия включает следующие три этапа:
Анкетный опрос клиентов во время нахождения на пункте ТО. На исследуемом предприятии он производился с помощью анкеты, приведенной в Приложении В. Всего было заполнено 95 анкет.
Определение степени удовлетворенности клиентов на основе обработки анкет оценки пункта ТО.
Выработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности предприятия.
Результаты обработки полученных анкет сведем в таблицу 7 в порядке убывания значимости критерия.
Таблица 7- Результаты обработки анкет
№ п/п
Название критерия
Важность критерия для клиентов
Оценка степени удовлетворенности по пятибалльной шкале
1
Удобное месторасположение
165
4,7
2
Время работы
140
4,1
3
Скорость обслуживания
134
3,0
4
Информационная доступность
125
4,3
5
Длина очереди
118
3,5
6
Качество обслуживания
105
4,0
7
Комплекс дополнительных услуг
100
3,9
На основе данных таблицы 6 можно сделать следующие выводы:
Для клиентов исследуемого пункта ТО наиболее важны удобное месторасположения предприятия, его время работы и скорость обслуживания.
Клиенты удовлетворены работой пункта ТО в большей степени по наиболее важному критерию - удобному месторасположению, и наименее важному - комплексу дополнительных услуг.
В достаточной степени клиенты удовлетворены качеством обслуживания, информационной доступностью и временем работы предприятия.
Клиенты не удовлетворены по одному из наиболее важных показателей: скорости обслуживания, а также по критериям длины очереди и комплексу дополнительных услуг.
Для повышения конкурентоспособности пункта ТО необходимо в первую очередь существенно изменить:
увеличить скорость обслуживания и сократить длину очередей (решение - расширить штат сотрудников: принять на работу хотя бы одного оператора ПК и контролера, открыть дополнительные линии инструментального контроля);
увеличить комплекс дополнительных услуг (установить в отделе оформления документов терминал Сбербанка, позволяющий клиентам на месте оплачивать штрафы, госпошлину и прочие квитанции, необходимые для выдачи талона ГТО, а также установить систему вентилирования и кондиционирования в этом отделе);
повысить уровень обслуживания и квалификации персонала (разработка кадровой политики, систем стимулирования и мотивации персонала, проведение семинаров и обучающих курсов для персонала по разъяснению принципов работы с клиентами);
Замечу, что нельзя просто раздать опросные анкеты - процент заполненных анкет будет весьма мал. Нужно заполнить анкету совместно с клиентом, освобождая его от чтения пояснений в анкете, терпеливо разъясняя ему, что он должен сделать.
Недостатком данного метода оценки конкурентоспособности предприятия является то, что предприятие рассматривается без сопоставления с конкурентами.
Для устранения данного недостатка и определения положения на рынке аналогичных услуг ООО "ХХХ" относительно конкурентов можно использовать матрицу "позиция предприятия / привлекательность рынка" (матрица McKinsey).
Для этого необходимо определить факторы рыночной привлекательности отрасли и факторы конкурентоспособности предприятия (таблицы 18-20) и шкалу оценок. Примем шкалу оценок от 1 до 10. Шкала оценок для привлекательности рынка: 10 - очень привлекателен, 7 - привлекателен, 5 - неплохой, 3 - не привлекательный, 0 - абсолютно не привлекательный. Шкала оценок для оценки позиции компании: 10 - исключительно сильный, 7- сильный, 5 - неплохой, 3 - слабый, 0 - абсолютно слабый. Оценка каждого фактора и определение его весомости (значимости) производятся методом субъективных оценок. Сумма весовых коэффициентов должна быть равна единице.
Пункт ТО …………. р-на рассматриваться не будет, т. к он занимает наименьшую долю рынка аналогичных услуг, имеет местоположение, удобное лишь для жителей данного района, поэтому не является основным конкурентом рассматриваемого предприятия.
В таблице 8 представлены факторы рыночной привлекательности и конкурентоспособности предприятия и их оценка в отношении пункта ТО "…………"
Таблица 8 - Оценка рыночной привлекательности и конкурентоспособности предприятия в отношении пункта ТО "…………"

Факторы оценки
Оценка
Вес
Взвешенная оценка
Факторы рыночной привлекательности
1
Величина рынка
10
0,12
1,2
2
Развитие рынка
7
0,12
0,84
3
Конкурентная структура
5
0,10
0,50
4
Отраслевая прибыльность
7
0,12
0,84
5
Платежеспособность клиентов
10
0,10
1
6
Барьеры для входа на рынок
5
0,07
0,35
7
Технические факторы
7
0,12
0,84
8
Социальные факторы
7
0,10
0,7
9
Юридические факторы
7
0,07
0,49
10
Человеческие факторы
7
0,08
0,56
Итого
-
1
7,32
Факторы конкурентоспособности предприятия
1
Размер предприятия
10
0,09
0,9
2
Темпы роста
7
0,10
0,7
3
Доля рынка
10
0,12
1,2
4
Прибыльность
5
0,12
0,6
5
Технологический уровень
7
0,10
0,7
6
Цены
5
0,04
0,2
7
Уровень и качество обслуживания
7
0,12
0,84
8
Имидж
5
0,12
0,6
9
Человеческие ресурсы
3
0,09
0,27
10
Дополнительные услуги
7
0,10
0,7
Итого
-
1
6,71
Для обеспечения сопоставимости получаемых данных для оценки конкурентов будут использованы те же факторы.
Для пункта ТО "………." суммарный показатель рыночной привлекательности составил 7,32, конкурентоспособности предприятия - 6,71.
Для пункта ТО "………", факторы рыночной привлекательности и конкурентоспособности предприятия и их оценка представлены в таблице 9.
Таблица 9 - Оценка рыночной привлекательности и конкурентоспособности предприятия в отношении пункта ТО "___"

Факторы оценки
Оценка
Вес
Взвешенная оценка
Факторы рыночной привлекательности
1
Величина рынка
7
0,12
0,84
2
Развитие рынка
7
0,12
0,84
3
Конкурентная структура
5
0,10
0,5
4
Отраслевая прибыльность
7
0,12
0,84
5


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.