Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Благотворительная и коммерческая деятельность русского купечества

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 29.05.13. Сдан: 2013. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

Кафедра Истории Отечества

 

 

Реферат по дисциплине «История»

на тему «Благотворительная и коммерческая деятельность русского купечества»

 

 

Выполнил Автор работы

(фамилия, имя,  отчество;

 группа, факультет)

 

Проверил __________________

(фамилия, имя,  отчество преподавателя)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       Москва 2013

                                       Содержание

Введение                                                                                                        

1 Купечество как особый социальный слой в истории России

1.1 Место купечества в социально-экономической структуре общества 

1.2 Правовое положение купечества                                                                                            

2 Благотворительная и коммерческая деятельность русского купечества

2.1 История благотворительности в России. Благотворительность купечества                                                                                                      

2.2 Коммерческая деятельность русского купечества                                                

Заключение                                                                                                        

Список использованной литературы                                             

                                                                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          Введение

 Россия в начале XX века относилась к числу самых динамично развивающихся стран мира, и в этом прямая заслуга предпринимателей. Сложившиеся за века традиции купечества представляют не только исторический, но и экономический интерес. Формирующийся сегодня новый класс предпринимателей, несомненно, должен наследовать черты, отражающие национальный менталитет.

Об актуальности темы исследования говорит то, что российское купечество, представляя собой особый тип отечественных предпринимателей, внесло значительный вклад в развитие экономики страны. Наряду с этим купцы оставили заметный след в общественной жизни, приобрели авторитет как благотворители и меценаты, многое сделали для подъёма национальной культуры, что определяет значимость исследуемой темы. В последние годы отечественные историки всё более активно обращаются к изучению истории купеческого сословия – Беспалова Ю.М., Бойко В.П., Куприянов А.И., Разгон В.Н., Преображенский А.А., Захаров В.В. 

Объектом работы является русское купечество, предметом – деятельность купечества, благотворительная и коммерческая.

Общественная благотворительность  в России зародилась ещё в домонгольский  период. Простейшие виды благотворительности, заключающиеся только в кормлении нищих, оказывались, как свидетельствуют летописи, отдельными «нищелюбцами», среди которых были князья, духовенство и другие виднейшие люди.

Резкий разрыв с благотворительностью в России произошёл около 80 лет назад, когда само понятие «благотворительность» практически вышло из официального потребления. Благотворительность является важной составной частью предпринимательской деятельности, направленной на оказание материальной помощи неимущим. Традиционными её объектами во всём мире являются люди, страдающие от тяжёлых недугов, инвалиды, имеющие ограниченные возможности для жизни и деятельности, а так же дети и взрослые, чьё развитие существенно отличалось от общепринятой нормы.

Целью данной работы является изучение благотворительной и коммерческой деятельности русского купечества.

    Большое количество работ посвящено исследованию благотворительной и коммерческой деятельности русского купечества, в работе были использованы главным образом труды отечественных авторов, учебники, учебные пособия, статьи из периодического издания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Купечество как особый социальный слой в истории России

1.1 Место купечества в социально-экономической структуре общества

Купечеству всегда принадлежала особая роль в истории Российского государства. Часть «третьего сословия» отличалась невежеством, грубыми нравами и предрассудками. Лучшие же представители купечества развивали промышленность и торговлю, наполняли рынок товарами, вносили неоценимый вклад в социальное развитие и культуру страны. За редкими исключениями почти все они занимались благотворительностью. Среди купцов бытовала назидательная формула: «Богатство обязывает».

Среди виднейших идеологов российского предпринимательства выделяют И.Т. Посошкова и М.Д. Чулкова. Для отечественной науки Посошков интересен, прежде всего, как оригинальный мыслитель, подаривший России "Книгу о скудости и богатстве".

Анализ текста "Книги о скудости и богатстве" позволяет заметить много интересного. Так в ней нет ни слова об обогащении господствующего сословия дворян. А в стремлении многих сословий общества к торговой деятельности Посошков видел высокий социальный статус купечества в российском государстве. "Нет на свете такого чина коему купецкий человек не потребен был", – замечал мыслитель.

Разговор о богатстве – основном понятии Посошкова – начинается уже с названия книги. Богатству он противопоставляет скудость населения – его бедность, нужду, нищету, недостаток, убожество. Однако Посошкова интересовала не столько бедность определенной части населения, сколько его возможности выйти из этого состояния [4; c.75].

Большой интерес представляют идеи Посошкова об общей стратегии промышленной политики. Он предлагал Петру I интенсивнее вести строительство промышленных предприятий, прекратить продажу на Запад промышленного сырья. В истории русской экономической мысли XVIII века нет более последовательного и активного сторонника развития обрабатывающей промышленности, ориентированной и на внешний рынок.

Михаил Дмитриевич Чулков (1743 – 1793 гг.) был видным русским экономистом периода начала разложения крепостнической системы и возникновения капиталистического уклада в России.

Целью Чулкова было восполнить пробел в русской экономической литературе и создать труд, вооружающий купечество знаниями в области промышленности и торговли. От других идеологов купечества его отличало то, что экономические проблемы рассматриваются с точки зрения купца, переходящего к предпринимательской деятельности. Чулков стремился обосновать значение развития промышленности и торговли для укрепления мощи государства, его экономической самостоятельности и независимости [1, c.189].

 

1.2 Правовое положение купечества

Чтобы выделить купечество в особое сословие Городовым положением 1785г. вводится институт «именитых граждан». Это звание присваивалось оптовым торговцам, банкирам, судовладельцам с капиталом свыше 50 тыс. руб. Такие лица не входили в состав гильдий и учитывались в разделе 5-м обывательской книги.

В 1800 г. для купцов устанавливается звание коммерции советника, как знака особого отличия. Это звание давало его обладателям права 8-о класса штатной службы, т.е. этим лицам была дана возможность получить привилегии, близкие к дворянским.

В 1807 г. вышел манифест «О дарованных купечеству новых выгодах, отличиях и преимуществах и новых способах к распространению и усилению торговых предприятий», который подчеркнул разницу между «действительными» купцами, которые здесь были названы «первостатейными» или негоциантами и обычными подрядчиками, откупщиками и лавочниками. К 1-м относились только оптовые торговцы.

В 1810г. объявлен Манифест «О способах к лучшему устройству суконных фабрик», который устанавливал звание мануфактур-советника для купцов. Состоявших в 1-й гильдии 12 лет подряд и кто производил на собственной фабрике более 100 000 аршин сукна ежегодно. Этот титул предоставлял те же права, что и коммерции-советнику. Получившие звание коммерции или мануфактур-советника могли переходить в разряд почетных граждан, который был введен в 1832г. Звание потомственного и личного почетного гражданина давало ряд прав: освобождение от рекрутской повинности, подушного оклада и телесных наказаний. Почетными гражданами могли становиться также купцы 1-й гильдии после 10-летнего пребывания в ней. Почетные граждане пользовались «правом титуловаться, как и дворяне, и ваше благородие». Таким образом, почетные граждане являлись промежуточной прослойкой между дворянством и купечеством и сыграли определенную роль в формировании слоя городских предпринимателей [3; c.143].

Кроме того, купцы, которые вели торговлю с заграницей в течение 5 лет не менее чем на 50 тыс. руб., получали звание торгового гостя и в «почестях» приравнивались к 7-у классу штатной службы. Эти преимущества распространялись и на членов купеческих семей.

Наличие таких привилегий повышало общественный статус купечества в условиях сословного строя, облегчало ведение коммерческой деятельности, создавало дополнительные возможности накопления капитала.

Как проявление воздействия на сознание и поведение купцов феодальной системы ценностей рассматривается в исторической литературе и стремление представителей крупного купечества к получению дворянства. Некоторые представители крупного купечества стремились к получению чинов и дворянского звания, руководствуясь не коммерческим расчетом, а честолюбивыми побуждениями. Такими купцами даже благотворительная деятельность рассматривалась как: способ получения высоких чинов и титулов. Так, иркутский купец Е.А. Кузнецов в 1848–1849 пожертвовал на благотворительные цели более 1 млн. руб., за что получил чин статского советника. В течение первой половины XIX в. для лиц, успешно занимавшихся промышленностью и торговлей, правительством был введен целый ряд почетных званий (именитый гражданин, потомственный почетный гражданин, коммерции советник, мануфактур-советник), обладатели которых получали социальный статус, сравнимый во многих отношениях со статусом лиц, имевших дворянское звание. Так, звания мануфактур-советник и коммерции советник приравнивались к VIII классу гражданской службы, и их обладатели получали право на титул «ваше высокоблагородие».

Купцы участвовали в представительных, совещательных, общественных организациях и учреждениях.

 

 

 

 

                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Благотворительная и коммерческая деятельность русского купечества

2.1 История благотворительности в России. Благотворительность купечества

Началом благотворительной деятельности в России принято считать 988 год – дату крещения Руси. Основоположники христианского (да и не только христианского) учения неоднократно призывали к любви к ближнему, к благотворительности как одному из способов достичь вечного блаженства, просветления, трактуя благотворительность как одну из важнейших добродетелей. «В рай входят святой милостыней», «Нищий богатым питается, а богатый нищего молитвою спасается» – эти пословицы говорят сами за себя [5; с.158].

С принятием христианства в Древней  Руси появляется особое понятие –  «нищелюбие». Раскрывая сущность этого  явления, В.О. Ключевский пишет, вовсе  этим не умаляя добрые чувства других народов, о такой особенности: «Человеколюбие у наших предков было то же, что нищелюбие, и любить ближнего значило, прежде всего – накормить голодного, напоить жаждущего, посетить заключенного в темнице… Древняя Русь понимала и ценила только личную, непосредственную благотворительность, милостыню, подаваемую из рук в руки, притом «оттай», тайком не только от стороннего глаза, но и от собственной «шуйцы» (левой руки)».

С принятием христианства в 988 году призрение сирых и убогих воодушевляется религиозным чувством и сосредотачивается в церквах и монастырях. Подача милостыни становится неотъемлемым ритуалом для спасения души.

Как пишут летописи о Владимире  Святославиче, Крестителе, князь велел  всякому нищему и убогому приходить  на княжий двор, «брать кушанье, и питье, и деньги из казны», а больным и дряхлым посылал телеги, груженные мясом, рыбой, хлебом, «овощем разным», медом и квасом.

Именно при нем были построены  первые богадельни, больницы и странноприимные  дома. В 996 году он издал указ, согласно которому поручил призрение надзору патриарха и подчиненных ему структур. От содержания монастырей и церквей определяется «десятина» для благотворительных нужд, то есть десятая часть денег.

Кстати, при Владимире призрение  глухих и слепых детей было составной  частью системы общественного призрения. Все дети, имеющие органические недостатки, значились «убогими» или «увечными». Князь Владимир передал общественное призрение убогих Церкви: «Убогие… даны митрополиту или епископу… да ведает их той и рассуждает».

В годы монгольского нашествия, пользуясь  в первое время относительным  уважением татарских ханов, церковь  полностью берет на себя благотворительные  функции.

Внушая людям, что помогать обездоленным и нуждающимся – благое дело, церковь во многом подавала в этом пример. В неурожайные годы давала зерна для посева, во время войн, стихийных бед предоставляла кров и пищу. При многих крупных монастырях возникают богадельни, бесплатные больницы и школы.

Благотворительность является одной  из древнейших русских традиций, которая  пришла на Русь вместе с христианством. Аналогичные этому явлению формы  существовали также в исламе и  других религиях. Частная благотворительность  была реакцией сострадательных людей по отношению к тем, кто переживает трудности, несчастья, лишения.

Осуществлять помощь должно было правительство, общественные организации, но у государства  никогда не хватало средств на социальные нужды, поэтому никто  не должен был мешать частным благотворителям проявлять свое желание помочь попавшим в беду. А такие запрещения все-таки были.

Благотворительность была не столько  вспомогательным средством общественного  благоустройства, сколько необходимым  условием нравственного здоровья. Древняя  Русь понимала и ценила только личную, непосредственную благотворительность, подаваемую из руки в руку, втайне от постороннего взгляда. В старину говорили: "В рай входят святой милостыней, нищий богатым питается, а богатый нищего молитвой спасается". Благотворителю нужно было воочию видеть людскую нужду, которую он облегчал.

Как в Европе, так и на Руси дело призрения бедных находилось в руках  церкви, особенно монастырей. Частная  благотворительность на Руси зачастую становилась средством поддержания  праздности и превращалась в холодное исполнение церковного приличия: раздачи копеечек просящим, вместо помощи нуждающимся. Со времен царя Федора Алексеевича (1661-1682 гг.) издается ряд указаний против праздного ремесленного нищенства и частной русской милостыни. В тоже время продолжают устраиваться благотворительные учреждения.


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.