Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции по системе директ костинг на примере ОАО «ЯКСМК»

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 30.05.13. Сдан: 2013. Страниц: 37. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):




Оглавление

 

Введение…. ..…………………..………………………………………………….....3

Глава 1. Теоретические основы системы директ-костинг как элемента управленческого учета …………………….………………………………………..6

1.1. Предпосылки возникновения  системы учет затрат по системе  директ- костинг………………………………………………………………………6

1.2. Значение учета   затрат в системе директ-костинг…………..…………………………………..………………………………10

1.3. Преимущества и недостатки применения системы директ-костинг……………………………………………………………………………....16

Глава 2. Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции по системе директ – костинг на примере ОАО «ЯКСМК»…………26

2.1. Экономическая характеристика предприятия…………………...…..26

2.2. Использование метода директ-костинг ……………………….……..28

2.3. Рекомендации по совершенствованию управленческого учета ..….38

Заключение ……………………………………….………..…………………….…46

Список использованной литературы и источников……………….…...………...48

 

Введение

 

Система получения информации о себестоимости была налажена в  организациях достаточно хорошо. Другое дело, что большая часть ее не была востребована, так как не было стимула для снижения затрат на производство, а значит, и управления процессом формирования себестоимости в организации. Необходимость составления точных, достоверных калькуляций была обусловлена системой государственного централизованного ценообразования.

Современная  система  бухгалтерского учета затрат на производство отвечала требованиям централизованно  управляемой экономики: она обеспечивала получение информации обо всех фактически понесенных в производственном процессе затратах; калькулировании полной себестоимости продукции, работ или услуг в основном для целей государственного централизованного ценообразования.

Актуальность курсовой работы рассматривает в настоящее  время с развитием рыночных отношений увеличивается самостоятельность организаций, в том числе и в вопросах установления цен на свою продукцию с учетом складывающихся на рынке спроса и предложения, что является одной из характеристик этих отношений, в результате чего изменяются задачи, стоящие перед бухгалтерским учетом и его подсистемой – калькулированием. В этих условиях актуальна следующая задача калькулирования – не просто обеспечить фактическую себестоимость изделия, а рассчитать такую себестоимость, которая в сегодняшних условиях работы предприятия на рынке могла бы обеспечить ему определенную прибыль.

Задачи директ-костинга являются одними из альтернативных традиционному к отечественному подходу к калькулированию полной себестоимости, когда в разрезе объектов калькулированию планируются и учитываются неполная, ограниченная себестоимость. Эта себестоимость может включать в себя только прямые затраты, только переменные, зависящие от изменения объемов производства; она может калькулироваться на основе только производственных расходов, то есть расходов, связанных с изготовлением данной продукции выполнением работ или оказанием услуг, даже если они косвенные. Но, несмотря на различную полноту включения в себестоимость объекта калькулирования различных видов расходов, общим для этого подхода является то, что другие виды затрат, которые также по своей экономической сущности составляет часть текущих издержек, не включаются в калькуляцию, а возмещаются общей суммой из выручки (валовой прибыли). В этом основная отличительная особенность системы учета неполной себестоимости – система директ-костинг.

Особая значимость работы определила цель курсовой работы, которая состоит в раскрытии преимуществ и недостатков системы учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции по системе директ-костинг.

Для осуществления поставленной цели в работе определены следующие  задачи:

  1. Раскрытие роли и значения затрат в системе директ-костинг;
  2. Рассмотрение калькулирования на производство себестоимости продукции в отечественном учете по системе директ-костинг и целесообразность её применения;
  3. Обоснование преимуществ и недостатков системы директ-костинг.
  4. Рассмотреть учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции по системе директ – костинг на примере ОАО «ЯКСМК»;
  5. Предложить рекомендации по совершенствованию управленческого учета.

Предметом курсовой работы является система учета затрат и  калькулирование «Директ-костинг».

Поставленные цели и  задачи предопределяют структуру работы,  которая включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы и источников.

В первой главе будут  исследованы теоретические вопросы, касающиеся учета  затрат в системе директ-костинг. Во второй главе работы на основе теоретического материала будет приведен  пример учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции по системе директ – костинг на примере ОАО «ЯКСМК», а также будут даны рекомендации по совершенствованию управленческого учета.

Теоретической и методической основой проведения исследования явились национальные российские стандарты по бухгалтерскому учету, в частности специальная литература, а также материалы периодической печати по теме исследования. 

 

Глава 1. Теоретические основы системы «Директ-костинг» как элемента управленческого учета

 

1.1. Предпосылки возникновения системы учет затрат по системе директ- костинг.

 

Существующая в настоящее  время отечественная система  бухгалтерского учета во многом еще  остается учетом директивной экономики  и выполняет функции расчета  налогооблагаемой базы. До сих пор  на наших организациях применяется затратный метод бухгалтерского учета, предусматривающий учет и исчисление полной фактической себестоимости единицы продукции (работ, услуг). Однако весь мировой опыт свидетельствует об эффективности использования маржинального метода бухгалтерского учета — системы учета директ-костинг, в основе которой лежит исчисление сокращенной себестоимости продукции и определение маржинального дохода.

Экономисты затрудняются утверждать, кто из ученых стоял  у истоков теоретического обоснования классификации затрат на прямые и косвенные, основные и накладные, постоянные и переменные, производственные и периодические. В 1781 году Т.Е. Клипштейн в своей книге «Учение об альтернативах в учете» на примере металлургического производства показал, как прямые затраты нужно относить на отдельные фазы (переделы): добывающее производство; угольное; переработка шлаков; плавка; кузнечное производство [18, с. 55]. Накладные расходы, по его мнению, следовало списать прямо на счет результатов за период.

В 1899 году в статье «Бухгалтерия и калькуляция в фабричном деле», опубликованной в газете "Немецкая металлургия", немецкий ученый О. Шмаленбах провел различия между прямыми затратами покупателя и косвенными затратами [13, с.165]. Кроме того, в данной статье были упомянуты такие понятия, как "первичные накладные расходы", "вторичные накладные расходы", "постоянные затраты", "переменные затраты", "прогрессивные затраты" и "дегрессивные затраты". О. Шмаленбах уже тогда считал теоретически правильным относить на конкретных покупателей только первичные накладные расходы, а вторичные — покрывать за счет валовой прибыли. Идея же организации учета сумм покрытия впервые им была обнародована в его работе "Основы учета себестоимости и политика цен", изданной в 1902 году [18, с. 56].

На необходимость четкого  разграничения затрат между постоянными  и переменными их частями указывал также в 1903 году Г. Гесс [18, с. 178]. По этому поводу он писал: "К постоянным затратам я отношу все те статьи, которые предусматривают подготовку предприятия, к общим переменным затратам — все оставшиеся элементы".

Приведенные примеры  теоретического и практического  приложения идеи разграничения затрат на постоянные и переменные не имели  под собой еще основания — их зависимости от объема производства. Такую зависимость впервые обосновал Дж. Кларк. В 1923 году он предложил подразделять валовые издержки производства, в зависимости от объема производства, на постоянные и переменные [13, с.222]. К постоянным, по его мнению, следовало относить: амортизацию основного капитала; расходы на содержание административного и технического персонала; поддержание оборудования в надлежащем состоянии; содержание сбытовой сети; сумму обычной прибыли на задействованный капитал. К переменным же затратам, согласно Дж. Кларку, следовало относить стоимость сырья, материалов, электроэнергии, рабочей силы, эксплуатации оборудования и др., изменяющихся в зависимости от величины объема производства.

В 1936 году, развивая эти  идеи, американский экономист Джонатан Гаррисон создал учение — директ-костинг, согласно которому в составе себестоимости необходимо учитывать только прямые расходы [9, с.52]. Основные идеи этой системы были опубликованы им в январе 1936 года в бюллетене Национальной ассоциации промышленного учета. Вначале эта концепция не получила широкого признания, ее критиковали сторонники полной себестоимости. Они утверждали, что полная себестоимость необходима для акционеров, вкладчиков капитала и даже для управляющих. И только в последующем директ-костинг стал преобладающим методом учета затрат.

Появление директ-костинга имело и чисто бухгалтерскую  причину. Счетные работники в  то время пришли к выводу, что  все затраты следует разделить  на относящиеся к данному отчетному  периоду (реализуемые в нем) и  связанные с выработкой продукции (они относятся к тем отчетным периодам, когда произойдет реализация продукции). Первые получили название постоянных, вторые — переменных. Если этот подход правилен, то, естественно, в состав себестоимости можно и нужно включать только прямые затраты. Основным возражением против сказанного являлось то, что в этом случае оценка незавершенного производства в балансе оказывается заниженной, а расходы каждого отчетного периода — завышенными.

В 30-е годы ХХ века исследования в области системы директ-костинг также провели Вальтер Раутенштраух, Джон Х. Уильямс, Чарльз М. Кноппель [18, с.140]. Ими были разработаны графики промежуточного бюджета и критического объема производства. С помощью этого графика можно было проследить связь между показателями объема, себестоимости и прибыли.

Значительный вклад  в развитие идеи директ-костинг внес К. Румель, издав книгу «Единая система учета затрат на основе пропорциональности затрат и производственных величин». В ней содержится практическое руководство по использованию учета затрат как информационного инструмента, действующего по принципам директ-костинга. Он же ввел понятие "учет затрат по блокам". По его мнению, если блок постоянных затрат противопоставить блоку пропорциональных затрат и отнести на изделия только пропорциональные затраты, а не эксплуатационные расходы, то такую систему следует называть "учетом затрат по блокам". Сущность идеи К. Румеля состоит в разделении затрат, пропорциональных объему, и затрат, пропорциональных длительности календарного периода. При этом затраты, пропорциональные объему, относятся прямо на носители затрат, в то время как затраты, пропорциональные длительности периода, собираются как нераспределенные в одном блоке.

Значительное развитие система директ-костинг получила после второй мировой войны. Усиление контроля за производственными затратами стало стимулировать дальнейшие исследования в области себестоимости. При этом широкое распространение получили расчеты, связанные с нахождением точки критического объема производства. В результате этого в начале 50-х годов в США ряд компаний стали возвращаться к учету только прямых затрат, но теперь к ним, кроме материалов и заработной платы рабочих, стали относить еще и переменные накладные расходы.

Фактическое внедрение  системы директ-костинг в США относится к 1953 году, когда Национальная ассоциация бухгалтеров-калькуляторов в своем отчете опубликовала описание этой системы. В 1961 году ею был опубликован второй отчет, где исследованию подверглись 50 крупных фирм, применяющих данную систему [18, с. 144].

В настоящее время  директ-костинг широко распространен  во всех экономически развитых странах. В Германии и Австрии данный метод  получил наименование «учет частичных затрат» или «учет суммы покрытия», в Великобритании его называют «учетом маржинальных затрат», во Франции — «маржинальная бухгалтерия» или «маржинальный учет».

При описании этой системы  в отечественной литературе по бухгалтерскому учету часто встречается термин "учет ограниченной, неполной или  сокращенной себестоимости". Приемлемым названием для озвучивания этой системы у нас в стране является термин: "маржинальный метод бухгалтерского учета". Это связано с тем, что основным показателем при системе директ-костинг является маржинальный доход. С его помощью определяется порог рентабельности производства, устанавливается цена безубыточной реализации продукции, строится ассортиментная политика предприятия и т.д. В этих условиях термин "маржинальный метод" для отечественных специалистов становится более понятным и значимым, чем директ-костинг. Кроме того, как уже отмечалось, в Великобритании и Франции для характеристики данной системы также основной упор делается именно на маржинальную направленность.

Невзирая на то, что  бухгалтерские стандарты не разрешают  в полном объеме использовать систему директ-костинг для составления внешней отчетности и расчета налогов, данный метод в настоящее время находит все более широкое применение в отечественной бухгалтерской практике. Он применяется во внутреннем учете для проведения технико-экономического анализа и обоснования для принятия как перспективных, так и оперативных управленческих решений в области безубыточности производства, ценообразования и т.д.

 

 

1.2.  Значение учета затрат в системе директ-костинг

 

Система учета затрат по директ-костинг требует четкой детальной классификации затрат для контроля за их поведением в процессе функционирования организации.

Все затраты, образующие себестоимость продукции (работ, услуг), не одинаковы не только по своему составу, но и по значению в изготовлении продукта, выполнении работ и услуг. Одни затраты — непосредственно связаны с изготовлением и выпуском продукции (затраты сырья, материалов, оплата труда рабочих и др.), другие — с управлением и обслуживанием производства (расходы на содержание аппарата управления, на обеспечение производственного процесса необходимыми ресурсами, на содержание основных средств в рабочем состоянии и т.д.), а третьи, не имея непосредственного отношения к производству, все-таки по действующему законодательству включаются в издержки производства (отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, социальные нужды населения и др.). Кроме того, часть затрат прямо включается в себестоимость конкретных видов готовых изделий, а другая часть, в связи с производством нескольких видов продукции — косвенно.

В системе учета директ-костинг  поведение затрат, в первую очередь, зависит от того, какую управленческую задачу необходимо решить. Решению  каждой задачи должен соответствовать  свой классификационный признак.

По экономическому содержанию затраты целесообразно группировать в разрезе экономических элементов и статей калькуляции.

Экономическим элементом  принято называть первичный, однородный вид затрат на производство и реализацию продукции, который на уровне предприятия  невозможно разложить на составные части. Для всех организаций установлен следующий единый перечень экономически однородных элементов затрат, включаемых в себестоимость продукции:

- материальные затраты; 

- затраты на оплату  труда; 

- отчисления на социальные  нужды;

- амортизация; 

- прочие затраты.

Поэлементная группировка  затрат показывает, сколько произведено  тех или иных видов затрат в  целом по организации за определенный период времени независимо от того, где они возникли и на производство какого конкретного изделия они использованы.

К сожалению, классификация  затрат по экономическим элементам  не позволяет исчислять себестоимость  отдельных видов продукции, установить объем затрат конкретных структурных  подразделений организации. В этих целях используют классификацию затрат по статьям калькуляции.

Калькуляционной статьей  принято называть определенный вид  затрат, образующий себестоимость как  отдельных видов, так и всей продукции  в целом. Группировка затрат по калькуляционным статьям позволяет определять назначение расходов и их роль, организовать контроль над ними, выявлять качественные показатели хозяйственной деятельности как организации в целом, так и отдельных ее подразделений, устанавливать, по каким направлениям необходимо вести поиск путей снижения издержек производства. На основании этой группировки строится аналитический учет затрат на производство, составляется плановая и фактическая калькуляция себестоимости отдельных видов продукции.

В общем виде номенклатура статей калькуляции для производственных организаций при применении системы учета директ-костинг может выглядеть следующим образом [8, с. 258]:

«Сырье и материалы»;

«Возвратные отходы (вычитаются)»;

«Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних организаций»;

«Топливо и энергия на технологические цели»;

«Заработная плата производственных рабочих»;

«Отчисления на социальные нужды»;

«Расходы на подготовку и освоение производства»;

«Общепроизводственные расходы»;

«Потери от брака»;

«Прочие производственные расходы»;

«Итого производственная себестоимость».

По местам возникновения  затраты следует группировать и  учитывать в разрезе производств, цехов, участков, отделов, бригад и других структурных подразделений организации, т.е. центров затрат. Такая группировка затрат необходима для организации учета по центрам ответственности и определения производственной себестоимости продукции (работ, услуг). Это позволяет оперативно контролировать затраты и результаты на разных уровнях и оценивать деятельность каждого подразделения и ответственного менеджера.

Предыдущая классификация  затрат наилучшим образом проявляет  себя в зависимости от сферы их возникновения и функциональной деятельности организации. По данному  признаку затраты необходимо подразделять на снабженческо-заготовительные, производственные, сбытовые и организационно-управленческие.

Такая группировка затрат способствует укреплению внутрихозяйственного расчета и усилению взаимосвязи  и взаимозависимости между центрами ответственности, обеспечивает более  точное предоставление информации о произведенных затратах, помогает менеджерам принимать совместные обоснованные решения о виде, составе, цене, путях сбыта продукции и способствует повышению эффективности производственно-коммерческой деятельности организации.

По способу включения в себестоимость продукции затраты организации в системе учета директ-костинг подразделяются на прямые и косвенные.

Прямыми являются расходы  по производству конкретного вида продукции. Поэтому они могут быть отнесены на конкретные объекты калькуляции в момент их совершения или начисления прямо на основании данных первичных документов. К ним относятся: затраты сырья, материалов, заработная плата производственных рабочих и др. Они учитываются по дебету счета 20 "Основное производство", и их можно отнести непосредственно на себестоимость определенного конкретного изделия.

Косвенные же расходы  связаны с выпуском нескольких видов  продукции. Такие расходы сначала  собираются на соответствующих собирательно-распределительных  счетах, а затем распределяются между отдельными изделиями согласно выбранной организацией методике (базе) их распределения (заработной плате производственных рабочих, количеству часов отработанного времени и т.п.).

Деление затрат на прямые затраты и косвенные имеет  условный характер. Так, в добывающих производствах, где, как правило, добывается один вид продукции, расходы прямые. В комплексных производствах, в которых из одних и тех же видов сырья и материалов изготавливаются несколько видов изделий, основные затраты являются косвенными. Расширение удельного веса прямых затрат способствует более точному определению себестоимости продукции.

По роли, выполняемой  в технологическом процессе изготовления продукции, и целевому назначению затраты  организации необходимо подразделять на основные и накладные. Данное деление затрат необходимо для планирования, учета, анализа, контроля и регулирования производственной деятельности как организации в целом, так и отдельных подразделений.

К основным расходам относятся  все виды ресурсов, потребление которых связано с выпуском продукции или оказанием услуг, т.е. это затраты, непосредственно связанные с технологическим процессом изготовления продукции. К ним относятся: стоимость сырья, материалов и полуфабрикатов; стоимость топлива и энергии, израсходованных на технологические цели; расходы на оплату труда производственных рабочих и отчисления на социальные нужды; расходы по эксплуатации производственных машин и оборудования и т.д.

Накладные расходы образуются в связи с организацией, обслуживанием производства, реализацией продукции и управлением. Они состоят из комплексных общехозяйственных расходов и расходов на продажу.

Основные затраты чаще всего выступают в виде прямых затрат, а накладные — косвенных, но они не являются тождественными.

Группировка затрат на основные и накладные необходима при организации учета по системе директ-костинг. Кроме того, одни и те же затраты, в зависимости от их роли в процессе изготовления продукции, могут выступать в качестве основных, а по способу включения в себестоимость отдельных видов изделий в условиях одновременного производства из одного исходного материала нескольких видов изделий — в качестве косвенных.

В зарубежной литературе основные затраты называются затратами  на продукт (product cost), а накладные — затратами периода (period cost) [18, с.245]. Такое разделение затрат основано на том, что в себестоимость продукции должны включаться только производственные затраты. Они, как необходимые, формируют производственную себестоимость изделий и используются для расчета себестоимости единицы продукции. Затраты периода не являются необходимыми для производства продукции и не учитываются при определении себестоимости единицы продукции. Они используются для обеспечения процесса реализации продукции и функционирования организации как хозяйственной единицы и непосредственно списываются на уменьшение прибыли от реализации продукции.

Такая группировка затрат редко встречается в практике отечественного бухгалтерского учета. Между тем, она давно и широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой, т.к. получаемая учетная информация более адекватно отражает процесс рыночного ценообразования и позволяет всесторонне анализировать и планировать соотношения объемов производства, цен и себестоимости продукции.

Производственные затраты включают в себя:

- прямые материальные  затраты; 

- прямые расходы по  оплате труда с отчислениями  на социальные нужды; 

- потери от брака; 

- производственные накладные  расходы.

Периодические расходы  подразделяются на коммерческие, общие и административные расходы. К ним относится существенная часть общей массы расходов на управление, обслуживание производства, сбыт продукции, которая, как считают менеджеры, зависит не от объема производства и продаж, а от организации производственно-коммерческой деятельности, деловой политики администрации, продолжительности отчетного периода, структуры предприятия и других факторов.

Важное значение в  системе учета директ-костинг  имеет группировка затрат по отношению  к объему производства. По данному  признаку затраты подразделяются на переменные и постоянные.

Переменными называются затраты, величина которых изменяется вместе с изменением объема производства, т.е. зависят от деловой активности организации. Переменный характер могут  иметь как производственные, так и непроизводственные затраты. К производственным затратам относят прямые материальные затраты, прямые затраты на оплату труда, затраты на вспомогательные материалы и покупные полуфабрикаты.

К непроизводственным переменным затратам можно отнести расходы на упаковку готовой продукции, для отгрузки ее потребителю, транспортные расходы, не возмещаемые покупателем, комиссионное вознаграждение посреднику за продажу товара, которое напрямую зависит от объема продажи.

К постоянным относят  затраты, величина которых в абсолютной сумме в течение отчетного периода практически не изменяется или слабо изменяется при изменении объема производства. К ним относятся расходы на рекламу, арендная плата, амортизация основных средств и нематериальных активов и др.

Разделение затрат на постоянные и переменные имеет большое значение для планирования, учета и анализа себестоимости продукции. Постоянные расходы, оставаясь относительно неизменными по абсолютной величине, при росте производства становятся важным фактором снижения себестоимости продукции, так как их величина при этом уменьшается в расчете на единицу продукции. Переменные же расходы возрастают в прямой зависимости от роста производства продукции, но рассчитанные на единицу продукции, представляют собой постоянную величину. Экономия по этим расходам может быть достигнута за счет осуществления организационно-технических мероприятий, обеспечивающих снижение их в расчете на единицу выпускаемой продукции. Кроме того, данную группировку затрат можно использовать при анализе и прогнозировании безубыточности производства и, в конечном счете, при выборе экономической политики организации.

 

 

1.3. Преимущества и недостатки применения системы директ-костинг

 

Директ-костинг - это система управленческого учета, основанная на делении расходов на постоянные и переменные в зависимости от изменения объема производства. Выделим присущие ему особенности, положительные и отрицательные моменты.

 Главной особенностью директ-костинга, основанного на классификации  расходов на постоянные и переменные, является то, что себестоимость продукции учитывается и планируется только в части переменных затрат. Постоянные расходы собирают на отдельном счете и с заданной периодичностью списывают непосредственно на дебет счета финансовых результатов. Постоянные расходы не включают в расчет себестоимости изделий, а как расходы данного периода списывают с полученной прибыли в течение того периода, в котором они были произведены. По переменным расходам оцениваются также остатки готовой продукции на складах на начало и конец года и незавершенное производство.

При системе директ-костинг схема  построения отчетов о доходах  и расходах многоступенчатая (табл. 1). В них содержатся по крайней  мере два финансовых показателя: маржинальный доход и прибыль.

 

Таблица 1

Многоступенчатый отчет  о доходах и расходах

№ п/п

Наименование показателей

Значение

1

Выручка от реализации продукции (В)             

В  = 1000

2

Переменные затраты (ПЗ)   

ПЗ  = 600

3

Маржинальный доход (МД)

МД = В – ПЗ = 400

4

Постоянные расходы (ПР)

ПР  =200

5

Прибыль (П)

П = М – ПР = 200


 

Отчет о доходах и  расходах не обязательно должен быть двухступенчатым. Если переменные затраты  подразделять на производственные и  непроизводственные, то данный отчет  о доходах будет трехступенчатым. В этом случае на первом этапе определяется производственный маржинальный доход как разность между объемом реализованной продукции и переменными производственными затратами. На втором этапе как разность между производственными маржинальными и внепроизводственными переменными затратами определяется маржинальный доход в целом по организации, на третьем этапе – прибыль путем вычитания из общей суммы маржинального дохода суммы постоянных расходов.

Важной особенностью директ-костинга является то, что благодаря  ему можно изучать взаимосвязи и взаимозависимости между объемом производства, затратами (себестоимостью) и прибылью. Наглядно это изображено при помощи графика (рис. 1) [9, с. 356].

Три главные линии  показывают зависимость переменных затрат, постоянных затрат и выручки от объема производства.

Точка К называется точкой критического объема производства (точка  рентабельности): объем производства, при котором величина выручки  от реализации продукции равна ее полной себестоимости.

 


 

 

 

 

 

Рис.1. Взаимосвязь между объемом производства, затратами и прибылью.

 

Этот график и многочисленные его модификации используются при  анализе и принятии управленческих решении.

Из определения точки  критического объема производства (К) выводится формула:

                   К = Зпост / МД изд,                                                      (1)

где Зпост - величина условно-постоянных затрат в составе текущих издержек производства отчетного периода;

МД изд – величина маржинального дохода на единицу  продукции (разница между ценой  реализации изделия и величиной его себестоимости, исчисленной по условно-переменным расходам).

Для обеспечения этих аналитических расчетов необходимо вести раздельный учет переменных и  постоянных расходов с подсчетом  маржинального дохода по изделиям.

Система директ-костинг заостряет внимание руководства организации на изменении маржинального дохода по организации в целом и по различным изделиям. Она позволяет учитывать изделия с большой рентабельностью, чтобы переходить в основном на их выпуск, так как разница между продажной ценой и суммой переменных расходов не затушевывается в результате списания постоянных косвенных расходов на себестоимость конкретных изделий [12, с 254].

За счет сокращения статей себестоимости упрощается ее нормирование, учет, контроль и к тому же улучшается учет и контроль условно-постоянных, накладных расходов, поскольку их сумма за данный конкретный период показывается в отчете о доходах отдельной строкой, что наглядно демонстрирует их влияние на величину прибыли организации.

Основное достоинство системы директ-костинг в том, что на основе информации, получаемой в ней, можно принимать различные оперативные решения по управлению организацией. В первую очередь это касается возможностей проводить эффективную политику цен.

С учетом по системе директ-костинг также связана возможность проведения демпинговой политики, расчета и выбора различных комбинаций цены на товар и объемов его реализации.

Имея учетные данные об ограниченной себестоимости и  маржинальном доходе по изделиям, можно  решать такие управленческие задачи, как оптимизация ассортимента выпускаемой продукции, целесообразность принятия дополнительного заказа по ценам ниже обычного, производство комплектующих внутри предприятия или наоборот закупка их на стороне, определение оптимального размера партии или серии продукции, выбор и замена оборудования и другие.

Еще одно важное достоинство  системы – это то, что ограничение  себестоимости продукции лишь переменными  расходами позволяет упростить  нормирование, планирование, учет и  контроль резко уменьшившегося числа статей затрат: себестоимость становится более “обозримой”, а отдельные затраты – лучше контролируемы. Так как чем больше контролируемых объектов, тем сильнее рассеивается внимание между ними, тем слабее становится контроль.

Организация управленческого учета по системе директ-костинг связана с рядом проблем, которые вытекают из особенностей, присущих этой системе:

- возникают трудности  при разделении расходов на  постоянные и  переменные, поскольку  чисто постоянных или чисто  переменных расходов не так  уж много;

- противники директ-костинга  считают, что постоянные расходы  также  участвуют в производстве  данного продукта и, следовательно, должны быть включены в его себестоимость. Директ-костинг не дает ответа на вопрос, сколько стоит произведенный продукт, какова его полная себестоимость. Поэтому требуется дополнительное распределение условно-постоянных расходов, когда необходимо знать полную себестоимость готовой продукции или незавершенного производства;

- ведение учета себестоимости  по сокращенной номенклатуре  статей не отвечает требованиям  нашего учета, одной из главных  задач которого до последнего  времени являлось составление точных калькуляций;

- необходимо в ценах,  устанавливаемых на продукцию  организации 

обеспечивать покрытие всех издержек организации.

- значительное искажение общей суммы прибыли за текущий период, поскольку остатки незавершенного производства оцениваются в разрезе лишь переменных производственных расходов;

- несоответствие (вследствие  той же причины) размера действительной себестоимости выпущенной продукции с показателем "сокращенной" себестоимости, исчисленной по статьям переменных затрат, что резко снижает достоверность учета;

- несовпадение результатов  финансового учета (и финансовых  отчетов) с результатами управленческого учета, вследствие чего снижается доверие контролирующих органов - финансового, налогового управления и других - к руководству фирмы, а это ведет к негативным последствиям;

- нерешённость проблемы  распределения постоянных (косвенных)  расходов, которые также участвуют  в процессе производства продукции,  а значит, должны быть включены  в себестоимость;

- сложность в определении номенклатуры элементов калькулирования или деления расходов на переменные и постоянные.

При системе директ-костинг  не определяются полные затраты на изготовление продукции. Поэтому эта  система не отвечает одной из основных целей отечественного бухгалтерского учета - составлению точных калькуляций. Однако следует иметь в виду, что не существует такой системы калькулирования затрат, которая позволила бы определить себестоимость единицы продукции со стопроцентной точностью. Любое косвенное отнесение затрат на изделие, как бы хорошо оно не было обосновано, искажает фактическую себестоимость, снижает точность калькулирования. С этой точки зрения самой точной является калькуляция по переменным (прямым) расходам, которая получается при калькулировании по системе директ-костинг. В этом случае в калькуляцию включаются расходы, непосредственно связанные с изготовлением данного изделия. Поэтому критерием точности исчисления себестоимости изделия следует считать не полноту включения затрат в себестоимость, а способ отнесения на то или иное изделие.

Пример 1 [9, с.457]. В связи с введением позаказного метода учета затрат и разделением затрат на производственные (счет 20) и периодические (счет 26) у издательств возникает возможность воспользоваться правом прямого отнесения общехозяйственных затрат на реализованную продукцию, т.е. на счет 90 «Продажи», минуя косвенное их распределение на счете 20 по заказам. В этом случае на счете 20 числятся только прямые затраты на производство издания (гонорар с отчислениями, полиграфические услуги и бумага), величина которых прямо зависит от тиража издания. При увеличении тиража они изменяются прямо пропорционально (при условии выплаты гонорара потиражно — пропорционально тиражу издания) (рис. .2)

Учтенные на счете 20 суммарные прямые (переменные) затраты, отнесенные к тиражу издания, дадут себестоимость одного экземпляра издания.

Рис. 2. Рост прямых (переменных) затрат в зависимости от тиража

Рис.3. Переменные затраты на один экземпляр издания

 

Эта себестоимость ограничивает снизу цену реализации, так как любая продажа по цене ниже себестоимости, рассчитанной по переменным затратам, дает издательству убыток (отрицательный маржинальный доход) (рис .3).

Периодические затраты, не связанные напрямую с издательским процессом (затраты будут существовать и без наличия производственного процесса), учтенные на счете 26 «Общехозяйственные расходы» (затраты на заработную плату работников издательства, арендные платежи, почтово-телеграфные и телефонные затраты и т.д.), образуют постоянные затраты, т.е. затраты, не связанные с тиражом издания (рис. 4).

Постоянные затраты  показывают минимальный уровень  суммы маржинального дохода, который необходим издательству для безубыточной работы. Если сумма маржинального дохода (разница между ценой реализации и себестоимостью по переменным затратам, умноженная на количество реализованных экземпляров) меньше суммы постоянных затрат издательства, то финансовый результат от выпуска продукции — убытки, если больше — прибыль.

 

 

Рис. 4. Зависимость постоянных затрат от тиража издания

 

Если поделить общую  сумму постоянных затрат на количество реализованных экземпляров, то получим долю постоянных затрат в общей фактической себестоимости одного экземпляра издания.

 

Рис. .5 Зависимость удельных затрат от тиража издания

 

Как видно из рис. .5, зависимость постоянных затрат на один экземпляр обратно пропорциональна тиражу издания. Сложив себестоимость одного экземпляра по переменным и по постоянным затратам, можно получить фактическую себестоимость реализованной продукции. По экономическому смыслу — это минимальная цена реализации, необходимая для безубыточной работы издательства. На практике, поскольку часть тиража реализуется по подписке, к этой сумме добавляется сумма коммерческих расходов на экспедирование, пересылку и распространение подписных экземпляров. Они также являются переменными расходами, так как зависят от тарифов на обработку одного подписного экземпляра.

 

Рис.6. Зависимость себестоимости подписных экземпляров от тиража

 

Таким образом, фактическая себестоимость одного подписного экземпляра отличается от фактической себестоимости экземпляров, реализуемых в розницу, на сумму коммерческих расходов. Поделив сумму коммерческих расходов на количество подписанных номеров, получают себестоимость одного экземпляра по коммерческим расходам и, сложив полученную величину с суммой фактической себестоимости, определяют полную себестоимость подписных экземпляров (рис. .6).

Сумма прямых и коммерческих затрат дает минимальную цену реализации издания по подписке («нижнюю границу цены»), а добавив к ней постоянную составляющую, можно выйти на полную фактическую себестоимость издания по подписке, гарантирующую безубыточную работу издательства.

В связи с тем что  у большинства периодических  изданий часть продукции распространяется по подписке, можно построить график поступления выручки от выпущенной продукции и сравнить его с затратами по периодам. Это позволит спрогнозировать финансовые результаты деятельности издательства на отчетный период. Кроме того, по запланированной выручке от реализации можно спрогнозировать денежные потоки издательства и определить обеспеченность издательства оборотными активами.

Таким образом, использование  метода директ-костинг в издательской деятельности позволяет иметь информацию о прямых переменных затратах на единицу издания, о коммерческих переменных затратах на единицу издания и об общей сумме постоянных затрат. Полученная информация даст возможность определить:

- минимальную цену  реализации розничной продукции;

- минимальную цену реализации продукции по подписке;

- минимальную цену для безубыточной работы

- точку безубыточности по тиражу

- финансовые показатели  деятельности издательства и  т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции по системе директ – костинг на примере ОАО «ЯКСМК»

2.1. Экономическая характеристика предприятия

 

Открытое акционерное  общество «Якутский комбинат строительных материалов и конструкций» (ОАО «ЯКСМК»).

Место нахождения и адрес: 677009, г. Якутск, ул. Дзержинского, 56.

Дата государственной  регистрации и регистрационный  номер:

- основной государственный  регистрационный номер: 1021401066720

- дата внесения записи: 11.11.1996 г.

- орган регистрации:  Инспекция Министерства Российской  Федерации по налогам и сборам по г. Якутску

Уставной капитал составляет: 1087426 руб. 62 коп., разделена  на  9261  обыкновенную акцию  номинальной  стоимости  117,42 руб.

Главное направление деятельности ОАО "ЯКСМиК" в 2011 году по сравнению 2010 годом не изменилось, основную долю выручки дает производство и реализация сборного ж/бетона, товарного бетона, блоки, столярные изделия, а так же строительство жилых домов.

За отчетный 2011 год общество отработало с повышением  выпуска товарной продукции и составило 126,0 % от выпуска 2010 г., с увеличением  выручки от продаж основной продукции на  74,3 %  против 2010г.

Валовая прибыль от продаж в 2011 г. составила 53843 тыс. руб. против 45897 тыс. руб. в 2010г. 

Прибыль до налогообложения составила в 2011г. – 26998 тыс. руб.

Чистая прибыль составила 18556 тыс. рублей.

По расчету налога на прибыль за 2011 г. облагаемая прибыль составила  4 442 тыс. руб., которая уменьшена на сумму убытков прошлых лет 4 442 тыс. руб..

За 2011 год снизилась численность на  8  человек, в том числе рабочих на  6  человек, АУП  на  2  человека.

Поставщиками основных видов сырья являются прежние  партнеры: ОАО «Якутцемент»- цемент, щебень, МУП «Водоканал», ОАО «Ленагаз», ОАО «Амур- металл», ОАО «Энергосбыт» структура автотранспортных услуг составляет: ООО «Сахаспецмеханизация», ОАО "ЯКСМиК", Ассоциация АЯМ, ООО «Мекон», и около 43% транспортом  комбината.

 

Таблица 2

Основные показатели финансовой деятельности

 ОАО «ЯКСМиК» за 2011 г.

Показатели

2011г.

Тыс. руб.

2010 г.

тыс. руб.

В %

к 2010г.

Выручка (нетто) товаров, продукции, работ , услуг (за минусом налога на добавленную  стоимость, акцизов и аналогичных  обязательных платежей) всего:

в  том  числе СМР

319062

 

 

90627

183008

 

 

174,3%

 

 

Себестоимость реализации товара, продукции, работ, услуг всего:

в том числе  СМР

265219

 

92463

137111

 

193,4%

 

Коммерческие расходы

-

 

-

Управленческие расходы

-

-

-

Прибыль (убыток) от реализации (строки 010-020-030-040))

53843

45897

117,3%

- продукции

- строительства

55679

(1836)

 

-

-

Проценты к получен.

1904

3326

 

Проценты к уплате

(4316)

(5345)

 

Доходы от участия в других организациях

-

-

-

Прочие  доходы

30441

37064

 

Прочие  расходы

(54874)

(50095)

 

Прибыль (убыток) до налогообложения (строки 050+060+070+080+090-100-120-130))

ОНА Отложенные налоговые активы

26998

 

(1154)

30847

 

1176

 

ОНО Отложенные налоговые обязательства

( 7288 )

(10816)

 

Чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убыток) от отчетного периода (строки (160+170-180)))

18556

21207

 

Постоянные налоговые обязательства

5664

2492

 

 

2.2. Использование метода директ-костинг

 

Действенным рычагом увеличения прибыльности в управлении себестоимостью продукции ОАО «ЯКСМК» является внедрение системы управленческого учета на основе маржинального метода учета затрат. В условиях рыночной экономики собственник предприятия, в первую очередь, ориентирован на получение прибыли. На сегодня ярко выражена тенденция к повышению эффективности хозяйственной деятельности, прямо зависящей от уровня принимаемых решений. Для управленческого учета необходимо наиболее полно выделить прямые затраты по конкретному продукту, т. е. перенести из косвенных затрат переменную составляющую и прибавить ее к переменной составляющей прямых затрат. Важно также определить те затраты в составе косвенных, которые хотя и являются затратами периода (т. е. постоянными), но могут быть отнесены к конкретному продукту. Затем следует перенести такие затраты в состав прямых и прибавить к постоянной составляющей. В результате будут получены полные прямые затраты, на основе информации о которых можно принимать управленческие решения. По правилам ведения финансового учета в разрезе производимых продуктов, учет ведется только по прямым затратам, а косвенные разносят по выбранной на предприятии базе распределения. Однако оптимальной базы распределения не существует, что можно показать на следующем примере.

Введем условные обозначения (см. таблицу 3).

 

Таблица 3

Условные обозначения  продукции ОАО «ЯКСМК»

Продукт 1

Продукт 2

Продукт 3

Продукт 4

Железобетон

Товарный бетон 

Шлакоблоки

Столярные изделия 


 

Рассмотрим случай распределения  предприятием косвенных затрат (таблица 4) пропорционально зарплате основных производственных рабочих (ОПР).

Таблица 4

База распределения — зарплата ОПР

Показатели производственной деятельности

Продукт 1

Продукт 2

Продукт 3

Продукт 4

Итого

Объем реализации, шт.

1800

3600

1600

3000

10 000

Сумма реализации, тыс. руб.

10 800

16 200

13 280

10 500

50 780

Прямые затраты, в т. ч.:

4517

10 835

6608

6690

28 650

сырье и материалы 

2839

10267

4349

6045

23500

зарплата ОПР 

1678

(32,6 %)

568

(11%)

2259

(43,8%)

645 (12,6%)

5150

Косвенные затраты , в т. ч.

5200

1760

7000

2000

15 960

общецеховые

2822

955

3798

1085

8660

общекомбинатские 

2378

805

3202

915

7300

Прибыль

1083

3605

-328

1810

6170

Рентабельность продаж, %

10,03

22,25

-2,47

17,24

12,0


 

Из таблицы видим, что  наиболее выгодным является продукт № 2, а продукт № 3 следует снять с производства. Теперь рассмотрим случай использования в качестве базы распределения прямых материальных затрат (таблица 5).

Таблица 5

База распределения — прямые материальные затраты

Показатели производственной деятельности

Продукт 1

Продукт 2

Продукт 3

Продукт 4

Итого

1

2

3

4

5

6

Объем реализации, шт.

1800

3600

1600

3000

10000

Сумма реализации, тыс. руб.

10800

16200

13280

10500

50780

Прямые затраты, в т. ч.:

4517

10835

6608

6690

28650

сырье и материалы 

2839 (12,1%)

10267 (43,7%)

4349 (18,5%)

6045 (25,7)

23500

зарплата ОПР 

1678

568

2259

645

5150

Косвенные затраты, в т. ч.

1931

6974

2953

4102

15960

общецеховые

1048

3784

1602

2226

8660

общекомбинатские

883

3190

1351

1876

7300

Прибыль

4352

-1609

3719

-292

6170

Рентабельность продаж (при базе распределения —з/п ОПР), %

40,3

-9,93

28,00

-2,78

12,0

Рентабельность продаж (при базе распределения — прямые материальные затраты), %

10,03

22,25

-2,47

17,24

12,0


 

Продукт № 3 при втором варианте распределения косвенных  затрат перешел из убыточного в разряд прибыльных. Из приведенных расчетов видно, что рентабельность продуктов  изменяется в зависимости от базы распределения, а это не позволяет принимать верные стратегические решения. Решение 1. Оптимизация ассортимента выпускаемой продукции, прекращение производства неприбыльного сегмента. Данный метод основан на определении степени выгодности отдельных видов продукции по отношению суммы маржинального дохода (цена минус переменные затраты) к выручке (в процентах). Вид продукции с наибольшим значением этого отношения является наиболее выгодным. Метод также включает анализ последствий прекращения деятельности неприбыльного сегмента. Необходимо учитывать эффект изменения прибыли при принятии такого решения.

Пример 2. ОАО «ЯКСМК» рассматривает возможности увеличения прибыльности за счет оптимизации ассортимента выпускаемой продукции. Бухгалтерией предоставлены следующие данные:

Таблица 6

Показатели деятельности ОАО «ЯКСМК»

Показатели

Продукт 1

Продукт 2

Продукт 3

Продукт 4

Итого

1. Объем выпуска, шт.

13

10

98

43

 

2. Выручка от реализации, тыс. руб.

449

378

1 647

971

3 445

3. Расходы на прямые  материалы, тыс. руб.

265

138

1 042

763

2 208

4. Зарплата ОПР, тыс. руб.

29

25

245

34

333

5. Распределенные постоянные  затраты, тыс. руб.

117

101

985

137

1 339

6. Всего расходов, тыс. руб.

411

264

2 272

934

3 880

7.Прибыль (убыток), тыс.  руб.

38

114

(625)

37

(435)

8 Прибыль (убыток) на  единицу продукции, тыс. руб.

2,95

11,45

(6,38)

0,87

 

 

Дополнительная информация:

а) постоянные расходы  распределены пропорционально расходам на зарплату ОПР;

б) постоянные расходы, которые  можно напрямую отнести на виды выпускаемой  продукции: продукт 1 — 100 тыс.руб., продукт 2 — 180 тыс.руб., продукт 3 — 210 тыс.руб., продукт 4 — 300 тыс.руб.

То есть на основании  информации финансового учета каждый здравомыслящий руководитель примет решение  о сокращении производства продукта 3, как убыточного, и продукта 4, как малоприбыльного. Рассмотрим результаты подобного сокращения (таблица 7).

Таблица 7

Показатели деятельности ОАО «ЯКСМК» после сокращения ассортимента.

Показатели

Продукт 1

Продукт 2

Продукт 3

1. Объем выпуска, шт.

13

10

98

2. Выручка от реализации, тыс.руб

449

378

1 647

3. Расходы на прямые  материалы, д. е.

265

138

1 042

4. Зарплата ОПР, тыс.руб

29

25

245

5. Распределенные постоянные  затраты, тыс.руб

117

101

985

6. Всего расходов, тыс.руб

411

264

2 272

7.Прибыль (убыток), тыс.руб

38

114

(625)

8. Прибыль (убыток) на единицу продукции, тыс.руб

2,95

11,45

(6,38)


 

Получается, что в результате сокращения убыточных видов продукции  вместо желаемого уменьшения мы получили увеличение убытков на 24 тыс. руб. Однако, если рассмотреть данную ситуацию с использованием управленческого учета и маржинального метода учета затрат, можно увидеть следующее (таблица 8).

Таблица 8

Показатели деятельности ОАО «ЯКСМК» после использования маржинального метода учета затрат

Показатели

Прод. 1

Прод. 2

Прод. 3

Прод. 4

Итого

1

2

3

4

5

6

1. Выручка от реализации, тыс.руб

449

378

1 647

971

3 445

2. Расходы на прямые  материалы, тыс.руб

265

138

1 042

763

2 208

3. Зарплата ОПР, тыс.руб.

29

25

245

34

333

4. Всего переменные  затраты, тыс.руб

294

163

1 287

797

2 541

5. Маржинальный доход 1, тыс.руб

155

215

360

174

904

6. Постоянные расходы,  относящиеся к продукту, тыс.руб

100

180

210

300

790

7. Маржинальный доход 2, как вклад на покрытие оставшихся постоянных расходов, тыс.руб

55

35

150

(126)

114

8. Оставшиеся постоянные  расходы, тыс.руб

 

 

 

 

 

 

 

 

549

9. Операционная прибыль (убыток), тыс.руб.

       

(435)


 

Из таблицы видно, что  сокращать необходимо продукт 4, а  продукт 3 необходимо оставить в портфеле продуктов компании. Результаты расчетов представлены в таблице 9.

Таблица 9

Показатели деятельности ОАО «ЯКСМК» после снятия с производства продукта.

Показатели

Продукт 1

Продукт 2

Продукт 3

Итого

1. Выручка от реализации, тыс.руб. 

449

378

1 647

2 474

2. Расходы на прямые материалы, тыс.руб

265

138

1 042

1 445

3. Зарплата ОПР, тыс.руб

29

25

245

299

4. Всего переменные  затраты, тыс.руб

294

163

1287

1 744

5. Маржинальный доход I тыс.руб

155

215

360

730

6. Постоянные расходы,  относящиеся к продукту, тыс.руб

100

180

210

490

7.Маржинальный доход П на оставшиеся постоянные расходы, тыс.руб

55

35

150

240

8. Оставшиеся постоянные  расходы, тыс.руб

 

 

 

 

 

 

549

9. Операционная прибыль (убыток), тыс.руб

 

 

 

 

 

 

(309)


 


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.