Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Реферат по "Хозяйственнному праву"

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 30.05.13. Сдан: 2013. Страниц: 50. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

КИРОВСКИЙ ФИЛИАЛ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине: «Хозяйственное право»

 

 

 

 

 

 

Специальность: 080502 «Экономика и управление на  предприятии (по отраслям)»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент                                                                                           С.А. Коробова

Группы ЭЗ-43

 

 

Руководитель                                                                                                    Е.Л. Коротаева

 

 

 

 

 

 

 

 

Киров, 2012

 

  1. Характеристика основных признаков предпринимательской деятельности в российском законодательстве.

Согласно КГРФ часть 1 ст. 2 предпринимательской  деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Выделяют некоторые признаки предпринимательской деятельности.    

1. Систематичность, то есть осуществление предпринимательской деятельности в течение определенного периода. Однако законодатель не определяет четких критериев систематичности. Поэтому для квалификации деятельности как предпринимательской применяют такие критерии, как:   

• доля прибыли от осуществления предпринимательской деятельности в общих доходах лица;   

• размеры прибыли;   

• получение ее определенное количество раз за какой-либо отчетный период и др.   

2. Самостоятельность, которая включает в себя две составляющие:   

а) организационная самостоятельность – возможность самостоятельно принимать решения в процессе предпринимательской деятельности (волевой характер), начиная от принятия решения о занятии такой деятельностью, выбора ее вида, организационно-правовой формы осуществления, круга учредителей и т.п. Самостоятельность предпринимателя проявляется и на стадии реализации результатов предпринимательской деятельности. Таким образом, самостоятельность, будучи волевым, субъективным признаком деятельности предпринимателя, проявляется на всех ее этапах. Предприниматель действует своей властью и в своем интересе, своими действиями реализуя предоставленные ему законодательством права. Поэтому то правоотношение, которое складывается при осуществлении предпринимателем своей деятельности, в науке предпринимательского права квалифицируется как абсолютное.

Вместе с тем самостоятельность  предпринимателя не безгранична. Будучи деятельностью социальной, она должна подчиняться тем социальным нормам, которые действуют в обществе. Среди этих норм ведущую роль играют правовые норы, устанавливая те правила, которыми должен руководствоваться в своей деятельности предприниматель, выходя на рынок.

Следует отметить, что признак самостоятельности отличает предпринимательскую деятельность от трудовой. Заключив трудовой договор, работник должен подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, выполнять возложенные на него обязанности, соблюдать трудовую дисциплину. Проявление инициативы при осуществлении трудовой деятельности также возможно, однако очевидно, что объем ее несопоставим с самостоятельностью предпринимателя.   

б) имущественная самостоятельность – наличие у предпринимателя обособленного имущества для осуществления предпринимательской деятельности. Рисковый характер предпринимательской деятельности. Риск (от лат. «risco» – «отвесная скала») – вероятность неполучения запланированного или ожидаемого положительного результата.    

3. Самостоятельная имущественная ответственность предпринимателя. Пределы такой ответственности зависят от организационно-правовой формы осуществления предпринимательской деятельности.    

4. Легализованный характер. Предпринимательская деятельность может осуществляться только лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации является правонарушением (ст. 14.1 КоАП РФ; ст. 171 УК РФ).   

5. Направленность на систематическое получение прибыли. Под прибылью понимают доходы, уменьшенные на величину расходов. При этом важна именно цель деятельности лица, а не факт получения прибыли. Деятельность, направленная на получение прибыли, но приносящая убытки, также является предпринимательской.

6. Предпринимательская деятельность сопряжена с риском. Рисковый характер предпринимательства коренным образом отличает его от хозяйственной деятельности периода административно-плановой экономики, допускавшей существование заведомо убыточных предприятий, которые при плохих результатах хозяйствования могли обратиться за поддержкой к государству. Вполне объяснимо в связи с этим, что такой чисто рыночный институт, как институт несостоятельности (банкротства), возрождается в нашей стране только с переходом к рынку.

Предпринимательский риск - мощный стимул к успешной работе; уменьшения убытков можно достичь путем заключения договора страхования предпринимательского риска, т.е. риска убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами или изменения условий этой деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам, в том числе риска неполучения ожидаемых доходов.    

7. Профессионализм – признак, предполагающий наличие у предпринимателя определенных знаний и навыков. В настоящее время такое требование закреплено в отношении далеко не всех видов предпринимательской деятельности (в основном наличие определенного образования требуется при осуществлении лицензируемых видов деятельности). Однако он указан в качестве обязательного в законодательстве Германии, Франции и др.

Данный признак состоит:

- ведении этой деятельности  людьми, имеющими определенную квалификацию  или информацию, необходимую для  принятия и реализации решений.  В качестве подтверждения профессионализма  действующее законодательство в одних случаях признает ранее полученное образование (например, юридическое, экономическое, медицинское), а в других требует сдачи предпринимателем соответствующих экзаменов (например, для аудиторов);

- осуществлении предпринимательской  деятельности по определенным правилам и методикам;

- соответствии результатов  деятельности определенным требованиям;

- подконтрольности  деятельности государственным органам;

- наличии государственных  гарантий деятельности.

   8. Новаторский, инновационный характер. Создателем теории предпринимателя-новатора является экономист Й. Шумпетер, который рассматривал предпринимателя как "агента, реализующего все новые и новые комбинации факторов производства (за счет обновления товарной продукции, поиска новых рынков и т.д.)". Й. Шумпетер сформулировал следующие функции предпринимательской деятельности:

- производство нового, еще незнакомого  для потребителя материального  блага, или прежнего блага,  но с новым качеством;

- введение новых методов производства, не применявшихся в нем ранее;

- освоение новых экономических  рынков сбыта или широкое и  глубокое использование прежних;

- освоение новых источников  и видов сырья;

- осуществление новой организации  производства и сбыта. Нельзя  не заметить, что выдвинутые Й. Шумпетером признаки находят в настоящее время отражение в формирующемся законодательстве об инновационной деятельности.

2. Понятие и  виды  юридических лиц, порядок  создания, реорганизации и ликвидации  юридических лиц.

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс и (или) смету.

Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.4. Допускается создание объединений коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов.

Создание юридического лица:

Процесс регистрации юридического лица должен проходить в строгом соответствии с требованиями действующего на момент его создания закона. На практике это означает, что непредставление для государственной регистрации документов, предусмотренных Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129), или предоставление их в ненадлежащий регистрирующий орган влечет за собой отказ в совершении регистрационных действий. 

Процесс создания юридических лиц, в том числе коммерческих организаций, включает в себя несколько стадий:

      • подготовительная
      • непосредственная регистрация в налоговых органах
      • изготовление печати
      • постановка на учет в органах статистики и внебюджетных фондах
      • открытие расчетного счета в банке

Считается, что на подготовительной стадии происходит принятие предварительного и окончательного решения учредителей о создании юридического лица, а именно разработка учредительных документов, поиск помещения под офис, выбор кандидатов в органы управления и т.д., а на окончательной стадии все принятые ранее решения находят свое оформление и закрепление в виде решения единственного участника или протокола общего собрания учредителей.

Регистрация юридического лица согласно ст. 1 Федерального закона N 129 представляет собой акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях.

Федеральный закон (Федеральный закон N 129. - О.С.) установил два способа  подачи документов на государственную регистрацию, к которым отнесено непосредственное предоставление документов по месту регистрирующего или направление документов почтовым отправлением.

В соответствии со ст. 23 Федерального закона N 129 основаниями для отказа в государственной регистрации юридического лица являются:

      • непредставление документов, необходимых для государственной регистрации
      • предоставление документов в ненадлежащий регистрирующий орган
      • регистрация юридического лица в случае, если его учредителем является другое юридическое лицо, находящееся в процессе ликвидации или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации

Реорганизация юридического лица:

Реорганизация - это прекращение  деятельности юридического лица, сопровождающееся общим правопреемством. В результате реорганизации возникают одно либо несколько новых юридических лиц, являющихся обязанными по отношениям, в которых участвовало прекратившее существование юридическое лицо. 
Она осуществляется по решению собственника имущества, учредителей (участников) юридического лица, уполномоченного ими органа (согласно учредительным документам) и по решению суда. Она может в некоторых случаях служить способом избежания ликвидации предприятия, в том числе по банкротству. Во всех формах нужно иметь одно обстоятельство, что всякая ликвидация предприятия несет зачатки монополизации. Форма - слияние, присоединение и преобразование - требуется согласие антимонопольного комитета.

Реорганизация представляет собой  специфический способ прекращения действующих и образования новых юридических лиц (кроме случаев реорганизации в формах присоединения и выделения), влекущий переход прав и обязанностей от ранее действовавших юридических лиц к вновь возникшим.

Права и обязанности  при реорганизации юридического лица

Поскольку реорганизация всегда связана  с имущественным правопреемством  между юридическими лицами, при ее проведении существенное значение имеет  вопрос об объеме прав и обязанностей, переходящих к правопреемнику. В  результате реорганизации права и обязанности реорганизованных юридических лиц могут переходить:

а) в полном объеме только к одному правопреемнику (при слиянии, присоединении  и преобразовании);

б) в полном объеме, но к нескольким правопреемникам в соответствующих  частях (при разделении);

в) частично как к одному, так  и к нескольким правопреемникам (при выделении).

Реорганизация представляет собой  одну из форм прекращения деятельности юридических лиц и создания новых. В отличие от ликвидации реорганизация  не означает погашения обязательств юридического лица, прекращающего деятельность. Все его права и обязанности переходят к вновь образованным юридическим лицам - его правопреемникам. Правопреемство при реорганизации носит универсальный (общий) характер. Предполагается, что, во-первых, правопреемникам передаются не отдельные права и обязанности, а весь их комплекс. И, во-вторых, организация-правопреемник не вправе отказаться от принятия каких-либо обязательств реорганизуемого юридического лица. В процессе реорганизации необходимо решить все вопросы, связанные с определением субъектов, к которым переходят конкретные права и обязанности. Наиболее актуальна эта проблема, безусловно, для реорганизации в формах разделения и выделения, поскольку при слиянии, присоединении и преобразовании возникает одно юридическое лицо, которое и является правопреемником всех реорганизованных.

При реорганизации составляется разделительный баланс (в случаях разделения и  выделения) или передаточный акт (в  случаях слияния, преобразования и  присоединения).

Разделительный баланс должен содержать  однозначный ответ на вопрос о  том, к какому именно юридическому лицу перешло каждое конкретное обязательство.

И передаточный акт, и разделительный баланс должны включать в себя сведения обо всех без исключения обязательствах должника, включая те, в отношении которых реорганизующееся юридическое лицо считает, что у него есть основания их не исполнять. Решение о реорганизации может быть принято учредителями (участниками) либо соответствующим органом юридического лица. Здесь все зависит от его организационно-правовой формы.

Любая добровольная реорганизация  начинается с принятия соответствующего решения. В акционерном обществе этот вопрос относится к компетенции  общего собрания акционеров. Следует  принять во внимание такие важные формальные требования:

а) решение о реорганизации принимается  только по предложению совета директоров, если иное не установлено уставом  общества;

б) решение о реорганизации принимается  общим собранием акционеров большинством в три четверти голосов акционеров владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем, собрании акционеров, причем при решении вопроса о реорганизации акционеры владельцы привилегированных акций участвуют в общем, собрании акционеров с правом голоса.

Формы реорганизации юридических лиц

В Гражданском кодексе выделено пять форм реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование.

При слиянии каждое из объединяющихся юридических лиц прекращает деятельность, его права и обязанности переходят к вновь образованному юридическому лицу. Согласие указанного органа необходимо в следующих случаях:

а) при слиянии или присоединении  любых объединений (ассоциаций и  союзов) коммерческих организаций;

б) при слиянии или присоединении  коммерческих организаций, общая сумма активов которых составляет более 100 тыс. минимальных размеров оплаты труда;

Присоединение предполагает, что одно юридическое лицо прекращает деятельность и его права и обязанности переходят к другому, уже существующему юридическому лицу. Его статус не изменяется, для него решение о реорганизации фактически означает согласие принять обязательства присоединяемой организации и внесение соответствующих изменений в устав.

Разделение и выделение, в принципе, схожи. Различие состоит в том, что при разделении одна организация прекращает деятельность и на ее базе создается несколько новых юридических лиц, а при выделении на базе структурных единиц основной организации образуются новые юридические лица, но сама она продолжает существовать.

Суть преобразования в том, что юридическое лицо одной организационно-правовой формы прекращает деятельность, а вместо него образуется новое юридическое лицо другой организационно-правовой формы. Никаких количественных изменений участников гражданского оборота не происходит. Все права и обязанности организации, прекратившей деятельность, переходят к одному правопреемнику. По сути, преобразование является наиболее распространенной формой реорганизации. Коммерческие организации не могут преобразоваться в некоммерческие, общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества - в товарищества или государственные предприятия.

Реорганизация коммерческих организаций  может существенным образом затрагивать  интересы их кредиторов. Учитывая это, законодатель предусмотрел гарантии прав кредиторов коммерческой организации при её реорганизации (ст. 60 ГК). Прежде всего, это обязанность учредителей (участников) коммерческой организации или органа, принявшего решение о реорганизации коммерческой организации, письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемой коммерческой организации.

По общему правилу, коммерческая организация  считается реорганизованной с момента  государственной регистрации вновь  возникших коммерческих организаций. И лишь при реорганизации коммерческих организаций в форме присоединения реорганизация считается завершённой с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединённой коммерческой организации (п. 4 ст. 57 ГК).

Государственная регистрация возникших  при реорганизации коммерческих организаций, а также внесение записей в единый государственный реестр юридических лиц (при присоединении) происходит в общем порядке. В соответствии со ст. 59 ГК основаниями для отказа в государственной регистрации вновь возникших коммерческих организаций являются непредставление вместе с учредительными документами передаточного акта или разделительного баланса либо отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованной коммерческой организации. Отказ в государственной регистрации, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суде.

Ликвидация  юридических лиц:

- прекращение существования юридического  лица путем внесения соответствующей  записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Ликвидация юридического лица влечет утрату им гражданской правоспособности.

В соответствии со статьей 61 Гражданского Кодекса Российской Федерации, ликвидация юридического лица означает его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам за исключением случаев, предусмотренных законом.

Виды ликвидации юридического лица:

Условно все основания ликвидации юридического лица можно разделить на две большие группы: добровольные и принудительные. В первом случае ликвидация происходит по решению учредителей компании, во втором — по решению суда. Судебное производство в таком случае возбуждается по заявлению уполномоченного государственного органа или органа местного самоуправления. В зависимости от конкретного основания ликвидации, будет различаться и перечень субъектов, обладающих правом на подачу соответствующего иска.

Принудительная ликвидация юридического лица

Гражданский кодекс Российской Федерации содержит лишь примерный перечень оснований для ликвидации юридического лица. К таковым можно, в частности, отнести:

  1. Нарушение закона при создании юридического лица в случае, если такие нарушения носят неустранимый характер.
  2. Осуществление деятельности без соответствующей лицензии.
  3. Грубые или неоднократные нарушения действующего российского законодательства.
  4. Нарушение некоммерческой организацией цели её создания.

Данный перечень не является исчерпывающим. Отдельные законодательные акты содержат иные основания для принудительной ликвидации юридического лица. В частности, к таковым можно отнести нарушение юридическим лицом законодательства об обороте наркотиков и психотропных веществ, о стоимости чистых активов и др.

Добровольная ликвидация юридического лица

Ликвидация предприятия может  быть добровольной, по решению участников или иного органа, уполномоченного  учредительными документами, или принудительной по решению суда по иску уполномоченного государственного или муниципального органа.

Принятие решения о ликвидации юридического лица

Добровольная ликвидация юридического лица начинается с принятия соответствующего решения. Оно принимается либо учредителями компании, либо прочими органами, уполномоченными на то уставом. Главное, чтобы такое решение было принято и оформлено в соответствии с действующим законодательством РФ.

Например, ликвидация акционерного общества может быть осуществлена лишь при условии её одобрения не менее ? голосов общего собрания акционеров.

После принятия и оформления надлежащим образом решения о ликвидации, в течение трёх дней нужно уведомить об этом регистрирующий (налоговый) орган. Нарушители этого правила могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа в размере пяти тысяч рублей.

К указанному уведомлению прилагается  также решение о ликвидации. Получив  данные документы регистрирующий (налоговый) орган, вносит соответствующие сведения в ЕГРЮЛ и выдает соответствующее Свидетельство.

С этого момента запрещено вносить  любые изменения в учредительные  документы. Кроме того, теперь ликвидируемая  компания не может выступать в  качестве учредителя прочих юридических  лиц.

Ликвидационная комиссия

Учредители или орган, который  принял решение о ликвидации юридического лица, должны назначить ликвидационную комиссию — ликвидатора. Кандидаты на эту роль должны получить одобрение со стороны регистрирующего (налогового) органа. Для этого ему направляется Уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора. Это обусловлено тем, что на ликвидационную комиссию возлагаются широкие полномочия по управлению всеми делами ликвидируемого лица. В том числе к ней переходит и право распоряжения денежными средствами компании. Поэтому следующим шагом станет уведомление банка о составе ликвидационной комиссии. Кредитная организация должна будет переоформить подпись в учетной карточке на председателя комиссии, а также на того, кто ответственен за оформление бухгалтерской документации на время ликвидации.

В состав ликвидационной комиссии, как  правило, входит руководитель компании, некоторые её работники (юрист, экономист, бухгалтер и так далее), её учредители. Регистрирующий (налоговый) орган вносит в ЕГРЮЛ сведения о создании ликвидационной комиссии и выдает представителю юридического лица соответствующее свидетельство, а также выписку из ЕГРЮЛ.

Официальное объявление о ликвидации юридического лица

Закон возлагает на юридическое лицо обязанность официально объявить о предстоящей ликвидации. Делается это для того, чтобы все кредиторы имели возможность предъявить свои требования к ликвидируемой компании. Для этого нужно дать объявление в журнал "Вестник государственной регистрации", уполномоченную публиковать подобного рода сведения.

Если речь идет об очень большом  предприятии, то объявление о его  ликвидации публикуется в журнал "Вестник государственной регистрации". В совсем исключительных случаях объявления о ликвидации организации печатаются в «Вестнике Высшего Арбитражного суда РФ».

Текст информационного сообщения  о принятии решения о ликвидации юридического лица в Журнале включает следующие обязательные сведения:

  1. Полное наименование юридического лица, принявшего решение о ликвидации;
  2. Основной государственный регистрационный номер (ОГРН) указанного юридического лица;
  3. Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), код причины постановки на учет (КПП) указанного юридического лица
  4. Адрес (место нахождения) указанного юридического лица;
  5. Сведения о принятом решении о ликвидации: орган, принявший решение о ликвидации;
  6. Дата и номер принятого решения;
  7. Порядок, сроки, адрес, телефон для заявления требований кредиторов

Комплект необходимых документов для опубликования сообщения о ликвидации в журнале «Вестник государственной регистрации»

  1. Бланк-заявка, заверенная печатью организации и подписью председателя ликвидационной комиссии - 2 экз.
  2. Копия решения о ликвидации и назначении ликвидационной комиссии, заверенная печатью организации и подписью председателя ликвидационной комиссии - 1 экз.
  3. Платежный документ: платежное поручение с отметкой банка об исполнении (можно ксерокопию) квитанция Сбербанка, другого коммерческого банка, приходный ордер, чек (обязательно оригинал!)
  4. Сопроводительное письмо, заверенное печатью организации и подписью председателя ликвидационной комиссии. Сопроводительное письмо является документом, который содержит: перечень предоставляемых документов на публикацию, адрес доставки журнала (при оплате экземпляра журнала), а также документом, на основании которого оформляются и отправляются бухгалтерские документы - 2 экз.
  5. Доверенность — в случае подачи сообщения доверенным лицом - 1 экз. Доверенность при подаче сообщения о ликвидации выдается за подписью председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора) или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации. Если заявка на публикацию представлена лицом, действующим по Вашей доверенности, представительство примет нотариально заверенную копию подобной доверенности, либо копию, предварительно сличив ее с оригиналом. Доверенность составляется в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации.

В случае отсутствия печати организации  Юридическое лицо обязано предоставить выписку из ЕГРЮЛ (дата выдачи не более двух недель) (п.22, Постановления Правительства РФ №438 от 19.06.2002г.)

Уведомление работников ликвидируемой компании и службы занятости

О предстоящей ликвидации работников компании письменно уведомляют не менее чем за два месяца до предстоящего увольнения. При наличии на предприятии профсоюзного органа, он также должен быть уведомлен о предстоящем массовом высвобождении работников. Сделать это нужно не позднее чем за три месяца.

Уведомление о массовом увольнении отправляется также и в службу занятости того населённого пункта, где расположена ликвидируемая компания. Не позднее чем за два месяца до предстоящего увольнения туда направляются персональные сведения о каждом из сотрудников: об их профессии, специальности, квалификацию, а также о размере их оплаты труда. Если среди увольняемых служащих имеются кредиторы первой очереди, то об этом тоже необходимо сообщить на биржу труда.

В соответствии с действующим трудовым законодательством ликвидируемая  компания обязана оплатить заработную плату каждому из сотрудников  до момента увольнения, а также  выплатить им выходное пособие. Кроме того, за работниками сохраняется заработная плата и на время их дальнейшего трудоустройства. На срок от двух до трёх месяцев. Кроме того, на этот период за ними также сохраняются и другие льготы и пособия.

Уведомление каждого кредитора лично

Подача объявления в газету о  предстоящей ликвидации, не освобождает  ликвидационную комиссию от обязанности  уведомлять каждого кредитора персонально. Для этих целей им направляется письменное сообщение о предстоящей ликвидации с указанием срока для заявления своих требований. Этот срок не может быть менее двух месяцев. Его пропуск без уважительных причин означает, что требования такого кредитора будут удовлетворены после требований кредиторов, подавших заявление вовремя.

Налоговая проверка, проверки со стороны прочих государственных органов

Согласно действующему законодательству, вне зависимости от того, когда  фирма проверялась последний  раз, во время её ликвидации она непременно должна быть подвергнута выездной налоговой  проверке. Как правило, налоговики проверяют ликвидируемую компанию в течение двух-трех месяцев.

В случае выявления фискальным органом  недоимок по налогам, он вынесет решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности. Ликвидируемая компания должна будет оплатить не только все долги в бюджет, но также и пени, и штрафы. Однако она имеет правом обжаловать решение налогового органа в судебном порядке.

Кроме того, ликвидируемое юридическое  лицо должно также урегулировать все вопросы с внебюджетными фондами — ФОМС (Фондом обязательного медицинского страхования), Фондом занятости, ФСС (Фондом социального страхования), Пенсионным фондом. Каждая из указанных организаций имеет право назначить свою проверку деятельности юридического лица, находящегося в стадии ликвидации.

Выявление дебиторской задолженности

Для того чтобы у компании были деньги на удовлетворение требований кредиторов, ей необходимо взыскать задолженность  со своих должников. С этой целью ликвидационная комиссия проводит претензионную и судебную работу с ними. Вместе с тем, она не имеет право требовать выплаты по обязательствам, срок исполнения по которым ещё не наступил. Также ликвидируемая компания должна провести сверку расчетов с каждым из должников.

Составление промежуточного ликвидационного баланса

По истечении двух месяцев с  момента опубликования объявления о начале ликвидации, комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс. Законодательство не устанавливает форму промежуточного ликвидационного баланса, поэтому как правило он составляется по форме обычного бухгалтерского баланса. К этому времени уже известны все кредиторы юридического лица. В промежуточном ликвидационном балансе отражаются данные обо всем имуществе организации, а также о заявленных требованиях кредиторов и результатах их рассмотрения. Правом утверждения промежуточного ликвидационного баланса обладают учредители (участники) юридического лица или иной орган, принявший решение о его ликвидации.

Как и в остальных случаях, об этом шаге необходимо сообщить в регистрирующий (налоговый) орган. С этой целью подается Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица по форме, утвержденной Правительством РФ. Одновременно подается и сам промежуточный ликвидационный баланс. Налоговый орган, в свою очередь, вносит запись о его утверждении в ЕГРЮЛ и выдает ликвидируемой организации соответствующее свидетельство и выписку из ЕГРЮЛ.

Инвентаризация

В процессе ликвидации юридического лица также проводится инвентаризация его имущества и (или) обязательств. Данное мероприятие осуществляется на основании Федерального закона «О бухгалтерском учете».

Погашение требований кредиторов. Очередность

После выездной налоговой проверки ликвидационная комиссия должна приступить к выплатам кредиторам. Гражданский кодекс РФ устанавливает очередность, в которой это следует делать.

К кредиторам первой очереди относятся  те, перед которыми у ликвидируемой  компании есть обязательства, возникшие  из причинения вреда жизни и здоровью, а также морального вреда.

Ко второй очереди относятся  кредиторы, которым ликвидируемая  компания должна выплатить выходные пособия и задолженности по зарплате, а также вознаграждения по авторскому праву.

К кредиторам третьей очереди относятся  бюджеты всех уровней, а также внебюджетные фонды.

К кредиторам четвёртой очереди  относятся все остальные лица, перед которыми у ликвидируемой  организации имеются денежные или  имущественные обязательства.

Очередность погашения требований соблюдается вне зависимости  от того, хватит ли денег на всех кредиторов или нет.

Если денежных средств на счетах ликвидируемой компании не хватает  для удовлетворения всех требований кредиторов, ликвидационная комиссия принимает меры по их получению. В том числе и посредством продажи имущества ликвидируемой компании. Его реализация осуществляется в порядке, предусмотренном учредительными документами ликвидируемого юридического лица. Исключение составляют лишь случаи принудительной ликвидации. Там имущество продается с публичных торгов в порядке, установленном законодательством РФ. Реализации подлежит любое принадлежащее ликвидируемой компании имущество, за исключением имущества, находящегося в залоге, арендованного имущества и личного имущества работников организации.

В случае если меры по продаже имущества  не помогли, и денежных средств для  удовлетворения всех требований кредиторов все равно не хватает, ликвидационная комиссия должна будет обратиться в суд с заявлением о признании юридического лица несостоятельным (банкротом). В случае удовлетворения такого заявления, дальнейшая ликвидация компании будет проходить по правилам, установленным Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)». Если же суд отказал в открытии процедуры банкротства, за отсутствием денежных средств для сопровождения процедуры, то дальнейших действий ликвидации предприятия законодатель не предусмотрел.

Составление ликвидационного баланса

Удовлетворив все требования кредиторов, ликвидационная комиссия приступает к составлению ликвидационного баланса по унифицированной форме № 1 по ОКУД. Данный документ мало чем отличается от обычного квартального баланса. Утверждается он учредителями (участниками) ликвидируемого юридического лица и в необходимых случаях согласовывается с регистрирующим (налоговым) органом.

  1. Специфические виды юридических лиц: банки, страховые организации, фондовые биржи.

а) Банк -  финансово-кредитное учреждение, производящее различные виды операций с деньгами и ценными бумагами и оказывающие финансовые услуги правительству, юридическим и физическим лицам

Банк – это юридическое лицо любой формы собственности, которое:

  • создано в целях извлечения прибыли,
  • имеет право осуществлять банковские операции,
  • имеет исключительное право на привлечение денежных средств юридических и физических лиц с целью их последующего размещения от своего имени; а также на открытие и ведение банковских счетов юридических и физических лиц,
  • действует на основании специального разрешения (лицензии) полномочных государственных органов (в России — Банка России),
  • не имеет права осуществлять производственную, торговую, страховую деятельность.

Высшим органом управления банка  является собрание акционеров (участников). Ему подотчётны совет директоров банка и ревизионная комиссия. Совет директоров банка:

  • определяет общие направления развития банка,
  • рассматривает планы деятельности банка,
  • открывает и закрывает филиалы банка.

Исполнительным органом управления, непосредственно руководящим деятельностью банка, является правление банка, в состав которого обычно входят представители наиболее крупных акционеров (участников) банка.

 

Различают:

  • центральные банки, осуществляющие государственное регулирование банковской сферы и денежную эмиссию.
  • коммерческие банки, осуществляющие предпринимательскую банковскую деятельность;
    • универсальные банки, осуществляют все основные виды банковских операций;
    • инвестиционные банки, специализируются на инвестициях, чаще всего в ценные бумаги;
    • сберегательные банки, специализируются на привлечении средств населения;

Иногда выделяют:

  • «Ритейловый банк» («Розничный банк») — ориентирован на работу с частными лицами.
  • «Кэптивный банк» («Карманный банк») — дочерний банк крупной промышленной или банковской структуры, основным назначением которого является обслуживание операций материнской компании.

Функции банков

  • Исторически первой функцией банков было безопасное хранение денег клиентов.
  • Так как у банка есть много клиентов, которые хранят в нем свои деньги, то банк становится способен переводить деньги от одного из них другому путем изменения записей в банковских счетах (безналичные расчеты). Безналичные расчеты возможны и между клиентами различных банков благодаря системе корреспондентских счетов.
  • Банки выдают кредиты. При этом фактически создаётся дополнительная денежная масса.

Существенные особенности банковской деятельности (отличающие её от производственной, торговой и др.):

  • Преобладание в ресурсах банков привлечённых и заёмных средств, влекущее за собой повышенную ответственность перед кредиторами и вкладчиками.
  • Чрезвычайная подвижность и изменчивость параметров финансовых рынков, вызываемая не только экономическими, но и политическими, социальными и иными причинами.
  • Необходимость постоянной и одновременной работы с клиентами, представляющими различные сферы и отрасли хозяйствования, имеющими противоречивые интересы и цели.
  • Нематериальный характер банковских продуктов (услуг) и необходимость участия практически всех подразделений банка в производстве каждого такого продукта.

Ресурсы и активы коммерческого  банка

Как уже было сказано, основной деятельностью  коммерческого банка является привлечение свободных денежных средств юридических и физических лиц и размещение их от своего имени на условиях возвратности, срочности и платности. таким образом, ресурсы коммерческого банка — неотъемлемое условие осуществления банковских операций.

Ресурсы банка:

  • Собственный капитал (имеет безвозвратный характер) — главное средство защиты, позволяющее вкладчикам и кредиторам получить возмещение потерь в случае потери ликвидности банка:
    • уставный капитал,
    • фонды, образованные за счёт прибыли прошлых лет,
    • эмиссионный доход (положительная разница между ценой акций банка и их номинальной стоимостью).
  • Привлечённые средства:
    • депозиты клиентов — юридических и физических лиц,
    • межбанковские кредиты,
    • облигации и векселя банка.

Активы коммерческого банка — это объекты бухгалтерского баланса, отражающие размещение и использование ресурсов банка. Активы группируются:

  • по назначению,
  • по ликвидности,
  • по степени риска,
  • по срокам размещения,
  • по субъектам.

По назначению активы делятся:

  • Кассовые активы:
    • наличные денежные средства в кассе,
    • драгоценные металлы и камни,
    • корреспондентские счета в центральном банке и других банках,
    • средства, перечисленные в фонд обязательных резервов центрального банка.
  • Размещённые активы (работающие; доходные; оборотные; рисковые активы):
    • кредиты, выданные юридическим и физическим лицам,
    • межбанковские кредиты, выданные,
    • краткосрочные вложения в ценные бумаги.
  • Инвестиционные активы:
    • акции, приобретённые для инвестирования,
    • средства, внесённые в уставные капиталы юридических лиц,
    • вклады в дочерние банки.
  • Капитализованные активы (внеоборотные), то есть имущество банка.
  • Прочие активы (дебиторская задолженность, транзитные счета и т. п.)

Доходы банка

Считается, что основным источником доходов банка является доход, получаемый от разницы между процентами по вкладам  в банке (депозитам) и процентами по кредитам.

Доходы банка:

  • Процентные доходы:
    • проценты, полученные по кредитам,
    • проценты, полученные по депозитам,
    • проценты, полученные от операций с ценными бумагами.
  • Непроцентные доходы:
    • доходы от операций с иностранной валютой,
    • непроцентные доходы от операций с ценными бумагами,
    • комиссионное вознаграждение за оказанные услуги (расчётные операции, сдача в аренду банковских сейфов, выдача банковских гарантий и др.),
    • доходы, полученные от долевого участия в деятельности юридических лиц,
    • другие непроцентные доходы.

Менее известно о сеньоражном доходе, который для некоторых частных банков, например, для группы банков Федеральной резервной системы США или для Банка Англии, значительно превосходит любые другие виды дохода.

Расходы банка

Каждая коммерческая организация  имеет как доходы так и расходы, банки не являются исключением. Расходы банка можно разделить на обязательства перед вкладчиками по процентам, налоги, расходы на текущую деятельность и развитие, расходы на выплату бонусов и дивидендов, а также расходы на создание резервов на возможные потери.

Использование на нужды банка денег  вкладчиков можно рассматривать  как взятие банком кредита у этих вкладчиков. Систематическое использование  подобного кредита ведёт к  увеличению внутреннего долга банка, и может приводить к дефолту кредитной организации.

Банковские операции делятся на пассивные и активные. Пассивными называются операции, посредством которых  банки образуют ресурсы денежного  капитала, активными — операции, посредством которых они используют эти ресурсы с целью извлечения прибыли.

К банковским операциям  относятся:

  • привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады и депозиты (до востребования и на определённый срок);
  • размещение привлечённых средств от своего имени и за свой счёт;
  • открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
  • осуществление расчётов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
  • инкассация денежных средств, векселей, платёжных и расчётных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
  • купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной форме;
  • привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
  • выдача банковских гарантий;
  • осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).

Кредитная организация, кроме перечисленных, вправе осуществлять следующие операции:

  • выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;
  • приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;
  • доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;
  • осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;
  • лизинговые операции;
  • оказание консультационных и информационных услуг.

Банки, выдавая кредиты, могут создавать деньги. Процесс создания денег называется кредитным расширением или кредитной мультипликацией (смотри статью Банковский мультипликатор)

Банк может организовывать обособленные подразделения.

Дочерний банк — отдельное юридическое лицо, действующее коммерчески самостоятельно, в котором головному банку принадлежит более 20 процентов уставного капитала.

Филиал банка — обособленное структурное подразделение, расположенное вне места нахождения банка — не является юридическим лицом и имеет полномочия, делегированные ему банком. Тем не менее, филиал банка должен иметь лицензию и самостоятельный баланс, свой корреспондентский счёт.

Представительство банка — обособленное структурное подразделение вне места нахождения банка, не имеющее статуса юридического лица, самостоятельного баланса и корреспондентского счёта. Представительство кредитной организации не имеет права самостоятельно осуществлять банковские операции.

Дополнительный офис — внутреннее структурное подразделение вне нахождения головной организации (банка или филиала), созданное для выполнения определённых функций (например, кредитный офис, внеоперационная касса, пункт обмена валютыи т. п.)

Наличие дочерних банков, филиалов и  представительств в обязательном порядке  отражается в уставе банка.

Банки и другие кредитные организации также могут создавать союзы и ассоциации в целях:

  • представления интересов своих членов,
  • координации их работы,
  • развития межрегиональных и международных связей,
  • удовлетворения научных, профессиональных, информационных интересов,
  • выработки рекомендаций по банковской деятельности и т. п.

Банковские союзы и ассоциации не преследуют цели извлечения прибыли, им запрещено осуществление банковских операций

б)Страховые  организации – это различного рода страховые предприятия, учреждения, страховые компании (СК), акционерные страховые общества (АСО), региональные и международные финансовые группы, совместные российско–зарубежные перестраховочные объединения (компании, товарищества, частные фирмы, государственные страховые компании (ГСК) и др. Она функционирует в общей государственной экономической системе в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта.

В правовом отношении  страховая организация представляет собой обособленную структуру любой общественно – правовой формы, предусмотренной законодательством РФ, осуществляющую на ее территории страховую деятельность (заключение договоров страхования; формирование страховых резервов и фондов; инвестирование временно свободных денежных средств в доходные объекты, ценные бумаги, облигации; кредитование определенных сфер человеческой деятельности и т. п.).

Предметом непосредственной деятельности страховых организаций не могут быть производственная, торгово-посредническая и банковская сферы. Страховой организации свойственна экономическая обособленность от государственной экономической системы, что выражается в полной самостоятельности ее ресурсов и оборотных средств. С другими страховщиками страховые организации строят свои отношения на основе перестрахования и сострахования, при котором объект страхования может быть застрахован по одному договору совместно несколькими страховщиками.

В условиях рыночной экономики страховые  организации любых форм собственности  самостоятельно определяют свою организационную  структуру, порядок оплаты и стимулирования труда работников.

Тем не менее специфика страховой  деятельности диктует использование  двух категорий работников:

1) квалифицированных штатных специалистов, осуществляющих управленческую, экономическую, консультационно-методическую и другую деятельность;

2) нештатных работников, выполняющих аквизиционные (приобретение) и инкассаторские функции (сбор и выплата денег).

К штатным работникам относятся: президент  страховой компании, вице-президент (главный экономист), генеральный  директор, исполнительный директор (менеджер), главный бухгалтер, референты, эксперты, заведующий отделами по направлениям (видам страхования), инспектора, работники вычислительного центра, сотрудники отделов, обслуживающий персонал.

К нештатным работникам относятся  страховые агенты, брокеры, представители  страховой компании, медицинские  эксперты и другие.

Главной функциональной обязанностью штатных работников является обеспечение устойчивого функционирования страховой компании, высокой рентабельности, платежеспособности, конкурентоспособности.

Основными функциональными  обязанностями нештатных работников являются: проведение агитационно-пропагандистской работы среди организаций, акционерных обществ, фирм и населения по вовлечению их в страхование, оформление вновь заключенных и возобновленных договоров, а также обеспечение контроля по своевременной уплате страховых взносов (платежей, премий) со стороны страхователей и производство страховых выплат со стороны страхователей и производство со стороны страховщиков при наступлении страховых случаев, т. е. главная задача нештатных работников состоит в продвижении страховых услуг от страховщика к страхователю.

Все страховые компании делятся  на организационные структуры по управлению (менеджменту) и по сферам деятельности.

Наиболее широкое распространение  получила организационная структура  по менеджменту, которая опирается  на следующие принципы:

– решения в страховой компании не принимаются односторонне;

– сотрудники страховой компании не только руководствуются распоряжениями начальства, но имеют и свои сферы и планы действия с полномочиями и компетенциями;

– ответственность не концентрируется на верхнем уровне управления страховой компании. Она является частью компетенции других сотрудников по сферам деятельности;

– вышестоящая инстанция в организационной структуре страховой компании имеет право принимать те решения, которые нижестоящие инстанции принимать не вправе;

– ведущим принципом структуры менеджмента является делегирование полномочий и ответственности сверху донизу.

При такой организационной структуре  управления каждый сотрудник независимо от того, на каком уровне он работает, отвечает только за то, что он сделал или не сделал в рамках своих полномочий. За ошибки сотрудника начальник отвечает лишь в тех случаях, когда он не выполнил свои обязанности руководителя.

Функциями, которые должно выполнять высшее руководство страховой компании, являются:

– определение общей цели страховой компании на данном этапе;

– разработка соответствующей стратегии и планирование работы страховой компании;

– разработка структуры менеджмента;

– разработка концепции маркетинга;

– определение финансовой политики;

– формирование сфер деятельности (личное страхование, имущественное страхование, страхование ответственности, перестрахование);

– координация между собой сфер деятельности;

– решение кадровой и социальной политики.

Организационная структура страховой компании по сферам деятельности означает, что функции страховой компании формируются вне зависимости от способностей сотрудников, а в соответствии с данной организационной структурой.

При этом руководствуются следующим:

1) во всех подразделениях и на всех уровнях имеются сотрудники, превосходящие по своим способностям уровни занимаемых ими положений и полномочий.

2) вместе с ними есть и сотрудники, способности которых не соответствуют или только частично соответствуют требованиям занимаемой должности.

Среди страховых компаний данной организационной структуры можно назвать акционерные страховые общества, общества взаимного страхования.

Государственная страховая компания – организационная форма, учреждаемая государством или образуемая за счет национализации акционерного страхового общества и обращения их имущества в государственную собственность.

Среди новых хозяйственно-организационных  структур страхового дела можно выделить следующие.

  • Концерны – объединение предприятий, включая страховые общества.
  • Хозяйственные ассоциации – договорные объединения предприятий и страховых компаний.
  • Консорциумы – временные договорные объединения производственных предприятий и страховых компаний для решения конкретных задач, реализации крупных целевых программ и проектов.

в)Фондовая биржа - государственная, акционерная или иная организация, предоставляющая помещение, определенные гарантии, расчетные и информационные услуги для сделок с ценными бумагами, получающая за это комиссионные от сделок и накладывающая определенные ограничения на торговлю. Подобная биржа — организационно оформленный, регулярно функционирующий рынок по купле-продаже ценных бумаг. В условиях современных промышленно развитых стран основная масса долгосрочных вложений капитала осуществляется при помощи Ф.б. Курс ценных бумаг определяется приносимыми ими доходами и уровнем ссудного процента. Биржевой курс ценных бумаг колеблется в зависимости от соотношения между спросом и предложением на них.

Биржевые операции способствуют привлечению  денежных капиталов и их перераспределению между различными сферами производства. Определяя и регистрируя курсы акций и облигаций, биржа фиксирует направления эффективного вложения средств, выступает индикатором состояния рынка.

Сделки на Ф. б. подразделяются на кассовые, при которых оплата ценных бумаг происходит сразу или в ближайшие 2-3 дня, и срочные, по которым расчеты производятся в пределах месяца.

Для биржевой практики характерны спекулятивные  операции с целью получения дохода от разницы между курсом ценной бумаги (реализуемой на срок) на момент заключения сделки и курсом на момент ее завершения. Ф.б. мобилизуют временно свободные денежные средства предприятий и населения посредством продажи им ценных бумаг, способствуют перемещению денежного капитала между различными экономическими субъектами.

Крупнейшие Ф.б. функционируют в  Нью-Йорке, Токио, Лондоне, Париже, Базеле, Франкфурте-на-Майне.

В соответствии с Законом РФ "О  рынке ценных бумаг" от 22 апреля 1996 г. фондовая биржа — это организатор торговли на рынке ценных бумаг, не совмещающий деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг с иными видами деятельности, за исключением депазитарной деятельности и деятельности по определению взаимных обязательств (клиринговой деятельности). Никакие другие организации не могут признаваться Ф.б. и осуществлять соответствующую деятельность. Ф.б. создается в форме некоммерческого партнерства. Ф.б. организует торговлю только между членами биржи. Другие участники рынка ценных бумаг могут совершать операции на бирже исключительно через посредничество членов биржи.

 

 

  1. Индивидуальное предпринимательство:

Регистрация ИП:

- осуществляется на основании Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон № 129-ФЗ).

В соответствии со ст. 2 Закона № 129-ФЗ государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации".

Государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей осуществляет ФНС (Федеральная налоговая служба) России (п. 1 постановления Правительства РФ от 17.05.2002 № 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей").

Порядок государственной регистрации индивидуальных предпринимателей (ИП) - 2012.

Регистрация индивидуальных предпринимателей с 01.01.2004 ocyществляется в следующем порядке:

  • представление заявителем документов.

Согласно п. 3 ст. 8 Закона № 129-ФЗ государственная регистрация  индивидуального предпринимателя  осуществляется по месту его жительства. Лицо, желающее зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, обязано представить в налоговый орган определенный пакет документов. Причем эти документы должны быть представлены либо непосредственно, либо направленные почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Иные способы представления документов могут быть определены Правительством РФ (п. 1 ст. 9 Закона № 129-ФЗ).

Постановлением Правительства  РФ от 19.06.2002 № 439 утверждены требования к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей. Согласно п. 3 этих требований заявление, уведомление или сообщение, используемые при государственной регистрации, представляется в регистрирующий орган непосредственно заявителем либо направляется почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Однако это положение было признано недействующим в части содержащегося в нем после слов "представляется в регистрирующий орган непосредственно" слова "заявителем". Верховный Суд РФ в решении от 01.01.2006 № ГКПИ06-735 указал, что содержание указанного пункта Требований и сложившаяся правоприменительная практика фактически ограничивают права граждан по осуществлению действий, связанных с представлением документов на государственную регистрацию, в частности, через своего представителя.

  • выдача налоговым органом расписки (п. 3 ст. 9 Закона № 129-ФЗ).

Если документы были представлены непосредственно заявителем, то налоговый орган выдает заявителю расписку в получении документов с указанием их перечня и даты получения. Расписка должна быть выдана в день получения документов налоговым органом.

В ином случае, в том числе при  поступлении в налоговый орган документов, направленных по почте, расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов налоговым органом, по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении (п. 3 ст. 9 Закона № 129-ФЗ).

  • государственная регистрация.

Согласно п. 1 ст. 8 Закона № 129-ФЗ государственная регистрация  осуществляется в срок не более чем  пять рабочих дней со дня представления  документов в налоговый орган. Датой  представления документов при осуществлении  государственной регистрации является день их получения налоговым органом (п. 2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ).

Моментом государственной регистрации  признается внесение налоговым органом  соответствующей записи в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (п. 2 ст. 11 Закона № 129-ФЗ).

Не позднее одного рабочего дня  с момента государственной регистрации  налоговый орган выдает (направляет) заявителю свидетельство о государственной  регистрации физического лица в  качестве индивидуального предпринимателя  по форме № Р61001.

Ведение бухгалтерского учета ИП:

Бухгалтерский учет ИП - это документальный учет всех хозяйственных операций индивидуального  предпринимателя. 

Системы налогообложения для ИП:

На настоящий момент в стране, согласно налоговому кодексу Российской Федерации, действует следующие системы и режимы налогообложения, рекомендуемые для использования индивидуальными предпринимателями:

  1. Общий режим (предусматривает уплату подоходного налога физическими лицами);
  2. Упрощённая система (УСН);
  3. Вменённая система (ЕНВД) – предусматривает уплату единого налога (ЕД) на вменённый доход при занятии определёнными видами деятельности или предпринимательством, связанным с ведением сельского хозяйства.

Все физические лица, которые занимаются какой-либо предпринимательской деятельностью, обязаны вовремя и в установленном порядке представлять требуемые отчётные документы в налоговые органы. В противном случае, государственный налоговый орган вправе подать в суд иск о взыскании с данного физического лица суммы всех неуплаченных налогов за счёт его личного имущества.

УСН. При данной системе налогообложения некоторые виды налогов упразднены и заменены единым ЕН (единым налогом), сумма которого рассчитывается исходя из результатов деятельности индивидуального предпринимателя за налоговый период. Упрощённая система налогообложения действует на всей территории Российской Федерации без ограничений.

Правила применения упрощенной системы  налогообложения и правила его  исчисления предусмотрены налоговым кодексом Российской Федерации в главе 26,2 «Упрощённая система налогообложения».

Также законодательство предусматривает  свободный и добровольный переход  от   упрощённой системы налогообложения и возврат к ней от других систем.

При использовании индивидуальным предпринимателем упрощённой системы  налогообложения, он освобождается  от уплаты НДФЛ, налога на имущества. Однако он уплачивает страховые взносы (пенсионное страхование) и некоторые другие виды налогов в соответствии с общим режимом налогообложения.

Для индивидуальных предпринимателей, использующих данную систему налогообложения, сохранен порядок ведения кассовых операций, а также последовательность предоставления бухгалтерской отчётности.

ЕНВД. Для данной системе налогообложения характерно отсутствие требования уплаты таких налогов, как НДФЛ, ЕСН, НДС и некоторых других. Они заменены таким налогом, как ЕНВД – единым налогом на вменённый доход (для отдельных видов деятельности). Остальные же налоги индивидуальный предприниматель уплачивает согласно другим режимам налогообложения, в том числе и страховые взносы на пенсионное обеспечение.

Поэтому ЕНВД действует не на всей территории Российской Федерации, а  только при принятии определённого  законодательного акта уполномоченными лицами.

ЕСХН. Эта система применяется только для индивидуальных предпринимателей, которые занимаются производством и переработкой сельскохозяйственной продукции и товаров. Переход к ЕСХН и отход от неё осуществляется в добровольном порядке, в зависимости от желания индивидуального предпринимателя.

Для ЕСХН характерно отсутствие обязательства  для уплаты таких налогов, как  НДФЛ, НДС, налога на имущество, ЕСН. Они  все заменены одним налогом –  ЕСХН, сумма которого рассчитывается согласно результатам от ведения хозяйственной деятельности индивидуальным предпринимателем за налоговый период. Не отменены для индивидуальных предпринимателей, использующих ЕСХН страховые взносы (взносы на счёт обязательного пенсионного страхования). Остальной же перечень налогов, подлежащих уплате, соответствует общему режиму налогообложения.

Индивидуальные предприниматели, работающие с ЕСХН, также не освобождаются  от исполнения обязанностей агента налогового, которые предусмотрены в налоговом  кодексе Российской Федерации.

Общая система налогообложения. При общей системе налогообложения индивидуальный предприниматель должен платить все налоговые платежи и взносы, которые предусмотрены налоговым кодексом, если только он не освобождён от уплаты отдельных их видов специальными уполномоченными органами.

Общей системой налогообложения предусмотрены  для уплаты индивидуальным предпринимателем следующие налоги и пошлины:

  1. НДФЛ – подоходный налог, уплачиваемый физическими лицами;
  2. НДС – добавленная стоимость;
  3. Государственные и таможенные пошлины;
  4. Акцизный налог;
  5. Водный налоги и налог на добычу полезных ископаемых;
  6. Сборы за использование объектов животного мира;
  7. Сборы за использование объектов водных ресурсов;
  8. Транспортный налог, земельный;
  9. Налог на имущество;
  10. Налог на ведение игорного бизнеса.

Как видно из выше перечисленного, большинство налогов и взносов  связано с ведением бизнеса в  определённых сферах. Поэтому многие индивидуальные предприниматели уплачивают лишь некоторые из перечисленных  видов налогов (НДФЛ, налог на добавленную стоимость, страховые взносы).

Эта система подходит тем индивидуальным предпринимателем, которым в силу особенности своей деятельности необходимо выделять в документах для  покупателей рассчитанную сумму  НДС (на добавленную стоимость).

Важная особенность ведения расчёта и учёта денежных потоков индивидуальными предпринимателями, использующих общую систему налогообложения, заключается в ведении кассового метода (после получения дохода денежных средств и совершения их расхода).

В отличие от юридических лиц, индивидуальный предприниматель при использовании данной системы налогообложения не уплачивает налога на прибыль (вместо этого НДФЛ). При этом индивидуальный предприниматель имеет право уменьшить свои выплаты НДФЛ только на размер профессиональных налоговых взносов и вычетов.

  1. Понятие и виды лицензий, порядок получения, приостановления и аннулирования лицензии.

Лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

Лицензия предоставляется на каждый вид деятельности, указанный в  части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона.


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.