Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Особенности воспитания дошкольниках в семьях различного типа

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 30.05.13. Сдан: 2013. Страниц: 40. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 

 

 

 

 

 

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СЕМЬЯХ РАЗЛИЧНОГО ТИПА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………….…….с. 3

 

ГЛАВА  1.   Теоретическое  исследование  личности дошкольника и ее развития в семьях различного типа…………………………………...........с. 5

 

1.1. Личность дошкольника как  субъект и объект воспитания……….…. с.9

 

1.2.Психолого-педагогические особенности  личности  детей старшего дошкольного  возраста…………………………………………………….…с.12

 

1.3.Типы семей………………………………………….……....................... с.14

 

ВЫВОД……………………………………………………………………….с.17

 

ГЛАВА  2. Практическое исследование  особенностей процесса воспитания дошкольника  в семьях различного типа………….………………………...с. 19

 

2.1 Основные условия успешного воспитания ребенка в семье ………… с. 21

 

2.2  Эмпирическое исследование процесса воспитания в семьях различного типа ……………………………………………………………………….… с. 24

 

Выводы ……………………………………………………………………… с. 28

 

Список литературы ………………………………………………………… с. 31

 

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Семейное воспитание отличается глубоко эмоциональным, интимным характером отношений матери и отца к детям и усиливается родственной привязанностью, взаимной любовью. Отношение ребёнка с родителями являются первоосновой, фундаментом отношений личности к миру в целом. Под влиянием воспитания к 5-6 годам у ребёнка формируются основные личностные особенности: закрепляется характерный для него стиль эмоционального реагирования, складываются основы характера и важнейшие показатели психологического пола.

К концу дошкольного возраста заканчивается первоначальное базовое воспитание, всё зависит от соотношения «хорошего» и «плохого» в ребёнке, процент которого определяется отношениями ребёнка с родителями и его впечатлениями об этих отношениях (17, 28).

Дошкольный возраст  – это возраст, в котором начинает складываться личность ребенка. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, ребенок активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства формируется эмоциональное поведение и отношение ребенка к семье. Особенности влияния родительско-детских отношений на формирование личности ребёнка в определённой степени детерминированы типом семьи (14, с.92).

Именно поэтому так  важно изучить особенности воспитания дошкольника в семьях различного типа. Более того, диагностика эмоционального поведения и взаимоотношений в семье выступает важнейшим средством формирования у ребенка отношения к действительности, средством нравственного, эстетического и умственного воспитания.

В связи с вышеизложенным, цель нашей работы: теоретическое и эмпирическое изучение взаимосвязи типа семьи и особенностями воспитания дошкольника.

Задачи исследования:

1. Анализ отечественной  и зарубежной психолого-педагогической литературы по проблеме развития личности дошкольника в семьях различного типа и особенностей его воспитания;

2. Изучить личность старшего дошкольника как субъекта и объекта воспитания;

3. Определить психолого-педагогические  особенности детей старшего дошкольного  возраста;

4.  Охарактеризовать типы семей;

5.   Выявить особенности процесса воспитания старших дошкольников в семьях различного типа;

Методы исследования:

- теоретический анализ психолого-педагогической литературы;

- беседа;

- опрос;

- тестирование.

База исследования: Воспитанники ДУО № 15 г. Мозыря и их родители.

Предмет исследования: процесс воспитания.

     Объект исследования: 10 мальчиков и 13 девочек, в возрасте 5-6 лет, 18 детей из полных семей и 5 из неполных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретическое исследование личности дошкольника и ее развития в семьях различного типа

 

Семья — наиболее распространенный вид социальной группы, основная ячейка общества, в которой рождается, формируется, развивается и большую часть  времени в течение жизни находится  человек. Семейные отношения обычно определяют психологию и поведение человека, поэтому семья представляет особый интерес для социально-психологического исследования. Типичная современная семья в развитых европейских странах состоит из 2—6 человек: мужа, жены, детей и ближайших родственников по материнской и отцовской линиям — бабушек и дедушек.

Человек испытывает воздействие  семьи со дня рождения до конца  своей жизни. Значит, семейному воспитанию свойственны непрерывность и  продолжительность. И в этом с  семьей не может сравниться ни один другой воспитательный общественный институт. Разумеется, влияние семьи на детей в различные периоды их жизни неодинаково. Сама естественная жизнь в семье учит дошкольника, а затем и школьника очень и очень многому.

Так как семейное воспитание немыслимо без родительской любви к детям и ответного чувства детей к родителям, оно более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание. Семья объединяет людей разного возраста, пола, нередко с разными профессиональными интересами. Это позволяет ребенку наиболее полно проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные возможности (23, с. 284).

Характерная особенность  воспитательного влияния семьи на детей - его устойчивость. Обычно правильное отношение родителей к воспитанию детей раннего и дошкольного возраста положительно отражается потом на их учебной, трудовой и общественной активности. И наоборот, недостаточное внимание родителей к воспитанию детей преддошкольного и дошкольного возраста отрицательно отражается на их общественной активности даже тогда, когда они уже обучаются в школе.

Активнейшее воздействие  семья оказывает на развитие духовной культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведения. Являясь  для ребенка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок и формирования жизненных планов. Общественные правила впервые осознаются в семье, культурные ценности общества потребляются через семью, познание других людей начинается с семьи. Диапазон воздействия семьи на воспитание детей столь же широк, как и диапазон общественного воздействия (7, с. 320).

Отсутствие одного из родителей затрудняет воспитание детей, но и в полных семьях дети часто  обделены родительским вниманием. Если оба родителя не хотят поступаться своими профессиональными интересами, то, занятые на работе, загруженные домашними делами, они меньше времени уделяют детям. Остатки свободного времени съедает телевизор. Совместный просмотр телепередач — неравноценный эквивалент общения и даже не заменяет совместного посещения кино или театра (15, с. 7).

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание  целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее  целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.

Диктат в семье проявляется  в систематическом поведении  одними членами семейства (преимущественно  взрослыми) инициативы и чувства  собственного достоинства у других его членов.

Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью.

 Но даже если  сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - все это гарантия серьезных неудач формирование его личности (10, с. 291).

Опека в семье –  это система отношений, при которых  родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его то трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека – заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи (16, с. 38).

Система межличностных  отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования  взрослых от детей, может порождаться  тактикой «невмешательства». При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.

Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом (1, с. 382).

Большое значение в становлении  самооценки имеет стиль семейного  воспитания, принятые в семье ценности.

Принято выделять три стиля семейного воспитания: - демократический - авторитарный – попустительский.

При демократическом  стиле прежде всего учитываются  интересы ребенка. Стиль «согласия».

При авторитарном стиле  родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль «подавления».

При попустительском  стиле ребенок предоставляется  сам себе.

Дошкольник видит себя глазами близких взрослых, его  воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представление о себе кажутся искаженными (21, с. 154).

М.И. Лисина проследила развитие самосознания дошкольников в зависимости  от особенностей семейного воспитания. Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения. Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда – при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни (12, с. 86).

От условий воспитания в семье зависит адекватное и  неадекватное поведение ребенка. Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где  родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей.

Неадекватность также  может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и  за мелочи и достижения дарят подарки (ребенок привыкает к материальному вознаграждению). Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая.

Адекватное представление  – здесь нужна гибкая система  наказания и похвалы. Исключается  восхищение и похвала при нем. Редко дарятся подарки за поступки. Не используются крайние жесткие наказания.

В семьях, где растут дети с высокой, но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказания и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. Дети с пониженной самооценкой (не обязательно очень низкой) пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, - бесконтрольность, следствие равнодушия родителям к детям и друг к другу.

Дети с низким уровнем  притязаний и низкой самооценкой  не претендуют на многое ни в будущем  ни в настоящем. Они не ставят перед  собой высоких целей и постоянно  сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с тем уровнем успеваемости, который складывается в начале обучения (20, с. 163).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Личность дошкольника как субъект и объект семейного воспитания

 

Традиционно главным  институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Одним из самых значимых факторов развития характера ребенка  дошкольного возраста при формировании базовых черт его личности, первичных форм связей и отношений с внешним миром, воспринимаемых преимущественно через отношения с близкими взрослыми, является его семья.

В качестве основных условий, обеспечивающих оптимальный тип семейного воспитания, выступают: искренняя любовь к ребенку, последовательность в поведении, единство требований со стороны окружающих взрослых, адекватность воспитательных мер, наказаний, невключение в конфликтные отношения взрослых. Все перечисленные требования направлены на то, чтобы обеспечить ребенку теплоту и надежность атмосферы, что является залогом его внутреннего спокойствия и стабильности психики (23, с. 392).

Семья может выступать  в качестве как положительного, так  и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Семья – это особого  рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую  роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д. (18, с. 49).

Взрослый, оказавшийся  в социальном пространстве взаимодействия с ребенком, оказывается личностно  значимым лицом уже в силу своей  позиции, поскольку он может обеспечить удовлетворение сущностных потребностей ребенка.

Под влиянием взрослого  у ребенка возникает новая  форма общения – внеситуативно-личностное, в процессе которого он ориентируется  на «мир людей», осваивает взаимосвязи  в социальном мире. Возникновение  и развитие этой формы общения  связано в значительной мере с развитием игры, в которой детей интересуют взаимоотношения людей, правила поведения в обществе. Старшие дошкольники стремятся не просто к доброжелательному вниманию взрослых и сотрудничеству с ними, а и к уважению со стороны взрослых, взаимопониманию и сопереживанию (16, с. 8).

Р.С. Немов отмечает, что  уже у ребенка дошкольного  возраста возникает стремление к  признанию и одобрению со стороны  окружающих людей. Из данного качества как из общего корня при нормальном воспитании вырастают потребность в достижении успехов, целеустремленность, чувство уверенности в себе, самостоятельность и многие другие личностные качества.

Чем старше становится ребенок, тем большую роль начинает играть такой аспект его социального  развития, как овладение формами и нормами общественных отношений. И это означает, что дошкольник начинает осваивать следующий уровень пирамиды потребностей по А. Маслоу – уважения и самоуважения.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение (11, с. 257).

Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. Каждый из родителей видит в детях свое продолжение, реализацию определенных установок или идеалов. И очень трудно отступает от них. Конфликтная ситуация между родителями – различные подходы к воспитанию детей (5, с. 230).

Первая задача родителей – найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго.

Вторая задача - сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него.

Дети быстро «схватывают» сказанное и довольно легко маневрируют  между родителями, добиваясь сиюминутных  выгод (обычно в сторону лени, плохой учебы, непослушания и т.д.).

Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что  будет более полезным для ребенка (17, с. 83).

В общении у взрослых и детей вырабатываются принципы общения:

1) Принятие ребенка, т.е. ребенок принимается таким, какой он есть.

2) Эмпатия (сопереживание)  – взрослый смотрит глазами  ребенка на проблемы, принимает  его позицию. 

3) Конгруэнтность. Предполагает  адекватное отношение со стороны  взрослого человека к происходящему. Детско-родительские отношения составляют важнейшую подсистему отношений семьи как целостной системы и могут рассматриваться как непрерывные, длительные и опосредованные возрастными особенностями ребенка и родителя отношения.

Детско-родительские отношения  как важнейшая детерминанта психического развития и процесса социализации ребенка могут быть определены следующими параметрами:

- характер эмоциональной связи: со стороны родителя — эмоциональное принятие ребенка (родительская любовь), со стороны ребенка — привязанность и эмоциональное отношение к родителю. Особенностью детско-родительских отношений по сравнению с другими видами межличностных отношений является их высокая значимость для обеих сторон;

-   мотивы воспитания и родительства;

- степень вовлеченности родителя и ребенка в детско-родительские отношения;

-  удовлетворение потребностей ребенка, забота и внимание к нему родителя;

- стиль общения и взаимодействия с ребенком, особенности проявления родительского лидерства;

- способ разрешения проблемных и конфликтных ситуаций; поддержка автономии ребенка;

-  социальный контроль: требования и запреты, их содержание и количество; способ контроля; санкции (поощрения и подкрепления); родительский мониторинг;

-  степень устойчивости и последовательности (противоречивости) семейного воспитания (21, с. 263).

Интегративные показатели детско-родительских отношений:

  • родительская позиция, определяемая характером эмоционального принятия ребенка, мотивами и ценностями воспитания, образом ребенка, образом себя как родителя, моделями ролевого родительского поведения, степенью удовлетворенности родительством;
  • тип семейного воспитания, определяемый параметрами эмоциональных отношений, стилем общения и взаимодействия, степенью удовлетворения потребностей ребенка, особенностями родительского контроля и степенью последовательности в его реализации;
  • образ родителя как воспитателя и образ системы семейного воспитания у ребенка. Этот показатель стал предметом научного исследования и широкого обсуждения сравнительно недавно. Возникновение интереса к изучению позиции ребенка в системе детско-родительских отношений обусловлено тем, что ребенок, как и родитель, является их активным участником.

Роль образа родителя и ребенка в детско-родительских отношениях состоит в ориентировке в указанной системе отношений с целью достижения согласованности и сотрудничества в решении задач совместной деятельности и обеспечении необходимых условий гармоничного развития ребенка (4, с. 86).

 

 

 

1.2. Психолого-педагогические  особенности детей старшего дошкольного возраста

 

Дошкольный возраст  является периодом активного усвоения социальных норм. Нравственные начала у ребенка формируются на основе и в связи с интенсивным умственным развитием ребенка, показателем которого являются его действия и речь. Поэтому важно обогащать словарь детей, в разговоре с ними подавать образец хорошего произношения звуков и в целом слов и предложений. С целью развития речи родители должны учить детей наблюдать явления природы, выделять в них сходное и различное, слушать сказки и рассказы и передавать их содержание, отвечать на вопросы и задавать свои. Развитие речи является показателем повышения общей культуры ребенка, условием его умственного, нравственного и эстетического развития.

Ребенку дошкольного  возраста (раннее дошкольное и дошкольное детство) вообще свойственна общая сензитивность к воздействию окружающих условий , что содействует развитию адаптационных форм поведения, психических функций и различных видов деятельности. В этот период жизни начинается процесс саморазвития личности за счет развития структур самосознания ребенка, возникает потребность в самооценке как основе формирования самопознания и внутренней позиции личности, но при этом, что очень важно, еще с ориентацией на авторитет внешней оценки взрослого (2, с. 123).

Опираясь на понятия  о ведущей деятельности и социальной ситуации развития, введенные Л.С. Выготским, Л.И. Божович показала, как в сложной  динамике взаимодействия деятельности и межличностного общения ребенка  в разные возрастные периоды его  жизни формируется определенный взгляд на мир, как внутренняя позиция. Эта позиция и есть одна из главных характеристик личности, предпосылка к ее развитию, которая понимается как совокупность ведущих мотивов деятельности (8, с. 95).

В дошкольном возрасте дети очень подвижны, не могут продолжительное время сосредоточиваться на одном деле, быстро переключаться с одного вида занятий на другое. Школьное обучение потребует от ребенка сосредоточенности, усидчивости, прилежания. Поэтому важно еще в дошкольном возрасте приучать ребенка к тщательности выполняемых поручений, учить его доводить начатое дело или игру до конца, проявлять при этом упорство и настойчивость. Вырабатывать эти качества необходимо в игре и бытовом труде, включая ребенка в коллективный труд по уборке помещения, на огороде или играя с ним в бытовые или подвижные игры.

Особенностью дошкольного  периода, отличающего его от других, последующих этапов развития, является то, что он обеспечивает именно общее  развитие, служащее фундаментом для  приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков и усвоения различных видов деятельности. новообразованиях, достигаемых к концу данного возрастного периода. Наблюдения показывают, что эмоциональный комфорт ребенка, его успешность в различных видах деятельности напрямую связаны потребностью ощущать любовь и принятие со стороны окружающих людей (23, с.386).

Возрастное развитие характеризуется не столько образованием нового психофизиологического уровня, усвоением отдельных знаний, умений, различных способов деятельностей, сколько более общими изменениями детской личности, «формированием нового плана отражения действительности, обусловленного коренной перестройкой системы отношений ребенка с окружающими людьми и переходом к новым видам деятельности.

Детство – период активного социального «развертывания растущего человека, его личностного «вызревания», которое протекает при непосредственном участии взаимодействующего с ним взрослого. В процессе взаимодействия с миром, людьми осуществляется «стыковка» важных потребностей ребенка, среди которых потребность в самореализации как проявлении и утверждении себя среди окружающих и потребность в социализации как возможности найти свое место в мире (25, с. 9).

Движущей силой развития ребенка является не просто присвоение человеческого опыта, а накопление и расширение его индивидуального жизненного опыта в процессе особого взаимодействия и сотрудничества со взрослым как носителе такого опыта.

В дошкольном возрасте дети накапливают первый опыт нравственного  поведения, оно становиться все более осознанным, организованным и дисциплинированным; расширяются нравственные представления и углубляются нравственные чувства детей.

К шести годам завершается  для современного ребенка период дошкольного детства. Влияние семьи  на дошкольника проявляется в заложенных необходимых умениях и навыках, человеческих начал в формирующейся личности ребенка. Это означает, что дети шести лет:

1) естественно проходят  фазы своего развития и решают  закономерные возрастные проблемы;

2) испытывают чувства  привязанности, нежности и любви в ответ на аналогичные чувства родителей;

3) реализуют свою потребность  в авторитете и уважении, понимании  со стороны близких и значимых  для них лиц; 

4) обладают устойчивым  чувством «Я», уверенностью в  себе, адекватной самооценкой, в том числе уровнем притязаний и возможностей;

5) способны к сопереживанию; 

6) не проявляют выраженных  чувств ревности и зависти  при наличии ведущего чувства  доброжелательности к людям; 

7) контактны и общительны, стремятся к взаимодействию со сверстниками на равных (4, с. 180) .

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Типы семей

 

Семья создает для  ребенка определенные модели социального  поведения. Оценивая то, что происходит в обществе, ребенок опирается, прежде всего, на опыт своего общения с близкими родственниками. В дальнейшем он будет организовывать свое взаимодействие с другими людьми, в значительной степени используя модели семейных коммуникаций. Первичная социализация детей в семье, особенно в сфере интимности и доверительности детско-родительских отношений, не имеет аналогов в других типах неформальных групп. Если бы даже система образования была совершенной, она не в состоянии обеспечить ребенка той особой родительской заботой и любовью, которые присутствуют в семье.

Семья — малая социальная группа, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, проживающими вместе и ведущими совместное хозяйство (3, с.18).

Функции семьи не соположены и не равнозначны, они образуют иерархическую структуру. Иерархия функций определяется историей семьи как социально-культурного института и историей конкретной семьи. Меняется она в зависимости от исторического периода, социокультурного окружения и от стадии жизненного цикла семьи.

Общепринятой классификации семейных функций нет, однако между ними существуют взаимозависимость и взаимодополняемость. К основным функциям семьи можно отнести:

  • репродуктивную— биологическое воспроизводство и сохранение потомства, продолжение рода;
  • воспитательную— духовное воспроизводство населения. Семья формирует личность ребенка, оказывает систематическое воспитательное воздействие на каждого члена в течение всей жизни;
  • хозяйственно-бытовую — поддержание физического состояния семьи, уход за престарелыми;
  • экономическо-материальную— поддержание одними членами семьи других: несовершеннолетних, престарелых, нетрудоспособных;
  • функцию организации досуга — поддержание семьи как целостной системы; содержание и формы проведения досуга зависят от уровня культуры, национальных традиций, индивидуальных склонностей и интересов, возраста членов семьи, ее доходов;
  • функцию социального контроля — ответственность членов семьи за поведение ее членов в обществе, их деятельность; ориентирующую основу составляют ценности и элементы культуры, признанные во всем обществе или в социальных группах (14, с. 141).

Критериями  типологии семьи являются: ее состав; стаж супружеской жизни; количество детей; место и тип проживания; особенности распределения ролей, главенства и характер взаимодействия; профессиональная занятость и карьера супругов; социальная однородность; ценностная направленность семьи; особые условия семейной жизни; характер сексуальных отношений.

Анализ структуры семьи  дает возможность ответить на вопросы: как реализуются функции данной семьи? из скольких поколений состоит семья? как представлены брачные отношения? кто руководит жизнедеятельностью семьи? кто является исполнителем? как распределены обязанности и роли?

Социологи делят семьи  на родительские, т. е. семьи старшего поколения, и прокреационные, созданные взрослыми детьми, отделившимися от родителей.

По количеству поколений, входящих в состав, семьи делятся  на расширенные (три и более поколений) и нуклеарные (два поколения).

Деление по другому критерию –  наличие родителей – дает типы полных (двое родителей) и неполных (один родитель) семей.

По количеству детей семьи различаются  на три типа: бездетные (нет детей); однодетные (один ребенок) и многодетные (трое и более детей).

Критерий лидерства дифференцирует семьи на три группы: патернальную (доминирование мужчины), матернальную (доминирование женщины), эгалитарную (равенство ролей) (17, с. 258).

Самой демократической считается  эгалитарная семья, контроль в которой  разделен между мужем и женой, оба они на равных участвуют в принятии семейных решений. Это не отменяет прав мужа принимать принципиальные решения (после совместного обсуждения) в одной сфере, например экономической, а жене – в другой, скажем, бытовой. Дети могут тоже принимать участие в выработке семейных решений.

Деление семей на следующие категории  необходимо учитывать социальному  работнику в профессиональной деятельности:

– по количеству детей: бездетная (или  инфертильная), однодетная, малодетная, многодетная;

– по составу: неполная семья, отдельная, простая или нуклеарная, сложная (семья из нескольких поколений), большая семья, материнская семья, семья повторного брака;

– по структуре: с одной брачной  парой с детьми или без детей; с одним из родителей супругов и другими родственниками; с двумя  и более брачными парами с детьми или без детей, с одним из родителей супругов и других родственников или без них; с матерью (отцом) и с детьми;

– по типу главенства в семье: эгалитарные  и авторитарные семьи;

– по семейному быту, укладу: семья  – «отдушина»; семья детоцентрического типа; семья типа спортивной команды или дискуссионного клуба; семья, ставящая на первое место комфорт, здоровье, порядок;

– по однородности социального состава: социально гомогенные (однородные) и гетерогенные (неоднородные) семьи;

– по семейному стажу: молодожены, молодая семья, семья, ждущая ребенка, семья среднего супружества, старшего супружеского возраста, пожилые супружеские пары;

– по качеству отношений и атмосфере  в семье: благополучная, устойчивая, педагогически слабая, нестабильная, дезорганизованная;

– по географическому признаку: городская, сельская, отдаленная (районы Дальнего Севера);

– по месту проживания: патрилокальная (молодожены поселяются в доме родителей  мужа); матрилокальная (молодая семья  живет в доме родителей жены); неолокальная (молодая пара отделяется и живет, независимо от родителей и других родственников);

– по типу потребительского поведения: семьи с «физиологическим» или  «наивно-потребительским» типом (преимущественно  с пищевой направленностью); семьи  с «интеллектуальным» типом потребления, т. е. с высоким уровнем расходов на покупку книг, журналов, различные зрелищные мероприятия и т. д., семьи с промежуточным типом потребления;

– по особым условиям семейной жизни: студенческая семья, «дистантная» семья, «внебрачная семья»;

– по характеру проведения какого-либо досуга: открытые или закрытые;

– по социальной мобильности: реактивные семьи, семьи средней  активности и активные семьи;

– по степени кооперации совместной деятельности: традиционные, коллективистские и индивидуалистические;

– по состоянию психологического здоровья: здоровая семья, невротическая  семья, виктимогенная семья («виктимо»  – жертва, в переводе с латинского) (12, с. 142).

Кроме того, в социальной работе принято выделять неблагополучные  семьи, в которых нарушены внутрисемейные отношения. К таким семьям относятся:

– конфликтная семья  – где преобладает конфронтация между членами семьи; семья, в ситуации развода;

– аморальная семья –  криминальная группа, где нарушаются права ребенка: жестокое обращение, физическое и другие виды насилия, вовлечение в криминальную деятельность родителей, употребление алкоголя, наркотиков; невыполнение родителями обязанностей по жизнеобеспечению ребенка;

– педагогически несостоятельная  семья – с низким уровнем общей  и психолого-педагогической культуры родителей; с нежеланием видеть и исправлять ошибки воспитания; с сознательной ориентацией ребенка на неприятие им социальных и нравственных норм.

– асоциальная семья – где  с рождения дети воспитываются в  обстановке пренебрежения к общепринятым нормам, воспринимают навыки противоправного и девиантного поведения (23, с. 396).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод

 

В истории родительства все более явной становится тенденция  возрастания значения института  семьи. Прежде ответственность за воспитание ребенка возлагалась на общество, в то время как индивидуальное родительство охватывало лишь относительно непродолжительный период детства ребенка до начала вступления его в трудовую деятельность или начала выполнения им социальных функций, но с изменением задач социализации ребенка в рамках семейного воспитания на каждой из возрастных стадий его развития претерпевают изменения также конкретные формы и средства воспитательных воздействий, характер отношений ребенка с родителями.

Главными задачами семьи  являются формирование первой социальной потребности ребенка — потребности  в социальном контакте, базового доверия к миру и привязанности в младенчестве; формирование предметно-орудийной компетентности в раннем возрасте и социальной компетентности в дошкольном, сотрудничество и поддержка в освоении системы научных понятий и осуществлении самостоятельной учебной деятельности в младшем школьном возрасте; создание условий для развития автономии и самосознания в подростковом и юношеском возрасте (24, с. 74).

Эмоциональная насыщенность и эмоционально-позитивный характер межличностных отношений, устойчивость, длительность и стабильность взаимодействия с партнером, совместная деятельность и сотрудничество со взрослым как  образцом компетентности, социальная поддержка и инициирование к самостоятельной деятельности делают семью уникальной структурой, обеспечивающей наиболее благоприятные условия для личностного и интеллектуального развития ребенка.

На рубеже пяти лет  резко возрастает потребность ребенка в общении со сверстниками, сравнении себя с другими, подражании. Становится достаточно устойчивым стремление участвовать в каком-либо общем деле (игре, продуктивной деятельности) из интереса к самой деятельности и к сверстникам-партнерам. В общении со сверстниками, в игре и других видах деятельности осуществляется обмен информацией, планирование, разделение и координация функций, т. е. все то, что способствует созданию общности детей, ведущих совместную деятельность. С возрастом общение все больше приобретает самостоятельную ценность, выражающуюся в стремлении ребенка к сопереживанию, взаимопониманию, эмоциональной близости со сверстником (14, с. 164).

Процессу личностного  роста способствуют и оценка со стороны  других людей, и развитие самооценки. На протяжении дошкольного детства самооценка ребенка, его оценочные высказывания о себе становятся все более полными, детализированными, развернутыми. Дошкольник способен осознать себя, свое положение среди взрослых и сверстников, отношение к себе окружающих («Меня любит: играет со мной, дает игрушки, угощает»).

В старшем дошкольном возрасте ребенок все чаще начинает оценивать свои личностные нравственные качества, осознавать, дифференцировать эмоциональные состояния себя и  других детей и взрослых. Возрастает самостоятельность и критичность детской оценки и самооценки. Дети, прежде всего, оценивают те качества и особенности поведения сверстников и самого себя, которые чаще всего оцениваются окружающими и от которых в большей степени зависит их положение в группе. На протяжении всего дошкольного детства дети объективнее оценивают других, чем самих себя (21, с. 86).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Практическое исследование особенностей процесса воспитания дошкольника в семьях различного типа

 

В современном обществе в условиях, когда период детства  удлиняется, именно на родителей возлагается  ответственность за воспитание и  обучение детей. Правовую, материальную и морально-нравственную ответственность  за детей родители несут вплоть до приобретения детьми статуса взрослого члена общества — до окончания школы, а в определенных аспектах — и до завершения высшего образования.

Ролевая структура семьи  в значительной степени определяется ведущими семейными ценностями, иерархия которых развивается на протяжении жизненного цикла семьи, отражая изменение значимости ее функций. Например, после рождения детей центральное место в семье занимает воспитательная функция, а ценность родительства становится ведущей.

Главенство в семье  определяет ее иерархию и организацию функционирования, характер принятия решений, меру участия членов семьи в управлении ее жизнедеятельностью, отношения власти — доминирование и подчинение (15, с. 6).

Авторитарная система  отношений означает сосредоточение функций управления и принятия решений в руках одного члена семьи. Демократическая система отношений — равноправное участие всех членов семьи в управлении и принятии решений. Тенденцией развития современной семьи является переход от авторитарной к демократической системе отношений, что, в первую очередь, обусловлено становлением правового и экономического равноправия мужчин и женщин. Главенство может носить единоличный характер (персональное главенство) и быть совместным. В первом случае все или большинство наиболее значимых для семьи функций оказываются сосредоточены в руках одного человека.

Такая форма главенства вряд ли может быть эффективна с точки зрения теории управления, однако в кризисные периоды развития семейной системы единоличное главенство оказывается адекватным и полезным. В стабильные же периоды оптимальной формой руководства является совместное главенство. Оно бывает с разделением функций и без (эгалитарный вариант) (5, с. 283).

Для определения формы  главенства в семье приоритетны  такие функции, как материальное обеспечение, планирование семейного бюджета, «психотерапевтическая» функция семьи, воспитание детей. Фактическое главенство зависит от распределения функций в семье и меры участия ее членов в решении проблем. Однако наряду с фактическим главенством существует и главенство формальное, т.е. приписываемое по определенным правилам. В случае расхождения фактического и формального главенства возникают конфликты, борьба за признание фактического руководства, за установление главенства одного из членов семьи.


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.