Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Функционально-смысловые типы речи основа жанровой формы СМИ

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 30.05.13. Сдан: 2012. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


НОУ «МУРМАНСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ»

ФАКУЛЬТЕТ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ И ЖУРНАЛИСТИКИ

КАФЕДРА ФИЛОЛОГИИ И ЖУРНАЛИСТИКИ 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

Учебная дисциплина: «Современный русский язык»

На тему: Функционально-смысловые типы речи – основа жанровой формы СМИ 

Выполнила студентка

3 курса  группы Ж-420

Колесова  Ю.П.

Научный руководитель:

____________________

Номер и дата

Регистрации работы в деканате:

___________________________

Оценка:____________________  

Дата защиты:_______________   

Подпись научного руководителя:___________________________   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Мурманск

2010

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Функциональные типы речи актуальные для журналистских 

текстов……………………………………………………………………………..5

    1. Описание……………………………………………………………………6
    2. Повествование…………………………………………………………….11
    3. Рассуждение……………………………………………………………….15

Выводы по главе 1. ……………………………………………………………...17

Глав 2. Распределение  функциональных типов речи относительно жанров журналистских текстов

2.1. Актуальные функциональные типы речи для репортажа………………...18

2.2. Актуальные  функциональные типы речи для  заметки…………………...21

2.3. Актуальные  функциональные типы речи для  отчета…………………….32

Выводы по главе 2. ……………………………………………………………...25

Заключение……………………………………………………………………….26

Библиографический список……………………………………………………..37 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Проблема  использования функционально-смысловых  типов речи как формообразующих  жанра СМИ актуально на сегодняшний  день в связи со сложностью определения  конкретного жанра из-за размытости его границ. Публикации современных печатных СМИ зачастую сложно причислить к какому-либо конкретному жанру, поэтому важно определить влияние использованных типов речи на журналистские произведения. Распределение функционально-смысловых типов речи в данной курсовой работе я попытаюсь показать на примере трех основных жанров – заметки, репортажа и отчета.

     Объект  исследования – функционально-смысловые типы речи и их комбинации в текстах печатных СМИ.

     Предмет исследования – жанрообразующие функционально-смысловых типов речи.

     Цель  исследования – представить распределение функционально смысловых типов речи относительно жанров текстов печатных СМИ.

     Для достижения цели следует решить следующие  задачи:

  1. Охарактеризовать основные функционально-смысловые типы речи актуальные для современных СМИ.
  2. Систематизировать жанровые характеристики заметки, репортажа и статьи.
  3. Определить ведущие функционально-смысловые типы речи актуальные для этих жанров.
  4. Выполнить анализ с точки зрения использования в них функционально-смысловых типов речи.

     Мы  предполагаем, что каждый жанр печатного  текста характеризуется определенным набором функционально-смысловых  типов речи; отход от предпочтения одного типа речи приводит к размытости жанровых границ.

Новизна исследования состоит в попытке осмысления соотношения формы текста (жанровой характеристики) с функционально-смысловым типом речи.

     Методы  исследования:

  1. Методом сплошной выборки сформирована картотека примеров текстов печатных СМИ в разных жанрах (репортаж, заметка, отчет).
  2. Систематизированы основные языковые характеристики текстов СМИ разных жанров.
  3. Выполнен сравнительный анализ использованных функционально-смысловых типов речи в каждом тексте.
  4. Выполнен сравнительный анализ функционально-смысловых типов речи актуальных для разных жанров текстов современных печатных СМИ.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Функциональные типы речи актуальные для  журналистских текстов 

     Во внешнем облике речи, в ее строении очень многое зависит от задачи, которую ставит перед собой говорящий, то есть от назначения речи. Одно дело описать что-либо, другое — рассказать о событии, третье — объяснить, растолковать причины. Разумеется, в каждом случае строй речи будет меняться. Многие века развития языка, мышления и речи выработали наиболее экспрессивные, экономные и точные способы, словесные структуры и схемы для соответствующих литературных задач. Поэтому уже издревле выделяют такие компоненты речи, как описание, повествование и рассуждение, которые в лингвистике принято называть функционально-смысловыми типами речи.

     Выделение только трех типов объясняется тем, что изучение текстов не выходило за рамки литературно-художественной речи. Если же иметь в виду все многообразие текстов, то перечень функционально-смысловых типов речи можно расширить. Так поступает, например, В.В. Одинцов, добавляющий к описанию, повествованию, рассуждению определение (объяснение), характеристику как разновидность описания и сообщение как вариант повествования1.

     Рассмотрим каждый из функционально-смысловых типов речи по отдельности. 
 
 
 
 
 
 

1.1 Описание 

     Описание — один из самых распространенных компонентов речи. Описать предмет или явление — значит перечислить его признаки.

     Описание — заключается в изображении целого ряда признаков, явлений, предметов или событий, которые необходимо представить себе все одновременно2.

     В художественной литературе и публицистике описание — это важнейший элемент речи, позволяющий ярко, наглядно и образно представить предмет, человека, событие или явление. Например, репортаж Ксении Ладной «Узоры Заполярья»:

     На прошлой неделе в Центре художественных ремесел открылась областная выставка «Лоскутная мозаика Заполярья». В ней принимали участия мастера и юные рукодельницы из Мурманска, Кандалакши, Кировска, Апатитов.

     На выставке были представлены около ста различных изделий: большие и маленькие панно, подушечки, кисеты, пледы, декоративные куклы и даже одежда. Каждое из них – результат кропотливого труда – неповторимо и уникально, согрето теплом человеческих рук, пронизано нежностью и уютом. По словам мастеров, все изделия, представленные на выставке, - не только лучший подарок близким, но и занимательный процесс творческой самореализации, который успокаивает нервы, позволяет отвлечься от бытовых проблем и жизненной рутины, является ниточкой, связывающей поколения. К слову, не смотря на то, что лоскутный вид рукоделия достаточно древний – первая аппликация, датированная 80 г. до н. э., была найдена в Египте – интерес к нему не угасает уже очень давно. Лоскутные одеяла, заботливо сшитые из остатков тканей хранительницами домашнего очага, не только помогали пережить суровые зимы и войны, но и на протяжении многих лет украшали каждый дом яркими затейливыми узорами.

     Лучшие изделия с выставки будут отобраны для Всероссийского фестиваля декоративного искусства «Лоскутная мозаика России» и выставки декоративно-прикладного искусства Северо-Западного федерального округа, которая пройдет в рамках II Всероссийского фестиваля народного творчества «Салют Победы», посвященного 65-летию Победы в Великой Отечественной войне3.

     Автор текста описывает увиденное им на выставке, чтобы таким образом создать «эффект присутствия» у читателя.

     Или репортаж  Игоря Аристова «Следующий старт – сессия»:

     В минувший вторник в Долине Уюта на трассы соревнований по лыжным гонкам 45-ой областной студенческой спартакиады вышли команды вузов и ссузов Кольского края.

     Погода порадовала безветрием и ярким солнцем, а потому даже те, кому не удалось добиться весомого результата, покидали Долину Уюта в хорошем расположении духа…4

     По средствам описания автор создает общую атмосферу праздника.

     Трудно назвать все стилистические функции описания — они слишком многообразны и зависят от индивидуального стиля, жанра и конкретного отрезка текста, в котором используются. Но важно подчеркнуть, что описание — существенный компонент словесно-художественной ткани.

     Возьмем еще один пример: отрывок из репортажа М. Стуруа "Утренняя звезда над Ферриндон-роуд":

     Улицу Ферриндон-роуд я знаю как облупленную. Это сравнение непроизвольно. На ней большинство домов имеет облупленные фасады. Это, как правило, складские помещения, конторы, гаражи, мастерские. Здесь лондонская подземка выходит на поверхность и бежит в сухом русле несуществующей реки, мимо пакгаузов компании, производящей знаменитый английский джин марки "Бутс". Обнаженную урбанистическую картину скрашивает лишь вереница тележек, на которых букинисты раскладывают свой неповторимый товар — книги, тронутые золотой желтизной времени. Продавцы — старики и старухи в синих халатах и черных беретах - сидят, как совы, на высоких стульях и дремлют, вздрагивая от грохота проносящихся поездов.

     Это первый абзац, начало репортажа. Назначение описания — ввести читателя в обстановку действия, сделать его зрителем, очевидцем происходящего. Описание дается не "отстраненно", объективированно, а через восприятие автора, прямо и открыто выявляющего свое я рассказчика (Улицу Ферриндон-роуд я знаю как облупленную). Субъективный, эмоциональный характер описания и приближает читателя к обстановке событий, делает описание элементом репортажа. Здесь я — не разновидность стилизации, не художественный прием, а подлинное я автора, журналиста. Это и отличает описание репортажное или, шире, публицистическое от беллетристического, где оно правдоподобно, но не имеет характера подлинности, достоверности, окрашиваясь настроениями героя и выполняя художественно-композиционную роль. Функция описания в публицистике — документальное, точное воспроизведение обстановки, такой, как увидел ее автор.

     Этой цели служит обилие конкретных деталей, среди которых преобладают зрительные: облупленные фасады; обнаженная урбанистическая картина; книги, тронутые золотой желтизной времени; старики и старухи в синих халатах и черных беретах сидят, как совы.

     Вероятно, зрительно воспринимаемый пейзаж, обстановка — характерная черта именно репортажного описания. Характеристика места действия через зрительное восприятие наиболее резко, ярко, доходчиво рисует картину происходящего. Это связано с одной из важнейших особенностей жанра — показывать, изображать, воспроизводить. Репортер описывает то, что предстает перед его глазами, то, что он видит, а вместе с ним видит происходящее и читатель.

     Этой задаче подчинен и язык описания, его синтаксис, лексика. Формы настоящего времени (имеет облупленные фасады; подземка выходит на поверхность и др. — "настоящее постоянное") дают статичную картину, как бы мгновенный снимок обстановки и благодаря своему вневременному характеру имеют подчеркнуто описательное значение. Очень важна и художественно-образная речевая конкретизация (термин М.Н. Кожиной). Можно было бы написать: Продавцы сидят и дремлют. Но насколько выразительнее, образнее (благодаря конкретизации) у автора: Продавцы — старики и старухи в синих халатах и черных беретах — сидят, как совы, на высоких стульях и дремлют, вздрагивая от грохота проносящихся поездов. Дремлют — это фиксация действия; дремлют, вздрагивая от грохота проносящихся поездов — это уже картина, описание5.

     Специфика описания в репортаже и в публицистике в его документальности, достоверности, подлинности. Такой характер описания обусловливает сдержанность, умеренность в использовании изобразительных средств. Репортажному описанию, по-видимому, чужды чересчур яркие, чересчур "беллетристические" средства и новообразования. Все это противоречит природе описания в репортаже и в газетной речи в целом. Но как вкрапления языковые метафоры, эпитеты и другие средства выразительности удачно инкрустируют словесную ткань, оживляют повествование6.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Повествование 

     Повествование – это изображение событий или явлений, совершающихся не одновременно, а следующих друг за другом или обусловливающих друг друга7.

     Самый, по-видимому, краткий в мировой литературе образец повествования — знаменитый рассказ Цезаря: "Пришел, увидел, победил" (Veni, vidi, vici). Он ярко передает самую суть повествования, смысловую и языковую — это рассказ о том, что произошло, случилось. Главное средство такого рассказа — сменяющие друг друга и называющие действия глаголы прошедшего времени совершенного вида.

     Повествование раскрывает тесно связанные между собой события, явления или действия. Предложения повествовательных контекстов не описывают действия, а повествуют о них.

     Например, заметка Алевтины Ароян «Паспорт-2010»:

     В нашей области стартовала межведомственная профилактическая операция «Паспорт-2010». Планируется, что во время нее будет оказана комплексная помощь по оформлению детям и подросткам свидетельств о рождении и российских паспортов граждан Российской Федерации.

     Кроме этого, сотрудники Федеральной миграционной службы России по Мурманской области помогут получить документы родителям или иным законным представителям несовершеннолетних, проживающих без документов, удостоверяющих личность, или не имеющих российского гражданства.

     Отметим, в прошлом году при проведении профилактической операции 472 несовершеннолетним было оказано содействие в получении паспортов граждан РФ и свидетельств о рождении. А всего, по данным УФМС, выданы паспорта 699 детям в возрасте от 14 до 17 лет8.

     Повествование можно считать главной, основной частью текста. Повествование — это сущность или душа литературы. Писатель — прежде всего рассказчик, человек, умеющий интересно и захватывающе рассказывать, передавать сюжет. Повествование представляет собой отражение реальной действительности, в которой протекает рассказ, повесть или роман. Оно тесно связано с пространством и временем. Обозначения места, действия, названия лиц, производящих действия и обозначения самих действий — это языковые средства, с помощью которых ведется повествование.

     Стилистические функции повествования разнообразны, связаны с индивидуальным стилем, жанром, предметом изображения. Повествование может быть более или менее объективированным, нейтральным или, напротив, субъективным, пронизанным авторскими эмоциями.

     Последний тип повествования типичен и для многих публицистических жанров. Примером может служить отрывок из репортажа М. Стуруа:

     В тот день — это было 24 апреля, — попав на Ферриндон-роуд, я невольно заметил здесь перемены. Внешне все было на своих местах. И все-таки чего-то не хватало, чего-то такого, без чего, как казалось ранее, Ферриндон-роуд была просто немыслима. Разгадку я увидел сразу: с фасада дома № 75 были сняты буквы, которые читались так: "Дейли Уоркер". На их месте красовались другие: "Морнинг Стар".
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.