Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Япония в геополитике США

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 30.05.13. Сдан: 2012. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?

29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

ЯПОНИЯ В ГЕОПОЛИТИКЕ США

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2004

 


СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Япония в геополитических планах США

1.1. Развитие отношений Японии и США во второй половине ХХ века

1.2. Япония как стратегический союзник США

Глава 2. Японская внешняя политика в условиях американской однополюсности

2.1. Степень соответствия внешнеполитических приоритетов Японии американской геополитической доктрине

2.2. Соединенные Штаты в представлениях японской политической элиты

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы. Взаимоотношения Соединенных Штатов и Японии (на протяжении 150 лет) всегда отличались противоречивостью. Однако практически на всем протяжении второй половины ХХ века и в начале XXI-го эти страны демонстрировали и демонстрируют устойчивый курс к сближению. В различные исторические периоды в его основе лежали три основных приоритета: геополитический, военный и экономический.

Всю вторую половину прошлого столетия и до нынешних дней центральное место во внешней политике Японии остаются отношения с Соединенными Штатами Америки. Период американской оккупации (сентябрь 1945 - начало 1952 гг.), сопровождавшийся принятием новой конституции, глубокими демократическими реформами, которые изменили весь облик Японии и поставили преграду возрождению милитаризма, завершился формированием японо-американского военно-политического союза.

Специфический характер этого союза, оформленного подписанием двусторонних договоров, сначала «о гарантии безопасности» (1951 г.), а затем ныне действующего «о взаимном сотрудничестве и безопасности» (I960 г.), состоит в том, что партнером США является страна, которая по настоянию Вашингтона провозгласила в своей послевоенной конституции принципы, ориентирующие ее на исключительно мирное развитие. В девятой статье основного закона Японии зафиксирован отказ «от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров». Более того, там же содержится обещание никогда не создавать «сухопутные, морские и военно-воздушные силы, равно как и другие средства ведения войны».

Стремление Японии опереться на конституцию, чтобы не допустить прямого втягивания в военные действия, проявилось и позже, когда в 1978 г. были подписаны Руководящие принципы японо-американского сотрудничества в области обороны. В этом документе также было зафиксировано, что создание Японией благоприятных условий для сотрудничества в области обороны и оказания помощи США осуществляется «в соответствии с японскими законами»[1].

Во время «холодной войны» среди японцев довольно широко распространилось опасение того, что союзнические отношения с США таят в себе угрозу втягивания Японии в военные действия в защиту чуждых им интересов. Но одновременно большие надежды возлагались и на американские гарантии обеспечения безопасности Японии от потенциальных внешних угроз. При этом к их числу неизменно приписывались СССР и Китай.

После окончания «холодной войны» в японском общественном мнении стали появляться взгляды о возможности пересмотра правительственной политики безопасности, ослабления военного аспекта японо-американских отношений. Но по-прежнему господствующей оставалось идея о том, что центральное место в политике обеспечения национальной безопасности Японии должен сохранять японо-американский договор.

Россия никогда не оставались безучастными к этим процессам, поскольку они напрямую затрагивали ее геополитические интересы, особенно в регионе Дальнего Востока.

Цель курсовой работы - рассмотреть особенности геополитики Соединенных Штатов Америки в отношении Японии.

В работе предполагается решить следующие задачи:

1. Изучить характер развития взаимоотношений Японии и США в геополитическом аспекте во второй половине ХХ и начале ХХI вв.

2. Показать внешнеполитические приоритеты США в Азиатско-тихоокеанском регионе и роль Японии в геополитических планах Соединенных Штатов.

3. Показать особенности реагирования японской политической элиты на геополитическую стратегию США в АТР.

Характер взаимоотношений Японии с Соединенными Штатами нашел отражение как в отечественной, так и зарубежной литературе.  Следует отметить работы В.И.Акимова[2], Р.Алиева[3], О.А. Арина[4], В.Н.Бунина[5], М.И.Крупянко[6], Д.В.Петрова[7], А.И.Уткина[8], Г.Аллисона, Х.Кимуры, К.Саркисова[9]. В материалах периодической печати эти вопросы также отражались достаточно регулярно, поэтому при написании данной работы автор использовал материалы Foreign Policy, The Japan Times, журнала «Проблема Дальнего Востока».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Глава 1. Япония в геополитических планах США

 

1.1. Развитие отношений Японии и США во второй половине ХХ века

 

 

Начало японо-американским отношением было положено ровно 150 лет назад. В 1854 году, в конце периода Эдо (1603-1867), когда в Японию прибыли «черные суда» командора Мэтью Перри, страны подписали знаменитый двусторонний Договор о мире и дружбе. Для Японии этот документ был поворотным моментом в истории. Он ознаменовал конец политики «закрытых дверей», которая велась сёгунатом Токугава более 200 лет, и переход к модернизации страны.

ХХ век оказался наиболее насыщен политическими переменами. Если взять за точку отсчета поражение японских войск на Халхин-голе летом 1939 г. и заключение Советским Союзом Пакта о ненападении с Германией в августе того же года, то следует отметить, что именно тогда стратегический курс Японии радикально изменился. Японские властные структуры сочли целесообразным отказаться, по крайней мере временно, от «продвижения на Север» и решили реализовать свою концепцию безгранично широко понимаемой безопасности в регионе Южных морей, где находились так необходимые Японии нефть, каучук, олово и другие виды ресурсов.

В 1941 году Япония заключает с СССР Пакт о нейтралитете, который имел исключительно важное значение для обеих сторон. Министр иностранных дел Мацуока был ярым сторонником геополитической идеи К.Хаусхофера о создании оси Берлин - Москва - Токио. Он говорил Сталину во время их встреч в Кремле 24 марта и 12 апреля 1941 г., что англосаксы являются общими врагами Японии, Германии и Советской России, и подчеркивал, что Япония воюет в Китае не против китайского народа, а против США и Англии, которые хотят присвоить себе Китай.

Что касается США, то на первых порах им казалось, что руками Японии удастся ликвидировать «большевистскую заразу» в Китае. Соединенные Штаты не соглашались с применением каких-либо санкций против Японии со стороны Лиги Наций. Аналогичную позицию американские представители заняли и на заседаниях Брюссельской конференции, где рассматривалась китайская жалоба на Японию.

Становившееся все более явным давление Японии в южном направлении заставило их, равно как и другие западные демократии, ужесточить реакции на японские действия. Китаю была оказана большая финансовая помощь и дипломатическая поддержка. Вашингтон ввел торговые санкции против Японии, заморозил ее финансовые авуары. США отказались признать «реформированное правительство Нанкина» и поддерживали контакты только с Чан Кайши. Япония оказалась в экономической блокаде. Запаса нефти в стране оставалось на полгода.

В этой обстановке японские военные пошли на риск большой войны. 5 ноября 1941 г. на совещании у императора было решено воевать с США, Англией и Голландией, если те не примут переданные Вашингтону «минимальные» требования. 26 ноября 1941 г. госсекретарь К.Хэлл вручил японскому послу в Вашингтоне послание, которое было воспринято в Токио как ультиматум. 8 декабря японская эскадра совершила нападение на Перл-Харбор.

В этих условиях центральным пунктом англо-американской политики по отношению к Восточной Азии была изоляция Японии и СССР и разжигание между ними антагонизма и враждебности. Является нескрываемым фактом, что Америка и Англия неуклонно придерживались политики превращения Японии в проводника их антисоветской политики в Восточной Азии. Америка и Англия не могли скрыть своего изумления, когда путем заключения Пакта о нейтралитете была гарантирована стабильность японо-советских отношений. Действительно, это означало, по замечанию Б.Славинского, создание великой стены против дьявольской Америки и жестокой Англии»[10].

После окончания Второй мировой войны Москва сумела «переиграть» Соединенные Штаты в Китае. После того как Квантунская армия в Маньчжурии была разбита советскими войсками, все ее вооружение было передано китайским коммунистам.

Соединенные Штаты, со своей стороны, закрепились в Южной Корее и установили единоличный контроль над оккупированной ими Японией. После «потери» Китая главная задача внешней политики США заключалась в том, чтобы сохранить Японию на стороне Запада. Решение этой задачи было возложено на специального представителя президента Г.Трумэна - Дж.Ф.Даллеса. Он должен был подготовить такой мирный договор с Японией, который позволил бы США превратить эту страну в крупнейшую американскую военную базу на Дальнем Востоке, в своего стратегического союзника.

Первый проект мирного договора с Японией США разработали в марте 1951 г. Даллес полагал, что оккупированная Япония недостаточно эффективно выполняет функции перевалочной базы для американской армии, воевавшей на Корейском полуострове, и настаивал на быстрейшем предоставлении ей независимости.

Надеясь, что СССР воздержится от участия в мирной конференции по Японии, США и Великобритания объявили, что они созывают в Сан-Франциско представителей произвольно отобранных ими стран не для обсуждения мирного договора, а только для его одобрения и подписания. Вносить какие-либо поправки в текст договора, составленного Соединенными Штатами и Англией, не допускалось. 8 сентября 1951 г. состоялась церемония заключения мирного договора с Японией. Советский Союз, Польша и Чехословакия отказались поставить свои подписи под этим документом. А.Громыко назвал этот мирный договор сепаратной сделкой между США и Японией.[11]

Однако для Токио и Вашингтона Сан-Францисский мирный договор стал результатом компромисса. Правящие круги Японии в итоге длительных закулисных маневров добились юридического прекращения оккупации и передачи в их руки всей полноты власти в стране. За это им пришлось пойти на ряд серьезных уступок Соединенным Штатам в политической и военной областях, в частности согласиться с неограниченным какими-либо сроками пребыванием американских войск на японской территории.

При подписании мирного Договора был также подписан Договор о безопасности, в результате чего:

- во-первых, Япония, которая после поражения в войне полностью лишилась своих вооруженных сил и осталась практически беззащитной, получила американскую гарантию от советской агрессии, а события на Корейском полуострове делали такую агрессию вполне возможной;

- во-вторых, большинство стран Азии, а также Австралия и Новая Зеландия, явившиеся объектами японского нападения и откровенно опасавшиеся возможного возрождения японского милитаризма, получили от Соединенных Штатов гарантии безопасности (ради согласия этих стран с американскими планами в отношении Японии США пошли на заключение двустороннего военного соглашения с Филиппинами и создание военного союза с Австралией и Новой Зеландией - АНЗЮС);

- в-третьих, под эффективный контроль было поставлено развитие японского военного потенциала;

- в-четвертых, американский «ядерный зонтик» надежно прикрыл Японию от коммунистического окружения и позволил совершить беспрецедентный экономический рывок, выведший ее в первую шеренгу развитых стран.

В 1960 г. во время официального визита в США премьером Н.Киси был подписал новый японо-американский «договор безопасности», развивавший положения прежнего, но повысивший статус Японии от «вассала» до младшего партнера. Подписание и ратификация договора вызвали беспрецедентные политические волнения в Японии, приведшие к срыву запланированного визита в Токио президента США Д.Эйзенхауэра, а затем и к отставке кабинета.

Несмотря на определенные сложности, взаимная заинтересованность США и Японии способствовала объединению их позиций во времена «холодной войны». После поражения СССР военное сотрудничество США и Японии только усиливалось и приобрело новые очертания.

С одной стороны, японское руководство стало придавать первостепенное значение развитию добрых отношений, отношений плодотворного экономического сотрудничества со своими азиатскими соседями как средству преодоления недоверия с их стороны к Японии, питаемого воспоминаниями о годах второй мировой войны, и интеграции их в гражданский блок, сосредоточенный на хозяйственной деятельности и наделенный весомой долей политической самостоятельности.

С другой стороны, учитывая прежде всего вполне реальную перспективу превращения КНР в ядерного гиганта с непредсказуемой внешней политикой, а также сохраняющуюся возможность (какой бы мизерной она сегодня ни выглядела) коммунистической реставрации в России со всеми ее последствиями, руководство Японии пошло на усиление военного сотрудничества с США в рамках пересмотренного в 1997 году Договора безопасности.

Пересмотренный Договор безопасности отразил симптоматичные сдвиги в японо-американском военном союзе: прежде всего переход Японии от статуса младшего партнера к статусу равноправного участника со всеми сопутствующими этой трансформации обязательствами.

С точки зрения Японского форума по международным отношениям, Договор безопасности в его нынешнем виде перекрывает потребности обороны собственно Японии. Он вырастает в важный механизм двустороннего военного сотрудничества и координации в обеспечении безопасности АТР. США и Япония как бы выступают ее гарантами.

Само собой разумеется, что пересмотренный Договор лишний раз подтвердил на перспективу глубокую заинтересованность Соединенных Штатов в делах этого региона вообще. Недаром помощник госсекретаря США У.Лорд заявил: «Сегодня в мире нет более важного для Соединенных Штатов региона, чем Азиатско-тихоокеанский. Завтра, в XXI в., эта тенденция полностью сохранится»[12]. В сущности о том же говорил на заседании Корейской национальной ассамблеи президент Б.Клинтон: «Америка - это тихоокеанская страна. У нас нашли свой дом и приют многие жители со всей Азии, в том числе миллион корейцев. Мы вели здесь три войны в течение этого столетия»[13].

Таким образом, новая Программа сотрудничества ориентировала на поддержку американского военного присутствия в АТР и на всемерное укрепление японо-американской системы безопасности. 

Руководящие принципы 1997 г.[14] предусматривают сотрудничество между Силами самообороны и войсками США, расположенными на Японских островах, в мирное время, во время вооруженного нападения на Японию и в чрезвычайных ситуациях, возникающих в окружающих ее районах.

Судя по всему, Япония усматривает в новом варианте Договора безопасности шаг по пути приведения ее политической роли в соответствие с ее экономическим могуществом. Но неизбежное при этом увеличение бремени разнообразной ответственности беспокоит определенные круги в стране. Эти аспекты мы рассмотрим во второй главе данной работы.

1.2. Япония как стратегический союзник США

 

К концу ХХ века сформировались три центра экономического могущества: США - Западная Европа - Япония, которые возникли еще в начале 70-х годов. За прошедшие годы структура этих центров изменилась и довольно существенно. Во-первых, экономические потенциалы этих центров стали более равновесны. Во-вторых, они стали более взаимопереплетенными. В-третьих, несмотря на относительное падение удельного веса США в рамках этой трёхугольной системы, именно сейчас у них появилась возможность для единоличной гегемонии как внутри системы, так и за ее пределами, т.е. в глобальном масштабе. Последнее было вызвано сломом биполярности в международных отношениях на рубеже 80-х-90-х годов в результате распада СССР и превращения России в третьеразрядную державу по экономической мощи. Подобный ход событий резко усилил стремление США играть единоличную гегемонистскую роль в мире.

Чтобы понять поведение США на международной арене, необходимо понимать, что скрывается за доктриной национальных интересов, которая является альфой и омегой внешней политики Вашингтона в любой точке земного шара, в том числе и в Японии.

При всех нюансах в интерпретации современной доктрины национальных интересов, в том числе и самими американскими президентами, она опирается на три классических постулата. Первый - усиление американской экономики. Второй - распространение демократических ценностей. Третий - необходимость обладанием мощной военной силы, поддерживающей и обеспечивающей выполнение первых двух постулатов.

Все это вкупе должно служить реализации глобальных целей США. Не всегда это удавалось, однако в настоящее время, после окончания «холодной войны», США, ощутив себя фактическим единоличным лидером в мире, пытаются во всей полноте воспользоваться ситуацией. Американские теоретики международных отношений и мировой истории (Эрриги, Уоллерстайн и др.) как бы с объективных позиций обосновали нынешний исторический цикл, связанный с гегемонизмом США, который начал себя проявлять после второй мировой войны.

В геополитических планах США на ХХI век Японии отводится весьма почетная миссия. Она – важнейший, и что не менее значимо, надежный геостратегический союзник супердержавы.

Среди перечисленных в Руководящих принципах 1997 года сорока видов японо-американского сотрудничества в чрезвычайных ситуациях - организация работы с беженцами, поиск и спасение, эвакуация мирного населения, обеспечение эффективности экономических санкций, тыловая поддержка в виде поставок горюче-смазочных материалов, транспортировки персонала и оборудования для миннотральных операций в японских и международных водах и т.д.

Сотрудничество распространяется и на операции против партизан, и на организацию противоракетной обороны.

Япония разрешает войскам США использовать гражданские аэродромы и морские порты в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств, а также осуществлять инспекции иностранных гражданских судов, следующих с грузом в период экономических санкций, которым подвергается та или иная страна, вызвавшая напряженность обстановки (впрочем, делается оговорка, в соответствии с которой инспекции судов проводятся только по вынесении резолюции Советом Безопасности ООН)[15].

Сегодня на территории Японии расположено американское ядерное оружие, но по сведениям Китая и Северной Кореи Япония располагает и собственным.

В 2004 году впервые контингент сухопутных войск, включающий бронетехнику, был переброшен для поддержки американской оккупации Ирака. Боевые корабли Морских сил самообороны впервые с 1944 г. отметились военными походами в Индийский океан. И, наконец, восстановление японской военной мощи потребовало официального оформления. Правительство Японии уже открыто говорит, что Силы самообороны давно не соответствуют формальному статусу, и готовит план пересмотра Конституции страны - отменить демилитаризующую статью (ст.9).

Впервые на повестку дня поставлен вопрос о превращении Сил самообороны в полноценную армию для решения геополитических задач. Япония будет посылать свои вооруженные силы туда, куда сочтет нужным. И вдобавок к уже появившемуся на японской территории ядерному оружию Япония собирается войти в американскую систему ПРО и проводить дальнейшую модернизацию своих вооруженных сил. Одним словом, при непосредственной поддержке США Япония собирается вернуть себе право на армию и войну.

Главную ударную силу группировки сил общего назначения США в Тихоокеанской зоне составляют шесть авианосцев, каждый из которых способен нести до 90 самолетов и вертолетов. Их мощь дополняют ракетные корабли и многоцелевые атомные подводные лодки, вооруженные дальнобойными крылатыми ракетами. Амфибийные силы США с приданными кораблями и судами способны перебросить и обеспечить высадку экспедиционной дивизии морской пехоты - 50 тыс. человек при 370 боевых бронированных машинах, 360 самолетах и вертолетах, 120 орудиях полевой артиллерии. Из трех существующих в Корпусе морской пехоты США дивизий две дислоцированы на Тихом океане. Сухопутные войска в Тихоокеанской зоне (без размещенных на западном побережье Америки) насчитывают 51 тыс. человек в составе четырех дивизий, а ВВС (в трех воздушных армиях) - 290 боевых самолетов. При этом американцы не снижают внимания к развитию новых концепций применения своих войск в региональных и локальных войнах. Чтобы обеспечить себе полное преобладание в военной области, они периодически проверяют свои войска и силы флота в реальных военных конфликтах на различных театрах военных действий. На основе приобретенного опыта происходит интенсивное обновление систем управления войсками и оружием. Внедряются автоматизированные системы управления, обеспечивающие соединениям своевременность обнаружения, надежность сопровождения, оперативность нацеливания и высокую вероятность поражения заданных целей в масштабе времени, близком к реальному. Развертывается корабельная система ПРО на Тихоокеанском театре для борьбы с баллистическими ракетами противника. Продолжаются разработки ряда образцов нетрадиционного оружия, а также работы по совершенствованию существующих систем вооружения.[16]

Для России военное возрождение Японии имеет особое значение в контексте «проблемы северных территорий» - территориальных претензий Японии к России. Япония требует от России передать ей группу южнокурильских островов, которые были присоединены к СССР после окончания Второй мировой войны. «Северные территории» - это острова: Кунашир (яп. Кунасири), Ловцова (Бэнтон), Итуруп (Эторофу) с прилегающими островами Лебедя и Камень-Лев (Моэкэси), Шпанберга (Сикотан), и группе островов Плоские (Хабомаи), к которой относятся острова Сигнальный (Кайгара), Танфильева (Суйсё), Юрий (Юри), Анучина (Акиюри), Зеленый (Сибоцу) и Полонского (Тараку) с прилегающими островами и скалами. Общая площадь всех названных островов составляет 5 тыс. кв. км.[17]

Спорные острова - не просто 5 тысяч километров голых скал и камней. Огромное значение имеет геостратегическое и экономическое положение островов. Для Японии (а значит, и для США) - это выход на континент, это плацдарм для геополитической экспансии и сдерживания Китая, Северной Кореи и России. И фактически, в условиях возрождения боевой мощи Японии, сдерживающим фактором насильственного японского вторжения на острова остается только российское ядерное оружие. Войска РФ на островах сокращены до уровня бригады, а общий военный потенциал в регионе Дальнего Востока продолжают деградировать. Так что для Японии остается только выжидать удобного момента для оккупации островов. Когда военный потенциал России на Дальнем Востоке окончательно сведется к нулю, а основная часть ядерного оружия выйдет из строя, тогда Япония при поддержке США перестанет «просить» нужные ей территории, а просто заберет их силой, как в свое время и делала в отношении слабых Китая и Кореи.

 


Глава 2. Японская внешняя политика в условиях
американской однополюсности

2.1. Степень соответствия внешнеполитических приоритетов Японии
американской геополитической доктрине

 

События Второй мировой войны надолго исключили Японию из международных политических процессов. В начале 70-х годов начались разговоры о необходимости приведения внешнеполитической роли Японии в мире в соответствие с ее экономическим потенциалом - идея, которую советский японовед Д. В. Петров рассматривал как доктрину.[18] Она состояла из трех частей: 1) содействие стабильности рыночных демократий в мире; 2) обеспечение стратегического баланса сил между капитализмом и социализмом; 3) вклад в стабильные экономические и политические отношения между Севером и Югом, в особенности в Азии.

Новый поворот во внешней политике Японии наметился в 90-х годах прошлого столетия. В этот период произошли три события, внесшие коррективы во внешнюю политику Японии. Это, во-первых, поражение США во Вьетнаме; во-вторых, Япония заняла второе место в капиталистическом мире по ВНП; в-третьих, началась разрядка в советско-американских отношениях.

После окончания «холодной войны» перед Японией вновь встала задача определения ее роли в мире. В отличие от эйфории в США в связи с развалом Советского Союза Япония значительно сдержаннее отнеслась к этому историческому событию. Более того, она оказалась, пожалуй, единственной страной в капиталистическом мире, которая не только ничего не выиграла от этого, но кое в чем проиграла. Геостратегическая ситуация вокруг Японии усложнилась. Среди новых «источников беспокойств», как деликатно выразился Ацумаса Ямамото, являются: страхи по поводу а) сокращения военного присутствия США в регионе; б) будущего поведения Китая; в) намерений Японии стать военной державой.[19] Если Россия рассматривался в контексте текущего момента, то Китай калькулировался в качестве «угрозы» на перспективу.

Усилиями премьер-министра Накасонэ устанавливается персональный контакт с Р.Рейганом («Рон-Ясу») и М.Горбачевым, что рассматривается как наступление новой эры в отношениях сотрудничества «свободного мира» и коммунистического блока, Востока и Запада. Проблемы региональной и глобальной безопасности были для Накасонэ как премьера наиболее важными, поскольку 70-е годы стали временем роста антияпонских настроений за границей, вызванных успехами ее экономической экспансии. В правящей элите США к этому добавилось недовольство еще и тем, что Япония не желала увеличивать свои военные расходы в соответствии с требованиями Вашингтона. Накасонэ не только приложил максимум усилий для восстановления доверия, но и сделал ставку на дальнейшее укрепление стратегического партнерства в области обороны и безопасности, которое вышло на новый уровень еще в 1978 г. после заключения соглашения о совместном оперативном планировании.

Преемник Накасонэ Н.Такэсита продолжил ту же внешнеполитическую линию. Внешнеполитическая активность Такэситы была очень высока: он выезжал за границу едва ли не чаще всех других послевоенных глав кабинетов, но оценки результативности его поездок постепенно становились все более скептическими. Эксперты токийского Института мира и безопасности в одном из обзоров решительно говорили об отсутствии у него «какой бы то ни было политики» и подытоживали: «Энергичные визиты Такэситы во множество стран... может быть, и могли помочь утвердить его в мире, но от них ожидалось нечто большее, чем только улыбки»[20].

В самом начале 90-х годов официальная Япония выстраивала свои внешнеполитические задачи по образцу Дж. Буша (старшего) через концепцию Нового мирового порядка. В марте 1990 г. премьер Кайфу сформулировал свое понимание нового мирового порядка, основанного на: 1) укреплении мира и безопасности; 2) уважении свободы, равенства и демократии; 3) гарантировании всемирного процветания через открытую рыночную экономику; 4) обеспечении развития, гарантирующего всем людям достойную жизнь; 5) создании системы стабильных международных отношений с диалогом и сотрудничеством как главными чертами[21].

Но начавшаяся война в Персидском заливе поставила перед руководством Японии ряд принципиально важных вопросов, в том числе вопрос о степени подчиненности политики Японии в области обороны и безопасности курсу США. Война в Заливе была названа поворотным моментом для японской политики и дипломатии, уроки которого необходимо было осмыслить в полной мере[22].

С 1992 г. Белая книга по внешней политике Японии больше не содержит разделов об отношениях Японии с теми или иными странами или регионами, но построена по проблемам, на первое место среди которых выдвинулись разоружение (в свете благополучного окончания «холодной войны») и внешнеэкономическая помощь.

Выступая в парламенте 24 января 1992 г. с программной речью, премьер Миядзава, в частности заявил: «Наши соглашения о безопасности с Соединенными Штатами являются незаменимым основанием для мира и процветания в Азиатско-Тихоокеанском регионе, и Япония будет строго их придерживаться. В соответствии с нашей мирной конституцией и базовыми принципами об исключительно оборонительном характере и непревращении в военную державу, которая может угрожать другим странам, Япония будет продолжать усилия по укреплению достаточной обороноспособности со строгим гражданским контролем и в соответствии с тремя неядерными принципами»[23].


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.